Расселение восточных славян

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка пол-тора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили по-ляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днеп-ра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы. В предгорьях Карпат жили «бе-лые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старей-шин и общее собрание племени – вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены ар-хеологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого пле-менного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, куль-турой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей обществен-ной и хозяйственной жизни.

www.bibliotekar.ru

Проживание и расселение восточных славян

в результате массового «Великого народного переселения» 4-7в н э произошел распад этих группировок. славяне — центр, восток и юг восточной Европы. и к 6-7вв возникли 3 современные ветви славянства:

✓ восточные (русские, украинцы, белоруссы)

✓ западные (чехи, словаки, поляки)

✓ южные (сербы, хорваты, болгары)

осваивая центр России, восточно-славянские сторонники с его древним поселением : южноугарцами и литовско-балтийскими преемниками (латыши, пруссы, галяды).

находясь на низком этапе развития в план социально-экономический, чем славяне эти племена подчинялись их культурному влиянию и ассимилироались с ними. таким образом, по мнению большинства ученых, славянские, угро-финские и балтийские племена и народы можно считать предками русских, украинцев, белоруссов.

однако, взаимоотношения восточных славян не со всеми соседями были мирными. на восточных и южных окраинах территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен (готов, ганнов, аваров, печенегов).

места проживания и расселения древних славян, получивших название прародителей славян определяется неоднозначно. существует миграционная и автохтонная теории.

1. согласно автохтонной теории6 восточные славяне — коренное, автохтонное, население восточной Европы (населяли Польшу, Украину и Белоруссию. этой т зр придерживается академик Рыбаков)

2. по одной из миграционных теорий (балканская теория) о Дунайских прародителей славян, они переселились на территории восточно-европейских равнин из центральной Европы с берегов р. Одер, Эльба, Дунай. восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты и оттуда на Днепр. эта т зр принадлежит Нестору, в XIXв — придерживались Соловьев, Платонов. она наиболее распространена в современной исторической науке.

3. существует целый ряд миграционных теорий: Прикарпатская, Прибалтийская, Среднеевропейская, Висло-Одерская, Азиатская, Скифо-Сарматская и тд

незавсисмо от того, являются ли восточные славяне автохтонными восточной Европы или пришельцами, но к 8-9вв славяне определенно жили от озер Ильмень, Онежского и Ладожского — на север до устьев р. Прут, Днестр — на юг, от Карпат на запад до Оки и Волги на востоке.

образовался с 6в в результате объединения меньших племен вокруг наиболее сильного племени, по имени кот получал название и весь союз. места распределения известны нам из летописных географических традиционных (ПВЛ) подтверждений археологии XXв

studopedia.org

Карта расселения славянских племен

Вятичи — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность — визитная карточка племени вятичи.

Кривичи — племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения — Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских — эсты, ливы, латгалы — племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

» target=»_blank»>Словене ильменские — племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы — племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне — восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи — племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 — 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане — славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне — племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи — восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — прах хоронился в срубе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне — восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы — восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи — восточнославянский союз племен, существовавший в 9 — 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

iamruss.ru

Славянские племена и их расселение

История не располагает точными данными о том, где появились первые славяне. Вся информация об их появлении и расселении по территории современной Европы и России получена косвенным путём:

  • анализ славянских языков;
  • археологические находки;
  • письменные упоминания в летописях.

На основе этих данных можно сделать вывод, что первоначальным местом обитания славян были северные склоны Карпат, именно из этих мест славянские племена мигрировали на юг, запад и восток, образовав три ветви славян — балканские, западные и русские (восточные).
Расселение восточнославянских племён по берегу Днепра началось ещё в VII в. Другая часть славян расселилась по берегам Дуная и получила название западных. Южные славяне поселились на территории Византийской империи.

