Оглавление:

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности

19 августа 1991 г., когда Президент СССР М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа путчистов во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым, премьер-министром В.С. Павловым, председателем КГБ СССР В.А. Крючковым, министром обороны Д.Т. Язовым объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), к которому перешла вся полнота государственной власти. Президент СССР «по состоянию здоровья» был отстранен от должности, а исполняющим обязанности Президента был объявлен Янаев. Были запрещены митинги и демонстрации. В Москву были введены танковые подразделения.

Однако планам путчистов не суждено было сбыться. Решительными действиями российского руководства и, прежде всего, Б.Н. Ельцина, объявившего членов ГКЧП вне закона и получившего поддержку армии и мирового сообщества, путч был подавлен, а путчисты арестованы. М.С. Горбачев вернулся из Фороса в Москву.

Неудавшийся переворот дал толчок к распаду СССР. О выходе из Союза заявили Латвия, Литва и Эстония, что было оформлено Указом М.С. Горбачева. 24 августа была провозглашена независимость Украины. На прошедшем 1 декабря 1991 г. референдуме 90,32% всех граждан Украины проголосовали за независимость. После этого стало ясно, что распад СССР неизбежен.

Собравшиеся 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Белоруссия, Беловежская пуща) лидеры трех из четырех стран учредительниц СССР: Б.Н. Ельцин – Россия, Л.М. Кравчук – Украина и С.С. Шушкевич – Белоруссия – констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование. Там же они составили и подписали документ о создании нового союза – Содружества Независимых Государств.

rusarchives.ru

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Распад СССР кратко

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

historykratko.com

Как распался СССР: 25 лет назад было подписано Беловежское соглашение

8 декабря 1991 года в Белоруссии, в правительственном санатории «Вискули» Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук подписали договор о создании Союза Независимых Государств и ликвидации СССР

Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин (слева направо) после подписания Беловежских соглашений

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет «решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР — Конституции 1977 г. — эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

Сергей Шахрай: в 1991 году в Беловежской Пуще был остановлен распад СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

Аскар Акаев: гласность и кадровые ошибки Горбачева имели для СССР разрушительные последствия

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев «железно» стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике». Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне — Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

«Парад суверенитетов»

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили «народные фронты» — массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, «если они нарушают суверенитет РСФСР». Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба — Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

Формула распада: 25 лет референдуму о сохранении СССР

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил «провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе». В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против — 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название «ново-огаревского процесса». Согласно договору, аббревиатура «СССР» в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как «Союз Советских Суверенных Республик». В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к «ново-огаревскому процессу», в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это «через определенные промежутки времени». Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Август 1991: «Выйдут на улицу танки, люди уйдут на кухни»

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа — Украина, 30-го — Азербайджан, 31-го — Узбекистан и Киргизия, остальные — в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете «Известия» было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости «подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств», на «переходный период» создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон «Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период», в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, «для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики», был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что «независимые государства» являются «бывшими субъектами СССР»; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились «в исключительную юрисдикцию суверенных государств». Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как «конфедеративное демократическое государство». Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи «с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование».

tass.ru

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Распад Советского Союза не уничтожил его наследия

Недавно 86-летний Михаил Горбачев дал интервью немецкому журналу Spiegel, в котором описал последние дни Советского Союза, свои ошибки в решении проблем с Коммунистической партией, а также о попытке путча. Он описал коммунистов как сборище безумцев, Ельцина — как человека, охваченного жаждой власти и славы, себя — как уставшего человека с ограниченными возможностями, а Путина — как политика, который ведет страну в прошлое. Все это уже знакомые утверждения и воззрения последнего Генерального секретаря СССР, великой державы, которая пережила свои последние мгновения во время государственного переворота в августе 1991 года, но на бумаге еще оставалась государством до декабря того же года.

Сегодня о тех днях известно намного больше, чем мир знал о происходящем в то время. Известно, кто принимал решения, какими они были, и какие решения не были реализованы. Августовские события были драматичными, и никто на Западе их не ожидал, хотя и царило ощущение, что происходит нечто значительное. После того как стало понятно, что Советский Союз распадается на составные части, советское правительство решило взять под контроль советского президента и Генерального секретаря Горбачева. Попытку государственного переворота совершили консервативные члены Коммунистической партии, противники горбачевской программы реформ и идеи о создании нового союза, в рамках которого многие полномочия перешли бы от центральной власти к республикам.

Только придя к власти, Горбачев выдвинул программу амбициозных реформ, известную двумя принципами — перестройка и гласность. В 1985 году эти инициативы очень обеспокоили советскую номенклатуру, да и сам Горбачев предчувствовал, что эти свободы усилят националистические настроения нерусских народов. Особенно сильно националистический пожар разгорелся в 1991 году, когда СССР пребывал в глубоком экономическом и политическом кризисе. К тому времени Эстония, Латвия, Литва, Армения и Грузия уже провозгласили независимость от Советского Союза. В январе 1991 года советские войска силой пытались вернуть Литву и Латвию, но безуспешно. В Нагорном Карабахе и в Южной Осетии происходили вооруженные столкновения.

Россия провозгласила независимость 12 июня 1990 года и начала ограниченно применять советские законы, в особенности касающиеся экономики и финансов, на своей территории. Верховный Совет Российской Социалистической Федеративной Республики принял законы, противоречащие советским. На референдуме 17 марта 1991, который бойкотировали страны Прибалтики, Армения, Грузия и Молдова, большинство граждан остальных республик выразило желание сохранить обновленный Союз. Восемь из девяти республик (Украина выступила против) приняли решение подписать договор о новом союзе, по которому Советский Союз превратился бы в федерацию независимых республик с единым президентом, внешней политикой и армией. Этот договор собирались подписать 20 августа 1991 года, и его подписантами стали бы Россия, Казахстан и Узбекистан.

