Офисные отходы: обязанности компаний

Офисные компании не должны вносить плату «за грязь», поскольку не оказывают негативного воздействия на природу. Но есть и другие требования в этой сфере — паспортизация отходов, их учет и представление отчетности.

Что нужно делать офисам, мы обсудили с представителем Росприроднадзора.

— Светлана Валерьевна, расскажите, пожалуйста, кто должен вести учет отходов и представлять в Росприроднадзор отчетность по форме № 2-ТП (отходы)?

— Учет отходов в соответствии с Приказом Минприроды от 01.09.2011 № 721 производится всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, образующими отходы и ведущими деятельность в области обращения с отходами, вне зависимости от их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

При этом формы учета, заполненные в соответствии с Приказом № 721, не подлежат представлению ни в один орган власти. Проверить их можно только при проведении органами власти, осуществляющими экологический надзор, контрольно-надзорных мероприятий.

Обязанность же по представлению отчета по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» возложена на всех юридических лиц и ИП, ведущих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, вне зависимости от их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для заполнения формы № 2-ТП (отходы) используются данные учета, полученные в соответствии с Приказом № 721. Они понадобятся и для иных целей (составления проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР), отчетности по отходам малого и среднего предпринимательства).

— А что понимается под деятельностью по обращению с отходами?

— Это сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов. Например, под сбором отходов понимается их прием или поступление от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Накопление отходов означает их временное складирование (на срок не более 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Понятие «размещение отходов» включает в себя хранение (то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение (то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).

— Наши подписчики — это в основном непроизводственные компании, которые принято называть офисными. Отношения с отходами в офисе ограничиваются помещением их в мусорную корзину, а затем — в ближайший мусорный бак, который обслуживает компания, занимающаяся вывозом мусора.

Правильно ли мы понимаем, что это не подпадает под понятие «деятельность в сфере обращения с отходами» в смысле приведенных вами определений? Ведь офисы не принимают отходы от других лиц, не складируют их, не транспортируют и так далее.

— Нет, неправильно. До момента передачи образовавшихся в офисе отходов специализированной организации по договору для их вывоза, отходы подлежат накоплению в специально отведенных местах (специализированная компания накопление не осуществляет). А накопление отходов является составной частью понятия «обращение с отходами».

Не стоит забывать и о том, что к офисным отходам относятся ртутные лампы и списанная техника. Для них также необходимо иметь специально оборудованное место для накопления в целях их дальнейшей передачи специализированной компании.

— Таким образом, офис должен вести учет отходов в порядке, предусмотренном Приказом № 721, и представлять в Росприроднадзор форму № 2-ТП (отходы)? А если он арендует помещение и договор с «мусорной» компанией заключен владельцем помещения?

— Если договором аренды предусмотрено, что за накопление и вывоз отходов, образующихся в арендованном помещении, отвечает арендодатель, то он заполняет и представляет отчет по форме № 2-ТП (отходы). То есть в таком случае именно арендодатель осуществляет один из видов деятельности, входящих в понятие «обращение с отходами» («накопление отходов») из Закона № 89-ФЗ.

При этом офисы в любом случае должны вести учет образующихся отходов в соответствии с Приказом № 721.

— Закон об отходах также предусматривает обязанность компаний и ИП по разработке ПНООЛР. Кого она касается?

— Разрабатывать ПНООЛР должны юридические лица (ИП), не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе деятельности которых образуются отходы.

А субъекты малого и среднего предпринимательства должны в уведомительном порядке представлять в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

— Следовательно, это должны делать и офисы?

— Да, поскольку они образуют отходы, то должны иметь разрешительную документацию по отходам. А если они относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то они представляют отчетность вместо ПНООЛР.

Хочу также отметить, что в настоящее время законодательство требует наличия разрешительной документации (представления отчетности субъектами малого и среднего бизнеса) независимо от того, какая у объекта категория негативного воздействия на окружающую среду и есть ли у него такая категория вообще.

— Должны ли офисы оформлять паспорта на свои отходы?

— Да, если в процессе их деятельности образуются отходы I—IV классов опасности.

Им необходимо самостоятельно составить паспорт на каждый вид отхода по утвержденной типовой форме. Заверенная копия такого паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности. Паспорта отходов действуют бессрочно.

