Приказ о сроках сдачи выручки в банк

Мы уже писали о том, что с 1 июля 2011 года произойдут значительные изменения, касающиеся соблюдения ИП кассовой дисциплины. В продолжение темы в этом номере мы расскажем о нюансах составления приказа по кассовой дисциплине, который с 1 июля должен быть у каждого ИП.

Теоретические основы…
Напомним, что с 1 июля 2011 года вступает в силу Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2011 № 107 (далее — Инструкция № 107).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции № 107 ИП, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в оформленном в письменном виде в своем решении (приказе). Данным приказом порядок и сроки сдачи выручки, а при необходимости — и размер потребности в разменных наличных деньгах для уполномоченных лиц доводятся каждому уполномоченному лицу.
При этом согласно пункту 14 Инструкции № 107 решением ИП устанавливаются:
— размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо. Данный размер определяется на конкретное время, установленное для подготовки выручки для ее сдачи в банк или для сдачи главному (старшему по должности) кассиру;
— время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);
— время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;
— время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Минсвязи и информатизации либо работникам службы инкассации (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).
Отметим, что размер потребности в разменных наличных деньгах определяется на конкретное время, установленное для подготовки выручки для ее сдачи в банк или для сдачи главному (старшему по должности) кассиру
Сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости обеспечения сохранности наличных денег, но не реже одного раза в 7 календарных дней.
Уполномоченные лица по решению ИП могут сдавать выручку в кассу юридического лица, обслуживающий банк, в его подразделение, иной банк либо организацию Министерства связи и информатизации.
По решению руководителя банка или лица, им уполномоченного ИП должны сообщать обслуживающему банку об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и обслуживающим банком.
Вот исходя из этих нововведений ИП должны составить свой приказ по кассовой дисциплине с учетом всех рекомендаций Инструкции № 107. Кстати, поскольку ИП имеет право не вести кассовую книгу, при принятии решения о ее ведении данное решение целесообразно также закрепить в приказе по кассовой дисциплине.

Полностью материал читайте в УСН № 12 и в ИП № 12

Leave a Comment

Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

predprinimatel.by

Составляем документы по новому кассовому порядку

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

С начала года все организации и индивидуальные предприниматели используют в своей работе Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации 1 . В общих чертах мы его уже рассматривали. Несмотря на то, что прошло почти девять месяцев со вступления документа в силу, вопросы по его применению продолжают поступать. Остановимся на наиболее сложных и спорных моментах, которые требуют пояснения.

Кассовый лимит

Лимит остатка наличных денег – это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличности на конец рабочего дня (абз. 1 п. 1.2 Положения).

Установление лимита кассы производится самостоятельно на основании соответствующего распорядительного документа (абз. 3 п. 1.2 Положения). Образец документа приведен в Примере 1 на стр. 46. Рассчитывают лимит остатка «налички» по следующей формуле (п. I Приложения к Положению):

Обратите внимание: под выручкой здесь понимается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (абз. 6 п. I Приложения к Положению). Так что при расчете лимита не следует использовать такие показатели, как авансы, возврат подотчетных сумм, займы и т.д.

В свою очередь при отсутствии наличной выручки следует исходить из объема выдачи наличных денег (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель – ожидаемый объем выдач «налички»), за исключением сумм, предназначенных для выплат работникам (п. II Приложения к Положению):

Обратите внимание: какой бы из формул для исчисления лимита вы ни воспользовались, следует знать, что расчетный период не может превышать 92 рабочих дней. Причем вы вправе взять абсолютно произвольный период времени (от 1 до 92 дней любого года), включая тот, когда прошли наибольшие обороты по «наличке» (абз. 7 п. I и абз. 7 п. II Приложения к Положению).

При этом используемый в расчете период времени между днями сдачи в банк выручки (получения в банке «налички») не должен быть больше семи рабочих дней. Если же вы находитесь в населенном пункте, в котором отсутствует банк, то максимум составляет 14 рабочих дней (абз. 8 п. I и абз. 8 п. II Приложения к Положению). При неравномерном интервале сдачи выручки в банк мы советуем исходить в расчете из максимального периода времени, дабы избежать в будущем превышения лимита.

Отметим, что как таковой бланк расчета лимита остатка кассы не утвержден, так что его форму вы должны придумать самостоятельно. Нигде не прописан и период времени, на который следует устанавливать лимит, поэтому в любой момент вы вправе его скорректировать. При этом специалисты Банка России в письме от 15.02.2012 № 36-3/25 указали, что при изменении объемов поступлений наличной выручки или объема выдачи «налички» вы не обязаны пересчитывать лимит.

