Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Цели:
- Образовательные:
- расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- повторить правописание парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал;
- научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
- развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
- обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
- развивать положительное отношение к учебе;
- заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
- Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4. (Приложение. Слайд 2)
– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами. (Приложение. Слайд 3)
– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!
III. Минутка чистописания
– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. (Приложение. Слайд 4)
– Посмотрите внимательно на изображение:
– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). (Приложение. Слайд 5)
– Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.
IV. Словарная работа.
– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? (Приложение. Слайд 6.)
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. (Приложение. Слайд 7.)
– Какие сходства и различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке. (г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз) Проверьте. (Приложение. Слайд 8.)
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.
V. Проверка знания орфографии
– А вот перед нами мыс Безграмотландия. (Приложение. Слайд 9.) Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова. (Приложение. Слайд 10.)
Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Примеры слов с парными согласными
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Например:
- изре д ка [и з р’ и т к а];
- сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Например:
- про с ьба [п р о з’ б а];
- во к зал [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными л, м, н, р, в.
Например:
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
russkiiyazyk.ru
Парные и непарные согласные звуки
В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются.
Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Чтобы на письме обозначить мягкий гласный звук ставится символ (‘).
По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:
[б] – [б’] (быть – бить),
[п] – [п’] (пыль – пил),
[в] – [в’] (выл – вил),
[ф] – [ф’] (готов – готовь),
[д] – [д’] (воды– води),
[т] – [т’] (бит – бить),
[з] – [з’] (везу – вези),
[с] – [с’] (вес – весь),
[л] – [л’] (мол – моль),
[н] – [н’] (кон –конь),
[м] – [м’] (мать – мять),
[р] – [р’] (рысь – рис),
[к] – [к’] (сорока – сороки),
[г] – [г’] (нога – ноги),
[х] – [х’] (уха – ухи).
К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’]
Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие.
Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р].
Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’].
Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков.
Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.
Мы с вами рассмотрели просто классификацию согласных звуков в русском языке. Знание данной классификации позволит нам в дальнейшем понимать правила грамматики языка.
www.fio.ru
Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне
На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.
Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.
Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?
Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.
Мир, стол, дом, сон, мох.
На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.
А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?
Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.
1. Повар готовил обе [т],
А тут отключили све [т].
2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…
Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев
Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.
Сравните звуки с буквами.
Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.
Звук [т] обозначается буквой т или д,
звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).
Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.
Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.
Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Как проверить парный согласный?
Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?
Повё. – везут, увезли
Ду. – дубок, дубрава
Кни.ка – книжечка, книжный
Запи.ка – писать, записная
В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».
Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.
Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.
Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.
Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.
Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).
Как проверить парный согласный?
Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.
В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].
Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?
Супы, львы, шарфы, труды, лбы.
Эти существительные стоят во множественном числе.
Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?
Нет, так как после парного согласного следует гласный.
Изменим слова, поставим их в единственное число.
В этих словах есть орфограмма на конце слов.
Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.
Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб
Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)
Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.
Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?
Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.
Обе д – (много) чего? обе до в
Све т – (много) чего? све та
Ко ш ки – (много) кого? ко ше к
Ло ж ки – (много) чего? ло же к
Открываем ещё один способ изменения имён существительных:
Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)
От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,
у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,
в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,
на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).
Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:
ло до чка – ло д ка
ули то чка – ули т ка
ша по чка – ша п ка
оши бо чка – оши б ка
ча ше чка – ча ш ка
кру же чка – кру ж ка
Объясняем значение слова с помощью однокоренного:
Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.
Когда так говорят?
шу т ка – шу тя т (буква т в корне шут-)
про сь ба – про ся т (буква с в корне прось-)
погру з ка – гру зя т (буква з в корне груз-)
хо дь ба – хо дя т (буква д в корне ход-)
Как узнать буквы в корнях имён существительных:
Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).
2. Изменить проверяемое слово
1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)
2. по команде вопроса (много) кого? чего?
3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)
В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз,
Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина
моро з – моро зн ый, (буква з в корне мороз-)
сне г – сне го вик, (буква г в корне снег-)
вя з (лиственное дерево) – нет чего? – вя за , (буква з в корне вяз-)
ду б – ду бо к, (буква б в корне дуб-)
наскво зь – скво зи т, (буква з в корне сквозь-)
Объясняем буквы согласных в глаголах:
А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?
Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?
озя бн у, зя бн уть – озя б (буква б в корне зяб-)
замёр зн у, мёр зн уть – замёр з (буква з в корне мёрз-)
Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?
приля г – приля гу (буква г в корне ляг-)
промо к – промо кн у (буква к в корне мок-)
выте к – выте ку (буква к в корне тек-)
вле з – вле зу (буква з в корне лез-)
внё с – вне су (буква с в корне нёс-нес-)
упол з – упол зу (буква з в корне полз-)
Решаем задачи в корнях имён прилагательных:
А как решать задачи в корнях имён прилагательных?
Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).
У з кая – у зе нький
Лё г кий – лё го нький
Кре п кая – кре пе нький
Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?
Узенький, лёгонький, крепенький
А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.
Надо изменить слово по команде вопроса каков?
Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.
Подберём эти слова к проверяемым словам.
Ги бо к – ги б кий
Це по к – це п кий
Ро бо к – ро б кий
Хру по к – хру п кий
Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).
2. Изменить слово по команде вопроса каков?
Заключение:
Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.
Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.
На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.
В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].
Список литературы
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
- Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Домашнее задание
-
Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.
Ры_ка мелка, да уха сла_ка.
Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.
Дорога ло_ка к обеду.
Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.
Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.
Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: «В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»!
Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?
-
Прочитай русскую потешку.
- Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
- Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).
- в конце слова — зуб [зуп], стог [сток], плов [плоф]
- перед глухими согласными звуками — губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска]
- перед звонкими согласными звуками — сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба]
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Выйдет котик в огород –
Всполошится весь народ.
Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
interneturok.ru
Глухие и звонкие согласные
Согласные звуки могут произноситься с большей или меньшей степенью звучности. В соответствии с этим выделяют звонкие и глухие согласные.
Глухие согласные звуки состоят из шума, а звонкие согласные звуки — из шума и голоса.
Некоторые согласные звуки являются парными по звонкости-глухости, т.е. могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. А некоторые являются непарными, т.е. их звучание не зависит от положения.
Таблица согласных звуков парных и непарных по звонкости/глухости:
Согласные парные звонкие звуки оглушаются:
Согласные парные глухие звуки озвончаются:
Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости — это орфограмма, которая требует проверочного слова.
Непарные по звонкости/глухости согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками (звонкими или глухими) они находятся.
Например: сор [сор], дом [дом], корка [корка], Димка [димка]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
budu5.com