Попыткой государственного переворота руководил глава КГБ Владимир Крючков, к которому присоединился министр обороны Дмитрий Язов, министр внутренних дел Борис Пуго, премьер-министр Валентин Павлов, вице-президент Геннадий Янаев, заместитель председателя Совета обороны СССР Олег Бакланов, руководитель аппарата Горбачева Валерий Болдин и секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Олег Шенин. Они потребовали от Горбачева и президента России Бориса Ельцина ввести военное положение и вернуться к прежним законам. На протяжении некоторого времени Горбачев и Ельцин были заблокированы.

Мог ли СССР просуществовать до 21 века?

От СССР до России: эволюция гендерных образов

Безумный план США по выживанию

В последующие несколько месяцев были перераспределены полномочия и созданы новые институты. До декабря только Россия, Казахстан и Узбекистан не провозгласили свою независимость. В том же месяце семь республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения и Таджикистан) приступили к созданию Союза Суверенных Государств, но эта идея так и не получила реального воплощения. Вместо этого, все перечисленные государства вошли в Содружество Независимых Государств (СНГ), создание которого восьмого декабря в Минске закрепили своими подписями Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич. Таким образом, Советский Союз, основанный в 1922 году, прекратил свое существование. 24 декабря Российская Федерация сообщила ООН, что является правопреемницей Советского Союза, и заняла его место в Совете Безопасности.

Путин часто называет те события катастрофой. Он мечтает о возвращении не коммунистического Советского Союза, а сильного и упорядоченного государства. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались переходные поиски новых форм устройства, от авторитаризма до демократии, причем они осложнялись региональными, национальными и культурными особенностями бывших республик. Создание новых национальных государств на основе полуфедеральных советских республик отягощалось процессом установления границ, формирования нации и новой политической идентичности.

Многим государством пришлось ответить на вопрос, кто теперь является гражданином, а кто — иностранцем. Другие были вынуждены доказывать, что их границы, когда-то утвержденные советскими комиссарами и просуществовавшие десятилетия, реальны, и что есть доминантные группы, которые будут титульными в новом государстве, в котором также зачастую проживали многочисленные национальные меньшинства. Конфликты в Киргизии и Узбекистане, Грузии, Армении и Азербайджане, в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Южной Осетии стали последствием развала Союза. Там и сегодня видны тектонические разломы, вызванные этим величайшим крахом. Эти страны все еще не консолидировались после распада СССР.

Одной из лучших в Советском Союзе была идея национального единства и мирного сосуществования разных этносов. Несмотря на то, что этот подход по сути полностью игнорировал ситуацию на местах, а в Советском Союзе пропагандировалась многонациональная утопия, войн и конфликтов не было. И тем не менее все это был только обман. Третьего ноября 1959 года Совет национальной безопасности опубликовал большой доклад, который был рассекречен только в 2002 году и стал доступен широкой общественности в 2016 году. В докладе говорится, что у советского режима больше проблем с национальными меньшинствами, чем было до Второй мировой войны.

Вместе с тем в докладе сообщается, что по идеологическим причинам Москва продолжает утверждать, что не испытывает затруднений, вызванных межнациональной рознью среди населения, которое образовывало 70 этнических групп. Власть предотвращала возникновение серьезных проблем традиционным советским методом — с помощью чисток в рядах региональных руководителей, которые проявляли слишком сильное национальное чувство. После режима Сталина Хрущев попытался реализовать программу освоения новых земель, в рамках которой тысячи русских уезжали жить в среднеазиатские республики, прежде всего в Казахстан. Сегодня о среднеазиатских народах можно говорить как о наследии советских времен, потому что они многонациональны.

Эти многонациональные общества формировались в ходе насильственных депортаций и создания сети трудовых лагерей. Например, в Казахстане и Узбекистане проживает многочисленное корейское меньшинство, оказавшееся там только потому, что в 1937 году Сталин депортировал всей корейцев с советского Дальнего Востока. Вождь боялся, что среди них могут быть японские шпионы. Сегодня в Казахстане официально признают, что в советские времена туда приехали русские, украинцы, немцы, турки и корейцы при разных обстоятельствах, но чаще всего их депортировали. Там эти люди воплощали грандиозные планы советской экономики: они работали в трудовых лагерях.

Так что борьба за советское наследство сомнительна. Путин прав, когда говорит, что распад СССР был катастрофой. Но, прежде всего, это была катастрофа для мира, потому что утратилось равновесие и Америка превратилась в гегемона. Это способствовало возникновению ассиметричных угроз, мир вновь погрузился в неопределенность. Однако в прошлом также остался коммунизм и социализм, как высшие идеологии, суровая диктатура и систематическое физическое и психологическое уничтожение собственных народов. В августе 1991 года носители подобных советских идей хотели все это вернуть обратно. Сегодня мы понимаем, как хорошо, что им это не удалось. Проблема в том, что их наследие живо поныне.

inosmi.ru

Развал СССР

Развал СССР — одно из крупнейших событий ХХ века, в ходе которого Советский Союз распался на 15 признанных республик и несколько непризнанных, причём во всех этих новообразовавшихся государствах произошёл переход от идеологического коммунизма, однопартийной системы и плановой экономики к умеренному (или не очень) национализму, многопартийности и капитализму.

Развал Советского Союза стал шоковым событием для многих миллионов людей как в материальном, так и в моральном смысле. Осмысление того, почему это произошло, продолжается до сих пор. Одни утверждают, что СССР развалился сам, по внутренним причинам, из-за ошибок/предательства советского руководства и/или фундаментальных недостатков советского строя, заложенных ещё в годы революции и при создании СССР. Другие указывают на подрывную деятельность Запада, который в течение многих десятков лет вёл геополитическую холодную войну против СССР, в том числе информационную войну.

