Учитываем библиотечный фонд

Статья Л.Ларцевой, опубликованная в журнале «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8.

В соответствии с новой бюджетной Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), в учет библиотечного фонда внесены изменения. Они касаются объектов библиотечного фонда, не только принятых к учету в 2009 г., но и уже числящихся на балансе по состоянию на 01.01.2009. По-новому учитываются периодические издания, приобретенные для пополнения фондов библиотек. Принимая во внимание эти изменения, в данной статье автор рассмотрит порядок учета библиотечного фонда с позиции новой Инструкции.

В соответствии с п. 20 Инструкции N 148н библиотечный фонд относится к объектам основных средств и учитывается на счете 101 07 000 «Библиотечный фонд».

Предметы библиотечного фонда принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение и изготовление с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС) (п. 11 Инструкции N 148н).

Вложениями в приобретение, сооружение и изготовление объектов библиотечного фонда являются (п. 11 Инструкции N 148н):

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением библиотечных фондов;

— регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи;

— таможенные пошлины, патентные пошлины и др.;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект библиотечного фонда;

— затраты по доставке, включая расходы по страхованию доставки;

— расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.);

Первоначальной стоимостью библиотечных фондов, полученных по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 13 Инструкции N 148н).

Внимание! Безвозмездная передача объектов библиотечного фонда между учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной амортизации.

Формирование первоначальной стоимости отражается на счете 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства». После того как стоимость сформирована, объект принимается к учету. Данная операция сопровождается следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 101 07 310 «Увеличение стоимости библиотечного фонда».

Кредит счета 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».

Аналитический учет объектов библиотечного фонда ведется в Инвентарных карточках группового учета основных средств (ф. 0504032), открываемых:

— на группу объектов библиотечного фонда стоимостью каждого не более 20 000 руб. или по решению главного распорядителя бюджетных средств, руководителя учреждения в разрезе подгрупп объектов учета библиотечного фонда;

— на группу объектов библиотечного фонда стоимостью каждого более 20 000 руб.

В соответствии с п. 19 Инструкции N 148н объектам библиотечного фонда инвентарный номер не присваивается.

Поступление и внутреннее перемещение библиотечного фонда оформляются следующими первичными документами (п. 21 Инструкции N 148н):

— Актом о приме-передаче групп объектов основных средств (ф. 0306031);

— Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);

— Требованием-накладной (ф. 0315006).

Выбытие библиотечных фондов оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504143) с приложением списков этой литературы (п. 22 Инструкции N 148н).

Начисляем амортизацию

Как уже было отмечено выше, начиная с 2009 г. на библиотечный фонд начисляется амортизация (п. 43 Инструкции N 148н).

На объекты библиотечного фонда стоимостью до 20 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

На объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами ежемесячно линейным способом из расчета 1/12 годовой суммы амортизации, исходя из срока полезного использования этих объектов. В данном случае начисление производится начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету (п. 40 Инструкции N 148н).

Заметьте, порядок определения срока полезного использования несколько изменился с введением новой Инструкции. Если ранее в п. 39 Инструкции N 25н было указано, что срок полезного использования определяется в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация), то в Инструкции N 148н он указан в п. 15, при этом ссылки на конкретный документ новая Инструкция не дает. Согласно п. 15 Инструкции N 148н данный срок определяется исходя:

— из информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;

— из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества;

— из решения комиссии учреждения по выбытию основных средств, принятого с учетом ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта; гарантийного срока использования объекта; сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации — для безвозмездно полученных объектов.

Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». С 1 января 2009 г. данная Инструкция утратила силу.

В соответствии с Классификацией объекты библиотечного фонда (код ОКОФ 190001000) относятся к 7-й амортизационной группе, следовательно, срок полезного использования на них устанавливается в диапазоне от 15 до 20 лет. Однако следует отметить, что в соответствии с п. 2.4 переходных положений начиная с 2009 г. амортизацию на библиотечный фонд стоит начислять из расчета срока полезного использования, равного 15 лет.

Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505 «О Методических указаниях по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н».

По мнению автора, срок полезного использования, равный 15 годам, следует устанавливать для библиотечного фонда, принятого к учету до даты перехода на Инструкцию N 148н, а после перехода срок полезного использования может составлять как 15 лет, так и выше, но не более 20 лет.

Операции по начислению амортизации в бухгалтерском учете отражаются следующей проводкой:

Дебет счетов 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)».

Кредит счета 1 (2) 104 07 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда за счет амортизации».

Пример 1. На 01.01.2009 на балансе библиотеки числились:

— учебная литература — 130 шт. на сумму 250 000 руб. (стоимость каждой книги не превышает 20 000 руб.);

— энциклопедия стоимостью 27 000 руб.

Данные предметы были куплены за счет бюджетных средств. В июне 2009 г. были приобретены:

— за счет бюджетных средств учебные пособия (50 шт. по 150 руб.). В этом же месяце они введены в эксплуатацию;

— за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, книга стоимостью 21 000 руб. Также в июне 2009 г. она была принята к учету.

Необходимо рассчитать ежемесячную сумму амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью более 20 000 руб., если срок полезного использования для них установлен 15 лет, и произвести начисление амортизации на все вышеуказанные объекты. Переход на новую Инструкцию библиотека осуществила 31.03.2009.