Расселение славянских племен

Предками восточных славян были венеты — объединение племён древних европейцев, которые жили в Центральной Европе в I тысячелетии. Позже венеты расселились по побережью реки Висла и Балтийского моря до Севера Карпатских гор. Культура, быт и языческие обряды венетов были тесно связаны с поморской культурой. Часть венетов, проживавших в более западных районах подверглась влиянию германской культуры.

Славянские племена и их расселение, таблица 1

В III—IV вв. восточноевропейские славяне были объединены под властью готов а составе Державы Германариха, расположенной в Северном Причерноморье. В это же время, славяне входили в состав племён хазаров и аваров, но были там в меньшинстве.

В V веке началось расселение восточнославянских племен с территорий Прикарпатья, устья Днестра и берегов Днепра. Славяне активно мигрировали в различных направлениях. На Востоке славяне останавливались вдоль рек Волги и Оки. Славяне, мигрировавшие и осевшие на Востоке, стали называться антами. Соседями антов были византийцы, которые терпели набеги славян и описывали их как «высоких, сильных людей с красивыми лицами». В это же время южные славяне, которые назывались склавинами, постепенно ассимилировались с византийцами и переняли их культуру.

Западные славяне в V в. были расселены по побережью рек Одры и Эльбы, и постоянно устраивали набеги на более западные территории. Немного позже эти племена распались на множество обособленных групп: поляки, чехи, моравы, сербы, лютичи. Отделились и славяне Балтийской группы

Славянские племена и их расселение на карте

Обозначение:
зелёный — восточные славяне
светло-зелёный — западные славяне
тёмно-зелёный — южные славяне

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне — жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях — древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины — кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи — восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи — северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи — племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути «из варяг в греки» и стало первопричиной образования русского государства.

perstni.com

Восточные славяне проживание, род занятий, религия

Главная > Реферат >История

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение профессионального образования

Владимирский Государственный Университет

Кафедра всеобщей истории

«Восточные славяне: проживание, род занятий, религия»

студент группы ЗСб-109

доцент Левковский И.Д.

г. Владимир, 2010 г.

Территория проживания славян ……. ……. ……. ……. ……. … 5

Территория и племена восточных славян ……. ……. . .…. …… 7

Занятия восточных славян . …… ………… …………. ………….. 9

Общественный строй ………………. ………. ………… ……….. 10

Образование государственности ………….. ………… ………… 12

Религиозные верования …………… ……………….. …………… 18

Переход к христианству ……. .. ……. ………. ….. … …………. 20

Целью данной работы я ставлю обобщить данные о Восточных славянах, затрагивая такие темы как: территория проживания славян, расселения славянских племен, быт и религиозные верования наших предков. Сложность изучения данного вопроса состоит в том, что до сих пор нет единого мнения среди ученых и специалистов о древних языческих богах, духах, религиозных обрядах восточных славян. Данные о них довольно обрывочны и поэтому сведения, содержащиеся в них, противоречивы.

Мнения многих историков, написавших солидные библиотеки томов по истории Руси, в том числе Древней Руси, хоть и разнятся, но в основной своей части сводятся к одному: славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э. В эпоху великого переселения народов (III-VI века н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. готский вождь Германарих был разбит славянскими племенами в северном причерноморье.

Иные упоминания ведут к тому, что к началу н.э. по нижнему течению р. Дунай и на территории от белого моря до р. Оки, от р. Волги до Карпатских гор проживало около 15 племен, которые, впоследствии, к IV веку н.э. приобрели общее именование «Славяне». Очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада — германцы и , кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования.

Главные действующие лица исторических событий V–IX вв., происходивших в украинских степных и лесостепных регионах. В этот период продолжалось Великое переселение народов с востока на запад. Через территорию современной Украины в Карпато-Дунайский регион прошли авары, болгары и венгры. Активными участниками процессов переселения на новые земли в эти века были также славяне.

Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно, современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами. Например: оставление на могиле умершего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени. Очень интересно, да и необходимо более тщательно изучать религию наших предков, чтобы знать историю своего народа, его культурные традиции.

