Оглавление:

Рациональный потребитель

Рациональный потребитель — это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг. Другими словами, рациональный потребитель в рамках своего ограниченного бюджета выбирает товары и услуги таким образом, чтобы их полезность для него была максимальной.

Понятие рационального потребителя вытекает из анализа потребительского поведения. В большинстве случаев человек стремится получить наибольшее удовлетворение от имеющихся у него денежных средств. При этом ему приходится от чего-то отказываться в пользу приобретения чего-то другого, более важного.

Рациональный потребитель покупает не какой-либо один тип товаров, а различные товары. Это связано с тем, что потребности у людей, с одной стороны, многообразны, а с другой стороны, имеют пределы своего насыщения. Например, человеку не требуется пять буханок хлеба в день. Кроме того, потребности людей различны в зависимости от их индивидуальных особенностей. Поэтому рациональное поведение разных людей различно. Если, например, покупка игрушки для ребенка рациональна, то для взрослого — сомнительна.

Поведение рационального потребителя связано с такими понятиями как общая полезность и предельная полезность. Полезность — это количественная характеристика уровня удовлетворения той или иной потребности. Оценка полезности во многом субъективна, поэтому ее находят путем сравнения. Так для конкретного человека полезность от приобретения одного товара сравнивают с полезностью от приобретения другого. Чем больше у человека какого-либо блага или чем меньше потребность в нем, тем меньше будет полезность этого блага для конкретного человека.

Общая полезность есть результат последовательного потребления единиц одного и того же блага. Чем больше единиц блага потребляется, тем больше растет удовлетворенность от этого блага. При этом может наступить тот момент, когда последующее чрезмерное употребление блага приведет уже не к увеличению общей полезности, а к ее уменьшению. Например, съедая каждую следующую конфету, ребенок всё больше удовлетворен. Однако после n-ной конфеты ему может стать плохо.

Другими словами, потребление каждой последующей единицы блага, приносит меньшую полезность. И отсюда вытекает понятие предельной полезности, которая представляет собой добавочную к общей полезности полезность, которая возникает при потреблении каждой последующей единицы блага. Предельная полезность каждой последующей потребленной единицы блага уменьшается.

Поведение рационального потребителя отличается тем, что он стремиться увеличить суммарную общую полезность от потребления различных товаров и услуг. При этом он соизмеряет предельные полезности. Рациональный потребитель приобретает тот набор товаров, которые приносят ему наибольшее удовлетворение. Для этого он сравнивает предельные полезности товаров. Взвешенная предельная полезность представляет собой отношение предельной полезности к цене товара. Если цена на товар слишком высока, то предельная полезность также уменьшится, как и в случае насыщения.

При этом рациональный потребитель стремится достичь ситуации, когда предельные полезности разных благ примерно равны. В соответствии с этим человек перераспределяет свои средства.

Полноценно рациональный потребитель может существовать только в условиях свободы потребительского выбора, или так называемого потребительского суверенитета. Лишь в этом случае человек может распоряжаться своими средствами так, как он хочет в соответствии со своими личными потребностями. Защиту потребительского суверенитета берет на себя государство. Защита прав потребителя включает недопущение на рынок поддельных товаров, ввод потребителя в заблуждение и т. д.

economyplus.ru

Рациональный потребитель защита прав потребителей

скачатьТема 3. Рациональный потребитель

  1. Понятие потребителя.
  2. Защита прав потребителя.
  3. Доходы и расходы семьи.
  4. Сбережения и кредит.

Обязательные понятия темы:

  1. Понятие потребителя. Закон убывающей предельной полезности.

Люди могут занимать разное положение в экономике: быть рабочими, предпринимателями, фермерами или лицами свободных профессий, но все они — потребители.

Потребитель – это человек, имеющий намерение приобрести товар или заказать услугу (т.е. удовлетворить какую-либо потребность)

Хотя экономика существует в первую очередь ради потребления, индивидуальный потребитель играет разную роль в разных экономических системах.

В традиционной экономике набор и количество потребительских благ, а также способ потребления задаются обычаями: различия между отдельными потребителями несущественны.

В командной экономике самым важным потребителем выступает фараон, царь или король со своим двором. Этот потребитель имеет возможность удовлетворять свои самые разнообразные прихоти, в то время как большинство его подданных довольствуются лишь самым необходимым.

Для кого производятся товары в рыночной экономике? (для всех, кто может купить, т.е. для потребителей)

Совершенно иное положение занимает обычный индивидуальный потребитель в рыночной экономике. Все, что в ней производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей — единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя в конечном счете определяет, что будет произведено и в каком количестве.

Поэтому потребитель является господином рынка

Условия господства потребителя:

Во-первых, потребитель может быть «сувереном» только, если у него есть свобода выбора, т. е. между производителями существует конкуренция. Единственный производитель или продавец (монополист) сам господствует над потребителем.

Во-вторых, потребитель должен владеть всей необходимой информацией.

Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не сможет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы в газете или по телевидению, т. е. под влиянием факторов, не имеющих никакого отношения к качеству данного товара.

Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведет справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов. Но, не будучи сам автомехаником или радиотехником, он опять-таки не сможет принять решение на основе полной информации.

