Профессиограмма «Юрист

Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базоаых знаний №2 и их уровень
Профессиональная область Межличностное взаимодействие Доминирующий интерес Дополнительный интерес Условия работы юрист
адаптация — формализация
общественные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
право, юридические науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
право, юриспруденция
частое по типу «рядом»
предпринимательский
социальный
в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности: консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств); изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике; составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении; толкование законов; контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
осуществление методического руководства правовой работы на предприятии; создание архива судебных и арбитражных дел; участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов); обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства; изучение правовой практики зарубежных коллег; правовая пропаганда; участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности: логическое, аналитическое ¦ мышление; высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины); хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности); высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
Личностные качества, интересы и склонности-. организованность; ¦ аккуратность; уверенность в себе; ¦ эрудированность; честность и порядочность; ¦ деловая хватка; ответственность; ¦ объективность;
коммуникабельность; хорошая интуиция; эмоционально-психическая устойчивость; энергичность; настойчивость, принципиальность;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие интереса к выполняемой работе; нерешительность; неумение быстро принимать решения; неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям); нечестность; непринципиальность; неспособность глубоко осмысливать происходящее; беспечность; непогашенная судимость; плохая дикция.

Области применения профессиональных знаний: государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами; адвокатура, прокуратура; суды; частное или индивидуальное предпринимательство; органы предварительного следствия и дознания; нотариальные конторы; юридические консультации; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов); образовательные учреждения; частные детективные службы.

История профессии
Первыми основоположниками права как отрасли стали древние философы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законотворчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов.
Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности.
Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и представляет собой самостоятельную отрасль знаний. А деятельность юристов приобретает все большее и большее значение в жизнедеятельности людей.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный): рекламный агент; брокер; переводчик; социальный работник; продавец; торговый агент; официант; менеджер; комментатор; страховой агент.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию юриста можно получить в высших и средних специальных учебных заведениях. Среди таких учреждений можно назвать следующие.

Средние специальные учебные заведения: Московский колледж управления и права. 129281, Москва, проезд Ста- роватутинский, 6. Тел. 184-20-45. Московский колледж информатики и права. 105187, Москва, ул. Щербаковская, 38. Тел. 366-50-10. Юридический колледж МГУ им. М. В. Ломоносова. 117234, Москва, Ленинские горы, МГУ. Тел. 939-57-47. Юридический колледж МГУ им. М. В. Ломоносова. 119285, Москва, пер. 2-й Мосфильмовский, 5. Тел. 143-18-40.
Высшие учебные заведения.- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 117234, Москва, Ленинские горы. Тел. 939-13-89, 939-54-41. Московский городской педагогический университет. Москва, проезд Сельскохозяйственный, 4. Тел. 181-21-77. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 433-95-88,434-70-27. Московская государственная юридическая академия. 123286, Москва, ул. Садово-Кудринская, 9. Тел. 244-88-97,244-84-50,254-98-25, 254-99-72.

uchebnik.online

18. Профессиограмма юриста.

Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.

Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя,

прокурора, оперативного работника и т.д.

Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Значимость этой деятельности наиболее высока в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность — это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе её синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особую значимость эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных сотрудников, воспитателей ИТУ. В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения,

способность ясно излагать свои мысли.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи. Организаторская деятельность требует концентрации внимания на настойчивости, целеустремлённости, организованности и т.п.

Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.). Наряду с развитой письменной речью, следует развивать способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та, или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

xn--80aaivjfyj3e.com

Профессиограмма Юриста;

Особенности профессиональной этики юриста

Тема 10. Структура профессиональной этики юриста. Специфика нравственных отношений в юридической деятельности

Профессия — определенный вид профессиональной деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку.

Профессия — род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием.Итоговое описание профессии называется термином профессиограмма.Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социальною развития РФ по отношению к каждой новой профессии.

Психограмма представляет собою своеобразный «психологический портрет» профессии, в котором отражается своеобразие и перечень требований к психическим процессам человека (восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. д.) и к свойствам личности (способностям, темпераменту, эмоционально-волевой сфере, уровню интеллекта и т. д.).

· консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодатель­ству с применением технических средств);

· изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодатель­ства и других нормативных актов) и применение их на практике; составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;

· контроль за соблюдением законности (правовое регулирование со­циальных норм и отношений);

· методическое руководство правовой работой на предприятии; создание архива судебных и арбитражных дел; участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);

· обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государ­ства;

· изучение правовой практики зарубежных коллег; правовая пропаганда;

· участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессио­нальной деятельности.

· логическое, аналитическое мышление;

· высокий уровень развития понятийного мышления (владение науч­ными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);

· хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);

· высокий уровень развития кратковременной и долговременной па­мяти;

· вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);

· коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);

· высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслитьот общего к частному);

· способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации; умение вести переговоры.

Личностные качества, интересы и склонности:

· честность и порядочность;

· уверенность в себе;

· стремление к самосовершенствованию;

· умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· отсутствие интереса к выполняемой работе;

· неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);

· неумение принимать решения;

Области применения профессиональных знаний:

· государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;

· частное или индивидуальное предпринимательство;

· органы предварительного следствия и дознания;

· государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов); образовательные учреждения;

studopedia.su

Профессиограмма юрист

Дата добавления: 2015-08-31 ; просмотров: 3642 ; Нарушение авторских прав

История профессии юрист

Первыми основоположниками права как отрасли стали древние философы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законотворчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов.

Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности.

Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и представляет собой самостоятельную отрасль знаний. А деятельность юристов приобретает все большее и большее значение в жизнедеятельности людей.

Профессиограмма юрист

Доминирующие виды деятельности профессии юрист:

  • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
  • изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
  • составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
  • толкование законов;
  • контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
  • осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;
  • создание архива судебных и арбитражных дел;
  • участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
  • обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
  • изучение правовой практики зарубежных коллег;
  • правовая пропаганда;
  • участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности юриста:

  • логическое, аналитическое мышление;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);
  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
  • способность убеждения;
  • коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • хорошие познания в разных областях наук;
  • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
  • умение вести переговоры.
  • организованность;
  • аккуратность;
  • уверенность в себе;
  • эрудированность;
  • честность и порядочность;
  • деловая хватка;
  • ответственность;
  • объективность;
  • коммуникабельность;
  • хорошая интуиция;
  • эмоционально-психическая устойчивость;
  • энергичность;
  • настойчивость, принципиальность;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие интереса к выполняемой работе;
  • нерешительность;
  • неумение быстро принимать решения;
  • неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
  • нечестность;
  • непринципиальность;
  • неспособность глубоко осмысливать происходящее;
  • беспечность;
  • непогашенная судимость;
  • плохая дикция.

Области применения профессиональных знаний:

  • государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;
  • адвокатура, прокуратура;
  • суды;
  • частное или индивидуальное предпринимательство;
  • органы предварительного следствия и дознания;
  • нотариальные конторы;
  • юридические консультации;
  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов);
  • образовательные учреждения;
  • частные детективные службы.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

  • рекламный агент;
  • брокер;
  • переводчик;
  • социальный работник;
  • продавец;
  • торговый агент;
  • официант;
  • менеджер;
  • комментатор;
  • страховой агент.

1. Способ мышления

Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

  • одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
  • другим — в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
  • третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой — искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

Доминирующий, т. е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

  • приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
  • адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
  • производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Cпособы мышления можно классифицировать как:

1. приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.
Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагностика, приложение — регуляция;

2. адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств.
Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — координация, адаптация — формализация;

3. производство — представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.
Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Можно выделить восемь типов людей:

1. С преобладающим способом мышления «приложение — процедура».
Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.

2. С преобладающим способом мышления «приложение — диагностика».
Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.

3. С преобладающим способом мышления «приложение — регуляция».
Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.

4. С преобладающим способом мышления «адаптация — анализ».
Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.

5. С преобладающим способом мышления «адаптация — координация».
Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.

6. С преобладающим способом мышления «адаптация — формализация».
Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
— умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
— коммуникативности;
— умения считаться с ситуацией и другими людьми.

7. С преобладающим способом мышления «производство — сила».
Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.

8. С преобладающим способом мышления «производство — ловкость».
Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.

Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:

  • высоким (теоретическое знание);
  • средним (практическое использование знаний);
  • низким (знание получено опытным путем, навыки).

