Опека и попечительство над детьми. Документы и порядок оформления

Дети, по тем или иным причинам, оставшиеся без родителей, нуждаются в защите государства. Для реализации прав таких детей, в России создан орган опеки и попечительства. Помимо формы усыновления (удочерения) принять ребенка, оставшегося без опеки родителей, в семью можно оформив возмездный договор опеки или попечительства.

Институт опеки и попечительства на сегодняшний день, является комплексным по своим нормам, так как регулируется не только семейным, но, и административным, и гражданским правом. Нормы гражданского права включают в себя общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над ребенком, а Семейный кодекс РФ более широко рассматривает и регламентирует опеку и попечительство, как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской опеки.

Опека и попечительство над детьми, рассматриваемая в семейном праве, является формой устройства сирот с целью защиты их прав и интересов, а так же с целью содержания, образования и воспитания. Регулирование общих вопросов связанных с опекой и попечительством возложено на ст. 145 СК РФ.

Дети, оставшиеся без опеки и попечительства

К детям, оставшимся без родительской опеки, относятся те, чьи родители:

  1. признаны недееспособными;
  2. умерли;
  3. ограничены в родительских правах;
  4. лишены родительских прав.

Помимо этого отсутствие родительской опеки может быть вызвано:

  • уклонением родителей от воспитания детей;
  • длительным отсутствием родителей (связано с отбыванием наказания в местах заключения, длительной командировкой);
  • болезнью родителей (болезнь должна прямо препятствовать выполнению родительских обязанностей);
  • уклонением родителей от защиты прав и интересов ребенка;
  • другими причинами.

Опека оформляется над детьми, не достигшими 14 летнего возраста, а попечительство с 14 лет до 18. (п. 2 ст. 145 СК РФ)

Четкое разделение между опекой и попечительством не играет роли в сфере воспитания и образования подопечных детей, но имеет важное значение в сфере защиты попечителями (опекунами) их имущественных и неимущественных интересов и прав. Гражданско-правовая сфера рассматривает опеку и попечительство, как способы восполнения частичной или неполной дееспособности гражданина. Как мы знаем, малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет, могут самостоятельно совершать достаточно ограниченный круг сделок, например, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, бытовые сделки, распоряжение средствами, предоставленными законным представителем. Другие сделки за малолетних подопечных совершают их опекуны, являясь их законными представителями. То есть при наличии опекуна ребенок, оставшийся без попечительства родителей, может стать участником различных гражданских правоотношений.

Начиная с четырнадцатилетнего возраста, подопечные приобретают больший объем гражданской дееспособности. Данным законом малолетним детям, добавляются возможности: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и как следствие распоряжаться ими, осуществлять права автора произведений искусства, науки и литературы и других результатов своей интеллектуальной деятельности.

С четырнадцати до восемнадцати лет ребенок, находящийся под попечительством может совершать другие сделки только с согласия попечителя (п. 1, 2 ст. 26 ГК РФ). Отсюда вывод, попечитель – это помощник своего несовершеннолетнего подопечного в сфере реализации прав последнего в гражданско-правовом поле деятельности.

В п. 3 ст. 145 СК РФ сказано, что все отношения, возникающие с установлением, осуществлением и прекращением попечительства и опеки регулируются ГК РФ, ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве над детьми» и другими нормативными актами. Согласно п. 1 ст. 35 ГК РФ данные отношения входят в компетенцию органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Если ребенок на момент принятия решения о назначении опекуна (попечителя) уже проживает по месту жительства последнего, орган опеки и попечительства, находящийся по месту жительства ребенка вправе передать возможность принимать решения такому же органу, который находится по месту жительства непосредственно попечителя (опекуна).