Сумма ежемесячной амортизации:

— по энциклопедии, числящейся на 01.01.2009, — 150 руб. (27 000 руб. / (15 лет x 12 мес.));

— по книге, принятой к учету в июне 2009 г.,- 116,67 руб. (21 000 руб. / (15 лет x 12 мес.)).

В бухгалтерском учете операции по начислению амортизации отразятся следующим образом:

skatb.ru

Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 1

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (далее — Инструкция N 157н). На момент написания статьи данный документ находится на регистрации в Минюсте. Рассмотрим, какие требования в соответствии с положениями этой Инструкции предъявляются к организации и ведению бухгалтерского учета в бюджетном учреждении, какие коды вида деятельности введены в нее дополнительно, какова структура построения счета Единого плана счетов, а также ознакомимся с его основными разделами.

Инструкция N 157н устанавливает порядок применения Единого плана счетов, в частности, для государственных (муниципальных) учреждений. На основе данных документов будут разработаны и утверждены инструкции и планы счетов конкретно для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

На момент написания статьи утвержден Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» для казенных учреждений, находящийся на регистрации в Минюсте. А для бюджетных учреждений на сайте Минфина размещен проект приказа «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Рассмотрим общие положения Инструкции N 157н.

Правила ведения бухгалтерского учета

Инструкция N 157н состоит из следующих разделов:

  • разд. I «Общие положения»;
  • разд. II «Нефинансовые активы»;
  • разд. III «Финансовые активы»;
  • разд. IV «Обязательства»;
  • разд. V «Финансовый результат»;
  • разд. VI «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта»;
  • разд. VII «Ведение учета на забалансовых счетах».

Рассмотрим общие положения Инструкции N 157н по организации и ведению бухгалтерского учета, которые должны будут выполняться учреждениями всех видов.

Разделом I «Общие положения» предусмотрено, что Инструкция N 157н устанавливает:

а) единый порядок применения Единого плана счетов бухгалтерского учета субъектами учета;

б) обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по ним финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе:

  • требования по их признанию, оценке, группировке;
  • общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского учета, в частности, бюджетными учреждениями путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

В свою очередь, Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее — объекты учета).

Как Инструкцией N 148н , так и Инструкций N 157н предусмотрено, что бухгалтерский учет осуществляется учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкцией N 157н и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

В отличие от Инструкции N 148н в новой Инструкции перечислены основные правила, в соответствии с которыми в учреждениях организуется и ведется бухгалтерский учет (п. 3 Инструкции N 157н):

  • бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;
  • бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
  • бухгалтерский учет ведется непрерывно, исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;
  • информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;
  • информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для предоставления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации;
  • данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;
  • рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);
  • в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях настоящей Инструкции существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;
  • имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранении);
  • обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также само имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

Бухгалтерский учет в учреждении должен быть организован так, чтобы обеспечивать (п. 4 Инструкции N 157н):

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых учреждением обязательствах, полученных финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
  • предоставление информации, необходимой внутренними внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Организация и ведение бухгалтерского учета

В основном бухгалтерский учет государственного (муниципального) учреждения осуществляется сотрудниками бухгалтерии этого учреждения, в то же время руководитель вправе принять решение о передаче ведения бухгалтерского учета и составления на его основе отчетности в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (п. 5 Инструкции N 157н).

Организация и ведение бухгалтерского учета в учреждении должны осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной учетной политикой. В Инструкции N 148н ее содержание регламентировано не было, но указывалось, что государственная учетная политика реализуется этой Инструкцией через:

  • План счетов бюджетного учета;
  • порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета;
  • перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение 1 к Инструкции N 148н);
  • иные решения учреждения по организации бюджетного учета.

В Инструкции N 157н предусмотрено, что государственное (муниципальное) учреждение, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, и самой Инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

В новой Инструкции четко прописано, какие основные моменты должны предусмотреть учреждения в своей индивидуальной учетной политике:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Требования к оформлению первичных учетных документов

В Инструкции N 148н указано, что все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в Приложении 2 к данной Инструкции. В ней также предусмотрено, что поступающие в учреждение первичные учетные документы на осуществленные им хозяйственные операции в рамках установленного в РФ обычая делового оборота должны приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровку.

Аналогичные требования содержатся и в Инструкции N 157н. Однако кроме этого, положениями указанной Инструкции бюджетным учреждениям предоставлено право (п. 7):

  • составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Минфином в установленном порядке, на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение произведенных хозяйственных операций, необходимых для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных;
  • утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов при формировании своей учетной политики в случае отсутствия утвержденной формы сводного учетного документа;
  • составлять первичные и сводные учетные документы как на бумажных носителях, так и при наличии технических возможностей учреждения на машинных носителях — в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее — электронный документ);
  • включать в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные) в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и хозяйственных операциях, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации.

Положениями Инструкции N 157н определено, когда первичные учетные документы могут быть приняты к учету и когда они должны составляться.

