§ 1. Общая характеристика преступлений против военной службы

В соответствии с Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной государства обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства, и Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности. Вооруженные Силы РФ создаются в целях обороны и предназначаются для отражения агрессии против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»). Помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, другие войска, воинские формирования, иные государственные органы.

Конституция РФ в ст. 59 устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военную службу гражданин несет в соответствии с федеральным законом.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы , исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп.) военную службу определяет как вид государственной службы.

Граждане РФ проходят военную службу по призыву или по контракту. Во время прохождения воинской службы они приобретают статус военнослужащего.

Ответственность за преступления против военной службы установлена гл. 33 разд. XI УК РФ. В ст. 331 УК РФ дается понятие преступлений против военной службы, под которыми понимаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Положения об ответственности, содержащиеся в гл. 33 УК РФ, распространяются только на мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке определяется законодательством РФ военного времени. Преступления против военной службы характеризуются едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью.

Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении или создании угрозы причинения вреда военной безопасности государства. Общественную опасность представляют не сами по себе нарушения установленного порядка прохождения военной службы, а те вредные последствия, которые могут наступить в результате этих нарушений.

Преступления против военной службы обладают свойством специальной противоправности, поскольку в соответствии со ст. 331 УК РФ могут признаваться лишь те общественно опасные деяния, которые перечислены в гл. 33 и могут совершаться военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время совершения ими военных сборов.

Особенность уголовной противоправности преступлений против военной службы заключается в том, что воинские преступления нарушают уголовно-правовые нормы с бланкетной диспозицией, что обусловливает необходимость предметного анализа соответствующих нормативно-правовых актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т.д.).

Виновность как признак преступления против военной службы отражает воинскую природу общественно опасного деяния (нарушение правил прохождения военной службы) и наступивших последствий (причинение вреда или создание угрозы военной безопасности государства). Интеллектуальное (осознание или предвидение) содержание вины в воинских преступлениях может быть различным, например: прямой или косвенный умысел, преступное легкомыслие, преступная небрежность .

См.: Военно-уголовное право: Учебник. М., 2008. С. 67 — 68. (Сер. «Право в Вооруженных силах — консультант». Вып. 93).

Уголовная наказуемость преступлений против военной службы специфична. Специфика признака наказуемости состоит в особенностях применения уголовного наказания к различным категориям военнослужащих (см. ст. ст. 44, 48 — 51, 55 УК РФ). К военнослужащим применяются почти все виды наказаний, предусмотренные ст. 44 УК РФ, за некоторыми исключениями, обусловленными характером военной службы, в частности к ним не применяются обязательные и исправительные работы. В то же время в системе уголовных наказаний предусмотрены два вида наказаний, которые применяются исключительно к военнослужащим. К ним относятся: содержание в дисциплинарной воинской части, которое применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Воинскую природу имеет и один из дополнительных видов наказаний — лишение воинского звания .

Уголовное право России: Особенная часть: Учебник / Отв. ред. О.Г. Ковалев. М., 2007. С. 922.

Состав преступления против военной службы включает единые для всех преступлений элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, признаки которых позволяют отграничить их от других преступлений, а также определить основание уголовной ответственности.

Структурно-функциональный анализ разд. XI УК РФ позволяет говорить о совпадении родового и видового объектов данной группы преступлений — круга отношений, обеспечивающих установленный порядок несения военной службы военнослужащими. Кроме того, на это указывает и совпадение названий разд. XI и гл. 33 УК РФ — «Преступления против военной службы».

Не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные нормами гл. 33 УК РФ. Иные деяния, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб военной службе (например, убийства — ст. 105 УК РФ, разглашение государственной тайны — ст. 283 УК РФ и др.), хотя и причиняют вред военным отношениям, но к числу воинских преступлений не относятся и ответственность наступает по общеуголовным статьям УК РФ.

Преступления против военной службы классифицируются на основании критерия содержания непосредственного объекта посягательства, под которым понимаются те или иные стороны порядка прохождения военной службы.