Документы для оформления опеки и попечительства над ребенком

Решение о передаче ребенка производится на основании следующих документов:

1) заявление кандидата в опекуны (попечители);

2) документов на кандидата в опекуны (попечители):

  • копий паспорта, ИНН, свидетельства о браке, пенсионного свидетельства;
  • автобиография кандидата в попечители (опекуны);
  • справка о регистрации по форме 9 и справка по ф. 7 (характеристика жилой площади) или копии правоустанавливающих документов на жилплощадь;
  • справка из лечебно-профилактических учреждений об отсутствии психических и инфекционных заболеваний у всех лиц, проживающих совместно с кандидатом в попечители (опекуны);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья попечителя (опекуна). (форма № 164у-96, срок действия 3 месяца);
  • характеристика с места работы кандидата в попечители (опекуны) (не работающие лица, предоставляют справку из жилищных органов по месту жительства);
  • справка о доходах с места работы кандидата в попечители (опекуны) (в справке указывается размер средней ежемесячной заработной платы и должность). Пенсионеры предоставляют справку из пенсионного фонда. Не работающий кандидат в попечители (опекуны) предоставляет справку о доходах того члена семьи, который его содержит;
  • справка о наличии или отсутствии судимостей у кандидата в попечители (опекуны) (срок действия справки 6 месяцев);
  • письменное согласие всех членов семьи кандидата в попечители (опекуны) на установление им попечительства или опеки (согласие требуется от всех членов семьи будущего опекуна (попечителя), достигших 14-ти летнего возраста).

Помимо этого орган опеки и попечительства может затребовать от кандидата документ подтверждающий прохождение подготовки им в специализированных центрах.

3) документов на несовершеннолетнего ребенка:

  • до 14-ти лет – копия свидетельства о рождении ребенка;
  • с 14-ти лет – копии свидетельства о рождении и паспорта ребенка;

4) документальное подтверждение того, что несовершеннолетний ребенок остался без опеки родителей:

  • решение суда о лишении родительских прав, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, ограничении родительских прав;
  • копии свидетельства о смерти обоих или одного родителя;
  • справка об инвалидности 1 и 2 групп, исключающая трудоспособность родителей;
  • справка о розыске одного или обоих родителей;
  • согласие родителей на установление попечительства (опеки) (при условии, что выполнение родительских обязанностей затруднено наличием инвалидности или условиями работы).
  • справка о регистрации детей (ребенка) по форме 9 и по форме 7 (могут быть предоставлены копии правоустанавливающих документов);
  • письменное согласие на назначение конкретного опекуна (попечителя) от ребенка старше 10-ти лет;
  • справка из воспитательного, лечебного, учебного, социального учреждения, в котором находиться или посещает несовершеннолетний;
  • медицинское заключение о состоянии ребенка (срок действия справки 3 месяца).

Решение о назначении опекуна или попечителя на детьми соответствующим органом принимается в течение месяца с того момента, когда ему стало известно о необходимости установления попечительства или опеки. Не назначение ребенку, оставшемуся без родительской опеки, в отведенный законом срок опекуна (попечителя) приводит к возложению обязанностей последнего, непосредственно на орган опеки и попечительства. Обжаловать решение о назначение опекуна (попечителя), согласно п. 1 ст. 35 ГК РФ, может заинтересованное лицо в судебном порядке.

Назначение опекуна (попечителя) возможно только с его согласия. Данное условие является обязательным, потому как принуждение к исполнению попечительских или опекунских обязанностей не может соответствовать интересам ребенка, а цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Воля принять на себя обязанности попечителя или опекуна выражается в соответствующем заявлении гражданина в орган опеки и попечительства. Так же в этом вопросе важна воля ребенка, согласно п. 4 ст. 145 СК РФ, начиная с 10-ти летнего возраста, опекун или попечитель назначается только с согласия ребенка, до достижения десятилетнего возраста опека и попечительство осуществляется без учета его мнения.

Интересы детей учитываются и при передаче под опеку (попечительство) сестер и братьев, оставшихся без родительского попечения. Пунктом 5 ст. 145 СК РФ не допускается передача под опеку или попечительство сестер и братьев разным лицам, если такая передача не отвечает интересам самих детей.

Казалось бы, верша благое дело гражданин, желающий взять под опеку или попечительства нуждающегося в нем ребенка, не должен встретить на своем пути преград. К сожалению, «бюрократическая машина» иногда не только не помогает в осуществлении задуманного, но и всячески препятствует.

