Прокуратура Московской области

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007) утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — ГИМС МЧС России).

Основными задачами ГИМС МЧС России является осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием на водных объектах, а также обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

В связи с наступлением летнего периода и открытием навигации актуально вспомнить отдельные положения Правил пользования маломерными судами на водных объектах, утвержденные приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502 (в ред. приказа МЧС России от 21.07.2009 № 425) (далее – Правила).

Настоящие Правила распространяются на маломерные суда, принадлежащие юридическим и физическим лицам (перечень судов определен статьей 1 Правил).

Важно знать, что пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического осмотра, с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Государственную регистрацию, учет, классификацию и технический осмотр маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

К основным запретам на управление маломерными судами относятся: нерегистрация судна в установленном порядке; непрохождение технического осмотра; отсутствие бортовых номеров; управление судном в состоянии алкогольного опьянения; нарушение норм пассажировместимости, превышение установленной скорости движения; движение в тумане и другие случаи.

Правилами предусмотрено и ограничение на пользование маломерными судами, например, в случае наличия сквозных пробоин корпуса судна; утечек топлива; в случае несоответствия нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете и другие.

К обязанностям судоводителей маломерных судов относятся: проверка перед выходом в плавание исправности судна и его механизмов; личное проведение перед посадкой инструктажа пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечение их безопасности; осуществление плавания в бассейнах, соответствующих установленному классу судна; оказание помощи людям, терпящим бедствие на воде, сообщение в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельств аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах; выполнение требований должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах (полный перечень обязанностей указан в статье 10 Правил).

Контроль за выполнением требований Правил осуществляет ГИМС МЧС России. Следует отметить, что главой 11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушения, допущенные на водном транспорте.

mosoblproc.ru

Правила движения на воде маломерных судов 2014

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

02.06.2015 20:19
дата обновления страницы

Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации. Знание сила

Если у Вашей яхты, лодки или катера обросло дно, то он выглядит не только не эстетично (это как ездить на грязной машине), но и с практической точки зрения, наросты, тина, ракушечник, различные отложения образуют некую преграду для воды, чем замедляют движение судна, тем самым увеличивают расход топлива при той же скорости. Для этого существуют самополирующие и необрастающие краски, покрасив днище лодки или катера, Вы избавитесь от обрастания. Более подробно о красках необрастайках здесь. Но чтобы нанести краску на днище катера или лодки, сначала нужно удалить водоросли с днища и все загрязнения,

в этом Вам поможет, моющие средство Фаворит-К, для мойки днищ катеров и яхт. Читайте здесь.

Если навстречу судну, идущему снизу по течению, движется несколько судов (в кильватере), необходимо с каждым из них обменяться сигналами на расхождение.

При движении судов и составов в одном направлении между ними должны выдерживаться интервалы не менее 500 м, при движении плотов — не менее 2 км.

На участках пути с ограниченными габаритами судового хода, на каналах, на рейдах около стоящих судов, а также мимо земснарядов, водолазных ботов и других плавучих средств и в затонах движение судов должно осуществляться на пониженных скоростях — до малого хода.

На несамоходных судах, идущих на буксире на протяжении всего пути следования, управление осуществляется имеющимися на них рулевыми устройствами. В этих целях лица, управляющие судном, выполняют все указания вахтенного начальника с буксировщика.

При выполнении маневра, а также во время движения, суда не имеют права пересекать курс другим судам.

Суда, выходящие с боковых трасс (из притоков, заливов, а также от берега, причалов), обязаны пропускать суда, идущие по основным трассам и главным рекам.

Категорически запрещается: одновременный обгон и расхождение судов, расхождение и обгон в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, паромных переправ, в пролетах мостов. Обгон запрещается также в подходных каналах к шлюзам, при тумане и других неблагоприятных метеорологических условиях, когда отсутствует возможность ориентировки судов, не имеющих радиолокационных станций, при подходе к гребным и моторным лодкам, катерам, яхтам, к транспортным судам. Пересекать им курс, производить катание на гребных и моторных лодках вблизи идущих судов запрещается. Гребные и моторные лодки, спортивные яхты, моторные катера II не должны мешать, движению судов.