В зависимости от этого основания можно выделить пять видов преступлений против военной службы:

— преступления против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (ст. ст. 332 — 336);

— преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 337 — 339);

— преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344);

— преступления против порядка использования военного имущества (ст. ст. 345 — 348);

— преступления против порядка обращения с оружием, эксплуатации военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352) .

В принципе аналогичной классификации, с некоторыми уточнениями, придерживаются и другие современные авторы. См., например: Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2002. С. 965 — 966; Российское уголовное право: Курс лекций: В 3 т. / А.В. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007. Т. 3: Особенная часть (главы XI — XXI). С. 574 — 575; Российское уголовное право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Т. 2: Особенная часть. С. 602 — 603; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. 3-е изд., с изм. и доп. М., 2009. С. 658 — 659; и др.

В некоторых составах преступлений против военный службы наряду с основными могут выделятся и дополнительные непосредственные объекты. Это обусловлено тем, что военнослужащие, посягая на порядок прохождения военной службы, в отдельных случаях одновременно причиняют вред и иным ценностям, охраняемым уголовным законом. Так, например, составы, предусмотренные ст. ст. 333 — 335 УК РФ, предполагают в качестве дополнительного объекта здоровье военнослужащих, ст. ст. 335, 336 УК РФ — честь и достоинство и др.

Отдельные составы преступлений против военной службы характеризуются наличием предмета преступления — оружие, боеприпасы, предметы военной техники (ст. ст. 346, 347, 348), военные, специальные или транспортные машины (ст. 350), военные летательные аппараты (ст. 351) и др.

Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии (ст. ст. 333 — 336, 346), так и в бездействии (ст. ст. 332, 337 — 344, 348 — 352).

По конструкции объективной стороны большинство составов воинских преступлений носят материальный характер (ст. ст. 332, 342 — 344, 346 — 352). Ряд составов имеют формальный характер (ст. ст. 337, 338, 339) или формально-материальный (ст. 341).

Субъект преступлений против военной службы специальный — военнослужащие, проходящие службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, характеризуется как умышленной формой вины (ст. ст. 332 — 346), так и неосторожной формой вины (ст. 332, п. «в» ч. 2 ст. 334, п. «д» ч. 2, ч. 3 ст. 335, ст. ст. 340 — 344, 347 — 352).

Для некоторых преступлений против военной службы конструктивными признаками выступают мотив и цель преступления (см. например, ст. ст. 333, 334), которые используются законодателем в качестве разграничения преступлений против военной службы либо со смежными общеуголовными преступлениями (ст. 334) либо между собой (ст. 338).

Большинство преступлений против военной службы относится к преступлениям небольшой или средней тяжести. Деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 333, ч. 2 ст. 334, ч. 3. ст. 335, ст. 338, ч. 2 ст. 339, ч. 2 ст. 340, ч. 3 ст. 342, ч. 3 ст. 350, ст. 352 УК РФ, относятся к тяжким. Преступления, относящиеся к особо тяжким, в гл. 33 УК РФ не предусмотрены. Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что основным отличием преступлений против военной службы от иных преступлений, предусмотренных в УК РФ, является наличие специфического объекта посягательства — установленный порядок прохождения военной службы и специального субъекта преступления — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Специфика объекта посягательства — установленный порядок прохождения военной службы — обусловила и особый характер законодательства РФ по вопросам военной службы, которое отличается высокой степенью детализации регулируемых отношений. Оно включает в себя: Конституцию РФ (ст. 59); Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 ; уставы Вооруженных Сил РФ (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы , Строевой устав и др.). Сюда же следует отнести и уставы, действие которых распространяется не на все Вооруженные Силы, а только на военнослужащих определенных их родов, например Корабельный устав Военно-Морского Флота (1984 г.), Устав Пограничных войск РФ и др. Важную роль в дальнейшем развитии военно-уголовного законодательства оказала утвержденная Указом Президента РФ 21 апреля 2000 г. N 706 Военная доктрина Российской Федерации.

