Программа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

от 22 января 1993 года

Правительства государств — участников настоящего Соглашения, далее — участники Соглашения,

принимая во внимание возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, последствия которых не могут быть ликвидированы силами и средствами одного из участников Соглашения, и необходимость в этой связи в скоординированных действиях;

учитывая возможность трансграничного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требующего осуществления согласованных действий в предупреждении и ликвидации их последствий;

признавая необходимость совместного использования аварийно-спасательных сил, материально-технических, медицинских, продовольственных, финансовых и информационных ресурсов для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

стремясь к сохранению и развитию научно-технических отношений при решении проблем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

согласились о нижеследующем:

Настоящее Соглашение определяет порядок участия и осуществление взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Основные принципы взаимодействия участников Соглашения:

интеграция систем и органов, предназначенных для предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях, включая скоординированность национальных планов действий в таких ситуациях;

сближение норм законодательства и разработка соглашений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в специальных областях;

осуществление совместных действий в международных организациях и участие в международных программах соответствующей направленности;

ответственность участника Соглашения за возникновение и последствия чрезвычайной ситуации;

превентивность действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

самостоятельность принятия решения на внутригосударственном уровне.

Участники Соглашения осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям:

координация (организация) работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды;

контроль за состоянием потенциально опасных объектов, окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

взаимное оповещение о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды, возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и принятие мер по размещению пострадавшего населения на территориях участников Соглашения;

подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Участники Соглашения разрабатывают и реализуют межгосударственные целевые и научно-технические программы, которые согласовываются и утверждаются теми участниками Соглашения, которые принимают участие в их реализации.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

О Межгосударственном совете по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера

Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера образован 22 января 1993 года в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятым Советом глав правительств СНГ (Минск).

Соглашение подписали все государства – участники Содружества: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

Основными задачами и функциями Совета являются:

выработка рекомендаций в целях проведения государствами – участниками Соглашения скоординированной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

выработка рекомендаций, направленных на сближение норм законодательства по данным проблемам и разработку соглашений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

координация действий в международных организациях и участия в международных программах соответствующей направленности, международного и межрегионального сотрудничества в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

содействие интеграции систем и взаимодействию органов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, природной среды и ликвидации последствий при их возникновении;

содействие разработке и реализации межгосударственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей;

содействие организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

содействие организации контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

подготовка рекомендаций в области организации взаимного оповещения о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов, возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах для их ликвидации;

координация действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляемых по просьбе государств – участников Соглашения, в том числе по оказанию им материальной и иной помощи, размещению пострадавшего населения;

учреждение рабочих и иных органов Совета, определение места нахождения, порядка и правил их деятельности, утверждение штата и структуры этих органов, а также назначение их руководителей;

контроль за деятельностью рабочих органов Совета;

согласование и подготовка совместных планов действий в крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуациях;

строительство Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание органов, формирований, учреждений и организаций для решения совместных задач в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

обмен оперативной информацией об обстановке на территориях государств – участников Соглашения, прогнозируемых и сложившихся чрезвычайных ситуациях, организация межгосударственного уведомления и оповещения о чрезвычайных ситуациях;

согласование основных существующих нормативных правовых актов, организационных структур, организационных и технологических принципов проведения работ, технического оснащения, программ подготовки специалистов и формирований государств – участников Соглашения, а также согласование этих вопросов при создании новых подобных документов, структур, технологий, технических средств, программ;

взаимодействие национальных государственных систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

создание и внедрение объединенных технических систем по обеспечению предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях государств – участников Соглашения (управление, мониторинг и прогнозирование, связь и оповещение и другие);

разработка и реализация межгосударственных программ, проектов и мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов;

использование аварийно-спасательных формирований государств – участников Соглашения для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе их последствий на территориях других государств – участников Соглашения;

оказание силами за счет ресурсов государств – участников Соглашения гуманитарной помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению других государств – участников Соглашения;

совместная эвакуация граждан государств – участников Соглашения из зон чрезвычайных ситуаций и конфликтов в государствах, не являющихся государствами – участниками Соглашения;

взаимная подготовка специалистов по согласованным учебным программам, обмен учебными пособиями и средствами обучения;

проведение совместных учений;

проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмен информацией о научно-технических достижениях, обмен методической и технологической документацией, специальными периодическими изданиями;

проведение совместных научно-технических, просветительских, демонстрационных, профессионально-спортивных межгосударственных мероприятий.

