Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2012 г. № 39 “Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы”

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 1 и 44 Федерального закона от 28.12.2011 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации (далее — Следственный комитет) осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» следует читать как “28.12.2010”

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, в том числе за исполнением:

бюджетного законодательства при осуществлении материально-технического и финансового обеспечения деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

законодательства в процессе осуществления Следственны комитетом функций государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включая функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов Следственного комитета, а также по жилищному строительству;

законодательства о собственности в отношении закрепленных за Следственным комитетом объектов административного, социально-бытового и хозяйственного назначения, обращая особое внимание на пресечение злоупотреблений и хищений, нецелевое использование федерального имущества;

законодательства о противодействии коррупции, включая антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Следственного комитета;

трудового законодательства и законодательства о государственной службе в отношении сотрудников Следственного комитета и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в Следственном комитете, в том числе при принятии решений по результатам служебных проверок:

законодательства о материальном и социальном, в том числе жилищном, обеспечении сотрудников Следственного комитета и проходящих в нем службу федеральных государственных гражданских служащих, а также пенсионном обеспечении сотрудников Следственного комитета и членов их семей и обязательном государственном личном страховании сотрудников Следственного комитета;

законодательства о статусе военнослужащих, порядке пенсионного, медицинского и иного обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета;

законодательства об образовании при осуществлении деятельности образовательных учреждений Следственного комитета;

законодательства о порядке рассмотрения в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, обращений и жалоб граждан и организаций (за исключением тех, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным законодательством), в том числе в части направления руководителями следственных органов Следственного комитета соответствующих материалов в уполномоченные органы, должностным лицам для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности, если в ходе проверки обращения о правонарушении установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения;

законодательства об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в частности, при принятии решений о применении в отношении их мер социальной поддержки;

законодательства о государственной дактилоскопической регистрации;

законодательства об информации, официальном статистическом учете и системе государственной статистики, персональных данных;

законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне;

законодательства об оружии;

законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, воинской обязанности и военном учете и иного законодательства, предусматривающего полномочия Следственного комитета вне уголовно-процессуальной сферы.

2. Надзор осуществлять в соответствии с установленной организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации компетенцией главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, территориальных, военных и других специализированных прокуратур и исходя из предусмотренной законом системы Следственного комитета, в которую входят:

следственные органы Следственного комитета — центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления по федеральным округам), главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные следственные управления и следственные отделы (а именно следственные управления на транспорте. Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление, следственные отделы (на правах управления) на комплексе «Байконур» и в ЗАТО г. Межгорье, военные следственные управления по военным округам, флотам и другие военные управления, приравненные к главным следственным и следственным управлениям по субъектам Российской Федерации), межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения по районам, городам и приравненные к ним. включая специализированные следственные подразделения (а именно природоохранные следственные отделы, следственные отделы на транспорте, следственные отделы по закрытым административно-территориальным образованиям, следственные отделы на особорежимных объектах, военные следственные отделы но объединениям, соединениям, гарнизонам, другие военные следственные отделы и отделения);

учреждения Следственного комитета — научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные. реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета.

3. При осуществлении надзора в полном объеме реализовывать полномочия, предоставленные прокурорам Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе по истребованию необходимых документов, материалов (включая материалы служебных проверок), статистических и иных сведений; проведению проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; вызову должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждению в отношении сотрудников Следственного комитета дела об административном правонарушении при наличии оснований, включая случаи неисполнения законных требований прокурора; предостережению должностных лиц о недопустимости нарушений закона; опротестованию противоречащих закону правовых актов Следственного комитета; внесению представлений об устранении нарушений закона и другие полномочия.

4. При проведении проверок исполнения законов руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и другими организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регламентирующими вопросы организации надзора за исполнением законов (включая законодательство о противодействии коррупции), с особенностями, установленными настоящим Приказом.

