Функции государственного регулирования природопользования

8. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели.

В целом контрольную функцию можно охарактеризовать следующим образом:

а) данная функция распределена между значительным кругом органов. Например, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общий контроль за охраной природы; Министерство здравоохранения и социального развития РФ – санитарный контроль за природными объектами; Министерство сельского хозяйства РФ – ветеринарный и фаунистический контроль и т.п.;

б) порядок осуществления контрольных функций и компетенция органов, осуществляющих их, урегулированы специальными нормативно-правовыми актами. Так, государственный контроль за использованием и охраной земель урегулирован постановлением Правительства РФ, которым утверждено Положение о порядке осуществления этого контроля. Аналогичные положения имеются и в отношении других природных ресурсов;

в) поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих контрольную функцию, урегулирована законом, то в случае нарушения законности может вмешиваться Прокуратура РФ, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах. Например, в аппарате Прокуратуры РФ имеется Управление по охране окружающей среды.

Множественная расчлененность государственной функции контроля за экологопользованием и охраной окружающей среды на подфункции обусловлена сложностью и специфичностью задач, вытекающих из бесконечного разнообразия природных объектов. Разделение контрольных подфункций должно быть объединено единой организацией, роль которой исполняют органы местного самоуправления субъектов Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

9. Функция разрешения споров о праве экологопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду различных природных объектов.

В соответствии со ст. 76. Закона об охране окружающей среды: Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных этим убытков, в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан.

В отдельных случаях разногласия и споры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ разрешаются в порядке, предусмотренном ст. 85 Конституции РФ.

Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Органы государственного экологического управления специальной компетенции участвуют в применении юридической ответственности за экологические правонарушения. Это может выражаться в предъявлении исков в суд о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью граждан, а также имуществу государства, юридических лиц и граждан; в наложении административных взысканий за нарушение экологических требований, направлении материалов о привлечении виновных в них лиц к дисциплинарной ответственности; в содействии компетентным правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и выявлению экологических преступлений, привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

Полезно прочитать:

Предмет и структура теории государства и права, его роль в системе правоведения
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет понимается, как раздел науки, круг каких-либо явлений подлежащих исследованию. Предмет теории государства и права — это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначение, формы, содержание, наиболее общие зако .

Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности
Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых д .

Принцип гуманизма
Гуманизм предполагает уважение человека, его интересов, призвание его как личности. На основе такого понимания гуманизма сформулирована ст.7 УК РФ: 1.Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно – правового характера, применяе .

Интеллектуальная собственность

В современном международном частном праве объекты автор­ского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность».

www.listycom.ru

Тема 3. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В Экологическом кодексе РК имеется статья 6 Основные положения государственного регулирования в области охраны окружающей среды и государственного управления в области использования природных ресурсов.

Государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

— лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

— техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

— государственную экологическую экспертизу;

— выдачу экологических разрешений;

— государственный экологический контроль;

— систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий;

— государственный экологический мониторинг;

— государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;

— экологическое образование и просвещение.

Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя:

— государственное планирование в области использования природных ресурсов;

— государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

— выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

— организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;

— ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;

— установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;

— управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;

— организацию охраны природных ресурсов.

Между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Фактически речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах». [9]

Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды

В научной литературе имеются различные точки зрения ученых по вопросу понятия государственного управления:

Тем не менее, считаем, более убедительным определение Д.Л. Байдельдинова который считает, что государственное управление в области экологии — это исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, направленная на обеспечение экологического порядка при взаимодействии общества с окружающей средой, реализации экологических прав и соблюдении экологических обязанностей субъектов государства. [10]

Среди принципов государственного управления в области экологии одни ученые выделяют:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для жизни населения;

— государственная собственность на природные ресурсы, контролируемая государством частная собственность на

— сбалансированное решение экологических задач развития общества при решении задач социально-экономического развития государства;

— применения экономических методов управления путем внедрения экономического стимулирования для обеспечения экологического порядка; [11]

— широкое привлечение и активное участие граждан, населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в решении экологических проблем. (Д.Л.Байдельдинов)

Способы осуществления управленческой деятельности общеприняты в юридической литературе, обозначают формы и методы управления.

Формы государственного управления выражаются в трех основных видах:

1) правотворческая — разработка и принятие государственными органами нормативных актов, направленных на регулирования управленческих отношений;

2) правоприменительная — это деятельность государства, направленная на реализацию управленческих нормативных актов, путем принятия и осуществления конкретных действий;

3) правоохранительная — это деятельность государства, по принятию карательных мер к лицам, нарушившим или невыполняющим требования, предусмотренные государственными нормативным актам.