С причинами возникновения данной ситуации мы разбираться сейчас не станем, они и так всем ясны и понятны. В сложной ситуации, такой как оформление опеки или попечительства над ребенком, помощь адвоката по семейным делам – это шаг в сторону осуществления задуманного. Адвокат по семейным делам даст консультацию по всем вопросам, касающимся оформления попечительства и опеки, поможет собрать нужный пакет документов, правильно оформить заявление и осуществит поддержку в суде, если возникнет такая необходимость.

Не упустите свой шанс помочь детям, которые оставлись без опеки родителей.

www.legalneed.ru

Особенности социальной работы с опекаемыми детьми и их семьями в условиях общеобразовательного учреждения

Главной задачей современной системы образования является формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности. Особенно актуальной эта проблема становится, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в частности, с опекаемыми детьми. Эти дети, как правило, выходцы из неблагополучных семей, лишившиеся по разным причинам родителей, часто плохо успевающие в школе и характеризующиеся различными проявлениями отклоняющегося поведения. В связи с этим, опекаемые дети требует особого внимания к ним со стороны социальной службы школы и ее специалистов – социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе (социальных инспекторов).

Основной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Согласно ФЗ « Об опеке и попечительстве», опека представляет собой форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан),

попечительство является формой устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности [2].

Дети, лишенные родительского внимания и заботы, безнадзорные, ставшие по этой причине — социальными сиротами, характеризуются как дети, находящиеся в зоне социального риска. Они отчуждены не только от семьи, но, зачастую, от школы и общества в целом. Основными внешними причинами такого положения ребенка являются:

  • неблагополучие в родной семье (недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие или неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголем и наркотическими веществами);
  • низкий материальный уровень и плохие условия проживания родной семьи;
  • неправильное отношение к ребенку и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка;
  • педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению);
  • влияние дурной компании и ближайшего окружения;
  • продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним;
  • пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

На фоне этих неблагоприятных для ребенка обстоятельств, развиваются внутренние факторы, окончательно закрепляющие его в зоне социального риска:

  • ощущение ребенком собственной ненужности;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • недостаточный самоконтроль и самодисциплина;
  • незнание и непринятие социальных норм и ценностей;
  • неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях;
  • неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

В связи с этим одним из важных направлений социальной работы школы является профилактика семейного неблагополучия, бродяжничества и безнадзорности в детской среде, а так же отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время в нашей стране зафиксирован рост количества людей, оформляющих опеку и попечительство над несовершеннолетними, их права и обязанности регламентируются законодательством РФ: Семейным и Гражданским кодексами РФ, федеральными законами.

В связи с тем, что общеобразовательная школа является одним из ведущих факторов социализации, развития и образования несовершеннолетних, то особого внимания заслуживает работа с опекаемыми детьми и их семьями в этих учреждениях. В них обучение и воспитание осуществляется в коллективной педагогически организованной среде, создающей условия для гармоничного развития личности каждого ребенка, его самораскрытия, проявления таланта и раскрытия его способностей, являющейся первой ступенью в самостоятельную жизнь подрастающего поколения.

В общеобразовательном учреждении работа с опекаемыми детьми и их семьями осуществляется, прежде всего, социальным педагогом, социальным инспектором, психологом и участковым полицейским. Их работа представляет собой совокупность различных технологий и методик работы с опекаемыми детьми и их семьями. Все действия, направленные на поддержку и помощь этой категории населения, регламентированы законом и основываются на личностном и комплексном подходе. Наблюдение за поведением опекаемого ребенка в школьном коллективе, условиями проживания в семье опекунов, анализ внутрисемейных отношений, изучение личностных качеств ребенка, окружающего опекунскую семью социума — это неполный перечень направлений деятельности социального педагога с опекаемым ребенком и его семьей.

Среди основных проблем опекаемых детей в общеобразовательном учреждении выделяются: плохая успеваемость; конфликты со сверстниками; проблемная домашняя среда, негативно влияющая на формирующуюся личность; замкнутость, комплекс личностного «Я». Каждая из вышеперечисленных проблем имеет свои способы решения, мы выделим рекомендации к их разрешению.