5. При осуществлении надзора за исполнением законов не допускать вмешательства в деятельность Следственного комитета, связанную с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства; воздействия в какой-либо форме на сотрудников Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемые ими процессуальные решения или воспрепятствования в какой-либо форме их процессуальной деятельности; истребования у них объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев. предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Главной военной прокуратуре, главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в соответствии с компетенцией обеспечить надлежащую координацию и контроль деятельности нижестоящих прокуроров, оказывать им практическую и методическую помощь в организации надзора на данном направлении.

7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о наиболее серьезных нарушениях, проблемах, возникающих при осуществлении надзора, и предложениях по их разрешению информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

8. Внести в организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации следующие изменения:

8.1. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»:

а) абзац первый пункта 3 после слов «федеральными органами исполнительной власти,» дополнить словами «Следственным комитетом Российской Федерации,»;

б) пункт 17 после слов «федеральных органов исполнительной власти,» дополнить словами «Следственного комитета Российской Федерации,»;

в) абзац второй пункта 23 после слов «их должностными лицами,» дополнить словами «исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом Российской Федерации,».

8.2. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»:

а) пункт 1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениями по административным округам);»;

б) абзац седьмой пункта 1 после слов «федеральных органов исполнительной власти,» дополнить словами «Следственного комитета Российской Федерации,»:

в) пункт 2.1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям и на особорежимных объектах (за исключением комплекса «Байконур» и ЗАТО г. Межгорье);»:

г) пункт 2.3 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов природоохранными следственными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации;»:

д) пункт 3 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;»;

е) пункт 4 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации;»;

ж) пункт 5 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов следственными отделами Следственного комитета Российской Федерации на комплексе «Байконур» и в ЗАТО г. Межгорье;»;

з) пункт 6 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации и входящими в их структуру следственными подразделениями;».

и) в абзаце пятом пункта 1, абзаце пятом пункта 2.1, абзаце третьем пункта 2.3, абзаце четвертом пункта 3, абзаце пятом пункта 4, абзаце пятом пункта 5, пункте 7.3 слова «Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» заменить словами «Следственного комитета Российской Федерации».

8.3. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции»:

а) подпункт 2 пункта 2 после слов «федеральных органах исполнительной власти» дополнить словами «, Следственном комитете Российской Федерации»;

б) подпункт 5 пункта 4 после слов «территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти,» дополнить словами «Следственного комитета Российской Федерации,»;

в) подпункт 2 пункта 5 после слов «федеральных органов исполнительной власти,» дополнить словами «Следственного комитета Российской Федерации.»;

г) подпункт 3 пункта 5 после слов «руководителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти» дополнить словами «, территориальных и специализированных подразделений Следственного комитета Российской Федерации», после слов «соответствующими федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации», после слов «руководителей территориальных» дополнить словом «(специализированных)».

8.4. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» пункт 3 после слов «федеральными органами исполнительной власти,» дополнить словами «Следственным комитетом Российской Федерации,».

8.5. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»:

а) абзац второй пункта 2.1 после слов «федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта,» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

б) абзац первый пункта 3.1 после слов «по организации и осуществлению надзора» дополнить словами «за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте,»;

в) пункт 3.2 после слов «органах внутренних дел на транспорте» дополнить словами «, подразделениях Следственного комитета Российской Федерации на транспорте»;

г) абзац третий пункта 4 после слов «органах внутренних дел на транспорте» дополнить словами «, подразделениях Следственного комитета Российской Федерации на транспорте»;

д) абзац шестой пункта 5 после слов «органами внутренних дел на транспорте,» дополнить словами «подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте,».

8.6. В указании Генерального прокурора Российской Федерации от 10.11.2009 № 355/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов» пункт 5 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации».

