Уголовное право
На формирование византийского уголовного права в большей степени, чем традиция римского права, повлияли правовая доктрина христианства, библейское законодательство, а также новое представление о государстве и императорской власти. Примерно к VIII в. уголовное законодательство Византии сформировало собственную иерархию ценностей и свою систему наказаний. В дальнейшем она не претерпела значительных изменений.
Преступление рассматривалось как проявление греховной природы человека : Господь создал человека, удостоил его самовластием и свободой поступков, дал в помощь закон, чтобы он определял пределы своего самовластия, а дальше – выбор за самим сотворителем добра или зла. Исходя из такой доктрины предустановленной греховности , византийское право видело в наказании воздаяние (кару) за грехи. Соответственно, оно тем тяжелее, чем значимее сам сотворенный грех.
Одним из самых тяжких считалось посягательство на власть. В этих случаях допускалась даже внесудебная расправа в произвольной форме: «Поднимающего восстание против императора, или злоумышляющего, или принимающего участие в заговоре против него или против государства христиан в тот же час должно предать смерти как намеревающегося все разрушить»*. В этих случаях реальным преступлением считался даже умысел. В соответствии с церковной доктриной не имело значения, согрешить ли в мыслях или на деле, если речь шла о столь важных вещах. Во избежание злоупотреблений закон позднее предписал докладывать о таких случаях императору, с тем чтобы его волей определялось наказание.
Следующим по шкале наказуемых грехов было предательство. В разных видах изменничества усматривалось прежде всего отступление от веры, поэтому наказание главным образом предусматривало смертную казнь. Церковному суду подлежали захваченные в плен и там отрекшиеся от веры (по-видимому, прежде всего имелись в виду попавшие в плен к мусульманам). Смертная казнь ждала перебежчиков, еретиков. Казнили беспрекословно также колдунов и т. п. «вредных». К таким же опасным преступникам относились и разбойники, которых следовало «распинать на фурке» (особом перекрестье).
Наиболее важным новшеством византийского права было широкое введение членовредительных наказаний. Они полагались за самые разные категории преступлений, но которые считались как бы меньшим грехом по сравнению с посягательством на государство, на веру или предательством. Как правило, преступнику отсекали руку или его ослепляли. Были и более затейливые формы членовредительства, нацеленные на то, чтобы покарать согрешившую часть или опозорить преступника (так, за скотоложство оскопляли, за фальшивомонетничество – рубили руку, за сексуально-нравственные преступления – урезали нос). До постановлений Эклоги членовредительные наказания в Византии применяли только к рабам и к лицам сословия plebeius. С VIII в. эти наказания стали всеобщими (не касаясь только лиц высших сословий), в большинстве заменив многочисленные случаи применения смертной казни, предписывавшейся законами Юстиниана.
Убийство вообще рассматривалось как тяжкое преступление, но оно подлежало специальной квалификации в зависимости от степени греховности содеянного. Предумышленное убийство безусловно каралось смертной казнью (через отсечение головы). Убийство в драке расценивалось как непреднамеренное. Но в этом случае закон предписывал исследовать орудие, каким оно учинено: если дубиной (т.е. заранее опасным оружием), то предписывалось отсечь руку, если рукой или неким легким орудием, то наказание было легче. За удар мечом, даже если не последовало смерти, полагалось тяжелое наказание. Каралось как убийство истязание рабов, повлекшее их смерть. (Однако если смерть стала следствием «положенного» наказания, это не считалось грехом.)
Детально регламентировалась сфера сексуально-нравственных преступлений. В основном наказуемость деяний здесь связывалась с нарушением библейских заповедей и отступлениями от христианской морали. За большинство подобных преступлений (изнасилование, кровосмесительная связь, прелюбодеяние, двоеженство и т. п.) полагались членовредительные (отсечение носа) или телесные наказания (высечь плетьми). Наказания были не идентичны и также зависели от тяжести греха по условной шкале нарушений более или менее важных заповедей. Так, за прелюбодеяние с рабыней следовал штраф (и конфискация женщины), с монахиней – полагалось отсечь нос, а за похищение монахини – отсечь руку. Жизненная «нужда» представлялась обстоятельством, смягчающим грех: за прелюбодеяние, совершенное имеющим жену, полагалось 12 ударов плетьми, а не имеющим – 6. Равным образом смягчало или вовсе исключало ответственность, если связь с девушкой происходила с согласия ее родителей. Освобождал от ответственности и «несмышленый» возраст: участие в мужеложстве вообще каралось смертью, но мальчиков до 12 лет освобождали от наказания.
