Правила на корень раст рос

Примеры слов с корнем раст-/ращ-/рос-

В сло­вах с кор­нем р а ст-/р а щ- в без­удар­ном поло­же­нии бук­ва «а» пишет­ся перед соглас­ны­ми ст/щ.

В осталь­ных слу­ча­ях в сло­вах пишет­ся корень рос-. Запомним напи­са­ние слов-исключений.

Примеры слов с корнем раст-/ращ-

  • рас­ти, рас­тет бере­за, рас­тут поми­до­ры, рас­ту­щая луна, пре­клон­ный воз­раст, вели­чи­на воз­рас­та­ет, пыш­ная рас­ти­тель­ность, рас­ти­тель­ное мас­ло, отрас­тить боро­ду, зарас­ти тра­вой, вовре­мя про­рас­ти, быст­ро отрас­ти, будет про­рас­тать, начал под­рас­тать, под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние, ско­рость нарас­та­ет, нарас­тить, нарас­та­ю­щий гул, при­рас­ти, при­рас­тить, будут срас­тать­ся, дорас­ти довер­ху, зеле­ное рас­те­ние, рас­те­ние­вод, рас­те­ние­вод­ство, взрас­тить, про­из­рас­тать в пустыне, раз­рас­та­ют­ся леса, врас­тать кор­ня­ми;
  • отра­щен­ные усы, вовре­мя зара­щён­ный, про­ра­щен­ное зер­но, взра­щен­ный в нево­ле, при­ра­щен­ный, выра­щен­ный саже­нец.

Примеры слов с корнем рос-

Росла ель, под­рос­ли дети, срос­лись ство­лы дере­вьев, густая поросль, зелё­ные водо­рос­ли, вырос тюль­пан, юный недо­росль, непро­хо­ди­мые зарос­ли, отрос­ли воло­сы, вырос­ла веточ­ка, под­рос­ла девоч­ка, нарос­ли гри­бы, раз­рос­лись кусты мали­ны, про­рос­ли сор­ня­ки, лужай­ка зарос­ла оду­ван­чи­ка­ми, дорос­ла до пол­ки, под­рос­шая соба­ка, врос­ший камень.

Исключения

о́тр а сль, р о сто́к, р о стовщи́к, Р о сто́в, Р о стисла́в

и все про­из­вод­ные сло­ва, напри­мер:

отр а слево́й, вы́р о сток, р о сто́чек, р о стовщи́ца и др.

russkiiyazyk.ru

Корни раст-, ращ-, -рос

ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата
Как-то весною решили юннаты.

Плод им выРАЩивать так надоело,
Летом РАСТение совка доела.
***

РОСло рядом с тыквой
Семейство бобовых,
РАСТёт и поныне,
Соседей ждёт новых.

***
ЗаРОСли буйны смородины красной,
Солнышком каждый РОСТОЧЕК обласкан.
***
Я скромный вывела цветок,
В земле проклюнулся росток,
Потом немножечко подрос,
И получился кустик роз.

В Ростове Ростислав ростовщик
Много денег притащил.
Он корабль снарядил
За ростками плыть в Росток.
Лучше б ехал на Восток.
_______________________________

Если ударение не помогло определить написание «О» или «А»,
то 1.Перед -СТ- или -Щ- — пиши «А»
2.В остальных случаях «О»
3 Исключения:росток, ростовщик,Ростов, Ростислав, но: отрасль
___________________________________________________
совка — с.-х. вредитель
юннаты — юные натуралисты

Здорово, Иринушка, Вы придумали грамматику в стихах. Всё компактно и запоминаемо. И стихи — прелесть.
С теплом души. Людмила.

Людмила, спасибо за ваш отзыв.
Я писала для внучек своих, но вроде и другим пригодились. С теплом к вам.
Пусть у вас всё будет хорошо.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

www.stihi.ru

Корни -раст-, -ращ-, -рос-: правило употребления

Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.

Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

Исторические особенности

Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).

В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).

Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

Исключения

Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.

fb.ru

Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс

Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Формирование УУД:

Познавательные метапредметные умения

  • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
  • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
  • Уметь работать с толковым словарем.
  • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.