На Совет могут возлагаться другие задачи, определяемые правительствами государств – участников Соглашения.

В работе Совета участвуют все государства – участники СНГ.

Руководство Советом осуществляет Председатель, который избирается на заседании. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Функции рабочего аппарата Совета выполняет отдел по сотрудничеству в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ.

По инициативе Совета или с его участием высшими органами СНГ принят ряд межгосударственных документов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации их последствий, спасения и эвакуации людей. Эти документы легли в основу повседневной деятельности Совета, приняты и принимаются соответствующие меры по их реализации.

На каждом последующем заседании Совета рассматривается вопрос о реализации решений, принятых на предыдущем заседании. Информацию готовит и представляет Исполнительный комитет СНГ.

Вопросы организации и осуществления комплексных фундаментальных и прикладных исследований, направленных на обеспечение национальной и международной безопасности в чрезвычайных ситуациях, стали важными и актуальными практически для всех стран мира. Не являются исключением и государства – участники СНГ.

Для координации научных исследований и ведения согласованной научно-технической политики по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создан научно-координационный совет базовой организации государств – участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основой реализации решений Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера является работа, проводимая национальными органами по чрезвычайным ситуациям государств – участников СНГ.

Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера – действующий орган отраслевого сотрудничества СНГ, выполняющий поставленные задачи в полном объеме. Кроме того, имея в своем подчинении аварийно-спасательные формирования, сведенные в Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Совет способен решать задачи, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на пространстве СНГ.

cis.minsk.by

МЧС России

Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»

Наименование федеральной целевой программы

Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» (далее именуется — Программа).

Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 года № 555.

Государственный заказчик-координатор Программы — МЧС России

Государственные заказчики по отдельным направлениям Программы: МЧС России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Российская академия наук.

Цели:

  • снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

  • совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления с использованием технологий общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера;
  • развитие систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания людей;
  • создание системы мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов;
  • развитие инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и с учетом возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий функции по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей;
  • завершение работ по созданию инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на межрегиональном и региональном уровнях системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
  • разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с теплоснабжением населения;
  • развитие технологий спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях на акваториях и в труднодоступных местах проживания, отдыха и работы населения с использованием ресурсов ГЛОНАСС;
  • развитие и совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений с учетом изменения климата и комплексных систем их мониторинга;
  • совершенствование научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности, системы подготовки должностных лиц и населения на основе современных информационных технологий.

www.mchs.gov.ru

IV. Сотрудничество в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий

Безопасность окружающей среды — одна из тех глобальных проблем, стоящих перед человечеством, которая не может быть решена в рамках усилий одного государства, так как настоятельно требует согласованных действий государств в рамках выработанных международно-правовых норм и усиления эффективности координации международных организаций на локальном, региональном и мировом уровнях.

В значительной мере данная проблема обострилась в связи с бурным развитием новых технологий, появлением и распространением новых видов вооружений, способных повлечь масштабные вредные последствия или даже уничтожить все живое на Земле. Развитие человеческой цивилизации нередко сопровождается бесконтрольным вмешательством в природные процессы, нарушением существующих экосистем. Перед мировым сообществом возникла реальная опасность экологической катастрофы. По оценке экспертов Всемирной Метеорологической Организации (ВМО), за период с 1986 по 1995 год по сравнению с данными 1960-х годов количество природных катастроф, классифицируемых как “крупные”, возросло более чем в 4 раза. В течение десятилетнего периода (1991 – 2000 гг.) до 90 % людей, пострадавших от стихии, стали жертвами опасных природных явлений, обусловленных метеорологическими и гидрологическими причинами, а размеры ущерба составляют от 50 до 100 млрд. долларов США ежегодно, или более 70 % материальных потерь.

Аналогичное положение складывается на территориях государств – участников СНГ. Актуальной в странах Содружества является проблема обеспечения технологической и производственной безопасности, связанная с критическим износом основных фондов, размещением производств в непосредственной близости от населенных пунктов, устаревшими технологиями и т.д.

При возрастающем количестве чрезвычайных ситуаций возникает необходимость поиска новых современных методов и механизмов совместного использования предупредительных мер, аварийно-спасательных сил и средств для защиты населения, территорий и объектов государств – участников СНГ от стихийных природных явлений, техногенных аварий, чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера.

