Оглавление:

Правила поведения в храме и церковный этикет

Поведение в храме

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев

«Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас. «, «Благодать Господа нашего. «, осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

kolpino-orthodoxy.ru

Как вести себя в православном храме

Церковь — место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны.

Верующие точно знают, как вести себя в храме, но многие церкви открыты для посещения огромного количества туристов, да и просто людей, которые по потребности души или из любопытства решили зайти в храм. Чтобы не совершить оплошность, не задеть чувства верующих и не нарушить покой храма, перед посещением церкви следует ознакомиться с правилами поведения в ней.

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением.

Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и положить три поклона с молитвами:- «Боже, милостив буди мне, грешному». — Поклон. «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй мя». — Поклон. «Создавый мя, Господи, прости мя». — Поклон.

Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два — сложив и пригнув к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба, живота, правого и левого плеч.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Женщинам не полагается проходить дальше притвора в «критические» дни и в течение сорока дней после рождения ребенка. На сороковой день к ним в притвор выходит священник и произносит над ними очистительную молитву.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

Выходя из храма, следует совершить три поясных поклона с крестным знамением.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами.

Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Обращения к лицам духовного звания в официальной обстановке:

• к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси — Ваше святейшество

• к митрополиту Киевскому и всея Украины — Ваше блаженство

• к митрополиту или архиепископу — Ваше высокопреосвященство

• к епископу — Ваше преосвященство

• к архимандритам, игуменам, игуменьям, протопресвитерам, протоиереям — Ваше высокопреподобие

• к иеромонахам и иереям — Ваше преподобие

• к архидияконам, протодияконам, иеродиаконам и диаконам — Ваше боголюбие.

В настоящее время приведенная система титулования строго соблюдается лишь в отношении епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха, в отношении других духовных лиц она применяется довольно редко.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

• Патриарха — Святейший владыко

• диакона — отец диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!». Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!». Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений.

Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Если вы посещаете православный храм в качестве туриста, то соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Знание правил поведения в православном храме избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.

www.wild-mistress.ru

Алтарь: опасная ходьба

Беседа с протоиереем Алексием Сорокиным

Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников – как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» – вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял – сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.

Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» – видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе – в кошмарном сне привиделось.

Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.

Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма – алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.

– Вообще-то такой опасности – привыканию к святыне – подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного – начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…

Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен – иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред – собственной душе в первую очередь.

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».

Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя – это профанация христианства.

– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?

– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.

Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).

www.pravoslavie.ru

Страничка Алтарника

Какие бывают алтарники?

Чтобы увеличить фотографию надо кликнуть по ней левой клавишей мыши, для возврата кликнуть крестик в правом верхнем углу снимка.

Тест Алтарника.

Для прохождения теста Алтарника нажмите кнопку.

Пономарь — сейчас тоже, что и алтарник.

Днём алтарника принято считать 19 сетября, в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского.

Пономарь (ударение на «а»). О фициально — Парамонарь от др .- греч . парамонариос — » приставник» , » привратник» — служитель православной Церкви , обязанный звонить в колокола , петь на клиросе и прислуживать при богослужении .

В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах , например , в Вифлеемской пещере , где родился Спаситель , на Голгофе , как для охраны их от святотатства , так и для оказания различных услуг паломникам .

Он наблюдал за имуществом храма , возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его . Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением , принесение в алтарь просфор , вина , воды , ладана , приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты , призывание верующих к богослужению колокольным звоном и , наконец , уборка храма и алтаря .

С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется ( разрешается ) настоятелем храма без письменного приказа . Обязанности пономарей разделены между звонарями , певчими , алтарниками и псаломщиками ( чтецами ).

Обязанности алтарника.

1. П ономарь обязан придти в храм до богослужения, что бы подготовть всё нужное для богослужения.
2. П ономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.
3. П режде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.

4. П еред вечерней службой проверяется всё облачение алтаря и священническое, если нужно меняется на нужный цвет. Алтарник меняет только Завесу, Нааналойники (если они есть), готовит воздухи и покровцы нужного цвета, а так же готовит священническое облачение нужного цвета и себе тоже меняет стихарь на нужный цвет. Иногда жертвенник переоблачать может пономарь, а престол — дьякон или священник, но приготовить ризы должен пономарь. Поменять или выложить праздничную икону в храме. Проверить наличие Богослужебных книг — Требник, Часослов, Минея и пр.
5. Д о начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.

6. П риготовить Богослужебные просфоры, их должно быть 5 (Агничная — самая большая, Богородичная — с изображением Богородицы, Девятичастная — тоже большая и ещё две заздравная и заупокойная (они бывают поменьше). Более подробно о просфорах можно посмотреть на странике «Проскомидия» http://hramiliya1787.ru/index.php?page=proskomidiya .

7. П риготовить вино для Литургии (если вино только что открытое, то необходимо влить в него немного св. воды , если священник сам будет это делать значит нужно приготовить св. воду в ковшике) .

8. П роверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обозжённые фитильки).
9. К адило подаётся диакону или священнику всегда готовое. (
Дьякону рука (поруч) не лобызается (не целуется) ). Г отовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый) .
10. Н еобходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.
11. К адило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.
12. О ткрытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари).

13. З аписки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.

14. П осле Великого входа навести порядок на жертвеннике.

15. С одержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять.

16. С тарший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр., что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.

17. С воевременно готовить и менять облачение священников, алтаря и покровцы.

18. С воевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.

19. П еред большими празниками обычно совершается «генеральная» уборка, к которой добавляется чистка семисвешника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка.

СТИХАРЬ

С тихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей. По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков — это верхнее богослужебное облачение, для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов.

С имволика стихаря

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя. Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.

Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Складываем стихарь.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Подрясник

П одрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д. Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

Правила поведения в алтаре.

С облюдение норм внешнего вида — одно из самых простых требований к алтарнику.

А лтарник должен приходить на службу в чистой и опрятной одежде, начищенной обуви. Спортивная и пляжная обувь и одежда в алтаре недопустимы (футболки, кроссовки, кеды, сланцы, сандалии с открытыми пальцами).

Г алстук под стихарём не носится (его необходимо снять перед облачением в стихарь).

Б лагоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. Вследствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре:

В ходя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

С тарайся как можно меньше ходить по алтарю.

З апрещено входить в алтарь с кровоточащими ранами или после медицинских операций (если рана не зажила) до разрешения служащего священника.

П еред входом в храм, а тем более в алтарь необходимо выключить мобильный телефон.

В о время Евхаристического канона все падши ниц молятся, Херувимской песни и чтения Евангелия посторонние действа и звуки, кроме молитв недопустимы.

А лтарник обязан без ропота и недовольств исполнять данное ему священником послушание, касающееся алтаря.

Е сли алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

Б лагословленное священником послушание должно выполняться незамедлительно.

П о окончании Богослужения следует аккуратно сложить или повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения) священническое облачение, после чего сложить или повесить свой стихарь. Стихарь не гоже не брежно бросать!

У борка алтаря, солии и амвона выполняется исключительно во внебогослужебное время.

Р азговоры в алтаре крайне недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения.

С поры, гнев, рукоприкладство — прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.

К асаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Н икакой посторонней техники вроде телефонов, смартфонов, mp3-плееров или радио и уж тем более оружия (огнестрельного, травматического или газового и даже холодного оружия) в алтаре не должно быть ни при каких условиях.

П родукты питания (а тем более животного происхождения) в алтаре воспрещены.

П ьянство в алтаре недопустимо.

О твлекать священника по пустякам недопустимо.

Несколько правил для алтарника.

1. В ходя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

2. К асаться престола, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. Касаться жертвенника, когда на нём находятся Священные Сосуды (Потир, дискос и звездица) так же запрещено. Если что-то необходимо взять с жертвенника, а на нём стоят Священные Сосуды — нужно попросить дьякона или священника, он сам Вам подаст.

3. С веча ручная держится левой рукой, для того чтобы правой креститься. Но по традиции принято носить свечи двумя руками для предания торжественности и парадности (чтобы вторая рука не болталась).

4. Е сли алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

5. К адило также носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками — правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше.

6. П ри подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница.

7. П ри подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.

8. В ыносная свеча на ножке в алтаре носится левой рукой, т.к. правой приходится креститься, а на солее и далее несётся правой рукой. После установки свечи на амвоне, разворачиваемся к алтарю, останавливаемся у иконы Богородицы, крестимся, малый поклон и уходим в северные дьяконские врата.

9. П ри входе в алтарь принято благоговейно лобызать икону на дьяконских вратах.

10. А лтарник обязан (если не установлен другой порядок доставки записок в алтарь) регулярно забирать записки, молебны и панихиды из-за свечного ящика, если заказаны другие требы, то передавать эту информацию священнику.

11. Е сли нет дьякона приготовить для проскомидии служебные и простые просфоры, вино, святую воду и заказные записки. Простые записки читаются алтарником после взятия благословения на чтение записок. Для взятия благословения на чтение записок кладём на ложошку левой руки несколько (или одну)записок прижимая их большим пальцем, далее праую руку кладём поверх записок лодошкой вверх (как берём благословение). Простые записки алтарник читает про себя, не мешая священнику.

12. Е сли нет дьякона алтарник подаёт чайник или ковш с кипятком (Теплота для потира) священнику после возгласа «Святая святым. «.

13. В о время богослужения алтарник обязан приготовить теплоту и просфоры для клироса (и для причастников — если это сделать не кому), нарезать маленькими кубиками антидор или просфоры для причастников.

14. С воеременно выкладывать (менять) празничную икону.

15. С вечи и лампады затепливать (зажигать) от свечки (дежурную маленькую свечку зажечь от лампады или горящей свечи и зажечь то, что нужно). Возжигание лампад перед службой осуществляется также дежурной свечкой или свечой взятой с любого подсвечника (свечу взятую с подсвечника в храме желательно вернуть обратно, дабы не вызвать ропот, но не обязательно). Если в храме есть неугасимая лампада, то все лампады зажигаются огнём от неё, пренося огонёк дежурной свечкой.

16. П о окончании службы необходимо убраться в алтаре, подготовить священническое облачение для следующей службы (не нужное священническое облачение необходимо повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения), для сохранения формы), если необходимо (в связи с праздником) переоблачить алтарь в нужный цвет. Престол переоболачает священник или дьякон. Если на жертвеннике находятся Священные Сосуды, то его переоблачать будут также священник или дьякон.

17. П еред уходом затушить все свечи и лампады в алтаре и на солее, кроме неугасимых (если они есть), отключить все электроприборы (если нет других указаний настоятеля), выключить освещение. Вынести прочитанные записки, если они не раздаются прихожанам и аккуратно сжечь в церковной печи. При обращении с огнём соблюдайте меры безопасности!

Как благословляться?

К ак здороваться в алтаре? Войдя в алтарь и сделав положенные поклоны здороваемся со священником — Благословите отче (имя рек), складываем руки, как для обычного благословения, по благословению лобызается десница священника, однократное лобызание(щека к щеке правой) и опять лобызается десница священника. Общее приветствие может выглядеть так — С праздником! С дьяконом и другими здороваемся рукопожатием правой рукой и троекратным лобызанием (щека к щеке, начиная с правой).

Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Б лагословение на чтение св. Апостола. Алтарник или чтец, на Горнем месте берёт благословение на чтение Апостола со следующими словами: — Благослови, Владыко, прочести святый Апостол! Священник благословляет и кладёт свою правую руку на верхнюю часть Апостола, после чего чтец лобызает десницу и идёт читать Апостол. После прочтения св. Апостола и Аллилуария и войдя в алтарь южными вратами подойти к священнику под благословение (без слов) держа книгу на уровне груди (также как на благословении для чтения). Только после этого ставим Апостол на место.

Б лагословение на чтение других Богослужебных книг и текстов. Благословение и спрашивается, также, как на Апостол, только не на горнем месте. Благослови Владыко прочести Шестопсалмие, Паримии, Часы. Книги держатся, также как Апостол. После чего алтарник или чтец идё на своё место и читает. После прочтения подходить к священнику больше не требуется.

Краткая схема для алтарников за литургией, при отсутствии диакона.

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения воздуха). Нарезать антидор.

3) Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа священник). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем. « перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как священник направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1]

6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.

7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.

Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.

По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.

8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.

8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.

9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.

Пока священник кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.

9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Когда священник ставит Дары на престол – войти в алтарь.

9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения воздуха.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.

11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.

12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу

14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).

14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.

16) Открыть завесу по указанию священника.

17) Переставить свечу к иконе Спасителя.

19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.

20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.

21) Зажечь свечу на жертвеннике.

22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.

23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.

23) Раздать антидор.

24) Читать благодарственные молитвы.

25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

[1] Порядок чтения Апостола.

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (.).

Прокимен целиком. Хор: прокимен.

Стих. Хор – прокимен.

Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Чтец: ……….. *чтение.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет “Аллилуйя” трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это посланиепервое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются предстоятелю (священнику, который служит в настоящий момент).

Как подавать кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  • Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  • Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  • В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  • Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  • Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Остальные схемы внизу страницы в виде ссылок для скачивания или просмотра на яндекс диске.

Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.

Перечислим эти цвета:

Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.

Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.

— Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе — радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников — цвет крови мучеников.

Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.

Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Пример: праздник пророка Илии — служится в золотом (жёлтом) облачении.

Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе «Воскресная школа» на страничке «О церковном облачении».

Суточный круг Богослужений.

Более подробно об устройстве храма, алтаря и церковной утвари можно посмотреть на страничке:

Обращаем Ваше внимание на то, что ссылки на нашем сайте бордового цвета и без подчёркивания — для уточнения наведите курсор на текст.

Фильмы для алтарников

(для просмотра фильма нужно кликнуть левой кнопкой «мыши» по выбранной картинке фильма)

О Богослужении и символике священных одежд.

Фильм «Азбука православия». (Обо всём по немногу — начиная с устройства храма, богослужения и заканчивая Танствами.)

Литургия с пояснениями

Всенощное бдение с разъяснениями

Как правильно читать апостол?

Интонация чтения Апостола. Часть 1

Интонация чтения Апостола. Часть 2

Техника церковного чтения.

Урок правильного церковного чтения

Cнять Зажимы — Упражнения для Голоса

Как научиться петь. Упражнение на снятие зажатости: как научиться петь раскрепощенным голосом

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Схема передвижения свещеносцев на малом входе

Чтение Апостола

Слёт алтарников.

Конкурс алтарников.

Об одежде алтарника.

О разговорах в алтаре.

О детях алтарниках. Для родителей алтарников.

Настольная книга начинающего алтарника. Если Вы, пока, не очень хорошо знаете службу, то эта книга для Вас. Небольшой формат, четкий читабельный текст, русский язык, есть схемы богослужения, сами службы, шестопсалмие и пояснения. Для себя можно туда вписать — когда подавать кадило, выносить свечи и включать свет.

Уголок нужных ссылок:

Ссылки для скачивания с Яндексдиска:

hramiliya1787.ru

Еще по теме:

  • Канцелярия бабушкинского суда Справочная информация о Бабушкинском районном суде г. Москвы Бабушкинский районный суд г. Москвы 129327, г. Москва, ул. Ленская, д.2/21 - отдел гражданского судопроизводства (канцелярия): 8 (495) 471-06-77, 8 (495) 471-08-55 кабинет 6 - отдел […]
  • Пнаэ правила Правила и нормы в атомной энергетике (ПНАЭ) Информационно-справочная система «Техэксперт: Промышленная безопасность» содержит все использующиеся в настоящее время ПНАЭ. Полное и своевременное обновление информации в системах гарантировано. […]
  • Уход на пенсию прораба Имеет ли бывший строитель-прораб право на досрочную пенсию в 57 лет? Дополнительные материалы: Добрый день, уважаемые!Интересует такой вопрос. Мне 57 лет, трудовой стаж более 25 лет. в качестве строителя прораба до этого проработал 10 лет.. Давно […]
  • Пособие фельдшера скорой помощи Книга: Фельдшер скорой помощи - Анатолий Нагнибеда Руководство содержит сведения по основным направлениям работы станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, выполняемой средним медицинским персоналом. В книге приведены положения […]
  • Какие налоги у ип с сотрудниками Какие налоги у ип с сотрудниками Уведомление о переходе на УСН необходимо предоставить в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации ИП. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 30 […]
  • Госпошлина истребование Госпошлина истребование О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 30 июля 2012 года г.Нижнекамск, РТ Мировой судья судебного участка № 10 Нижнекамского района и г.Нижнекамска Республики Татарстан Шуйская Ю.В., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка […]