Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Приказом Минобрнауки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26 ст. 3350), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19676

Установлены требования к охране здоровья учащихся (воспитанников) в образовательных учреждениях.

Одним из обязательных условий является преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях и уровнях образования. Территория, здание и помещения образовательных учреждений должны соответствовать санитарным и противопожарным требованиям. Необходимо отвести отдельные помещения для питания учеников, хранения и приготовления пищи, а также для работы медперсонала.

Приведены требования к рациональной организации образовательного процесса. Это, в частности, соблюдение норм двигательной активности, применение здоровьесберегающих приемов, методов, форм и технологий обучения.

Физкультурно-оздоровительная работа должна охватывать учеников всех групп здоровья. По медицинским показаниям организуются занятия лечебной физкультурой. Для снижения нервно-эмоционального напряжения и профилактики гиподинамии следует проводить динамические паузы (перемены) и физкультминутки на уроках.

Особое внимание уделяется профилактике употребления психоактивных веществ, формированию культуры здорового образа жизни.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19676

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 16 февраля 2011 г. N 32

Приказом Минобрнауки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074 настоящий приказ признан утратившим силу

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Приказ об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. N 19676

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 декабря 2010 г. N 2106

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее – Требования) представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:

социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;

фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;

система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;

особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

4. Настоящие Требования включают восемь групп требований:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8 ) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

5. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:

1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);

2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;

5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

6. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают:

1) соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;

2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;

3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;

4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;

5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;

7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);

8 ) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

www.soschildren.ru

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19676

В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Министр А. Фурсенко

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее — Требования) представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:

социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;

фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;

система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;

особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

4. Настоящие Требования включают восемь групп требований:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

5. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:

1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);

2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;

5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

6. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают:

1) соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;

2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;

3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;

4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;

5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;

7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);

8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

7. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:

1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в основную профессиональную образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;

2) реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;

3) наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;

4) соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;

5) использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

6) использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;

7) соблюдение норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил;

8) соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;

9) учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса;

10) обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).

8. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении включают:

1) организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп здоровья;

2) организацию занятий по лечебной физкультуре для обучающихся, воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;

3) выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления;

4) организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

5) организацию работы спортивных секций, кружков, клубов и создание условий, соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями санитарных правил;

6) организацию воспитательной, внеурочной (внеаудиторной) деятельности физкультурно-оздоровительной направленности на каждой ступени общего образования и в системе профессионального образования;

7) организацию физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися, воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);

8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных, межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

9. Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни включают:

1) организацию взаимодействия образовательного учреждения с организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;

2) организацию взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни;

3) наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;

4) наличие и периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения;

5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий.

10. Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

1) реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (далее — ПАВ) обучающимися, воспитанниками;

2) выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ;

3) наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса «образовательное учреждение — территория, свободная от ПАВ», система работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).

11. Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:

1) использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

2) организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона;

3) наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;

4) привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, просвещению родителей (законных представителей);

5) привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных представителей).

12. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников содержат:

1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;

2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);

3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;

5) проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.

rg.ru

Приказ об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям

Л.В. ШМЕЛЬКОВА,
заместитель начальника отдела развития
системы подготовки и повышения квалификации
педагогических работников
Департамента общего образования
Минобрнауки России

требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся в вопросах и ответах

Вопрос. Какие требования установлены для образовательных учреждений в части охраны здоровья обучающихся?

Ответ. По данным Минздравсоцразвития России (доклад В.И. Широковой на Всероссийской научно-практической конференции «Школьное питание: задачи и стратегия развития в современных условиях» 23 сентября 2009 г.), состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:

• из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины — 53% — имеют ослабленное здоровье;

• две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

• лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых.

Проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков исследования (доклад В.Р. Кучмы на Всероссийском съезде «Здоровое поколение — здоровая Россия» 18 ноября 2009 г.) показали, что количество детей в возрасте 6—7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%.

Около 10% детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Частота низкой массы тела у детей и ее дефицит выявляются в три раза чаще, чем десять лет назад. Около 7% школьников страдают ожирением.

По данным, опубликованным в международном отчете «Здоровье и поведение детей школьного возраста», численность школьников, жалующихся на состояние здоровья более чем один раз в неделю, составляет:

в Австрии — 17% девочек и 12% мальчиков;

в Португалии — 29% и 16%;

в Исландии — 29% и 26%;

во Франции — 41% и 31%;

в России — 41% и 32%;

в Турции — 68% и 53% соответственно.

К факторам риска для здоровья российских школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести снижение их физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, недостатки в качестве питания и материально-техническом оснащении образовательных учреждений.

Так, по данным Роспотребнадзора, при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году основными причинами отказов в принятии учреждений являлись:

незаконченные ремонтные работы;

неполное соответствие специализированных кабинетов и помещений санитарным правилам и нормативам;

отсутствие необходимого набора ученической мебели;

устаревшие санитарно-техническое оборудование и оборудование пищеблоков;

недостатки в системах освещения, отопления, водоснабжения, канализации.

В сложившихся условиях сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами.

В рамках реализации Плана первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р) начата системная работа по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников».

В качестве проектной задачи указанного направления было определено создание нормативно-правовых, организационно-методических условий для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья (физического, психологического, социального) обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию человека.

Первым в ряду мероприятий данного направления стояла задача разработки (и последующей реализации) федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

Такие требования были разработаны и утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный № 19676).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников, которые должны быть созданы в каждом образовательном учреждении.

Федеральные требования включают восемь групп требований.

