Правовое государство
Правовое государство – это государство, деятельность которого строго подчинена основным фундаментальным принципам и нормам права.
Понятие и основные признаки правового государства
Правовое государство обладает не только признаками, характерными для любого государства (суверенитет, публичная власть, государственный аппарат управления), но и некоторыми характерными чертами, присущими исключительно ему, в частности:
1. Правовое государство предусматривает обязательное наличие гражданского общества. Так как защита прав и свобод граждан является его основной функцией.
2. Разделение властей.
3. Верховенство закона.
4. Реальность прав и свобод человека.
5. Политический и идеологический плюрализм. Выражается в отсутствии доминантной и общеобязательной политической идеологии, которая навязывается обществу как доминантная.
Верховенство права
Верховенство права – один из главных признаков правового государства. Этот принцип предусматривает то, что ни один орган государственной власти, должностное лицо, коллектив, организации и гражданин не имеют права не соблюдать законы и не подчинятся им.
Также принцип верховенства права предусматривает, что государство не имеет права издавать нормативно-правовые акты, которые противоречат естественному праву. Закон имеет высшую юридическую силу.
Незыблемость прав и свобод человека
Этот признак правового государства означает то, что все права и свободы человека в государстве должны быть не только лишь провозглашены, но и гарантированны самим государством.
Такой гарантией зачастую выступает закрепление прав и свобод человека в высших нормативно-правовых актах – конституциях. Реальное обеспечение прав человека достигается за счет создания специального механизма их всесторонней защиты, а также наличие административной, гражданской и уголовной ответственности в случае их нарушения.
Разделение властей
Суть теории разделения властей заключается в том, что для нормального правового функционирования государства в нем должны действовать независимые друг от друга власти – исполнительная, судовая и законодательная.
Таким образом, при разделении властей, сосредоточение власти в одних руках невозможно. Каждая ветка власти исполняет определенную функцию, которую другие ветки выполнять не могут.
Органы законодательной власти разрабатывают и принимают законы, органы исполнительной власти – их выполняют, органы судебной власти – следят за их выполнением согласно правовым нормам. Эффективность принципа разделения властей усиливает механизм сдержек и противовесов.
www.nado5.ru
25. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Признаки правового государства:
Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности подчинятся закону. Законы являются общеобязательными.
Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях «государство — гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия — договор (о приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы — Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней определяются особые права государства, которые не могут принадлежать отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.
Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Правовое государство существует и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.
scicenter.online
Признаки правового государства верховенство закона
7. Понятие и признаки правового государства.
1. Гражданское общество и правовое государство.
Гражданское общество — свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество — не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов. Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.
2. Понятие правового государства.
Правовое государство — государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
3. Основные признаки правового государства.
1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).
2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция — основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство — это, как правило, конституционное государство.
3) Разделение властей — распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и «ветвями власти», исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые «ветви власти» могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая «система сдержек и противовесов». Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.
4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.
5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина
Если смотреть несколько шире, то правовое государство — это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).
4. Основные проблемы формирования правового государства.
Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 — 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан. Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления. Однако идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.
ftk.narod.ru
Признаки правового государства
В числе основных признаков правового государства выделяют следующие.
Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком)
Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п.
Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в косм случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.
В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.
Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модем, общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Принцип разделения властей
Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаст общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специальными конституционными органами, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она выполняет функции подзаконной власти, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин волен обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве вершится только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой — его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития
Это третий признак правового государства, включающий в себя: а) приоритет прав и свобод личности; б) социальную защищенность; в) социальную справедливость.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено».
Правовой характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированность свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.
Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права [1] .
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения [1] .
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
Четкое разграничение функций общества и государства
Понятия государства и общества не тождественны, их следует различать.
Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Взаимная ответственность личности и государства
Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции нрав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.
В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.
Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.
Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) являются:
1) международные конвенции (как общие, так и специальные);
2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами.
Исходя из этого общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (в частности, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешанный характер, являясь для одних государств обычными, а для других — договорными нормами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
- [1] См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 69.
- [2] См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 69.
studme.org
Верховенство права как признак правового государства
По поводу этого признака прежде всего необходимо отметить, что в отечественной науке распространено мнение о том, что правовому государству присуще не верховенство права, а верховенство закона. Вполне понятно, что, по-видимому, этими и другими авторами имелось в виду, что законам не должны противоречить и стоять над ними многочисленные подзаконные и зачастую ведомственные акты. Но в таком случае следует говорить не о безусловном верховенстве закона, а лишь о верховенстве его над подзаконным актом. Просто же верховенство закона в государстве и обществе не может служить основанием для признания такого государства правовым, поскольку законы, принимаемые и применяемые в государстве, могут быть и неправовыми и несправедливыми.
Верховенство права, как признак правового государства, следует понимать в нескольких аспектах.
Во-первых, он означает связанность государства правом, ограниченность его правом. Вся деятельность государства, и правотворческая и правоприменительная, должна основываться на правовых требованиях, не выходить за рамки права, не противоречить ему.
Во-вторых, принимаемые в государстве законы должны быть основаны на праве, не противоречить праву, иными словами, быть правовыми законами.
В-третьих, особое значение среди правовых законов должна иметь конституция в формальном или материальном смысле. Конституция в Новое время приобрела значение, близкое к понятию права вообще, о чем свидетельствует главный юридический документ французской революции — Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., в которой было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законы, должны соответствовать конституции и не противоречить ей. Одной из важнейших гарантий соответствия законов и иных нормативно-правовых актов конституции является система конституционного контроля, которая осуществляется судами, в том числе специализированными конституционными судами, либо иными так называемыми квазисудебными органами (например, конституционные советы во Франции, Казахстане).
В России федеральным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации. Он вправе признать не соответствующими Конституции Российской Федерации любые законы и нормативно-праврвые акты. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения; акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В-четвертых, правовые законы должны приниматься уполномоченными на то органами (только представительными органами законодательной власти) и в соответствии со строго установленной конституцией процедурой. Законы подлежат официальному опубликованию. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются; равным образом не применяются любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В-пятых, представления о господстве права над государством, о верховенстве права являются преобладающими как в юридической науке, так и в обществе в целом.
uk-amparo.ru