Если вид отхода относится к V классу опасности, то паспорт не составляется. При этом у организации должны быть в наличии материалы, подтверждающие отнесение отходов к V классу опасности.

Если вид отхода вообще не назван в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), то организация (ИП) должна в течение 90 дней со дня образования такого отхода отнести его к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями и утвержденным Порядком и направить эти сведения в Росприроднадзор для включения нового вида отхода в ФККО. После включения отхода в ФККО на него оформляется паспорт.

— Как в ФККО отражается класс опасности отхода?

— В ФККО код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Цифра «0» в 11-м знаке используется только для обозначения блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп отходов.

Для конкретных видов отходов 11-й знак используется для кодирования их класса опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

  • «1» — I класс опасности;
  • «2» — II класс опасности;
  • «3» — III класс опасности;
  • «4» — IV класс опасности;
  • «5» — V класс опасности.

Класс опасности отсутствующих в ФККО отходов определяется их химическим и (или) компонентным составом на основании Критериев отнесения отходов к I—V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

— Отходы от деятельности офиса обычно стандартные — бумага, использованные канцелярские принадлежности, перегоревшие лампы, пустые картриджи ксероксов и прочее. ФККО называет две группы офисных отходов:

  • мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — код 7 33 100 01 72 4;
  • мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный — код 7 33 100 02 72 5.

Получается, что в первом случае паспорт нужен, а во втором — нет. Может ли обычный офис самостоятельно разобраться, к какому из этих двух видов относится офисный мусор? Или нужно обращаться в специализированную организацию?

— Для того чтобы подтвердить отнесение отхода к V классу опасности, компании необходимо привлечь специалистов, а именно организацию, аккредитованную на проведение лабораторных исследований, поскольку подтверждение отнесения отхода к V классу опасности проводится методом биотестирования.

В противном случае (если подтверждение отнесения отхода к V классу опасности не производилось) отходы относятся к IV классу опасности.

— Может ли офисный мусор подпадать под другие коды ФККО?

— Да, может. ФККО не ограничивает офисные отходы двумя кодами, а содержит и иные позиции, например:

  • 4 71 101 01 52 1 — лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;
  • 4 81 203 01 52 3 — картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более отработанные;
  • 4 81 203 02 52 4 — картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные;
  • 4 05 122 02 60 5 — отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.

— Что грозит компании или ИП, если они не оформят паспорта на отходы I—IV класса опасности?

— Наличие оформленных паспортов на отходы и правильность отнесения отходов к определенному классу опасности проверяются в ходе контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора.

Любое нарушение требований законодательства об отходах (включая отсутствие паспортов на отходы) образует состав административного правонарушения в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет:

  • для организаций — штраф от 100 000 до 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для их руководителей — штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для ИП — штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

— Должны ли офисы иметь в своем штате работников, имеющих документы о специальном обучении в сфере обращения с отходами?

— Иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I—IV классов опасности, обязаны только лица, которые фактически ведут конкретный вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности.

Ответственность за допуск сотрудников к работе с отходами I—IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Если же ни один из указанных видов деятельности не ведется, то компании или ИП не нужно выполнять это требование. Также нет необходимости в специальной подготовке для работы с отходами V класса опасности.

Вместе с тем обращаю внимание, что руководители организаций и другие лица, ответственные за принятие решений в ходе хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

— Возможны ли какие-то санкции, если такой подготовки у руководителя нет?

— В определенных ситуациях отсутствие соответствующей подготовки у руководителя может повлечь штраф по ст. 8.1 КоАП РФ («Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»).

Решение будет принимать территориальный орган Росприроднадзора в зависимости от совокупности обстоятельств — наличия либо отсутствия события административного правонарушения, виновности привлекаемого лица и других аспектов.

Если будут установлены обстоятельства, исключающие производство по делу, то оно будет прекращено. Также возможно освобождение от ответственности, если нарушение малозначительно.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

glavkniga.ru

Россияне будут сортировать мусор

Президент РФ Владимир Путин подписал документ, утверждающий раздельный сбор мусора.

Кроме этого, законодательный акт устанавливает ряд мер по стимулированию сортировки отходов, как для собственников, так и для перерабатывающих предприятий. Подписанный документ опубликован 31 декабря на официальном Интернет — портале правовой информации.

