Правило выступающего с речью

ГОТОВИМ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления, которое складывается из умения подготовить речь и умения свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой.

Тему выступления надо выбирать тщательно, лучше остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично. Сформулируйте основной тезис выступления, т.е. ответьте на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Определите тональность выступления: мажорная; шутливая; упрекающая; просительная; торжественная; предостерегающая.
Оцените предполагаемую аудиторию: возраст, уровень заинтересованности в вашей теме, уровень осведомленности и т.д.

  • подбор материалов, включающий яркие примеры «из жизни», из истории и литературы, которые будете использовать в выступлении;
  • анализ проблемы, ситуации;
  • формирование собственной позиции к проблеме;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • аргументация выводов;
  • работа над языком и стилем выступления;
  • репетиция выступления.

1. Вступление — 10-15% от общего времени доклада;
2. Основная часть — 60-65%;
3. Заключение — 20-30%.

Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.

Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи.
Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи.
Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.

Важные мелочи, или Уловки оратора

Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Паузы — очень важный элемент выступления.
Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.

Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.

Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.

Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.

Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений.
Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.

Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.
— Позвольте представиться!
— Разрешите представиться!
Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.

Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.

Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.

Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.

Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией.
Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

наверх

www.publiclibrary.ru

Правила публичного выступления

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе: речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье: внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое: информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты – притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет. Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика. Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант – переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант – взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: «Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…».

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое – это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны «взбодрить» слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

План выступления

Правила публичного выступления предусматривают чёткий план. Безусловно, во время доклада можно и нужно импровизировать, но всё это не должно выходить за рамки намеченного. Давайте рассмотрим план доклада по специализированной теме, когда в зале сидят специалисты в какой-либо узкой области.

1. Объяснение.
2. Сравнения и противопоставления.
3. Наглядные иллюстрации и примеры.
4. Исключения, которые только подтверждают правило.
5. Факты и статистические данные.
6. Ссылки на источники.
7. Очень краткое повторение сказанного.

Желательно основной доклад сократить до минимума, а основное время уделить вопросам и ответам, так как именно в полемике рождается истина.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую «обёртку». То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.

www.factruz.ru

Правила успешного публичного выступления

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер — время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место публичного выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, туфли — быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор — женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки — средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление — несколько секретов

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

© Подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

psyfactor.org

Особенности речи оратора

Оратору полезно обращать на следующие особенности собственной речи:

  • Дикция — это произнесение звуков. Хорошая дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо «пропускать» ее.
  • Темп речи — это скорость нашей речи, то время, за которое оратор произносит текст. Нормальный темп русской речи: 120 слов в минуту. (Это означает, что одну страница компьютерного текста, напечатанного с полуторным интервалом на листе A4, можно прочитать за 2 — 2,5 минуты.) Две крайности темпа речи: слишком быстрый темп («строчит как из пулемета») или замедленная речь («как воду цедит»). Оратору важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп можно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.
  • Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей. Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий.
  • Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
  • Тембр голоса
  • Cловарный запас — это то, что основа богатства и разнообразия вашей речи. У хорошего оратора богатый словарный запас и он способен изречь нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, обычно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4 — 5 раз меньше пассивного. Задача оратора — увеличивать активный словарный запас. Пополнить его можно прослушивая лекции и радиопередачи, просматривая телепередачи, читая книги. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.
  • Смысловая точность выражений — понимание и точное употребление слов, правильное их согласование и грамотное падежное управление.
  • Образность фраз — живость, красочность слов.
  • Речевые штампы

Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

www.psychologos.ru

Правила поведения оратора

В чем заключаются основы ораторского искусства? Нужно научиться произносить такие речи, которые смогут производить изменения в людях. Говорить так, чтобы люди могли не только констатировать, что хорошо провели время, а стремились после вашего выступления к определенным действиям, к которым вы старались их побудить, к тому, к чему вы их склоняли.

В публичных выступлениях нет бесконечных правил, которые нужно полжизни заучивать, нужно всего лишь освоить простой алгоритм действий. На базе освоенных знаний, путем вырабатывания практикой и опытом, можно в ораторском искусстве достичь немалых результатов.

