Оглавление:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н
«Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 6, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333), приказываю:

1. Утвердить Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н «О внесении изменений в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития 7 июля 2009 г. N 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2015 г.

Регистрационный N 39438

Обновлены квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Они дифференцированы по специальностям. Указано, каким уровнем профобразования необходимо обладать для занятия соответствующих должностей.

Также установлены требования к дополнительному профобразованию. В их числе — повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2015 г.

Регистрационный N 39438

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 октября 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

base.garant.ru

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2005 г. N 84 г. Москва О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2005 г.
Регистрационный N 6346

В соответствии с подпунктами 5.2.11. и 5.2.23. пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898) и в целях дальнейшего совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению приказываю:

1.1. Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача) (приложение 1).

1.3. Учетную форму N 030/у ВОП «Паспорт врачебного участка общей (семейной) врачебной практики» (приложение 2).

1.4. Инструкцию по заполнению учетной формы N 039/у-ВОП «Дневник работы врача общей практики (семейного врача) (приложение 3).

1.5. Инструкцию по заполнению учетной формы N 039-1/у-ВОП «Карта учета работы медицинской сестры врача общей практики (семейной сестры) (приложение 4).

1.6. Отчетную форму N1-ВОП «Сведения о деятельности врача (отделения, центра) общей (семейной) практики» (приложение 5).

2. Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин):

2.1. Разработать квалификационные требования медицинского персонала общей врачебной (семейной) практики в срок до 1 декабря 2005 года.

2.2. Пересмотреть программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины) в срок до 1 октября 2005 года.

3. Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфин):

3.1. Разработать инструкцию по заполнению отчетной формы N1-ВОП «Сведения о деятельности врача (отделения, центра) общей (семейной) практики (семейного врача)» в срок до 1 апреля 2005 года.

3.2. Инструкцию по заполнению учетной формы N 030/у ВОП «Паспорт врачебного участка общей (семейной) врачебной практики» в срок до 1 апреля 2005 года.

4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предусмотреть стимулирующие выплаты при формировании фонда оплаты труда медицинских работников, работающих в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины).

5. Признать утратившим силу приложение N 1 к приказу Минздрава России от 20.11.2002 N 350 «О совершенствовании амбулаторнополиклинической помощи населению Российской Федерации» (в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 02.12.2002 N 07/11269-ЮД).

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.

Министр М. Зурабов

Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)

1. Настоящий Порядок регулирует деятельность врача общей практики (семейного врача).

2. Врач общей практики или семейный врач — врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста.

3. На должность врача общей практики (семейного врача) назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование, по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», окончившие клиническую ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», или врачи — терапевты участковые и врачи — педиатры участковые, прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и получившие сертификат специалиста по этой специальности.

4. Врач общей практики (семейный врач) в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также настоящим Порядком.

5. Врач общей практики (семейный врач) осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению:

— центрах общей врачебной (семейной) практики;

— амбулаториях и участковых больницах муниципальной системы здравоохранения;

— отделениях общей врачебной (семейной) практики амбулаторно-поликлинических учреждений;

— и других медицинских организациях.

6. Врач общей практики (семейный врач) может самостоятельно осуществлять свою деятельность в установленном порядке.

7. Оплата труда (финансирование деятельности) врача общей практики (семейного врача) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Врач общей практики (семейный врач) оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному на основе свободного выбора врача пациентами.

9. Врач общей практики (семейный врач):

— формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;

— осуществляет санитарно-гигиеническое образование; консультирует членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

— осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп;

— направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

— организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

— осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных в установленном порядке;

— организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;

— выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

— взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;

— имеет право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи;

— организует совместно с органами социальной защиты медико-социальную помощь семье для социально незащищенных групп населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

— руководит деятельностью медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);

— ведет учет и представляет отчетность в установленном порядке.

Смотрите в прикрепленных файлах

Инструкция по заполнению учетной формы N 039/у-ВОП «Дневник работы врача общей практики (семейного врача)», утвержденной приказом Минздрава России от 12.08.2003 N 402

«Дневник работы врача общей практики (семейного врача)» (далее — Дневник) заполняется ежедневно в конце рабочего дня врачом общей практики, работающим как самостоятельно, так и в составе амбулаторно-поликлинического учреждения.