Собрание законодательства РФ. 1999. N 38. Ст. 4534 (с послед. изм.).

См.: Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140 // СПС «КонсультантПлюс».

Приказ Минобороны России от 15 февраля 1993 г. N 600 // СПС «КонсультантПлюс».

vuzirossii.ru

Преступления против военной службы включают в себя

Понятие преступлений против военной службы.

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов и военными строителями военно-строительных отрядов Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Данное определение не вносит каких-либо изменений и дополнений в общее понятие преступления, а указывает лишь на специальный объект и на специальный субъект рассматриваемых деяний.

Объектом преступлений против военной службы является порядок ее прохождения, который устанавливается Конституцией Российской Федерации и другими законами, не связанного с посягательством на порядок прохождения военной службы, не образует преступления против военной службы и квалифицируется как общеуголовное деяние.

Порядок прохождения военной службы в широком смысле слова включает в себя всю совокупность воинских правоотношений, охраняемых уголовным законом: порядок подчиненности и уставных взаимоотношений, порядок пребывания на военной службе, порядок несения специальных служб, порядок сбережения военного имущества, порядок обращения с оружием, управления и эксплуатации военной техники.

Глава 33 УК сохранила основные составы воинских преступлений такими, как в прежнем законодательстве. Вместе с тем введены новые составы, декриминализированы деяния, не отвечающие требованиям времени, уточнены многие нормы и признаки.

Глава УК РФ о преступлениях против военной службы не содержит составов преступлений, совершаемых в военное время и в боевой обстановке. Уголовная ответственность за них определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Новый УК, кроме того, исключил из порядка прохождения военной службы порядок хранения военной тайны и порядок деятельности органов военного управления, как это было в УК РСФСР. Уголовная ответственность военнослужащих за совершение этих посягательств наступает по общим нормам, предусматриваемым ст. 283—286, 292—293 о преступлениях против безопасности государства и государственной власти.

Исходя из прежнего законодательства, удельный вес воинских преступлений в 1992—1996 гг. доминировал, составляя 64—65% в структуре всей преступности военнослужащих. С введением в действие нового УК в 1997 г. доля преступлений против военной службы снизилась до 59,1%. Общее число учтенных преступлений против военной службы с 1992 г. снижалось, но это было обусловлено сокращением численности войск и увеличением латентных деяний, что подтверждается ростом количества преступлений в расчете на 100 тыс. военнослужащих и выявлением скрытых деяний органами прокуратуры. В первом полугодии 1998 г. обозначился и относительный, и абсолютный рост общеуголовных и воинских преступлений военнослужащих.

Вторым признаком преступлений против военной службы является специальный субъект преступления. Им может быть военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

www.preiskurant.ru

27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Глава 33 Уголовного кодекса устанавливает уголовную ответственность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за преступления против установленного порядка прохождения военной службы. Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Из 22-х статей главы 33 УК одна статья (ст. 331) посвящена понятию преступления против военной службы, в других статьях предусмотрены конкретные виды преступлений против военной службы.

Статья 331 УК определяет: «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».

Понятие преступления против военной службы основано на общем определении преступления, сформулированном в ст. 14 УК. Преступление против военной службы есть общественно опасное деяние, виновно совершенное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта. Родовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленный Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих и общевоинскими уставами. Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно посягает не на весь порядок прохождения военной службы, а на те или иные стороны (элементы, составные части) этого порядка. По непосредственному объекту строится система составов преступлений против военной службы. Она включает в себя: 1) преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. 332-335); 2) различные виды уклонения от военной службы (ст. 337-339); 3) преступления против порядка несения специальных служб (ст. 340-344); 4) преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 345-348); 5) преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349-352).