Так, к бухгалтерскому учету первичный учетный документ принимается при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы — обязательных реквизитов, перечисленных выше), и при наличии на документе подписи руководителя учреждения или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на них подписей руководителя учреждения и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету приниматься не должны. В случаях разногласий между руководителем учреждения (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций указанные документы могут приниматься к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Новой Инструкцией определено, когда нужно составлять первичный учетный документ. Так, согласно п. 9 в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций (результатов операций) учреждение формирует первичный учетный документ в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

Если реализация учреждением товаров, продукции, работ и услуг осуществляется с применением контрольно-кассовых машин, оно вправе составлять первичный (сводный) учетный документ на основании показателей контрольно-кассовых машин (кассовых чеков) не реже одного раза в день по его окончании.

Обратите внимание! Принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений (п. 10 Инструкции N 157н).

Регистры бухгалтерского учета

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности учреждение использует регистры бухгалтерского учета, формы которых устанавливаются органом, осуществляющим согласно законодательству РФ регулирование бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности — на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись (далее — электронный регистр).

Как в Инструкции N 148н, так и в Инструкции N 157н указано, что данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах бухгалтерского учета:

  • Журнале операций по счету «Касса»;
  • Журнале операций с безналичными денежными средствами;
  • Журнале операций расчетов с подотчетными лицами;
  • Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • Журнале операций расчетов по оплате труда;
  • Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • Журнале по прочим операциям;
  • Главной книге.

Однако помимо этих регистров новой Инструкцией дополнительно введен такой регистр, как Журнал по санкционированию. Кроме того, в Инструкции N 157н установлено, что учреждение может применять иные регистры, предусмотренные ей (п. 11).

Записи в этих регистрах осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после дня получения первичного (сводного) учетного документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Отражение в бухгалтерском учете операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется в рублях. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование и правильность отражения хозяйственных операций.

Первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) должны быть хронологически подобраны и сброшюрованы. На обложке указывается: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (Журнала операций) с указанием его номера (при наличии); количества листов в папке (деле). Аналогично формируется и реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов), подшиваемый в отдельную папку (дело).

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций записываются в Главную книгу.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Хранение первичных учетных документов

Ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложена на руководителя учреждения.

Условия хранения документов должны обеспечивать их сохранность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 14 Инструкции N 157н).

При наличии технической возможности учреждение вправе хранить первичные электронные документы (электронные регистры) на машинных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах.

В случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета руководитель учреждения, а при отсутствии у него полномочий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, назначает комиссию по расследованию причин их пропажи, уничтожения, порчи, выявлению виновных лиц, а также принимает меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

Акт, оформленный комиссией по результатам ее работы и утвержденный руководителем учреждения (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), подшивается в папку (дело) Журнала по прочим операциям.

Согласно п. 17 Инструкции N 157н первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты уполномоченными на то законодательством РФ органами на основании предъявленных ими постановлений. В этом случае главный бухгалтер или другое должностное лицо учреждения вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Порядок исправления ошибок

Порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, по своей сути остался прежним, но с той лишь разницей, что Инструкция N 148н рассматривала их исправление с точки зрения момента представления баланса, а в новой Инструкции данный порядок связан с моментом представления бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с п. 18 Инструкции N 157н исправление ошибок производится в следующем порядке:

  • ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерской отчетности и не требующая внесения изменения данных в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций), исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;
  • ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета, в зависимости от ее характера отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью;
  • ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Автоматизация бухгалтерского учета

При ведении бухгалтерского учета с применением средств автоматизации следует соблюдать следующие условия (п. 19 Инструкции N 157н):

  • технологический процесс обработки первичных (сводных) учетных документов с отражением операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов должен обеспечивать полную сохранность первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
  • информацию об объектах учета следует формировать в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета нужно осуществлять на бумажном носителе, а при наличии технической возможности — в форме электронного регистра;
  • формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при комплексной автоматизации бухгалтерского учета (формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета) должно осуществляться с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики учреждения, но не реже периодичности, установленной для составления и представления им бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.

При выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители (формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета) допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств

Согласно п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Поскольку порядок проведения инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, ее проведение организуется с учетом их положений.

Структура счета

Как было указано выше, на основе Единого плана счетов и положений Инструкции N 157н для ведения бухгалтерского учета будет утвержден План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (п. 21 Инструкции N 157н), в соответствии с которыми учреждением должен быть разработан и утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее — Рабочий план счетов).

Так же как и ранее, структура счета состоит из 26 разрядов. В 1 — 17-м разрядах отражается аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий; в 18-м разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности); в 24 — 26-м разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для бюджетных учреждений в 24 — 26-м разрядах отражаются коды Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). В 19 — 23-м разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета.

Для ведения бухгалтерского учета Инструкцией N 148н было предусмотрено 4 кода вида деятельности, которые указывались в 18-м разряде номера счета, а именно:

  • 1 — бюджетная деятельность;
  • 2 — приносящая доход деятельность;
  • 3 — деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении;
  • 4 — деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Поскольку основанием разработки и утверждения Единого плана счетов и Инструкции по его применению явилась бюджетная реформа в части придания нового статуса государственным (муниципальным) учреждениям, коды вида финансового обеспечения дополнены новыми кодами. Так, Инструкцией N 157н установлено, что для организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

а) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — бюджетные инвестиции;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

б) для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

  • в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации): 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете: 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Отметим, что бюджетные учреждения нового типа могут применять коды 2, 3, 4, 5, 6.

