Принцип равенства всех перед законом и судом

Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и корреспондирующих ей ст. 6 ГПК РФ, ст. 1 .4 КоАП РФ. Он носит общеправовой характер и проявляется в целом ряде норм Конституции РФ (ст. 6, 8, 13, 14). Этот принцип условно можно разбить на два взаимосвязанных положения: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед законом и судом вытекает из демократического устройства общества и означает, что все имеют равные права и обязанности. Никто из граждан не может иметь никаких привилегий в зависимости от социального происхождения, иола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а для организаций – от организационно-правовых форм, подчинения, форм собственности, местоположения и т.п.

Из этого принципа допускаются определенные исключения в интересах некоторых членов общества. Так, например, женщины пользуются некоторыми особыми правами, особенно в трудовом законодательстве, связанными с особенностями их природы (материнства), определенные привилегии имеют лица в зависимости от своего возраста – несовершеннолетние и пенсионеры и т.п.

Равенство граждан перед судом означает, во-первых, применение судом для всех одинаковых законов и, во-вторых, в запрете создания специализированных судов с различным процессуальным режимом.

Можно подумать, что создание специализированных судов не отражается на действии принципа равенства граждан перед законом и судом. С этим можно согласиться лишь с одной существенной оговоркой: специализированные суды не должны действовать на основе специального процессуального законодательства. Таковы, например, военные суды, которые будучи специализированными, применяют общее для всех судов процессуальное законодательство – УПК РФ и ГПК РФ.

Из вышесказанного следует, что принцип равенства всех перед законом и судом применительно к правосудию означает применение для всех граждан судом единого законодательства как материально-правового, так и процессуального.

В гражданском процессе указанному принципу, на наш взгляд, противоречит наличие двух идентичных по своему процессуальному статусу процессуальных кодексов – ГПК РФ (для судов общей юрисдикции) и АПК РФ (для арбитражных судов). При наличии значительных расхождений в содержании ГПК и АПК РФ получается, что граждане-предприниматели и юридические лица в арбитражных судах имеют определенные льготы и привилегии по отношению к остальным гражданам, рассматривающим такие же гражданско-правовые споры в общих судах. Так, АПК РФ устанавливает возможность участия арбитражных заседателей, шире проводит принцип коллегиальности, не содержит института отказа в принятии искового заявления. Количество примеров, когда граждане-предприниматели и юридические лица имеют больше процессуальных возможностей в арбитражных судах, чем простые граждане в судах общей юрисдикции, можно продолжить.

Вот почему важно бороться за реальное проведение этого демократического принципа в жизнь.

Принцип равенства процессуальных прав сторон

Названный принцип вытекает из принципа равенства граждан перед законом и судом. Поскольку перед судом граждане равны, то в процессе спорящим сторонам должны быть предоставлены равные процессуальные права. Очевидна взаимосвязь равенства прав сторон и с состязательностью: честное состязание возможно лишь при равенстве средств состязания. Таким средством состязания выступают процессуальные права спорящих сторон. Вот почему состязательность обязательно должна предполагать и равенство прав сторон, ибо если стороны не равны в своих правах, то и результат состязания заранее задан, вернее всего, выигрыш в таком состязании должен оказаться за тем, кто имеет больше прав. Положение стороны, имеющей процессуальные привилегии, всегда более сильное. Взаимосвязь состязательности и принципа равенства прав сторон настолько сильны, что законодатель закрепил оба эти принципа в одной статье (ст. 123 Конституции РФ и корреспондирующие ей ст. 12 ГПК РФ, ст. 15 УПК РФ).

Основной идеей, вытекающей из принципа равенства прав сторон, является такое построение процесса, когда ни одна сторона не имеет преимущества в своих правах и возможностях влиять на ход процесса. Если о полном равенстве прав сторон можно говорить не во всех случаях, ибо, например, истец, возбуждая дело, уже имеет преимущество как «нападающая» сторона, в силу своей роли имеющая инициативу в процессе, то всегда необходимо обеспечить, по крайней мере, паритет в средствах «нападения» и защиты. Права истца и ответчика должны быть скоординированы и соответствовать друг другу. Так, истец вправе изменить основание или предмет иска, размеры исковых требований либо отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или в части или возражать против предъявленных ему требований, используя все предоставленные ему процессуальные средства, в том числе право предъявлять встречный иск (ст. 35, 39, 137, 138 ГПК РФ). В судебном заседании стороны имеют равные права заявления отводов (ст. 164 ГПК РФ; 64-69 УПК РФ), ходатайств (ст. 166 ГПК РФ), дачи объяснений (ст. 174 ГПК РФ), участия в исследовании доказательств (ст. 244 УПК РФ). В прениях стороны выступают равное количество раз, причем право последнего слова всегда принадлежит ответчику и обвиняемому (ст. 190 ГПК РФ, ст. 293 УПК РФ). Стороны имеют равные права совершать иные процессуальные действия, предусмотренные для лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК РФ, ст. 244 УПК РФ).