8.7. В Положении об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденном Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010:

а) пункт 3.2 дополнить абзацем четвертым следующего содержания: «осуществляют надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации в округах:»;

б) абзац второй пункта 4.2 после слов «органами контроля в округах,» дополнить словами «подразделениями Следственного комитета Российской Федерации в округах,»;

в) абзац четвертый пункта 4.2 после слов «федеральных органов исполнительной власти в округе» дополнить словами «, подразделения Следственного комитета Российской Федерации в округе»;

г) абзац девятый пункта 4.2 после слов «органов контроля в округе» дополнить словами «, подразделения Следственного комитета Российской Федерации в округе»;

д) абзац одиннадцатый пункта 5.1 после слов «органов контроля в округе,» дополнить словами «подразделения Следственного комитета Российской Федерации в округе,»;

е) абзац девятый пункта 5.4 после слов «федеральных органах исполнительной власти в округе,» дополнить словами «подразделении Следственного комитета Российской Федерации в округе,»;

ж) абзац шестой пункта 5.5 после слов «органами контроля в округе,» дополнить словами «подразделением Следственного комитета Российской Федерации в округе,»;

з) в абзаце пятом пункта 3.2, абзаце третьем пункта 4.2, абзаце одиннадцатом пункта 5.1 слова «Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» заменить словами «Следственного комитета Российской Федерации».

8.8. В Положении об управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, утвержденном Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010:

а) пункт 3.2 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«осуществляют надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделением Следственного комитета Российской Федерации в округе;»;

б) абзац второй пункта 4.1 после слов «органами контроля в округе.» дополнить словами «подразделением Следственного комитета Российской Федерации в округе.»;

в) абзац четвертый пункта 4.1 после слов «федеральных органов исполнительной власти в округе» дополнить словами «, подразделения Следственного комитета Российской Федерации в округе»;

г) абзац второй пункта 4.2 после слов «федеральными органами исполнительной власти в округе,» дополнить словами «подразделением Следственного комитета Российской Федерации в округе,»;

д) абзац пятый пункта 5.5 после слов «органами контроля в округе,» дополнить словами «подразделением Следственного комитета Российской Федерации в округе,»;

е) в абзаце пятом пункта 3.2, абзаце третьем пункта 4.1, абзацах втором и третьем пункта 4.3 слова «Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» заменить словами «Следственного комитета Российской Федерации».

9. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

10. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2012 г. № 39 “Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы”

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Установлено, как прокуратуре следует проверять соблюдение Следственным комитетом РФ бюджетного, трудового и иного законодательства (т. е. деятельность, не связанную с осуществлением полномочий в сфере уголовного судопроизводства).

Так, прокурорам необходимо в полном объеме реализовывать свои полномочия. В частности, следует истребовать документы, материалы, различные сведения, вызывать должностных лиц для объяснений по выявленным нарушениям. При наличии оснований в отношении сотрудников СК РФ требуется возбуждать административное производство.

Нельзя вмешиваться в деятельность Комитета, связанную с реализацией полномочий в сфере уголовного судопроизводства, а также влиять на принятие его сотрудниками процессуальных решений.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур о наиболее серьезных нарушениях, возникающих проблемах и предложениях по их разрешению должны информировать Генпрокуратуру России.

В организационно-распорядительные документы Генпрокуратуры России вносятся соответствующие изменения. В частности, по указанному надзору разграничена компетенция прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

www.garant.ru

Власть и право

«Кому-то хочется столкнуть лбами два ведомства»

Прокуратуре могут вернуть право возбуждать и прекращать уголовные дела

После марта 2018 года функции прокуратуры могут быть расширены — в частности, надзорному ведомству предполагается вернуть право возбуждать и прекращать уголовные дела. Этих полномочий прокуроры лишились после создания СК РФ. Вопрос о передаче Генпрокуратуре дополнительных полномочий обсуждался еще весной 2017 года в Совете Федерации.

Органы прокуратуры РФ может ждать реформа после выборов президента России в 2018 году. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к руководству надзорного ведомства. «Вероятно, что после выборов произойдет определенная реформа, в ходе которой прокуратура получит некие полномочия, которых не имеет сейчас. Это касается, в частности, права возбуждать и прекращать уголовные дела. Рассмотреть предложения о наделении прокуроров дополнительными правами обещал еще весной нынешнего года Совет Федерации, и не исключено, что после выборов президента они будут приняты», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

В конце апреля 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам верхней палаты рассмотреть предложения по законодательному расширению полномочий прокуроров. Это произошло после доклада Генерального прокурора РФ Юрия Чайки о состоянии преступности, с которым он выступил в Совфеде. Чайка тогда заявил, что прокуратуре необходимы дополнительные права для более эффективного контроля и обеспечения законности. «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», — подчеркнул Юрий Чайка. Поэтому, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокуратуры.