В реальности имела место сложная совокупность разных причин, и трудно сказать, какая из них была важнее прочих. Нельзя сводить всё только к действиям Запада или некомпетентности/предательству советского руководства — если бы советская общественно-государственная система была более жизнеспособной, то в СССР не появилось бы целое поколение элит (и не только элит), часть которых была готова продать свою страну за жвачку и кока-колу, а другая часть оказалась неспособной этому помешать. Но нельзя всё сводить только ко внутренним проблемам советского строя — в конце концов, заимствовавшие советскую систему страны (например, Китай) продолжают успешно существовать и развиваться после проведения ряда реформ. В рамках гипотез об альтернативной истории можно предположить, что при проведении определённых преобразований СССР мог бы успешно существовать и далее, хотя и в существенно изменённом виде. Тем не менее, обстоятельства сложились так, как сложились, и теперь задача состоит в том, чтобы проанализировать ошибки и не допустить их повторения.

Содержание

[править] Состояние позднего СССР

К 1991 году экономика, культура, идеология СССР были отнюдь не в лучшем состоянии. Масштаб и серьёзность проблем были видны каждому, причём видны невооружённым глазом. Помимо прочего, можно выделить следующие проблемы:

  • Разочарование в официальной идеологии даже со стороны основной части руководства Коммунистической партии Советского Союза, не говоря уже о широких слоях населения. Фактически к началу 1980-х годов исчез тот основной основной мотивирующий стимул с которым советский народ прошел все тяготы и лишения, а новая идеология создана не было.
  • Фактический запрет нормальной деятельности религиозных организаций. Следствием этого пережитка троцкизма, на фоне предыдущего пункта, стала стремительная моральная деградация, ставшая основой для всех остальных проблем, а также уязвимость страны к обоснованной критике на эту тему.
  • Воровство на рабочих местах из-за дефицита стало повсеместным. Украсть со своего завода, например, дрель или какие-нибудь стройматериалы считалось в обществе нормальным. «Несунов» даже не воспринимали как воров, никому и в голову не приходило ограничить общение с человеком, который воровал с завода (или предприятия) нужные ему вещи. На многих заводах руководство закрывало глаза на такую деятельность, а местами даже активно ее поддерживало да и само участвовало в воровстве, заказывая в избыточном количестве не нужные производству материалы, радиодетали, инструменты, приборы именно с целью последующего растаскивания всего этого. Не лучше обстояли дела и в сельском хозяйстве: колхозники (да и руководство колхозов) в огромном количестве тащили в личные подсобные хозяйства комбикорм, запчасти, топливо. Даже в сфере школьного образования, где казалось бы особо и нечего тащить, тем не менее расхищались мебель, канцтовары, книги, лабораторное оборудование. В вузах и академических институтах растаскивались дефицитные комплектующие научного оборудования (зачастую из них прямо в лабораториях строили аудио и видео технику, фотоаппаратуру и т. п.), реактивы, фотоматериалы.
  • Калымы, шабашки, леваки в обстановке общего морального упадка и снижения трудовой дисциплины значительная часть рабочих, служащих и инженеров перестали быть заинтересованными в результатах своей основной работы и переориентировались и стали в рабочее время, на рабочем оборудовании из материалов предприятия выполнять посторонние заказы, кладя заработок к себе в карман. Так рабочие металлообрабатывающих цехов изготавливали для «частников» запчасти, сельские трактористы за бутылку самогона пахали частные огороды, водители заводских грузовиков возили частные грузы. С ростом воровства стройматериалов и началом массового строительства дач возник спрос на услуги частных строителей, за которые хорошо платили. Был спрос и на сезонных строителей объектов, строящихся хозспособом, куда невозможно было официально привлечь строительные управления. В результате многие квалифицированные специалисты: ученые, инженеры, врачи брали отпуск на основном месте работы и устраивались на лето шабашниками на частные или хозяйственные стройки, где за дефицитные рабочие руки платили просто баснословные деньги, часто получаемые «в черную».
  • Глубокий кризис необоронной промышленности и Кризис производства товаров народного потребления, возникший из-за перераспределения средств после Хрущёвского переворота в пользу опережающего «производства средств производства». Если до самого распада СССР государство не жалело денег для оборонки, то остальные предприятия находились далеко не в лучшем состоянии. Хозяйственная свобода предприятий с 1970 по 1987 годы была ограничена, получить материалы, инструменты, оборудование было возможно только по линии министерства. Министерства и Госплан были загружены большими задачами и на обращение директора какой-нибудь чулочно-носочной фабрики реагировали как на назойливую муху, мол мы тут задачи космоса решаем, а вы тут со своими прялками отвлекаете нас. В итоге к середине 1980-х годов легкая и пищевая промышленность пришли в упадок. Государство пыталось решить проблему в авральном порядке, принудив предприятия оборонной промышленности выпускать товары народного потребления, а также вести подсобные хозяйства. Естественно, такие меры были не просто бессмысленны в экономическом плане, но и вредны: оборонщики не привыкли считать расходы и поставленную задачу решали любой ценой. В результате реальная себестоимость гражданской продукции оборонных предприятий была очень высока, расходы приходилось покрывать государству, что не способствовало массовости производства. Эти факторы усилили и без того сильный дефицит товаров народного потребления.
  • Исчерпание провозной способности транспорта — несмотря на то, что СССР не жалел средств на развитие транспортной инфраструктуры (взять хотя бы строительство БАМа), тем не менее к 1980-м годам транспорт уже не справлялся с возросшим грузооборотом и пассажиропотоком. Предприятия испытывали регулярные трудности с отгрузкой продукции, так как железная дорога не могла предоставить вагоны, сортировочные станции не успевали перерабатывать сборные поезда, а недостаток мощности локомотивов старых типов ограничивала составность поездов. Большую нагрузку на железную дорогу создавали бесконечные перемещения воинских эшелонов. Объем военных перевозок в конце 1970-х годов был сравним с периодом Великой Отечественной войны. Причем в большинстве случаев эти перемещения не решали каких либо тактических и стратегических задач и были вызваны лишь ротацией вооруженных сил, смысл которой в таких масштабах в мирное время был весьма сомнительным. Пассажиры толпились в очереди в вокзальные кассы — несмотря на большое количество пассажирских поездов мест в них тоже не хватало. Вокзалы в большинстве городов были достаточно тесные и неудобные, а в поселках и селах станции часто даже не имели пассажирских помещений. Автомобильный транспорт был развит слабо и фактически выполнял лишь задачи местных перевозок. Магистральных тягачей в СССР практически не было: отечественная промышленность начала их выпуск только к самому развалу СССР («СуперМАЗ», КамАЗ-54111), а имевшийся парк маломощных карбюраторных ЗиЛов и КАЗов задач перевозки