В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

  • область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
  • область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В профессиограмме указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

На этом основании можно выделить следующие типы межличностного взаимодействия:

  • Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
  • Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
  • Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.
  • Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям. Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

life-prog.ru

Профессиограмма и ее назначение

Рассмотренные ПВК составляют перечень основных требований профессии и специальности к юристу. Важно, чтобы психофизиологические и личностные качества человека, выбирающего профессию юриста, максимально приблизились к этим требованиям. Степень развитости отдельных профессионально важных свойств разнится по юридическим специальностям и зависит от конкретного вида деятельности.

По параметрам ПВК строится профессиограмма юриста.

Профе́ссиогра́мма (от лат. professio – специальность и gramma – запись) – представляет систему: 1) признаков, описывающих профессию и специальность; 2) требований, которые профессия предъявляет к работнику; 3) психологических характеристик, которым должен соответствовать специалист конкретной профессии. Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров относится к началу XX в., когда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим специалисты автомобильных заводов Форда пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам [1] .

Профессиограмма, во-первых, описывает особенности и структуру профессиональной деятельности и основные требования к физиологическим и психологическим характеристикам специалиста; во-вторых, представляет разработанную научно обоснованную систему норм и требований профессии к конкретным видам деятельности, а также к индивидуальным личностным свойствам специалиста, позволяющим выполнять эффективно требования профессии, которая вместе с тем создает условия, необходимые для развития личности самого специалиста.

До последнего времени профессиограммы чаще всего разрабатывались в крупных промышленных организациях для массовых профессий, но в последнее время их составлением активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. К тому же формирование профессиограммы становится актуальным в связи с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) последнего поколения.

Основными отличиями профессиограммы от должностной инструкции являются отсутствие декларативности, т.е. разделов, содержащих сведения о нравах и ответственности работника, наличие описания условий труда на рабочем месте, большой объем требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма наряду с тарифно-квалификационными справочниками характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников особо важных профессий.

Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы, широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Здесь принимается, что личность юриста – субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Из профессиограммы человек получает информацию о действительном содержании труда и необходимых психологических качествах, без которых трудно соответствовать профессии и должности.

Профессиограмма позволяет человеку понять: 1) суть выбранной профессии; 2) чем он будет конкретно заниматься как специалист в данной области; 3) каковы условия труда; 4) какой должен быть уровень подготовки; 5) возможности трудоустройства но данной профессии; 6) размер заработка и материально-финансового обеспечения и степень комфортности жизни; 7) возможности карьерного роста; 8) общественный престиж выбранной профессии; 9) отрицательные стороны профессии, ее трудности и возможные ошибки, риски и экстремально-стрессовые ситуации; 10) влияние профессии на семейную жизнь.

Знание и понимание требований профессии позволяют человеку правильно сориентироваться в выборе профессии, избежать ошибок, которые крадут годы жизни и нередко роковым образом сказываются на судьбе человека и его семьи. Чем раньше человек ознакомится и поймет требования профессии и примерит их к себе, тем правильнее будет его выбор. Выбор профессии – не легкое дело, это переломный момент – определение места в жизни, принятие решения и собственный, личный выбор. Решая проблему выбора будущей профессии, человек должен четко представлять собственные возможности и то, что потребует и что даст профессия. Успех и счастье находятся в собственных руках человека.

С этой сложнейшей проблемой сталкивается, прежде всего, каждый молодой человек – вчерашний школьник, которому предстоит определиться с выбором вуза, находясь под прессом неизвестности и (или) обстоятельств: семейная династия, но призванию, по совету близких и друзей, по географическому признаку – вуз расположен недалеко от дома, по стечению обстоятельств, по возможностям родителей. В отличие от вчерашнего школьника, в старшем возрасте выбор будущей профессии или смена профессии осуществляются сознательно.

Помощь в выборе профессии может оказать научно обоснованная программа профессиональной ориентации молодежи.

На практике профессиограмма, представляя в обобщенном виде эталонную модель специалиста, способствует лучшему подбору сотрудников, а человеку помогает сделать единственно правильный выбор профессии.

Профессиограммма юриста – это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны его профессиональной деятельности, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности.

