Оглавление:

Обобщающий урок по теме «Простые механизмы. Назначение и виды»

Разделы: Физика

Цели урока:

  • научиться применять теоретические знания на практике;
  • продолжить формирование интереса к проведению экспериментов;
  • развивать навыки составления рассказа.

Учебные задачи:

  • Что знать:
  • Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
  • Виды простых механизмов.
  • рычаг – простой механизм, представляющий собой твердое тело, которое может поворачиваться вокруг некоторой точки;
  • блок – простой механизм, представляющий собой колесо, укрепленное в обойме с желобом, по которому пропущена веревка, ни один из концов которой не закреплен на колесе или обойме;
  • блок называется подвижным, если его ось закреплена и при движении веревки не перемещается; блок называется подвижным, если при движении веревки его ось перемещается
  • клин – треугольный кусок дерева или железа, первоначально созданный чтобы легче было колоть бревна и камни.
  • наклонная плоскость:
  • винт
  • Объяснить назначение механизмов
  • Понятие выигрыша в силе, правило равновесия рычага.
  • Что уметь:
  • Уметь находить простые механизмы в выданных устройствах.
  • Решать задачи по данной теме.

I. Повторение

1. Что такое сила? (Сила – мера взаимодействия тел, причина изменения скорости тела или его деформации.)

2. Назовите какие вы знаете силы и дайте их определения? (Сила всемирного тяготения – сила, с которой притягиваются все тела во Вселенной.
Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.
Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.
Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
Сила трения сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. Бывают сила трения покоя, скольжения и качения.
Сила Архимеда сила, выталкивающая тело из газа или жидкости и равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.)

3. Как называется прибор для измерения силы. (Динамометр)

4. Что называется простыми механизмами? (Приборы, служащие для преобразования силы.)

5. Какие вы знаете простые механизмы. (Блок, ворот, рычаг, клин, наклонная плоскость винт.)

II. Работа в группах: проверка домашнего задания, которое давалось заранее.

1 группа «Ворот и клин и их применение».

По рисунку, на котором нарисована демонстрационная модель ворота и клина – дать определение этому устройству, и для чего оно может применяться.

Задание группе: напишите краткий рассказ на тему» Ворот и его применение. Клин и его применение» В рассказе должны быть отражены следующие вопросы:

1) Что такое ворот.
2) Что такое клин. (Клин – как самостоятельный механизм для раскалывания дерева, для заклинивания всевозможных рукояток, для подъема тяжестей, для спрессования в клиновых прессах. Клин – как часть колющих, режущих, рубящих, раскалывающих и роющих инструментов и орудий (игла, шило, гвоздь, стамеска, долото, ножницы, кусачки, топор, лопата, серп), а также рабочие органы машины для обработки почвы, для освоения новых земель и мелиорации (плуги, бороны, культиваторы, бульдозеры и т.д.)
3) Иллюстрированный рассказ или плакат принести в класс.

2 группа «Винт и его применение»

Принести в класс различные винты. Его можно сделать схематично: вырезать из бумаги узкий прямоугольный треугольник и прочертить вдоль его гипотенузы ярку цветную линию. Взять карандаш, навернуть на него этот треугольник (цветной линией наружу) и получите модель винта. Где применяется и для чего?

1. Дайте определение рычага.
2. Что называется плечом силы.
3. Сделайте простой рычаг – возьмите плоскую линейку и положите ее на опору (брусочек), так чтобы она была в равновесии. Вы получили равноплечий рычаг. Положите на один конец рычага монету в 1 рубль, а на другой конец – в 5 рублей. Равновесие рычага нарушится. Оставляя рычаг равноплечим, передвигайте монету в 5 рублей по рычагу так, чтобы добиться равновесие рычага. Измерьте расстояние от центра монеты в 5 рублей до линии опоры и от центра монеты в 1 рубль до той же линии опоры. Сделайте вывод.
4. Сравните это равновесие с равновесием двух человек разного веса, качающихся на доске (качелях), положенной на перекладину. Вы видите, что равновесие наступает только тогда, когда тяжелый человек будет находиться ближе к точке опоры и наоборот, более легкий – дальше.
5. Сформулируйте правило равновесия рычага.
6. Сделайте плакат с рисунками и принесите в класс, подготовьте рассказ о применении рычага
7. Продемонстрировать на опыте то условие, что чем длиннее рычаг, тем легче с ним работать. Если открывать крышку от банки с кофе монетой, то это очень трудно, а если с помощью чайной ложки – это легко.