Органы государственного управления используют и императивный метод, метод обязательных предписаний, точного выполнения управленческих решений, не допуская каких-либо отступлений от него и метод рекомендаций метод, при котором выполнение государственных решений возможно в нескольких вариациях, с учетом каких-либо условий, например, местных условий и особенностей).

В экологической практике распространен метод государственного санкционирования, метод при котором решение негосударственного органа приобретает юридическую силу после утверждения его государством.

Метод разрешения (полного делегирования прав) применяется в тех случаях, когда негосударственный орган самостоятельно принимает решения обязательные для своих «внутренних» субъектов.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы.

Большинство ученых выделяют следующие функции государственного управления:

учета природных ресурсов и других природных объектов;

функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов;

экологической экспертизы; наблюдения за состоянием окружающей среды (осуществление экологического мониторинга);

экологическая сертификация; организация экологического контроля; разрешения споров о праве, о праве экологопользования. распределения и перераспределения природных объектов;

пространственно-территориального устройства природных объектов.

Система и компетенция государственных органов регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Вопросами экологии в Республике ведает широкий круг государственных органов, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на четыре группы: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, межотраслевой компетенции, функциональные органы. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное регулирование и управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

местные представительные органы;

местные исполнительные органы;

Центральное место в системе органов управления занимает Правительство Республики Казахстан.

Компетенция Правительства определена в Конституции Республики Казахстан, в Конституционном Законе о Правительстве, в ст.16 ЭК РК

Большое значение в регулировании общественных экологических отношений играют нормативные акты, издаваемые Правительством.

Особое место в системе органов исполнительной власти согласно ст. 20 ЭК РК занимают исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды:

Специальные органы государственного управления в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.18 ЭК РК специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и в соответствии с Перечнем специально уполномоченных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды, управления природопользованием и государственного контроля в этой области утвержденного постановлением Правительства РК от 12 марта 2004г. органами специальной компетенции является Министерство охраны окружающей среды РК. Для реализации экологических предписаний и применения, законодательных мер, Министерство наделено достаточно широким кругом полномочий, они определены в ст. 17 ЭК РК В системе Министерства охраны окружающей среды образован Комитет природоохранного контроля в соответствии с которым ряд контрольных функций в области охраны окружающей среды переданы этому Комитету.

В число специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти не входящий в состав Правительства. в области охраны окружающей среды и управления земельными ресурсами относится Агентство РК по управлению земельными ресурсами. Компетенции Агентства определена в Земельном кодексе РК (ст.14)

К таким органам относится Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

Полномочия Министерства определены Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан утвержденного постановлением Правительства РК 6 апреля 2005г.

К специальным органам управления созданным исключительно для решения задач в области охраны и использования вод относится, Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК. Правовое положение и компетенция Комитета определена в ВК РК (ст.37) и в Положении о Комитете по водным ресурсам МСХ РК, утвержденного постановлением Правительства РК 6 апреля 2005г.

Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства так же является специально уполномоченным органом в области охраны, использования и воспроизводства лесного фонда и животного мира.

Компетенция Комитета определена в ЛК РК (ст.13), в Законе РК Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира (ст.9) и в Положении о Комитете лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 6 апреля 2006г.

К органам специальной компетенции следует отнести и Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК и его Комитеты по геологии и недропользованию и по атомной энергетике. Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2004 года утверждено Положение о Министерстве энергетики и минеральных ресурсов РК и от 28 октября 2004 года утверждено Положение о Комитете геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

В Законе РК О недрах и недропользовании от 27 января 1996г. (с последующими изменениями) в ст.ст. 8, 8-1 определена компетенция компетентного органа и Компетенция уполномоченного органа по изучению и использованию недр

К специальным органам управления, на наш взгляд, следует отнести и Министерство здравоохранения Республики Казахстан оно является центральным исполнительным органом, осуществляющим, специальные исполнительные, контрольные, надзорные функции и межотраслевую координацию в сфере охраны здоровья граждан и охраны окружающей среды.

Министерство имеет Комитет государственного санитарноэпидемиологического надзора.

Функции Г осударственной санитарно-эпидемиологической служб определены Законом РК от 4.12 2002. О санитарноэпидемиологическом благополучии населения.