Рассмотрим темы расселения и территории проживания, быта и религии более подробно.

Территория проживания славян.

Есть все основания полагать, что территория расселения, по которой разошлись славянские племена была весьма небольшой. Как доказано лингвистами, славяне отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э.(во времена Геродота). Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из территории расселения славян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада.

Первые упоминания о венедах, а именно так называли ранние источники славян,- появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика ( нынешних Венгрии и Австрии ). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе — венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по их нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I-II вв. н.э. была населена разными народами — германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия) получила название от кельтского племени бойев однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы, а где-то за ними на северо-востоке обитали венеды Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов (но не финнов и современных эстов). Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины ( Волыни и Полесья ). А данные Птолемея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птолемея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян.

Восточные славяне расселялись главным образом вдоль рек, вокруг озер. В среднем течении Днепра, в бассейне Днестра, между Припятью и Западной Двиной, в бассейне Верхней Оки, Западной Двины, по р. Сож, в районе Чудского и Ильменского озер жили племена полян, северян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян — всего около 15 сложившихся впоследствии крупных племенных союзов.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата. Затем Кий «ходил к Царю-городу», тге. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там «градок», но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V — VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.

Территория и племена Восточных Славян.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, — потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

Занятия восточных славян.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах.

Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным силам природы. Отсюда — культ бога неба и огня Сварога и его сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношения, обряды похорон и т. п.

В VI в. анты совершили несколько походов на Византию. Факты многолетних походов, совершенных многочисленными дружинами, позволяют говорить о довольно высоком уровне военной организации и высоком уровне развития производительных сил у восточных славян. Власть в дружинах основывалась на подчинении воинов военачальнику — князю. Военные походы славян заканчивались победами над одряхлевшей рабовладельческой Византией. Успехи славян в войнах с Византией способствовали падению в последней рабовладельческого строя.

В IV в. н. э. восточные славяне вступили в стадию разложения родовых отношений.

Появление излишков продуктов труда, развитие обмена между различными племенами привело к возникновению имущественного неравенства у восточнославянских племен, к появлению частной собственности. Распад патриархальной общины на семьи и накопление собственности в руках отдельных семей явились предпосылками возникновения социальных групп внутри родового строя.

Однако у славян рабовладение, сопутствующее этим изменениям, не стало основным способом производства. Славяне, так же как и некоторые другие народы Центральной Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем развитии рабовладельческую стадию.

Рабовладельческий способ производства в Европе уже изжил себя. Рабский труд стал непроизводительным, не стимулирующим дальнейший прогресс общества.

У земледельческих восточнославянских племен рано сложившаяся общинная собственность на землю определяла все отношения между членами общины. Родовая община превращалась в соседскую, территориальную (мир, вервь), основой которой являлись поземельные отношения.

Процесс разложения родового строя у славян совпал с разложением рабовладельческого строя в южной Европе. Столкновение с рабовладельческим строем во время войн с Византией привело к тому, что славяне пошли по более прогрессивному пути исторического развития — пути становления феодальных отношений.

Известны значительные объединения славян этого периода во главе с князьями. Легендарный Бож, Кий (основатель Киева) и его братья Щек и Хорив упоминаются в источниках того времени. В арабских источниках VIII в. упоминаются и славянские княжества, такие, как Куявия (вокруг Киева), Славия, Артания. Возникали новые отношения, предпосылки для объединения, новые черты внутри родовой организации славян.

Вопрос о возникновении государственности у восточных славян относится к категории сложных и недостаточно выясненных вопросов.

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические — родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Размежевание племен кочевых и оседлых, земледельческих и скотоводческих, а также племен, живших по преимуществу охотой и перешедших к производящему хозяйству, дополнялось начатками внутриродового разделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалисты по выплавке или обработке металлов), профессионалы-воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) — все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

Политические — появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба — вокруг Киева, Славия — вокруг Новгорода, Артания — вокруг Рязани или Чернигова.

Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества в общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Здесь следует заметить, что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжеского дружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первые века существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить на княжескую службу.

Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре — государству.

Внешнеполитические — важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная форма государства у восточных славян. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя. Оно возникло как племенное объединение, в котором власть князя не располагала сначала сильным административным или военным аппаратом. В течение некоторого времени в раннефеодальном государстве сохранялись пережитки родового строя — элементы военной демократии, вече и кровнородовая месть.

Образование государства у восточных славян связано с ростом производительных сил, выразившимся в дальнейшем распространении и совершенствовании земледелия. Рост земледелия дал возможность накапливать излишки продуктов.

Выделившаяся в VIII—IX вв. родоплеменная знать обладала значительными имущественными привилегиями. Кроме того, в ее руках находилась передаваемая по наследству власть. Отдельные союзы племен все чаще упоминаются как княжества. Князь, обладая вооруженными отрядами (дружинами), стремился подчинить себе всех жителей своего и соседних княжеств, обложить их данью. В этом он находил полную поддержку родоплеменной знати. Знать постепенно наступала на землю общины, отбирая у ее членов наиболее удобные, плодородные земли.

Для подавления сопротивления земледельцев использовались дружина во главе с князем и складывавшийся административный аппарат. Захваченная у общинников земля становилась собственностью князя, дружинников, племенной знати. Бывшие свободные общинники, а также пленные вынуждены работать на этих землях, или получали участки этой земли в личное пользование. За пользование землей общинники-смерды должны были отдавать владельцу земли (феодалу) часть урожая (натурой).

Труд смерда, заинтересованного в результатах своего труда, более производителен, чем труд раба. Смерд стремился также к совершенствованию орудий труда, а это способствовало росту производительных сил.

Важное значение приобретала охрана имущества, земель и власти феодалов от возможных выступлений экономически притесняемых смердов и от внешних врагов. Феодал нуждался в вооруженной защите своих экономических и социальных привилегий, поэтому он признавал свою зависимость от сильного князя, который должен был оградить его интересы от посягательства смердов и внешних нападений. Так постепенно возникал специальный аппарат, главной целью которого было подавление эксплуатируемых масс, обеспечение неприкосновенности богатств и власти феодалов.

Если в начале процесса образования государства землевладельцы только экономически зависели от феодалов, то со временем последние стремились сделать крестьянина лично зависимым и в конечном счете превратили его в крепостного.

Образование древнерусского государства представляло собой объективное завершение процесса складывания феодальных отношений и господствующего класса этого общества.

Во второй половине IX — начале X в. новгородский князь Олег объединил под своей властью Новгород, Киев, радимичей и ряд других славянских племенных союзов и стал называться великим киевским князем. Объединенные им племена обязаны были платить ему дань и поставлять воинов в его дружину.

Созданное таким образом раннефеодальное государство, державшееся на военной силе великого киевского князя, называлось Киевской Русью и существовало с IX по XII в., представляя собой первое крупное государственное объединение славян периода становления феодализма.

Феодальный характер древнерусского государства Киевская Русь был совершенно очевиден. Объединение в государство произошло вокруг племени полян, которое экономически было самым сильным. Земледельческая техника славян состояла из новых, более производительных орудий труда (плуга с лемехом и др.), система земледелия не ограничивалась подсекой и перелогом, а уже утверждалось двуполье. Именно у полян употреблялись самые разнообразные сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь, ячмень, бобовые), впоследствии распространившиеся на север.

Земледельцы, занятые сельскохозяйственным трудом, назывались смердами. Это был основной класс феодального общества, производящий материальные блага. Другим классом феодального общества были феодалы. Оба эти класса были неоднородны по своему составу.

Смерды делились на свободных смердов-общинников, которые жили на еще не захваченных феодалами землях. Их зависимость от феодального государства и великого князя проявлялась только в уплате дани. Они были тем источником, из которого феодалы черпали пополнение категории зависимых смердов.