Дневник предназначен для учета деятельности врача общей практики (семейного врача) во время амбулаторного приема, помощи на дому.

В графе 1 «Числа месяца» перечислены числа отчетного месяца по порядку.

В графе 2 «Проработано часов на амбулаторном приеме» проставляются суммарно проработанное в поликлинике время в часах в соответствии с установленным графиком работы. В эту же графу включаются часы, проработанные в дневном стационаре (при организации при кабинете ВОП дневного стационара).

В графе 3 отмечается число посещений на амбулаторном приеме.

В графы 4 и 5 выделяются посещения по поводу заболеваний, в графу 4 — посещения взрослых (18 лет и старше), в графу 5 — посещения детей в возрасте 0-17 лет (включительно).

К посещениям по поводу заболеваний относятся:

— посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;

— посещения для лечения;

— посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;

— посещения больными в связи с оформлением на МСЭК, санаторно-курортной карты, открытие и закрытие листка нетрудоспособности, получения справки о болезни ребенка, по поводу патологии беременности, после абортов по медицинским показаниям, по поводу направлений на консультацию к специалистам.

В графе 6 проставляется суммарное время, проработанное на дому в часах.

В графе 7 показывается число посещений за день, сделанных на дому. Причем если помощь была оказана нескольким членам семьи, то указываются все посещения с соответствующей записью в учетных документах («Медицинской карте амбулаторного больного» — учетная форма N 025/у-04, «Талоне амбулаторного пациента» — учетная форма N 025-12/у, «Истории развития ребенка» — учетная форма N 112/у).

Из числа посещений на дому выделяются посещения к детям в возрасте 0-17 лет, в том числе в графе 8 отмечается число посещений к детям по поводу заболеваний, в графе 9 — профилактических и патронажных.

В графе 10 указывается количество проработанных часов по индивидуальному и групповому консультированию по здоровому образу жизни, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретными заболеваниями, уходу за детьми и инвалидами.

В графах 11,12 и 13 показывается число посещений, сделанных по поводу заболеваний и профилактических суммарно взрослых и детских (на амбулаторном приеме — из графы 3, из числа посещений на дому — графа 7). При этом в графе 11 указывается число посещений по поводу острых заболеваний, в графе 12 — при обострении хронических заболеваний, в графе 13 указывается число посещений с профилактической целью (включая патронаж).

К посещениям с профилактической целью следует относить:

— посещения по поводу осмотров при поступлении на работу, учебу, в дошкольное учреждение, при направлении в учреждения отдыха; осмотров контингентов, подлежащих периодическим осмотрам; осмотров населения при проведении ежегодной диспансеризации; осмотров при решении вопроса о проведении профилактических прививок (при условии, что во время осмотра у пациента не будет выявлено заболеваний);

— посещения беременных при нормальной беременности; посещения женщин, обратившихся за направлением на медицинский аборт; по поводу медицинских абортов, проводимых в амбулаторных условиях, применения противозачаточных средств; после медицинских абортов, проведенных в стационаре и т.д.;

— патронажное посещение здоровых детей первого года жизни, работа врачей призывных комиссий, повторные обходы врачей-инфекционистов во время вспышки инфекционных заболеваний.

Если врач при проведении профилактического осмотра только заподозрил заболевание, но диагноза не поставил и направил пациента к соответствующему специалисту для установки диагноза, посещение у врача, проводившего осмотр, должно быть учтено как посещение с профилактической целью. Посещение же у консультирующего специалиста в случае установления диагноза должно быть учтено как посещение по поводу заболевания.

В графах 15 — 23 показываются сведения об отдельных видах деятельности ВОП на амбулаторном приеме и на дому.

В графах 15, 16, 17 показывается число операций, манипуляций (в соответствии с лицензией на данный вид деятельности), проведенных на амбулаторном приеме, в дневном стационаре и на дому. В графе 17 показывается число наблюдений, проведенных за больными после операций, манипуляций.