генеральных грузов решить не мог. Практически полное отсутствие личного автотранспорта и необходимость ежедневных перемещений большого количества сотрудников на оборонные предприятия-гиганты создавало непомерную нагрузку на общественный транспорт. Переполненные автобусы, троллейбусы и трамваи — характерная черта препререстроечного СССР. Строительство метрополитенов шло очень медленно. Фактически к концу 1980-х годов в тогдашних городах-миллионниках Горьком, Новосибирске, Свердловске и Куйбышеве были построены лишь пусковые очереди метро, совершенно не решавшие транспортных задач. Аэрофлот хоть и располагал парком в почти 40 тысяч самолетов, но большая часть из них были маленькие и устаревшие Ан-2, Ан-24, Як-40. Самолетов большой вместимости у крупнейшего в мире авиаперевозчика практически не было. Ил-86 начали поступать в эксплуатацию только уже под самый закат СССР. Поэтому наблюдался дефицит авиабилетов, особенно на курортные направления. Аэровокзалы даже Москвы и Ленинграда были мало приспособлены для работы с большим пассажиропотоком, а в областных центрах и вовсе представляли собой небольшие здания. Гораздо лучше была ситуация на водном транспорте: речных судов, как пассажирских, так и грузовых было более чем достаточно. Но речной транспорт сезонный и в зимний период перевозить грузы и пассажиров в климате СССР не мог.
  • Практически полное отсутствие сферы услуг. Если в 1930-х — 1960-х годах сфера услуг в СССР была достаточно хорошо развита, как за счет государственных предприятий бытового обслуживания, так и за счет кустарей и артелей, то с их ликвидацией качество и доступность услуг в СССР сошло на нет. Немногочисленные комбинаты бытового обслуживания, дома мод, ателье, филиалы завода «Экран» (ремонт телевизоров), сеть предприятий «Рембыттехника» и станций технического обслуживания автомобилей явно не справлялись с обслуживанием населения. Если парикмахеров или часовщиков еще хватало, то вот портных, радио- и телемастеров, автомехаников было совершенно недостаточно, что вынуждало граждан самостоятельно шить одежду, чинить телевизоры и автомобили. Спасало ситуацию доступность литературы и журналов по кройке и шитью, а также замечательные серии книг «В помощь радиолюбителю» и «Массовая радиобиблиотека».
  • Слабо развитая сфера организованного отдыха и туризма. Парадоксальная ситуация. Домов отдыха и курортов в СССР было все таки достаточно много. Еще больше было пионерских лагерей. Однако в целом работа этой отрасли была организовано плохо. Наиболее привлекательные морские курорты имели недостаточное количество мест и не работали в зимний период (все таки морские побережья СССР находились не в тропический зоне). Выездной туризм даже в дружественные СССР социалистические страны с тропическим климатом (Вьетнам, Куба, Сирия) был не доступен по причине ограничений свободного выезда за границу. Континентальные же курорты и дома отдыха, построенные еще в 1950-е годы, к 1980-м годам были, мягко говоря, отсталыми и не очень-то привлекательными. Зачастую их корпуса представляли собой деревянные строения даже без водоснабжения и канализации с удобствами на улице. Про пионерлагеря и говорить нечего — обычно это были небольшие летние строения барачного типа, с клопами, вшами и прочими атрибутами низкого санитарного уровня. Хотя в СССР был очень развит самодеятельный пеший туризм, но и он был сопряжен с огромными сложностями. Хороший туристический инвентарь был в перманентном дефиците, как и продукты длительного хранения. Сеть турбаз была развита слабо, а в наиболее интересных туристам горных районах часто отсутствовала вовсе. Малое количество легковых автомобилей сдерживало автотуризм. Но даже те счастливчики, которые имели личный автомобиль, редко отправлялись на нем путешествовать, опять-таки по причине плохого состояния дорожной инфраструктуры, проблем с приобретением топлива, ночлегом, питанием. Поэтому большинство жителей СССР были вынуждены проводить отпуск и выходные дни в практически в месте проживания, бродя по окрестным лесам в поисках ягод и грибов или сидя с удочкой и бутылочкой у местной речки, а с началом выделения участков для дачного строительства — на дачах. Все это также способствовало моральному упадку строителей коммунизма.
  • Низкое качество жилья и его недостаточное количество. Если в первые годы типового жилищного строительства (в 1950-х годах) качество домов получалось достаточно высоким, то к концу 1970-х годов в результате курса на сокращения стоимости строительства качество снизилось. Для строительства применялись более тонкие железобетонные панели с плохой тепло- и звукоизоляцией. Шатровые кровли были заменены плоскими, которые в условиях климата СССР быстро приходили в негодность. Падало качество бетона и заделки межпанельных швов. Медные провода во внутридомовых сетях заменялись алюминиевыми. Несмотря на все эти меры темпы строительства жилья все равно были недостаточными. Очереди на квартиру длились годами. В позднем СССР проблему пытались решить жилищными кооперативами, МЖК и строительством домов хозспособом, но это лишь усугубило проблемы воровства с предприятий, калымов и шабашек.
  • Низкое качество городской среды — политика Хрущева по борьбе с архитектурными излишествами к 1980-м годам сформировала новый облик городов СССР. Это были типовые кварталы, застроенные типовыми домами-коробками. Дворы и дома были настолько типовыми, что не мудрено было перепутать не только квартал, но и город (что обыграно в комедии «Ирония судьбы или с легким паром»). Плотность застройки росла. Зеленых зон во дворах и на улицах становилось все меньше. Парки и скверы во многих новых районах даже не сооружались. Был дефицит детских площадок, мест выгула собак, а позже — с началом массовой автомобилизации — парковочных мест. Даже в Москве, где борьба с «излишествами» не была такой бескомпромиссной, как в других городах сформировались целые типовые районы, совершенно неудобные для проживания: Бутово, Бирюлево, Новокосино. Получилась парадоксальная ситуация — «старый» север Москвы был гораздо комфортнее «нового» юга. Светлое будущее, обещанное Хрущевым, обернулось серым настоящим в последние годы правления Брежнева.
  • Коррупция в распределительной системе была практически открытой и зашкаливала за все разумные пределы. Можно было приходить наугад в любой магазин и сажать персонал практически в полном составе. В разного рода воровстве и взяточничестве были замешаны почти все. Характерный штрих: в девяностые годы предприниматели старались не нанимать людей с опытом работы в советской торговле. Встречались, конечно, среди советских продавцов и порядочные люди, однако их средний моральный уровень был слишком низок даже для весьма либеральных требований дикого капитализма.
  • Рост бытового национализма и его официальное поощрение в республиках СССР. Де-факто в национальных республиках СССР национализм поощрялся как национальной политикой советского государства, так и усилиями внешних врагов, что, конечно, не могло не привести к его росту.