4 группа «Блоки и их применение».

Напишите краткий иллюстрированный рассказ или приготовьте плакат на тему «Блоки и их применение». В рассказе должно быть отражено следующее:

  • устройство блока
  • разница между неподвижным и подвижным блоками;
  • рисунки неподвижного и подвижного блоков
  • применение блоков в технике и быту.

Познакомьтесь с устройством мясорубки.

  • Разберите ручную мясорубку и осмотрите устройство каждой ее части.
  • Какие простые механизмы входят в состав ручной мясорубки?
  • Какую роль играет в мясорубке винт, называемый шнеком?
  • Как устроен крестообразный нож, состоящий из 4-х ножей клиньев, плотно прилегающих к решетке?
  • Попробуйте, не пользуясь рукояткой, которая играет роль рычага, повернуть шнек аккуратно двумя пальцами.
  • Постройте рассказ о назначении мясорубки и устройстве мясорубки.

III. Рассказ учителя о строительстве пирамиды Хеопса. Рассказ сопровождается иллюстрацией .

Каждое из семи чудес света, к которым принадлежит и египетская пирамида Хеопса, была выдающимся техническим достижением своего времени, но оно вызывало восторг и восхищение еще и благодаря художественному совершенству, замечательным образом соединяя в себе искусство и технику. До наших дней сохранилось единственное из этих чудес – пирамида Хеопса в Гизе, – она вместе с тем и древнейшее из них.
Свое название пирамида получила по имени ее создателя – фараона Хеопса. Она – самая большая из египетских пирамид. Ее высота составляет 146,6 м (что примерно соответствует высоте 5-этажного небоскреба), площадь основания 230 х 230 м (на таком пространстве свободно могли бы поместиться все 5 крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также Флорентийский и Миланский соборы), масса 6400 000 тонн.
Свыше 4000 человек – художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников – выполняли подготовительные работы около 10 лет. Как сообщает древнегреческий историк Геродот, строительство продолжалось еще лет 20, причем над сооружением гробницы Хеопса трудилось около 8000 человек. Переплыв на лодках на другой берег Нила, мужчины направлялись в каменоломню. Там они вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью кувалд, клиньев, пил и буравов и получали камень нужных размеров – со сторонами от 80 см до 1,45 м. Всего на то, чтобы сложить пирамиду, пошло два миллиона камней.
Затем, используя рычаги и канаты, каждая группа устанавливала свой камень на деревянные полозья и по бревенчатому настилу перетаскивала к берегу Нила. Парусная лодка переправляла рабочих и камень (масса каждого до 7,5 тонн) на другой берег. По выложенным бревнами дорогам камень доставляли волоком на строительную площадку.
Тут наступала самая тяжелая работа, поскольку кранов и других подъемных устройств тогда еще не было. По наклонному «въезду» шириной 20 м, построенному из» кирпичей» нильского ила, полозья с каменным блоком при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку. Там рабочие укладывали блок на указанное архитектором место с точностью до миллиметра.
И, наконец, приходила очередь самой опасной работы: укладки «пирамидона» – верхнего блока высотой 9 м, волоком затянутого по наклонному «въезду». Сколько людей погибло, выполняя эту операцию, мы не знаем. Но через 20 лет возведение корпуса пирамиды, которая состоит из 128 слоев камня, завершилось.

Вопросы к учащимся после прослушивания рассказа:

1. Какие простые механизмы использовались при строительстве пирамиды? (Клин, блок, наклонная плоскость, рычаг)
2. Какие устройства вы бы применили, если бы необходимо было построить пирамиду сегодня? (Грузоподъемный башенный кран)
Грузоподъемный башенный кран – основная машина на строительной площадке – служит для подъема и для перемещения тяжелых грузов. Он представляет собой сочетание простых механизмов.
3. Какие простые механизмы имеются в башенном кране?

IV. Решение задач:

Задача 1 (карточка)
1. На рычаге уравновешены две железные гирьки массами
10 и 200 г. Плечо гирьки массой 100 г равна 10 см. Найти плечо гирьки массой 200 г.