Анализ разделов Единого плана счетов и разделов Плана счетов Инструкции N 148н

Так же как и План счетов Инструкции N 148н, Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания учреждения:

  • разд. 1 «Нефинансовые активы»;
  • разд. 2 «Финансовые активы»;
  • разд. 3 «Обязательства»;
  • разд. 4 «Финансовый результат»;
  • разд. 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта».

Проанализируем План счетов Инструкции N 148н и Единый план счетов по тем счетам, которые будут применяться бюджетными учреждениями.

Нефинансовые активы

Объекты учета нефинансовых активов и группы затрат будут отражаться на счете 100 X0 000, где значение X определяется девятью аналитическими кодами групп синтетического счета (далее — аналитические коды групп):

  • недвижимое имущество учреждения — 10;
  • особо ценное движимое имущество учреждения — 20;
  • иное движимое имущество учреждения — 30;
  • имущество — предметы лизинга — 40;
  • нефинансовые активы, составляющие казну — 50;
  • себестоимость готовой продукции, работ, услуг — 60;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг — 70;
  • общехозяйственные расходы — 80;
  • издержки обращения — 90.

Второй цифре кода перечисленных групп присваивается аналитический код вида синтетического счета соответствующего объекта учета (далее — аналитический код вида).

Обратите внимание! План счетов Инструкции N 148н не сопровождался подразделением на такие группы.

Основные средства. В соответствии с Планом счетов Инструкции N 148н основные средства в зависимости от вида объекта учета отражались на следующих аналитических счетах:

  • 101 01 000 «Жилые помещения»;
  • 101 02 000 «Нежилые помещения»;
  • 101 03 000 «Сооружения»;
  • 101 04 000 «Машины и оборудование»;
  • 101 05 000 «Транспортные средства»;
  • 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
  • 101 07 000 «Библиотечный фонд»;
  • 101 08 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;
  • 101 09 000 «Прочие основные средства».

Применяемые в этих счетах аналитические коды вида аналогичны аналитическим кодам вида Единого плана счетов для учета основных средств, за исключением двух последних. Поскольку драгоценности и ювелирные изделия в Едином плане счетов в отдельную аналитическую группу не выделены, аналитический код 08, который ранее принадлежал этой группе, присвоен теперь прочим основным средствам.

Как было сказано выше, основные средства должны быть сгруппированы по аналитическим кодам групп 10, 20, 30, 40 с указанием в счете соответствующего аналитического кода. Например, стоимость жилых помещений будет учитываться на счете 101 11 000, нежилых помещений — на счете 101 12 000, сооружений — на счете 101 13 000.

Нематериальные активы. Планом счетов Инструкции N 148н учет нематериальных активов (НМА) производился с использованием счета 102 01 000.

Согласно Единому плану счетов НМА группируют по аналитическим кодам групп 20, 30, 40 и учитывают по видам НМА.

Непроизведенные активы. В Плане счетов Инструкции N 148н непроизведенные активы подлежали учету на счетах:

  • 103 01 000 «Земля»;
  • 103 02 000 «Ресурсы недр»;
  • 103 03 000 «Прочие непроизведенные активы».

Единым планом счетов непроизведенным активам присвоен только один аналитический код группы — 10. Аналитические коды вида синтетического счета объекта учета аналогичны указанным выше. Исходя из вышесказанного, например, земельные участки будут учитываться на счете 103 11 000, объекты природных ресурсов — на счете 103 12 000.

Амортизация. Единым планом счетов, так же как и Планом счетов Инструкции N 148н, предусмотрено, что учет амортизации ведется с применением счета 104 00 000. В аналитическом коде группы объекта учета используются коды 10, 20, 30, 40, 50.

В перечне аналитических кодов произошли изменения. Планом счетов Инструкции N 148н применялось 12 аналитических кодов учета амортизации.

Поскольку для указания аналитического кода Единым планом счетов предусмотрен только один разряд, для учета амортизации им отведено 9 аналитических кодов.

Аналитические коды 10, 11 и 12, на которых Планом счетов Инструкции N 148н учитывалась амортизация имущества казны, аннулированы. Для учета амортизации имущества казны в Едином плане счетов определены следующие счета:

  • 104 51 000 — для учета амортизации недвижимого имущества в составе имущества казны;
  • 104 58 000 — для учета амортизации движимого имущества в составе имущества казны;
  • 104 59 000 — для учета амортизации НМА в составе имущества казны.

Материальные запасы. Счет учета материальных запасов остался прежним. Согласно Плану счетов Инструкции N 148н аналитический учет материальных запасов был организован с использованием 7 аналитических кодов вида объекта учета. Учет материальных запасов велся на следующих счетах:

  • 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  • 105 02 000 «Продукты питания»;
  • 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;
  • 105 04 000 «Строительные материалы»;
  • 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;
  • 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;
  • 105 07 000 «Готовая продукция».

