Процедура назначения на должность судьи конституционного суда

§ 2. Порядок назначения на должность судьи

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование яв­ляется общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следую­щими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его по­ступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cy дей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.

Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессио­нальной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституци­онного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает та­кие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работаю­щим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Консти­туцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех долж­ностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужеб­ных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судеб­ной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме на­учной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть реко­мендованы к назначению на должность судьи.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, предста­вительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо по­кровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политичес­кую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руко­водящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчи­няться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установлен­ных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.

Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:

1) отбор и выдвижение кандидатов;

2) сдача квалификационного экзамена;

3) рассмотрение квалификационной коллегией заявления о даче реко­мендации для занятия должности судьи;

4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомен­дации или отказе в нем.

Положительное заключение представляется председателю соответствую­щего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвра­щается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заклю­чении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Пре­зидентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает су­дей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соот­ветствующего суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную при­сягу.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

www.bibliotekar.ru

Порядок назначения Советом Федерации на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств. Порядок прекращения Советом Федерации полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации (статьи 172–178 1 )

(наименование главы в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ)

С т а т ь я 172. Полномочия Совета Федерации по назначению на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 года, назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.

(Статья 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 173. Представление Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

2. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 223-СФ).

2 1 . Вопрос о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 2 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

(Статья 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 174. Обсуждение кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, в комитетах Совета Федерации

(наименование статьи 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. При подготовке заключений Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вправе запрашивать дополнительную информацию на представленных кандидатов у органов государственной власти, организаций и должностных лиц. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.).

2. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам.

3. Кандидаты на должности судей указанных судов могут быть приглашены на заседание соответствующего комитета Совета Федерации.

(Статья 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 175. Рассмотрение вопроса о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации

(наименование статьи 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по представленным кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств и заключения Комитета Совета Федерации по международным делам по кандидатурам для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

2. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, представленная для назначения Президентом Российской Федерации, включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы.

3. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

4. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств оформляется постановлением Совета Федерации.

5. Если кандидатура, представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется.

6. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.

(Статья 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 176. Порядок назначения на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

(наименование статьи 176 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьями 174 и 175 настоящего Регламента.

(Часть 2 ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

(Статья 176 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 177. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. После оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

3. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге.

4. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

5. Присягу судьи Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.

6. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

7. Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

8. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

С т а т ь я 178. Торжественное вручение лицу, назначенному на должность судьи, копии постановления Совета Федерации о его назначении

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

(Статья 178 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 178 1 . Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. В соответствии со статьей 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Совет Федерации прекращает полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Представление Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит соответствующее заключение.

4. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Затем слово предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

5. При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать судья Конституционного Суда Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.

6. В ходе обсуждения члены Совета Федерации вправе задавать вопросы Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, докладчику от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, судье Конституционного Суда Российской Федерации, высказываться за прекращение полномочий или против прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается прекратившим свои полномочия, если в результате тайного голосования за прекращение его полномочий проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

8. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

9. Если предложение Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

(Статья 178 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ.)

council.gov.ru

Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации

В настоящее время деятельность Конституционного Суда РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Будучи судьей Конституционного Суда РФ, нельзя быть депутатом любых представительных органов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.

Назначение судей на должность производится в индивидуальном порядке, что означает проводимое по каждой кандидатуре отдельное тайное голосование.

В Совете Федерации голосование по кандидатурам на вакантные места судей Конституционного Суда РФ, представленным Президентом РФ, проводится в два этапа. Порядок внесения кандидатур, представленных Президентом РФ Совету Федерации, определяется на первом этапе. На втором этапе проводится назначение на вакантные места судей Конституционного Суда РФ.

На первом этапе голосование проводится тайно с использованием бюллетеня, в который включаются все представленные Президентом РФ кандидатуры в судьи Конституционного Суда РФ, и определяется количество голосов членов Совета Федерации, поданных за включение каждой из кандидатур в бюллетень для тайного голосования.

Дополнительное голосование проводится Советом Федерации, если две или более кандидатуры наберут одинаковое число голосов, с тем чтобы определить порядок их включения в бюллетень для тайного голосования по назначению на вакантные места судей Конституционного Суда РФ.

Второй этап голосования может проводиться в три тура. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа депутатов Совета Федерации. Голосование в три тура может не проводиться, если один из кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ наберет необходимое число голосов уже в первом туре голосования.

Федеральный конституционный закон от 08.02.2001 № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации”» увеличил срок пребывания судьи Конституционного Суда РФ в должности с 12 до 15 лет, а также устранил верхний предел пребывания в должности, который ранее составлял 70 лет. В 2005 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничиваются сроком, однако установлен предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет. На председателя Конституционного Суда РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется. Судья Конституционного Суда РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.02.2007 № 2-ФКЗ с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является г. Санкт- Петербург.

Основанием для освобождения судьи от должности является личное письменное заявление судьи об отставке до истечения срока его полномочий. Судья, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи. Данное положение призвано обеспечить беспрепятственную работу Конституционного Суда РФ, для которого выбытие одного человека может поставить под угрозу работу палаты либо всего суда.

Представление Совету Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ может сделать только сам Конституционный Суд РФ большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

studme.org

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.94 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 21.07.94 — «Российская газета», N 138-139, 23.07.94
  • «Собрание законодательства РФ»,1994, N 13, ст. 1447)

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Часть пятая — Утратила силу.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 N 2-ФКЗ)

zakonbase.ru

52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.

Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.

Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

53. Законодательство о судебной системе.

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

studfiles.net

Еще по теме:

  • Немецкие штрафы Штрафы в Германии или чего не стоит делать за рулем и в общественных местах? В этой статье мы разберем за что же штрафуют в Германии и сколько за это придется платить! Самая распространенная категория штрафных санкций — это нарушения правил […]
  • Закон о ветеранах труда хмао Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска Местное самоуправление Муниципальные услуги Торговая площадка Интернет-приемная В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда […]
  • Пользуясь законами сохранения Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» Главная > Документ Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра» Явление радиоактивности, открытое Беккерелем, свидетельствует о том, что… А. Все вещества состоят из […]
  • Как получить страховку вкладов Как получить страховую выплату по вкладу при отзыве лицензии у банка За 2018 год, по состоянию на 5 июня, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" уже зафиксировано 25 страховых случаев, влекущих выплаты по банковским вкладам […]
  • Разрешение на работу с золотом Без разрешения на работу ты - никто Как показывают статистические исследования, больше всего работой интересуются женщины - 59% поданных резюме на работу за границей. Возрастной контингент варьирует от 18 до 63 лет. Большинство, т.е. 35% - молодые […]
  • Индексация пенсии за 40 лет стажа За 40 лет трудового стажа в следующем году можно будет получать надбавки к пенсии В 2018-м году люди с рабочим стажем выше 40 лет могут получить надбавки к основному размеру пенсионных выплат. На сумму доплаты будут влиять и другие факторы, кроме […]