Приказ 1155 фгос в доу

Нормативно-правовая основа для написания

Основной Образовательной программы

дошкольных образовательных организаций

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

(ред. от 25.11.2013)

«Об образовании в Российской Федерации»

Ознакомиться с законом можно здесь
273 ФЗ об образовании.rtf
Текстовый документ [2.3 MB]
Скачать

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОС дошкольного образования ФГОС ДО

Разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ об утверждении ФГОС вступает в силу с 1 января 2014 года.

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014

(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении утратило силу

Порядок организации образовательной деят
Текстовый документ [433.0 KB]
Скачать

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

2013 год СанПиН 2.4.1.3049-13 .docx
Microsoft Word документ [91.9 KB]

О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИ
Microsoft Word документ [43.0 KB]
Скачать

О НАИМЕНОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 10 июня 2013 г.№ ДЛ-151/17

О НАИМЕНОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИ
Microsoft Word документ [44.0 KB]
Скачать

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 14 июня 2013 г. № 462

Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации

27 июня 2013 г. Регистрационный № 28908

ПОРЯДОК САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Microsoft Word документ [35.0 KB]
Скачать

Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 10.07.2013 № 582

Информация на сайт ОУ.doc
Microsoft Word документ [51.0 KB]
Скачать

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Феде-рации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638

Единый квалификационный справочник .doc
Microsoft Word документ [302.0 KB]
Скачать

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

malishok.edusite.ru

С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации.

В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:

Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

— характер взаимодействия со взрослыми;

— характер взаимодействия с другими детьми;

— система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Образовательная программа дошкольного образования может предусматривать возможность ее реализации на родном языке из числа языков народов РФ. Реализация такой возможности не должна осуществляться в ущерб получению образования на русском языке.

Утрачивают силу Приказы Минобрнауки России от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и от 20.07.2011 N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

www.consultant.ru

Консультация на тему:
Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Данный доклад с презентацией расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений. В нем раскрываются основные аспекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Предварительный просмотр:

Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Руссу Наталья Закиевна, педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому

развитию детей «Снегурочка»

Данный стандарт утвержден приказом Минобразования №1155 от 17.10.2013г. Зарегистрирован 14.11.2013г. опубликован 25.11.2013г. Вступил в силу с 01.01.2014г.

Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Принципы, утвержденные стандартом: (некоторые из них)

1. Поддержка разнообразия детства;

2. Сохранение уникальности самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

3. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

8. Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Цели данного Стандарта:

1. Повышение социального статуса дошкольного образования;

2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

4. Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи:

— Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

— Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— Формирования общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

— Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формированиям образовательных программ различных уровнем сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

— Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;

— Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт включает в себя требования к:

— К структуре Программы;

— К условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

-К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

Содержания программы охватывает следующие образовательные области:

Содержание Программы должно отражать следующие а спекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

· Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

· Характер взаимодействия со взрослым;

· Характер взаимодействия с другими детьми;

· Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

— Обязательную часть (предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях); Объем 60% от общего объема Программы.

— Часть, формируемая участниками образовательных отношений (представляет выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы) объем не более 40%

Обе части взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации требований Стандарта.

Программа включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный, в каждом в которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.

1. Целевой раздел включает в себя:

— целевые ориентиры (планируемый результат освоения программы);

2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы и раскрывает задачи:

— развитие специфических видов деятельности;

— становление первичной ценностной ориентации и социализации;

— развитие первичных преставлений;

— коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а так же механизмы реализации положений основной образовательной программы.

Решение задач развития детей в пяти образовательных областях должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

· Восприятие художественной литературы и фольклора;

· Элементарной трудовой деятельности;

· Конструирования из различных материалов;

Часть, формируемая участниками образовательных отношений может быть ориентирована на:

— Специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

— Поддержку интересов педагогических работников организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

— Сложившиеся традиции Организации (группы).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Пограммы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Последняя из которых должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

· Оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Данные ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая, в том числе оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, даже в рамках мониторинга.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

— Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации;

— Используемые Примерные программы;

— Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

nsportal.ru

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону “Об образовании в РФ” оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.

