Оглавление:

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цели:

  • Образовательные:
    • расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
    • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • повторить правописание парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал;
    • научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
    • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
    • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
    • развивать положительное отношение к учебе;
    • заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4. (Приложение. Слайд 2)

– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами. (Приложение. Слайд 3)

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!

III. Минутка чистописания

– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. (Приложение. Слайд 4)

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). (Приложение. Слайд 5)
– Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.

IV. Словарная работа.

– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? (Приложение. Слайд 6.)
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. (Приложение. Слайд 7.)
– Какие сходства и различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке. (г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз) Проверьте. (Приложение. Слайд 8.)
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.

V. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. (Приложение. Слайд 9.) Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова. (Приложение. Слайд 10.)

Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Примеры слов с парными согласными

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Например:

  • изре д ка [и з р’ и т к а];
  • сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Например:

  • про с ьба [п р о з’ б а];
  • во к зал [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • мор­ковь — вкус мор­ко­ви;
  • мно­го коров — коро­ва;
  • ноч­лег — нет ноч­ле­га;
  • друг — у дру­га;
  • моно­лог — запись моно­ло­га;
  • тет­радь — тет­ра­ди;
  • жёлудь — желу­дё­вый;
  • пло­щадь — на пло­ща­ди;
  • холод — холо­ди­на;
  • сват — сва­ты, сва­тья;
  • образ — обра­за;
  • сказ — ска­зи­тель;
  • измо­розь — моро­зить;
  • измо­рось — моро­сит.


russkiiyazyk.ru

Парные и непарные согласные звуки

В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются.

Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Чтобы на письме обозначить мягкий гласный звук ставится символ (‘).

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

[б] – [б’] (быть – бить),

[п] – [п’] (пыль – пил),

[в] – [в’] (выл – вил),

[ф] – [ф’] (готов – готовь),

[д] – [д’] (воды– води),

[т] – [т’] (бит – бить),

[з] – [з’] (везу – вези),

[с] – [с’] (вес – весь),

[л] – [л’] (мол – моль),

[н] – [н’] (кон –конь),

[м] – [м’] (мать – мять),

[р] – [р’] (рысь – рис),

[к] – [к’] (сорока – сороки),

[г] – [г’] (нога – ноги),

[х] – [х’] (уха – ухи).

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’]

Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие.

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р].

Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’].

Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков.

Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.

Мы с вами рассмотрели просто классификацию согласных звуков в русском языке. Знание данной классификации позволит нам в дальнейшем понимать правила грамматики языка.

www.fio.ru

Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обе д – (много) чего? обе до в

Све т – (много) чего? све та

Ко ш ки – (много) кого? ко ше к

Ло ж ки – (много) чего? ло же к

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

ло до чка – ло д ка

ули то чка – ули т ка

ша по чка – ша п ка

оши бо чка – оши б ка

ча ше чка – ча ш ка

кру же чка – кру ж ка

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу т ка – шу тя т (буква т в корне шут-)

про сь ба – про ся т (буква с в корне прось-)

погру з ка – гру зя т (буква з в корне груз-)

хо дь ба – хо дя т (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

моро з – моро зн ый, (буква з в корне мороз-)

сне г – сне го вик, (буква г в корне снег-)

вя з (лиственное дерево) – нет чего? – вя за , (буква з в корне вяз-)

ду б – ду бо к, (буква б в корне дуб-)

наскво зь – скво зи т, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озя бн у, зя бн уть – озя б (буква б в корне зяб-)

замёр зн у, мёр зн уть – замёр з (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

приля г – приля гу (буква г в корне ляг-)

промо к – промо кн у (буква к в корне мок-)

выте к – выте ку (буква к в корне тек-)

вле з – вле зу (буква з в корне лез-)

внё с – вне су (буква с в корне нёс-нес-)

упол з – упол зу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

У з кая – у зе нький

Лё г кий – лё го нький

Кре п кая – кре пе нький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Ги бо к – ги б кий

Це по к – це п кий

Ро бо к – ро б кий

Хру по к – хру п кий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

    Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.

Ры_ка мелка, да уха сла_ка.

Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.

Дорога ло_ка к обеду.

Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.

Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.

Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: «В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»!

Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

    Прочитай русскую потешку.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Выйдет котик в огород –

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
    2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    interneturok.ru

    Глухие и звонкие согласные

    Согласные звуки могут произноситься с большей или меньшей степенью звучности. В соответствии с этим выделяют звонкие и глухие согласные.

    Глухие согласные звуки состоят из шума, а звонкие согласные звуки — из шума и голоса.

    Некоторые согласные звуки являются парными по звонкости-глухости, т.е. могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. А некоторые являются непарными, т.е. их звучание не зависит от положения.

    Таблица согласных звуков парных и непарных по звонкости/глухости:

    Согласные парные звонкие звуки оглушаются:

    • в конце слова — зуб [зуп], стог [сток], плов [плоф]
    • перед глухими согласными звуками — губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска]

    Согласные парные глухие звуки озвончаются:

    • перед звонкими согласными звуками — сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба]

    Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости — это орфограмма, которая требует проверочного слова.

    Непарные по звонкости/глухости согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками (звонкими или глухими) они находятся.

    Например: сор [сор], дом [дом], корка [корка], Димка [димка]

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    budu5.com

    Еще по теме:

    • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
    • Итф тхэквондо правила Правила боя в соревнованиях по таэквондо итф Спортивный вид тхэквондо - новейший на данный момент спорт. В основу такого вида положены традиции боевой Кореи. В различных версиях федераций, он имеет свои определенные инструкции и положения в боях, а […]
    • Справка общий стаж работы образец Зачем нужна справка о трудовом стаже, и как ее подготовить Пока действуют трудовые книжки, их нужно заполнять по инструкции. Если книжка потеряна или испорчена, заполняется дубликат. Но в него тоже нужно вписывать сведения о том, где и кем […]
    • Нотариусы в дубках Есть ли в Дубках нотариус или где поблизости? нужно сделать доверенность. Подскажите где ее здесь можно сделать? Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь Мне нравится контора […]
    • Папка для приказов Журнал регистрации приказов по основной деятельности Формат: 210 х 288 (вертикальный) 64 страницы Обложка: золотистый картон Cъемная обложка из прозрачного ПВХ Отверстия для шнуровки и архивации Журнал регистрации приказов по основной […]
    • Пособия на детей в 2018 году в санкт-петербурге Пособия на ребенка в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург — город федерального значения,в котором в настоящее время демографическая ситуация нестабильна. По состоянию на 2018 год смертность в городе, все еще превышает рождаемость. Так как город […]