Субъектами преступлений против военной службы могут быть граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (ст. 1 и 2 Федерального закона РФ от 6 марта 1998 года «О статусе военнослужащих»). К ним относятся военнослужащие, несущие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта Федерации к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту -день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы — день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уголовная ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу, а также за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена в ст. 328 УК.

Невоеннослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы. В соответствии с ч. 4 ст. 34 УК они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей и пособников этих преступлений и нести уголовную ответственность по статьям главы 33 УК как соучастники.

По статьям главы 33 УК за преступления против установленного для них порядка прохождения службы, кроме военнослужащих, несут уголовную ответственность военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны и других министерств и ведомств Российской Федерации, призванные в эти отряды с зачетом времени работы в них в срок действительной военной службы.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 УК).

rudiplom.ru

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к Ст. 331 УК РФ

В русском писаном праве такое понятие, как воинские преступления, появляется еще в середине XVI в. В то же время научная разработка этого понятия в России начинается лишь в XIX в. Термин «воинское преступление» впервые был использован в Военно-уголовном уставе 1839 г. В ст. 2 этого устава указывалось, что преступления, совершаемые лицами военного ведомства, могут быть двух видов: «преступления собственно воинские и преступления общие, служащих по военному ведомству с лицами гражданского звания, учиненные независимо от порядка и обязанности службы».

1. Непосредственным объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями гл. 33 УК.

2. Объективная сторона преступлений против военной службы состоит в нарушении установленного порядка прохождения военной службы.

Охраняемый уголовным законом порядок прохождения военной службы подразделяется на порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 — 336 УК), порядок пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339 УК), порядок несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344 УК), порядок сбережения военного имущества (ст. ст. 346 — 348 УК), правила безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352 УК).

Военнослужащие, совершившие воинские преступления, осуждались в последние годы за уклонения от военной службы — 60 — 70%, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими — 20 — 30%, а также за сопротивление, принуждение и насильственные действия в отношении начальника — 5 — 10%.

Нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК, не являются воинскими преступлениями (к таким нарушениям, например, как это видно из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, относится самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше 10 суток. В таких случаях содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК.

3. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту), иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту, а также граждане, находящиеся в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В ст. 3 Закона о воинской обязанности указывается, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ. Статьи 2, 32 указанного Закона устанавливают, что граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Из п. 5 ст. 34 Закона о воинской обязанности следует, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

В случае совершения воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или вследствие подлога документов, ответственность за преступления против военной службы исключается.

Не могут быть признаны субъектами воинских преступлений и лица, негодные или ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья (ст. ст. 23, 50, подп. «г» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности). В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.

Гражданские лица, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов не могут признаваться исполнителями воинских преступлений. Согласно ст. 34 УК такие лица могут быть признаны организаторами, подстрекателями либо пособниками в воинских преступлениях. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не всех, а лишь некоторую категорию военнослужащих. Например, в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем преступления может быть только военнослужащий, который в установленном порядке исполняет или должен исполнять этот вид службы.

В Законе установлена ответственность за преступления против военной службы, совершаемые только в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Уголовный кодекс регулирует также вопросы уголовной ответственности военнослужащих за общеуголовные и воинские преступления в зависимости от места их совершения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Так, в соответствии со ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой 1993 г. «О порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил РФ в Кыргызской Республике» в случае совершения лицами, входящими в состав Вооруженных Сил РФ, преступлений против Российской Федерации, против членов их семей и по делам о воинских преступлениях применяется законодательство РФ .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4088.

Как правило, международные договоры устанавливают следующий порядок:

— за преступления против Российской Федерации, против лиц, входящих в состав Вооруженных Сил РФ, или членов их семей, не являющихся гражданами иностранного государства, а также за воинские преступления и преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, российские военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

— за преступления, совершенные вне пределов дислокации воинской части, носящие общеуголовный характер и совершенные в отношении граждан страны пребывания, военнослужащие несут уголовную ответственность по законодательству страны пребывания.