Особое место среди органов государственного управления занимает Министерство по чрезвычайным ситуациям РК. Согласно ст. 18 ЭК РК этот орган можно отнести к органам специальной компетенции. Так как природные, антропогенные факторы существенно влияют на состояние окружающей среды и здоровье человека. Не случайно в Республике был принят Закон РК О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера от 5.07.1996г.

В системе центральных органов межотраслевой компетенции, на которые возложены наряду с решением своих основных задач, выполнение межотраслевых задач, в том числе и в области охраной окружающей среды, к таким органам относятся: Агентство РК по статистики; Министерство финансов РК; Министерство экономики и бюджетного планирования РК.

К функциональным органам управления, выполняющие отдельные функции по природопользованию и охране окружающей среды к таким органам можно отнести:

Министерство транспорта и коммуникации; Министерство индустрии и торговли (с Комитетами по инвестициям, по делам строительства, оборонной промышленности, стандартизации, метрологии и сертификации); Министерство обороны РК; Министерство внутренних дел РК. и др.

В составе функциональных органов экологического управления и контроля особое место принадлежит Министерству внутренних дел РК.

Экологическая деятельность органов Министерства внутренних дел РК осуществляется в соответствии с Законом, «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. на органы внутренних дел возложена обязанность участвовать в проведении карантинных, санитарных и экологически мероприятий в соответствии с Перечнем специально уполномоченных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды, управления природопользованием и государственного контроля в этой области МВД РК указан как орган, осуществляющий функции контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, борьбу с браконьерством, незаконной порубкой деревьев и кустарников, с нарушениями правил охоты и рыболовства, расследованием экологических преступлений.

Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но и они в соответствии со ст.15 ЭК РК наделены важными полномочиями в области управления охраны окружающей среды и природопользования к их ведению относятся:

— организация работ по благоустройству и озеленению населенных пунктов;

— организация работ по обеспечению санитарной очистки населенных пунктов;

— содержание мест хранения и захоронения отходов производства и потребления;

— внесение предложений в местные исполнительные органы, уполномоченный государственный орган по охране и использованию историко-культурного наследия об объявлении природных и других объектов, имеющих экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, памятниками истории или культуры

lawbook.online

Основания возникновения права природопользования.

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 2028 ; Нарушение авторских прав

Передача природного объекта в аренду, заключение договора выдачи лицензии между субъектом и органом исполнительной власти края, области и т.д., на основе заключения экспертизы на предполагаемую деятельность.
Основания прекращения права природопользования:

· Добровольный отказ субъекта от пользования объектом;

· Непредусмотренная деятельность субъекта

· Прекращение договорных, арендных, трудовых отношений;

· Нарушение правил природопользования

Экологическая система – система экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной связью с остальными.

Лицензия –документ, удостоверяющий право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду)

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет – документы, удостоверяющие право его владельца на краткосрочное пользование участками лесного фонда или лесными ресурсами.

Право экологопользования – институт экологического права, регулирующий правомочия экологопользователей через правоотношения собственности в зависимости от видов и состояния природных объектов с учетом их экологических взаимосвязей, экологической системой страны, планетарной экологической системой и взаимодействия субъектов экологических отношений.

По характеру и основаниям возникновения различают право общего и специального природопользования. Право общего природопользования признается за всеми субъектами, для его осуществления не требуется разрешения. Специальное природопользование осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений (лицензий) соответствующих органов.

Право экологопользования возникает:

· Предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства в собственность, пользование или аренду;

· Включение земли в гражданский оборот

· Переход титула права собственности ан недвижимость (строение или сооружение)

Право экологопользования изменяется:

· Замены одного природного объекта другим при изъятии первоначального предоставленного для гос. И общественных нужд;

· Изменения правового статуса используемого участка

Основания прекращения права экологопользования:

· Добровольный отказ экологопользователя от пользования данным природным объектом;

· Прекращение экологопользования в случае прекращения деятельности организации, крестьянского хозяйства;

· Прекращение оснований права экологопользования – прекращение договора

· Нарушение правил экологопользования;

· Другие способы (нецелевое использование и др.)

Виды права экологопользования:

1) в зависимости от объекта права экологопользования – общее или специальное (по разрешению ли без)

2) в зависимости от вида эксплуатирируемых природных объектов и их состояния _ землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование и т.р.