Организации и индивидуальные предприниматели наличные деньги сверх установленного лимита обязаны хранить на банковских счетах (абз. 1 п. 1.4 Положения). Из данного правила есть и исключения. Накопление «налички» в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выдачи заработной платы и выплат социального характера, сюда входит и день получения денег на указанные выплаты с банковского счета (абз. 2 п. 1.4 Положения).

При этом продолжительность срока выдачи наличных денег по указанным выплатам не может превышать пяти рабочих дней, включая день получения «налички» в банке (абз. 1 п. 4.6 Положения). Правомерен также сверхлимит в выходные и нерабочие праздничные дни в случае ведения в это время кассовых операций (абз. 2 п. 1.4 Положения).

Подотчетные суммы

С этого года для получения наличных денег под отчет работник должен написать соответствующее письменное заявление. Оно составляется в произвольной форме и должно содержать собственноручную надпись руководителя о сумме «налички» и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя и дату (абз. 1 п. 4.4 Положения). Отметим, что под руководителем здесь понимается не только сам директор либо индивидуальный предприниматель, но и иное уполномоченное ими лицо (абз. 3 п. 1.2 Положения).

Чтобы уменьшить количество бумажной работы сотрудникам и лицам, уполномоченным визировать заявление, рекомендуем подготовить типовые бланки, например, по форме, представленной в Примере 2.

При наличии согласия руководителя на заявлении кассир выдает работнику наличные деньги по расходному кассовому ордеру (абз. 1 п. 4.4 Положения).

Далее работник в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы подотчетные деньги, либо со дня выхода на работу обязан предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю авансовый отчет с подтверждающими документами. При этом время, отведенное на утверждение авансового отчета и окончательный расчет, устанавливает руководитель (абз. 2 п. 4.4 Положения).

Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет «наличке» (абз. 3 п. 4.4 Положения). Отметим, что за нарушение указанной нормы отсутствуют штрафные санкции. Тем не менее инспекторов данный факт не останавливает и они зачастую все же привлекают организации к административной ответственности, установленной ст. 15.1 КоАП РФ. Речь здесь идет о следующих суммах штрафов: на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Выдача наличных денег под отчет производилась без соблюдения условия о необходимости полного отчета лица по ранее выданному ему авансу. Судьи отметили, что указанное действие предусматривает наступление административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2007, от 15.08.2007 № Ф03-А16/07-2/3312 и Северо-Кавказского округа от 28.10.2009 по делу № А53-17396/2009).

Между тем арбитры не раз напоминали, что говорить здесь можно только о нарушении порядка выдачи наличных денежных средств, за что административная ответственность не предусмотрена.

Судьи решили, что выдача «налички» под отчет сотруднику, который не представил отчет по ранее выданному ему авансу, нарушает порядок выдачи наличных денежных средств, а не порядок ведения кассовых операций. При этом за нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет административная ответственность не предусмотрена (постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.07.2010 № Ф03-4472/2010 и Северо-Западного округа от 25.11.2008 по делу № А56-5137/2008).

В некоторых случаях налоговики говорят, что выдача под отчет «налички» сотруднику, не отчитавшемуся по ранее взятым суммам, является накоплением в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов. В этой ситуации инспекторы к реальному остатку кассы прибавляют денежные средства, по которым не отчитался работник. Сразу скажем, что данная позиция не нашла одобрения у арбитров.

Суд установил, что общество выдало наличные денежные средства из кассы под отчет сотруднику предприятия, не отчитавшемуся по ранее взятым суммам. Указанные выплаты были включены налоговым органом в остаток кассы предприятия, который превысил установленный лимит. Тем не менее арбитры решили, что после выдачи денежных средств под отчет эти суммы теряют статус «свободных денежных средств». Поэтому здесь отсутствует состав административного правонарушения по накоплению денежных средств сверх установленного лимита (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2007 № Ф04-2665/2007(33893-А27-23) и Северо-Западного округа от 09.02.2005 № А21-8287/04-С1).

Нецелевые траты

В настоящее время согласования с банком разрешения на расходование наличной выручки не требуется. Как и ранее, действует перечень, изложенный в п. 2 указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У. Итак, вы вправе расходовать поступившую в кассу выручку на следующие выплаты:

  • работникам;
  • стипендии;
  • командировочные расходы;
  • оплату товаров, работ, услуг;
  • возврат ранее полученной денежной наличности за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги 2 .

В связи с этим хотелось бы напомнить, что в законодательстве отсутствуют штрафы за нецелевое расходование денежных средств. Правда, данный факт совершенно не смущает налоговиков и они все равно пытаются подвести данное действо под статью 15.1 КоАП РФ о несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.