Кража также оценивалась в зависимости от греховности поведения преступника (размер украденного значения не имел). В зависимости от святости места, откуда что-то было похищено, от повторности преступника ждало или имущественное, или членовредительное наказание (кража из алтаря – ослепление, просто из церкви – высечь и остричь наголо, за вторую кражу – отсечь руку).
Важными преступлениями считались также преступления против правосудия. За ложную клятву (видимо, и лжесвидетельство) урезали язык. Клеветников предписывалось подвергать тому же наказанию, какое могло последовать несправедливо обвиненному.
За разного рода преступления, связанные с причинением материального ущерба (неумышленный поджог, обычная кража, угон стада), как правило, полагалось возместить вред. Применялись и штрафы до 2-кратной стоимости украденного или поврежденного.
www.bibliotekar.ru
Преступления и наказания по византийскому праву
Уголовное право в Византии
Уголовное право в Византии еще при Константине Великом обогатилось новым видом преступлений, именно преступлениями против веры и церкви, число которых сильно возросло при Юстиниане. Законодательство иконоборцев произвело в этой области глубокий переворот и сохранило свое значение и по реставрации Юстинианова права. Эклога Льва и Константина признала наказуемость лжеприсяги, окончательно отрешилась от воззрения на кражу как на нарушение частного права, а главное — преобразовала систему наказаний. Характеристическая черта этой системы — обилие телесных и членовредительных наказаний (отсечение рук, урезание языка и т. п.), которые допускались уже в позднейшем римском праве, но только в немногих случаях. Ввиду того, что Эклога сохранила лишь простой вид смертной казни (обезглавливание), что она почти не знает конфискации имущества, что сами Членовредительные наказания введены были вместо смертной казни, некоторые писатели (Цахариэ, Васильевский) признают, что исаврийские императоры имели основание говорить в заглавии Эклоги о большем человеколюбии своего законодательства. Но именно в воззрении на Членовредительные наказания как на наказания сравнительно мягкие заключается главный недостаток этой системы. Членовредительные наказания заменили собой не одну только смертную казнь; они заступили место и других, действительно мягких наказаний (денежных штрафов), а частое публичное применение их неизбежно приводило к ожесточению нравов.
Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения.
Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственность за преступления не несли.
Не влекли за собой наказания неумышленные преступления. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецидив усиливал наказания.
Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды:
1. государственные — карались смертной казнью;
2. религиозные: вероотступничество, раскол — карались смертной казнью; святотатство, лжеприсяга, колдовство и прочие — членовредительными и телесными наказаниями;
3. имущественные преступления: грабеж, кража, рабой, поджог и прочие — карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью;
4. преступления против нравственности и семьи: многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение и прочие — карались смертной казнью или телесными наказаниями;
5. преступление против личности — убийство — каралось смертной казнью; телесные повреждения, оскорбление, клевета — телесными наказаниями.
По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и Членовредительные наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось.
Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 949 . Нарушение авторских прав
studopedia.info
Преступления и наказания по эклоге
Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.
В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их «в тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали лица, дающие ложную клятву на «божественных евангелиях», поднимающие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от «непорочной христианской веры», колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий, участники языческих или еретических движений.
Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были эти преступления предумышленными или непредумышленными. Так, «если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца». Ответственность хозяина возникала только в случае предумышленного, убийства раба.
В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, скотоложство, вытравление плода.
Разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например, острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.
По некоторым преступлениям характер наказания в Эклоге определялся в зависимости от социального положения виновного. Так, для сановных лиц за связь с чужой рабыней полагался крупный штраф. За это же преступление «простой человек» подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми. Дифференцировались также наказания за связь с девушкой «без ведома ее родителей»: для лиц «состоятельных», лиц «среднего благосостояния», а также для «бедных и неимущих». Если первые должны были выплатить соблазненной компенсацию, размер которой зависел от их положения, то последние подвергались порке, острижению и высылке. Однако в подавляющем большинстве других статей уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько смягчить социальные контрасты.
studopedia.ru
Преступления и наказания;
Вещное и обязательственное право
Положений, касающихся регулирования вещных и обязательственных отношений в Эклоге, в отличие от законодательства Юстиниана, немного. В целом Эклога стоит на позициях постклассического римского права. Это отразилось на ее нормах о договорах купли-продажи, займа, личного и имущественного найма, товарищества, хранения, дарения и др. Определенный отход от законодательства Юстиниана проявился, прежде всего, в более формализованном порядке заключения договоров, преобладании письменной формы (хотя она и не являлась обязательной). Необходимо рассмотреть эти основные виды договоров, содержащиеся в титулах IX—XI и XIII, сравнив их с соответствующими статьями Институций Гая и Дигест Юстиниана.
Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт греческого и постклассического вещного права, как эмфитевзис. В Эклоге встречается как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Необходимо определить особенности юридической конструкции этого института, используя при этом положения XII титула Эклоги и III титула кн. 6 Дигест Юстиниана.
Вопросам преступлений и наказаний посвящен XVII титул Эклоги. Это один из наиболее ярких ее разделов, отражающий основные тенденции развития уголовного права в Византии. Недаром именно XVII титул Эклоги был использован при составлении Закона Судного людем.
Отличительной чертой византийского уголовного права является жестокость наказаний. Значительный круг преступлений в Эклоге предусматривает смертную казнь, ее квалифицированные виды, или членовредительские наказания. Это объясняется, с одной стороны, сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII в., связанной с борьбой императоров-иконоборцев Льва III и Константина V за усиление своей власти. С другой стороны, формирование системы членовредительских наказаний в уголовном праве Византии во многом происходило под влиянием обычного права восточных провинций государства.
Стремление законодателя следовать христианской морали, для которой нет различия «между рабом и свободным, варваром и эллином», проявилось в определенном «демократизме» норм Эклоги: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания; от сословного статуса преступника. И все же нельзя не заметить, что этот принцип проводится не всегда последовательно. Для этого достаточно проанализировать ст. 11, 12, 22, 29, 49 титула XVII документа.
Несмотря на высокий уровень юридической техники, для Эклоги характерно отсутствие абстрактных определений, в том числе общего понятия преступного деяния, а также четких границ между преступлением и деликтом (ст. 7—9). Нормы XVII титула в основной своей массе носят казуистический характер.
В то же время, рассматривая положения Эклоги о преступлениях и наказаниях, можно выявить отдельныеинституты так называемой «Общей части». Так, в Эклоге различаются умысел и неосторожность. Среди обстоятельств, смягчающих ответственность, выделяется возраст преступника, однократность совершения преступления. Эклоге известен и институт соучастия и др. Принципы общей части уголовного права содержатся главным образом в ст. 11, 24, 38, 41, 45, 48.
Говоря о классификации преступлений, следует отметить, что на первом месте в Эклоге стоят преступления против религии и Церкви, что также объясняется влиянием христианства. Круг их довольно обширен; о них говорится, в частности, в ст. 2, 6, 15, 23, 25, 26, 42—44. К наиболее тяжким преступлениям против религии относятся колдовство и знахарство, а также ересь (ст. 52). Примечательно, что отречение от христианской веры военнопленных не образует состава преступления по светскому праву: вопрос об ответственности в данном случае должен был решать суд Церкви (суд епископа), поскольку считалось, что лишь он в состоянии определить психологическое и духовное состояние лица, совершившего подобное деяние. При назначении наказания за преступления против веры нередко применяется принцип символического талиона. Это также отличает Эклогу от законодательства Юстиниана и указывает на определенное влияние восточного права.
В тесной связи с религиозными преступлениями в Эклоге находятся государственные преступления. Византийский император воспринимался не только как правитель — политический лидер, но и как помазанник Божий, как наместник Бога на земле. Поэтому всякое покушение на него однозначно рассматривалось и как религиозное преступление (ст. 3). Необходимо назвать и другие виды государственных преступлений, обозначив установленные за них наказания.
В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности. Этой категории преступных деяний посвящены ст. 42, 45—51 титула XVII Эклоги.
В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нравственности. К ним относятся не только так называемые содомские грехи: скотоложество (зоофилия), мужеложество (гомосексуализм), но и кровосмесительство, прелюбодеяние, двоеженство, изнасилование девушки и др. Эти преступления как наиболее дерзкое попрание христианской морали карались, как правило, смертной казнью или членовредительскими наказаниями.
studopedia.su
Византийское право
Основные черты византийского права. Византийское право – значительное явление в мировой правовой культуре. В его развитии можно выделить некоторые особенности.
Во-первых, право средневековой Византии сложилось под непосредственным влиянием римского классического права, которое было приспособлено к условиям феодализации империи. Заслуга византийских юристов состояла не только в том, что они сохранили античные правовые традиции и культуру, но и соединили их с духовными ценностями христианства.
Во-вторых, логика развития византийского права состояла в адаптации к потребностям постоянно меняющейся социальной ситуации свода законов Юстиниана, дополнения его нормами обычного и канонического права.