А как вы выбираете товары для своих нужд?

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, адресованная неопределенному кругу лиц для привлечения внимания к товарам или услугам.

  1. Защита прав потребителя.

И всё же даже в рыночной экономике потребителю может быть продан некачественный товар или оказана некачественная услуга.

Для этого права потребителя нужно защищать.

Защита прав потребителя – система мер, с помощью которых государственная власть охраняет законные интересы граждан в системе покупки товаров или оказания услуг.
Основные права потребителя:

КАЖДЫЙ РАЗ ЧЕРЕЗ ЩЕЛЧОК

Право на информацию.

Право на безопасность.

Право на возмещение ущерба.

Право на добровольное возмещение ущерба.

  1. Доходы и расходы семьи.

У каждой семьи есть бюджет, который состоит из двух частей – доходной и расходной части.

Расходы семьи делятся на две разновидности:

Обязательные и произвольные.

Что можно отнести к обязательным расходам?

все расходы, не относимые к обязательным

(на отдых, на развлечения, на сладости)

Если личный доход человека или семьи не превышает минимального потребительского бюджета, он не может позволить себе никаких «произвольных» расходов, в которых в основном и проявляется его свобода выбора и «суверенитет»

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – проанализировать диаграмму

Как можно определить богатство граждан страны?

Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов идет на питание, одежду и другие обязательные расходы.

Если мы хотим судить о том, насколько хорошо живется потребителю и как изменяются его потребительские возможности, знать величину его дохода недостаточно.

Доходы семьи можно охарактеризовать как

Номинальные – в денежной единице

Реальные – измеряются в покупательной способности.
Рост стоимости жизни семьи

Индекс изменения реального дохода измеряется по формуле:

РД= Номинальный доход : Индекс стоимости жизни Оказалось, что реальные доходы потребителей не возросли, а снизились примерно на 9%.

Для того, чтобы сравнить уровень жизни в разных странах, обычно выясняют, сколько часов надо проработать, чтобы на полученную зарплату можно было купить набор основных потребительских товаров.

Так, например, в 1985 г. для того, чтобы приобрести 119 основных потребительских товаров и услуг:

в Цюрихе надо было в среднем проработать 141 рабочий час, в Лондоне — 252, а в столице Филиппин Маниле — 1333 часа.

  1. Сбережения и кредит.

Как нам хорошо известно, люди обычно стараются не тратить сразу весь свой доход, а откладывают часть его в виде сбережений.

Сбережения — накапливаемая часть денежных доходов, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.

Сбережения нужны для:

покупки дорогостоящих потребительских товаров: машины, мебели, туристической путевки и т.д., приобрести которые из зарплаты одного месяца невозможно;

Сбережения нужны также на случай потери трудоспособности, болезни, понадобятся они после выхода на пенсию, когда доходы снизятся и поддерживать сложившиеся у человека десятилетиями потребительские привычки станет трудно.

С точки зрения экономиста, сбережения — это добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих.

Экономисты считают, что любое удовольствие (например, от покупки телевизора), полученное сегодня, обычно сильнее того же удовольствия, отложенного на завтра, не говоря уже о более отдаленных периодах.

Поэтому человек, терпеливо откладывающий деньги впрок, заслуживает вознаграждения. Это вознаграждение могут заплатить ему те, кто нуждаются в деньгах немедленно и не могут ждать. Они берут эти праздно лежащие деньги в долг, а, возвращая долг, платят владельцу денег дополнительную сумму (процент)

Лучше положить их в банк либо купить на сбережения ценные бумаги: облигации государства или частных фирм. Это будет означать, что вы даете государству или этим фирмам деньги в долг и они должны будут вернуть их вам с процентом.

Процент — это цена, которую платят за использование чужих денег

Кредит – дача денег на определённый срок с обязанностью вернуть больше, чем взял (%)

Потребительский кредит позволяет потребителям некоторое время делать покупки, превышающие их доходы, увеличивая тем самым спрос на потребительские товары и, следовательно, производство во всей экономике.

Инфляция – обесценение денег – не выгодна тем, кто хочет сохранить свои сбережения.

nenuda.ru

Тема 2.2 Рациональный потребитель

Суверенитет потребителя – это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобрести все, что потребитель считает нужным, а также свободный выбор продавца, места, времени и других условий приобретения.

Впервые права потребителей были сформулированы и провозглашены в 1962 г. президентом США Джоном Кеннеди:

· право на выбор услуги (товара) для удовлетворения своих потребностей;

· право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение вреда, связанного с их использованием;

· право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, об изготовителе, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумным выбор;

· право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», где были закреплены 8 основных прав потребителей, добавив четыре к вышеперечисленным:

· право на безопасность товаров (услуг) и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя);

· право на потребительское образование, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения;

· право на качество товара (услуги) в период установленного «срока службы» и гарантии поддержания данного товара в работоспособном состоянии;

· право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.

В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (услуги) исключительно для личных нужд. Исполнителем выступает организация, которая выполняет работы или оказывает услуги на основе возмездного договора.