Плохая успеваемость. На успеваемость опекаемого ребенка влияет, как правило, наследственный фактор, его ближайшее социальное окружение и индивидуальное восприятие реального мира. В данном случае социальный педагог должен разработать индивидуальную программу педагогической реабилитации ребенка, включающую основные мероприятия, направленные на умственное развитие ребенка, его раскрепощение и создание условий для раскрытия потенциальных возможностей самого ребенка к освоению школьной программы. Часто причиной плохой успеваемости может послужить скованность и замкнутость ребенка. Здесь следует поставить задачу как можно лучше узнать ребенка и помочь ему забыть про свои страхи и комплексы. С этой целью необходимо организовывать коллективные мероприятия, тренинги, игры, которые помогут ребенку влиться в коллектив и ощутить себя уютно в нем. Данная работа зачастую имеет длительный характер, главное, не отступать от заданной цели – помочь ребенку в усвоении школьной программы, оказывать ему психологическую поддержку и вселять уверенность в своих силах.

Конфликты со сверстниками. Для преодоления этой проблемы социальному педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к опекаемому ребенку; организовывать комплексные мероприятия, позволяющие ему проявить свои лучшие стороны; создавать благоприятную атмосферу для свободной и планомерной социализации детей, находящихся под опекой и попечительством; осуществлять прямую работу с семьями опекаемых детей.

Успешная социализация ребенка зависит от коллективной среды и от положения индивидуума в ней. Связано это с тем, что человек – существо социальное, которое не может жить без социума, поэтому именно социум активно влияет на формирование его личности. Однако часто в подростковом возрасте, у детей между собой, с коллективом, возникают разногласия и противоречия, вытекающие в конфликт. Для разрешения конфликтных ситуаций и их профилактики в общеобразовательных учреждениях организуется совместная работа социального педагога и инспектора по социальной работе с классными руководителями, психологом и, непосредственно, с самими детьми.

В таких случаях наиболее эффективными являются преимущественно групповые и индивидуальные формы занятий с опекаемыми детьми: игры-занятия, тестирование, анкетирование, семинарские занятия для подростков.

Необходима также специально организованная работа с педагогическим коллективом в таких формах, как семинары, консилиум, консультации.

Проблемная домашняя среда, негативно влияющая на формирующую личность. С самого рождения на ребенка наиболее сильное влияние оказывают его родители и близкие. Однако дети, оказавшиеся под опекой, часто еще в раннем детстве по различным причинам оказались лишенными родительской любви и заботы. Такая судьба создает препятствия к нормальному становлению и развитию их личности, влияет на их социальное положение в обществе. Такой ребенок не всегда уживается с новыми родителями или опекунами-родственниками. По различным причинам и обстоятельствам такие дети часто оказываются предоставленными сами себе, что негативно сказывается на их социализации. В связи с этим социальный педагог и социальный инспектор школы работают с семьями опекаемых детей и приемными родителями, организовывая различные собеседования и мероприятия, направленные на психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку данных семей. В качестве основных форм работы с опекунами выступают консультации, важны также тестирование и анкетирование. Такая работа носит адресный характер, основанный на принципах гуманизма и альтруизма.

Проблема замкнутости, комплекс личностного «Я».Как правило, замкнутость не является характерной чертой благополучного ребенка. Однако дети могут уходить в себя во время болезни, усталости или если их тяготит какая-то проблема. Замкнутость, как воображаемая стена, может быть реакцией ребенка на проблемы общения с одноклассниками, связанные с игнорированием, или открытой враждебностью и непринятием его. Дети замыкаются из-за частых ссор родителей (приемных родителей или опекунов) и вообще из-за конфликтов в семье. В таких случаях ребенку кажется, что лучшим способом урегулировать ситуацию — это стать менее заметным, потому что часто в конфликтах взрослых дети обвиняют себя. Замкнутость ребенка может появиться из-за нехватки общения со сверстниками. Причин замкнутости у детей много, и поэтому, чтобы избежать данного отрицательного явления, нужно интересоваться жизнью детей, их проблемами, уделять им должное внимание, но при этом, необходимо знать меру, дабы не усугубить ситуацию.