Кроме того, глава надзорного ведомства тогда призвал дать прокурорам право санкционировать до направления в суд намерение следствия об аресте задержанных подозреваемых. «Я считаю, что при аресте у прокурора должны быть полномочия — прежде, чем вести на суд, этот вопрос должен санкционировать прокурор. Когда затрагиваются конституционные права гражданина, такие действия должен санкционировать прокурор»,— отметил он. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тогда высказала одобрение по поводу предложений генпрокурора.

Источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Следственного Комитета, сообщил, что, возможно, реформа будет достаточно глубокой и прокуратуре вернут в том числе и следственные функции, которые у ведомства отобрали после создания СК РФ.

«Это вполне реально. Дело в том, что сейчас нет особой разницы, в составе прокуратуры находится следствие или оно выделено в отдельное ведомство. Той самой «конкуренции» органов, которой добивались при создании комитета, по факту не получилось. А так дела будут уходить в суд быстрее, будет меньше чиновников, что поможет ускорить расследование уголовных дел, которое сейчас тянется годами», — сказал он.

«Газета.Ru» направила официальный запрос в Следственный комитет России с просьбой прокомментировать данную информацию, однако к моменту публикации материала на него не ответили. Отказались комментировать сведения о возможной реформе и в Генпрокуратуре РФ. Тем не менее, источник «Газеты.Ru» в надзорном ведомстве опроверг возможный возврат следственных функций в прокуратуру.

«Это противоречит ряду международных конвенций, которые Россия подписала и ратифицировала. По их условиям, следствие и надзор за ним должны быть разделены. И если функции СК РФ вернут в прокуратуру, то тогда надо переподписывать все эти международные договоры и конвенции, а потом заново ратифицировать их. На это никто не пойдет», — подчеркнул источник.

По его словам, слухи о том, что следствие вернется в прокуратуру, ходят уже давно. «Дело в том, что накануне выборов кому-то очень хочется столкнуть лбами два ведомства, отношения между которыми и так непростые. Это может привести к замедлению принятия важных решений по тем или иным делам, так что к подобным слухам надо относиться с большой осторожностью», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru».

Идея создать полностью независимое следствие принадлежала еще Петру I. 25 июля 1713 года его указом был учрежден первый специализированный следственный орган России— следственная канцелярия гвардии майора Семеновского полка Михаила Ивановича Волконского. С тех пор этот день отмечается как день работника следственных органов. А в 1929 году следственные функции передали Прокуратуре СССР. Вновь к идее независимого следствия вернулись в 1990 году, соответствующие предложения были внесены в Верховный совет Советского союза. Однако рассмотрению этого документа помешали сначала развал Советского союза, а потом и роспуск Верховного совета.

Только в 2007 году началось создание независимых следственных органов. Сначала был образован Следственный комитет, который первое время еще входил в систему органов прокуратуры. Таким образом, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками. И лишь в январе 2011 года СК РФ стал полностью независимым от прокуратуры органом. Одновременно с этим было принято решение об ограничении полномочий прокуратуры. В частности, ее работникам запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела и прекращать их. Надзорное ведомство вправе лишь требовать этого от других органов.

Решение же о разделении функций следствия и прокурорского надзора тогда обосновали тем, что, в соответствии с общепринятыми в развитых странах нормами, одно ведомство не может одновременно и вести следствие, и осуществлять независимый надзор за ним.

Бывший следователь прокуратуры РФ, а ныне адвокат Вадим Багатурия считает, что создание СК РФ негативно сказалось на качестве следствия по ряду причин. «Лозунги о необходимости неукоснительного разграничения расследования и надзора лично я не считаю актуальными. За время работы в следствии прокуратуры я ни разу не ощутил на себе особенного отношения со стороны прокуроров, по сравнению, например, с коллегами из МВД. Прокурор не сочувствовал никому из нас по признаку профессиональной принадлежности.