Зависимые смерды делились, в свою очередь, на такие категории, как закупы, которые попадали в зависимость, взяв купу (долг), рядовичей, ставших зависимыми в результате заключения ряда (договора); изгоев — выходцев из общин; пущенников — вольноотпущенных рабов. Особую категорию составляли холопы, находившиеся на положении рабов.

Хозяйство смердов было натуральным. В виде дани феодалу они поставляли не только сельскохозяйственные продукты, но и продукты кустарных промыслов (обработки льна, кожи, дерева).

Класс феодалов составляли дружинники и родовая знать, во главе которых стоял великий князь, бывшие племенные князья, бояре (родовая знать и старшие дружинники), опирающиеся на дружину князя. Со второй половины XI в. в класс феодалов входит духовенство.

Хозяйство феодала состояло из укрепленной усадьбы (града), вокруг которой располагались зависимые от него смерды. Вокруг градов крупных князей частично расселялось и свободное население, искавшее защиты от набегов. Оно занималось уже не только земледелием, но ремеслом и торговлей. Так возникали города, которыми славилась Русь. Старинными русскими городами были Киев, Новгород, Смоленск, Рязань, Псков.

Ремесленное производство было связано еще с сельским хозяйством, однако уже насчитывалось несколько десятков ремесел (оружейное, ювелирное, кожевенное, ткацкое, гончарное, кузнечное, литейное и др.). Для привлечения населения в новые города феодалы объявляли об освобождении этого населения от ряда повинностей, создавая определенные льготы для развития ремесел. Так возникали слободы, увеличивалось городское население и ремесленное производство.

Торговля велась в основном с заморскими купцами, с европейскими и азиатскими странами. Внутренней торговли, т. е. постоянных торговых контактов между различными русскими городами и областями, почти не существовало.

Для феодального общества характерна классовая борьба, возникшая вместе с классами. Классовая борьба смердов проявлялась во многих формах: распахивание межи, разделяющей землю феодала и смерда, сопротивление феодалам и его челяди (дворовые люди), нападение на усадьбу феодала, восстания смердов и горожан.

Религиозные верования восточных славян.

До принятия христианства славяне отнюдь не были атеистами. Они поклонялись множеству богов и духов, имели особые жертвенные места и святилища.

Недалеко от города Загорска, около деревни Кутузово (Московская область) есть холм со странным названием – «Белые боги». По преданию на нем стояли языческие идолы. Местные жители поклонялись им и приносили жертвы, пока в XIV веке святилище не было разрушено церковниками, водрузившими на холм христианский символ – крест. Если верить преданию, «Белые боги» дожили до гораздо более позднего времени , чем все остальные святилища на славянских землях. Основная масса их была уничтожена еще в X веке, после официального принятия христианства. Так было в Киеве, Новгороде и других городах. Церковники яростно разрушали все, что было связано с языческим культом, — уничтожали святилища, а изображения богов сбрасывали в реку. Одного из таких «утопленников» удалось обнаружить. Еще в 1848 г. со дна реки Збруч, притока Днестра, был поднят высокий (около 2,7 метра) четырехгранный столб из серого известняка. На верхнем конце его под одной круглой шапкой была изображена четырехликая голова (лица смотрели на четыре стороны света). На гранях столба были рельефные изображения, связанные с космогоническим представлением славян о трех мирах: подземном, земном и небесном. По этому идолу можно судить о том, как выглядели изображения богов – в большинстве своем они имели человеческий облик. Языческий пантеон славян был довольно богат. И главное место в нем занимал Перун – бог грома и молнии, почитавшийся также как покровитель природы и земледелия. С зарождением классового общества на Руси Перун стал считаться преимущественно покровителем князя и его дружины. Именем Перуна клялись князья Олег и Святослав, заключая мирный договор с греками.