В графах 18 — 21 показываются сведения об оказании скорой и неотложной медицинской помощи на амбулаторном приеме и на дому:

— в графе 18 — по поводу несчастных случаев, травм и отравлений;

— в графе 19 — внезапных заболеваний и состояний (аллергические реакции, гипертонический криз, аритмия, острая сердечная недостаточность и т.д.);

— в графе 20 — по поводу родовспоможения и патологии беременности;

— в графе 21 показываются прочие случаи оказания неотложной помощи.

В графах 22 — 23 показывается число проведенных мероприятий:

— в графе 22 учитываются индивидуальные и групповые консультации, занятия в школах здоровья с указанием названия школы и темы занятия, массовые пропагандистские мероприятия к Всемирным тематическим дням ВОЗ (лекции, кино- и видеодемонстрации, выставки и т.п.), выступления по каналам массовой информации, участие в лекциях, семинарах, конференциях для педагогов, работников культуры, родителей, молодежи по вопросам пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

— в графе 23 — реабилитационные мероприятия (физио-, ЛФК, массаж и т.д.).

В графе 24 показываются часы, проведенные на прочих работах (санпросвет, лекции, документооборот).

В графе 25 показывается число часов всего рабочего дня — сумма граф 2, 6, 24 (на амбулаторном приеме, по помощи на дому и прочих работах соответственно).

После заполнения формы (по истечении месяца) под последней строкой в дополнительных строках указать:

— в строке 100 — число больных, пролеченных в дневных стационарах;

— в строке 101 — число больных, направленных на консультацию к специалистам.

После последней строки (последний рабочий день месяца) заполняется строка «Итого за месяц».

Инструкция по заполнению учетной формы N 039-1/у-ВОП «Карта учета работы медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)» (утверждена приказом Минздрава России от 12.08.2003 N 402)

«Карта учета работы медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)» (далее — Карта) заполняется ежедневно медицинской сестрой врача общей практики (семейного врача) (далее — ВОП) в конце рабочего дня. В Карте показываются сведения о проделанной работе за каждый день текущего месяца во время амбулаторного приема, помощи на дому, профилактической работе.

В графе 1 — «Числа месяца» перечислены числа отчетного месяца по порядку.

В графе 2 — «Проработано часов» проставляются часы работы суммарно, включая проработанное время на амбулаторном приеме, на дому, по поводу заболеваний и профилактических мероприятий (в соответствии с установленным графиком работы). В эту же графу включаются часы, проработанные в дневном стационаре (при организации дневного стационара при кабинете ВОП).

В графе 3 отмечается число посещений на самостоятельном амбулаторном приеме.

В графы 4 и 5 выделяются посещения на дому с целью оказания медицинской помощи по назначению врача и с профилактической целью: в графу 4 — посещения взрослых (18 лет и старше), в графу 5 — посещения детей в возрасте 0-17 лет (включительно), причем если при посещении семьи помощь была оказана нескольким членам семьи, то указываются все посещения с соответствующей записью в учетных документах («Медицинской карте амбулаторного больного» — учетная форма N 025/у-04, «Талоне амбулаторного пациента» — учетная форма N 025-12/у, «Истории развития ребенка» — учетная форма N 112/у).

К посещениям по поводу заболеваний относятся:

— посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;

— посещения для лечения, процедур, манипуляций по назначению врача;

— посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;

— посещения больными в связи с открытием листка нетрудоспособности;

— получения справки о болезни ребенка.

В 6-й и 7-й графах из общего числа посещений (из 3-й и 4-й граф) х показываются посещения, сделанные по поводу заболеваний: взрослыми (18 лет и старше) и детьми 0-17 лет соответственно.

В графах с 8-й по 24-ю показываются виды деятельности медицинской сестры в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями.

В графах 8, 9, 10 — показывается число проведенных процедур и манипуляций, при этом:

— в графе 8 — проведенных процедур и манипуляций «всего»;

— в графу 9 — выделяются процедуры и манипуляции, проведенные в том числе детям;

— в графе 10 показываются процедуры и манипуляции, проведенные детям на дому по поводу заболеваний (из графы 7 — числа посещений детей по поводу заболеваний), т.е. сколько процедур, манипуляций сделано детям на дому по поводу заболеваний.