Применяемые в этих счетах аналитические коды вида аналогичны аналитическим кодам вида Единого плана счетов для учета материальных запасов, но к ним добавлены новые:

  • 08 — товары;
  • 09 — наценка на товары.

Единым планом счетов определено, что аналитические коды группы материальных запасов имеют коды 20, 30, 40. Например, счет учета мягкого инвентаря — 105 35 000, прочих материальных запасов — 105 36 000.

Вложения в нефинансовые активы. По-прежнему вложения в нефинансовые активы учитываются на счете 106 00 000. Счет по объектам учета имеет аналитические коды групп 10, 20, 30, 40.

Аналитический учет также ведется по 4 аналитическим кодам вида, только их названия немного изменились:

  • по коду 01 — учет вложений в основные средства;
  • по коду 02 — учет вложений в НМА;
  • по коду 03 — учет вложений в непроизведенные активы;
  • по коду 04 — учет вложений в материальные запасы.

Например, вложения в объекты недвижимых основных средств будут отражаться на счете 106 11 000.

Нефинансовые активы в пути. Счет, на котором учитываются нефинансовые активы, находящиеся в пути, также не изменился. Счет по объектам учета имеет аналитические коды групп 10, 20, 30, 40.

Аналитические коды вида представлены двумя видами:

  • код 01 — основные средства в пути;
  • код 03 — материальные запасы в пути.

Аналитический код 02, на котором согласно Плану счетов Инструкции N 148н учитывались НМА в пути, в Едином плане счетов отсутствует.

Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг. В Едином плане счетов для учета указанных затрат используется счет 109 00 000. Напомним, что такого счета в Плане счетов Инструкции N 148н не было.

По аналитическому коду группы:

  • 60 формируется себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • 70 собираются накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • 80 учитываются общехозяйственные расходы;
  • 90 собираются издержки обращения.

Все указанные затраты учитываются согласно аналитическим кодам групп объектов учета по видам расходов.

Финансовые активы

В счетах учета финансовых активов также нужно будет указывать аналитические коды групп и аналитические коды видов объектов учета, поэтому рассмотрим их.

Денежные средства учреждения. Движение денежных средств учреждения по-прежнему будет отражаться на счете 201 00 000, в котором нужно указывать соответствующий аналитический код группы объекта учета, а именно:

  • 10 — денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства;
  • 20 — денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации;
  • 30 — денежные средства в кассе учреждения.

Планом счетов Инструкции N 148н для аналитического учета денежных средств учреждения применялись следующие счета с 7 аналитическими кодами:

  • 201 01 000 «Денежные средства учреждения на счетах»;
  • 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»;
  • 201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути»;
  • 201 04 000 «Касса»;
  • 201 05 000 «Денежные документы»;
  • 201 06 000 «Аккредитивы»;
  • 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

В Едином плане счетов эти аналитические коды сохранились, за исключением аналитического кода 02 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение», по этому коду теперь будут учитываться денежные средства учреждения, размещенные на депозиты.

С учетом вышесказанного денежные средства учреждения, например, на лицевых счетах учреждения в органе казначейства, должны отражаться на счете 201 11 000, средства, находящиеся в кассе, — на счете 201 34 000, денежные документы — на счете 201 35 000.

Финансовые вложения. Так же как и в Плане счетов Инструкции N 148н, в Едином плане счетов для учета финансовых вложений применяется счет 204 00 000.

В Плане счетов Инструкции N 148н финансовые вложения учитывались на следующих счетах:

  • 204 01 000 «Депозиты, иные финансовые активы»;
  • 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале»;
  • 204 03 000 «Облигации, векселя».

Единым планом счетов предусмотрен другой порядок формирования счета для учета финансовых вложений и иное применение аналитических кодов.

Аналитические коды групп объекта учета финансовых вложений следующие:

а) код 20 «Ценные бумаги, кроме акций», ему соответствуют аналитические коды вида объекта учета:

б) код 30 «Акции и иные формы участия в капитале» включает аналитические коды вида:

  • 01 «Акции»;
  • 02 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий»;
  • 03 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях»;
  • 04 «Иные формы участия в капитале»;

в) код 50 «Иные финансовые активы», аналитические коды вида:

  • 01 «Активы в управляющих компаниях»;
  • 02 «Доли в международных организациях»;
  • 03 «Прочие финансовые активы».

Исходя из вышеизложенного, например, облигации следует учитывать на счете 204 21 000, акции — на счете 204 31 000.

Расчеты по доходам. Как и прежде, счет 205 00 000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

Обращаем внимание на то, что Инструкцией N 148н не было определено, на каком счете нужно учитывать суммы предварительной оплаты. В Инструкции N 157н этот нюанс учтен.

Планом счетов Инструкции N 148н для учета расчетов по доходам применялись следующие счета с использованием 10 аналитических кодов:

  • 205 01 000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;
  • 205 02 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от собственности»;
  • 205 03 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг»;
  • 205 04 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;
  • 205 05 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 205 06 000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;
  • 205 07 000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;
  • 205 08 000 «Расчеты с плательщиками взносов на обязательное социальное страхование»;
  • 205 09 000 «Расчеты по доходам от реализации активов»;
  • 205 10 000 «Расчеты по прочим доходам».