Потребителям предоставлено законом право при покупке товара знать его изготовителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств, а если речь идет о продуктах питания, то их состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях. На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должен быть указан срок годности и дата изготовления.

Сведения об изготовителе должны содержать следующее:

– фирменное наименование организации;

Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца. Купив товар с не оговоренными продавцом недостатками, потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению, соразмерного уменьшения покупной цены, замены его товаром аналогичной марки.

Несоответствие требованиям качества может быть установлено независимой товарной экспертизой. Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в течение шести месяцев, а для недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.

При опросе клиентов на предприятиях сферы услуг лишь 11% считает, что их права при оказании услуг полностью защищены. Многие предприятия сервиса не обеспечивают клиентов должной информацией о гарантиях услуг и устранении возможных претензий. Для специалистов сферы сервиса обеспечение выполнения прав потребителей является важным элементом практической деятельности.

Рациональность потребителя и свобода выбора

Рациональный потребитель — потребитель, всегда максимизирующий полезность прибыли.

Свобода выбора — свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен.

Теория предельной полезности

Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином “полезность”.

Предельность — стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер и то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот. Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей.

В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности “ютилями”.

Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Переход от кардинализма к ординализму

Правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Так совершился переход от “кардинализма” (т. е. количественного) подхода к полезности к “ординализму”

(т. е. порядковому). Основная идея ординализма представление о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами, наш потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответ на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих.

«Эффект замещения» и «эффект дохода»

Эффектом замещения — это прирост величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Это равносильно реальному увеличению дохода, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно (“эффект дохода”). Что он истратит ее на покупку большего количества так называемых “нормальных товаров” (т. е. товаров, спрос на которые растет при росте доходов).

Бюджетная линия потребителя

Если доход потребителя снизится, то бюджетная линия сместится параллельно и вниз. При увеличении же дохода потребителя бюджетная линия сместится параллельно вверх. Изменение уровня цен может по-разному повлиять на положение бюджетной линии. Если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то бюджетная линия сместится параллельно и вниз, ибо такое поведение цен равнозначно снижению дохода потребителя. Наоборот, если цены на оба товара упадут, то это будет означать как бы рост дохода потребителя и бюджетная линия сместится параллельно вверх.

Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность и поэтому потребителю безразлично.

Свойства кривых безразличия зависят от свойств функции полезности, которая в свою очередь определяется лежащим в ее основе предпочтением:

Кривые безразличия не могут пересекаться, поскольку не пересекаются линии уровня функции полезности.

Если предпочтения являются монотонными, то каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.

Из-за монотонности предпочтений кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Если предпочтения удовлетворяют свойству локальной не насыщаемости, то кривые безразличия являются «тонкими».

Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия, а сами кривые безразличия являются вогнутыми по отношению к началу координат. Это свойство связано с выпуклостью отношения предпочтения (квазивогнутостью функции полезности).

studfiles.net

Презентация по обществознанию Рациональный потребитель

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы урока 1. Рациональный потребитель. 2. Защита прав потребителя. 3. Основные доходы и расходы семьи.

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары и услуги, не связанные с извлечением прибыли. 1. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Рациональный потребитель – это тот потребитель, который извлекает максимальную полезность от потребления товаров и услуг

Потребитель в экономических системах ТРАДИЦИОННАЯЭКОНОМИКА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯЭКОНОМИКА РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Потребитель играет незначительную роль, поскольку вопросычто,вкаком количествеикак потреблять, определяют обычаи Главные потребители – глава государства и его окружение Потребитель играет огромную роль, потому что всё, что в ней производится, должно быть кому-топродано

2. Защита прав потребителя Защита прав потребителя – система мер, с помощью которых государственная власть охраняет законные интересы граждан в системе покупки товаров или оказания услуг.

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара? Ответ: с момента передачи товара потребителю. 2. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? Ответ: замена некачественного товара происходит в семидневный срок 3. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. Ответ: продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические.

Екатеринбург-ское общество защиты прав потребителей Адрес: Екатеринбург, ул. Малышева, 29, оф. 305

3. Основные доходы и расходы семьи Бюджет – ( англ. – денежная сумка) роспись доходов и расходов на определенный срок. Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные субъектом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Семейные расходы и доходы Семейные доходы — это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов. Расходы — денежные средства, затраченные на содержание себя или семьи.

Расходы Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменяются к его концу. Переменные расходы – это расходы, связанные с непредвиденными жизненными ситуациями или единовременными покупками, их очень трудно планировать.

бюджет сбалансированный, когда расходы равны доходам; избыточный, когда доходы превышают расходы; дефицитный, когда расходы превышают доходы.