В графах 11 — 13 показывается число проведенных профилактических мероприятий и патронаж к детям до 1 года из числа всех посещений за день:

— в графе 11 — проведенных мероприятий «всего»;

— в графу 12 — выделяются проведенные профилактические мероприятия детям, «всего» — на амбулаторном приеме и на дому;

— в графе 13 показываются проведенные профилактические мероприятия, патронаж детям на дому.

Примечание: в названии графы 13 ссылка «из 10-й графы» — занесена ошибочно.

В графах 14-16 указывается число проведенных реабилитационных мероприятий — массаж, ЛФК, физиотерапия и пр., в том числе инвалидам и ветеранам войн (графа 15), из них выделяются реабилитационные мероприятия, проведенные на дому (графа 16).

В графах 17-24 показываются мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения: обучение уходу за больными (графа 18), обучение беременных и их семей (графа 19), обучение населения здоровому образу жизни, знаниям и навыкам, связанным с конкретными заболеваниями, уходу за детьми и инвалидами.

Все не перечисленные мероприятия отмечаются как «прочие» в графе 24.

Примечание: во время групповых занятий по здоровому образу жизни число посещений показывается суммарно по числу присутствующих, отдельно по взрослым и по детям.

По истечении месяца Карта подписывается медицинской сестрой врача общей практики (семейного врача).

rg.ru

Повышение квалификации врачей: от порядка и программ до специализированных курсов

Медицинские реформы коснулись не только повседневной работы, но и программ повышения квалификации врачей. Почему сертификаты скоро станут не нужны и что их заменит? Для чего нужно будет постоянно учиться и как будет контролироваться этот процесс? Откуда брать баллы, необходимые для допуска к аттестации? Как будут проходить аттестационные экзамены? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Зачем нужно повышать квалификацию

Работа медработника влияет не только на здоровье каждого отдельного человека, но и на общество в целом — это поняли еще древние правители. И, поняв, тут же попытались нормировать работу врача законодательно: первые законы такого рода были созданы еще в древнем Вавилоне и датируются 17 веком до нашей эры. В современной России медицинскую деятельность регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] .

В частности, в законе говорится, что оказывать медицинскую помощь могут только лица, имеющие среднее или высшее медицинское образование. Кроме того, медицинские работники обязаны совершенствовать свои знания и профессиональные навыки не реже, чем раз в 5 лет, обучаясь по дополнительным профессиональным программам. По крайней мере, этого требует приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 № 66н [2] . Точнее — требовал. С 2017 года в систему дополнительного образования медицинских работников вводятся изменения.

Студентов — будущих молодых врачей — уже коснулась отмена интернатуры. Считается, что выпускники, отучившиеся по новым государственным стандартам медицинского образования, должны быть готовы работать врачом первичного звена. И лишь после трех лет на посту терапевта или педиатра поликлиники молодые доктора смогут поступить в ординатуру для получения узкой специализации.

Вторая масштабная перемена затронет уже работающих врачей. На смену сертификату специалиста, который получали после курсов повышения квалификации, приходит аккредитация. Сертификаты, полученные до 2016 года включительно, остаются действительными в течение 5 лет, на которые они были выданы. Их владельцы сразу по истечению срока их действия приступают к НМО. Те же, кто получит сертификаты с 2017 по 2025 год, вступают также в систему непрерывного медицинского образования.

В этой системе на смену сертификации придет аккредитация, во время которой медицинский специалист должен показать, что он не только овладел знаниями и навыками, необходимыми профессионалу в сфере здравоохранения, но и знаком со стандартами медицинской помощи и установленным порядком ее оказания. По крайней мере, так утверждает часть 3 статьи 69 Закона № 323-ФЗ. Порядок и процедуры аккредитации описывают:

  • Приказ Минздрава РФ от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (далее — Приказ № 127н);
  • Приказ Минздрава РФ от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалиста» (далее — Приказ № 334н);
  • Приказ Минздрава РФ от 6 июня 2016 года № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

Итак, согласно закону всего предусматривается 3 вида аккредитации:

  • первичная — ее проходит молодой специалист, только что окончивший медицинское учебное заведение, и только после этого его можно допустить к работе;
  • первичная специализированная — проходится после обучения новому виду медицинской деятельности (получения узкой специализации), представляет собой ординатуру и курсы профессиональной переподготовки;
  • периодическая — повторяется раз в 5 лет на протяжении всей профессиональной деятельности медика.