В-третьих, назначение права, по Юстиниану, состояло в укреплении монархии: «Безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и законами. благодаря им возвысились римляне. Так было в прошлом, так и будет и впредь».
В-четвертых, высокие моральные максимы, вносимые в официальное законодательство и преследующие цель исправить его «в духе большего человеколюбия», на практике часто не имели ничего общего с «истинной справедливостью» и отличались особой жестокостью в применении норм права в отношении малоимущих. Однако утверждение справедливости в духе христианской морали, постулата естественного права о том, что все люди равны, оказало существенное влияние на последующее развитие права. В этом смысле византийское право стало основным источником рецепции римского права в Средние века.
В-пятых, правовые кодификации в Византии сочетались с гибкой регламентацией меняющейся жизни феодализирующегося византийского общества. Это позволяло говорить об укоренении в сознании населения идеи права, хотя внедрение этой идеи в умы людей осуществлялось подчас бесчеловечными и жестокими методами.
Система источников и основные институты. Постклассическое римское право было репетировано странами Западной Европы благодаря Кодексу Юстиниана. Он представляет собой крупнейшую правовую кодификацию, целью которой была систематизация римского права и адаптация его к новым условиям развития – формирования феодального уклада.
В 528 г. Юстиниан учредил комиссию в составе 16 человек во главе с эпархом столицы, известным юристом Трибонианом с целью осуществить реформу законодательства, создать единую систему законов империи. Через пять лет работы, к 534 г., комиссия подготовила собрание императорских указов Свод законов Юстиниана, или Кодекс Юстиниана, включающий в себя: 1) Дигест, или Пандект, представляющие собрание сочинений выдающихся юристов и комментарии действующего права; 2) Институцию – краткий учебник по общим началам юриспруденции, разъяснениям которой специальным указом была придана сила законодательного установления; 3) Кодекс – собрание императорских постановлений; 4) изданные после кодификации (565 г.) Новеллы – императорские установления самого Юстиниана.
Институт частной собственности принял окончательный вид. Был узаконен колонат. Кодекс Юстиниана рассматривал раба уже не как вещь – «говорящее орудие», а как человека. Хотя деление на рабов и свободных по-прежнему признавалось правомерным, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушел в монастырь, стал солдатом. Раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, в соответствии с кодификацией Юстиниана права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Однако законы карали смертью за оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.
Одним из основных недостатков кодификации Юстиниана являлась сложность изложения и, как следствие, недоступность для основной массы населения. Это затрудняло ее применение в судебной практике. Потребности правоприменения делали необходимым переработку свода законов в более понятной форме и с учетом проникновения во все сферы жизни канонического права и обычаев. Необходимо было упростить сложную систему регулирования феодальных отношений путем создания более простого и доступного законодательного свода.
Первым официальным сборником законов после юстиниановского периода стала «Эклога» (726 г.), что означает «избранные законы». Они регламентировали различные стороны жизни общества. Издание «Эклоги» предприняли император-иконоборец Лев III (717–741) и его сын-соправитель (цезарь) Константин V (741–775). Из кодификации Юстиниана была заимствована малая часть правового материала. Наибольшей реформации была подвергнута область процессуального права. Был провозглашен принцип равенства перед судом независимо от имущественного и социального положения, за исключением рабов, установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.
Обязательственные отношения регламентировали многочисленные договоры: купли-продажи, аренды, займа, хранения, товарищества. Так, аренда земли не должна была превышать срок 29 лет, а договор устанавливал ежегодный взнос арендатора. Операции с куплей-продажей земли не упоминаются, поскольку земля находилась в собственности государства и общины. Широкое распространение «получил эмфитевзис – бессрочная аренда на срок до трех поколений» с обязательной уплатой ежегодного взноса. Арендатор лишается права пользования землей, если в течение трех лет не выплачивал взнос.
Семейно-брачные отношения испытали существенное влияние христианской морали. В «Эклоге» ограничены законные основания для развода, запрещались браки между близкими родственниками, формализован акт обручения путем установления юридической ответственности за нарушение обязательств.
«Эклога» впервые строго регламентировала разновидности оформления обручения, предоставления залогов и брачных даров. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Обручение было возможно с семи лет с согласия родителей.
Уголовное право. Значительную часть «Эклоги» составляют нормы уголовного права. Они квалифицируют новые составы преступлений: вероотступничество, клятвопреступление, нарушение святости алтаря и права церковного убежища, прелюбодеяние и кровосмешение и др. Преступления дифференцировались по объекту посягательства на государственные, имущественные, семейные, церковные, а по субъективной стороне – на предумышленные и непредумышленные. Ответственность наступала только при наличии вины.