1. Какой у Вас бюджет: сбалансированный, дефицитный или избыточный? 2.Рационально ли Вы тратите свои денежные средства? 3.Есть ли шанс увеличить Ваши доходы? 4.Уменьшить ваши расходы? 5.По итогам своей творческой работы, какой вывод Вы сделаете для себя? Доходы Сумма,руб Расходы Сумма,руб 1. 2. 3. 4. … 1. 2. 3. 4. …

  • Шумилова Екатерина Викторовна
  • 508
  • 15.10.2016

Номер материала: ДБ-262211

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

План-конспект урока по праву (8 класс) на тему:
УРОК ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Пояснительная записка

Урок «Права потребителей и их защита» проводился в рамках обществоведческого курса в 8 классе. На курс в соответствии с учебным планом школы отводится 1 час в неделю. В соответствии с программой данный урок является составной частью темы «Защита гражданских и трудовых прав», на изучение которой отводиться 8 учебных часов. Данная тема очень заинтересовала, так как изучаемый материал тесно связан с жизнью и личным опытом, поэтому активность учащихся на уроке была высокая. Решение практических задач и тестов в конце урока, показало, что все учащиеся материал усвоили. На уроке использовалась групповая, парная и индивидуальная работа и самостоятельная работа. Урок разработан в соответствии с личностно ориентированной технологией, главной целью которой является создание условий для реализации личностных функций, где «солирует» не педагог. Педагог здесь не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, развивает индивидуальность, признает самоценность каждого ученика в коллективе. На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, составленная учителем по плану. Исходя из данных критериев современного урока, в его структуре могут быть выделены следующие этапы:

1 этап – учебная мотивация и актуализация знаний. Основная его задача – усиление личной включенности учащихся в проблемы, которые будут рассмотрены на уроке.

2 этап- постановка проблемы. Выявление и фиксирование в громкой речи, где и почему возникло затруднение. Фиксирование детьми темы и цели урока

3 этапизучение основных проблем урока в малых группах и парах. Это основная часть урока, в ходе которой учащиеся всесторонне рассматривают положительные и отрицательные стороны той или иной ситуации.

4 этаппредставление работы групп

5 этап — первичное закрепление, решение практических задач в группах.

6 этап- самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий. Создание мотивации на успех.

7 этап- повторение.- включение нового знания в систему знаний

8 этап- Подведение итогов. Рефлексия. Это своеобразный анализ урока учениками. Он может быть в форме синквейна, сочинения, отзыва на урок. Основная задача этого этапа выводы по теме урока и эмоциональное и психофизиологическое состояние детей.

Урок имеет большой воспитательный потенциал и значимость.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: по курсу: «Обществознание» ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга. Дата проведения: 10.04.2013 г.

Учитель: Берёзко Сергей Николаевич, первой квалификационной категории, стаж 7 лет.

Тема урока: «Азбука потребителя».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технология урока: проблемно-практической деятельности.

Формы обучения используемые на уроке:

  1. решение практических задач;
  2. мозговой штурм;
  3. работа в группах;
  1. исследовательский метод обучения;
  2. работа с источником (использование первоисточников);
  3. метод демонстрации;
  4. объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);
  5. метод коллективного творческого поиска;
  6. деятельностный метод обучения.
  7. активные методы обучения;

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация, таблички с номерами групп, индивидуальные стикеры – бейджи с номером и цветом группы (к примеру, 4 группы по 5 человек, цвета – красный, синий, желтый, зеленый; по пять стикеров каждого цвета). Раздаточный материал для групп (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3).Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт осуществляется с учетом групповой работы, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры. На стол каждой группы ставится табличка с номером (каждый номер на бумаге ) и подготовлен раздаточный материал. Раскладываются индивидуальные стикеры. При входе каждый ученик вытягивает стикер и располагается в группе с соответствующим цветом.

  1. Содействовать приобретению знаний о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя.
  2. Способствовать развитию экономического и логического мышления.
  3. Воспитание умений грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением ;
  4. Во время урока создать условия для дальнейшей социализации в потребительской среде через осознание необходимости изучения прав потребителей при умении ими пользоваться; самовоспитание таких социальных качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость.

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Материалы и оборудование:

  1. Плакат с названием темы урока;
  2. Конституция РФ,
  3. ФЗ «О защите прав потребителей»;
  4. Материалы для деления на группы;
  5. Ситуативные задания
  6. Канцелярские принадлежности: маркеры, фломастеры, листы бумаги А4,листы цветной бумаги А3,листы бумаги А3, скотч, клей.
  7. Дидактические карточки с заданиями.
  1. Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г ( у каждой группы)
  2. Компьютерная презентация (слайды с гиперссылками)
  3. Защита прав потребителей с образцами заявлений, 2007, М. «ЭКСМО»
  4. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», 2002 г. с выдержками из Гражданского кодекса РФ, от 21 октября 1994 г (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997 г) (у каждой группы)
  5. Л. Н. БОГОЛЮБОВ, Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    по курсу «Введение в обществознание» 8—9 Пособие для учителя C.18
  6. Учебник: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2008.

Основным требованием к результатам и достижениям учащихся необходимо отнести:

  1. Личностные результаты на уроке проявляются при развитии самоопределения в соответствии с поставленными целями урока.
  2. На уроке у учащихся проявляются метапредметные результаты, выражаемые в формирующихся универсальных способах деятельности на уроке при изучении и познании учебного материала, посредством исследования. Во время урока ученики должны проявить способы регуляции своей деятельности при коррекции ответов и дальнейшем контроле. Во время работы на уроке, учащиеся должны проявить хороший уровень коммуникативной культуры.
  3. Предметными достижениями и результатами становятся получаемые знания и умения каждого ученика применяемые в социальной практике.

