1. Нормативно-правовое обеспечение и теоретическое обоснование порядка исчисления налога на прибыль организаций торговли

1.1. Нормативно-правовая база налога на прибыль организаций торговли и его место в системе налогообложения

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти. “. 1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами. [14 с. 33]

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налог на прибыль в системе российского налогообложения относится к категории прямых налогов и занимает в общем объёме доходов бюджета различных уровней второе место – после налога на добавленную стоимость.

Это федеральный налог с едиными требованиями на всей территории Российской Федерации. Прямым он является потому, что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. [2 с. 247]

Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регламентируется гл.25 ч.II Налогового кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по применению гл.25 «Налог на прибыль организации» ч.II Налогового кодекса Российской Федерации, утверждёнными МНС России Приказом №26 от 26 февраля 2002 г. № БГ – 3 – 02/98 и изменяемыми внесёнными в них Федеральными законами: от 29.05.02 г. №57 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 24.07.02 г. №110 – ФЗ «О внесении изменений и дополнению в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»; от 31.12.02 г. №191 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые акты законодательства Российской Федерации».

Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

studfiles.net

Правовая основа налога на прибыль

налог прибыль доход бюджет

Основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ; Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ; Международные договоры.

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций. Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования.

Центральное место в системе нормативного регулирования налога на прибыль занимает гл. 25 ч. II Налогового кодекса РФ, в которой непосредственно закрепляется порядок исчисления и уплаты данного налога.

Наряду с этой основной главой необходимо также учитывать гл. 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» ч. II Налогового кодекса РФ, в которых предусматривается особый налоговый режим в отношении налога на прибыль.

С введением в действие главы 25 НК РФ юридическая структура налога на прибыль была существенно преображена и усложнена. Это выразилось не только в значительном расширении ранее существовавшей классификации доходов и расходов налогоплательщиков, введении дополнительных категорий нормируемых расходов, но также и в установлении принципиально нового порядка расчета базы по налогу на прибыль — на основе системы «налогового учета», отделенной от традиционно существующей системы учета финансовой (бухгалтерской) прибыли. Спустя год после вступления в силу главы 25 НК РФ данное разделение получило практическое закрепление в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 [22].

Вместе с тем, система налогообложения финансового результата от деятельности предприятия как субъекта экономической деятельности была скорректирована с учетом возможности применения организацией специальных налоговых режимов. Помимо этого, был существенно расширен перечень налогоплательщиков, доходы и расходы которых учитываются в особом порядке, а также финансово-экономических операций, формирующих налоговую базу с учетом своей хозяйственной специфики.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации указанным Федеральным законом, предусматривают следующее: глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами; урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом. В Кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Предусмотрена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.. Уточнены правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, сокращен с 12 месяцев до 90 дней. Внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 года может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг. При этом использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг для определения их рыночной цены из Кодекса исключено. Также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов.. Изменен механизм налогообложения прибыли по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.. В соответствии с международной практикой налогообложения, а также в целях сближения бухгалтерского и налогового учета, из Кодекса исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО). Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков — получателей дивидендов. В рамках совершенствования налогообложения торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки излишков товарных и материально-производственных запасов. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете. В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов «стратегических» акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из НК РФ исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими «стратегическими» акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

Международные договоры в системе законодательства по налогу на прибыль можно разделить на две группы: 1) соглашения, предусматривающие взаимные освобождения; 2) соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и др.

К первой группе относятся договоры, ссылки на которые содержатся в гл. 25 Налогового кодекса РФ. При этом порядок налогообложения также непосредственно закрепляется в гл. 25 Налогового кодекса РФ. Иными словами, указанные международные договоры подтверждают правомерность применения той или иной нормы гл. 25 Налогового кодекса РФ к соответствующему иностранному субъекту. Например, согласно подп. 7 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения доходы в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Принятие второй группы международных договоров в основной своей массе было обусловлено избежанием двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Такие соглашения, в частности, были подписаны с Правительством мексиканских Соединенных Штатов, Сирийской Арабской республикой, Австралией, Новой Зеландией, Республиками Финляндия, Литовской.