Целями наказания были возмездие за нанесенный ущерб, а также устрашение. Наказания были жестокими: смертная казнь, разнообразная система членовредительства. Определение наказания зависело от социального статуса виновного. Так, за связь сановных лиц с чужой рабыней полагался крупный штраф, а простолюдин подлежал еще и сечению плетьми. Социальное положение сторон имело важное значение и при доказательстве виновности или невиновности. Показания «свидетелей неизвестных» подвергались сомнению. В этом случае применялись пытки. Процесс имел инквизиционную форму.
Чрезмерная сжатость «Эклоги» привела к необходимости ее дополнения. Наиболее значительным дополнением к «Эклоге» был Земледельческий закон (VIII в.), регулировавший отношения в крестьянской общине и отношения общины с государством. Он включал 85 статей о спорах: о границах земельных участков; распределении земельных участков по жребию; последствиях самовольной распашки земли; кражах имущества, скота – за них полагались не только имущественные санкции, но и телесные наказания и даже смертная казнь. Особо оговаривались подати в пользу государства.
Другим дополнением к «Эклоге» являлся Морской закон, получивший известность в Западной Европе как Родосский морской закон. Это был свод морских правовых обычаев. Он содержал правила, относящиеся к вождению судов, перевозке грузов и пассажиров, разделу прибылей и убытков между владельцем судна и собственником груза при его перевозке и т.п. «Эклогу» дополнял и Воинский закон, который регламентировал права и обязанности военачальников и стратиотов-крестьян, санкции за нарушения правил воинской службы. Следует заметить, что Земледельческий, Воинский и Морской законы представляли собой кодификацию норм обычного права.
«Эклога», составленная иконоборцами, была отменена в IX в. Василием I Македонянином. Он повелел переработать Свод законов Юстиниана и исключить из него устаревшие положения, сделать его кратким и доступным, охватывающим наиболее типичные случаи, подлежащие правовой регуляции. В 878 г. был издан «Прохирон» – «старые законы», сборник эдиктов императоров Македонской династии, содержащий компиляции из Дигест, Кодекса, Новелл Юстиниана, а также из «Эклоги». Он закрепил процесс оформления византийской автократии (самодержавия), упразднив остатки полисного самоуправления и законодательных функций Сената (синклита). Его несомненными достоинствами являлись простота и краткость изложения.
Более полную переработку действующего законодательства, начатую еще при Василии I и завершенную при Льве VI (886– 912), представляет кодификация, осуществленная под руководством известного юриста Симбация. Новый свод законов в 60 томах получил название «Василики» («Базилики») – «царские законы». Они восходили к Своду законов Юстиниана, но не прямо, а через комментарии, что позволило сделать их более доступными для населения. Кроме того, были включены только те фрагменты законов Юстиниана, которые имели практическую пользу. «Василики» регламентировали различные стороны публичной сферы (статус церкви, государственные должности и ранги, преступления и наказания), частных правоотношений (правовое положение свободных людей, крестьян, рабов, договоры). С конца XII в. «Василики» стали единственным действующим сводом византийского права империи.
Кроме имперского права можно выделить и партикулярные (частные) кодификации. В 912 г. была издана Книга Эпарха. Эпарх – градоначальник Константинополя, а его книга – это сборник законоположений, регламентирующих ремесло и производство в византийской столице. Следует заметить, что Книгу Эпарха можно рассматривать как сборник статутов городских коллегий, где в качестве законодателя выступают не органы самоуправления города, а государство. Книга Эпарха отражает активную роль государства, которое вмешивалось в экономику, осуществляя над ней повседневный правовой, административный и фискальный контроль. Население города было объединено в городские коллегии (корпорации), аналогичные западноевропейским цехам. Так, коллегии торговцев были более привилегированными, чем коллегии ремесленников. Некорпоративное ремесло не пользовалось защитой властей и преследовалось. Существовала еще корпорация специалистов наиболее важных профессий для государства (мистии). Корпорации не имели прав самоуправления: их внутреннюю жизнь определяли не столько члены объединений, сколько канцелярия эпарха. Ремесленники и торговцы не имели права занимать государственные должности и получать титулы. Корпоративное ремесло и торговля были тесно связаны с императорским дворцом, получали заказы от государства и церкви. Книга Энарха содержит важные разделы, касающиеся нотариата и делопроизводства, условия приема в корпорацию.
studme.org