1.Общее положение и законодательство о защите прав потребителя.

2.Основные права потребителя.

3.Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя.

Опережающее задание : познакомиться с текстом Закон РФ «О защите прав потребителя».

Основные понятия урока:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Схема в презентации

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

1. Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП)

2. Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП)

3.Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП)

4.Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ.

5.Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ)

Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП)

Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу.

Слушают, настраиваются на работу.

Создание эмоционального настроения.

Называет тему урока, ставит цели перед учащимися, актуализирует, приглашает ученика выступить с сообщением.

Вспоминают знания, полученные на предыдущих занятиях. Записывают название темы в тетради.

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

решение практических задач;

работа в группах;

Ученики записывают название темы в тетради.

Беседа. Включение ребят в деятельность

Приложение 1. (Слайд № 2)

Эпиграф «У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный- это размышление,

Второй самый легкий- это подражание,

Третий самый горький –это опыт»

(Конфуций , V в. до н.э.)

Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока на слайде: учащимся предлагается высказать свое отношение к мысли, как он связан с темой урока. После этого учитель и дети формулируют цели урока.

Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока на слайде: учащимся предлагается высказать свое отношение к мысли, как он связан с темой урока. После этого учитель и дети формулируют цели урока.

Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек.

— То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Человек покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.

Вывод. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане- потребители могут рассчитывать только на себя.

3.Постановка проблемы. Целевая установка урока.

Изучение темы учитель может начать с решения практических задач в группах. Учащимся предлагается несколько ситуаций, которые они должны разрешить, используя собственный опыт

Н а п р и м е р:

1) Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримете?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что основными понятиями нашего урока являются «потребитель» и «продавец» (демонстрация схемы на слайде №3 )

-Кто такой потребитель?

— Кто является другой стороной отношений?

— Будет ли, потребителем Денис, купивший 4 тысячи футболок для продажи? ( если затрудняются ответить, то обратиться к ст. 492 п.1 ГК РФ )

-Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) более слабее, и незащищеннее?

— Почему именно потребитель?

— Потребитель кто он: король рынка или жертва рынка?

. Групповая работа с заданиями, обсуждение в группе и в классе.

После беседы учащиеся приходят к выводу:

1. Потребитель пользуясь своим суверенитетом, указывает продавцам, что им продавать.

2.Но он не обладает большими денежными средствами, юридическим образованием и поэтому является самым слабым субъектом имущественного оборота.

3.Поэтому его защите в законодательстве уделяется особое внимание.

4.Гарантии соблюдения прав потребителей зафиксированы в ряде нормативно- правовых актов: Гражданском Кодексе РФ (ГК), Законе о защите прав потребителей (ЗПП), Законе о рекламе, правилах бытового обслуживания населения, правилах о производстве и реализации продукции общественного питания и пр.

Выражают готовность работать в группах.

Раздаточный материал, учебник.

Изучение основных проблем урока самостоятельно в малых группах. Поиск решения проблемы

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с правами потребителя и формами их защиты и попробуем разрешить противоречие.

Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение 1 к уроку)

Групповая, практическая работа.

Ребята, используя текст учебника материалы из хрестоматии с выдержками из Гражданского кодекса, Закон о защите прав потребителя готовят выступление по темам:

Первая-третья группа — « Основные права потребителя»,

вторая-четвертая « Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя ».

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

решение практических задач;

работа в группах;

Правильно выполняют задания.

Раздаточный материал, учебник

Представление работы групп.

Консультации и помощь в работе группам. Организация обсуждения.

( демонстрация схемы на слайде права потребителя и ответственность продавца )

У каждой группы есть ученик, организующий работу. Результаты своей работы группы оформляют на бумаге и представляют. После этого идет обмен вопросами. В ходе работы идет составление терминологического ряда. (демонстрация на слайде)

работа с источником (использование первоисточников);

метод коллективного творческого поиска;

деятельностный метод обучения.

активные методы обучения;

решение практических задач;

Закрепление изученного материала.

Каждая группа получает вопросы на карточках (см. приложение 2 к уроку).

Решение практических задач в группах.

Выступление групп, уточнение примеров, обмен вопросами, обсуждение вариантов поведения потребителя.

исследовательский метод обучения;

работа с источником (использование первоисточников);

объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

метод коллективного творческого поиска;

решение практических задач;

работа в группах;

Находят достаточное количество доказательств.

раздаточный материал, учебник.

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Тестирование ( См. приложение 3)

Проверка тестов на правильность выполнения

Самостоятельное решение и самоконтроль учащимися типовых тестов

работа в группах;

Тест на 4 варианта

— Потребитель он король рынка или жертва рынка?

1 группа приводит аргументы « Король рынка »

-указывает продавцам, что продавать, те продавец зависит от него

— имеет право на информацию и безопасность товара

-его часто обманывают, потому что он не профессионал

-Продавец лучше информирован о качестве продаваемого товара

Вновь вернуться к эпиграфу. Так от чего же зависит соблюдение интересов потребителей? В первую очередь от нас самих! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав и умения отстоять свои права!

