Наружное освещение городов

Единство светового облика города

Осветительные установки в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах должны обеспечивать не только требования безопасности движения транспорта и людей, но и быть частью гармонической композиции вечернего облика города.

В искусственном освещении города различаются отдельные элементы, действующие совместно, большей частью одновременно, активно влияющие друг на друга и зависящие один от другого, которыми являются: освещение проезжей части города, световые указатели, сигнализация, освещение архитектурных сооружений (малые формы архитектуры, монументы, зеленые насаждения и т. д.), информационное и рекламное освещение (освещение витрин магазинов, ресторанов и различных учреждений культуры и отдыха).

Праздничное освещение тоже взаимодействует с другими элементами освещения города. Освещение улиц и прилегающих к ним тротуаров осуществляется не только светильниками уличного освещения: значительная часть светового потока на них попадает и от светильников архитектурного освещения фасадов зданий, освещенных витрин и световой рекламы.

На фасад здания, со специальным освещением падает свет от светильников уличного освещения, от рекламных огней, витрин здания, находящегося напротив освещаемого, и т. д.

В осветительных установках городов необходимо определить рекомендуемые типы источников света и светильников, распределить их по площадям и улицам города, установить высоту их размещения относительно проезжей части улицы или площади, выбрать высоту и конструкцию опор. Необходимо выявить степень влияния освещенной витрины на освещенность тротуара и проезжей части улицы, а также фасада здания противоположной стороны улицы.

В комплексе с освещением улицы разрабатывают освещение фасадов зданий исторического или культурного назначения. После этого разрабатывают световую рекламу и информацию. Рекламное решение надо рассматривать в связи со всем световым решением города. Реклама и световая информация — одно из средств выразительности в решении общей задачи создания световой архитектуры.

При освещении садов, бульваров и скверов следует учитывать, что в районе зеленых насаждений обычно отсутствуют дополнительные световые потоки, обусловленные архитектурным, рекламным и витринным освещением.

В архитектурно-художественном аспекте сложный комплекс искусственного освещения представляет собой гармонически связанное художественное произведение, в котором архитектурное решение освещения улицы зависит не столько от уровней освещенности, сколько от гармонического сочетания и стилевого единства отдельных частей осветительной установки и степени уменьшения блескости в поле зрения.

Освещение улиц, дорог и площадей

Проектирование наружного освещения городов следует выполнять в соответствии с СН541—82 (Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).

В установках наружного освещения городов при средней яркости покрытия 0,4 кд/м2 и выше и средней освещенности 4 лк и выше следует применять газоразрядные источники света — преимущественно лампы ДРЛ, МГЛ, НЛВД. В Москве и в других городах для освещения площадей используют ксеноновые лампы ДКсТ. Лампы накаливания применяют только в поселках или на городских улицах местного значения. Люминесцентные лампы используют редко, в основном в южных курортных небольших городах, так как эксплуатация их в средней и северной климатических зонах затруднительна.

Транспортные и пешеходные тоннели освещают газоразрядными источниками света, пешеходные тоннели преимущественно люминесцентными лампами типа ЛБ. Освещение транспортных тоннелей рекомендуется выполнять закрытыми светильниками, имеющими струезащищенное исполнение. Для освещения улиц и дорог с нормированной яркостью 0,4 кд/м2 и выше или средней освещенностью 4 лк применяют светильники, имеющие широкое или полуширокое светораспределение.

Освещение аллей, пешеходных и прогулочных дорожек выполняется обычно венчающими светильниками рассеянного или преимущественно прямого света. Широко распространены светильники типа СВР с лампами ДРЛ мощностью 125 и 250 Вт. Узкие проезды, тротуары и площадки, расположенные у зданий, освещаются светильниками, установленными на стенах зданий, при условии обеспечения удобного доступа к ним, например, типа РБУ с лампой типа ДРЛ мощностью 125 Вт.

Светильники для освещения улиц крепятся на специальных опорах, которые изготовляют из стали, алюминия, железобетона и дерева. В отечественной практике в основном применяются железобетонные опоры. Деревянные опоры применяют только в поселках, на небольших улицах. Совокупность опоры, кронштейнов и светильников представляет собой фонарь уличного освещения (рис. 1, а—г).