Главным позитивным отличием прокурорского следствия до 2007 года являлась кадровая политика, которая не позволяла без обязательной работы «на земле» в течение нескольких лет получать повышение. Да что там, устроиться в прокуратуру можно было, потрудившись год-два на общественных началах и зарекомендовав себя. В Следственный комитет же стали набирать, не побоюсь сказать, «по объявлению», что привело к текучке и падению уровня работ», — рассказал он.

Впрочем, по словам Багатурии, свои позитивные моменты в создании СК РФ все же были. «Например, следствие стало более открытым и улучшило криминалистические возможности за счет бюджетных ассигнований», — сказал он.

«Должны быть четкие и понятные функции прокуратуры, сейчас она фактически ни на что не имеет права, только поддерживает обвинения и направляет ходатайства. А давать прямые указания, обязательные к исполнению, она не может. Прекратить незаконно возбужденное дело тоже не может. Поэтому идут всякие конфликты, когда СК возбуждает дело, прокуратура требует его прекратить, но не прекращает, или, наоборот, прокуратура требует возбудить дело, а СК выносит отказной материал. И этот «футбол» может длиться месяцами, если не годами», — объясняет бывший следователь прокуратуры, а ныне адвокат Сталина Гуревич в беседе с «Газетой.Ru». По ее словам, проблему смогло бы решить усиление прокуратуры, которая сможет осуществлять независимый контроль за всем следствием, кто бы его ни вел — СК РФ, МВД или ФСБ.

Однако, по словам Гуревич, отбирать следствие у СК РФ и возвращать его в прокуратуру нет смысла, так как это приведет к лишним тратам из бюджета.

m.gazeta.ru

ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ: ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР НАД СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РФ.

В судах общей юрисдикции на протяжении нескольких лет неоднократно возникают споры в отношении прокурорского надзора и полномочий прокуратуры при его осуществлении в отношении Следственного Комитета РФ и его структурных подразделений. Суды общей юрисдикции при проверки дискреционных полномочий органов прокуратуры по спорам между органами прокуратуры и органами следственного комитета принимали сторону прокуратуры. Различные доводы Следственного Комитета РФ о недопустимости широкого прокурорского надзора над СК РФ и его органами суды отвергали.

Высшая судебная инстанция – Верховный Суд РФ 17 августа 2016 рассмотрел спор N 127-КГПР16-4 между прокуратурой и следственным комитетом и установил следующее:

«Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом о прокуратуре, статьей 22 которого установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 этого закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью названного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Статьей 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» установлено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Приведенными правовыми нормами Следственный комитет Российской Федерации отнесен к федеральным государственным органам и какие-либо ограничения при осуществлении надзора со стороны органов прокуратуры в отношении Следственного комитета действующим законодательством не установлены. Прокуратура является уполномоченным Российской Федерацией органом по надзору за исполнением всех действующих на территории Российской Федерации законов».

zakon-sud.com

Научно-
образовательный
портал IQ

Прошедшей ночью ведомство Александра Бастрыкина подписало приказ о переводе свыше 18 тысяч сотрудников из прокуратуры в Комитет. Во вновь образованное следственное подразделение переданы свыше 60 тысяч уголовных дел по всей стране. В их число входит убийство 1-го зампреда ЦБ Андрея Козлова, обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, дело экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и другие.

Hовый следственный орган — Следственный комитет (СК) при прокуратуре РФ, приступает к работе. Теперь именно ему принадлежит право возбуждать и расследовать уголовные дела, за прокуратурой остаются надзорные функции.

«Hочь с 6 на 7 сентября будет у нас как новогодняя. Произойдет передача 60 тысяч уголовных дел по всей стране во вновь образованные следственные подразделения», — рассказал ранее руководитель Комитета Александр Бастрыкин. По его словам, все следственные работники предупреждены об увольнении из Генпрокуратуры. Готовится приказ, по которому 16 656 человек плюс 2034 военных следователя перейдут из Генеральной прокуратуры в Следственный комитет.