  • Тотальная алкоголизация населения — к концу периода правления Л. И. Брежнева потребление алкоголя в СССР достигло невиданного размаха. В 1980 году этот показатель превысил 10 литров чистого алкоголя в год на душу населения. И это только легальный алкоголь. Плюс как минимум столько же приходилось на самогон и разные суррогаты. Причем если в предшествующие годы массово пьянствовали лишь работники низкоквалифицированного труда, а также всякие уголовные и прочие асоциальные элементы, то в 1970-х годах пьянство захлестнуло все слои населения: пьянствовали и инженеры, и научные работники, и учителя, и врачи, и военные, и работники культуры, и даже партийные деятели. Причем доля пьющих среди интеллигенции стремительно росла. Опять таки, если в прошлые годы пили в основном мужчины, то в 1980-х годах резко возросло потребление алкоголя женщинами. В условиях дефицита алкогольных напитков или невозможности их проноса на режимные предприятия повсеместным стало употребление суррогатов, приготавливаемых из технических жидкостей: клей БФ-2, различные технические спирты, нитхинол, гидравлические жидкости и т. п. Также популярным стало употребление спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, прежде всего одеколона «Тройной» по причине его недефицитности, невысокой цены и сравнительно качественного спирта. Популярна стала и знаменитая настойка боярышника, которая в массовых количествах была в любой аптеке.
  • Отчуждение между партийной бюрократией и народом. Построенная Хрущёвым система фактически неснимаемых «номенклатурных» партийных бюрократов, находившихся, к тому же на особом снабжении в неизбалованном изобилием государстве постепенно стала де-факто наследственной, что вело, с одной стороны, к росту недовольства населения таким положением вещей, а с другой — к быстрому моральному разложению этой «элиты», в таких условиях пополнявшейся в основном за счет «золотой» молодёжи и самых отъявленных карьеристов.
  • Нарушение работы системы государственных наград и поощрений — в позднем СССР с одной стороны действовали «потолки» зарплат, напрочь отбивавшие у многих желание повышать производительность труда (что и стимулировало появление шабашников), а с другой даже нематериальные поощрения типа орденов и медалей стали выдаваться за текущие достижения фактически только в виде большого исключения. Государственными наградами вне боевых действий награждалось, как правило, только высокое начальство, зачастую за заслуги времён Великой Отечественной войны, которые де-факто признавались чуть ли не единственно значимыми. [1] Всё это не могло не влиять отрицательно на общий моральный климат в стране.
  • Принудительное подробное изучение скучнейших речей и партийных документов широкими слоями населения. Очевидная иррациональность поголовного конспектирования школьниками и студентами речей генеральных секретарей, а также поголовное же подробное изучение студентами всех специальностей работ Владимира Ленина, от которых он сам же впоследствии отрёкся, и другие тому подобные перегибы идеологической работы вызывали закономерное отторжение у значительной части населения.
  • Как следствие последних причин — Падение авторитета власти. Ленин, Сталин, Калинин, Молотов, Хрущев в годы их правления да и после не становились героями анекдотов. И не только потому что за это можно было «схлопотать». Этих вождей все-таки любили и уважали. А вот «дорогой и любимый Леонид Ильич» достаточно быстро стал объектом фольклора. Пристрастие к наградам, длинные пустые речи в совокупности с плохой дикцией, несуразный внешний вид уже сами по себе не добавляли генсеку авторитета. А развернутая его окружением бестолковая и явно провальная кампания по повышению авторитета вождя, заключавшаяся в повсеместном развешивании его портретов, бессмысленном цитировании речей и книг, приписывании ему вымышленных военных заслуг, награждение Орденом Победы, издание от имени Брежнева знаменитой мифологизированной трилогии («Целина», «Малая Земля», «Возрождение») и принудительное ее изучение окончательно подорвали доверие общества как к самому Брежневу, так и ко всей партийной верхушке.
  • Застой в музыке и кино — к началу 1980-х годов в СССР наметился явный застой в культуре, но особенно сильно он выражался в наиболее популярных ее направлениях: музыке и кино. Наиболее популярные «официальные» песни были написаны поэтами и композиторами в 1950-х — 1970-х годах, взять хотя бы творчество Н. Добронравова и А. Пахмутовой, песни которых поют до сих пор. А вот в 1980-х годах «официальная» музыка стала, в основном, откровенно унылой. Зато расцвела неформальная музыка. На этой волне всплыли тоже великие авторы, такие А. Макаревич, В. Бутусов, В. Цой, Б. Гребенщиков. Но эти авторы не были сторонниками советского строя и несли в массы новую, уже либеральную культуру. Тоже самое относится и к советским фильмам, расцвет которых также пришелся на 1960-е — 1970-е годы. Взять хотя бы таких великих режиссеров, как Э. Рязанов и Л. Гайдай. После невероятного успеха таких до сих пор любимых картин как «Берегись автомобиля», «Новые приключения итальянцев в России», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» фильмы из 1980-х годов, например «Вокзал для двоих» Рязанова и «Опасно для жизни» Гайдая, которые смотрелись совсем не выразительно и кассового успеха не имели. Не лучше была ситуация и с телевизионными фильмами. После шедевров 1970-х годов, таких как «17 мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя», те же «ТАСС уполномочен заявить..» или «Долгая дорога в дюнах» выглядели откровенно блекло. Не закупались и популярные иностранные фильмы. В конце 1980-х годов, с проникновением в СССР видеомагнитофонов, набрали популярность полулегальные видеосалоны, где зритель мог увидеть недоступные ранее зарубежные фильмы (как шедевры, так и откровенный примитивизм), чаще всего в одноголосом переводе Л. Володарского (известного в те годы как «человек с прищепкой на носу» из за гнусавого голоса), что тоже не способствовало распространению патриотизма и несло в массы не столько западные идеи, сколько откровенную пошлость и жестокость.
  • Беззубое патриотическое воспитание («мирумирщина») — несмотря на прославление героизма времён Великой Отечественной, в остальном внутренняя пропаганда позднего СССР была удивительно пораженческой и местами явно излишне пацифистской [2] . Партийные установки, известные как «мирумирщина», очень широко трактовали запрет пропаганды войны, в результате чего в советских кинофильмах не только отсутствовали действительно существующие враги вроде армий НАТО, но и, за редким исключением, вообще современная советская армия. Если она и появлялась в кадре, то занималась исключительно учениями, бытовыми вопросами, а также борьбой с бандитизмом и пиратством. Также чрезмерно засекреченной была и новая военная техника, которую можно было увидеть исключительно на парадах, причём после прекращения воздушных парадов военная авиация стала и вовсе малоизвестна широкой публике. На фоне отставания во многих других отраслях это, конечно, создавало ощущение того, что страна идёт куда-то не туда и сражается с выдуманными угрозами.
  • Закрытость границ. Советские граждане не могли посещать другие страны, особенно капиталистические, а приобретение не одобренной партией зарубежной литературы, фильмов и иных предметов культуры было почти невозможно из-за цензуры. То немногое из предметов зарубежной культуры, что могли приобрести советские граждане, создавало в умах людей картину идеальной жизни за рубежом, особенно в капстранах.