Эти изменения коснулись не только федеральных, но и региональных законодательных актов.основной их них — «Об отходах производства и потребления». Закон о раздельном сборе мусора: c 2018 года устанавливаются новые требования к местам сбора мусора, а на власти регионов налагается обязанность за их содержание.

Отдельный блок изменений касается места сбора, контейнеров и контейнерных площадок. Согласно новому закону , регионы обязаны провести общественные слушания и согласовать с гражданами схему размещения мест сбора мусора. То есть где и как собирать ТБО. Причем это касается не только контейнера во дворе. Жителей города должны спросить где будет размещен крупный полигон для утилизации отходов, мусороперерабатывающий или мусоросжигающий завод.

Изменилось само понятие «сбора отходов», в котором кроется весь смысл реформы — «прием отходов в целях их дальнейшей обработки».

Сегодня доля перерабатываемого мусора в России очень мала — всего 10%. Эту цифрц можно было бы и увеличить, но мешает сильная загрязненность пищевыми отходами. Поэтому пока не стоит говорить об отдельных контейнерах для стекла, бумаги и пластика. Эксперты уверены — надо начать с двух — для пищевых отходов и всего остального.

«Решить проблему может раздельный сбор ТКО на два контейнера. Первое — это пищевые и загрязненные пищей отходы, второе — это потенциальные вторресурсы (стекло, бумага, пластики, металлы). Поэтому в первую очередь нужно наращивать мощности не по переработке отходов, а по их сбору», — рассказал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Самые востребованные для переработки материалы — бумага, пластик, стекло и металлолом. Еще один «чемпион» в переработке — гофрокартон. 80% этого материала используется повторно.

В перспективе жителям предлагают отказаться от мусоропроводов, ведь с единой «трубой» сортировка невозможна. Но некоторые эксперты уверены, что он может быть использован для утилизации только одного вида отходов, например, пищевых. Но пока это только предположение.

prozkh.ru

«Что нужно знать бухгалтеру о мусоре.»

Отходы образуются в деятельности любого хозяйствующего субъекта. В каждом офисе предусмотрена корзина для мусора. Специфический мусор возникает в медицинской и образовательной деятельности, у магазинов розничной торговли и предприятий общественного питания. Чтобы разобраться – платить или не платить, необходимо для начала определиться с терминами.

«Покопаемся» в отходах

С точки зрения законодателя отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)). Каждая фирма является участником процесса обращения с отходами. Но, она может быть причастна не ко всем этапам их «жизни». Весь процесс обращения с отходами включает деятельность, в процессе которой они образуются, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению (ст. 1 Закона об отходах). Из всех этих этапов особый интерес представляет размещение отходов, поскольку признается платным на основании статьи 21 Закона об отходах.

Платит тот, кто размещает

Согласно «Порядку заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (приказ Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459) «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Расчет) заполняется лицами, осуществляющими на территории Российской Федерации размещение отходов производства и потребления.

Важно обратить внимание, что правовым основанием для представления в Ростехнадзор Расчета и внесения указанной платы является только размещение отходов. Иные виды обращения с отходами такой обязанности не порождают.

Хранение осуществляется в объектах размещения отходов. Они внесены в государственный реестр (п. 6 ст. 12 Закона об отходах). К объектам размещения относятся территории специализированных организаций (к примеру, свалок). Кроме того, это могут быть и оборудованные площадки внутри тех предприятий, которые генерируют отходы. Это места для временного хранения, накопления мусора перед его вывозом (например, временные отвалы). Предприятия, имеющие такие накопители, обязаны получить соответствующую лицензию. Расчет платы за негативное воздействие они будут осуществлять на основании нормативов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

А при скапливании отходов в обычных условиях (в контейнерах для бытовых отходов и т. п.) их хранения не возникает.

Таким образом, рядовой «производитель» отходов, владелец мусорной корзины размещением отходов не занимается. Следовательно, и Расчет он не заполняет, и за свой мусор в государственный бюджет не платит. Изложенное подтверждает и арбитражная практика. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 г. № А56-41969/04, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2004 г. № Ф08-4677/2004-1770А.

Но из этого могут быть «неприятные» исключения. Чтобы не попасть в их число, фирма должна учесть несколько обстоятельств при заключении договора на вывоз мусора.

* Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:

  • коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
  • коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Изначально отходы принадлежат лицу, в деятельности которого они образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона об отходах).