В СНГ работа в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводится комплексно. Следует отметить наличие тесного и плодотворного взаимодействия министерств и ведомств стран Содружества в работе Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (организация системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер), Межгосударственного совета по гидрометеорологии (взаимодействие в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях, засухах, ливнях, наводнениях, внезапном понижении температуры воздуха, снегопадах, граде, снежных лавинах и т.д.), Межгосударственного совета по промышленной безопасности (технологическая и производственная безопасность, состояние производственных фондов), Межгосударственного экологического совета (природопользование и экологическая безопасность).

Вышеназванные направления сотрудничества неразрывно связаны между собой, в этой связи тесное взаимодействие отраслевых органов СНГ обеспечивает полный цикл прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Координация вопросов сотрудничества осуществляется через полномочных представителей стран Содружества в этих органах (члены советов), имеющих ранг руководителя (заместителя) соответствующего министерства или ведомства, и руководителей структур, созданных при отраслевых советах.

Функции рабочих органов отраслевых советов выполняет отдел по проблемам техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ.

В рамках Содружества принят ряд базовых соглашений. В том числе: Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии (1992 г.); Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (1992 г.), Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1993 г.), Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (2001 г.) и ряд других нормативных правовых актов.

Важная роль в организации межгосударственного сотрудничества в сфере гидрометеорологической безопасности принадлежит Межгосударственному совету по гидрометеорологии СНГ, созданному 8 февраля 1992 года в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области гидрометеорологии, принятым Советом глав правительств СНГ (Москва).

В работе Совета принимают участие все государства – участники Содружества Независимых Государств, а также в качестве наблюдателей в работе всех сессий Совета принимают участие делегации Всемирной Метеорологической Организации, в 11-ти случаях их возглавлял Генеральный секретарь ВМО.

Основными направлениями сотрудничества являются: гидрометеорологическая безопасность; обмен информацией; метеорологическое обеспечение полетов судов гражданской авиации; долгосрочные прогнозы; глобальное изменение климата; приборы и методы измерений; активные воздействия на гидрометеорологические процессы; мониторинг загрязнения окружающей среды; деятельность наблюдательной сети; гляциология; сельскохозяйственная метеорология; гидрология; кадры; телесвязь и спутниковая информация; штормовое оповещение и предупреждение о стихийных явлениях; трансграничный перенос воды и донных отложений.

За период функционирования проведено 17 сессий Совета, при этом на каждой сессии рассматривается в среднем 20 – 25 вопросов по основным направлениям деятельности национальных гидрометеорологических служб государств – участников СНГ.

По инициативе Совета подготовлены и приняты высшими органами Содружества соглашения: о поставках товаров для обеспечения национальных гидрометеорологических служб государств – участников СНГ; о межгосударственной гидрометеорологической сети Содружества Независимых Государств; о сотрудничестве в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, а также решения: о Концепции гидрометеорологической безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств; о деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств и ряд др. документов.

В рамках Совета действуют 14 рабочих групп по следующим специализациям: “Метеорологическая телесвязь, спутниковая информация, обмен и обработка гидрометеорологической информации”; “Координация научных исследований. Глобальные и региональные проблемы климата”; “Метеорологическое обеспечение гражданской авиации”; “Приборы и методы измерений”; “Гидрометеорологическое обеспечение и прогнозы”; “Мониторинг загрязнения природной среды”; “Подготовка кадров”; “Активные воздействия на гидрометеорологические процессы”; “Обеспечение деятельности наблюдательной сети”; “Гляциология”; “Сельскохозяйственная метеорология”; “Морская гидрометеорология”; “Разработка программ развития гидрометеорологической деятельности”; “Гидрология”. В их состав входят ведущие специалисты и сотрудники национальных гидрометеослужб государств – участников Содружества.

Усилиями Совета и его вспомогательных структур на пространстве СНГ создана Межгосударственная гидрометеорологическая сеть Содружества. Продолжается работа по оптимизации системы связи и передачи информации, включающей в себя внедрение станций приема спутниковой информации нового поколения. Согласован порядок взаимодействия национальных гидрометеослужб и ведомств при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определен Региональный специальный метеорологический центр (НПО “Тайфун” Росгидромета) по обеспечению стран Содружества необходимой информацией о направлениях распространения шлейфов загрязняющих веществ при техногенных авариях, в том числе на АЭС. Создан Центр мониторинга засух. Ведется оценка трансграничного переноса воды, наносов, загрязняющих веществ через границы государств Содружества.

В период с 1999 по 2006 годы организованы и проведены три международные научные конференции с участием стран Содружества по вопросам гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.

Организационное обеспечение взаимодействия в области экологической безопасности осуществляет Межгосударственный экологический совет (далее – МЭС), созданный 8 февраля 1992 года Соглашением о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды.