Общество не имело права расходовать выручку на возврат заемных средств. Поэтому арбитры согласились с инспекторами о назначении организации штрафа по ст. 15.1 КоАП РФ (постановление ФАС Центрального округа от 29.08.2008 по делу № А09-1519/08-20).

Довод чиновников прост: правила обращения наличных денежных средств предусматривают обязанность хранить свободные денежные средства в банковских организациях.

Арбитражным судом установлено, что работнику из денежной выручки предприятия был выдан заем. Суд решил, что речь здесь идет о нецелевом расходовании «налички». Наличные денежные средства, поступившие в кассу, подлежали сдаче в банк. Так что указанное действие общества свидетельствует о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2010 по делу № А03-14966/2009).

Иногда инспекторы заходят еще дальше, отмечая, что при нецелевом расходовании средств можно говорить о превышении лимита остатка кассы (налоговики добавляют выданную нецелевую «наличку» к остатку кассы).

В данном случае судьи подтвердили решение налоговиков о том, что не сданная предприятием в банк и потраченная на возврат займа денежная наличность являлась сверхлимитной (постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2009 по делу № А57-23412/2008).

Тем не менее не все так плохо: те же судьи Северо-Западного округа не раз подтверждали, что ответственность за нарушение порядка выдачи денежных средств ст. 15.1 КоАП РФ не установлена.

Поскольку административная ответственность за нарушение порядка выдачи денежных средств диспозицией ст. 15.1 КоАП РФ не установлена, следует признать, что в действиях Общества отсутствовал состав правонарушения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2007 по делу № А56-4636/2007 и от 12.04.2007 по делу № А56-25450/2006).

В постановлении ФАС Центрального округа от 03.10.2008 по делу № А64-1887/08-24 также прозвучало, что нецелевое расходование наличных денежных средств не является хранением, а следовательно, не попадает под действие ст. 15.1 КоАП РФ.

Депонируем зарплату

Как мы уже говорили, в дни выдачи заработной платы допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита (абз. 2 п. 1.4 Положения). При этом продолжительность срока выдачи наличных денег по данным выплатам не может превышать 5 рабочих дней, включая день получения «налички» в банке (абз. 1 п. 4.6 Положения). Если же сотрудник так и не пришел за своей заработной платой, то ее следует депонировать и сдать в банк.

Итак, в последний день выдачи заработной платы кассир в расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49) или платежной ведомости (форма № Т-53 3 ) проставляет штамп либо делает надпись «депонировано» напротив фамилий работников, которые не получили зарплату. В итоговой строке ведомости отражают суммы фактически выданных и подлежащих депонированию наличных денег (абз. 5 п. 4.6 Положения).

Далее оформляют реестр депонированных сумм, обязательные реквизиты которого прописаны в абз. 6 п. 4.6 Положения (Пример 3). При этом нумерация реестров депонированных сумм осуществляется в хронологической последовательности с начала календарного года (абз. 7 п. 4.6 Положения).

В свою очередь на фактически выданные суммы наличных денег на зарплату кассир оформляет расходный кассовый ордер (абз. 9 п. 4.6 Положения).

Обычно все депонированные суммы и выплаты по ним отражают в специальной книге депонента по заработной плате, открываемой на один год. Форму такой книги разрабатывают самостоятельно либо берут за образец бланк, утвержденный для бюджета приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Право работника на получение заработной платы будет нарушено, если, обратившись к работодателю с требованием о выплате депонированной зарплаты, работник получит отказ. Именно с этого дня (а не со дня возникновения у работодателя кредиторской задолженности по депонированной заработной плате) начнется течение предусмотренного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд. Данный вывод содержится в письмах ФНС РФ от 20.01.2010 № МН-17-3/[email protected], Минфина РФ от 22.12.2009 № 03-03-05/244 и Роструда от 09.12.2009 № 6646-Т3.

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам» (Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Затем депонированную зарплату выдают по расходным кассовым ордерам (абз. 2 п. 4.1 Положения). В бухгалтерском учете возврат депонированных сумм отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам» и кредиту счета 50 «Касса».

Если заработная плата так и не была востребована работником в течение трех лет (срок исковой давности), то сумму кредиторской задолженности по депоненту для целей налогообложения прибыли включают в состав внереализационных доходов. На это было указано в письмах Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/1/161 и от 23.12.2009 № 03-03-06/1/823. Списанные депонированные суммы показывают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Обособленным подразделениям

Остановимся также на некоторых особенностях кассовой дисциплины предприятий, имеющих обособленные подразделения.