Аккредитация проходит под видео-и аудиоконтролем и состоит из 3 этапов:

  1. Тестирование. Создается индивидуальный набор из 60 тестовых заданий, в каждом из которых 4 варианта ответа, правильный лишь 1. На прохождение теста дается 90 минут. На сегодня на сайте методического центра аккредитации [3] доступно 3500 тестов по специальности «стоматология» и 3200 вариантов по специальности «фармация».
  2. Оценка практических навыков в симуляционных условиях. Для прохождения экзамена используются фантомы, манекены и другие симуляторы. В 2016 году при аккредитации стоматологов на демонстрацию навыка отводилось 10 минут.
  3. Решение клинических задач. По сути, это собеседование, во время которого специалист проводит разбор трех ситуационных задач (кейсов) на клиническое мышление. На подготовку к ответу отводится 60 минут, на сам ответ — 10 минут.

Для того чтобы быть допущенным к периодической аккредитации, специалист должен предоставить портфолио — отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности. То есть на смену курсам повышения квалификации, которые проходили раз в 5 лет, приходит непрерывное профессиональное образование врача. Каждый год специалист должен посвятить повышению своей квалификации не менее 50 часов. Организаторы здравоохранения считают, что такая система позволит специалистам непрерывно обновлять знания. Действительно, медицина — наука, в которой информация обновляется очень быстро: появляются новые методы диагностики, лечения, меняется информация об эффективности тех или иных лекарственных средств и держать руку на пульсе приходится постоянно.

Порядок и программы повышения квалификации врачей

Таким образом, за пять лет к моменту прохождения аккредитации специалист должен накопить 250 баллов, где 1 балл равен 1 часу дополнительного профессионального образования. Набирать баллы можно не одномоментно, а постепенно:

  • участвуя в конференциях, семинарах, в том числе дистанционных;
  • участвуя в симуляционных тренингах, мастер-классах;
  • проходя циклы повышения квалификации, как очные с применением дистанционных технологий и без, так и заочные.

Каждый специалист должен зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского образования [4] , где создается личный кабинет, в котором каждый самостоятельно формирует индивидуальный план обучения. Обучающие мероприятия можно выбирать из активностей, информация о которых размещена на порталах. Набранные к аккредитации баллы будут подтверждаться отчетом, сформированном в личном кабинете на том же портале.

Конференции, семинары, мастер-классы могут быть как очными, так и заочными (вебинары). Последние подойдут тем, кто не имеет возможности посещать конференции очно, особенно специалистам, практикующим в отдаленных районах нашей страны.

Но самый удобный способ получения баллов в системе непрерывного медицинского образования — это циклы повышения квалификации. Во-первых, они рассчитаны на 18 или 36 часов, а это 18 или 36 баллов. Во-вторых, они не обязательно должны быть очными. Позволяется и прохождение дистанционного обучения (оно может быть как очным, так и заочным), главное, чтобы организация, осуществляющая образовательную деятельность, была допущена Координационным советом по непрерывному образованию к участию в программе непрерывного медицинского образования, а программа обучения была внесена в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенных на Портале непрерывного медицинского образования.

Курсы повышения квалификации: топ-9 наиболее востребованных специальностей

Вот какие специальности наиболее востребованы на сегодня по данным поисковых систем и какие квалификационные требования предъявляются к врачам этих специальностей:

  1. Косметолог. Квалификационные требования — высшее образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Дерматовенерология». Переподготовка по специальности «Косметология».
  1. Физиотерапевт. Высшее образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело». Подготовка в ординатуре по специальности «Физиотерапия» — первичная, либо переподготовка — при уже имеющейся другой врачебной специализации.
  2. Стоматолог. Специалитет — высшее образование по специальности «Стоматология». Интернатура или ординатура по специальности «Стоматология общей практики».
  3. Терапевт. Специалитет по этой профессии называется «Лечебное дело», дополнительная подготовка не требуется, за исключением обязательного для всех врачей непрерывного медицинского образования в течение всей профессиональной деятельности.
  4. Рентгенолог. Требуется высшее образование (специалитет) по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», также возможны «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Первичная специальная подготовка по специальности «Рентгенология» в интернатуре или ординатуре, также возможна переподготовка с других врачебных специальностей.
  5. Педиатр. В отличие от терапевта, которым может стать только «взрослый» специалист — то есть окончивший ВУЗ по специальности «Лечебное дело», стать педиатром может как человек, изначально выбравший профессию детского врача — специалитет «Педиатрия», так и выпускник лечебного факультета, который готовит будущих терапевтов. В любом случае потребуется профессиональная подготовка в интернатуре или ординатуре по специальности «Педиатрия». А вот переподготовку по этой специальности могут пройти только семейные врачи, то есть прошедшие ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина)». Врачу узкого профиля переучиться на педиатра, минуя этот этап, нельзя.
  6. УЗИ-специалист (специальность «Ультразвуковая диагностика»). Такому специалисту, как и рентгенологу, можно иметь высшее образование не только по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», но и «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика». Далее потребуется ординатура по специальности «Ультразвуковая диагностика». Переучиться на эту специальность может любой врач, имеющий узкую специализацию.
  7. Реаниматолог. Точнее, анестезиолог-реаниматолог. Специалитет «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Анестезиология и реаниматология». А вот переучиться на эту специальность может только врач-нефролог или неонатолог.
  8. Врач ЛФК (специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»). Ординатура по специальности доступна после получения специалитета «Лечебное дело» или «Педиатрия». Переучиться может любой врач узкой специальности.

Что касается повышения квалификации по данным специальностям на очных курсах, то, как правило, далеко ходить не надо — кафедры постдипломного образования есть практически во всех российских медицинских образовательных учреждениях. Именно на их базе до сих пор проводились курсы повышения квалификации, которые врачи посещали раз в 5 лет перед продлением сертификата.

С заочным обучением ситуация не так однозначна. С одной стороны — часть вебинаров уже есть на Портале непрерывного медицинского образования. Но многие врачи говорят о том, что информации на портале недостаточно для набора нужного количества баллов, поэтому приходится искать другие организации, которые аккредитованы в системе НМО, как, например, курсы АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия».

Итак, как и любые другие профессионалы в области медицины, врачи рассмотренных специальностей должны непрерывно повышать свою квалификацию, раз в 5 лет проходя аттестацию специалиста. Ежегодно необходимо «получать» не менее 50 часов обучения, что приравнивается к 50 баллам. Не менее 70% часов (баллов) должны приходиться на обучение по основной специальности. 30% баллов можно набрать, обучаясь смежным областям.

Где можно повысить квалификацию? Мнение эксперта

Мы попросили ректора научно-технологической академии АНО ДПО СНТА Клишина Антона Алексеевича рассказать, каким условиям должны удовлетворять курсы повышения квалификации:

«В первую очередь, выбирая образовательную организацию, изучите учебные планы и внимательно прочтите договор. Может оказаться, что изначально объявленная сумма взимается, например, за «доступ к порталу». А за каждую лекцию, тест или документ придется платить дополнительно, в результате чего итоговая стоимость возрастет на порядок. Что касается политики нашей академии, то мы предлагаем более 700 образовательных программ за разумную цену, — у нас найдется программа даже для самых узконаправленных тем, а время и интенсивность обучения вы определяете самостоятельно. При этом ценообразование в нашей академии прозрачно, документы успешно принимаются всеми надзорными органами.

Прежде чем переводить деньги на непонятные счета и тем более — различные веб-кошельки, подробно изучите информацию об организации: полное наименование, контактные данные, юридические и банковские реквизиты, обязательно должен быть указан номер образовательной лицензии, проверить подлинность которого можно на сайте Рособрнадзора [5] .