Святилища Перуна были в разных городах. Известно, что идол Перуна, деревянный, с серебряной головой и золотыми усами, стоял на холме в Киеве. В 6 километрах от Новгорода, у истоков реки Волхова из озера Ильмень есть урочище, в названии которого – Перынь до сих пор сохранилось имя Перуна. Археологические раскопки обнаружили там следы святилища. Оно представляло собой круглую площадку диаметром 21 метр. В центре некогда стояло деревянное изображение Перуна (сохранилось его основание). По периметру круга шел кольцеобразный ров с дугообразными выступами с внешней стороны (в плане все это имело форму восьмилепесткого цветка). В этих выступах рва разжигали ритуальные костры, озарявшие статую Перуна. Можно себе представить, что зрелище было достаточно величественным.

С земледелием был, вероятно, связан и культ бога солнца – «животворящего подателя света и тепла». У разных славянских племен он носил разные имена: Хорс, Даждьбог, Купала, Ярило. Не осталось без своего бога и скотоводство. Его покровителем был «скотий бог» Велес (или Волос).

Он же впоследствии считался покровителем богатства и торговли. Особое место в пантеоне занимал Сварог, соединивший в себе черты древнегреческих Гефеста и Прометея. Это был бог ремесла – покровитель кузнечных работ и отец бога огня (последний по отцу назывался Сварожичем). В самом имени Сварога слышен корень «вар», все производные от которого (варить, сварка) означают обработку огнем, жаром. Кажется, единственным женским божеством у славян была Мокошь. Функции ее не совсем ясны, предполагают, что она считалась покровительницей различных женских работ.

Рыбаков Б. А. дал интересную периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ «упырей (вампиров) и берегинь» — дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия (энеолит). Род — дальнейшая патриархальная стадия развития тех же представлений, переродившихся в бронзовом веке в первобытный земледельческий монотеизм. Автор XII в. считает, что культ Рода был присущ не только славянам, по я многим народам Ближнего Востока и Средиземноморья Можно думать, что в источниках Род выступает и под именем Сварога («Небесный» — архаичная форма) или Стрибога («Бог-отец»- форма, известная с X в.). По всей вероятности, еще одним из обликов верховного небесного божества был индоевропейский Deus Дый (Див?). Культ двух рожаниц пережил культ Рода.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством воины и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в кияжеско-государственном культе 10в.

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «украины» государства

Переход к христианству.

Принятие христианства в очень малой степени изменило религиозный быт древнерусского общества. По-прежнему во всей силе сохраняется язычество. Это обусловливалось тем, что язычество и христианство воплощали два разных типа мировоззрения, отнюдь не связанных между собой преемственно. Со временем они постепенно наслаивались друг на друга, и в процессе этого наслоения, с одной стороны, язычество получало стимул к дальнейшему развитию, а с другой – христианство низводилось до уровня языческих понятий и преданий. Так сложилось двоеверие – «мировоззрение раздвоенного сознания средневековых русичей».

Этапы становления древнерусского двоеверия отчетливо отражены в летописных текстах. На ранней стадии христианизации Руси еще преобладает мировоззренческий дуализм. Полное противостояние язычества и христианства. «Народ же тот русский, — писал в XII веке краковский епископ Матвей видному деятелю католической церкви Бернарду Клервоскому — множеству ли бесчисленному, небу ли звездному подобный, и веры, правило православной и религии истинной установления не блюдет.. то народ, известно, не только в дароприношении тела господня, но и в уклонении от церковного брака и взрослых повторного крещения, а равно в иных церкви таинствах позорно колеблется. Христа лишь по имени признает, а по сути в глубине души отрицает. Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но отличный от той и от другой, таинства ни одной из них не разделяет».

Через два века ситуация была уже существенно иная. Как доносил в Рим в начале XV века кардинал Д’Эли, «русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение» 3 . Как бы то ни было, фактом остается то, что образовавшееся двоеверие представляло собой мировоззренческий синтез, в котором ведущая роль принадлежала славянскому язычеству. Оно не только определяло специфику религиозности древнерусского народа, но и серьезнейшим образом видоизменяло важнейшие обрядовые формы и догматические законоположения христианства.