Коммуникативные метапредметные умения

  • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные метапредметные умения

  • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
  • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
  • Исправлять речевые недостатки.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учащимся предлагается решить два ребуса.

В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

– По каким правилам пишем эти слова?

Формируемые УУД

Развитие «Я – концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2 этап ( слайды 6, 7, 8)

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

Затруднение. Проблемная ситуация.

Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают

Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

Формируемые УУД

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Поиск разнообразных способов решения задач

3 этап ( слайды 9, 10, 11)

Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

Поразмышляем!

– Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о, а когда а .

Сделайте вывод.
(Работа в парах)

Карточка 1

Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-

  • Предлагать – предложить
  • Слагаемое – сложение
  • Прилагать – приложение

Карточка 2

Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-

  • раст— растение
  • -ращ— выращенный
  • -рос— заросли

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый, на вырост.

На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

  • Отрасль– отдельная область науки, производства.
  • Ростовщик– тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

Формируемые УУД

  • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
  • Структурирование знаний
  • Использование речи для регуляции своего действия

4 этап (слайды 12, 13)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

Вставьтепропущенныебуквы:

1) изл_гать,
2) пол_гать,

3) сл_гаемое,
4) предл_гать,

5) возл_гать,
6) изл_жение,

7) возл_жить,
8) пол_г,

9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать

13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,

16) отр_сль,
17) р_стовщик,

18) р_сток,
19) подр_сли,

20) прор_сти,
21) выр_щенный,

22) дор_сти,
23) р_стительность,

24) возр_ст,
25) прир_сти.

Формируемые УУД

  • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • Структурирование знаний
  • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы

5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения

Определите «третийлишний»

  • прилагать, ловить, помирить;
  • усложнить, положить, изложение;
  • произрастать, потрясти, излагать.

Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

Формируемые УУД

  • Развитие «Я концепции»
  • Владение диалогической формой речи.
  • Писк разнообразных способов решения задач
  • Структурирование знания

6 этап (слайд 15)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-

Главная дидактическая цель урока: научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О–А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

– по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (письменной – в части прописных умений в корнях с чередованием О–А; устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками);

– по достижению метапредметных результатов: развитие исследовательской компетентности учащихся; воспитание бережного отношения к природе.

– по достижению предметных результатов: формирование навыка правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-.

Оборудование урока: интерактивная доска, опорные таблицы, раздаточный материал.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Объявление темы урока, беседа о результатах деятельности и о том, как их достичь (развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся.

Цели:
– развитие регулятивных и коммуникативных УУД;
– актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

Прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, обл..жили, дол..жить, отл..жить, предл..гать, сл..жить.

– В каких морфемах находится орфограмма?

Рассказать правило о правописании корней -лаг-, -лож- (орф. №12 ).

Объяснение правописания корней -лаг-, -лож-. Проверка по экрану.

Цель:
– развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Листья растения, молодая поросль, кусты разрастаются, морские водоросли, растительный мир, выращенный сад, росток розы, густые заросли, отрастить чёлку.

2. Изучение таблицы №1 (по экрану)

раСТи выраЩенный подроСла
выраСТи взраЩённый выроСла
-раст– -ращ– -рос-

3. Выполнение заданий на компьютере.

Р..сти возр..ст прир..сли
Р..сли р..стения разр..слись
Выр..сли выр..щенный ср..щение
Зар..сли подр..сти ср..щение
Вставить пропущенные буквы.

4. Таблица №2 (по экрану)

Исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать.

Закрепление полученных знаний.

Мотивированный поиск, способствующий запоминанию слов – исключений.

Проверка умений различать существительные и глаголы.

Участие в коллективном обсуждении.

Изучив запись на таблице, делают выводы: в словах с корнями -раст-, -ращ- пишется а, с корнем -рос- пишется о.

Проверка по контрольной программе, выявление слов-исключений.

Нахождение существительных, глаголов, определение их признаков.

Чтение содержания таблицы, исправление ошибок, объяснение значения слов-исключений. Игра “Кто больше?”: составление словосочетаний.