Как и в предыдущем разделе, Единым планом счетов предусмотрен порядок формирования счета для учета расчетов по доходам и иное применение аналитических кодов.

Группировка расчетов осуществляется в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов бюджета, и (или) видов поступлений, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения по аналитическим группам объектов учета:

а) код 10 «Расчеты по налоговым доходам», ему соответствует аналитический код вида объекта учета 01 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;

б) код 20 «Расчеты по доходам от собственности», аналитический код вида объекта учета 01 «Расчеты с плательщиками от собственности»;

в) код 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» имеет аналитический код вида объекта учета 01 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»;

г) код 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», ему соответствует аналитический код вида объекта учета 01 «Расчеты с плательщиками по суммам принудительного изъятия»;

д) код 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» имеет следующие аналитические коды вида объекта учета:

  • 01 «Расчеты с плательщиками по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 02 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;
  • 03 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;

е) код 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование» имеет аналитический код вида объекта учета 01 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование»;

ж) код 70 «Расчеты по доходам от операций с активами», ему соответствуют следующие аналитические коды вида объектов учета:

  • 01 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами»;
  • 02 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами»;
  • 03 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»;
  • 04 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами»;
  • 05 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами»;

з) код 80 «Расчеты по прочим доходам», аналитический код вида объекта учета 01 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».

Например, расчеты по доходам от собственности учитываются на счете 205 21 000, расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг — на счете 205 31 000, расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций — на счете 205 53 000.

Расчеты по выданным авансам. В Едином плане счетов для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений и операций, изменяющих указанные расчеты, так же как и в Плане счетов Инструкции N 148н, применяется счет 206 00 000.

Согласно Плану счетов Инструкции N 148н для аналитического учета выданных авансов применялось 24 аналитических кода. В Едином плане счетов их только 21. Были исключены:

  • код 01 «Расчеты по выданным авансам на заработную плату»;
  • код 23 «Расчеты по выданным авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»;
  • код 24 «Расчеты по выданным авансам на приобретение акций и иных форм участия в капитале».

Расчеты по выданным авансам группируются в разрезе видов выплат, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения по следующим аналитическим кодам групп объекта учета:

а) код 10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» имеет аналитические коды вида объекта учета:

  • 02 «Расчеты по авансам по прочим выплатам»;
  • 03 «Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»;

б) код 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам», ему соответствуют следующие аналитические коды вида объекта учета:

  • 01 «Расчеты по авансам по услугам связи»;
  • 02 «Расчеты по авансам по транспортным услугам»;
  • 03 «Расчеты по авансам по коммунальным услугам»;
  • 04 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом»;
  • 05 «Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества»;
  • 06 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»;

в) код 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов» имеет аналитические коды вида объекта учета:

  • 01 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств»;
  • 02 «Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов»;
  • 03 «Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов»;
  • 04 «Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов»;

г) код 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям» может иметь следующие аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;
  • 02 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;

д) код 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам», ему соответствуют аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 02 «Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 03 «Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям»;

е) код 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению» может иметь следующие аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
  • 02 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению»;
  • 03 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

ж) код 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам», ему соответствует аналитический код вида 01 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов».

Например, расчеты по выданным авансам по услугам связи будут отражаться на счете 206 21 000, расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ — на счете 206 51 000, расчеты по авансам по оплате прочих расходов — на счете 206 91 000.

Расчеты по кредитам, займам (ссудам). В Плане счетов Инструкции N 148н счет 207 00 000 назывался «Расчеты по бюджетным кредитам». Аналитический учет велся с применением следующих счетов:

  • 207 01 000 «Расчеты по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации»;
  • 207 02 000 «Расчеты по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 207 03 000 «Расчеты по бюджетным кредитам правительствам иностранных государств»;
  • 207 04 000 «Расчеты по бюджетным кредитам, предоставленным иностранным юридическим лицам»;
  • 207 05 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам международным финансовым организациям».

Единым планом счетов в зависимости от предоставленных бюджетному учреждению заимствований аналитическим кодам групп объекта учета присвоены коды:

  • 10 «Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)»;
  • 20 «Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 30 «Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям».

Денежные средства учреждения учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы и соответствующий аналитический код вида объекта учета:

  • код 01 «Расчеты по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • код 03 «Расчеты с иными дебиторами по бюджетным кредитам»;
  • код 04 «Расчеты по займам (ссудам)».

Расчеты с подотчетными лицами. Согласно Плану счетов Инструкции N 148н аналитический учет расчетов с подотчетными лицами велся с применением 24 аналитических кодов. В Едином плане счетов их только 16. Не применяются такие аналитические коды вида, как расчеты с подотчетными лицами, связанные с безвозмездными перечислениями, с перечислениями другим бюджетам бюджетной системы РФ, наднациональным организациям, правительствам иностранных государств и международным организациям, расчеты по приобретению непроизведенных активов, ценных бумаг и иных форм участия в капитале.

Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности по аналитическим группам объекта учета:

а) код 10 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» имеет аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты с подотчетными лицами по заработной плате»;
  • 02 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • 03 «Расчеты с подотчетными лицами по начислениям на выплаты по оплате труда»;

б) код 20 «Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам», ему соответствуют аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;
  • 02 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
  • 03 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг»;
  • 04 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом»;
  • 05 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг по содержанию имущества»;
  • 06 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг»;

в) код 30 «Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов» имеет аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;
  • 02 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов»;
  • 04 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов»;

г) код 60 «Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению» имеет аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
  • 02 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению»;
  • 03 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления»;

д) код 90 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам» имеет только один аналитический код вида 01 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов».

Например, расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи следует отражать на счете 208 21 000, расчеты по приобретению основных средств — на счете 208 31 000.

Расчеты по ущербу имуществу. В Плане счетов Инструкции N 148н счет 209 00 000 имел название «Расчеты по недостачам».

Для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу бюджетного учреждения и операций, изменяющих указанные расчеты, применяются следующие аналитические коды групп объектов учета:

а) код 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», ему соответствуют аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
  • 02 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
  • 03 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
  • 04 «Расчеты по ущербу материальным запасам»;

б) код 80 «Расчеты по прочему ущербу», в него входят:

  • код 01 «Расчеты по недостачам денежных средств»;
  • код 02 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов».

Например, если расчеты связаны с причинением ущерба основным средствам, применяется счет 209 71 000, если с хищением денежных средств — счет 209 81 000.

Прочие расчеты с дебиторами. Счет 210 00 000, на котором учитываются прочие расчеты с дебиторами, в Плане счетов Инструкции N 148н назывался «Расчеты с прочими дебиторами», для их учета применялись следующие аналитические счета:

  • 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
  • 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами»;
  • 210 03 000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»;
  • 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».

К применяемым аналитическим кодам этих счетов Единым планом счетов добавлены следующие аналитические коды вида:

  • 05 «Расчеты с прочими дебиторами»;
  • 06 «Расчеты с учредителем».

Вложения в финансовые активы. Для формирования информации в денежном выражении о состоянии вложений в финансовые активы и операций, изменяющих указанные объекты учета, применяется счет 215 00 000 и следующие аналитические коды групп объекта учета:

а) код 20 «Вложения в ценные бумаги, кроме акций», ему соответствуют аналитические коды вида финансовых активов:

  • 01 «Вложения в облигации»;
  • 02 «Вложения в векселя»;
  • 03 «Вложения в иные ценные бумаги, кроме акций»;

б) код 30 «Вложения в акции и иные формы участия в капитале» имеет аналитические коды вида объекта учета:

  • 01 «Вложения в акции»;
  • 02 «Вложения в государственные (муниципальные) предприятия»;
  • 03 «Вложения в государственные (муниципальные) учреждения»;
  • 04 «Вложения в иные формы участия в капитале»;

в) код 50 «Вложения в иные финансовые активы» имеет аналитические коды вида:

  • 01 «Вложения в управляющие компании»;
  • 02 «Вложения в международные организации»;
  • 03 «Вложения в прочие финансовые активы».

Обязательства

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов с кредиторами по долговым обязательствам учреждения, принятым в соответствии с законодательством РФ, и операциях, изменяющих указанные объекты учета, применяется счет 301 00 000 и следующие аналитические группы объекта учета:

  • код 10 «Расчеты по долговым обязательствам в рублях»;
  • код 20 «Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)»;
  • код 30 «Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям»;
  • код 40 «Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте».

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы и соответствующий аналитический код вида объекта учета:

  • 01 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам»;
  • 02 «Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам»;
  • 03 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу»;
  • 04 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

Заметим, что Планом счетов Инструкции N 148н предусматривалось только два аналитических счета:

  • 301 01 000 «Расчеты с кредиторами по внутреннему долгу»;
  • 301 02 000 «Расчеты с кредиторами по внешнему государственному долгу».

Расчеты по принятым обязательствам. Информация в денежном выражении о состоянии расчетов по принятым обязательствам перед работниками учреждения, поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг, работ, арендодателями и иными контрагентами согласно государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения (соглашениям) и операциях, изменяющих указанные обязательства, формируется на счете 302 00 000 с применением следующих аналитических кодов групп:

а) код 10 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» может иметь следующие аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по заработной плате»;
  • 02 «Расчеты по прочим выплатам»;
  • 03 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;

б) код 20 «Расчеты по работам, услугам» включает следующие аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по услугам связи»;
  • 02 «Расчеты по транспортным услугам»;
  • 03 «Расчеты по коммунальным услугам»;
  • 04 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом»;
  • 05 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества»;
  • 06 «Расчеты по прочим работам, услугам»;

в) код 30 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов», ему соответствуют аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по приобретению основных средств»;
  • 02 «Расчеты по приобретению нематериальных активов»;
  • 03 «Расчеты по приобретению непроизведенных активов»;
  • 04 «Расчеты по приобретению материальных запасов»;

г) код 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям» включает аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;
  • 02 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;

д) код 50 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам» может иметь следующие аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 02 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 03 «Расчеты по перечислениям международным организациям»;

е) код 60 «Расчеты по социальному обеспечению», ему соответствуют аналитические коды вида:

  • 01 «Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
  • 02 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»;
  • 03 «Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

ж) код 70 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям» имеет 3 аналитических кода вида:

  • 02 «Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций»;
  • 03 «Расчеты по приобретению акций и иных форм участия в капитале»;
  • 05 «Расчеты по приобретению иных финансовых активов»;

з) код 90 «Расчеты по прочим расходам» имеет только один аналитический код вида 01 «Расчеты по прочим расходам».