Принцип процессуального равенства последовательно проводится в действующем законодательстве. Если оно разрешает суду совершать действия (например, меры по обеспечению иска) по односторонней просьбе истца без выслушивания и даже без вызова ответчика (ст. 141 ГПК РФ), то эти случаи объяснимы особыми условиями и не могут считаться нарушениями принципа равенства, поскольку ответчик или обвиняемый не лишен права оспаривать постановление суда и просить об отмене мер по обеспечению (ст. 144, 145 ГПК РФ, ст. 46, 47, 49, 123–127 УПК РФ). Кроме того, судья может потребовать обеспечения возможных убытков ответчика, которые ответчик может понести (ст. 146 ГПК РФ) а обвиняемый, оправданный по суду, имеет право на реабилитацию с полным возмещением материального и морального вреда (гл. 18 УПК РФ).

Особенностью уголовного правосудия является то, что в нем не может идти речь о равенстве прав обвинителя и обвиняемого, ибо к последнему могут применяться весьма жесткие меры процессуального принуждения, вплоть до заключения под стражу. Речь может идти о равенстве прав сторон обвинения (прокурора) и защиты (адвоката).

Аналогичной особенностью обладает и правосудие по административным делам.

studme.org

Принцип равенства всех перед законом и судом

Ст. 19 Конституции РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещаются.

Равенство перед законом означает равенство прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина в рамках общего правового статуса,

установленного законодательством. Последнее не исключает особенностей

правового статуса отельных категорий лиц, предоставления им более широких прав или возложения на них специфических обязанностей, обусловленных

например, занимаемой должностью. Так, ст. 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» определяет требования, предъявляемые только к судьям и не свойственные обычным гражданам. Например, обязанность судьи при

исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Кроме того, судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности

судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,

литературной и иной творческой деятельности.

Равенство перед судом раскрывается в ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», которая закрепляет, что

суды не должны отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной,

социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Равенство

перед судом, кроме того, означает наделение всех граждан РФ или граждан иностранного государства, лиц без гражданства, представших перед судом в том

или ином качестве равными процессуальными правами и обязанностями. Например, если лицо является потерпевшим по уголовному делу, то ему должны быть предоставлены права и на него должны быть возложены обязанности,

указанные в ст. 42 УПК РФ, независимо от его социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям и т.д. Тем не менее и здесь имеются весьма существенные исключения. Например, согласно ст. 91 Конституции РФ, Президент России обладает неприкосновенностью, т.е. он не может быть

привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру и т.п. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной

измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении

установленного порядка выдвижения обвинения.

исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Такие высокие гарантии неприкосновенности призваны обеспечить

независимость главы государства и по существу представляют собой один из элементов системы сдержек и противовесов в условиях действия принципа разделения властей. Неприкосновенностью (или иммунитетом) обладают также и депутаты (члены) законодательных (представительных) органов государственной

власти и местного самоуправления, судьи. Определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в смысле установления особой, усложненной процедуры привлечения к уголовной ответственности установлены

в отношении прокуроров и следователей прокуратуры, адвокатов, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, члена избирательной комиссии,

комиссии референдума с правом решающего голоса и других лиц. Установление

подобных иммунитетов характерно для современных демократических государств и преследует цель усиления правовых гарантий для данных лиц от всякого рода незаконных и необоснованных преследований, связанных с их политической или служебной деятельностью.

Кроме того, существует и так называемый дипломатический иммунитет, который предоставляется определенным категориям иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Вопрос об

уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных

государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории России, решается в

соответствии с нормами международного права, установленным такими актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Международная

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др. Эти международно-правовые документы устанавливают перечень

дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по законодательству РФ за преступление, совершенное в России. Как правило, таких лиц, совершивших преступления, объявляют персонами нон

грата и обязывают покинуть территорию нашего государства.

lawbooks.news

Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов. Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др. Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства. Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке. При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством. Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

advokat-malov.ru

Принцип равенства перед законом и судом – важнейший аспект в Российском законодательстве

Принцип равенства всех граждан перед законом считается конституционным и правовым положением в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Обеспечение равноправия всегда являлось одним из основных идей и призывов. На сегодняшний день данная норма закреплена на конституционном уровне почти во всех странах мира.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 755-96-84 . Это быстро и бесплатно !

Суть принципа

Рассмотрим подробнее, кто в РФ имеет право на равенство перед законом и судом. Равенство всех перед законом (равноправие) — это главный принцип, соответственно которому граждане, в независимости от их статуса, пола, сексуальной ориентации, нации, места жительства, религиозной веры, считаются равными перед законом.

Дискриминация – нарушение данной нормы.

Равноправие является общим принципом права и делает упор на права и ограничения человека.

Равноправность перед законом подразумевает идентичное использование позиций, которые зафиксированы в законодательстве.

Данное правило применяется также в действующем кодексе России.

Статья закона

Cтатья 1.4 КоАП Российской Федерации гласит о том, что граждане, которые совершают преступление, всегда имеют равные права перед законом.

Запрещенными остаются всякие виды ущемления граждан, касающихся признаков языковой, социальной и национальной принадлежности, поэтому они имеют одинаковые законные права и возможности.