На заметку собственнику опасных отходов. Собственник опасных отходов вправе передавать их только лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Однако проблема состоит в том, что отходов, не признаваемых опасными, не существует.

Деление отходов на отдельные классы опасности для окружающей природной среды установлено Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786, и «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. № 511.

Наименее опасными считаются так называемые практически неопасные отходы. Кроме них существуют только более опасные: малоопасные, умеренно опасные, высокоопасные и, наконец, чрезвычайно опасные. А безвредных отходов, не представляющих никакой опасности для окружающей среды, в указанных документах мы не встретим. Даже к транспортировке любого мусора можно привлекать только лицензированного исполнителя (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Лицензия – обязательное приложение ко всякому договору на передачу отходов. Она необходима даже сборщикам макулатуры.

Договор на вывоз мусора. Чтобы «избавиться» от своего мусора, например, вывезти его, фирмы заключают договор возмездного оказания услуг. Исполнителем услуги может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. И если исполнитель в последующем размещает отходы от своего имени, то именно он обязан заплатить за негативное воздействие на окружающую среду.

Возможно, что операция «вывоз мусора» оформлена посредническим договором со специализированной коммунальной службой. К примеру, договором комиссии. На основании пункта 1 статьи 990 Гражданского кодекса обязанным по сделке становится комиссионер, хотя он и действует по поручению комитента. Значит, и размещение – это «забота» комиссионера, и он обязан заплатить за негативное воздействие на окружающую среду. Эта позиция поддержана письмом Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145 (направлено налоговым органам письмом ФНС от 8 февраля 2006 г. № ГВ-6-21/[email protected]).

В нем также разъяснено, что если коммунальщики осуществляют размещение отходов на основании агентского договора от имени их собственника, то ситуация меняется. В этом случае обязанности по экологическим платежам возникают у принципала, то есть у собственника отходов. При этом плата за загрязнение взимается независимо от наличия лицензии у лица, размещающего отходы.

Таким образом, за размещение отходов придется платить, если договором на вывоз предусмотрено, что размещение будет осуществляться от имени организации – образователя отходов.

Необходимо отметить, что для экологической проверки вашей деятельности одного только договора на вывоз мусора недостаточно. Ведь договор отражает лишь намерения сторон. А его исполнение подтверждается актами приемки-передачи или накладными, содержащими физические показатели отходов (вид, вес или объем). Более того, поскольку отходы вывозят автомобильным транспортом, нужны, строго говоря, товарно-транспортные накладные. Значит, об оформлении этих оправдательных документов нужно позаботиться заблаговременно.

Заключив «безопасный» договор на вывоз мусора, первоначальный «производитель» и собственник отходов не может остаться равнодушным к размерам экологических платежей. Ведь эти расходы специализированной организации – обязательная составляющая договорной цены на услуги.

Нормативы и тарифы

Размер платы за загрязнение окружающей среды в связи с размещение отходов производства и потребления напрямую зависит от объема мусора. При планировании объема мусора нужно руководствоваться региональными нормативами его образования в хозяйственной деятельности. Например, по Москве действует распоряжение Премьера Правительства Москвы от 3 ноября 1998 г. № 1219-РП «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций г. Москвы». Воспроизводим его фрагмент, иллюстрирующий количество твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на «генерирующую» единицу в таблице 2.

www.solidwaste.ru

Офисный мусор: правила обращения

За последние несколько лет российское законодательство по отходам претерпело значительные изменения. Тем не менее вопрос «офисного мусора» продолжает будоражить умы клерков и владельцев компаний.

Особенно сбивает всех с толку сакраментальное: «Семен Семеныч из Росприроднадзора сказал . «. Увы, Семен Семеныч тоже человек, а erāre humānum est. А разъяснениям Росприроднадзора не видно конца.

Что обычно требуют «экологи»:

  • предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
  • вести учет отходов;
  • предоставлять форму 2-ТП в Роспроироднадзор;
  • провести профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса.

В большинстве случаев, эти требования не обоснованы. Постараемся же обстоятельно и аргументировано разобраться в этом вопросе.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для офисов

Исходим из того, что подавляющее большинство российских офисов принадлежат к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В отношении этой категории предприятий Федеральным законом 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» существует особый порядок учета отходов, который прописан в статье 18:
. 7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
. 8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Иными словами, субъекты МСП не разрабатывают и не утверждают Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Вместо ПНООЛР субъекты МСП предоставляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов лишь в том случае, если им принадлежат объекты, подлежащие государственному экологическому надзору.