Кроме того, был принят приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ 17 октября и зарегистрирован в Министерстве юстиции 14 ноября Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработка которого велась с начала года группой экспертов под руководством директора Федерального института развития образования АлександраАсмолова.

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Соответственно, утратил силу приказ № 655 Минобрнауки “Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, и приказ № 2151 “Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы”.

Иными словами, на смену ФГТ пришел ФГОС.

Период с 2014 года по 2016 год является переходным с ФГТ на ФГОС. За это время каждая образовательная организация должна разработать “дорожную карту” (или план-график) по переходу на ФГОС, опираясь на направления его реализации:

1.Нормативное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;

2. Организационное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;

3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО;

4. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО;

5. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО;

6. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

На мой взгляд, в дорожную карту должны войти:

  • Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме “Изучаем и работаем по ФГОС ДО”.;
  • подготовка и корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС ДОчерез разные формы методической работы: цикл семинаров, тематических консультаций, мастер-классов, открытых просмотров и т.д.;
  • создание рабочей группы педагогов ОО по введению ФГОС ДО;
  • разработка программы, анализ условий реализации ФГОС ДО: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, а так же условий к развивающей предметно-пространственной среде;
  • приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО,мониторинг введения ФГОС;
  • определение финансовых затрат ОО (объем, направление) на подготовку и переход на ФГОС ДО;
  • Определение необходимых средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), в соответствии с основными видами детской деятельности и требованиями ФГОС ДО.

Так, что же такое, Федеральный государственный стандарт?

Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Приняв этот документ, государство дает гарантию семьям на обеспечение качественного образования детей.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, и опирается на новый “Закон об образовании РФ”, вступивший в силу 1 сентября 2014 года.

По своей сути, это абсолютно революционный документ, который долго ждали работники дошкольного образования. После принятия этого документа и введения его в действие, реформу образования можно считать подходящей к завершению. Осталось принять еще один важный документ – это “Профессиональный стандарт педагога”, работа над которым уже ведется.

Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ.

Принципы Федерального государственного образовательного стандарта:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре Программы и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности на уровне дошкольного образования.

Структурные подразделения в одной Организации (или Группы) могут реализовывать разные Программы.

В настоящее время созданы рабочие группы по приведению в соответствие с ФГОС Примерных образовательных программ дошкольного образования. При Министерстве образования и науки РФ будет создан экспертный совет, задачей которого является проведение экспертизы всех представленных программ. Прошедшим экспертизу программам присвоят Гриф Министерства и они войдут в реестр Примерных образовательных программ, допущенных к реализации. У каждой программы будет свой рейтинг, и все они будут представлены на сайте Министерства в бесплатном доступе для скачивания. И каждая образовательная организация, реализующая программу дошкольного образования, будет иметь возможность выбрать из списка представленных программ любую понравившуюся, и на ее основе разрабатывать Основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток…

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Образовательные области: их всего 5

  • социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира , о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. ;
  • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование предпосылок обучения грамоте ;
  • художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Как мы видим, в ФГТ было 10 образовательных областей, а в ФГОС стало всего 5. Это не значит, что некоторые области убрали, просто некоторые из них объединились. Например: художественное творчество объединилось с музыкой – получилась область художественно-эстетическое развитие, безопасность влилась в социально-коммуникативное развитие.

В ФГОС представлены три возраста:

  • младенческий возраст, от 2 месяцев до 2 лет;
  • ранний возраст, от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возраст, от 3 лет до 8 лет.

Для каждого возраста представлены специфические виды деятельности.

Структура Программы:

  • обязательная часть, представленная выбранной Примерной образовательной программой дошкольного образования. Эта часть должна составлять не менее 60%;
  • часть, формируемая участниками образовательного процесса самостоятельно. Сюда входят выбранные парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы, учет национальных особенностей, запросов семей, выбранные направления работы, коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта часть должна составлять не более 40 %.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления, размещена на сайте организации.