Расчеты по платежам в бюджеты. В Едином плане счетов все счета, на которых велся учет расчетов по платежам в бюджеты, остались такими же, как и в Плане счетов Инструкции N 148н, но с добавлением счетов:

  • 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

Расчеты с прочими кредиторами. Планом счетов Инструкции N 148н расчеты с прочими кредиторами учитывались с использованием следующих счетов:

  • 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;
  • 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;
  • 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами».

В Едином плане счетов используются эти же счета, кроме счета 304 05 000 (для бюджетных учреждений), а также введен новый счет 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Финансовый результат

Счета этого раздела Единого плана счетов предназначены для обобщения информации о результатах финансовой деятельности бюджетных учреждений за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды и подразделяются на следующие группировочные счета:

  • 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
  • 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
  • 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Доходы текущего финансового года учитываются по видам доходов, например доходы от собственности будут отражаться на счете 401 10 120, а доходы от оказания платных услуг — на счете 401 10 130.

Расходы текущего финансового года будут учитываться по видам расходов.

Доходы будущих периодов, например, будут учитываться на счетах:

  • 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».

Расходы будущих периодов будут отражаться на следующих счетах:

  • 401 50 211 «Расходы будущих периодов по заработной плате»;
  • 401 50 212 «Расходы будущих периодов по прочим выплатам»;
  • 401 50 220 «Расходы будущих периодов на оплату работ, услуг»;
  • 401 50 225 «Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества»;
  • 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»;
  • 401 50 262 «Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению».

Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта

В Едином плане счетов для отражения санкционирования расходов применяется счет 500 00 000, имеющий аналитические коды групп в разрезе финансовых периодов, в отношении которых осуществляется санкционирование:

  • 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;
  • 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;
  • 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;
  • 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным».

В разрезе объектов учета используются следующие счета:

  • 502 00 000 «Принятые обязательства»;
  • 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения»;
  • 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;
  • 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;
  • 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».

Принятые обязательства. Для обобщения информации о принятых бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год применяются следующие группировочные счета:

а) в разрезе финансовых периодов:

  • 502 10 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
  • 502 21 000 «Принятые обязательства на очередной финансовый год»;
  • 502 31 000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)»;
  • 502 41 000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным»;

б) в разрезе объектов учета:

  • 502 01 000 «Принятые обязательства»;
  • 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Сметные (плановые) назначения. Для обобщения информации об исполнении сметных (плановых) назначений, утвержденных на текущий (очередной) финансовый год, применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции в разрезе финансовых периодов:

  • 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года»;
  • 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения очередного финансового года».

По аналитическому коду вида 01 этого синтетического счета отражаются утвержденные сметные (плановые) назначения по выплатам, на 02 аналитическом коде вида — сметные (плановые) назначения учреждений.

Право на принятие обязательств. Для обобщения информации об объеме права бюджетного учреждения на принятие в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год обязательств (денежных обязательств) применяется счет 506 00 000.

Утвержденный объем финансового обеспечения. Суммы денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения к поступлению в текущем (очередном) финансовом году, учитываются на счете 507 00 000.

Получение финансового обеспечения. Информацию о суммах полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов (поступлений)) и сумм возвратов ранее поступившего финансового обеспечения (доходов (поступлений)) бюджетного учреждения следует отражать на счете 508 00 000 в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции.

wiseeconomist.ru

Еще по теме:

  • Закон и порядок самара Добровольная народная дружина ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА В настоящее время на территории городского округа Самара в соответствии с действующим законодательством действует Общественная организация "Добровольная народная […]
  • Приказ мо рф от 2008 года 250 дсп Категории блога Приказ министра обороны рф 2008 года 250дсп Скачать Приказ министра обороны рф 2008 года 250дсп Информация о файле:Дата: 6.7.2012Скачано раз: 100Место в рейтинге: 269Средняя скорость скачивания: 6620 КБ/сек.Похожих файлов: […]
  • Работа юрист сызрань Работа Юрист Сызрань Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Сызрань, часто требуется: Требования: комуникабельность, устные юридические new_releasesконсультации Условия: работа в офисе, участие в судах, опыт работы не менее 3х лет Обязанности: […]
  • Адрес суда в дмитрове Дмитровский городской суд Дмитровский городской суд. Ведение дел в суде. Услуги опытного адвоката. Запись на прием по тел. 8 495 787 75 07, 8 495 691 38 72. 41800, Московская обл, г. Дмитров, ул.Пушкинская., 1 Контактные телефоны: (8-496-22) […]
  • Нотариус зеленый 20 Нотариусы Москвы на станции метро Перово Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Глыбина Людмила Викторовна Телефон: (495) […]
  • Возврат и обмен наручных часов Роспотребнадзор (стенд) Роспотребнадзор (стенд) Часы наручные отнесли к технически сложным товарам. - Защита прав потребителей Breadcrumbs Часы наручные отнесли к технически сложным товарам. Часы наручные отнесли к технически сложным […]