Принципы регулирования природопользования:

Приоритета охраны окружающей природной среды;

Сочетание государственного регулирования с местным и самоуправлением

· Функция учета природных ресурсов и ведение государственных кадастров

· Планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов

· Распределения и перераспределения природных объектов

· Воспроизводства природных объектов

· Разрешения споров о праве экологопользования

life-prog.ru

16. Формы, функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Всякая система предполагает наличие множественности элементов (ее структурность) и наличие объединяющих связей между составляющими элементами. Такими объединяющими связями являются правовые формы, методы и функции регулирования.

Формы управления представляют собой внешнее проявление регули-рующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и не-правовую формы. Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах: а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей природной среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. Например, вопрос об отнесении земель к той или иной категории является вопросом экономическим, поэтому прини-маемые решения по этому вопросу не имеют правовой природы. б) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполне-ния ими своих функций.

В подавляющем большинстве формы регулирования бывают по своей природе неправовыми, поскольку правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устранимые только правовым путем. Правовые формы выражаются в трех основных видах: а) в правотворческой — в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму; б) в правоприменительной — в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь; в) в правоохранительной — в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

Правовые методы регулирования бывают четырех видов: а) метод обязательных предписаний. Он предполагает точное и неукоснительное вы-полнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей. в) метод санкционирования, при котором управденческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом. г) метод означает полное самоуправление органов, при котором они сами принимают управленче-ские решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы.

1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснован-ного экологопользования и охраны окружающей среды, которая невозмож-на без полной и достоверной информации о природных объектах. 2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природ-ных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов. 3. Функция распределения и перераспределения природных объектов обус-ловлена тем, что для их эффективного использования и охраны необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности (там, где она допускается) на данные природные объекты. Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве собственности, владения, пользования либо аренды. 4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколе-ний, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения. 5. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и при-нятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достиг-нут цели. 6. Функция разрешения споров о праве экологопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое вла-дение. пользование и аренду различных природных объектов.

Наиболее эффективной системой регулирования является такая, кото-рая в результате своего применения создает систему отношений, отлича-ющуюся устойчивостью и оптимальностью.

studfiles.net

Разрешение споров о праве экологопользования

Экологические требования к экологопользованию учитываются в намечаемой деятельности при подготовке обосновывающей документации с помощью выполнения норм качества окружающей среды, нормативов и правил экологопользования, правил проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Ведение учета в сфере производства является неотъемлемой функцией производства, а поэтому оперативный, статистический, бухгалтерский и т.п. учет является неизменным спутником сферы производства на государственных, кооперативных и иных предприятиях.

Применительно к экологическим отношениям можно выделить следующие составляющие разновидности учетной функции:

а) экологическая учетная функция выражается в осуществлении

11.Кузнецова, Н. В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н. В. Кузнецова. — М.: Юриспруденция, 2000. С. 74.

ведения экологического мониторинга, решение о создании которого принято Правительством РФ 24 ноября 1993 г. Экологический мониторинг представляет собой систему наблюдений в области окружающей природной среды для своевременного выявления изменений, ее оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, происходящих в ней;

б) экономическая учетная функция, выражающаяся в ведении кадастров всех природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод, растительного и животного мира и т.п., предусмотренных действующим экологическим законодательством. Система государственных экологических кадастров представляет собой систему необходимых и достоверных сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом положении природных ресурсов, распределении природных ресурсов по их пользователям.

Помимо установленного законом правового механизма учета природных ресурсов и их состояния, учетная информация формируется в сводном документе — Государственном ежегодном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РФ», который представляется в Правительство РФ и публикуется в российской экологической газете «Зеленый мир».

Учет природных ресурсов отличается от планирования и прогнозирования тем, что в нем не показываются возможные изменения в состоянии природных ресурсов.

Единого кадастра всех природных объектов в стране пока нет в силу того, что учитываемые в кадастрах природные объекты разнородны и требуют различных форм и методов кадастрового учета.

Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:

а) учет природных объектов ведется, как правило, по натуральной форме, например земли учитываются по количеству и качеству, по землепользователям, им дается бонитировочная градация и экономическая оценка;

б) кадастровый учет осуществляется по определенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет, специальные сроки представления кадастровых данных и т.п.;

в) кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов. Например, информация о промышленном районе устаревает уже через 10 лет вследствие радикальных изменений, произведенных человеческой деятельностью;

г) кадастровые данные, принятые в установленном порядке, систематизированы, сопоставлены по категориям (административно-территориальным единицам, составным частям фондов природных ресурсов, категориям и субъектам пользования природными ресурсами и т.п.), сведены для систематизации и занесения кадастровых сведений на технические носители;

д) практически по каждому виду кадастра (земельному, горному, водному, лесному, фаунистическому) имеется специальное постановление Правительства, которым регламентирован кадастровый процесс.