Эффективной технологией преодоления всех выше указанных проблем опекаемых детей является профилактическая работа как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении опекаемого ребенка. Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Наряду с профилактической работой социальной службы школы и его ведущими специалистами, должна осуществляться деятельность, направленная на содействие адаптации опекаемого ребенка в окружаемом его социуме и его социально-педагогической и психологической реабилитации.

Ведущим средством социальной профилактики, реабилитации и адаптации детей из приемных семей, выступают различные, значимые в личностном плане и вызывающие положительные эмоции виды деятельности и общения.

Таким образом, выделенные нами основные проблемы опекаемых детей, с которыми сталкиваются специалисты в общеобразовательном учреждении, требуют от социальной службы школы следующих направлений деятельности: изучение личности опекаемых детей и их занятости во внеурочное время; организация часов общения; помощь в разрешении конфликтов с учителями и сверстниками; профилактическая, реабилитационная и адаптационная работа.

Социальная работы с опекаемыми детьми и их семьями в условиях общеобразовательного учреждения не возможна без взаимосвязи и тесного сотрудничества социальной службы школы с другими социальными институтами. Для этого необходимо: организовывать в целях профилактики встречи опекаемых детей и их опекунов с работниками правоохранительных органов; организовывать для них индивидуальные беседы с юристом, социальным педагогом, психологом. Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике вредных привычек: курения, токсикомании, наркомании, алкоголизма. Желательно социальной службе школы организовать телефон доверия для детей и их родителей, в том числе, и для опекаемых детей и членов их семей.

Главная задача специалистов по социальной работе – приложить все усилия для того, чтобы дети, нуждающиеся в защите и помощи со стороны государства, чувствовали себя комфортно в обществе и не ощущали чувства ущемленности и несправедливости.

nauka-rastudent.ru

Семейный кодекс.
Глава 20. Опека и попечительство над детьми

Статья 145. Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство

1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

3. Установление и прекращение опеки и попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 146. Опекуны (попечители) детей

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Статья 147. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

1. Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка.

2. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

  • воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают, также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса.

Статья 149. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на:

  • содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
  • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обладают также правами, предусмотренными статьями 55-57 настоящего Кодекса.

Статья 150. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка

1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.

На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

www.7ya.ru

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Контроль за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье опекуна (попечителя)

Контроль за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье опекуна (попечителя)

Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со //offline/ref=3FEEB016D60B1699B1DBDBFDA05E170CFC75A16E008C29

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

«Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

www.usynovite.ru

Работа социального педагога с детьми, находящимися под опекой

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Работа социального педагога с детьми,

находящимися под опекой.

Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных.

Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права — одна из обязанностей социального педагога.

В нашей школе на сегодняшний день 5 опекаемых детей: Аверков Александр 1 Д (опекун — Шаброва Наталья Борисовна), Комарова Дарина 3 К (опекун — бабушка Цема Любовь Семеновна), Комаров Сергей 4 Д (опекун — бабушка Цема Любовь Семеновна), Цыганов Дмитрий 5 К (опекун — Цыганова Александра Ивановна), Петров Иван 3 К (опекун — Кидярова Зинаида Васильевна), Родина Динана 8 Д (опекун — дядя Кущев Сергей Геннадьевич).

Все семьи, в которых воспитываются опекаемые дети, я хорошо знаю, хотя и работаю в должности социального педагога первый год. Со всеми опекунами у меня установились доверительные отношения.

Каждый учебный год я начинаю свою деятельность с составления плана работы с детьми, находящимися под опекой.

Основными направлениями работы являются:

1. Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.

3. Посещение уроков, проводящихся с опекаемыми детьми, контроль за их успеваемостью, посещением занятий, дисциплиной.

4. Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей.

5. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций.

6. Организация отдыха в школьном оздоровительном лагере.

В качестве первостепенной задачи в работе с опекаемыми детьми я определяю знакомство с опекунами, с их жилищно-бытовыми условиями. В конце сентября-начале октября совместно с классными руководителями я посетила семьи опекаемых детей с целью выяснения их жилищных условий.