Критические проблемы в 1970—1980-х гг. иногда вызывали крупные скандалы — см., например, Рыбное дело и Хлопковое дело.

[править] История кризиса

[править] Предыстория

Как Советский Союз докатился до такого — отдельный большой вопрос. Многие эксперты предполагают, что корень проблем следует искать в идеологии коммунизма.

У пришедших в 1917 году к власти революционеров была понятная мечта: накормить всех голодных, построить светлое будущее, защитить молодое государство. В 1941 году у людей появилась новая глобальная цель: победить напавших на нас фашистов. В конце сороковых годов люди объединились для восстановления страны после Войны. Наконец, в качестве завершающего мажорного аккорда, Советский Союз запустил в космос ракету с Гагариным.

На этом всё кончилось. В шестидесятые годы страна свернула в явный идеологический тупик. От идеи мировой революции мы отказались. Космос оказался слишком дорогим и холодным, чтобы стать новой стержневой идеей для государства. Население было в целом накормлено и даже начало обрастать некими атрибутами комфорта. Оставшись без сколько-нибудь убедительной идеологии страна скатилась в безудержное мещанство. Единственным смыслом жизни для очень многих стали вещи; однако при этом развязанная с целью экономического удушения СССР холодная война заставила перебрасывать силы на ВПК и тяжёлую промышленность, что оставило производство товаров народного потребления без необходимых для нормального развития ресурсов.

Тем не менее, даже в этих условиях можно было обеспечить устойчивое развитие страны, модернизировав идеологию, создав новые смыслы и ценности. Однако всего этого сделано не было: идеологический застой в СССР начался гораздо раньше экономического и был более глубоким.

[править] Хрущёвский переворот как предтеча развала СССР

Начало развала СССР следует искать, по-видимому, в событиях 1953 года, когда вполне адекватные, как показала история, реформы Г. М. Маленкова, отвечавшие как раз на запрос простых жителей страны на повышение уровня жизни, были прерваны переворотом Н. С. Хрущёва.

Сельская реформа Маленкова резко повысила уровень жизни на селе. Также Маленков попытался искоренить нарождавшуюся узаконенную коррупцию, отменив не облагавшиеся налогами и нигде не учитываемые «конверты» с деньгами, которые получали партийные чиновники. Именно в этот момент его и подвинул на высшем посту Хрущёв, заручившийся поддержкой партийных аппаратчиков как раз из-за темы с «конвертами».