С этого года требование Положения о ведении кассовой книги, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением, ведущим кассовые операции, вне зависимости от наличия собственного банковского счета. На это указали специалисты Банка России в письме от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255. Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает этот лист не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу. Указанная передача может осуществляться и в электронном виде (абз. 1 и 3 п. 5.6 Положения). При этом листы кассовой книги подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению (абз. 9 п. 2.5 Положения).

Также следует знать, что при наличии подразделений, не имеющих своего расчетного счета, юридическое лицо определяет лимит остатка кассы с учетом «налички», хранящейся в этих подразделениях (абз. 2 п. 1.3 Положения). В свою очередь обособленные подразделения, у которых открыт банковский счет, устанавливают собственный лимит наличных денег (абз. 2 п. 1.2 Положения).

Утверждено Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение). Вернуться назад

Вы не вправе расходовать поступившие в кассу наличные деньги на выплату покупателю за возвращенный товар, приобретенный ранее в безналичном порядке (абз. 2 п. 3 официального разъяснения Банка России от 28.09.2009 № 34-ОР). Вернуться назад

Обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Вернуться назад

www.delo-press.ru

Глава 2. Организация обращения наличных денег

Глава 2. Организация обращения наличных денег

2.1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

См. Типовой договор на перевозку ценностей подразделением инкассации, утвержденный Инструкцией Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31

2.3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. N 56.

О порядке приема наличных денег от клиентов см. Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. N 318-П

2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

— для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

2.5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (приложение 1).

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

— для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

2.7. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1842-У допускается расходование некредитной коммерческой организацией поступающих в кассу наличных денежных средств, полученных в виде комиссионного вознаграждения за осуществление банковских операций по приему от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Решением Верховного Суда РФ от 29 июля 1999 г. N ГКПИ99-552, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 1999 г. N КАС99-224, абзац третий пункта 2.7 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.

2.8. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.

2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, — накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.

2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

В письме Банка России от 28 мая 1999 г. N 166-Т учреждениям Банка России и кредитным организациям разрешено составлять календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по усмотрению руководителя банка

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (приложение 3) и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий — клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31-е число прибавляется к размеру выдач 30-го числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 «Выдачи на заработную плату в текущем месяце по срокам, приходящимся на следующий месяц») и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России (форма N 201).

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 31 октября 2002 г. N 1201-У в пункт 2.11 настоящего Положения внесены изменения

2.11. Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут «Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии» по форме 0408024 (приложение 5). Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.

2.12. Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

2.13. Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.

2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 7.

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (приложение 8). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

О необходимости снятия с кредитных организаций функции контроля за соблюдением предприятиями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью см. письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России от 23 января 2003 г. N 29-1-1-11/234, письма Банка России от 15 сентября 2004 г. N 04-15-5/3571 и от 23 ноября 2010 г. N 02-29-1/5422

2.15. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

2.16. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.

В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях применительно к рекомендациям, изложенным в приложении 9.

2.17. В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

См. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

base.garant.ru

Еще по теме:

  • Приказ об условии оплаты труда Приказ МЧС РФ от 14 марта 2005 г. N 140 "Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 14 марта 2005 г. N 140"Об условиях оплаты труда работников […]
  • Приложение 1 2 к приказу 302н Профосмотр Медосмотр (профосмотр) по Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н Общие сведения С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от […]
  • Подача заявления в московский городской суд Контакты и часы приёма Адрес: 107996, г. Москва, Богородский вал, д.8. Телефон: +7 (495) 963-55-52 Часы работы суда:Понедельник – четверг с 9:00 до 18:00Пятница с 9:00 до 16:45 Суббота, воскресенье – выходной Адрес электронной почты: […]
  • Сколько в россии нотариусов Мониторинг деятельности Минюста России и его территориальных органов в сфере нотариата за 2015 год Общая характеристика нотариата в Российской Федерации В Российской Федерации утверждено 8030 должностей нотариусов, из них должностей […]
  • Снижение растаможки MrOww › Блог › Снижение стоимости растаможки авто в Украине. Ну что, возможно скоро можно будет поздравить братьев — украинцев, с хорошими новостями для автолюбителей. 😉 В революционном по своей сути законопроекте предполагается временно, с 1 […]
  • Образцы платежек по налогам 2014 Платежное поручение 2018, новые правила заполнения В 2017 года снова введены изменения в оформление и подготовку платежных документов для перечисления налогов и страховых взносов. Ниже приведены правила заполнения полей нового платежного поручения […]