Работа по алгоритму:

  1. Постановка проблемы ( можно начинать со слов:-«В данном высказывании автор говорит(ставит)о проблеме…».
  2. Выразите Ваше согласие или не согласие к высказыванию,

они должны быть обоснованными. Определите на сколько данное высказывание актуально и в наши дни, добавьте тезисы и аргументы.

  1. Раскройте содержание высказывания и сформулируйте свое понимание смысла высказывания.
  2. Подберите 3-4 ключевых понятия, имеющих отношение к описываемой теме.
  3. Приведите 1-2 примера на тему высказывания, можно привести пример из жизненной ситуации или личного опыта.
  4. Сформулируйте вывод, в этом пункте можно перефразировать высказывание или выделить ключевые моменты Вашего высказывания.

Правильно делают выводы, оценивают свою работу.

Дает домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание

Понимают, как выполнять задание.

Получают моральное удовлетворение от урока.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Затем школьники выполняют задание на рефлексию: закончить любую из предложенных фраз

( фразы на слайде)

Сегодня на уроке я узнал.

Самым интересным на уроке было…

Хотел бы узнать подробнее…

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Приложение №1 к уроку

Раздаточный материал для учащихся.

I. Заповеди продавца.

  1. Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен.
  2. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине.
  3. Продавец не должен показывать товары молча.
  4. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.

II. Уголовный кодекс РФ (извлечения).

Статья 156. Обман покупателей.

Обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), наказывается лишением свободы………..

Статья 157. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг,

не отвечающий требованиям безопасности.

Выпуск или продажа товаров, оказание услуг , заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей-клиентов, повлекшие причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда, наказывается лишением свободы………….

Статья 154. Незаконное повышение или поддержание цен.

Незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путём создания препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятие товаров из обращения, либо сдерживание их от реализации, либо другое устранение от потребителей наказывается штрафом………

III. Закон РФ «О защите прав потребителей»

Статья 13. Возмещение морального вреда.

Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 16. Судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

IV. Гражданский кодекс РФ (извлечения).

Статья 138. Риск случайной гибели.

Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором.

Статья 444. Общие основания ответственности за причинения вреда.

Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме………

Вопросы на карточке первой, тетьей группе

1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? ( законодательством о защите прав потребителя регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом выступает организация либо индивидуальный предприниматель)

2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? (товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)

3.Каково содержание права на информацию? (потребитель имеет право на информацию об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык)

Вопросы на карточке второй, четвертой группе

1.Каковы последствие нарушения права потребителя на информацию? (договор может быть расторгнут по требованию потребителя ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)

2.Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара , работы, услуги? (минимальные требования- стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и тд)

3. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? (ст 502 ГК РФ покупатель вправе в теч. 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму)

4.Каке меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? ( ст.15, 17 ЗПП-судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: см. ст 25 ЗПП и 502 ГК РФ0

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь, и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой . исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель , выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли –продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

(Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст13, ЗПП)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Урок «Права потребителей и их защита» проводился в рамках обществоведческого курса в 8 классе. На курс в соответствии с учебным планом школы отводится 1 час в неделю. В соответствии с программой данный урок является составной частью темы «Защита гражданских и трудовых прав», на изучение которой отводиться 8 учебных часов. Данная тема очень заинтересовала, так как изучаемый материал тесно связан с жизнью и личным опытом, поэтому активность учащихся на уроке была высокая. Решение практических задач и тестов в конце урока, показало, что все учащиеся материал усвоили. На уроке использовалась групповая, парная и индивидуальная работа и самостоятельная работа. Урок разработан в соответствии с личностно ориентированной технологией, главной целью которой является создание условий для реализации личностных функций, где «солирует» не педагог. Педагог здесь не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, развивает индивидуальность, признает самоценность каждого ученика в коллективе. На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, составленная учителем по плану. Исходя из данных критериев современного урока, в его структуре могут быть выделены следующие этапы:

1 этап – учебная мотивация и актуализация знаний. Основная его задача – усиление личной включенности учащихся в проблемы, которые будут рассмотрены на уроке.

2 этап- постановка проблемы. Выявление и фиксирование в громкой речи, где и почему возникло затруднение. Фиксирование детьми темы и цели урока

3 этап — изучение основных проблем урока в малых группах и парах . Это основная часть урока, в ходе которой учащиеся всесторонне рассматривают положительные и отрицательные стороны той или иной ситуации.

4 этап — представление работы групп

5 этап — первичное закрепление, решение практических задач в группах.

6 этап- самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий. Создание мотивации на успех.

7 этап- повторение.- включение нового знания в систему знаний

8 этап- Подведение итогов. Рефлексия. Это своеобразный анализ урока учениками. Он может быть в форме синквейна, сочинения, отзыва на урок. Основная задача этого этапа выводы по теме урока и эмоциональное и психофизиологическое состояние детей.

Урок имеет большой воспитательный потенциал и значимость.