Не отличавшийся особо глубоким образованием Хрущёв фактически попытался вернуть страну к временам расцвета троцкизма и провёл в жизнь множество решений, впоследствии напрямую способствовавших развалу СССР. В частности, можно отметить следующие факты:

  • Было объявлено, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», что впоследствии стало одной из причин массового разочарования в официальной идеологии.
  • Были возобновлены прекратившиеся во время Великой Отечественной войны гонения на религиозные организации.
  • Партийные руководители и члены их семей, в том числе в национальных республиках, были поставлены фактически выше закона. В качестве примера можно привести сына самого Никиты Хрущёва, получившего в 1963 году звание Героя социалистического труда через 5(!) лет после окончания вуза.
  • Курс Маленкова на развитие производства товаров народного потребления был пересмотрен с возвратом к опережающему развитию промышленности средств производства и вооружений, что привело к нарастанию перекосов в экономике.
  • Необдуманные волюнтаристские решения в экономической и оборонной политике, например тот же проект освоения целины, которая обладала весьма скромным потенциалом из за сурового резко-континентального климата, оттянувший огромные силы и загнавший в глубокую стагнацию сельское хозяйство европейской территории РСФСР и Украины, где климат более благоприятен для сельского хозяйства, или тотальная ракетизация всех родов войск в ущерб традиционными вооружениям, которая хоть и повысила в будущем качественный уровень ракетных вооружений, но вызвала серьезное качественное отставание от стран НАТО по стратегической авиации, военно-морским силам, боевым машинам пехоты, которые во второй половине 20-го века стали более актуальным в локальных конфликтах нежели ракеты всех калибров с ядерными боеголовками.
  • Перенос системы вертикального подчинения в необоронные отрасли промышленности и сельского хозяйства, ликвидация хозяйственных свобод предприятий, ликвидация артелей и кустарей. Действительно, оборонная промышленность, требующая огромных ресурсов и сложной структуры подчинения, неработоспособна без исполнительной вертикали. Это доказала и советская, и американская, и французская оборонка. А вот для остальных видов промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг вертикальная организация создает больше проблем. Здесь эффективнее хозяйственная свобода и горизонтальные связи. И в СССР до начала 1960-х годов все это было и работало. Например, швейной фабрике вовсе было не обязательно обращаться в министерство с просьбой поставить новые швейные машины. У фабрики имелись фонды, директор имел возможность самостоятельно закупить это оборудование на машиностроительном заводе. Совхозу тоже не нужно было писать в министерство заявки на трактора и сеялки. Эти вопросы тоже решались на уровне директоров. Закупки более дорогого оборудования решались на уровне совнархозов. И лишь вопросами глобального переоснащения предприятий занимались министерства. При Хрущеве горизонтальные связи были демонтированы. Теперь все вопросы заводы должны были решать только через свое министерство. Теперь, например, покупка швейной фабрикой нового оборудования выглядела так: фабрика обращалась в Министерство легкой промышленности с заявкой, Министерство легкой промышленности направляло запрос в Госплан СССР, Госплан СССР включал поставку оборудования в план Министерству легкого машиностроения, Министерство легкого машиностроения выбирало завод для размещения задания. В итоге простой вопрос тонул в сложнейших бюрократических процедурах. Так как таких заявок от заводов и фабрик шли сотни тысяч, министерства и Госплан захлебнулись в них и просто не могли их нормально удовлетворять даже при наличии технической возможности.

Социализм, который проявил свою колоссальную мощь в годы испытаний, в такой интерпретации не выдержал проверки ожиданием сытости и протух. Как следствие идеологического упадка перестал работать и кадровый отбор: наверх массово полезли махровые интриганы, которых не волновало ничего, кроме собственной карьеры. Дошло до того, что слово «аппаратчик» — весьма нужная и важная в здоровом государстве профессия — стало ругательством.

[править] Застой эпохи Брежнева

В 1964 году в СССР произошел второй государственный переворот, в результате которого с поста был смещен уже Н. С. Хрущев. Пришедший на его место Л. И. Брежнев не был сторонником волюнтаристских решений, а придерживался идей консерватизма, принципиально несовместимого с идеологией коммунизма. Косыгинские реформы, призванные вывести СССР из бюрократической трясины, созданной Хрущевым, были свернуты. Беспросветный бюрократизм во всех отраслях жизни СССР привел к расцвету формализма, карьеризма, взяточничества. Интерес к развитию отраслей промышленности, науки, культуры и страны в целом стал угасать. Наступил застой, именуемый эпохой развитого социализма. В этот период страна накопила огромные ресурсы, но инициативы по их эффективному использованию не было ни у высшего руководства, ни у руководителей на местах. Многочисленные рацпредложения тонули в бюрократическом болоте, в итоге исполнители также потеряли интерес к новаторской деятельности. Фактически последним очагом прогресса в СССР оставались лишь отдельные направления оборонной промышленности, которые тоже испытывали проблемы из-за застоя и отставания смежников. Характерный пример — создание самолета Ту-204. Проект стартовал еще в эпоху «развитого социализма» и изначально был нацелен на создание сильной конкуренции тогда еще новым Эйрбас А320 и Боингу 757. КБ Туполева заложило в проект будущей машины самые новаторские решения, которые только только планировались к внедрению зарубежными фирмами: стеклянная кабина (когда вместо приборов часового типа стоят многофункциональные дисплеи), электродистанционная система управления с полной ответственностью, страхующая пилотов от неправильных действий, широкое использование композитных материалов. Впечатляющие для начала 1980-х годов были и летные характеристики. Выйди самолет на рынок году этак в 1982-ом и глядишь, сегодня бы не «Аэрофлот» летал на Боингах и Эйрбасах, а Дельта и Эйр-Франс летали бы на Туполевых. Однако по причине нерасторопности смежников, прежде всего радиоэлектронной промышленности, создание опытного образца все откладывалось. В итоге самолет появился только к началу 1990-х, так и не получив всех прогрессивных инноваций. Итог печален — выпущено всего 70 машин, которые так и не прижились в авиакомпаниях. Аналогичные явления произошли и в ракетно-космической отрасли, и в автопроме, и в судостроении. Дорожно-строительная техника, станки, подъемные краны и вовсе перестали развиваться, фактически представляя собой бесконечные модификации машин образца 1940-х — 1950-х годов. Взять тот же бульдозер на тракторе Т-130, наиболее распространенный в СССР. Фактические это все та же копия американского Катерпиллера 1930-х годов, которая в СССР была известна сначала как Сталинец-60, потом С-80, потом С-100, потом Т-100, а потом уж и Т-130. Отличий Т-130 от С-80 было немного. Фактически на трактор установили закрытую кабину, гидравлику, немного форсировали двигатель. Но в целом почти все детали Т-130 подходили и к С-80. Да и трактористы звали по привычке эту машину «соткой», а то и «восьмидесяткой».

