Урок математики в 1-м классе «Состав числа 5. Переместительное свойство сложения»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

    Познакомить обучающихся с составом числа 5.
  1. Познакомить с профессиями железнодорожников и видами железнодорожного транспорта.
  2. Закрепить названия компонентов сложения, переместительное свойство сложения.
  3. Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету, память, внимание, математическую речь.
  4. Воспитывать уважение к близким, самоуважение, аккуратность.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, учебник “Математика” Н.Б. Истомина. 2011.

1. Настрой на работу, приветствие гостей.

2. Проверка опорных знаний

Ребята, кто прочитает слово? (Cлайд 1)

Подходит ли это слово к нашему уроку?

Посмотрите и скажите, сколько в слове гласных звуков?

А сколько согласных?

Как на языке математики записать это слово? (Cлайд 2)

Прочитайте это выражение по-разному.

Что интересного заметили?

Как называют числа при сложении?

Как называют результат сложения?

Что ещё скажите про число 4? (Xётное)

Как по-другому разложить число 4? (Cлайд 3-5)

А почему именно со слова мама начинается наш урок?

Каждое год в последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери.

У кого мама или бабушка работают на предприятиях железной дороги?

Математика им нужна?

Сегодня на уроке мы отправимся в путь, а на чём сейчас угадаете сами. (Графический диктант)

Что получилось? Паровозик.

Но поезда бывают разные. Какие?

А как называется станция, на которой мы живём?

3. Изучение нового.

Итак в путь. Вот наш состав. Сколько в нём вагончиков? (Слайд 7)

Почему 4? Может быть 5?

Правильно – первый это локомотив.

Наша задача рассадить пассажиров по вагонам так, чтобы их было столько же сколько вагонов в составе. Сколько будет пассажиров в каждом вагоне? (5)

1+4, 2+3, 3+2, 4+1. (Слайд 8)

Давайте запишем эти выражения в тетрадь. (По одному ученики выходят и записывают выражения на доске)

Какое правило использовали? (Переместительное свойство сложения)

Проговорите это правило. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) (Слайд 9)

4. Первичное закрепление. (Слайд10-13)

Записать соответствующие выражения.

Набрать 5 рублей разными способами.

5. Работа по учебнику.

Стр.90: № 203, 204, 206, 207 (в парах), 208.

6. Рефлексия.

  • Что запомнилось?
  • Чем поделитесь с родителями?
  • Какое правило закрепили?
  • Состав какого числа узнали?
  • Что узнали нового?
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Подготовка к школе

    блог профессионального репетитора и любящей мамы

    19 августа 2015 г.

    Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

    Следующий этап в освоении дошкольниками математики — изучение и запоминание состава чисел в пределах 10.

    Что это означает — изучение состава числа ?

    Это значит, что ребёнок должен помнить все комбинации пар чисел, из которых может состоять число до 10. Примерно так : «Число 8 может быть составлено из чисел 1 и 7 (7 и 1), 2 и 6 (6 и 2), 5 и 3(3 и 5), 4 и 4.

    Не обязательно по порядку, но желательно ЗАПОМНИТЬ все возможные комбинации.

    Ещё лучше, если вы поможете ребёнку выучить и
    состав чисел второго десятка — то есть от 11 до 20.

    На это в первом классе вам отведут совсем мало времени. Чтобы что — то запомнить, необходимо много повторений. В школе на запоминание времени не будет, в школе, помимо математики, у ученика ещё много предметов, и по каждому из них надо будет овладевать новыми знаниями, и многое запоминать.
    Но если мы с вами занимаемся с ребёнком уже давно (надеюсь, лет с 2х), и занимаемся, не принуждая и не заставляя ребёнка, а заинтересовывая его и поощряя малейшие успехи, то его ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
    (сейчас нас, в первую очередь, интересуют внимание и память) достаточно развиты, и у ребёнка сформирован интерес к учёбе.

    Потому что запоминание состава чисел — это уже серьёзный этап обучения, для него необходимо сознательное и заинтересованное отношение ребёнка к учёбе.

    Состав чисел мы запоминаем, повторяем много раз, и для того, чтобы обучение не превратилось в мучение, мы будем применять разные методические приёмы, наши задания мы будем разнообразить.

    Для знакомства с составом чисел нам понадобится счётный материал. Карточки с одинаковыми картинками предпочтительнее в начале, позже лучше использовать счётные палочки.

    РАЗРЕШАЕМ ребёнку пользоваться для счёта ПАЛЬЦАМИ. Лучше сейчас, чем в третьем классе, но этот этап проходит каждый ребёнок. Счёт на пальцах очень полезен, подключаются к запоминанию зоны мозга, отвечающие за осуществление мелких движений, и помогают нам быстрее запоминать состав чисел.

    К тому же пальцев у нас 10 — очень удобно и очень наглядно, и здорово, что пальцы всегда с нами, можно воспользоваться в любой момент. Я начинаю обучение с состава числа 5, а на состав чисел 2, 3 и 4 только даю задания, там так мало комбинаций, что ребёнок легко ими овладеет без специальных усилий.

    На первом занятии мы с ребёнком вместе размышляем и выкладываем из счётных карточек — как 5 предметов делят между собой два персонажа (кому из детей что ближе — два брата, два друга, для детей помладше могу взять картинки со зверюшками — белочка и ёжик делят орехи).

    Проходим все варианты — у белочки 1 орешек, у ёжика 4, у белочки 2 орешка, у ёжика 3, у белочки 2, у ёжика 3 и т.д. Чтобы ребёнок увидел все возможные варианты.

    Не просто «увидел», а подействовал, пропустил через себя, ощутил такой важный момент «Если в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет». С детьми с высоким уровнем готовности к школе делаем это в тетрадях в клеточку вот таким вот образом. (Ребёнок сам закрашивает клеточки двумя разными цветами).

    Так мы начинаем работу с каждым числом! Я не перехожу к изучению состава следующего числа, пока ребёнок не овладеет как следует составом числа нынешнего! На следующих занятиях мы повторяем (запоминаем) состав числа. Я использую такие игры и упражнения :

    1. » Угадай, сколько предметов спрятал гном» (любой персонаж, лучше маленькая игрушка из киндера) , у меня разная для каждого «дома». Приготовьте домик с цифрой на крыше. И набор счётных карточек — несколько предметов, всех по столько, сколько написано на крыше домика (какое число вы сейчас изучаете).


    «Смотри, какой запасливый наш гном, чего только нет в его домике, и всего по 7 — 7 яблок, 7 морковок, 7 огурцов, 7 груш. Давай поиграем с ним в «Математические прятки». Гном будет прятать несколько предметов, а ты будешь угадывать, сколько именно предметов он спрятал. Давай начнём. Закрывай глаза! Открывай. Что спрятал гном? Яблоки! Сколько яблок гном спрятал?

    (Сначала все предметы разложены рядами, и ребёнок ориентируется на количество других предметов, потом вы эти ряды убираете, и ребёнок только думает, вспоминает, считает. Если надо — пусть считает на пальцах, когда запомнит, он сам перестанет пользоваться пальцами.).

    2. » Сколько в корзинке? » . У меня есть такая настольная дидактическая игра, но на «Лабиринте» я её не нашла, наверное, больше не выпускают. Я всё равно о ней расскажу, несложно сделать что — то подобное, или придумать свою игру на основе имеющихся у вас игр. Нужны корзинки (вёдра, сумки — что вы придумаете) с числами от 5 и до. и много карточек с числами от 1 до .

    Суть игры — кто быстрее наполнит свои корзинки ПАРАМИ чисел, которые в сумме дают число, написанное на картинке. К примеру, у ребёнка на корзинке — число 8. Он должен «положить» в корзинку 2 карточки, чтобы в сумме написанные на них числа составляли 8. Значит, он может «положить» 7 и 1, или 6 и 2, или 5 и 3, или 4 и 4 (какую — то одну из этих комбинаций).

    Я усложняю правило — мы потом не просто проверяем корзинки, мы прячем числа на корзинках и «угадываем», какое число написано на корзинках друг у друга по сумме чисел. То есть: «Никита, я вижу, в твоей корзинке числа 5 и 3, значит, на твоей корзинке стоит число 8, я угадала?». Если ребёнок «продвинутый», я обязательно «ошибаюсь», чтобы ребёнок меня поправлял и тренировал внимание.

    Ещё одну игру вы найдёте здесь.

    Ещё один из способов помочь ребёнку осознать и запомнить состав чисел — выполнение заданий с помощью числового луча. (Вы можете чертить числовые лучи, а можете использовать шкалу линейки).

    Главное правило: если мы хотим прибавить, двигаемся
    вправо, хотим отнять — влево. Начинаем двигаться от первого числа. Например, » к 4 + 2 » — ставим пальчик
    (ручку, карандаш) на 4, и двигаемся на два деления вправо.

    Такие задания, как представлено ниже, я даю на повторение и закрепление состава числа сразу нескольких чисел.

    У меня ещё много интересных заданий, но, я чувствую, надо их оформлять в тематические электронные книги.

    Итогом ваших занятий с ребёнком должно стать запоминание ребёнком всех комбинаций. Вы идёте по улице и спрашиваете «А как может быть составлено число 10 ?» И ребёнок вам бодро и весело отвечает «9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 !»

    Сравните цены на рабочие тетради по методике
    Людмилы Георгиевны Петерсон
    в «Книжном лабиринте»

    и на «Озоне». Выберите то, что вам больше подходит!
    Не упускайте, время, помогайте ребёнку освоить
    состав числа!

    www.podgotovkakshkole.ru

    ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

    В старшей группе дети уже знакомились с порядковым счетом. Однако опыт показывает, что многие дети 6 лет не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение.
    В подготовительной к школе группе порядковому счету должно быть уделено большое внимание. У детей расширяют представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом, когда они прибегают к нумерации и с какой целью (нумеруют дома, квартиры, детские сады, места в театре, в кино, транспорте и т. п.).
    Дети 6—7 лет полнее начинают осознавать значение порядкового счета и усваивают, что вопросы который? какой по счету? требуют особого пересчитывания. При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос на котором месте? или который по порядку? существенное значение имеет направление счета. Дети узнают, что при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях — указывать, в каком направлении велся счет (четвертый сверху, пятый снизу, третий справа).
    Для лучшего осознания детьми значения порядкового счета его постоянно сопоставляют с количественным счетом, чередуя вопросы сколько? какой по счету?
    Продолжают учить детей различать вопросы какой по счету? который? какой? Последний направлен на выделение качественных признаков объектов. Какие задачи решают дети в процессе упражнений в порядковом счёте?
    Определяют место предмета среди других. («Сколько всего флажков? Какой по порядку синий флажок? Какого цвета восьмой флажок?») Находят предмет по его порядковому номеру, при этом выполняют различные задания. («На место четвертой матрешки поставьте неваляшку. Замените шестой синий кружок красным. Поверните третий квадрат другой стороной вверх. Дайте флажки второму, четвертому и шестому мальчикам».)
    Располагают предметы в указанном порядке и одновременно определяют пространственные отношения между ними: впереди, после, за, между: «Расставьте игрушки так, чтобы первой была матрешка, второй — неваляшка, третьим — мишка. Поставьте куклу между вторым и третьим номерами. » Задают вопросы: «Какая по счету кукла? А мишка? Сколько всего игрушек? Кто стоит перед неваляшкой? Которая по счету неваляшка?»
    Сопоставляют 2 множества предметов, расположенных в 1 ряд, отвечая на вопросы: «Сколько елочек? На котором месте елочки? Сколько березок? На котором они месте? Каких деревьев больше: елочек или березок?»
    Рисуют предметы или геометрические фигуры, а также закрашивают их карандашами разных цветов в указанном порядке. («Синим карандашом раскрасьте второй, седьмой и восьмой кружки».)
    Находят место в строю, перестраиваются по указанию воспитателя. Например, воспитатель вызывает 4—5 детей, предлагает им встать друг за друга, пересчитаться, поднять руку, хлопнуть в ладоши, присесть. Детей, занимающих определенные порядковые места, просит поменяться местами, предлагает кому-либо из детей встать, например, между третьим и четвертым номерами. Одновременно ребята упражняются в выделении порядковых отношений, определяют, кто стоит перед Олей, за Олей, между Леной и Аней и т. п.
    Целесообразны игры с мячом. Дети выстраиваются шеренгой и пересчитываются. Тот, кому ведущий бросил мяч, называет свой порядковый номер. Порядковый номер может называть ведущий. Например, он говорит: «Шестой!» Ребенок, стоящий на шестом месте, делает шаг вперед, произносит: «Я шестой!» — и ловит мяч.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЯ О ВЗАИМНО-ОБРАТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЧИСЛАМИ

    Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого).
    От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материал. Такой переход намечается с первых занятий. Закрепляя знания об образовании чисел второго пятка, воспитатель спрашивает детей: «Какое число получится, если к 6 добавить 1?» Или: «Как получить 6 предметов, если есть 5 предметов?» И т. п.
    Позднее дети сравнивают группы предметов разных размеров, занимающие больше или меньше места. В данном случае они не могут опереться на внешнее впечатление и находят ответ, пересчитывая предметы и сравнивая числа, т. е. опираются на понимание связей между числами. Однако для обобщения данных знаний требуются специальные упражнения, каждое из которых решает и свои частные задачи. Обобщению знаний о взаимно-обратном характере отношений между смежными числами способствуют упражнения на разностное сравнение чисел, которые вначале проводятся с опорой на наглядный материал. Например, детям предлагают отсчитать, положить игрушки, хлопнуть в ладоши, поднять руку, подпрыгнуть и т. п. на 1 раз больше или меньше, чем поставлено игрушек, чем нарисовано кружков на карточке или чем то число, которое называет воспитатель: «Хлопни в ладоши на 1 раз больше (меньше), чем у меня здесь матрешек. Сколько раз ты хлопнул? Почему?» Другой вариант: «Сколько кружков на карточке? Сколько ты поставишь елочек, чтобы их было на 1 больше (меньше)? Почему?» Более сложное задание: «На верхнюю полоску карточки положите на 1 кружок больше, чем у меня. На нижнюю полоску положите на 1 кружок меньше, чем на верхней полоске. Сколько кружков на моей карточке? Сколько кружков у вас на нижней полоске? Почему у вас на нижней полоске столькб же кружков, сколько у меня?» Каждый раз дети объясняют, как было получено то или иное число, сравнивают смежные числа, устанавливают разностные отношения между ними. («Надо поставить 7 елочек, потому что у вас на карточке 6 кружков, а вы просили поставить на 1 елочку больше, чем кружков. 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1».) В ответах детей обязательно должен находить отражение взаимно-обратный характер отношений между смежными числами. В итоге данных упражнений можно перейти к сравнению чисел и без опоры на наглядный материал. («Назови число, большее 7 на 1. На сколько 8 больше 7? Какое число меньше 7 на 1? Объясни, почему назвал 6».) Упражнениям на разностное сравнение чисел отводят не менее 2—3 занятий. В дальнейшем к этому вопросу следует периодически возвращаться до конца учебного года.
    Закрепить знания детей о порядке следования чисел позволяют упражнения в увеличении и уменьшении числа на 1. Воспитатель ставит 1 предмет (флажок, матрешку), спрашивает: «Какое число получится, если я добавлю 1 предмет? Почему?»
    Так постепенно дети составляют группу из 10 предметов. Группу пересчитывают, попутно выясняют, который предмет по счету последний. Аналогичным образом проводят и упражнения в уменьшении числа на 1. Воспитатель задает вопросы: «Сколько всего грибов? Сколько их будет, если я 1 уберу? Почему?» И так до тех пор, пока не останется 1 предмет. Данным упражнениям отводят 3 занятия. Строят их по-разному. Первое занятие целиком посвящают упражнениям в увеличении числа на 1, второе — в уменьшении числа на 1, а третье — как в увеличении, так и в уменьшении чисел с использованием одного и того же материала, а также упражнениям на разностное сравнение чисел. Но можно на всех 3 занятиях давать детям упражнения как на увеличение, так и на уменьшение чисел, если ребята усвоили разностные отношения между числами. Внимание их должно быть акцентировано на принципе построения натурального ряда.
    В интересной форме закрепить знания прямой и обратной последовательности чисел позволяют упражнения с лесенкой. Дети шагают по ступенькам лесенки то вверх, то вниз, считая либо количество ступенек, которые они уже прошли, либо то число ступенек, которое им еще осталось пройти, т. е. ведут счет то в прямом, то в обратном порядке. «Давайте сосчитаем, сколько ступенек до неваляшки», «Будем считать, сколько ступенек нам осталось пройти до неваляшки (10, 9, 8, 7. )».
    Для упражнения детей в прямом и обратном счете используют числовую лесенку. Упражнения с числовой лесенкой позволяют закрепить знания о связях и отношениях не только между смежными числами, но и между остальными числами в ряду. Кроме того, они помогают осознать значение слов до и после.
    Проводят ряд упражнений с числовыми фигурами. Например, вдоль доски в ряд педагог расставляет числовые фигуры с количеством кружков от 1 до 10; 2 фигуры он помещает не на свои места, детям предлагает определить, какие фигуры «заблудились». Ряд числовых фигур может быть выстроен как в прямом, так и в обратном порядке.
    В итоге занятия проводят игру «Разговор чисел». Педагог вызывает несколько детей, дает им числовые фигуры и говорит: «Вы будете числа, а какие — вам подскажет карточка! Числа, встаньте по порядку, начиная с самого маленького». После проверки воспитатель вызывает «числа» и говорит: «Число 4 сказало числу 5: «Я меньше тебя на 1!» Что же число 5 ответило числу 4? А что оно сказало числу 6?» И т. д.
    Вначале опираясь на числовой ряд, представленный в виде схемы, а затем без опоры на наглядный материал дети отвечают на такие вопросы: «Какое число надо назвать при счете до 2, 3, 4? Перед каким числом называют число 5? После какого числа называют число 8? Какое число больше, чем 7, на 1? Какое меньше? Почему?» И т. п.
    Надо следить за тем, чтобы дети обязательно называли оба сравниваемых числа. Это важное условие осознания того, что каждое число (кроме 1) больше одного, но меньше другого, смежного с ним, т. е. понимания относительности значения каждого числа. Постепенно дети усваивают, что выражение «до» требует назвать число меньше данного, а выражение «после» — больше данного.
    Важно, чтобы дети научились быстро и уверенно вести счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, т. е. прочно усвоили последовательность первых 10 натуральных чисел. Этому способствуют разнообразные упражнения в счете, которые проводят без опоры на наглядный материал. («Посчитай от 1 до 10. Посчитай в обратном порядке. Какое число идет до 5? А после 5? Назови 3 числа, которые идут после 4, а теперь — до 4. Угадай, какое число пропущено между числами 6 и 8, 5 и 7 и в обратном порядке: 7 и 5, 8 и 6. Назови числа, соседние 7. Назови 2 числа, пропустив между ними 1. Назови 3 (4) числа, пропустив между ними 1».)
    Проводят игры «Считай дальше», «Кто знает, пусть дальше считает».
    Интерес к таким упражнениям повышается, если они проводятся в кругу и воспитатель не просто вызывает ребенка, а бросает ему мяч, платочек и т. п.
    Важно, чтобы в поиске нужного числа дети не вели счет от 1, а ориентировались на связи и отношения между смежными числами. Если окажется, что кто-либо из детей не в состоянии этого сделать, необходимо вернуться к упражнениям в сравнении совокупностей предметов, т. е. к сравнению чисел с опорой на наглядный материал.
    Упражнения в устном счете проводят во II и III кварталах, они предпосылаются ознакомлению детей с приемами вычисления при решении арифметических задач. В конце учебного года полезно предлагать детям рассказывать о том, что они знают о тех или иных числах (7 и 8, 6 и 5).
    Если в своих ответах дети укажут на то, что 7 больше 6, а 6 меньше 7 на 1, число 7 содержит 7 единиц, а 6 — только 6, или: чтобы получилось 7, надо к 6 добавить 1, а чтобы получилось 6, надо от 7 отнять 1, или: число 6 идет до 7, а 7 — после 6, то можно с уверенностью сказать, что ребята хорошо усвоили знания о числе в объеме требований программы и готовы к усвоению вычисления.

    СОСТАВ ЧИСЛА ИЗ 2 ЧИСЕЛ, МЕНЬШИХ ЭТОГО ЧИСЛА

    В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых.
    Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка.
    Число 2 — это 1 и 1,
    — 3 — это 2 и 1, 1 и 2,
    4 — это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,
    5 — это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
    Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета, просит детей сказать, сколько всего кружков, и указывает, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», — говорит воспитатель и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» — спрашивает педагог. Дети отвечают, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков.
    Воспитатель делает вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
    Для закрепления знаний детей о составе числа из 2 меньших чисел используют разнообразные упражнения с предметами и моделями геометрических фигур. Детям предлагают рассказы-задачи, например: «На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть?» (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.) Или: «Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?» С этой же целью дают задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.
    Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3».
    Важно приучить детей по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».
    Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение между целым и частями, т. е. делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».
    Для подведения детей к обобщению им дают такие задания: педагог показывает карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»
    Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.
    Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.

    www.detskiysad.ru

    Подготовка к школе

    блог профессионального репетитора и любящей мамы

    17 февраля 2017 г.

    Как выучить состав чисел быстро?

    В моём блоге много статей о том, как помочь
    ребёнку выучить состав числа.

    Мышление и память взаимосвязаны.
    Тогда, когда мы что — то понимаем, нам становится легче
    это запомнить, а иногда и учить особо не надо —
    мы всё поняли, и в голове у нас это отлично
    «улеглось».

    О том, как помочь ребёнку понять,
    что такое состав чисел, я написала уже немало.

    А сегодня о том, как ЗАПОМИНАТЬ.
    Если поджимает время, если ребёнка плохо
    подготовили к школе, если уже первый (а то и второй!)
    класс, а в памяти составы чисел так и не улеглись.

    Будем учить примеры!

    Но сначала я призываю вас всё — таки объяснить
    ребёнку — любым способом: на карандашах,
    на счётных палочках, на мелких предметах,
    на ложках, на вилках — на чём угодно!
    Ребёнок должен понимать:
    состав числа (из двух меньших чисел) —
    это значит, что любое множество предметов
    можно получить сложением двух меньших
    множеств (двух слагаемых).

    Когда мы просто складываем, результат может
    получиться любой.
    Но когда мы учим состав какого — то числа,
    мы как бы идём в обратном направлении — от результата, он известен заранее (например, 8),
    поэтому мы учим определ ённые пары слагаемых ,
    чтобы получался именно этот результат!
    Пары этих слагаемых у каждого числа свои,
    и их мы должны выучить!

    Я предлагаю действовать в таком порядке:

    1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме
    одно слагаемое может увеличиваться, а второе при этом
    будет уменьшаться.
    Как это сделать — в этой статье.

    2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь
    (или на листочек) все возможные комбинации,
    проговорить их вслух, найти и соединить примеры
    с одинаковыми слагаемыми (7 +1 и 1+7, например).

    3. Очень советую вам сделать вот такие карточки —
    на каждый пример. Зачем? Эти карточки дают вам
    много возможностей для заучивания примеров.
    Раскладываем карточки по порядку.
    Просим ребёнка все их назвать.
    Переворачиваем. Просим реб ёнка их припомнить.
    Сделать столько раз, сколько понадобится,
    чтобы реб ёнок назвал их все!

    4. А теперь будем тренировать запоминание.
    Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены
    на то, чтобы ребёнок ПРИПОМИНАЛ нужные примеры.
    Для начала мы можем помочь.
    Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те
    примеры, которые мы сейчас учим, и другие.
    Инструкция для ребёнка: «найди все примеры,
    которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ.
    На другие примеры можешь сейчас не обращать
    внимания.» (Некоторые прилежные дети начинают
    всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)
    Наблюдайте за ребёнком: он припоминает примеры
    (те, которые мы сейчас заучиваем),
    или заново считает? Если считает — ничего не получилось!
    Либо ребёнок их ещё не запомнил(тогда надо
    вернуться к пункту 3!), либо не понимает,
    чего мы сейчас от него хотим!
    Нам нужно именно это: найди знакомые примеры!
    Задание надо выполнить хотя бы 3 — 4 раза (не сразу,
    с интервалами, в один день не более двух раз через
    промежуток времени!)

    5. Дальше. Закрепляем. Снова даём ребёнку листок
    с примерами, где есть примеры разные — и те, которые
    мы «учили», и на состав других чисел. И просто
    просим решать примеры. Не подсказываем,
    что некоторые примеры он уже «помнит». Наблюдаем.
    Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и
    сразу пишет в них ответы — ура! у нас получилось!
    Если нет — возвращаемся к пункту 3!

    6. Теперь нас ждёт довольно непростой момент —
    мы должны научить ребёнка решать примеры
    на вычитание, используя знание состава числа.
    В этой статье я подробно рассказывала, как это
    объяснить ребёнку, в том числе дошкольнику.
    Если мы сейчас помогаем первокласснику,
    необходимо использовать математические термины:

    «Когда мы складываем два слагаемых, у нас
    получается сумма. Это примеры на сложение.
    А что такое пример на вычитание?
    Это как если мы знаем сумму,
    и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти?
    Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.
    Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить.

    Мы с тобой выучили состав числа 8.
    Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

    «Молодец! А теперь давай будем менять числа местами!
    Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму — 8
    мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать
    можно только из самого большого числа! Вычитать
    будем одно из слагаемых, а второе будет получаться
    в ответе!
    Давай попробуем!
    Называй любой пример на сложение с ответом 8!»

    «Сейчас мы с тобой будем «прятать» одно слагаемое,
    делать его неизвестным. Смотри, что у нас получится:
    8 — 5 = ? Правильно, 3! Второе слагаемое!

    Давай попробуем ещ ё раз!

    А сколько будет 8 — 6 ? Правильно, 2 — второе слагаемое!
    Молодец!»

    На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

    6 + 2 =
    2 + 6 =
    8 — 2 =
    8 — 6 =

    5 + 3 =
    3 + 5 =
    8 — 3 =
    8 — 5 =

    Как вы видите, такая последовательность примеров
    помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания.
    И, опять же — всё направлено на запоминание!

    Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить!

    Но для того, чтобы быстро, (а главное — ПРАВИЛЬНО!)
    припоминать, сначала надо как следует ВЫУЧИТЬ
    состав чисел! А на это нужно время!

    Момент связи сложения и вычитания очень важен
    для решения уравнений!
    Если реб ёнок не улавливает эту связь, он будет путаться и неправильно решать
    уравнения!

    Здесь вас ожидает приятный сюрприз — я рассказываю, как за 10 минут, используя лист картона, линейку, ножницы и фломастер, сделать очень простое, но полезное математическое лото, которое поможет быстрее выучить состав числа.

    Если вы действительно хотите помочь ребёнку
    справиться со школьными трудностями, рекомендую вам
    сначала проанализировать причины этих трудностей.

    Ещё предлагаю вашему вниманию две истории
    из моей репетиторской практики про учеников,
    имеющих отставание по школьной программе.

    Хочу вам предложить замечательную книгу, которая поможет вашему ребёнку подружиться с математикой!

    Нажимайте на ссылку и узнавайте подробности! Эта книга действительно заставит вашего ребёнка заинтересоваться математикой!

    www.podgotovkakshkole.ru

    Состав числа до 10: как научиться быстро считать

    Математика в 1 классе или при подготовке к школе

    Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.

    Состав числа: объяснение и карточки

    Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

    Я предлагаю действовать в таком порядке.

    1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
    2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
    3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
      7 + 1 = 8
      6 + 2 = 8
      5 + 3 = 8
      4 + 4 = 8

    Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:

    • Раскладываем карточки по порядку.
    • Просим ребёнка все их назвать.
    • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
    • Просим ребёнка их припомнить.
    • Открываем, проверяем, хвалим!

    Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.

    Состав числа: закрепление

    А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.

    Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».

    (Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)

    Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!

    Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).

    Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».

    Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.

    Состав числа: примеры на вычитание

    Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.

    Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.

    Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

    «Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»

    «Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:

    Правильно, 3! Второе слагаемое!

    Давай попробуем ещё раз:

    А сколько будет:

    Правильно, 2 — второе слагаемое!».

    На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

    6 + 2 =
    2 + 6 =
    8 — 2 =
    8 — 6 =

    5 + 3 =
    3 + 5 =
    8 — 3 =
    8 — 5 =

    Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!

    Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.

    www.7ya.ru

    Еще по теме:

    • Санитарные правила по бешенству Бешенство. Санитарные правила СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96" Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство Содержание Раздел I. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими […]
    • Тверь московский район суд Московский районный суд г. Твери Где в Твери находится Московский районный суд, и какой график его работы? Судебное учреждение можно найти по такому адресу: город Тверь, 170100, улица Московская, дом 115. Суд работает: с понедельника по четверг […]
    • Приказ на водительскую комиссию Водительские медкомиссии получили новые указания Российских водителей ждет новый порядок освидетельствования. Минздрав подготовил приказ о порядке прохождения водительской медкомиссии, а также списки противопоказаний к управлению. Российских […]
    • Октябрьского районного суда пермского края Октябрьский районный суд Пермского края Адрес Октябрьского райсуда Пермского края и график приема посетителей Районный суд находится по такому адресу: Пермский край, 617860, поселок Октябрьский, улица Ленина, 65. График работы суда следующий: с […]
    • Правила денежно-кредитной политики банка россии Правила денежно-кредитной политики банка россии Исследование посвящено анализу политики Банка России в пост-кризисный период. Основное внимание уделяется эконометрической оценке правила, описывающего поведение денежных властей. С этой целью […]
    • Пособия по родам в крыму Пособия в Крыму. Детские пособия в Крыму В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя, меры социальной поддержки семей с детьми устанавливаются и выплачиваются, начиная с 1 января 2015 года […]