Задача 2 – упр. 31 стр. 149 № 2 .

Дополнительно: зад. 32 стр. 63<1>.

Контрольные вопросы:

  1. Как называются приспособления, служащие для преобразования силы? (Механизмы)
  2. Какие простые механизмы используются в повседневной жизни?
  3. Какие простые механизмы применяли в Египте для строительства пирамид? (Рычаг)
  4. Как называется твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси? (Рычаг)
  5. Как называется кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила? (Плечо силы)
  6. Запишите в виде формулы условие равновесия рычага.
  7. Кем было установлено это правило? (Архимедом)
  8. Для какие целей применяется неподвижный блок? (Позволяет менять направление действия силы)
  9. Дает ли выигрыш в работе неподвижный блок? (Нет)
  10. Для каких целей применяется подвижный блок? (Для получения выигрыша в силе в 2 раза)
  11. Дает ли выигрыш в работе подвижный блок (Нет)
  12. Дает ли выигрыш в работе какой-либо из механизмов (Нет)

13. Почему ручку располагают у края двери? (Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери)
14. Поднимет ли стоящий на земле человек весом в 600 Н при помощи неподвижного блока груз, масса которого 72 кг? (Нет, потому что вес груза 700 н, превышает вес тела человека)

V. Домашнее задание: упр 19 стр. 150, ворот и его применение.

Используемая литература:

  1. Д.И. Пеннер, А. Худайбердиев Программированные задания по физике для 6–7 классов, Москва «Просвещение», 1985 г.
  2. Перышкин А.В. Физика – 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: – Дрофа, 2006 г.
  3. Журнал Физика в школе 4, 1995 г. Стр. 34 статья В.А. Полищук «О пирамиде Хеопса»
  4. С.В. Покровский «Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике»
  5. Рассказова Г.А. Физика 7 класс (в таблицах), ООО «Издат-Школа», 1996 г.
  6. Шиканова И.А. «Оперативные формы контроля за знаниями учащихся», ТОО «Перспективы образования», Краснодар, 1994 г.
  7. Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проверочная работа «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага.» (7 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Проверочная работа (физический диктант).

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага.

Что называют простыми механизмами?

Для чего применяются простые механизмы?

Что такое рычаг?

Что такое плечо силы?

Правило равновесия рычага. Формула равновесия рычага.

Кем было установлено правило рычага?

Задачи по вариантам:

1 вариант: Рычаг находится в равновесии. На его меньшее плечо действует сила 400Н, а на большее 40Н. Длина большего плеча 50 см. Определите длину меньшего плеча, вес рычага не учитывать.

2 вариант: Длина меньшего плеча рычага 10 см, большего – 40 см. На меньшее плечо действует сила 20Н. Определите силу, действующую на большее плечо. Вес рычага при расчетах не учитывать.

Можно использовать для проверки теоретических знаний по данному вопросу. Диктант включает несколько вопросов по заданной теме. За определенный промежуток времени ученики отвечают на вопросы. Данный вариант может послужить для проведения проверки домашнего задания. Таким образом все ученики будут охвачены проверкой. Увеличиваются шансы на получение хороших оценок.

  • Доронина Александра Владимировна
  • 94
  • 12.04.2018

К учебнику: Физика, 7 класс. Перышкин Александр Васильевич, 3-е издание, дополненное. Москва, «Дрофа», 2014 г.

К уроку: §58 Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Номер материала: ДБ-1438396

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Презентация к уроку физики в 7 классе на тему: «Простые механизмы»

Презентация к уроку физики в 7 классе на тему: «Простые механизмы».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку физики в 7 классе на тему: «Простые механизмы»»

Вопросы по повторению:

1. Что такое сила?

2. Назовите какие вы знаете силы?

3. Как называется прибор для измерения силы?

4. Что в физике называют работой?

5. Какая формула работы?

6. В каких единицах измеряется работа?

7. Что такое мощность?

8. Какая формула мощности?

9. В каких единицах измеряется мощность?

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут, положу,

Человеку я служу.

Замечательный дружище: деревянная ручища

Да железный обушок, закалённый гребешок.

Он у плотников в почёте-каждый день с ним на работе.

Зубасты, а не кусаются.