Таким образом, с 1 января 2002 года элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены в главе 25 НК РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 20%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 0 процентов, 9 процентов, 15 процентов. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ; Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ; Международные договоры.

studbooks.net

§ 1. Правовые основы системы налогов и сборов

Современное налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

В зависимости от плательщика:

налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;

налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц и др.);

общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

В зависимости от формы налогообложения:

прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на: а) личные — налоги, уплачиваемые налогопла- 1ельщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); б) реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);

косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг).

В зависимости от территориального уровня: федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации). Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, налог на доходы от капитала, экологический налог, акцизы);

налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);

местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вво-димые в действие представительными органами местного само-управления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог).

В зависимости от канала поступления:

государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;

местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;

пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;

внебюджетные — налоги, поступающие в определенные вне-бюджетные фонды.

В зависимости от характера использования: налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;

целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог). В зависимости от периодичности взимания:

разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, водный налог);

15 Финан право России

регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем представляются достаточными для юридической характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации.

lawbook.online

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.4 Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль является прямым федеральным налогом и обя ­ зателен к взысканию на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщики налога на прибыль организаций определены главой 25 НК РФ. Лица, освобожденные от уплаты налога на при ­ быль, приведены в главах 26.1, 26.2, 26.3 и 29 НК РФ.

Налогоплательщики налога на прибыль

  • Российские организации.
  • Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации че ­ рез постоянные представительства и (или) полу ­ чающие доходы от источников в Российской Федерации

Освобождены от уплаты налога на прибыль

Организации, применяющие упрощенную сис ­ тему налогообложения, систему налогообложе ­ ния для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переве ­ денные на систему налогообложения в виде еди ­ ного налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Организации игорного бизнеса

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.

К доходам относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации това ­ ров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приоб ­ ретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественных прав, выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

К внереализационным доходам, в частности, относятся доходы:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, обра ­ зующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иност ­ ранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком РФ на дату перехода права собственности на иностранную ва ­ люту;
  • в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, сумм возмещения убытка или ущерба;
  • от сдачи имущества в аренду (субаренду) (если такие доходы не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации);
  • от предоставления в пользование прав на результаты интеллекту ­ альной деятельности (если такие доходы не определяются налогопла ­ тельщиком как доходы от реализации);
  • проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим дол ­ говым обязательствам;
  • восстановленные резервы, расходы, на формирование которых
    учитывались в составе расходов;
  • безвозмездно полученное имущество, имущественные права
    (кроме случаев, указанных в ст. 251 НК РФ);
  • доход, распределяемый в пользу налогоплательщика при его уча ­ стии в простом товариществе;
  • доход прошлых лет, выявленный в отчетном периоде;
  • положительная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), стоимость которых выраже ­ на в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ;
  • суммовая разница, возникающая у налогоплательщика, если сум ­ ма возникших обязательств и требований, исчисленная по установ ­ ленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущест ­ венных прав, не соответствует фактически поступившей (уплачен ­ ной) сумме в рублях;
  • другие доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и дру ­ гих документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Налогоплательщик уменьша ­ ет полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные или понесенные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправ ­ данные затраты.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществ ­ ления и направлений деятельности налогоплательщика подразделя ­ ются на:

  • расходы, связанные с производством и реализацией товаров
    (работ, услуг);
  • внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяют ­ ся на следующие элементы:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

К внереализационным относятся расходы:

  • на содержание переданного по договору аренды (лизинга) иму ­ щества (включая амортизацию по этому имуществу);
  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
  • на организацию выпуска собственных ценных бумаг;
  • связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщи ­ ком ценных бумаг;
  • отрицательная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бу ­ маг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обяза ­ тельств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменени ­ ем официального курса иностранной валюты к российскому рублю, установленного ЦБ РФ;
  • суммовая разница, возникающая у налогоплательщика, если сум ­ ма возникших обязательств и требований, исчисленная по установ ­ ленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущест ­ венных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях;
  • отрицательная (положительная) разница, образующаяся вслед ­ ствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
  • на формирование резервов по сомнительным долгам у налого ­ плательщика, применяющего метод начисления;
  • на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание материальных активов;
  • связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции;
  • иные расходы в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией

Основными материальными расходами являются следующие затраты налогоплательщика:

• на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в про ­ изводстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и на другие про ­ изводственные и хозяйственные нужды;

• на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

  • на приобретение работ и услуг производственного характера;
  • связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного характера.

Расходы на оплату труда. К основным расходам на оплату труда относятся:

  • суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окла ­ дам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;
  • начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера;
  • надбавки, доплаты и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации;
  • суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обяза ­ тельного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страхо ­ вых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен ­ ной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также сум ­ мы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспече ­ ния), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федера ­ ции, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. Совокупная сумма взносов на указанные цели не должна превышать 12% от суммы расходов на оплату труда. Взносы по дого ­ ворам добровольного личного страхования, предусматривающим оп ­ лату страховщиками медицинских расходов застрахованных работни ­ ков, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы оплаты труда. Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год на одного застрахованного работника;
  • другие виды расходов в пользу работника, предусмотренные тру ­ довым договором и (или) коллективным договором.

Суммы начисленной амортизации.

Суммы начисленной амортиза ­ ции зависят от метода начисления амортизации и отнесения аморти ­ зируемого имущества к амортизационным группам, подгруппам.

Амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве соб ­ ственности, используются для извлечения дохода и стоимость ко ­ торых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использова ­ ния более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Амортизационное имущество объединяется в следующие аморти ­ зационные группы:

Все недолговечное имущество со сроком полезного использова ­ ния от 1 года до 2 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно

Имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет

Классификация основных средств, включаемых в амортизацион ­ ные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 ян ­ варя 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Налогоплательщик вправе выбрать один из методов начисления амортизации: линейный и нелинейный. Метод начисления амортиза ­ ции определяется в учетной политике организации. Линейный метод начисления амортизации в обязательном порядке применяется в от ­ ношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериаль ­ ных активов, входящих в восьмую, девятую и десятую амортизацион ­ ные группы.

При линейном методе начисления амортизации сумма начислен ­ ной за один месяц амортизации определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортиза ­ ции по данному объекту. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

где К — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстано ­ вительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования данного объекта амортизируе ­ мого имущества, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода начисления амортизации на 1-е число налогового периода для каждой амортизационной группы определяется суммарный баланс, который рассчитывается как сум ­ марная стоимость всех объектов амортизируемого имущества. Сум ­ марный баланс каждой амортизационной группы ежемесячно умень ­ шается на суммы начисленной по этой группе амортизации.

Сумма начисленной за один месяц амортизации для каждой груп ­ пы определяется по формуле:

где А — сумма начисленной за один месяц амортизации по амортиза ­ ционной группе;

В — суммарный баланс по амортизируемой группе;

k — норма амортизации по группе.

Установлены следующие нормы амортизации при применении не ­ линейного метода:

Норма амортизации (месячная)

Налогоплательщик по некоторым основным средствам вправе при ­ менять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, т. е. увеличивать норму амортизации.

Специальный повышающий коэффициент, но не выше 2, можно применять в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

При применении нелинейного метода начисления амортизации ука ­ занный специальный коэффициент не применяется к основным сред ­ ствам, относящимся к первой, второй и третьей амортизационным группам;

  • собственных амортизируемых основных средств налогоплатель ­ щиков — сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, теплич ­ ные комбинаты);
  • в отношении собственных амортизируемых основных средств на ­ логоплательщиков — организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Специальный повышающий коэффициент, но не выше 3, можно применять в отношении:

• амортизируемых основных средств, являющихся предметом до ­
говора финансовой аренды (договора лизинга). Указанный коэффи ­ циент не применятся к основным средствам первой, второй и третьей
амортизационных групп;

• амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

В состав прочих расходов, в частности, входят:

  • расходы на ремонт основных средств (включаются в состав про ­ чих расходов в размере фактических затрат в том отчетном/налого ­ вом периоде), в котором они были осуществлены. Налогоплательщи ­ ки вправе создавать резерв под предстоящие ремонты основных средств);
  • расходы на научно-исследовательские и (или) опытно-конструк ­ торские разработки (равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года);
  • расходы на обязательное и добровольное имущественное страхо ­ вание (включаются в состав прочих расходов в пределах установлен ­ ных тарифов или в размере фактических затрат);
  • прочие расходы:
  • суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начис ­ ленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • расходы на сертификацию продукции и услуг, на обеспечение по ­ жарной безопасности, на обеспечение нормальных условий труда и мер технической безопасности;
  • арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в ли ­ зинг) имущество;
  • на содержание служебного транспорта;
  • на командировки, юридические, консультационные и информа ­ ционные услуги;
  • аудиторские услуги;
  • иные расходы в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Статьей 270 НК РФ дан перечень расходов, не учитываемых в це ­ лях исчисления налога на прибыль.

В соответствии со ст. 271, 272 и 273 НК РФ при формировании на ­ логовой базы по налогу на прибыль организации могут применяться два метода признания доходов и расходов:

  • метод начисления;
  • кассовый метод.

Метод начисления могут применять все организации. При данном методе доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Датой осуществления материальных расходов признается: дата пе ­ редачи сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходя ­ щихся на произведенные товары (работы, услуги); дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для ус ­ луг (работ) производственного характера.

Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленной амортизации.

Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесяч ­ но, исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда.

Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхо ­ да в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне за ­ висимости от их оплаты.

Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосу ­ дарственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве рас ­ хода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выда ­ ны из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственно ­ го пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пен ­ сионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равно ­ мерно в течение срока действия договора пропорционально количест ­ ву календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Датой осуществления внереализационных расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязатель ­ ных платежей;
  • дата начисления расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с НК РФ;
  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных догово ­ ров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число от ­ четного (налогового) периода — для расходов:
  • в виде комиссионных сборов;
  • в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполнен ­ ные ими работы (предоставленные услуги);
  • в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (приня ­ тое в лизинг) имущество;
  • иных подобных расходов;
  • дата утверждения авансового отчета — для расходов:
  • на командировки, на содержание служебного транспорта, на пред ­ ставительские расходы;
  • на иные подобные расходы.

Кассовый метод могут применять только те организации, сумма выручки, от реализации которых в среднем за предыдущие четыре квартала без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Не могут применять банки, участники договоров до ­ верительного управления имуществом или простого товарищества.

При кассовом методе датой получения дохода признается день по ­ ступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления ино ­ го имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также по ­ гашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фак ­ тической оплаты.

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следу ­ ющих особенностей:

  • материальные расходы, а также расходы на оплату труда учиты ­ ваются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в от ­ ношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
  • амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начис ­ ленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амор ­ тизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов;
  • расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе рас ­ ходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее по ­ гашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами и расхода ­ ми, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признает ­ ся равной нулю.

Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сум ­ му полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убы ­ ток на будущее). Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налоговые ставки для российских организаций устанавливаются в следующих размерах:

tic.tsu.ru

Еще по теме:

  • Договор на проживание в гостинице физического лица образец Договор оказания гостиничных услуг По договору возмездного оказания (предоставления) гостиничных услуг исполнитель обязуется предоставить услуги по временному проживанию в гостинице и другие дополнительные гостиничные услуги заказчику или третьим […]
  • Как оформить дополнительное соглашение 2 Дополнительное соглашение к договору Заключить дополнительное соглашение к договору можно на любой стадии. Такая процедура используется для изменения условий первоначального документа – цены, сроков, ответственности и др. Расторжение договора не […]
  • Краснинский суд Краснинский районный суд Смоленской области 5 января 1923 года президиум Смоленского губисполкома заслушал доклад о реорганизации судебных органов губернии и постановил упразднить с 1 января 1923 года Совнарсуд, Губревтрибунал и особые Сессии […]
  • Процесс сделки продажа и купля квартиры Как оформить сделку купли-продажи квартиры? В настоящее время договоры купли-продажи жилых помещений — жилого дома, квартиры или их частей государственной регистрации не подлежат. Однако переход права собственности на недвижимость по данным […]
  • 27 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 […]
  • Ставка 0 по налогу на имущество Ставка налога на имущество Актуально на: 30 марта 2017 г. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ). Ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут в общем случае превышать […]