Создание профессиограмм юридической профессии является частью деонтологической характеристики труда юриста. Каждая юридическая профессия, помимо общих требований, предъявляет к юристу-практику – следователю, прокурору, судье, нотариусу, арбитру и другим – специфические требования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Главными характеристиками понятия «профессиограмма» являются ее тип и содержание. В соответствии с типологией профессий Е. А. Климова [2] по предмету труда выделяют пять типов профессиограмм, в частности:

«человек – человек» обслуживание, обучение и воспитание, управление, сервис и услуги, правовая защита, продажи и коммерция;

• «человек – техника» – создание, конструирование, монтаж, сборка, наладка, эксплуатация технических устройств;

• «человек – знак» – работа с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами;

• «человек – природа» – изучение, наблюдение, сохранение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и их лечение;

«человекхудожественный образ» – создание, проектирование, моделирование художественных произведений.

Профессия юриста относится к типу «человек – человек», поскольку связана с деятельностью, где требуются знания и умения по осуществлению деятельности, связанной с разнообразными задачами по предоставлению услуг в сфере правового обеспечения и защиты прав граждан. Нельзя не уточнить, что работа в сфере юридических практик не может быть обеспечена без такого типа профессиограммы как «человек – знак».

Содержание профессиограммы характеризует суть данной профессии, конкретные виды работ сотрудника, условия труда, требования, предъявляемые к уровню подготовки работников, способности, необходимые для успешного овладения профессией, условия трудоустройства обладателя данной профессии, возможную заработную плату, возможности для карьерного роста и др. В качестве наиболее общего подхода к содержанию профессиограммы можно привести следующий пример:

1) презентация профессии – общие сведения, вид экономической деятельности, распространенность, варианты специализации, перспективы развития профессии;

2) тип профессии – предмет труда;

3) класс профессии – характер труда, степень сложности и квалификации;

4) содержание деятельности – характеристика процесса труда, виды профессиональных трудностей, формы организации труда, характер социальных связей, рабочее место;

5) требования к знаниям и умениям специалиста – знания, умения, навыки; общий уровень интеллекта; степень владения словом, числом; пространственная ориентация; моторная координация; склонность к исследовательской деятельности; специфические особенности;

6) требования к индивидуальным особенностям специалиста – восприятие, мышление, внимание, память; эмоционально-волевые качества; деловые качества;

7) качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности, – личностные и медицинские;

8) условия труда – микроклиматические условия; освещение и температура; режим труда и отдыха; травматизм и профессиональные заболевания; работа в помещении или на воздухе; монотонность и темп труда; медицинские показания; льготы и компенсации;

9) пути получения профессии – типы учебных заведений; формы подготовки; продолжительность обучения; условия поступления; уровень полученной квалификации;

10) перспективы карьерного роста.

Попробуем составить юридическую профессиограмму (табл. 5.4), используя ее общие признаки, приведенные выше.

Таблица 5.4

Пример юридической профессиограммы

studme.org

Еще по теме:

  • 563 правила Постановление Правительства РФ от 10 мая 2018 г. № 563 “О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на […]
  • Правило единообразия первого поколения проявится если генотип одного 1. Правило единообразия гибридов первого поколения проявиться, если генотип одного из родителей аавв, а другого: а. ААВв б. АаВВ в. ААВВ г. АаВв 2. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании? а. 1 […]
  • Рост социальных пенсий Кому социальные пенсии могут увеличить почти вдвое? В Госдуму внесли законопроект, предусматривающий дополнительную социальную доплату к пенсии. Она будет положена неработающим пенсионерам, доход которых за месяц ниже 50% от суммы средней зарплаты […]
  • Приказ ртн от 25032014 Autouristi.ru Приказа ростехнадзора от 25032014 n 116 Home Блог Приказа ростехнадзора от 25032014 n 116 Приказ Ростехнадзора от 22 декабря вступает в силу Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в […]
  • Приказ на приём на работу на 05 ставки Оформление работника на полставки: образец приказа о приёме на работу Обновление: 16 марта 2017 г. В трудовом законодательстве работа на полставки регулируется нормами приёма на неполный рабочий день. В Трудовом кодексе в статье 93 прописано, что […]
  • Осаго с 1 июля в интернете Как купить полис ОСАГО онлайн в 2018 До июля 2015 года покупка полисов ОСАГО дистанционно (через Интернет) была запрещена законодательно — страхователь должен был получить бумажный полис, распечатанной на «гознаковской» бумаге. Однако, в Москве и […]