Несложно проверить и сайт организации — для этого существует сервис Whois [6] . Введя в поисковую строку адрес сайта, можно узнать, как давно зарегистрирован домен и кто его владелец. И если сайт принадлежит неизвестному вам лицу — есть повод насторожиться.

Наша организация работает на образовательном рынке более 5 лет и имеет расширенную лицензию № 034268 от Департамента образования города Москвы, выданную 23 октября 2013 года. Каждому слушателю на всем процессе обучения помогает личный куратор. Документы об образовании в течение 3 суток передает курьер лично в руки — в любую точку России, так что можно не опасаться, что почта их потеряет или задержит. Как приятное дополнение, мы высылаем презентабельные деревянные таблички с гравировкой сертификата, которые можно повесить на стену кабинета.

В АНО ДПО СНТА вы можете рассчитывать на круглосуточную техническую и консультационную поддержку — даже из самых дальних от Москвы регионов всегда можно дозвониться и оперативно получить консультацию по любому вопросу».

P.S. С лицензией на осуществление образовательной деятельности АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия», а также с сертификатом на соответствие образовательных услуг системе менеджмента качества ISO 9001, с аккредитацией на право обучения работодателей и работников вопросам охраны труда вы можете ознакомиться на сайте академии.

Лицензия № 034268 от 23 октября 2013 года на осуществление образовательной деятельности выдана Департамента образования города Москвы.

Курсы повышения квалификации — это выгодные инвестиции в свою карьеру и в потенциал компании.

Поскольку курсы повышения квалификации врачей рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы — дистанционно.

Переподготовка работников здравоохранения расширяет профессиональные и карьерные возможности для врачей практически любого профиля.

Профессиональная переподготовка врачей — это повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Самые востребованные учебные направления в области медицины выглядят следующим образом:

  • лабораторная и клиническая деятельность;
  • косметология;
  • диетология;
  • дерматологическая деятельность;
  • кардиология;
  • менеджмент в сфере здравоохранения.

Узнать больше.

Получить дополнительную специальность или повысить профессиональную квалификацию можно дистанционно.

Специалисты со средним профессиональным и высшим образованием из разных регионов России могут повысить квалификацию и пройти профессиональную переподготовку в рамках курсов, зарегистрированных в НМО.

  • 1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  • 2 http://www.orgma.ru/files/VRACHU/normativn_docs/prikaz3082012.pdf
  • 3 www.ffos.ru
  • 4 http://edu.rosminzdrav.ru
  • 5 http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/licensing/search_lic/
  • 6 https://www.nic.ru/whois/

Дейст­ви­тель­ность ли­цен­зии у об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции сле­ду­ет про­ве­рять не толь­ко для то­го, что­бы удос­то­ве­рить­ся в ле­ги­тим­нос­ти дип­ло­мов и удос­то­ве­ре­ний, ею вы­да­ва­е­мых. Как сле­ду­ет из со­от­вет­ст­ву­ю­щих пунк­тов статьи 219 НК РФ, для по­лу­че­ния со­ци­аль­но­го на­ло­го­во­го вы­че­та по рас­хо­дам на собст­вен­ное обу­че­ние фор­ма обу­че­ния мо­жет быть лю­бой — оч­ной, оч­но-за­оч­ной, за­оч­ной или да­же дис­тан­ци­он­ной. Глав­ное, что долж­но быть в на­ли­чии, — это до­ку­мен­ты, под­тверж­да­ю­щие фак­ти­чес­кие рас­хо­ды на обу­че­ние, а так­же до­хо­ды, об­ла­га­е­мые НД­ФЛ по став­ке 13%, и обя­за­тель­но — ли­цен­зия уч­реж­де­ния на пра­во осу­щест­влять об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность по ука­зан­ным в ней про­грам­мам обу­че­ния.

aif.ru

Еще по теме:

  • Приказ 436 мз Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" (не вступил в силу) В соответствии с пунктом 5.2.88(1) […]
  • Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 2016 г. N 625н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 2016 г. N 625н"Об утверждении Порядка проведения […]
  • 183 н приказ мз Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 г. N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]
  • Приказ 835н от 15122014 минздрава россии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N […]
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г n 7-фз о некоммерческих организациях Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 […]
  • Пять федеральных законов Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 […]