Цель:
– развитие регулятивных и коммуникативных УУД;
– развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

2. Синтаксический разбор предложения (по группам).
Индивидуально-групповая работа.

3. Выписать слова с корнями -раст-, -рос- (8 слов). Доказать, что выписали правильно.
Растущий, прорастающий, простейший,
росточек.
Простачок, выросли, оросили, подрастать.
Роскошный, расти, растаять, растворимый
Растительный, растолстеть, растение,
растяпа.
Возрастной, растрёпанный, расталкивать.
Проверка выполнения.

4. Прочитать предложения. Заменить их словами-синонимами.
Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
Тебе надо несколько вырасти, стать старше (подрасти).
Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль)
Отдельная область деятельности, науки, производства (отрасль).

5. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.
Р..стёт число людей, желающих общаться с природой. Р..стительность Татарстана чрезвычайно разнообразна.
Р..стения-первые лекарства человека. Выр..щивание лекарственных растений-острая необходимость.
Медицинская отр..сль промышленности должна заниматься поддерживанием зар..слей лекарственных р..стений и нар..щивать их производство.
Сбор лекарственных р..стений – большая трудоёмкая работа. Значительно удобнее собирать сырьё, когда р..стения образуют большие зар..сли.

Формирование умения “видеть” предложение, его основу. Воспитание чувства взаимоподдержки, личной ответственности. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Проверка умений различать а, о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, выделять корень в словах (орф. №13).

Развитие речи учащихся, обогащение их синонимами, закрепление умения различать слова с данными корнями.

Закрепление и проверка правописных умений (по корням –раст-, -ращ-, -рос-).

Развитие логически построенной речи учащихся.

Организация групповой работы по проверке работы.

Работа по группам с использованием таблиц.

Синтаксический разбор предложения:

“Возраст зелёной аптеки исчисляется веками”. Объяснение правописания слова возраст.

Проверка выполнения. Доказывают, что в выписанных ими словах -раст-, -рос- являются корнями.

Выразительное чтение, определение синонимов.

Участие в коллективном обсуждении.

Цель:
– развитие регулятивных УУД.

2. Составить сообщение о правописании корней -раст-, -ращ-, -рос- (для 2 группы), выполнив упр. 455.

3. Подготовить выступление по теме “Как бы я объяснил(а) правописание корней -раст-, -ращ-, -рос- своим друзьям из 5 класса?” (Для 3 группы.)

Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Еще по теме:

  • Получить разрешение на строительство дома на собственном участке Зачем нужно разрешение на строительство? Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое имеет назначение – рано или поздно планирует построить на нем […]
  • Субсидии на оплату жкх в воронеже Субсидии на оплату жкх в воронеже На странице калькулятора размещена форма, которая позволяет в выпадающих списках выбрать район проживания, наименования населенного пункта, категорию дома и период предоставления субсидий, а также ввести […]
  • Как правильно оформить директора если он учредитель и есть еще один Как уволить директора ООО, если он учредитель (нюансы)? Как уволить директора ООО - если он учредитель? В настоящей статье рассмотрим порядок и нюансы прекращения трудовых отношений такого рода, а также разберемся в особенностях увольнения […]
  • Дееспособность экспертиза Правоспособность и дееспособность физических лиц В любых гражданско-правовых сделках между физлицами ключевую роль играет правоспособность и дееспособность этих самых физлиц – участников сделок. По умолчанию подразумевается, что каждый […]
  • Последующий залог недвижимости Последующий залог Некоторые банки при рефинансировании кредита требуют согласие первичного кредитора на последующий залог. Что такое «последующий залог»? Зачем он нужен? Согласие банка на последующий залог Что такое «последующий залог»? Насколько […]
  • Суды с инновой Форум l2utopia Innova Systems проиграла суд игроку в Line. Нравится Не нравится Taliya 02 мар 2017 Я просто оставлю это здесь и я в шоке!Хоть делу уже лет да лет,но лично я не слышала об этом поэтому читайте и высказывайте своё мнение. […]