Лица, совершившие преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения на основании ст. 11 УК несут ответственность по УК, так как военный корабль или военное воздушное судно под флагом РФ считается территорией РФ, где бы они ни находились.

С принятием КС РФ Постановления от 20.04.2009 N 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина И.Н. Куашева» , в соответствии с которым признана противоречащей Конституции норма, содержащаяся в п. 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности, особую актуальность приобретает проблема законодательного регулирования правового статуса военнослужащих, у которых срок военной службы по призыву либо по контракту истек, однако они не исключены из списков личного состава части.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2390.

Принципиальное значение имеет решение этого вопроса при рассмотрении судами уголовных дел. Согласно комментируемой статье воинскими считаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих (т.е. совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих) с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437.

Только в этот период на гражданина могут быть возложены обязанности военной службы и он может быть привлечен к уголовной ответственности за их невыполнение, поэтому определение начала и окончания срока военной службы имеет определяющее значение в уголовном судопроизводстве по данной категории дел.

И если с началом срока военной службы вопросов у судей не возникает, то в связи с противоречивостью формулировок в Законе о воинской обязанности, определяющих окончание срока военной службы, при рассмотрении уголовных дел о воинских преступлениях возникают проблемы.

Суть их заключается в том, что ст. 38 этого Закона четко определяет сроки военной службы как по призыву, так и по контракту. Именно на такие сроки на граждан при призыве возлагаются, а при поступлении на военную службу по контракту граждане сами принимают на себя обязанности военной службы, за несоблюдение которых они могут нести уголовную ответственность.

В ст. 32 указанного Закона, в частности, закреплено, что в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу и срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, а условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина в течение установленного контрактом срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Определяет Закон и момент окончания военной службы, которым согласно п. 11 ст. 38 следует считать дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, и при этом обоснованно устанавливает, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Более того, в п. 3 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. от 13.11.2012) , разъяснено, что данный срок истекает: а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву; б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534; N 42. Ст. 5008; 2000. N 16. Ст. 1678; N 27. Ст. 2819; 2003. N 16. Ст. 1508; 2006. N 25. Ст. 2697; 2007. N 11. Ст. 1284; N 13. Ст. 1527; N 29. Ст. 3679; N 35. Ст. 4289; N 38. Ст. 4513; 2008. N 3. Ст. 169, 170; N 13. Ст. 1251; N 43. Ст. 4919; 2009. N 2. Ст. 180; N 18 (ч. 2). Ст. 2217; N 28. Ст. 3519; N 49 (ч. 2). Ст. 5918; 2010. N 27. Ст. 3446; 2011. N 4. Ст. 572; N 13. Ст. 1741; N 40. Ст. 5532; 2012. N 2. Ст. 244; N 29. Ст. 4075; N 47. Ст. 6457.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Каких-либо оснований, предусматривающих возможность продления гражданину установленного законом срока военной службы по призыву или по контракту, в действующем законодательстве РФ не имеется.

Указанное абсолютно конкретное и полностью соответствующее Конституции и всем другим законодательным нормам требование Закона о воинской обязанности подменяется, однако в том же Законе и других нормативных актах указание на то, что дата исключения из списков личного состава части в некоторых случаях может не совпадать с окончанием срока службы, таким образом фактически принудительно продлевает определенный Законом для граждан срок службы по призыву и срок, на который гражданин дал согласие проходить службу по контракту, без законодательного изменения самого срока службы.

К таким случаям п. 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности и Положение о порядке прохождения военной службы относят случаи, когда военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует — до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Большинство указанных случаев установлено в интересах военнослужащих и поэтому не нарушает их прав.

4. С субъективной стороны воинские преступления характеризуются как умыслом (прямым или косвенным), так и неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В некоторых составах преступлений против военной службы в качестве обязательных признаков выделяются мотив и цель. Особенностью данных признаков субъективной стороны в воинских преступлениях является различный способ их отражения в законе.