Смотрит, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть:

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Два братца пошли в воду купаться, два купаются, а один на берегу валяется.

Ей набили мясом рот,

Жуёт, жуёт и не глотает –

В тарелку отправляет.

Ведёрко звонко, спускаясь, скачет,

А поднимаясь — скрипит и плачет.

В глубокой шахте вода хранится,

Чтоб летом знойным ты мог напиться.

Сам худ, а голова с пуд.

Подготовила: учитель физики

МБОУ «СШ №13 города Евпатории» Швайко Л.А.

С незапамятных времен люди используют для совершения механической работы различные приспособления. С помощью рычагов 3тыс. лет назад при строительстве пирамиды Хеопса в Древнем Египте передвигали и поднимали плиты массой 2.5 тонн на высоту до 147 метров.

Простыми механизмами называют приспособления, служащие для преобразования силы.

К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности- блок, ворот; наклонная плоскость и ее разновидности — клин, винт.

В большинстве случаев простые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, т. е. увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз.

Задание №1 «Силач»

Может ли человек удержать на весу 5тонн? Можно ли рукой расплющить железо? Может ли ребёнок оказать противодействие силачу? С помощью какого механизма можно это сделать?

Рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Точка О – точка опоры, расположена между точками приложения сил.

Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.

Условие равновесия рычага

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил

К концам горизонтального рычага приложены вертикальные силы 2 и 18 Н, который находится в равновесии. Чему равен выигрыш в силе рычага?

Задание №2 «Строитель»

Как поднять на крышу 9-этажного дома покрытие для неё? С помощью каких механизмов это можно сделать?

Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь.

Неподвижный блок — блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается .

ОА = R = плечо силы F 1

ОВ = R= плечо силы F 2

ОВ = 2R= плечо силы F

ОА = R= плечо силы Р

Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

С помощью подвижного блока груз подняли на высоту 1,5 м, на какую длину при этом был вытянут свободный конец верёвки?

Чтобы при помощи подвижного блока поднять груз на высоту h , надо конец веревки, к которому прикреплен динамометр переместить на высоту 2 h=2∙1,5=3 м.

Рабочий, с помощью подвижного блока, поднял груз на высоту 7 м, прилагая к свободному концу верёвки силу 160 Н. Какую работу он совершил?

Задание №3 «Ловкач»

Как без крана и других подъёмных машин поднять на кузов грузовика бочку с гвоздями? Как дубовую чурку разделить на две части? Как откачивают воду из судов, получивших пробоину? С помощью каких механизмов это можно сделать?

Наклонная плоскость — простой механизм в виде плоской поверхности, установленной под углом, отличным от прямого, к горизонтальной поверхности.

Тележку поднимают по наклонной плоскости, длина которой 3 м, а высота 1,5 м. Найти выигрыш в силе наклонной плоскости?

Задания для самоконтроля :

1. Как называются приспособления, служащие для преобразования силы?

2. Какие простые механизмы используются в повседневной жизни?

3. Какие простые механизмы применяли в Египте для строительства пирамид?

4. Как называется твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси?

5. Как называется кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила?

6. Запишите в виде формулы условие равновесия рычага.

7. Кем было установлено это правило?

8. Для какие целей применяется неподвижный блок?

9. Для каких целей применяется подвижный блок?

multiurok.ru

Урок по физике на тему «Рычаг. Условие равновесия рычага» (7 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок физики в 7 классе по теме «Рычаг. Условие равновесия рычага».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с рычагом, ввести понятие оси вращения, плеча силы, экспериментально выяснить условие равновесия рычага, установить связь между абстрактным понятием рычага в физике и реальными рычагами, встречающимися в природе.

а) формирование представлений о простых механизмах, организация усвоения основных понятий по теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения распознавать рычаги, в природе и технике, уметь определять плечо силы, используя условие равновесия рычага находить силы и плечи рычагов (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, сравнение, обобщение, систематизация (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание положительного отношения к труду, целеустремленности (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, ноутбуки, проектор, интерактивная доска, рычаг лабораторный, штатив, набор грузов.

Организационный момент ( 1 минута )

Здравствуйте! Присаживайтесь. Староста, назовите фамилию отсутствующих. Спасибо.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать тему: «Простые механизмы» и расширим представления об устройствах, которые помогают нам в работе, на отдыхе и в быту.

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним что мы узнали на прошлом уроке.

Актуализация знаний (4 минуты)

Ответьте на следующие вопросы:

Что мы называем простыми механизмами?

Для какой цели применяют простые механизмы? Приведите примеры применения.

Назовите простые механизмы. Блок, наклонная плоскость , рычаг, винт, клин, лебедка, ворот.

Изучение нового материала (13 минут)

Давайте посмотрим на экран и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока (нарезка видео/анимация «рычаги») .

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( о рычагах ). Правильно. Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. Достаньте из файла индивидуальную карту (приложение 1), запишите число и тему сегодняшнего урока: « Рычаг. Условие равновесия рычага ». Итак, на уроке мы сегодня:

1. Дадим определение рычага.

2. Узнаем физические величины, характеризующие рычаг.

3. Узнаем, где применяют рычаги.

Как мы увидели из видео, в качестве рычага могут быть использованы подъёмный кран, ножницы, кусачки, весы и т.д. Рычаг начал применяться людьми ещё в глубокой древности. Есть много свидетельств, что в древних странах — Вавилоне, Египте, Греции — строители широко использовали рычаги при подъёме и перевозке статуй, колонн и огромных камней. В то время они уже хорошо знали, что рычаг в умелых руках превращает тяжелый груз в лёгкий.

Теперь давайте запишем определение нового для вас приспособления, служащего для преобразования силы. Итак,

Рычаг это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Схематически рычаг изображается следующим образом: ( изображение рычага на интерактивной доске ).

Изобразите рычаг у себя индивидуальной карте.

У любого рычага есть точка опоры, плечо и сила, которая действует на плечо.

На рисунке изображаем ось вращения – О, это и есть точка опоры расположена между точками А и В.

Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль

которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.

(изобразить рычаги под №1 из Приложения 1).

А теперь выйдите к доске и укажите на схеме точку опоры, точку приложения силы, плечо силы ( 2 человека выходят к доске, показывают величины, характеризующие рычаг№2, №3 из Приложения 1).

Динамическая пауза ( 2 минуты )

А теперь давайте немного отдохнем и посмотрим на экран. Следите за точкой.

А теперь ещё раз посмотрим на экран ( видео «птичка и бегемот» ).

Как вы думаете, сможет ли птичка качаться на качелях с бегемотом? (Ответы детей).

Итак, для того, чтобы птичка и бегемот могли качаться на качелях, качели должны находиться в равновесии. При каком условии рычаг будет находиться в равновесии? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте обратимся к эксперименту. На ваших столах есть необходимое оборудование для проведения опыта и исследовательского задания.

Исследовательская работа в группах (13 минут)

В каждой группе на столах стоят лабораторные рычаги. Давайте вместе с вами выясним, когда рычаг будет находиться в равновесии.

Для этого вам необходимо выполнить исследования и заполнить таблицу полученными вами значения,в Приложении 2 (исследовательская работа).

На экране у нас будет таблица, в которую представители от групп будут вносить свои показания, по мере выполнения работы.

Измерьте правое плечо l 1 .

Измерьте силу, действующую на правое плечо, в расчете, что 1 груз = 1 Н.

уравновесьте рычаг, повесив один груз на левую часть рычага. Измерьте силу F 2 и левое плечоl 2 ;

уравновесьте рычаг, повесив два груза на левую часть рычага. Измерьте силу F 2 и левое плечоl 2 ;

уравновесьте рычаг, повесив три груза на левую часть рычага. Измерьте силу F 2 и левое плечоl 2 ;

уравновесьте рычаг, повесив четыре груза на левую часть рычага. Измерьте силу F 2 и левое плечоl 2 ;

уравновесьте рычаг, повесив пять грузов на левую часть рычага. Измерьте силу F 2 и левое плечоl 2 .

infourok.ru

Правило равновесия рычага

Ещё до Нашей Эры люди начали применять рычаги в строительном деле. Например, на рисунке вы видите использование рычага для подъёма тяжестей при постройке пирамид в Египте.

Рычагом называют твёрдое тело, которое может вращаться вокруг некоторой оси. Рычаг – это не обязательно длинный и тонкий предмет. Например, рычагом является любое колесо, так как оно может вращаться вокруг оси.