Первая группа предъявляет требования к наличию в образовательном учреждении системной работы по здоровьесбережению школьников. Это означает, что данное направление деятельности должно быть зафиксировано в основных документах школы: уставе, образовательной программе, программе развития и других локальных актах. Причем это должно быть не просто зафиксировано, но должно в действительности осуществляться через различные составляющие образовательного процесса (в урочной и внеурочной деятельности, в воспитательной работе, в деятельности психологической службы и др.), а также через совместную работу с организациями и ведомствами, заинтересованными в укреплении здоровья детей.

Вторая группа требует наличия в школе особой инфраструктуры начиная от оснащения и оборудования территории, здания, кабинетов школы до наличия квалифицированных специалистов (учителей, медицинских работников, психологов, тренеров, тьюторов и др.), готовых вести оздоровительную и профилактическую работу. Это значит, что в школе должна быть не просто «комната психологической разгрузки», «сухой бассейн» в рекреации или тренажер, но и тот коллектив сотрудников, который обеспечит оптимальную работу этого оборудования в интересах здоровья детей.

Очень важной является третья группа требований. Она касается всех, кто работает в школе: от директора до технических работников. Это — рациональная организация образовательного процесса. Ребенок должен чувствовать себя в школе комфортно, защищенно и не испытывать перегрузок ни физических, ни психологических. А это зависит от того, как его встретили в школе (улыбнулись или накричали); насколько было интересно на уроке и смог ли ученик реализовать себя в различных видах деятельности, совпала ли его самооценка с оценкой взрослых и товарищей и многого другого, что в совокупности и создает здоровьесберегающую образовательную среду.

Детский спорт не должен быть оторван от большого спорта. Чем раньше ребенок будет вовлечен в массовые занятия физической культурой и спортом, тем эффективнее будут результаты формирования у него здорового образа жизни, тем большее количество юных спортсменов из школ перейдет в учреждения олимпийского резерва.

Четвертая группа требований состоит в том, чтобы в каждой школе была четко продумана и организована не только физкультурно-оздоровительная, но и спортивно-массовая работа, активнее развивался массовый спорт в каждом образовательном учреждении. Это позволит своевременно выявлять, развивать и оказывать поддержку талантливым юным спортсменам в достижении высоких спортивных результатов и переходе их в большой спорт, а также сделать физкультурно-оздоровительные мероприятия интересными и доступными для всех без исключения школьников (в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья). Занятия физкультурой и спортом должны быть интересными и полезными для детей.

Пятая группа требований — это наличие в каждой школе просветительской и методической работы по вопросам здорового и безопасного образа жизни. Эффективной работа по сохранению и укреплению здоровья детей может быть тогда, когда она активно проводится школой в тесном взаимодействии с семьей ребенка, с организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны и др. Это конкурсы «Школа — территория здоровья», акции «Здоровое поколение — здоровая Россия», конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо», рейды, создание сайтов и др., то есть все то, что актуализирует вопросы создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей образовательной среды, реализации программ спортивно-оздоровительной направленности, формирующих культуру здорового образа жизни.

Важным направлением деятельности в каждой школе, обеспечивающим формирование здорового и безопасного образа жизни, должна быть реализация профилактических программ и превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Это и составляет шестую группу требований.

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников должна осуществляться комплексно, и результаты данной деятельности должны постоянно отслеживаться. В этом заключается содержание двух последних групп требований.

Вопрос. Какой эффект ожидается в результате введения данных требований?

Ответ. Вопрос очень непростой. Всем очень бы хотелось услышать ответ, что все дети станут здоровыми. Это, конечно, нереальный ответ.

Скажем так: выполнение названных требований всеми образовательными учреждениями будет способствовать сохранению здоровья обучающихся. А работа образовательных учреждений в данном направлении станет более системной.

Не могут дети быть успешными, а следовательно, и школа — лучшей, если в ней не решается главная задача: сохранение здоровья. Следовательно, деятельность общеобразовательных учреждений по охране здоровья обучающихся, воспитанников должна стать одним из ведущих критериев эффективности деятельности школы.

Вопрос. Принимались ли подобные требования ранее, что меняется с принятием нового документа?

Ответ. Ранее подобных федеральных требований не было. Каждое образовательное учреждение в рамках данного направления действовало самостоятельно.

В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Это должно быть отражено в уставе образовательного учреждения. Причем ответственность за создание данных условий несет руководитель образовательного учреждения.

Более того, в настоящее время разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) и основного общего (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) образования, в соответствии с которыми основная образовательная программа школы должна включать «программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Одновременно федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к условиям реализации основной образовательной программы.

Данные требования должны подготовить образовательные учреждения к введению ФГОС, поскольку кроме СанПиН не было документа федерального уровня, в котором были бы конкретизированы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

По сути дела образовательные учреждения с утверждением данных федеральных требований получили готовую «программу деятельности» на ближайшую перспективу в данном направлении.

Вопрос. Кто будет контролировать, чтобы требования выполнялись образовательными учреждениями на практике?

Ответ. Контроль выполнения федеральных требований будет осуществляться в установленном порядке. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации [1] . Государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в школах субъекта Российской Федерации и принимают меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

[1] Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования».

www.ovd.com.ru

Еще по теме:

  • Приказ отделения хирургического профиля Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (не вступил в силу) В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 […]
  • Закон 102 фз об обеспечении единства измерений с изменениями Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября […]
  • Указ 38 вопросы следственного комитета Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Приказ 562 от 1205 Приказ ФСБ РФ от 8 ноября 2012 г. N 562 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через […]
  • Приказ 835н от 15122014 минздрава россии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N […]
  • Приказ 59 фз по обращениям граждан Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С […]