Если с опекуном у социального педагога сложились хорошие, доверительные отношения, тогда работать будет очень легко. Поэтому вторая, важная, на мой взгляд, задача — установление крепкого делового контакта, в результате которого я узнаю о ребенке иногда гораздо больше, чем классный руководитель.

Третья задача — быть в курсе всех школьных дел опекаемого: его учебы, поведения, занятия в кружках, секциях. Поэтому стараюсь посещать уроки в тех классах, где учатся опекаемые, наблюдать, как они отвечают на уроках, просматривать их дневники, тетради, иногда приглашать на беседу.

Все опекаемые дети стараются учиться в меру своих способностей и особой тревоги на сегодняшний день не вызывают. Опекаемых детей, состоящих на ВШУ за девиантное поведение и учете ПДН, нет.

Одной из важных задач социального педагога является помощь в организации досуговой деятельности опекаемых детей, вовлечение их в кружки, секции, организация их внеклассной работы. Так, в этом учебном году все опекаемые дети заняты внеурочной деятельностью (учащиеся посещают кружок СЮН « Друзья природы », ДДТ « Прикладное творчество », кружки и занятия со специалистами ГБУ Рязанской области « Касимовский комплексный центр социального обслуживания населения », принимают участие в школьных и городских конкурсах и мероприятиях).

Следующим важным звеном работы социального педагога является помощь опекунам в организации отдыха детей. Все учащиеся данной категории посещали лагеря дневного пребывания детей при школе в дни осенних и зимних каникул. Работа по организации летнего отдыха детей, находящихся под опекой, начинается весной, в марте – апреле, совместно с детским оздоровительным лагерем « Ласточка ».

Начиная с 8-го класса проводится профориентационная работа, то есть подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. Эта работа включает в себя: предварительную профессиональную диагностику, анкетирование.

Важной, главной, а может быть, и основной задачей является помощь опекаемым детям, опекунам, их семье. К сожалению, кроме психолого-педагогической, моральной поддержки чаще всего мы ничего им не можем предложить. Но моральная поддержка, помощь в воспитании и обучении — это тоже немало.

Мне, наверное, очень повезло с опекунами. Все опекуны детей, обучающихся в нашей школе, очень порядочные, добрые и положительные люди. Все на сегодняшний день справляются со своими обязанностями.

infourok.ru

Еще по теме:

  • Где можно посмотреть скидку по осаго Как проверить КБМ по базе скидок РСА? Страховой полис ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев и обновлять его придется каждый год. Однако, благодаря безопасной и безаварийной езде можно получить заметную скидку, которая будет […]
  • Увеличение пенсий мвд когда Последние изменения в вопросе предоставления пенсионного обеспечения бывшим сотрудникам МВД Начало нового года всегда таит в себе ожидание каких либо изменений. Многие граждане нашей страны, которые получают военные пенсии, интересуются последними […]
  • Суды с инновой Форум l2utopia Innova Systems проиграла суд игроку в Line. Нравится Не нравится Taliya 02 мар 2017 Я просто оставлю это здесь и я в шоке!Хоть делу уже лет да лет,но лично я не слышала об этом поэтому читайте и высказывайте своё мнение. […]
  • Несанкционированное подключение к газу штраф Какие суммы штрафов ожидают владельца за самовольное подключение газовой плиты или водонагревательной колонки? Чтобы не платить по коммунальным счетам, потребители энергии решаются на противоправные действия (незаконно подключиться к магистралям, […]
  • Официальный сайт мвд россии пенсии в 2018 году Пенсии для сотрудников МВД в 2018 году Существуют категории служащих, пенсионное обеспечение которым назначается по отличным от большинства тружеников нормативам. К таковым относятся правоохранители, военнослужащие и служащие военизированных […]
  • Возврат суммы при покупке дома Налоговый вычет на дом Содержание: Покупая или строя дом, российские граждане имеют право на вычет 13% из их НДФЛ. Получить его возможно либо через ИФНС, либо у своего работодателя. Предоставляется он по расходам и состоит из 3-х частей: 1) на […]