Требования к условиям реализации Программы:

  • психолого-педагогические условия;
  • кадровые условия;
  • материально-технические условия;
  • финансовые условия;
  • развивающая предметно-пространственная среда

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

Требования к материально-техническим условиям – это:

  • требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПин является документом более высокого уровня, так как является Постановлением правительства РФ, а ФГОС – всего лишь Министерства;
  • требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагает финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств Российской Федерации.

Каждая образовательная организация должна будет делать финансовый расчет условий реализации Программы, с учетом контингента детей. Следовательно, материально-технические условия следует прописывать в программе очень аккуратно, не написать лишнего, но при этом необходимо учесть все составляющие. Потому что, что не прописано в ООП, не может финансироваться.

Требования к результатам освоения программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку уровня развития детей;
  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания ;
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Мониторинг не отменен!

Педагогическая диагностика проводится педагогическим работником в целях решения образовательных задач. Результаты мониторинга не могут быть использованы для оценки профессиональных компетенций педагога.

Психологическую диагностику проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Разделение ответственности с родительской общественностью.

По-новому ФГОС смотрит и на взаимодействие ОО с родителями.

Во-первых, в условиях перехода на рыночную экономику, из сферы поддержки идеологии образование перешло в сферу оказания образовательных услуг, где заказчиками являются родители учащихся. Теперь в большей степени, чем раньше, образовательному учреждению приходится согласовывать государственный заказ на образование с ожиданиями и потребностями родительской общественности, что наиболее существенно при вариативности образовательных услуг. И тут вступают в силу законы рынка: необходимо, чтобы заказчик был доволен результатом, а это будет достигнуто только в случае “прозрачности” самого образовательного процесса.

Во-вторых, в условиях рыночной экономики образованию нужны родители в качестве союзников, партнёров, реальной поддержки, а не в качестве оппозиции, противников. Нельзя не отметить тот факт, что в последнее время, в связи с повышением занятости родителей в профессиональной сфере и с потерей воспитательных ориентиров в образовательном пространстве, школа и семья занимались перекладыванием обязанностей и ответственности за воспитание детей друг на друга. Проблема в комментариях не нуждается: во взаимодействии родителей и учителей скрыты огромные ресурсы развития не только отдельно взятого образовательного учреждения, но и системы образования в целом.

В-третьих, процесс формирования полноценной, отвечающей требованиям будущего личности должен сопровождаться взрослыми, способными к саморазвитию. Образовательная организация могла бы вести за собой и родителей, но этот процесс также не является односторонним, развитие должно происходить в диалоге школы и семьи. Поэтому событие, участниками которого являются педагоги, дети и родители, имеет максимальный развивающий потенциал. И, наконец, участие общественности в управлении образовательным учреждением позволит делегировать ей часть ответственности за организацию образовательного процесса и конечный его результат.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему “образовательную ценность”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Еще по теме:

  • Налог на имущество в москве с 2014 Городская квартира Записки покупателя недвижимости Налог на имущество физических лиц в Москве на 2013 год С 1 января 2013 года в Москве повышаются ставки налога на имущество физических лиц (как на жилые, так и на нежилые помещения). Такой […]
  • Закон 63 об эцп НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ Закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с 1 января 2014 года уступает место Закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Какие изменения ждут нас в связи с этим? В России стартует массовое использование нового […]
  • Приказ 470 мвд 2013 Приказ Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2013 г. N 470 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36" Приказ Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2013 г. N 470"О внесении изменений […]
  • Приказ мз 527 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 17 сентября 2014 г. N 527н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации (за исключением замены речевого […]
  • Закон 93-фз от 30062006 дачная амнистия Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (с изменениями и […]
  • Приказы 1577 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской […]