Правила на ек и ик

Неударяемые гласные в суффиксах

Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-

Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек.

Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
столик — столика, дворник — дворника, стаканчик — стаканчика, но: ножичек — ножичка, овражек — овражка, барашек —барашка.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел морфология, слов 225
Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,— в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце — и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара — всё, всё было просто и обыденно.
С. Бабаевский, Свет над землёй.
Подчеркни:
написание -тся и -ться в глаголах (6);
наречия (6);
частицы не и ни (8).

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

  • бере­за — берёз к а;
  • печь — печ к а;
  • шап­ка — шапоч к а;
  • под­ко­ва — под­ков к а;
  • мар­ка — мароч к а;
  • курт­ка — кур­точ к а.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить — поезд к а;
  • зана­ве­сить — зана­вес к а;
  • побе­лить — побел к а;
  • про­по­лоть — про­пол к а;
  • покра­сить — покрас к а;
  • заго­ро­дить — заго­род к а .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах :

  • бараш ек
  • венич ек
  • ларёч ек
  • боти­ноч ек
  • ореш ек
  • кар­маш ек
  • пла­точ ек
  • чело­веч ек
  • лепе­сточ ек
  • мешоч ек
  • горош ек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е», если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

бара́ш е к — нет бара́ш к а.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • но́л и к — нет но́л и ка;
  • кре́ст и к — нет кре́ст и ка;
  • ба́нт и к — нет ба́нт и ка.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

  • лист ик
  • холм ик
  • стол ик
  • куб ик
  • мост ик
  • дожд ик
  • хвост ик
  • каран­даш ик
  • луч ик
  • двор ик
  • сад ик
  • нос ик
  • шалаш ик
  • прут ик
  • рубл ик
  • дом ик
  • столб ик
  • ковр ик
  • ковш ик
  • час ик и.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

  • пры ж ок
  • гре­бе ш ок
  • зра ч ок
  • бор щ ок

При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • дру г — дру ж ок ;
  • кру г — кру ж ок ;
  • сне г — сне ж ок ;
  • сапо г — сапо ж ок ;
  • балы к — балы ч ок ;
  • каб­лу к — каб­лу ч ок ;
  • пу х — пу ш ок ;
  • оча г — оча ж ок ;
  • сто г — сто ж ок ;
  • сун­ду к — сун­ду ч ок ;
  • род­ни к — род­ни ч ок ;
  • баш­ма к — баш­ма ч ок ;
  • жу к — жуч ок ;
  • бар­сук — бар­суч ок ;
  • вол к — вол ч ок

russkiiyazyk.ru

Урок русского языка, 2-й класс. Правописание суффиксов -ек, -ик.

Цель: знакомство с орфограммой: суффиксы – ек, – ик.

  • Технология исследования.
  • “Обучение через открытие”.
  • Ведущий метод – проблемное обучение.
  • Организационные формы – совместный поиск решения проблемы.
  • Модель урока: “знаю, но не все; хотел бы узнать; узнал”.
  • Интеллектуальная деятельность.
  • Развитие в процессе деятельности.
  • Рефлексия.
  • Творчество.
  1. Активизировать познавательную деятельность.
  2. Вывести алгоритм действий при выборе суффиксов – ек, – ик .
  3. Закрепить знания о составе слова.
  4. Развивать наблюдательность, умение выполнять анализ и синтез, умение делать умозаключения, пополнить словарный запас.
  5. Воспитывать самостоятельность.

1-й этап. Организационный.

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.
  3. Актуализация ЗУН.
  4. Создание мотивации.
  5. Постановка проблемы – “знаю, но не все”.
  6. Целеполагание – “хочу узнать”.

2-й этап. Основной.

  1. Принятие проблемы.
  2. Наблюдение за словарным материалом.
  3. Выдвижение гипотез, предположений.
  4. Подтверждение гипотезы – “знаю”.
  5. Составление алгоритма.
  6. Применение полученных знаний.
  7. Творчество.

3-й этап. Завершение.

1. Организационный момент.

2. Чистописание: к; ек ик ок; ник ушк.

3. Актуализация ЗУН.

– На что похожи сочетания букв, которые вы прописали? (Ответы учащихся.)
– Действительно это суффиксы.
–А что такое суффикс? / Суффикс – это часть слова.
– Для чего служит суффикс? / Суффикс служит для образования новых слов.
– Какие еще части слова знаете? / Корень – главная часть слова, приставка – для образования слов, окончание – изменяемая часть слова./

4. Создание мотивации.