Реестр таких объектов ведется по «Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572), с учетом «Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года №903).

Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору устанавливает Министерство природных ресурсов России и размещен на сайте министерства.

Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

Как правило, требуется предоставить отчетность по форме, утвержденной региональным министерством экологии. В каждом регионе могут быть свои особенности. Например, в Московской области, такую отчетность предоставляют все хозяйствующие субъекты МСП.

Учет и отчетность по «офисным»отходам

Статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает вести учет отходов тем, кто осуществляет деятельность в области обращения с отходами. Порядок и формы учета установлены Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Действие 721 Приказа ошибочно переносят на всех юридических лиц и предпринимателей, ссылаясь на то, что в самом приказе нет оговорок о «деятельности». Тем не менее, этот Приказ действует в целях реализации пункта 1 статьи 19 закона «Об отходах производства и потребления». Федеральный закон первичен по отношении к Приказу и имеет приоритет. Поэтому 721 Приказ применим только к субъектам, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из того, что большинство офисных помещений берется в аренду, а мусор накапливается для вывоза на территории арендодателя, делаем вывод, что владельцы офисов (имеются в виду арендаторы офисных помещений) не осуществляют деятельность по обращению с отходами. То есть, офис:

  • не собирает;
  • не накапливает;
  • не транспортирует;
  • не обрабатывает;
  • не утилизирует;
  • не обезвреживает;
  • не размещает отходы.

Такой вывод подтверждается рядом судебных решений, в том числе Постановлением Верховного Суда РФ от 14.04.2016 № 18-АД16-42.

На основании такого вывода следует другой — владельцы офисных помещений не обязаны вести учет и предоставлять отчетность о движении отходов, в том числе статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы), согласно статье 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Ключевой момент в в этом вопросе — накопление отходов. Если организация не накапливает отходы самостоятельно, то и вышеназванной обязанности не возникает.

Можно конечно долго препираться по «сбору и накоплению», но эта тема для бездельников, ибо вопрос давно разжеван и решен. А для тех, «кто в танке»:
«сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение».

Скажите пожалуйста, в каком офисе производят обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходы? Не знаете? Тогда не морочьте другим голову баснями о том, что офисы занимаются сбором отходов.

Мы ранее определились с тем, что отходы от офисных помещений накапливаются арендодателем и именно он осуществляет деятельность по накоплению отходов. Естественно, этот факт должен быть отражен в договоре аренды.

Классификация и паспортизация «офисных» отходов

Пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» освобождает от подтверждения класса опасности те отходы, которые внесены в ФККО.

Мусор офисных помещений в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) имеет свои коды:
7 33 100 01 72 4 — мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
7 33 100 02 72 5 — мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный.

Последняя цифра обозначает класс опасности для окружающей среды, т.е. в одном коде это IV класс, а в другом — V класс. Паспорт составляется на отходы I-IV класса опасности для окружающей среды. На отходы V класса опасности паспорт не составляется.

И если в офисе образуется только «мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный», то он имеет V класс опасности и паспортизации не подлежит.

В данном случае класс опасности смешанных офисных отходов зависит от отдельных компонентов. Если служащие питаются в столовой, то в офисном мусоре не будет пищевых отходов и грязной упаковки.

А вдруг у нас мусор по коду 7 33 100 01 72 4?

Закон (статья 14 89-ФЗ) четко определил, что класс опасности определяет тот, у кого мусор образовался. Причем подтверждать класс опасности тех отходов, которые включены в ФККО, этот закон не требует (п.2, ст.14). Это пусть Росприроднадзор, если им надо, доказывает, что у вас образуются отходы другого класса.

Кроме этого, согласно Решения Верховного суда РФ от 1 июля 2016 г. № АКПИ16-453 в приказе № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасност» пункт 5, подпункт «е» пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 теперь не действительны, они протеворечат пункту 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Это к вопросу о компетентности «Семен Семеныч из Росприроднадзора». 🙂

Если у вас в офисе светильник из люминесцентных лам, это еще не означает, что у вас образуются отходы I класса. Если в офисе используется оргтехника и компьютеры, это еще не означает, что у вас образуются отходы III и IV класса опасности.