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусмотрены особенные применения условий по делу о правонарушении и притягивании к административной ответственности должностных физических лиц, которые осуществляют государственные роли.

Адвокаты также подвергаются административному поручительству, независимо от места нахождения или административной подчиненности.

Только после установления личности физическое лицо немедленно освобождают либо подвергают административному взысканию.

Органы или должностное лицо, которые ведут дело, не имеют права кого-то выделять, оказывать предпочтение или же особо ущемлять, так как все стороны занимают равные позиции и имеют одинаковое процессуальное положение, а также пользуются идентичной совокупностью прав.

Равноправие участников процесса распространяется на все стадии делопроизводства. Возможность использования прав всегда является одинаковой и реальной, поэтому законы предусматривают дополнительные гарантии физическим лицам, у которых нет возможности профессионально защищать свои права.

Обязательно государственный защитник будет предоставлен в делах немых, несовершеннолетних, глухих и слепых, то есть тех, кто полноценно не сможет производить отстаивание своих прав.

Если же физическое лицо не владеет национальным языком – в любом случае ему предоставляется возможность пользоваться своим языком с помощью переводчика.

Равенство перед судом

Это значит, что все граждане, предстающие перед судом, всегда наделены одинаковыми законными правами и надлежащими обязанностями. То есть, если гражданина вызвали в суд, то независимо от национальной принадлежности, должностного или социального положения, он должен туда явиться в назначенное время и дать правильные и правдивые показания.

Принцип равноправия обладает признаками, которые:

  • являются ответственной идеей, зафиксированной в нормативных актах Конституции РФ;
  • выражают демократический принцип России и надлежащие права, степень социального и экономического улучшения;
  • представляют собой важную часть системы принципов, где любое правонарушение может привести к наказанию, предусмотренному законодательством.

Итак, принцип равенства граждан перед законом и судом заключается:

  1. В гарантии законных интересов всех граждан, которые совершили злодеяние, а также покрытии ущерба, причиненного правонарушением.
  2. В предоставлении законных потребностей для каждого гражданина, вовлеченного в область криминального разбирательства, защите от всевозможного ограничения в процессе уголовного действия.

На основе этого можно утверждать, что за последнее время введение разных законов и прав о принципе равенства граждан, стало настоящей тенденцией.

Данное законодательство, выражает активную готовность иметь точную гарантию и обоснованность к уголовному обязательству, а также применения всех мер к физическим лицам, совершившим преступление.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 755-96-84 (Москва)
+7 (812) 565-33-79 (Санкт-Петербург)

urist.expert

5. Равенство всех перед законом и судом

Рассматриваемый принцип состоит из двух взаимосвязанных частей, а именно: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед судом проявляется в следующем.

Во-первых, правосудие осуществляется единой судебной системой. В России отсутствуют сословные суды, предназначенные для рассмотрения дел отдельных субъектов.

Во-вторых, суды рассматривают и разрешают гражданские дела, руководствуясь единой процессуальной формой.

В-третьих, лица, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными правами и несут равные обязанности.

Равенство всех перед законом проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам гражданских процессуальных правоотношений.

Законодательство может устанавливать определенные льготы для некоторых субъектов. Например, введение альтернативной подсудности, освобождение от уплаты судебных расходов, освобождение от обязанности давать свидетельские показания и т.д. Вместе в тем подобные льготы не нарушают принцип равенства всех перед законом и судом, так как льгот установлено немного и все лица, находящиеся в сходной ситуации, обладают общим правом использовать указанную льготу.

Однако нельзя не сказать, что равенство всех перед законом и судом должно поддерживаться экономическими гарантиями, особенно в период быстрого расслоения населения по имущественному принципу. Во многих странах мира введена система бесплатного представительства, оказания адвокатами юридических услуг определенным группам лиц по сниженным ценам и проч. В российском гражданском процессе также введены институты, позволяющие защитить интересы малообеспеченных лиц в процессе (отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера -ст. 90 ГПК).

lawbook.online

Еще по теме:

  • Вступление в реестр мфо Указание Банка России от 28 марта 2016 г. № 3984-У "О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, […]
  • Причины увольнения работника трудовой кодекс Правильное увольнение (памятка работодателю) Памятка адресована всем работодателям. Возможно, она поможет Вам сэкономить деньги, время, а самое главное — нервы. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ содержит 18 оснований для увольнения […]
  • Закон о плане закупок Энциклопедия решений. План закупок по Закону N 44-ФЗ План закупок по Закону N 44-ФЗ В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 […]
  • Няня с проживанием киев частные объявления Няня с проживанием киев частные объявления Ищем няню для девочки, возраст 1 год. Активная, веселая. График работы ПН-ПТ с 9.00 до 18.00 район Теремки-1, Феофания. [. ] Вакансия №434470 Потрібна няня-гувернантка для двох дівчаток 5ти (відвідує […]
  • Калькулятор пошлин суд Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами […]
  • Закон о рекультивации Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке проведения рекультивации и консервации земель" (подготовлен Минприроды России 26.05.2017) Досье на проект В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 13 […]