Указы Петра Первого (Великого): 5 знаменитых законов, установленные царём

Но вернемся в XVIII век. Появление упомянутого указа, вероятно, вызвано тем, что Петр столь своеобразным способом пытался бороться с дворянской спесью.

Служившие в армии нижние чины дворянского происхождения в общении со своими командирами я порой были надменны и высокомерны, а иногда и вовсе посылали их куда подальше. И это очень не нравилось государю.

Другой указ — «О пришитии пуговиц к лицевой стороне солдатского мундира». Его величество распорядились пришивать металлические пуговицы на манжеты мундиров. Спрашивается, зачем? Дело в том, что многие рекруты имели привычку после еды вытирать рот рукавом. Что, понятно, не добавляло форме опрятности. С тех пор минуло три века, а пуговицы именно так и пришивают…

Издавая свои указы, монарх не всегда продумывал, чем они могут обернуться для его подданных: к слову, это является отличительной чертой российской власти на протяжении веков. Например, Петр запрещал носить металлические набойки на каблуках. Нарушителям грозил серьезный штраф, а продавцам такой обуви – каторга. Почему? В новой столице мостовые были деревянными, такие набойки их быстро разбивали. И уже вскоре петербургские улицы опустели: у многих обывателей другой обуви просто не было…

Петр I издал в общей сложности семнадцать указов, касающихся внешнего вида людей.

Государь также пытался приобщать народ к культуре. После того, как была открыта Кунсткамера, Петр, дабы привлечь публику, распорядился: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах».

www.kp.ru

Правила петра первого

О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем.

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Рыси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд . Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

pikabu.ru

Правила «сморкания и плевания»: социальная антропология эпохи Петра I

…Крупный, как для детского чтения, шрифт «гражданской печати»; множество «ятей». «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» напечатано в Петербурге «повелением Царского Величества лета господня 1717». Наставления и правила поведения для юных «кавалеров» и «добродетельных девиц».

Примеры скверные, картина неутешительная: «молодец» «над ествой» голову почесывает, вокруг него забор из обглоданных костей и хлебных корок. За столом «жрет, как свинья», в ложку с горячим (суп назван по-старинному «ушное») дует, брызги летят… Берет с блюда большой кусок, не предлагает разделить. Облизывает пальцы, вытирает рот рукой. Грязь под ногтями заметная — «онные яко бархатом обшиты». Ножом в зубах ковыряет!

Сморкается, «яко в трубу трубит, чихает — будто кричит, чем детей малых пужает». «Возгреи» (сопли) громко в нос втягивает, подобно как бы часы кто заводит». В церкви «устремляет очи на женский пол, забывая, что дом молитвы — не вертеп блудничей». Ходит рот «розиня». Словом, во всяком доме — «наподобие дурака в комедии».

Педагогические усилия, стремление к учтивости, взаимному уважению? Никоим образом. «Высокоумные и достойные кавалеры» по указанию царя-реформатора должны отделиться от народа «подлого» культурным барьером, использовать иностранный язык в «житейском обхождении» для общения закрытого и недоступного. Читаем: «Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками… Особливо когда им что тайное говорить случается, чтобы слуги дознаться не могли». Набор иностранных слов — новый культурный «пароль», который позволяет распознать «незнающих болванов». Для «регулярного» государства царь задумал придворное общество по образцу европейскому.

1717 год. Петр I совершает поездку по странам Европы, посещает Францию, осматривает Версаль, ведет переговоры на высоком уровне. Перед отъездом архитектор Леблон представил план постройки Петербурга.

О чем мечтал, свершилось. Время подумать о населении «Парадиза», новой столицы. Молодое поколение не видело старые обычаи, следует его «в добрый порядок привести». «Прямой придворный человек» учтив, приветлив, не драчлив, кроме обстоятельств, когда чести его кто коснется. На службе прилежен, «подобно как в часах маятник». Показан по образцу царскому: «Празден и без дела отнюдь не бывай… Некоторые живут лениво — из того добра никакова, кроме дряхлого тела и червоточины».

Через год, в конце 1718 года, Петр Алексеевич проверил, что получилось. Население Петербурга извещено об организации ассамблеи для избранного общества. Предполагались танцы, приятный разговор… Вышла скука. «Стоят, молчат и только посматривают друг на друга». Приказал вновь напечатать «Показание…».

Для понимания исторического и социального смысла наставлений петровской эпохи обратимся к исследованию немецкого социолога Норберта Элиаса «О процессе цивилизации». Есть странная, на первый взгляд, глава: «О сморкании». Рядом: «О плевании». Предмет исследования ученого — повседневная культура в истории. Мемуары, частная переписка, старинные послания и правила этикета, по мнению Элиаса, «отчетливо показывают, насколько медленно развивались простейшие инструменты цивилизации». В латинском диалоге «Diversoria» (1532 год) Эразм обсуждает постоялый двор, где все вместе — мужчины, женщины, дети. Молодые и старые, нищие и зажиточные. Каждый делает, что вздумается: один стирает штаны, другой моет лицо и руки в грязной воде… Благоразумный человек попросил бы другой таз. Пахнет чесноком, потом и прочей гадостью. Кто-то чистил сапоги на столе, где поставили еду. Приносят еду — опускают хлеб, откусывают, заново лезут.

В этом обществе все болезни налицо, кроме проказы… «Отвратительно!»

Но собеседник говорит: «А что им делать? Привыкли, а человеку трудно порвать со своими привычками».

Эразм показал, как соединить гуманитарную образованность с приятными манерами. (Его нравоучительные сочинения имели удивительный успех.) Среди новшеств забавное — мясо за столом изящный юноша не рукой берет, а тремя пальцами. Представляя преимущества носового платка, добавляют: высморкался без платка — разотри ногой упавшее. Российское «Показание…» при обсуждении «сморкания и плевания» повторяет гуманистов XVI века: «Где много людей… прими в платок, а не мечи на пол, или отиди в сторону, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно». Совпадения заставляют задуматься.

Разукрашенный носовой платок, подобно вилке, приходит из Италии и сперва служит украшением дамского платья и показателем богатства. Отмечено очевидцем, что во Франции простонародье сморкается, не прибегая к платку; среди буржуа принято в рукав… «Только кто богат, не сморкается в рукав, у него носовой платок». Со временем «сморкание в два пальца, в рукав или на землю» признали неприличным «простонародным обычаем». В XVII веке употребление носового платка стало обязательным, — но в придворном обществе. «Кто зажимает пальцем одну ноздрю, и на землю из носа летит то, что в нем было, не имеет представления о благородных манерах». «Верх деликатности» в способе сморкания, заметил Элиас, достигается, когда зависимость высшего слоя аристократии от монарха является максимальной.

Здесь ключ для понимания повседневного облика европейской цивилизации в концепции Элиаса. В период абсолютизма, когда знать находилась под бдительным взором монарха в знаменитых дворцах, формируется современное представление о культурном смысле повседневного поведения. (В том числе — деликатное «сморкание и чихание».) В конце XVIII века среди французской аристократии утвердился стандарт «цивилизованного» поведения, который сохранился до наших дней. Как сказано знатным французом: «Теперь каждый ест ложкой и вилкой и с собственной тарелки, а слуга время от времени уносит их со стола…» Если сравнить — форма столовых приборов, тарелок, вилок, ложек не претерпела значительных изменений. По словам Элиаса, «это вариации на тему предшествующих столетий». С определенными изменениями: отвергнуты старинные круглые, плоские ложки — приходилось широко открывать рот; появились суповые ложки овальные. «Ограниченный придворный круг создал «модель», которая отвечала его потребностям, — полагал Элиас. — Но французское общество охотно и жадно перенимало созданное в верхах… Революция разбила старые политические структуры, но не привела к разрыву культурных традиций».

Примеры, извлеченные Элиасом из различных сочинений, настолько совпадают с петровским «Показанием…», что возникает подозрение: по указанию Петра I собрали скверные образцы и взяли прописные истины для исправления, которые известны в Западной Европе с эпохи Возрождения, — не сиди за столом криво, не ковыряй ножом в зубах, нельзя облизывать пальцы и т.д. («Жуют и чавкают, подобно свиньям», — сказано Эразмом.) Перевели и добавили отечественное, к примеру, поговорку: «Кто ходит не зван, тот не отходит не дран!» Не будем судить строго. В Германии, по наблюдению Элиаса, в первой половине XVIII века в книге о «приятных поступках молодых людей» представлены советы Эразма.

В придворном обществе Франции не только предметы — носовой платок, вилка, тарелка, — но и умение вести светскую беседу, снимать шляпу и т.д. обладали ценностью высокого социального престижа. Подобное сказано при обозрении российского «умного придворного человека»: не «высокий род», как прежде, «приводит в шляхетство», в дворянство, но набор «достохвальных поступков». «Птенцы гнезда Петрова» отказались резать хлеб, как отцы и прадеды, «приложа к груди, ведя к себе нож…» Непринужденно «чавкать» и в носу «перстом чистить» государь не велит, но главное иное. «Так делают крестьяне». Прямое указание, для кого предназначено петровское «Показание…» К 1719 году население России — около 15,5 миллиона человек. Вычеркнем 98% населения — крестьяне крепостные и государственные, городские сословия, духовенство, чиновники. Останутся дворяне-гвардейцы, гардемарины флота, учащиеся Морской академии или иных новомодных школ — всего несколько тысяч человек.

В исследовании немецкого социолога содержится наблюдение. «Неприличное поведение» средневекового общества, которое искореняли в книгах о «хороших манерах», не отличается от тех же проявлений, что наблюдаем у детей. В наши дни родители замечают, терпеливо устраняют или решительно запрещают. Различия в поведении между детьми и взрослыми в Средние века малозаметны, незначительны; и только в новое, «цивилизованное» время родители стали свысока внушать: не лезь руками в еду, не разговаривай с полным ртом, нельзя садиться за стол с грязными руками и т.д. «Это становится понятнее, — сообщал Элиас, — если обратим внимание, как взрослые удовлетворяли свои естественные нужды: сохранившиеся примеры показывают — как сегодня дети». Современная семья при воспитании детей за несколько лет повторяет путь развития европейской цивилизации. Ценой сдерживания и принуждения, как обозначено в труде ученого. Случается, в социокультурных работах предмет исследования и жизненное пространство автора пересекаются: когда Элиас размышлял, показывал знакомую ему обстановку требовательного, авторитарного воспитания детей в немецкой семье начала ХХ века. Присоединил взгляды З. Фрейда. Получилось: «Социальный стандарт требует от взрослых полного подавления инфантильного остатка. Неизжитые стремления обозначаем как подсознательные».

«Ты допустил сотню промахов! Хлеб сегодня отламывают, не режут! Кофе горячий? Неужели наливал из чашки в блюдце?» Кофе не пьют из блюдца! Разговор с ребенком? Читатели старшего поколения помнят скучные разговоры за столом в детстве: «Не надо пить из блюдечка, не дуй в чашку, имей терпение…» В данном случае придворный XVIII века избавляет от «инфантильного остатка» скромного парижанина. «Показание…» переполнено советами для детского возраста: «Чужих писем без позволения не читать; денег, товаров не трогать… В чужие дела не мешаться и не вступать… Подслушивание есть бесстыдное невежество! Младые отроки не должны руками шалить, не хватать и подобное неистовство не чинить. На людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством!»

В предыстории создания «Юности честного зерцала» при желании можно найти следы психологической травмы, которую перенес юный Петр Алексеевич во время первой поездки по странам Европы, когда иностранные наблюдатели отмечали: царственный юноша умен, но в повседневной жизни — вздорный ребенок. Фигура подростка: за два метра и очень узкие плечи, косолапая походка; поведение несдержанное: от внезапного гнева к безудержному веселью. Привычка «обходиться без ножа и вилки» поразила немецких принцесс: Петр принялся угощать, раскладывая еду по тарелкам руками. Однако И.Е. Забелин, историк авторитетный, полагал, что в кремлевском дворце кушанья подавали заранее нарезанными, «во многих случаях руки могли служить вместо ножей, как служили вместо вилок». Так нарезают детям, но крошить бифштекс в ресторане в начале еды неприлично, не принято. Исторические сочинения содержат примеры «детской непосредственности» царя Алексея Михайловича, отца Петра I. О первых Романовых сказано в исторической работе: «В неземном сиянии величия каких-то царей ассирийских являлись перед подданными». В приватной обстановке иначе: Алексей Михайлович купал в пруду в одежде ленивых придворных, кто не успел к смотру, в монастыре громко поправлял священника; обиделся, когда ближний боярин не решился вместе с ним «пустить кровь для здоровья». Причем И.Е. Забелин называл его «самым гуманным из древних наших государей». После принудительного купания сажал за стол, угощал… Мог бы в зимнюю прорубь окунуть. Разговор о власти; впрочем, и здесь мера «цивилизованности» определяет многое.

Не только немецкие придворные, но и голландские бюргеры находили в поведении молодого царя-плотника детские черты; когда стеснялся, закрывал лицо руками. Перед поездкой Западная Европа как «приветливый мир» грезилась Петру по образцу немецкой слободы на Яузе. Увидел иное, требовательное. Впоследствии, насколько возможно, обходил стороной европейские придворные собрания. В 1712 году в Берлине был приглашен на ужин в королевский дворец, но по дороге встретил владельца «пильной мельницы», свернул и уехал к нему в гости. В усталости и раздражении находил выход в детских забавах, что подметил Д. Мережковский, показывая, как в Германии на ярмарке «герой Полтавы ездил верхом на лошадках карусели, ловил кольца палочкой и забавлялся, как мальчик…» В 1716 году, после переговоров с датчанами о совместных действиях, признался в письме на родину: «Бог ведает, какое мучение с ними!» Но «младых людей» постарался избавить от пережитых неудобств.

…Правящее сословие научится пользоваться тарелкой с вилкой, потом купцы будут шляпу снимать, приветствуя при встрече; запомнят: «неубыточно, а похвалы достойно»; узнают, что учтивость и вежливость в словах и в делах полезна. По опыту Западной Европы, получится лет через 200 после издания «Показания к житейскому обхождению». Согласимся, московские купцы, Морозовы, Рябушинские, к обозначенному времени стали истинными европейцами, не утратив национальные корни. Однако через двести лет пришел 1917 год…

Публицист 60-х годов ХIХ века Д. Писарев заметил в проектах Петра «искусственную атмосферу». Когда замыслы «не идут», применялось насилие. В 1715 году Петр учредил Морскую академию для отпрысков «знатных фамилий» от 10-летнего возраста. В наставлении распорядился: «Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных солдат и быть им во всякой каморе. Во время учения иметь хлыст в руках; буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря, какой он фамилии!» Юноши, отправленные за границу, на свой лад переделали увиденное поведение знати: щедрость понимали как мотовство, дуэль — как буйную драку. Сыновья князя Репнина загуляли, продали все, но «выручку издержали в мгновение ока». Теперь «хлеба купить не на что!» Гардемарин Глебов набросился, «поколол шпагой» товарища, за что посажен в тюрьму. В Петербург сообщали: таких случаев во Франции «никогда не приключается, хоть колются, только честно, на поединках лицом к лицу».

…Наставления похожи на чахлые деревца, посаженные вдоль пустынных улиц «Парадиза». Прививка веточек, но ствол старой породы. Правовед Б. Чичерин с восторгом писал, что Петр «цвет и плод древней России». Так и есть: не поиск «европейского пути цивилизации», но попытка по-иному поставить фигурки подданных. «Перенимание западничества», как выразился Ульянов-Ленин, прекращается, когда речь идет о «формуле власти». Много сказано о способе «плевания»: «…Не надлежит никому неприличным образом вокруг плевать! Танцуя или если в каморе, где много людей, то прими в платок!» И столь же подробно о повиновении: царская власть — отеческая, как семейная. К отцу обращайся: «Что изволите, государь-батюшка?» К царю: «Что мне прикажете государь?» Усмири дерзость, не отвечай со смехом, «якобы презирая». «Начальствующих при дворе уважай!»

«Ты служишь царю, тебе прислуживают слуги-холопы». Видна древняя вотчина, огороженная бревнами. Укрощай холопов не шпагой, палкой, «ибо рабы по своему нраву невежливы, упрямы, бесстыдливы…» Господин должен рабов «покорять и унижать». «Благочестному кавалеру» к внешним признакам европейской «приветливости и учтивости» прибавлено доморощенное «смирение».

Не духовное, религиозное, а «поведенческое» в соответствии с предписанным социальным статусом. «Понеже, что выше чином, то ниже смирением быть должно! Искони старые честные люди оное сохраняли, того ради юные имеют оному подражать…»

Основное правило российской жизни представило нам «Юности честное зерцало». Можно заметить, как караваны блестящих лимузинов с ветром, с удалью летят по московским улицам, разгоняя всех, кому в российском обществе до сих пор предписано жить с «наивысшим смирением».

oko-planet.su

Царские указы Петра I о приличаях поведения человека в обществе.

История России поведала всему миру, какой огромный вклад внес царь Петр Первый (Петр Великий) в развитие всей страны. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы Петра касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными, прочитав которые вы и сами поймете, насколько у него было огромным желанием изменить обычаи России. И так УКАЗЫ ПЕТРА ПЕРВОГО:

О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1 Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2 Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3 Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4 Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5 В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6 В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7 Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8 Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9 Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10 Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11 Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12 Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13 Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14 Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15 Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16 Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд. Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

Царские указы Петра I о приличаях поведения человека в обществе.

17 Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко.
Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых.

18 Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусных запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.
Указываю впредь, перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских.

19 Сим повелеваем отныне и впредь на военные корабли баб не брать, а ежели и брать, от токмо по числу команды, дабы не было б….ства

20 Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают

21 «О бритии бород и усов всякого чина людям» от 16 января 1705 года. «А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей… И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе».

22 Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

21 Впредь указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого видна была всякому

www.officeplankton.com.ua

Правила поведения на ассамблеях Петра I

О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением публичным гостю надлежит быть:

– мыту старательно без пропускания оных мест;

– бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкою урону не нанесть;

– с голоду наполовину и пьяну малую малость, а то и менее;

– обряженным весьма, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных, коим дозволяется умеренною косметикою образ свой обольстительный украсить, а особливо грацией, весельем и добротою от грубых кавалеров отличными быть.

В освещённой зале возникнув вдруг, духом не робей, телом не дубей, напротив – округливши руки изящно и с приятностью на лице, хозяину поклонись, ногу при этом отставив, и не мешкая, в кипение гостевое со рвением изрядным пускайся.

В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее, на лёгкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

Яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинить.

Зелья же пить вволю понеже ноги держат, буде откажут – пить сидя. Лежачему не подносить, дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшимся слава , ибо сия смерть на Руси издавле почетна есть. Ежели меры не знаешь, на супругу положись – оный страж поболее государственных бдение имеет.

Упитых складывать бережно, дабы не повредить и не мешали танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

Беду почуяв, не танцуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая, и все силы употребляй на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

Будучи без жены, а то, не дай бог, холостым, на прелести дамские взирай не открытою жадностию, но исподтишка – они это примечают, не сомневайся. Таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывешь. Руками же действуй, зело остерегаясь, и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

pitinich.livejournal.com

Еще по теме:

  • Как написать служебную записку директору Образец документа на покупку товара: как написать служебную записку на приобретение? Служебная записка – универсальный в деловом мире способ передачи информации и запроса на то или иное действие. Одна из самых распространенных категорий – […]
  • Штраф гибдд 3000 рублей за что Штраф ГИБДД 3000 рублей за что За нарушение ПДД назначается штраф в пределах 500-30 000 рублей. За игнорирование правил, совершенных юридическими лицами, максимальная санкционная сумма может составить 50 000 рублей. Штраф 3000 рублей за что ГИБДД […]
  • Поправки к закону о бюджете Всероссийский муниципальный форум Единственное в стране издание о государственной и методологов страны Нас читает вся страна В Совете Федерации рассмотрен законопроект о внесении изменений в Закон № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на […]
  • Кто платит штраф за непристегнутого пассажира Штраф за ремень – расставим точки Недавно мне рассказали случай, как гаишники хотели развести водителя за ремень и предложили альтернативный выход. Давайте устраним все неясности, связанные с наказанием за непристегнутый ремень безопасности. Пункт […]
  • Приказ мвд 639 ПРИКАЗ МВД РФ от 09.10.2004 N 639 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов […]
  • Правила пользования электроэнергией рф Правила пользования электроэнергией Правила пользование электроэнергией Правила пользования электроэнергией подробно описаны в "Договоре " который заключается между садоводом и правлением. Данный договор должен быть на каждом садовом участке, […]