Введём два определения. Линией действия силы назовём прямую, проходящую через вектор силы. Плечом силы назовём кратчайшее расстояние от оси рычага до линии действия силы. Из геометрии вы знаете, что кратчайшее расстояние от точки до прямой – это расстояние по перпендикуляру к прямой.

Проиллюстрируем эти определения. На рисунке слева рычагом является педаль. Ось её вращения проходит через точку О. К педали приложены две силы: F1 – сила, с которой нога давит на педаль, и F2 – сила упругости натянутого троса, прикреплённого к педали. Проведя через вектор F1 линию действия силы (изображена пунктиром), и, построив к ней перпендикуляр из т.О, мы получим отрезок ОА – плечо силы F1

С силой F2 дело обстоит проще: линию её действия можно не проводить, так как её вектор расположен более удачно. Построив из т. О перпендикуляр на линию действия силы F2, получим отрезок ОВ – плечо силы F2.

При помощи рычага можно маленькой силой уравновесить большую силу. Рассмотрим, например, подъём ведра из колодца (см. рис. в § 5-б). Рычагом является колодезный ворот – бревно с прикреплённой к нему изогнутой ручкой. Ось вращения ворота проходит сквозь бревно. Меньшей силой служит сила руки человека, а большей силой – сила, с которой цепь тянет вниз.

Справа показана схема ворота. Вы видите, что плечом большей силы является отрезок OB, а плечом меньшей силы – отрезок OA. Видно, что OA > OB. Другими словами, плечо меньшей силы больше плеча большей силы. Такая закономерность справедлива не только для ворота, но и для любого другого рычага.

Опыты свидетельствуют, что при равновесии рычага плечо меньшей силы во столько раз больше плеча большей, во сколько раз большая сила больше меньшей:

Рассмотрим теперь вторую разновидность рычага – блоки. Они бывают подвижными и неподвижными (см. рис.).

К левому, подвижному блоку, подвешен груз весом 8 Н. Правый блок – неподвижный. Через оба блока перекинута нить. Вы видите, что её конец натянут с силой 4 Н. Как же нам в этом случае удаётся удерживать груз весом 8 Н? Ответим на этот вопрос.

Натягивая конец нити, мы действуем на точку B подвижного блока, как бы «приподнимаем» её. Тем самым отрезок ОВ (по сути рычаг) как бы поворачивается вокруг точки О против часовой стрелки.

Плечо «синей силы» – отрезок ОВ в 2 раза больше отрезка ОА – плеча «красной» силы. Поэтому и силы отличаются в 2 раза: 4 Н и 8 Н. Именно поэтому мы силой в 4 Н удерживаем вес груза 8 Н.

questions-physics.ru

Еще по теме:

  • Опека томск ленинский район УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей А Александровский район Асиновский район Б Бакчарский район В Верхнекетский район г […]
  • Суды с инновой Форум l2utopia Innova Systems проиграла суд игроку в Line. Нравится Не нравится Taliya 02 мар 2017 Я просто оставлю это здесь и я в шоке!Хоть делу уже лет да лет,но лично я не слышала об этом поэтому читайте и высказывайте своё мнение. […]
  • Приказы на премирование сотрудников Как составить приказ о премировании сотрудников - образец Приказ о премировании сотрудников - образец его вы найдете в нашей статье. Кроме того, в ней рассказывается, как правильно заполнить унифицированный бланк приказа и можно ли использовать […]
  • Опека и попечительство сургута Муниципальное образованиеСургутский район Ханты-Мансийский автономный округ — Югра / Деятельность / Социально-культурная сфера / Управление опеки и попечительства Управление опеки и попечительства Лучший способ сделать детей […]
  • Бти заявление на кадастровый паспорт Получение кадастрового паспорта в БТИ Предыдущая статья: План БТИ Вся информация о земельных участках вносится в кадастр в соответствии с Федеральным законом N 221. До 1. 01 2013 года изготовление данной бумаги было обязанностью БТИ. Теперь […]
  • Ключём или ключом правило Ключём или ключом, как будет верно написать? Подскажите, пожалуйста: ключём или ключом, как будет верно? Какое правило русского языка решит эту проблему и поможет не допускать ошибок в написании окончаний в подобных словах? Для верного ответа […]