Предварительный просмотр:

Сегодня на уроке____________________________________________________

Сегодня на уроке____________________________________________________

Сегодня на уроке____________________________________________________

Сегодня на уроке____________________________________________________

Предварительный просмотр:

Ответы к тестам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«У каждого человека есть три пути, Чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный- это размышление, Второй самый легкий- это подражание, Третий самый горький –это опыт». Конфуций , V в.до.н.э

ТЕМА : Азбука потребителя

План урока: 1.Общее положение и законодательство о защите прав потребителя. 2.Основные права потребителя. 3.Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя.

Практические задачи: Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации? В магазине вы приобрели платье или рубаху , а когда пришли домой, увидели брак на рукаве. Что вы предпримете?

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи

Необходимо определить: Основные права потребителя Ответственность продавца

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Права Ответственность

Основные права потребителя: . Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП) Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП) Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП) Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ. Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ )

Права потребителя: 1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? 2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? 3.Каково содержание права на информацию?

Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя: Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП) -неустойка -возмещение убытков -штраф.

Ответственность продавца Каковы последствие нарушения права потребителя на информацию? Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара , работы, услуги? В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? Какие меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя ?

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Права 1. Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП) 2. Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП) 3.Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП) 4.Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ. 5.Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ) Ответственность Законодательством устанавливаются особые правила ответственности за несоблюдение требований прав потребителя (ст. 23, 15, 14, 13 ЗПП) -неустойка -возмещение убытков -штраф.

Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал. Самым интересным на уроке было… Хотел бы узнать подробнее…

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: по курсу: «Обществознание» ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.

Дата проведения: 10.04.2013 г.

Учитель: Берёзко Сергей Николаевич, первой квалификационной категории, стаж 7 лет.

Тема урока: «Азбука потребителя».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технология урока: проблемно-практической деятельности.

Формы обучения используемые на уроке:

  1. решение практических задач;
  2. мозговой штурм;
  3. работа в группах;
  1. исследовательский метод обучения;
  2. работа с источником (использование первоисточников);
  3. метод демонстрации;
  4. объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);
  5. метод коллективного творческого поиска;
  6. активные методы обучения;

Тема урока: «Азбука потребителя».

  1. Содействовать приобретению знаний о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя.
  2. Способствовать развитию экономического и логического мышления.
  3. Воспитание умений грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением ;
  4. Во время урока создать условия для дальнейшей социализации в потребительской среде через осознание необходимости изучения прав потребителей при умении ими пользоваться; самовоспитание таких социальных качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость.

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Материалы и оборудование:

  1. Плакат с названием темы урока;
  2. Конституция РФ,
  3. ФЗ «О защите прав потребителей»;
  4. Материалы для деления на группы;
  5. Ситуативные задания
  6. Канцелярские принадлежности: маркеры, фломастеры, листы бумаги А4,листы цветной бумаги А3,листы бумаги А3, скотч, клей.
  7. Дидактические карточки с заданиями.
  1. Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г ( у каждой группы)
  2. Компьютерная презентация (слайды с гиперссылками)
  3. Защита прав потребителей с образцами заявлений, 2007, М. «ЭКСМО»
  4. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», 2002 г. с выдержками из Гражданского кодекса РФ, от 21 октября 1994 г (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997 г) (у каждой группы)
  5. Л. Н. БОГОЛЮБОВ, Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    по курсу «Введение в обществознание» 8—9 Пособие для учителя C.18
  6. Учебник: Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2008.
  1. Характеристика класса.
  1. Общая подготовленность класса к коллективно-распределенной деятельности: умение работать в парах; умение работать в малых группах; умение слушать друг друга и взаимодействовать;

умение отвечать на вопросы.

  1. Преобладает сотрудничество во время урока.
  2. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
  3. Программы к моменту урока усвоена в достаточной мере, учащиеся владеют основными единицами учебного материала, способны уверенно и свободно выражать свои мысли.
  1. Анализ цели и задач урока.

Цель урока сформулирована конкретно, в соответствии с требованиями программы и содержанием изучаемого материала.

Цель: Сформировать представления об основных процессах и закономерностях развития личности.

Четко и конкретно сформулированы задачи урока.

  1. объяснить понятия и термины: индивид, индивидуальность, личность, социализация, возраст, ступени развития личности, духовный мир человека;
  2. Содействовать изучению и ознакомлению изучить особенности структуры личности;
  3. Способствовать развитию у учащихся умений:

а)осуществлять комплексный поиск;

б) систематизировать социальную информацию темы;

в)сравнивать, анализировать, делать выводы,

г)рационально решать познавательные задачи ;

д)раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

  1. способствовать самопознанию личности учащихся, развитию их духовного мира.

Цели и задачи четко взаимосвязаны. Поставлены педагогические цели и задачи : обучения, воспитания, развития, социализации. Постановлены цели развития образовательного процесса: познавательные, исследовательские.

Современная тенденция единства целей и задач была доведена до учеников через комбинированный урок, с элементами беседы и проблематики. Присутствовали элементы наглядности и анализа предлагаемого материала.

Учитывая, что это был единственный урок проведенный учителем, были рационально подобраны его тип и форма проведения.