Бастрыкин отметил также, что все 116 уголовных дел, которые находились в производстве Управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры РФ, переходят в Следственный комитет. В то же время, по его словам, работники СК остаются прокурорскими работниками. Единственное изменение состоит в соотношении прокурорского надзора и следствия. «С моей точки зрения, это уникальная возможность попытаться создать новый правовой, процессуальный орган, в котором будут разделены процессуальные функции предварительного следствия, надзора за ним и поддержания обвинения в суде», — пояснил он. По его словам, «если раньше прокурорский надзор довлел над следствием, в том смысле, что указания прокурора по уголовному делу были обязательны, то теперь повышаются самостоятельность следователя, его независимость, но повышается и его ответственность».

Такова официальная версия создания комитета. По неофициальной, в Кремле решили несколько ослабить влияние ставшей уже почти всемогущей Генпрокуратуры.

Он пояснил, что прокуратура не лишается функции надзора, однако меняется его объем. В частности, прокурор осуществляет надзор за регистрацией преступлений в СК, за возбуждением уголовного дела, а также рассматривает жалобы на действия следователя. «Прокурор должен отреагировать (на жалобу), но не прямо, а через руководство Следственного комитета», — сказал Бастрыкин. При этом последнее слово закон оставляет за генеральным прокурором. Кроме того, прокурор по-прежнему будет утверждать обвинительное заключение и поддерживать обвинение в суде. Глава Следственного комитета сообщил, что аппарат военной прокуратуры сохраняется в прежнем виде, а ее следственная часть переходит в Следственный комитет, где создается военное следственное управление.

В связи с созданием Следственного комитета (СК) при прокуратуре РФ приказом генпрокурора Юрия Чайки объявлено о частичном изменении структуры ряда надзорных подразделений.

В частности, образовано Главное управление по надзору за следствием, управление по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельностью, а также управление по надзору за расследованием уголовных дел в центральных аппаратах СК при прокуратуре РФ, СК при МВД России, ФСКН России, ФССП России и ФТС России, сообщает официальный сайт Генпрокуратуры РФ.

«Это позволит оптимизировать организацию работы и обеспечить качественный надзор за соблюдением требований закона Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и иными правоохранительными органами», — отмечается в сообщении.

Член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена считает, что руководству Следственного комитета при Генпрокуратуре необходимо уделить особое внимание кадровой политике. «Важно, чтобы руководство Генеральной прокуратуры, Следственного комитета уделили внимание профессиональным кадрам. Профессиональный уровень следователей и судей все еще остается проблемой, добавляет глава старейшей правозащитной организации в России Людмила Алексеева.

iq.hse.ru

Еще по теме:

  • Закон о закупках описание 44 ФЗ о закупках с последними изменениями Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Федеральный закон РФ, который регламентирует порядок […]
  • Исковое заявление 115 статья Исковое заявление 115 статья В … районный суд Истец: … (ФИО потерпевшего) Место жительства: …, тел. … Ответчик: … (Ф.И.О. причинителя вреда) Место жительства …, тел. … Цена иска: … рублей ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о возмещении морального вреда, […]
  • Заявление на выдачу займа образец Заявление на получение займа образец Образец заявления на получение ссуды по месту работы Перед тем, как мы рассмотрим образец заявления на ссуду, разберемся, что такое ссуда . Как правило, ссуда выдается в виде имущества или денежных средств на […]
  • Адвокат любовь владимировна Адвокаты коллегии Адвокаты, осуществляющие деятельность в офисе коллегии по адресу: г. Хабаровск, ул. Истомина, 23: Председатель президиума коллегии адвокат Садохин Владимир Алексеевич тел: 8 962 502 50 99 Руководитель офиса: Адвокаты: Адвокаты: 12 […]
  • Работа в энгельсе вакансии юриста Работа в энгельсе вакансии юриста Муниципальное унитарное предприятие "Дорожник Заводского района" • Саратов Юрист Юридическая компания ЯГОФАРОВ ПРАКТИК • Саратов Юрист Центр Бизнес Решений • Саратов Юрист Юрист Долговой центр • […]
  • Предоставления отпуска при увольнении Отпуск при увольнении — право или обязанность? Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется согласно утвержденному в установленном порядке графику отпусков (ст. 123 ТК РФ). Если работник увольняется до начала отпуска, оговоренного […]