Прежде всего, под влиянием языческой мифологии весь мир оказывался ангелохранимым. Ангелы, согласно летописцу, приставлены ко всякой «твари»: есть ангелы облаков и мглы, снега и грозы, зимы и осени, весны и лета, — словом, состоят они при каждой вещи, где бы ни находились: на земле, небесах или в тайной бездне. Следовательно, ангелы блюдут все страны – и христианские, и языческие. Они фактически заступают в сознании древнерусского человека на место его прежних богов, выполняя принадлежавшие им некогда функции.

Одновременно с этим возникает еще одно впечатляющее новшество – переакцентация религиозного почитания с византийского культа Христа на культ Богородицы.

На Руси Христос вплоть до XVI века больше воспринимался как младенец, сын божий, а не сам бог. В нем видели преимущественно страдающее существо, возвысившееся благодаря личному подвигу до нравственного совершенства. При таком взгляде на Христа, естественно, создавалась почва для проникновения различных неортодоксальных учений, таких, например, как арианство, с которым древнерусская церковь неустанно боролась едва ли не весь период своего существования.

Что же касается Богородицы, то в этом случае считалось, что она – спасительница всего мира, главная заступница и покровительница русской земли. Особенно усилилось распространение богородичного культа в эпоху Куликовской битвы. Согласно «Житию Сергия Радонежского», Богородица явилась святому и предрекла победу над ненавистной Ордой. С ее почитанием связано почти все церковное строительство 70 — 80-х годов XIV века.

Образ Богородицы неизменно присутствует во всех литературных памятниках того времени. Сама Куликовская битва состоялась в день рождества Богородицы – 8 сентября. Этому придавал особое значение Дмитрий Донской в своем обращении перед началом боя к воеводам: «Приспе, братие, время брани нашея; и прииде праздник рождества царицы матерее божии Богородици, всех небесных чинов госпожи и всеа вселенныа: аще оживем, господеви есмы, аще ли умрем за мир сей, господеви есмы». Лишь с конца XV века, по мере укрепления московского самодержавия и насаждения византизма, культ Богородицы отходит на второй план, уступая место всемогущему богу – Иисусу Христу.

В работе кратко рассмотрено несколько точек зрения на предмет возникновения понятия «славяне», территории проживания означенных этим термином племен, а также их быт, становление государственности, как основной вопрос быта и становление религии. Множество противоречий, хоть и компенсируется археологическими изысканиями, но так и не дает нам право сказать точно: кто были славяне, кто были именно восточные славяне, откуда пришли и чем на самом деле занимались.

Резюмируя работу, можно отметить: наши предки на рубеже VI века были оседлым народом, который объединялся до образования 15 племен, а потом и государственности в них. Занимались восточные славяне в основном сельским хозяйством, охотой и рыболовством, а также археологами выявлен огромный пласт гончарных и кузнечных произведений.

К XII веку территория Киевской Руси из конгломерата славянских и неславянских племен, в разное время подчиненных династией Рюриковичей, превратилась в пространство этнически относительно однородное. Так же можно выделить и второй центр, образованный восточнославянскими племенами – Великий Новгород.

Резюмируя вопросы религии будем кратки: племена были язычниками, насчитывалось несколько десятков божеств и божков, которым преклонялись, приносили жертвы и т.д. К IX веку в Главные божества Восточных славян выделяется Перун. Многобожие часто вело к распрям между племенами, что и послужило основной предпосылкой к принятию христианства в 998 году. Полностью одолеть язычество смогли лишь к XIV веку, до которого «дожили» некоторые боги.

Грехов В.Н., Бледный С.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ века». Учебное пособие- М.: Экслибрис-Пресс, 2004г.

История России с древнейших времен до наших дней //под ред. Зуева М.Н., М.,1994.

История России//под ред. Сахарова А.Д. Т.I. М.,1996.

Седов В.В.Восточные славяне в VI-XIII вв. М.,1982.

works.doklad.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]