Дидактическая игра “Составь слова”. (На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы.)

Слова: лес, лед, изба, деда, гора, нора, чай, фокус. Суффиксы: ок, ок, ушк, ушк, к, к, ник, ник, ик, ик, ек, ек.

– Составить новые слова. (Можно сопровождать работу словами, направляя детей):

– Был лес огромным, стал – лесок;

– Лед на реке был, стал – ледок;

– В лесу на курьих ножках – избушка;

– Я деда ласково зову – дедушка;

– Была гора, а стала – горка;

– Была нора, а стала – норка;

– Чтоб чай налить беру я – чайник;

– В цирке фокусы покажет – фокусник.

(Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс.)

Получились новые слова: лесок, ледок, избушка, дедушка, горка, норка, чайник, фокусник.

– Какие суффиксы остались? (ек, ек, ик, ик).

5. Постановка проблемы. Дать новые корни и предложить продолжить составление слов, но уже самостоятельно. (2–3 ученика у доски, остальные в тетрадях.)

Платоч…, мяч…, ореш…, кузнеч… .

Проверяем, что получилось:

– Почему по – разному? А как правильно? (Точно не знаем, но можем узнать.)

– Давайте выведем правило о том. как правильно писать суффиксы – ек, – ик.

2 этап. Основной.

1. Принятие проблемы.

2. Наблюдение над словарным материалом.

Человечек, пальчики, замочек, ключики, пальчик, замочки, человечки, ключик.

– Что заметили? /слова в ед.ч. и мн. ч./

– Распределите в 2 столбика парами.

б) (Человечек – человечки,
пальчик – пальчики,
замочек – замочки,
ключик – ключики)

в) Исследование слов. (Работа в парах или группах.)

3. Выдвижение гипотез, предположений.

(Делают предположения, помочь правильно сформулировать.)

Если гласный не изменяется, то пишем суффикс ИК, если гласный “выпал”, то пишем ЕК.

4. Подтверждение гипотезы – “знаю”.

Вывод в учебнике, с.10 – правило.

5. Составление алгоритма.

– Давайте составим алгоритм, по которому будет легко правильно писать суффиксы –ек, – ик. (Работают в парах или группах по рабочему листу № 2)

Проверяем все вместе (на доске запись).

6. Применение полученных знаний.

а) Проверим: Платоч…, мяч…, ореш…, кузнеч…. (Работа по алгоритму фронтально с объяснением – 2-й учащийся.)

б) Научимся правильно писать слова с суффиксами – ЕК, – ИК. (Самостоятельная работа по вариантам с использованием алгоритма, взаимопроверка.)

1.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах. Тебе поможет алгоритм.

Уголоч..к, дом..к, сыноч..к, сад..к, грибоч..к, корабл..к, дружоч..к, журавл..к, лужоч..к, мост..к, пенеч..к, хвост..к, шажоч..к, букет..к .

2.Составь 2–3 предложения, используя данные слова.

1.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах. Тебе поможет алгоритм.

Денеч..к, еж..к, молоточ..к, гвозд..к, цветоч..к, дожд..к, кусоч..к, стол..к, мешоч..к, луч..к, звоноч..к, билет..к, кружоч..к, пакет..к .

2.Составь 2–3 предложения, используя данные слова.

(Дополнительно для группы учащихся.) Дана рифма, сочинить четверостишие.

Пенечек–грибочек, денечек – цветочек.
Пенек – грибок, денек – цветок.

Ребята по желанию зачитывают свои работы.

3 этап. Завершение.

О чем говорили на уроке? Как назвать тему нашего урока?

– Что узнали на уроке?
– Сложно ли было составлять правило?
– Как работали, оцените себя.
– Что особенно удалось?
– Что было трудно?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание суффиксов -ек, -ик

Цели:

  • формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

3. Словарная работа

(Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

4. Постановка задачи:

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

– Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

– А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание ( см. Рисунок 1 )

– Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

– Не будем гадать, а попробуем узнать.

Итак : тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

5. Объяснение нового материала

– Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

– Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) ( см. Рисунок 2 )

Блокнотик – нет блокнотика.
Орешек – нет орешка.
Веничек – нет веничка.
Браслетик – нет браслетика.

– Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

(Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

Чтение правила в учебнике.(с. 133)

– Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек , был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе – ек .

И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек, гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

– Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

– Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

6. Закрепление нового материала

А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

– Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

– Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

Б) Работа с учебником.

Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

7. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

8. Выполнение упражнений на применение знаний

– Вот наша следующая ёлочка с заданием.

А) “Письмо по памяти с заданием”. (Пословицы написаны на доске)

– Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

Ключ…к сильнее замка.

Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

– И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

Б) Списывание с заданием. “Зимой”

– Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

– Справились с заданием? (Проверка задания)

– Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! ( см. Рисунок 3 )

– Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

9. Итог урока

– Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

– Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

– Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

10. Оценивание

– Все сегодня хорошо поработали.

– И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. ( см. Рисунок 5 )

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Буквы е — и в суффиксах существительных –ек — -ик

Листик, носик, кораблик, самолетик, дождик, мостик, кустик, билетик, хвостик, столик, домик, букетик паровозик

Лучик, ключик, кирпичик, чертежик, ежик, карандашик.

Песочек, кусочек, звоночек, орешек, огонечек, замочек.

I. 1. Напрасно Биденко осматривал каждый кустик, каждый ствол. (Кат.) 2. Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника. (Л. И. Т.) 3. Жилин выпросил у хозяина ножик. (Л. Т.) 4. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. (Кр.) 5. На крыльце калачиком свернулась старая гончая собака. (Бун.) 6. В полумраке нельзя еще было с Гремячей горы разглядеть утку, был виден только шалашик. (Пришв.)

II. 1. Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек. (Кат.) 2. Ой, конечек-горбуночек, прибегай ко мне, дружочек! (Ерш.) 3. Пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила, и с дороги отдыхать попросилась на кровать. (П.)

Из предложений выпишите слова с суффиксами -ек — -ик, распределите их в две колонки.

1. По целым дням лежал Иван на спине под шалашиком из бурьяна. (Сераф.) 2. За нагруженной снопами телегой чинно идет жеребеночек пегий. (И.) 3. С испугу птенчик крохотный из гнездышка упал. (П.) 4. Море любой камешек обточит. (Пог.) 5. Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка. (Ч.) 6. В амбарчике пахло мукой и мышами. (А. Н. Т.) 7. Под горой, за рекой хуторочек стоит. (Кол.) 8. Вот смиренный домик, где жил я с бедной нянею моей. (П.) 9. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. (Н.) 10. Среди кустов зеленых, у речки серебристой, гуляет олененок, теленочек пятнистый. (П. Комаров.) 11. Бугров откусил кусочек фруктового сахара и жадно выпил чай. (М. Г.) 12. Мы спустились в город и свернули в узкий, кривой переулочек. (Т.)

dictations.ru

Еще по теме:

  • Дееспособность экспертиза Правоспособность и дееспособность физических лиц В любых гражданско-правовых сделках между физлицами ключевую роль играет правоспособность и дееспособность этих самых физлиц – участников сделок. По умолчанию подразумевается, что каждый […]
  • Линейные и квадратные неравенства правила Линейные и квадратные неравенства правила Цели урока: вспомнить понятия линейное и квадратное неравенство; формировать навыки решения линейных и квадратных неравенств; формировать умение определять область допустимых значений выражений. Ход урока. […]
  • Нотариусы щорса 2а Нотариусы Белгорода Адрес: 308034, г.Белгород, ул. Щорса, д.2а Телефон: +7 (4722) 54-91-14, 55-74-93 Время работы:9.00-17.00 Перерыв: 13.00-14.00 Суббота: 9.00-13.00 Адрес: 308012, г.Белгород, ул. Костюкова, д.34 Телефон: +7 (4722) 54-92-75 Время […]
  • Правила каско согласия КАСКО Согласие Предыдущая статья: КАСКО от угона Больше двадцати лет прошло с тех пор, как страховая компания «Согласие» впервые стартовала на рынке страхования. За эти годы ей довелось занять лидирующие позиции и удерживать их в течение всего […]
  • Пример претензии о возврате товара профессиональная защита прав потребителей Образец претензии на возврат денег при продаже товара ненадлежащего качества. Статья 18 Закона О защите прав потребителей. Это стандартный образец претензии на случай обнаружения недостатка в любом товаре. […]
  • Суды с инновой Форум l2utopia Innova Systems проиграла суд игроку в Line. Нравится Не нравится Taliya 02 мар 2017 Я просто оставлю это здесь и я в шоке!Хоть делу уже лет да лет,но лично я не слышала об этом поэтому читайте и высказывайте своё мнение. […]