В одних статьях (ст. ст. 334, 336, 338, 339 УК) они непосредственно указаны. В ст. 334 УК мотив отражен, например, с помощью обобщающего понятия «в связи с исполнением обязанностей военной службы».

В ряде статей главы 33 УК (ст. ст. 332, 333, 340, 341, 346 УК) отсутствует указание на мотив и цель. Например, в ст. 340 УК (нарушение правил несения боевого дежурства) цель не указывается. Однако в этом воинском преступлении она подлежит выяснению, так как может влиять на квалификацию содеянного.

5. Существенно изменены нормы о назначении и отбывании наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Это наказание впервые включено в УК в перечень уголовных наказаний и выделено в качестве самостоятельного вида наказания (п. «к» ст. 44). Данный вид наказания является более строгим, чем арест, и более мягким, чем лишение свободы на определенный срок. Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание прямо предусмотрено в санкциях 18 статей гл. 33 УК (ст. ст. 332 — 337, 339 — 350). В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет.

Уголовный кодекс (ч. 3 ст. 81) предусматривает, что военнослужащие, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае признания их негодными к военной службе.

Поскольку отбытие наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть связано с прохождением военной службы, то лицо, осужденное к этому наказанию, сохраняет статус военнослужащего с ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Направление в дисциплинарную воинскую часть не может быть назначено подсудимому, который по состоянию здоровья не годен к военной службе либо к моменту вынесения приговора фактически отслужил установленный законом срок службы по призыву.

Статья 73 УК допускает условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, когда суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, а ст. 79 УК — условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Поскольку содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу, постольку отмена условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 74 и п. «а» ч. 7 ст. 79 УК) в отношении лиц, уволенных к моменту принятия такого решения с военной службы, должна производиться судом по месту жительства осужденных. При этом суд, принявший решение об отмене условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части, заменяет содержание в дисциплинарной воинской части на другой, более мягкий вид наказания.

В соответствии со ст. 86 УК судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия данного наказания.

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК) как вид уголовного наказания на срок от трех месяцев до двух лет за преступления против военной службы предусмотрено в санкциях 16 статей гл. 33 УК (ст. ст. 332 — 334, 336 — 337, 339 — 349). Данное наказание может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение общеуголовных преступлений вместо исправительных работ на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК во время отбывания этого наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Ограничение по военной службе может быть назначено условно (ст. 73 УК). К лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК).

При осуждении военнослужащего за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности суд может лишить его воинского звания и государственных наград (ст. 48 УК).

В соответствии со ст. 54 УК наказание в виде ареста на срок от одного до шести месяцев применяется к военнослужащим на общем основании, однако это наказание они отбывают на гауптвахте, сохраняя статус военнослужащего.

stykrf.ru

Еще по теме:

  • Все обязаны соблюдать законы конституция 4.4.5. Конституционные обязанности Основы правового статуса человека и гражданина определяются не только правами и свободами, но и юридическими обязанностями. Некоторые обязанности сформулированы в Конституции РФ в связи с предоставлением прав и […]
  • Приказ фнс россии от 10 Приказ Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 г. N ММВ-7-11/[email protected] "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме" Приказ Федеральной […]
  • Приказ минюста 99 от 10042002 с изменениями Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" (с изменениями и дополнениями) […]
  • Заявление для отказа от снилс Заявление для отказа от снилс Об аннулировании страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) и выплате пенсии по традиционной системе учета данных (фамилии, имени, отчеству) (на основании Конституции РФ: статей 2, 3, […]
  • Исполнение наказания в виде ограничения военнослужащего по военной службе Исполнение наказания в виде ограничения военнослужащего по военной службе Жилищное право Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг […]
  • Приказ министра обороны 171 Главная военная прокуратура Официальные сайты Окружные военные прокуратуры Контактная информация Телефон оперативного дежурного: Скажите, пожалуйста, положены ли ежемесячные выплаты жене военнослужащего по контракту, если на тот момент она не […]