Различают фонари венчающего и консольного типов, отличающиеся способом крепления светильников. Узкие улицы (шириной до 20 м) с периметральной застройкой целесообразно освещать приборами, подвешенными к тросам, а также прикрепленными к зданиям на кронштейнах.

Рис. 1. Схемы установки уличных фонарей: а – венчающего, б – консольного, в – настенного, г – подвесного.

Рис. 2. Уличный фонарь с железобетонной опорой и стальной консолью.

При свободной застройке жилых кварталов освещение монтируется на опорах.

Широко распространены фонари, опора которых изгибается под углом 15°, и эта изогнутая часть служит консолью для крепления светильника. Большинство современных консольных светильников рассчитано на установку с таким наклоном. В некоторых из них имеется изогнутый патрубок. Такие светильники должны устанавливаться на горизонтальных консолях. Не допускается устанавливать светильник под углом 30—40°. Типичный уличный фонарь с железобетонной опорой и стальной трубчатой консолью показан на рис. 2.

При установке светильников на тросовых растяжках часто возникает их вибрация, передающаяся зданиям, к которым они крепятся. Во избежание этого тросы следует крепить с помощью специальных амортизаторов. Типы опор наружного освещения должны, применяться в соответствии с техническими правилами по экономному расходованию основных строительных материалов. Рассмотрим основные требования к расположению опор, предъявляемые в СН541—82.

Расстояние от лицевой грани бортового камня до наружной поверхности цоколя опоры должно быть не менее 0,6 м. Это расстояние внутри жилых кварталов допускается уменьшать до 0,3 м при отсутствии автобусного и троллейбусного движения, а также движения тяжелых грузовых машин. Опоры на пересечении улиц и дорог рекомендуется устанавливать до начала закругления тротуаров и не ближе 1,5 м от различного рода въездов, не нарушая единого строя линии установки опор.

Расстояние между опорой и подземными коммуникациями принимается согласно требованиям СНиПа по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов, по наружным сетям и сооружениям, по электротехническим устройствам. Опоры для светильников на наружных инженерных сооружениях (мосты, путепроводы, эстакады, дамбы и т. д.) следует устанавливать в створе ограждений, стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

Для мостов и дамб, чтобы обеспечить требуемый уровень освещения устанавливают большое количество фонарей, которые часто по рисунку и масштабу не подходят к архитектуре моста. Сокращение их числа приводит к применению нерациональных технически многоламповых фонарей, не обеспечивающих достаточную равномерность освещения. Поэтому начали применять осветительные устройства, встроенные в ограждение мостов и других инженерных сооружений.

На улицах с трамвайным или троллейбусным движением светильники размещают на опорах контактной сети, на которых следует осуществлять подвес светильников с воздушной электрической сетью общего пользования.

Аллеи скверов и пешеходные дорожки не требуют интенсивного освещения, так как на них нет движения транспорта. Часто можно ограничиться освещением только главных аллей и проходов. Следует учитывать, что на бульвар обычно попадает свет от прилегающих улиц. Для садов и бульваров целесообразно применять фонари торшерного типа с венчающими светильниками, при этом опоры следует располагать вне пешеходной части дорожек (на газонах в ряду с деревьями, скамейками и т. д.).

Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м. Высота подвеса светильников при их расположении над контактной сетью трамвая должна быть 8 м от головки рельсов и при расположении над контактной сетью троллейбуса — 9 м от уровня проезжей части.

В осветительных установках для освещения мостов и путепроводов, при использовании светильников с защитным углом не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без специального инструмента высота их установки не ограничивается, в транспортных тоннелях при таком же защитном угле высота установки светильника должна быть не менее 4 м.

В пешеходных тоннелях рекомендуется использовать светильники с защитным углом 15° и более для люминесцентных ламп суммарной мощностью 80 Вт и ламп ДРЛ мощностью 125 Вт, допускается использование светильников с матированными и молочными рассеивателями без отражателей для ламп ДРЛ мощностью 125 Вт.

В СН541—82 предусмотрено несколько оптимальных схем размещения светильников на улице (рис. 3). В зависимости от ширины и категории улиц применяются различные схемы расположения светильников: односторонняя, двухрядная в шахматном порядке, двухрядная прямоугольная, осевая, двухрядная прямоугольная по осям движения, двухрядная прямоугольная по оси улицы.

Схемы 1—3 и 6 соответствуют случаям установки фонарей, а 4 и 5— подвеске светильников на тросах. На закруглениях улиц и дорог с радиусом кривых в плане по оси проезжей части 60—125 м фонари при одностороннем расположении должны размещаться по внешней стороне улицы согласно рис. 4, а.

Рис. 3. Схема расположения фонарей в осветительных установках улиц и дорог. 1 — односторонняя, 2 — двухрядная в шахматном порядке, 3 — двухрядная прямоугольная, 4—осевая, 5—двухрядная прямоугольная по осям движения, 6—двухрядная прямоугольная по оси улицы

Освещение железнодорожных переездов и пешеходных переходов в одном уровне должно обеспечиваться светильниками, располагаемыми на схемах, соответствующим рис. 4, б, в.

Рис. 4. Схема расположения светильников: а — на закруглении, б — на железнодорожном переезде, в — на пешеходном переходе, L — шаг светильников, Н — высота установки светильников, R — радиус кривизны в плане по оси дороги

Рис. 5. Схемы расположения светильников на пересечениях: а, б — на примыканиях, в — на перекрестке, Н — высота установки светильников

Освещение пересечений в одном уровне рекомендуется выполнять в соответствии со схемами, приведенными на рис. 5. Для освещения больших площадей, когда желательно сократить число опор или полностью от них отказаться, применяются светильники с лампами ДКсТ большой единичной мощности (20 кВт), устанавливаемые на мачтах высотой 25 м.

Для той же цели (освещения площадей) используются и прожекторы, размещаемые на крышах зданий. Основным недостатком прожекторного освещения является слепящее действие, оказываемое им на пешеходов, водителей, а также мешающее воспринимать архитектуру площади в вечернее время.

Типовые решения освещения улиц и дорог

На основе СН541—82 были разработаны «Типовые решения освещения улиц и дорог», что позволило без трудоемких расчетов определять основные параметры осветительных установок улиц и дорог городов и населенных пунктов в зависимости от нормы яркости дорожного покрытия, распределения яркости и показателя ослепленности, а также оценивать и сравнивать различные осветительные установки при составлении технико-экономических обоснований архитектурно-планировочных и инженерных решений застройки.

Типовые решения содержат схемы раоположения, тип светильников и источников света, рекомендуемую высоту их установки, шаг и число светильников (опор) на 1 км дороги, установленную мощность осветительной установки на 1 км дороги, на 1 м2 освещаемой проезжей части дороги, а также установленную мощность, приведенную к 1 кд/м2 нормируемой средней яркости или 1 лк/м2 нормируемой средней освещенности, в зависимости от ширины проезжей части.

Установленная мощность осветительной установки, отнесенная к 1 м2 проезжей части и единице нормы освещения, позволяет выбрать наиболее рациональные по расходу электроэнергии светильники для создания нормы средней яркости или освещенности.

Рис. 6. Схема расположения светильников: а, б, е — двухрядная прямоугольная по оси улицы, в, г, д — двухрядная прямоугольная

Окончательный выбор варианта освещения должен производиться по технико-экономической оценке с учетом стоимостных показателей по утвержденным (действующим) ценникам.

Типовые решения составлены для наиболее распространенной системы освещения, при которой светильники установлены на опорах или подвешены на тросе на высоте 6,5—15 м в соответствии со схемами расположения, показанными на рис. 3.

Выбор параметров осветительных установок в зависимости от ширины проезжей части, с учетом категории и планировки улиц, архитектурных требований и т. д. производится по таблицам, приведенным в «Типовых решениях освещения улиц и дорог», на основании технико-экономической оценки.

Варианты осветительных установок улиц и дорог рассчитаны для ширины дорожного покрытия, соответствующего требованиям СНиП II-60—75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» для профилей улиц и дорог, показанных на рис. 6 с использованием выпускаемых отечественной промышленностью светильников.

Кроме того, «Типовые решения» содержат примеры освещения улиц различного профиля. В расчетах осветительных установок приняты значения световых потоков, предусмотренные действующими ГОСТами на источники света. Высота установки и шаг светильников рассчитаны для каждого значения нормы с учетом равномерности распределения яркости (Lmах/Lmin) или освещенности (Еmax/Еmin) и ограничения ослепленности. Установленная мощность осветительных установок с газоразрядными источниками света рассчитана с учетом потерь в пускорегулирующей аппаратуре (ПРА).

В дополнение к «Типовым решениям освещения улиц и дорог» разработаны «Методические рекомендации по проектированию наружных осветительных установок в районах Крайнего Севера». В этих рекомендациях даны типовые решения осветительных установок улиц и дорог с учетом продолжительных неблагоприятных погодных условий (туманы, метели).

Рис. 7. Поперечный профиль магистральной улицы общегородского назначения.

В «Указаниях по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов» содержатся требования по поддержанию технически исправного состояния установок наружного освещения, при котором их количественные и качественные показатели соответствуют заданным нормируемым параметрам.

В документ включены требования по централизованному включению и отключению наружного освещения, рациональному использованию электроэнергии и средств, выделенных на содержание установок, обеспечению безопасности эксплуатационного персонала и населения, максимальной механизации обслуживания установок наружного освещения и повышения производительности труда эксплуатационно-ремонтного персонала.

electricalschool.info

Раздел 6. Электрическое освещение

Глава 6.3. Наружное освещение

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).

Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.

При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.

Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).

Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.

6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.

Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.

6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.

6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.

6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

Питание установок наружного освещения

6.3.15. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).

6.3.16. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.

Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.

6.3.17. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.

6.3.18. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований 6.5.27.

6.3.19. Освещение открытых технологических установок, открытых площадок производства работ, открытых эстакад, складов и других открытых объектов при производственных зданиях может питаться от сетей внутреннего освещения зданий, к которым эти объекты относятся.

6.3.20. Охранное освещение рекомендуется питать, как правило, по самостоятельным линиям.

6.3.21. Питание осветительных приборов подъездов к противопожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам и др.) следует осуществлять от фаз ночного режима сети наружного освещения.

6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.

6.3.23. В установках наружного освещения светильники с разрядными источниками должны иметь индивидуальную компенсацию реактивной мощности. Коэффициент мощности должен быть не ниже 0,85.

6.3.24. При применении прожекторов с разрядными источниками света допускается групповая компенсация реактивной мощности.

При групповой компенсации необходимо обеспечивать отключение компенсирующих устройств одновременно с отключением компенсируемых ими установок.

Выполнение и защита сетей наружного освещения

6.3.25. Сети наружного освещения рекомендуется выполнять кабельными или воздушными с использованием самонесущих изолированных проводов. В обоснованных случаях для воздушных распределительных сетей освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и населенных пунктов допускается использование неизолированных проводов.

6.3.26. По опорам контактной сети электрифицированного транспорта напряжением до 600 В постоянного тока разрешается прокладка кабельных линий для питания установленных на опорах осветительных приборов наружного освещения, допускается использование самонесущих изолированных проводов.

6.3.27. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться согласно требованиям гл. 2.4.

Пересечения линий с улицами и дорогами при пролетах не более 40 м допускается выполнять без применения анкерных опор и двойного крепления проводов.

6.3.28. Нулевые проводники сети общего пользования, выполненные неизолированными проводами, при использовании их для наружного освещения следует располагать ниже фазных проводов сети общего пользования и фазных проводов сети наружного освещения.

При использовании существующих опор, принадлежащих электросетевым организациям, не занимающимся эксплуатацией наружного освещения, допускается располагать фазные провода сети наружного освещения ниже нулевых проводников сети общего пользования.

6.3.29. В местах перехода кабельных линий к воздушным рекомендуется предусматривать отключающие устройства, установленные на опорах на высоте не менее 2,5 м. Установка отключающих устройств не требуется в местах кабельных выходов из пунктов питания наружного освещения на опоры, а также переходов дорог и обходов препятствий, выполняемых кабелем.

6.3.30. В целях резервирования распределительных кабельных линий или линий, выполненных самонесущими изолированными проводами, между крайними светильниками соседних участков для магистральных улиц городов рекомендуется предусматривать нормально отключаемые перемычки (резервные кабельные линии).

При использовании указанных перемычек, в отступление от 6.1.19, снижение напряжения у осветительных приборов допускается увеличивать до 10 % от номинального.

6.3.31. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться без учета резервирования, а провода их могут быть разного сечения по длине линии.

6.3.32. Ответвления к светильникам от кабельных линий наружного освещения рекомендуется, как правило, выполнять без разрезания жил кабеля.

При прокладке указанных кабельных линий на инженерных сооружениях следует предусматривать меры для удобной разделки ответвлений от кабеля к опоре и возможность замены кабеля участками.

6.3.33. Ввод кабеля в опоры должен ограничиваться цоколем опоры. Цоколи должны иметь размеры, достаточные для размещения в них кабельных разделок и предохранителей или автоматических выключателей, устанавливаемых на ответвлениях к осветительным приборам, и дверцу с замком для эксплуатационного обслуживания.

Допускается использовать специальные ящики ввода, устанавливаемые на опорах.

6.3.34. Электропроводка внутри опор наружного освещения должна выполняться изолированными проводами в защитной оболочке или кабелями. Внутри совмещенных опор наружного освещения и контактных сетей электрифицированного городского транспорта должны применяться кабели с изоляцией на напряжение не менее 660 В.

6.3.35. Линии питающие светильники, подвешенные на тросах, должны выполняться кабелями, проложенными по тросу, самонесущими изолированными проводами или неизолированными проводами, проложенными на изоляторах при условии соблюдения требований раздела 2.

6.3.36. Тросы для подвески светильников и питающих линий сети допускается крепить к конструкциям зданий. При этом тросы должны иметь амортизаторы.

6.3.37. В сетях наружного освещения, питающих осветительные приборы с разрядными лампами, в однофазных цепях сечение нулевых рабочих проводников должно быть равным фазному.

В трехфазных сетях при одновременном отключении всех фазных проводов линии сечение нулевых рабочих проводников должно выбираться:

1. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с компенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному независимо от сечения.

2. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с некомпенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному при сечении фазных проводников менее или равным 16 мм 2 для медных и 25 мм 2 для алюминиевых проводов и не менее 50 % сечения фазных проводников при больших сечениях, но не менее 16 мм 2 для медных и 25мм 2 для алюминиевых проводов.

6.3.38. Прокладку линий, питающих прожекторы, светильники и другое электрооборудование, устанавливаемое на конструкциях с молниеотводами открытых распределительных устройств напряжением выше 1 кВ, следует выполнять согласно требованиям гл. 4.2.

6.3.39. Коэффициент спроса при расчете сети наружного освещения следует принимать равным 1,0.

6.3.40. На линиях наружного освещения, имеющих более 20 светильников на фазу, ответвления к каждому светильнику должны защищаться индивидуальными предохранителями или автоматическими выключателями.

www.ruscable.ru

Правила наружного освещения зданий

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

Дата введения 2014-07-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55708-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 55707-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной, определяемой стандартными условиями наблюдения.

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

docs.cntd.ru

Еще по теме:

  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Справка общий стаж работы образец Зачем нужна справка о трудовом стаже, и как ее подготовить Пока действуют трудовые книжки, их нужно заполнять по инструкции. Если книжка потеряна или испорчена, заполняется дубликат. Но в него тоже нужно вписывать сведения о том, где и кем […]
  • Медиация налоговые споры Медиативный подход к налоговым спорам Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права. 2 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую […]
  • Увеличение пенсий мвд когда Последние изменения в вопросе предоставления пенсионного обеспечения бывшим сотрудникам МВД Начало нового года всегда таит в себе ожидание каких либо изменений. Многие граждане нашей страны, которые получают военные пенсии, интересуются последними […]
  • Как оформить депортацию Депортация из РФ в 2018 году Депортация из России может грозить только лишь иностранным подданным либо лицам без гражданства, которые грубым образом нарушили правила миграции. Депортация как форма административного наказания не может быть применена […]
  • Заявление от работника на уменьшение ндфл Иностранный работник: уменьшаем НДФЛ на фиксированный авансовый платеж Работодатель — налоговый агент имеет право на уменьшение НДФЛ иностранного работника на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных им самостоятельно. Рассмотрим порядок […]