Членами Совета являются руководители природоохранительных министерств и ведомств государств – участников СНГ, кроме Грузии и Украины.

Основными задачами МЭС являются подготовка рекомендаций по гармонизации природоохранного законодательства, научно обоснованных норм вовлечения природных ресурсов, экологических норм и стандартов; содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды; организация разработки и содействие осуществлению межгосударственных программ и проектов в области природопользования и экологической безопасности; содействие созданию и функционированию межгосударственной информационной системы и системы экологического мониторинга; подготовка и ведение Красной книги государств – участников СНГ и др.

Совет провел 14 сессий, на которых рассмотрено более 200 вопросов природоохранного сотрудничества.

По инициативе Совета подготовлены и приняты высшими органами Содружества соглашения: о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге государств – участников СНГ; о контроле за транзитной перевозкой опасных и других отходов; об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов; об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды; о сотрудничестве в области экологического мониторинга и ряд других документов.

Советом приняты нормативные, технические и методические документы для использования национальными экологическими службами государств – участников СНГ. К ним можно отнести: Рекомендации о применении Руководства “CORINAIR” по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в государствах – участниках СНГ, Руководство по оценке воздействия на окружающую среду, о нормировании выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и др.

В 2001 году были проведены Экологический форум “Планетарные проблемы природопользования и защиты окружающей среды” и Международная конференция “Законодательство в СНГ – гармонизация в природоохранном аспекте”.

Совет активно сотрудничает с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Постоянной комиссией МПА и другими структурами СНГ на основе заключенных с ними соглашений. Советом подготовлен и подписан Меморандум о взаимопонимании и партнерстве между Исполкомом СНГ и Исполкомом Международного фонда спасения Арала (16.09.04 г., Астана), разработан проект Конвенции об экологической безопасности. Учитывая, что ряд государств – участников СНГ заявили о своем неучастии в ней, ссылаясь на международное законодательство в области защиты окружающей среды, Исполнительный комитет СНГ по договоренности с руководством Европейского Отделения Программы ООН по Окружающей Среде направил его в ЮНЕП с просьбой адаптации к международному законодательству.

Ведущая роль в организации межгосударственного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принадлежит Межгосударственному совету по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее – МГС по ЧС), созданному 22 января 1993 года в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Совет провел 20 заседаний, на которых рассмотрено более 400 вопросов, касающихся развития правовой базы и межведомственного сотрудничества в рамках СНГ.

По инициативе Совета принята Межгосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой создан Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ноябре 1998 года Решением СГП СНГ утверждена Межгосударственная целевая программа его развития на период до 2010 года, предусматривающая меры по совершенствованию структуры, системы управления, связи и оповещения, созданию аэромобильных спасательных подразделений, техническому оснащению и др.

Утвержден Реестр формирований, выделяемых от государств СНГ в состав Корпуса сил СНГ специализированных подразделений, их численный состав по специальностям, а также используемая техника и технические средства. В настоящее время Корпус сил располагает: личным составом в количестве – 2052 чел.; специализированной техникой в количестве – 363 ед. Для повышения эффективности при оказании помощи силы Корпуса распределены на три региона – Западный (Беларусь, Молдова, Украина, Россия), Южный (государства Закавказья, Россия), Восточный (государства Средней Азии, Казахстан, Россия), координация их деятельности возложена на МГС по ЧС.

В перечне других базовых документов можно выделить соглашения: о взаимодействии государств – участников СНГ в случае эвакуации их граждан из третьих стран при возникновении чрезвычайных ситуаций; о взаимопомощи в случае аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств – участников СНГ; об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению, а также Решение о межгосударственной научно-технической программе создания системы сейсмологического мониторинга территорий государств – участников СНГ.

В соответствии с принятыми в рамках СНГ соглашениями разработаны и утверждены Положение о порядке оповещения государств – участников СНГ о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Инструкция о порядке работы Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России по согласованным действиям органов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств – участников СНГ. Первоочередные мероприятия, необходимые для организации взаимодействия государств при чрезвычайных ситуациях, определены Порядком взаимодействия государств – участников СНГ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным СГП СНГ в 2001 году.

Для координации научных исследований и формирования согласованной научно-технической политики при МГС по ЧС создан Научный совет по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По предложению Научного совета утверждены две межгосударственные программы совместных научных исследований организаций стран Содружества по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях координации действий по обеспечению промышленной безопасности в рамках Соглашения о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах 28 сентября 2001 года создан Межгосударственный совет по промышленной безопасности. Членами Совета являются руководители соответствующих ведомств и служб всех государств – участников СНГ, кроме Туркменистана и Республики Узбекистан.

Основными направлениями деятельности Совета являются: формирование условий для обеспечения взаимного доверия к результатам работы по неразрушающему контролю и технической диагностике; создание общих принципов и процедур при принятии требований к промышленной безопасности и принципов взаимного признания разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах; взаимное признание аккредитаций и процедур подтверждения соответствия требованиям промышленной безопасности; согласование принципов взаимного признания лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности; формирование общих требований к подготовке и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Совет провел 5 заседаний, на которых рассмотрено более 50 вопросов.

Базовыми документами, регулирующими сотрудничество стран Содружества в области обеспечения промышленной безопасности, разработанными по инициативе Совета, являются: Концепция взаимодействия в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, Общие принципы подготовки, аттестации и сертификации персонала по вопросам промышленной безопасности и охраны труда организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и др.

В 2006 году в Павлодаре (Республика Казахстан) проведен семинар-совещание по вопросам обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

К приоритетным направлениям в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности относятся:

совершенствование взаимодействия и повышения боевой готовности подразделений Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и проведения совместных учений и тренировок;

создание научных основ, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия по предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий;

дальнейшее развитие взаимодействия органов отраслевого сотрудничества в области совместной деятельности по борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

реализация Концепции гидрометеорологической безопасности государств — участников СНГ, предусматривающей принятие совместных мер по защите граждан и экономик стран Содружества от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других неблагоприятных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов;

взаимодействие в оценке и прогнозе возможных климатических изменений, которые имеют особую важность для разработки и принятия мер к предотвращению антропогенного воздействия на климат и адаптации экономики к его изменениям;

консолидация усилий государств – участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ;

согласованное уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека;

совместное решение глобальных проблем экологического характера в области природопользования, поддержание на территории государств – участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны;

www.cis.minsk.by

Программа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.

Основными задачами РСЧС являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению населения и территорий от ЧС;

— организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;

— организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

— идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС);

— подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

— создание комфортного состояния среды обитания человека.

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам.

1. В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:

— наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;

— планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;

— совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

— создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

— осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

— принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;

— усиление дежурно-диспетчерской службы;

— усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

— принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;

— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.

В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:

— выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

— определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

— организация защиты населения;

— организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;

— осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.

Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, муниципальный (местный) и объектовый.

Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики).

На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления.

Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

— из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;

— учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;

— формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;

— военизированных противоградовых служб Росгидромета;

— бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;

— подразделений Государственной пожарной службы;

— соединений и частей войск ГО РФ;

— подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;

— соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;

— военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;

— подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;

— специализированных отрядов Минатома России;

— восстановительных и пожарных поездов МПС России;

— Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;

— территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;

— отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне, — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

на региональном функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

на территориальном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном (местном) (в пределах территории муниципального образования, города, района в городе) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.

Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.

Гражданская оборона, ее структура и задачи по защи…

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите.

Приборы химической разведки

Для обнаружения и определения примерной концентрации отравляющих веществ в воздухе, на местности, в зданиях и.

bgdstud.ru

Еще по теме:

  • Приказ 61н Приказ Минфина России от 13 мая 2016 г. № 61н "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части […]
  • Образец приказа о наказании за курение в неположенном месте образец Центр правовой помощи Образец приказа о наказании за курение на рабочем месте Скачать образец приказа Образец приказа о дисциплинарном взыскании в виде замечания Документы о наложении различных взысканий принципиально не отличаются друг от друга. […]
  • 27 и 28 федерального закона о трудовых пенсиях Статья 27 173-ФЗ - Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 1) мужчинам по достижении […]
  • Нотариус аверьянов люберцы Нотариусы г. Люберцы Нотариус Аверьянов Михаил Владимирович Регион: Московская область Телефон: +7 (495) 503-01-83 Адрес: 140005, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 145 Нотариус Водопьянова Татьяна Николаевна Регион: Московская область Телефон: +7 […]
  • Список документов для возврата налога на лечение Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения […]
  • Проверка транспорта на штрафы Как проверить наличие штрафов ГИБДД по ВИН коду? Как по вин номеру проверить наличие штрафов ГИБДД? Что такое VIN и как он расшифровывается? Вин-номер — это идентификационный код транспортного средства. «ВИН» всегда состоит из 17 знаков и уникален […]