Данные кадастрового учета природных объектов, с одной стороны, придают определенный статус природному объекту, состояние которого установлено кадастровыми оценками, а с другой — позволяют принимать объективные и научно обоснованные решения относительно использования и охраны данного объекта. В случае ухудшения его кадастрового уровня по вине каких-либо лиц уполномоченные на то органы вправе принимать к виновным лицам установленные законом меры.

Кадастровые данные используются в отношениях по экологопользованию и хозяйственной эксплуатации природных объектов, где они служат определенным критерием при разрешении земельных споров. Например, членам сельскохозяйственных предприятий, выходящим из их состава, выделяется земельный участок, кадастровая оценка которого должна быть, как правило, на уровне средней по хозяйству. При предоставлении земельных участков с оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству законодательством устанавливаются налоговые и другие льготы.

Наконец, кадастровые данные природных объектов служат основой дифференцированного подхода со стороны исполнительных, налоговых и других органов в регулировании экологопользования и охраны окружающей природной среды. Так, мероприятия по охране земель осуществляются с учетом зональных и региональных особенностей земель, включающих и кадастровую оценку данного объекта природы.

Натуральные кадастровые показатели (например, класс земли по бонитету почв) служат основой для переведения натуральной ценности земли в денежную оценку, поскольку в РФ происходит последовательный переход к платному природопользованию. С 1992 г. пользование землей стало полностью платным, и плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.

На основе кадастровых данных осуществляются разработка, планирование экологопользования и охранительных мероприятий, распределение и перераспределение природных объектов в пользование, пространственно-территориальное устройство природных объектов и другие функции управления.

С целью эколого-экономической оценки эффективности экологопользования в границах административно-территориальных образований Минприроды РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами РФ в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и органами исполнительной власти субъектов РФ начинает формировать комплексные территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов, которые разрабатываются на основе показателей отдельных кадастров природных ресурсов и данных экологического мониторинга и представляют собой систематизированный свод данных о природоресурсовом потенциале конкретной территории и его использовании.

Порядок формирования и финансирования ведения комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов определяется Правительством РФ.

2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов.

В настоящее время планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития; проектов государственных целевых программ разных уровней в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов (экологических программ); проектов государственных целевых программ неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения; проектов комплексных программ научных исследований в сфере природопользования и охраны окружающей среды; градостроительной документации (проектов генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.); документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; предпроектных обоснований инвестиций и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3. Функция финансирования и материально-техническое обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов страхования (как добровольного, так и обязательного); кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и других источников финансирования.

Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.

Экологическое аудирование представляет собой независимую, систематическую, документированную и объективную проверку деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и оборудованием, предназначенными для предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. Оно осуществляется за счет собственных или привлекаемых средств предприятий, учреждений или организаций. Услуги по его проведению относятся к видам предпринимательской деятельности природоохранного назначения и подлежат лицензированию. В настоящее время наблюдается сокращение объема средств, выделяемых на осуществление мероприятий по охране окружающей среды из федерального и местных бюджетов. В связи с этим важным источником финансирования становятся экологические фонды, которые создаются с целью добровольного и обязательного страхования юридических лиц и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического вреда. Их средства используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

4. Функция установления правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; стандартизация в сфере экологии. Органы государственного экологического управления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, содержащие правила, требования и нормы по рациональному использованию, воспроизводству и охране земель, лесов, вод, недр, животного мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной частью экологического законодательства. 12

Большую роль в регулировании охраны окружающей природной среды играет стандартизация (нормирование), то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т. д.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на нее, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия основываются на медицинских, технических и других показателях, то есть разрабатываются с учетом вредности того или иного воздействия для здоровья людей, а также с учетом уровня технического состояния производственных и других объектов и возможностей предотвращения вредного воздействия их деятельности на окружающую среду. Указанные нормативы разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Система экологических стандартов включает в себя нормативы предельных воздействий на окружающую среду (производственных, территориальных и др.), нормативы организации охраны окружающей среды и контроля за ее качеством, а также стандарты, определяющие экологические понятия и термины.

Наиболее важное значение среди них имеют нормативы предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия имеют юридическое значение, так как закрепляются в нормативно-правовых актах и являются обязательными для исполнения. Они выступают критериями правомерности поведения субъектов экологических отношений, и за их нарушение установлена юридическая ответственность.

5. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.

Данная функция осуществляется в управлении экологопользованием и охраной окружающей среды по следующим направлениям:

а) установление специальных правил по воспроизводству природных объектов. Например, землепользователи обязаны повышать плодородие почв, предприятия гослесхоза — производить лесоразведение и лесовосстановительные работы, водопользователи — восстанавливать и улучшать качество вод и т.п.;

б) контроль за соблюдением этих правил органами государственного регулирования и стимулирования соблюдения этих правил мерами экономико-правового воздействия. Так, законом предусмотрена система государственного контроля за обеспечением природовосстановительных мероприятий всеми гражданами, организациями и иными лицами, выделение бюджетных средств на восстановление земель, нарушенных не по вине землевладельцев или землепользователей, освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, или на улучшение их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ, и т.п.;

в) установление такого режима экологопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природной функции.

Функция воспроизводства реализуется преимущественно неправовыми формами: обеспечение необходимыми мелиорантами для восстановления плодородия почв, поставка необходимой лесопосадочной техники; мелиоративные работы по созданию новых водоемов и т.п., поскольку для ее реализации необходимы определенные затраты и материальные средства.

Правовые формы данной функции реализуются преимущественно организационным путем, причем в связи с расширением местного самоуправления у данных органов расширяются полномочия в реализации этой управленческой функции.

6.Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их природными свойствами: объемом, расположением в пространстве и неподвижностью. Необходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно существующим и неподвижным условиям той или иной местности. С этой целью законом предусмотрено землеустройство, лесоустройство, установлены ограничения и запреты в пользовании животным миром на определенных территориях.

В функции территориально-пространственного устройства осуществляется увязка экологических и экономических интересов. Поэтому данная функция выделена в особый раздел практически во всех головных природоресурсовых актах и является специальным институтом в экологическом праве. 13

Территориально-пространственное устройство можно назвать правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие общества и

13. Боголюбов С. А. Экологическое право: конспект лекций / С. А. Боголюбов. — М.: Велби, 2007. С. 99.

природы, гармоничное экономическое и экологическое развитие всех сфер человеческой жизни.

Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экологических и экономических позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности, а следовательно, в размещении, расстановке средств производства с учетом условий и особенностей природных объектов, которые с момента отвода начинают также играть роль средств производства в качестве пространственного базиса или сырьевого придатка.

7.Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели.

В целом контрольную функцию можно охарактеризовать следующим образом:

а) данная функция распределена между значительным кругом органов. Например, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общий контроль за охраной природы; Министерство здравоохранения и социального развития РФ — санитарный контроль за природными объектами; Министерство сельского хозяйства РФ — ветеринарный и фаунистический контроль и т.п.;

б) порядок осуществления контрольных функций и компетенция органов, осуществляющих их, урегулированы специальными нормативно-правовыми актами. Так, государственный контроль за использованием и охраной земель урегулирован постановлением Правительства РФ, которым утверждено Положение о порядке осуществления этого контроля. Аналогичные положения имеются и в отношении других природных ресурсов;

в) поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих контрольную функцию, урегулирована законом, то в случае нарушения законности может вмешиваться Прокуратура РФ, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах. Например, в аппарате Прокуратуры РФ имеется Управление по охране окружающей среды.

Множественная расчлененность государственной функции контроля за экологопользованием и охраной окружающей среды на подфункции обусловлена сложностью и специфичностью задач, вытекающих из бесконечного разнообразия природных объектов. Разделение контрольных подфункций должно быть объединено единой организацией, роль которой исполняют органы местного самоуправления субъектов Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

8. Функция разрешения споров о праве экологопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду различных природных объектов.

В соответствии со ст. 76. Закона об охране окружающей среды: Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных этим убытков, в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан.

В отдельных случаях разногласия и споры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ разрешаются в порядке, предусмотренном ст. 85 Конституции РФ.

Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Органы государственного экологического управления специальной компетенции участвуют в применении юридической ответственности за экологические правонарушения. Это может выражаться в предъявлении исков в суд о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью граждан, а также имуществу государства, юридических лиц и граждан; в наложении административных взысканий за нарушение экологических требований, направлении материалов о привлечении виновных в них лиц к дисциплинарной ответственности; в содействии компетентным правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и выявлению экологических преступлений, привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

studfiles.net

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]