На основании предлагаемого материала и используемых методов, цель и задачи были реализованы и достигнуты. Однако необходимо отметить, что на завершающем этапе урока, на мой взгляд, не достаточно был реализован принцип рассмотрения проблемного задания учащимися. Между целью и основными задачами прослеживается комплексность и взаимосвязь.

  1. Анализ содержания, структуры и организации урока.

Урок логично был разделен на этапы, и включал в себя следующие моменты:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы.
  3. Проверка материала домашнего задания.
  4. З акрепление материала домашнего задания.
  5. Актуализация ранее изученного материала.
  6. Введение в тему изучения нового материала.
  7. Работа над проблемой.
  8. Установка на выполнение домашнего задания.
  9. Домашнее задание.
  10. Выставление оценок
  11. Рефлексия.

Работа на уроке выстраивалась на научном материале, приводимом как в учебнике, так и в дополнительной литературе.

Учителем достаточно успешно проведен организационный момент, ученики выразили готовность к уроку. Дальнейший темп урока соответствовал оптимальному. Между этапами прослеживаются плавные переходы к основным связующим компонентам урока, в связи с четко выбранным материалом.

При подготовке к уроку, главный материал был выбран таким образом, чтобы ученик смог соотнести ранее изученный материал с материалом новой темы. Этапы проверки и закрепления материала домашнего задания были актуальны в дальнейшем ходе самого урока. Учитель акцентировал внимание учеников на следующих моментах:

1.Объявление темы урока. Постановка цели и задач.

2.Постановка эпиграфа к уроку (постановка проблемы).

3. Проверка материала предыдущего урока.

4.Закрепление материала на основании документа.

5. Актуализировав знания по теме «Социализация».

  1. Анализ работы учеников. Формы и методы работы.

Во время урока наблюдалась повышенная трудоспособность учащихся класса, что говорит о высокой организации подготовительного момента. Учащиеся класса проявили заинтересованность к теме, цели, эпиграфу, к проблемным заданиям и вопросам во время урока, что подчеркивалось их организованностью и быстроте в восприятии материала.

Заметно, что ученики ориентируются в материале, а так же сумели проявить свои знания и применить их на практике. Поведение учеников достаточно воспитано, оценки учителя воспринимаются конструктивно.

Методы и формы, педагогические приемы выбирались исходя из возможностей темы урока, учащихся, возможностей самого учителя. Учителем были использованы разнообразные формы и методы работы во время урока.

При подготовке самого урока учитывалось его места в системе других уроков тематического плана.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся содействовала их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы.

На уроке использовались следующие методы, приемы и формы работы:

  1. Объяснительно-иллюстративный методы:
  • Использование рассказа ученика и учителя;
  • Практическая работа с применением знаний ;
  • Работа с текстом и его последующим анализированием;
  • Использование мультемедийной техники.
  1. Репродуктивные методы:
  • Придумывание примеров ;
  • Работа по алгоритму;
  • Работа с учебником;
  1. Дидактические методы:
  • Развитие понятийного аппарата на простом и частично известном материале;
  • Развитие учебной активности учащихся;
  • Постановка перед учащимися учебной проблемы;
  • Развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Требование от учащихся полных ответов, уровень монологической речи, с учетом специфики предмета и его темы;
  • Обеспечение при проверке знаний учащихся воспроизведения ими основных признаков изучаемого материала, понятий, связей, насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал;
  • Разнообразие учебной деятельности на уроке (не менее двух-трех рациональных видов); индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальной с фронтальной, работа в парах.
  1. Поисково-исследовательские методы:
  • Работа с проблемным вопросом;
  • Работа с научным текстом;
  • Работа с эпиграфом.

На протяжении урока прослеживается механизм контроля знаний учащихся. На этапе проверки домашнего задания предлагается вспомнить основные содержательные единица прошлого урока. Далее на последующих этапах закрепления и изучения нового материала, учитель поверяет усвоение материала. В конце урока осуществлялась коррекция знаний учащихся, в момент работы с высказыванием, делался акцент на поправку ответов учеников. Уровень подачи домашнего задания весьма приемлем, и вполне отвечает критериям учащихся.

Психологическую составляющую во время урока можно оценить как доброжелательную, а стиль общения учащихся и учителя партнерский.

Итоги урока считаю успешными, так как была достигнута основная цель, через поставленные задачи.

nsportal.ru

Еще по теме:

  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Кадетская школа в москве с проживанием для девочек ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ Информация, адреса, документы, отзывы . Гос. образование Частное образование Доп. образование Доп. развитие Кадетские школы Москвы Все Кадетские школы Москвы Кадетская школа - начальное военно-учебное […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Отдел по несовершеннолетним спб Комиссия по делам несовершеннолетних ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ! Падение из окна — является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной […]
  • Как увеличить пенсию чернобыльцу Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф Для людей, относящихся к пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф, назначаются ежемесячные выплаты в целях компенсации вреда. Особое внимание уделяется […]
  • Справка общий стаж работы образец Зачем нужна справка о трудовом стаже, и как ее подготовить Пока действуют трудовые книжки, их нужно заполнять по инструкции. Если книжка потеряна или испорчена, заполняется дубликат. Но в него тоже нужно вписывать сведения о том, где и кем […]