  • Основы ораторского искусства легко перенимать у хороших ораторов. Наблюдая за их действиями, изучая их поведение, вы сможете перенять у них тактику ораторства.
  • В коре головного мозга человека есть зеркальные нейроны, позволяющие обучаться путем наблюдения за действиями другого человека. Так маленькие дети повторяют все за родителями, едят то, что едят родители, разговаривают так же, даже с той же интонацией. Это один из важнейших условий прироста навыка оратора.
  • Публичное выступление требует знаний и умения и в обязательном порядке требует практики. От чтения правильных книг и обучающей литературы, в которой четко расписано, что это такое, и как овладеть мастерством, навыки не смогут нарастать с нужной для вас скоростью.
  • Знания не имеют ценностей без практики. Также любые знания могут наскучить, если их не применять. Нет аудитории – вам поможет ораторское искусство, упражнения которого можно проводить в гордом одиночестве перед зеркалом. В книгах по ораторскому искусству можно ознакомиться с такими упражнениями.
  • Настоящего оратора не должны беспокоить негативные мысли, а особенно страх провала. Это непременно будет мешать выступлению перед публикой. На время выступления все посторонние мысли необходимо удалить из своего сознания. Полное увлечение выступлением не оставит места для волнения и переживаний.
  • Ораторское искусство включает в себя правила поведения оратора. Хороший оратор не испугается посторонней фразы со стороны или неуместного вопроса. Он владеет ситуацией, и на время выступления только он хозяин положения. Для этого нет необходимости хамить и спорить, нужно найти контакт с аудиторией и быть немного выше нее. Добиться такого результата можно только зная свое дело, и с уверенностью аргументировать и убеждать слушателей.
  • Четкая и ясная речь, правильно поставленные фразы не позволят аудитории уснуть во время вашего выступления. Даже скучный доклад можно разбавить интересными фактами, особенно, если привлечены фамилии известных людей.
  • А более эффективным выступление будет, если аудитория будет вовлечена в дискуссию. Ораторское искусство заключается в применении приема вовлечения, но в допустимой норме, так как ваше ораторское место может занять более активный слушатель.
  • На бумаге, которая будет лежать перед оратором, не должно быть текста, плох тот оратор, который читает свою речь. Кроме плана своей речи ничего не должно быть перед лицом выступающего. Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь.
  • На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи – первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа.

career-inform.ru

Еще по теме:

  • Экспертиза днк на родство Установление отцовства по ДНК через близких родственников Этот тест позволяет дать заключение о наличии родства между дедушкой (или бабушкой) и предполагаемым внуком (или внучкой). Наличие ДНК образца от предполагаемых бабушки и дедушки […]
  • Возврат суммы при покупке дома Налоговый вычет на дом Содержание: Покупая или строя дом, российские граждане имеют право на вычет 13% из их НДФЛ. Получить его возможно либо через ИФНС, либо у своего работодателя. Предоставляется он по расходам и состоит из 3-х частей: 1) на […]
  • Фортепиано пособия Ноты для начинающих ДМШ - Фортепиано Самоучители Самоучители, пособия для начинающих, учащихся детских музыкальных школ Работа над фортепианной техникой Гаммы Гаммы и арпеджио Л.Борухзон, С.Морено Гаммы и арпеджио для фортепиано Н. […]
  • Заявление от работника на уменьшение ндфл Иностранный работник: уменьшаем НДФЛ на фиксированный авансовый платеж Работодатель — налоговый агент имеет право на уменьшение НДФЛ иностранного работника на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных им самостоятельно. Рассмотрим порядок […]
  • Подача заявлений в военное училище Поступление в военное училище Военные училища всегда стояли обособленно от других учебных заведений. Попасть в такое учебное заведение непросто. Поступление в такое училище сопряжено с рядом обязательных для абитуриента условий и требований - […]
  • Пособия на детей в россии 2014 в россии Ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ Каждый регион определяет размер, порядок назначения и выплаты такого пособия самостоятельно. К примеру, в Москве региональное ежемесячное пособие на ребенка установлено для семей с доходом […]