Несменяемость советской партийной элиты привела к тому, что большая часть членов Политбюро ЦК КПСС встретили 1980-й год в возрасте «далеко за 70», а некоторые — «немного за 80». Столь пожилые правители, даже опытные, уже не могли энергично управлять страной, принимать волевые решения, как это было в годы их молодости. Да и воспринимать новые идеи и понимать новую реальность старикам было все труднее. В результате на рубеже 1970—1980-х годов страна уже фактически жила за счет накопленного в прежние годы «жира» в виде золотовалютных и промышленных резервов, научно-технических заделов и кое-где еще не угасшему энтузиазму.

[править] Кризис и развал

После смерти Брежнева в 1982 году СССР просуществовал 9 лет и в этот период были неудачные попытки найти выход из тупика, в который СССР зашел при Брежневе. Было три руководителя страны и, соответственно, три периода этих поисков:

  • Ноябрь 1982-февраль 1984 — правление Юрия Андропова. Несмотря на стремление Андропова к борьбе с кризисом государства, и в частности, путем борьбы с широко развившейся при Брежневе коррупцией, он был сторонником жесткой консервативной позиции в принципиальных вопросах [3] и поэтому не мог думать о какой-то перестройке и его позиция бы не изменилась, даже если бы он был у власти куда дольше [4] .
  • Февраль 1984-март 1985 — правление Константина Черненко. Фактически произошла реставрация брежневневских времен — в печати вновь зазвучали хвалебные ноты, партийные теоретики принялись рассуждать о перспективах развитого социализма [3] , но при этом все действия по наведению порядка, которые начал Андропов, только в менее вызывающей, более мягкой и спокойной форме, продолжались при Черненко [5] . Примечательно, что именно при Черненко был обозначен курс Перестройки и введено это понятие [6] , но при этом его реформы — особенно самые известные, вроде реформы школы и усиления роли профсоюзов — не были доведены до конца. В этот период, который позже назвали «Эпоха пышных похорон», «Гонки на лафетах» по причине преклонного возраста скончались и многие члены политбюро ЦК КПСС. В итоге в мирное время страна стала фактически обезглавленной. Старая элита перестала существовать, а новая ещё не сформировалась.
  • Март 1985-декабрь 1991 — правление Михаила Горбачёва. Если при Черненко только заявлялась Перестройка, то при Горбачёве эта идея стала фундаментом всего периода пребывания у власти. Вот только реформы, которые задумывались как обновление погрязшего в застое государства, оказались доведением процесса его распада до логического конца. Одной из главных ошибок Горбачёва было совмещение по времени экономической перестройки с перестройкой политической системы, хотя болезненные реформы могут быть успешными только при наличии сильной власти, как в Китае [7] .

То есть, последние 9 лет существования СССР можно поделить на два периода — 1982—1985 и 1985—1991 годы. Первый период — это безуспешный поиск оптимального рецепта решения накопившихся при Хрущеве и Брежневе проблем советского государства и еще более безуспешные попытки реализации предложенных вариантов из-за преобладания консервативных настроений. Второй же период — решительная реализация того варианта, который закончился «выплескиванием ребенка вместе с водой» [8] , то есть процесс разложения СССР был доведен до логичного конца.

[править] Основные теории о причинах развала

Тема прекращения существования СССР до сих пор остается дискуссионной — во многом из-за вопроса что же привело к распаду СССР. На этот счет существует две теории, имеющие свои обоснования и слабости и противоречащие друг другу:

ruxpert.ru

Еще по теме:

  • Адвокаты пермь бесплатно Бесплатная юридическая помощь в Пермском крае Правовые нормы предоставления государственной и негосударственной бесплатной юридической помощи закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в […]
  • Ук рсфср ст 90 Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 января, 3 июля 1965 […]
  • Приложение 3 к приказу 24н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении […]
  • Реестр муниципального имущества образец Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 30 августа 2011 г. N 424 г. Москва "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" Зарегистрирован в […]
  • Колпино нотариус багирова Нотариальные конторы Колпинского района СПБ ¦НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА ¦196655, Ижорского Батальона ул., 8 ¦ ¦Изарова Светлана Геннадьевна ¦467-5142 ¦ ¦НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА ¦196650, Ленина пр., д. 56 ¦ ¦Багирова Елена Юрьевна ¦461-1058 ¦ ¦НОТАРИАЛЬНАЯ […]
  • Претензия приставам по исполнительному листу Претензия приставам по исполнительному листу Это не претензия, а заявление о признании незаконным бездействия судебного пристава исполнителя. можно подать в арбитражный суд в порядке ст. 197-200 Апк РФ. госпошлиной не облагается. по закону должна […]