Во-первых, за содержание имущества, как правило, отвечает собственник или Управляющая компания, а не арендатор. Из этого следует, что «сгоревшие» люминесцентные лампы в потолочных светильниках, как и прочие отходы от эксплуатации помещения — собственность арендодателя.

Во-вторых, срок службы офисной техники составляет свыше 10 лет, что зачастую превышает «жизненный цикл офиса». То, что персональные компьютеры относятся ко второй амортизационной группе (срок службы 2-3 года) вовсе не означает, что по истечение трех лет его надо списывать и выбрасывать. Это лишь означает, что срок амортизации устанавливается на три года.

Профессиональное обучение на право собирать «офисный мусор»

Тот же 89-ФЗ (ст.15) не двусмысленно установил, что обучению подлежат лица «допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности». При любом раскладе владельцы обычных офисов такую деятельность не осуществляют и следовательно, никого не обязаны учить.

Право собственности на «офисный мусор»

До недавнего времени, этот вопрос имел принципиальное значение, т.к. он определял плательщика за размещение отходов. Сейчас полемика по поводу, чей же мусор, потеряла всякий смысл. Федеральный закон 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 16.1 п.1) расставил точки над i: за размещение отходов отвечает тот, у кого они образовались, за исключением тех, кто сдает свой мусор оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В подавляющем большинстве случаев, «офисные отходы» попадают к такому оператору. Это означает, что плату за размещение «офисных отходов» в этом случае производит оператор по обращению с отходами. Естественно, что эта сумма закладывается тариф на услуги по вывозу мусора, но не обязательно, т.к. отходы могут не только поступать на захоронение, но и перерабатываться или сжигаться.

Платежи за размещение отходов от офисов

Если офис расположен в многоэтажном жилом доме и согласно договора аренды офисный мусор выносится на общую контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), а платежи за вывоз и утилизацию ТКО осуществляются по счету от Управляющей компании, то плата за размещение отходов не производится. Такой вывод напрашивается на основании статьи 16.1Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Во-первых, от платежей избавлены владельцы и арендаторы объектов IV категории опасности. И если офис арендуется в таком объекте, то естественно, что и платежи за НВОС не осуществляются.

Во-вторых, офисы, как правило, образуют «твердые коммунальные отходы». Это следует из обновленного определения в 89-ФЗ:
«К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»

А раз так, то согласно того же 7-ФЗ:
«Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.»

Таким образом, вывод один — «обычные офисы» не платят за размещение отходов.

Конечно, остаются вопросы «а если». А что, если зданию, где арендуется офис, не присвоена IV категория? Тогда вывозите, как твердые коммунальные отходы. А если мусор вывозится по прямому договору? Если там указаны твердые коммунальные отходы, то всё как везде.

В большинстве своем, ваши «особые случаи» — это проявление непрофессионализма и неосведомленности. Учесть все частные случаи не представляется возможным и они разбираются конкретно с учетом всех деталей. Главное помните, что в государственных учреждениях работают обычные люди, а людям свойственно заблуждаться (настолько, что иногда им об этом указывает прокуратура). Поэтому не стоит принимать всё, что они вам говорят, за «чистую монету».

www.waste.ru

Еще по теме:

  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Как отразить штраф в бухучете Как отразить штраф в бухучете Вопрос: Организация пропустила срок подачи расчета по страховым взносам. Инспекция потребовала уплатить штраф. Как отразить штраф за налоговое правонарушение в бухгалтерском учете? Расходы в виде налогов, страховых […]
  • Чистота в школе правила Чистота в школе правила Правила для школьников Правила поведения учащихся МОУ "Хозанкинская ООШ" Приход учащихся в школу 1. Приходи в школу не позднее 8 ч. 15 мин.2. Перед входом в школу вытри обувь.3. В дверях не старайся пройти первым, пропусти […]
  • Нотариус краснодар работает в субботу Нотариусы Краснодара Краснодар,ул. Красная 70 Бюро переводов Mediatranslate предлагает самый широкий спектр услуг: - перевод паспортов, свидетельств о рождении, смерти, разводе, браке, перемене имени Краснодар, Центральный микрорайон, ул. Гоголя, […]