Маломерные суда в случаях, когда имеется опасность их повреждения или затопления, имеют право давать сигнал транспортным судам об уменьшении ими хода.

Суда на участках пути со сложными и опасными условиями проводятся независимо от вахты и времени старшими лицами (капитанами, старшинами, шкиперами и т. п.).

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам, паромным переправам, перекатам и т. п. право прохода первым принадлежит судну, идущему сверху по течению реки. Судно, идущее снизу по течению реки, обязано заранее уменьшить ход или остановиться, чтобы пропустить судно, идущее сверху по течению реки.

Следование судов под мостами разрешается в обозначенные опознавательными знаками пролеты, установленные правилами сигнализации.

На временно закрытых участках пути устанавливается следующая очередность пропуска: пассажирские, грузо-пассажирские, грузовые суда, суда с огнеопасными грузами, с сухогрузами и плотоставы. Суда, идущие на ликвидацию аварий и устранение причин, вызвавших закрытие участка, пропускаются вне очереди.

Количество разводок и время пропуска судов через направные и подъемные мосты, расположенные в областных центрах и крупных промышленных городах, устанавливаются их владельцами по согласованию с пароходствами. В остальных пунктах разводка наплавных мостов производится круглосуточно по мере приближения к ним судов и подачи ими соответствующих сигналов.

Вход судна в камеру шлюза и выход из нее может быть осуществлен при наличии разрешительных сигналов на светофоре.

Ошвартовка судна в камере за подвижные рымы осуществляется вахтенным экипажем судна. В период шлюзования вахтенный состав обязан находиться на своих местах. Главные и вспомогательные двигатели должны быть готовы к немедленному действию.

Шлюзование судов с огнеопасными грузами 1-го и 2-го классов, а также взрывчатыми и отравляющими веществами и легко воспламеняющимися грузами (хлопок и др.) совместно с другими судами запрещается.

Буксировка судов в озерах и водохранилищах допускается только в кильватер, при этом длина буксирных тросов между буксировщиком и буксируемыми судами должна быть не менее 150-250 м, а между буксируемыми судами — 30-100 м. Запрещается буксировка составов, счаленных пыжами (бортами). В тихую погоду разрешается буксировка и способом толкания.

Запрещается выход судов в водохранилища, озера и прибрежно-морские районы при отсутствии разрешения Речного Регистра и при штормовой погоде с силой ветра, превышающей установленные Речным Регистром ограничения, а также без общего и рейсового прогнозов. При этом при отправлении судов в рейс в районы водохранилищ, озер и прибрежно-морских участков диспетчеры и другие владельцы флота обязаны проверить пригодность судов для безопасного плавания в этих районах. В зависимости от погоды устанавливают ограничения, вручают общий и рейсовый прогнозы погоды.

Капитан судна, получив штормовое предупреждение в пути, обязан: с учетом конкретной обстановки принять решение, которое обеспечило бы безопасную проводку судна, состава до ближайшего убежища; при принятом решении и о своем местонахождении сообщает диспетчеру, одновременно обеспечивает постоянное несение вахты радистом для приема сигналов.

С прибытием в убежище держит судно в состоянии готовности оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие.

Флот- принадлежащий государственным учреждениям, организациям и предприятиям, а также советским торговым, кооперативный, общественным организациям и отдельным гражданам, в ведении которых находится флот и другие плавучие средства, перед началом навигации проверяется Речным Регистром для проверки технического состояния и установления пригодности судов к плаванию по водохранилищам, озерам и прибрежно-морским участкам.

Суда, не подведомственные контролю Речного Регистра МРФ, но плавающие по водохранилищу и озеру, осматриваются специальными комиссиями при исполкомах городских и районных Советов депутатов трудящихся, в организациях и на предприятиях.

Доступ к люкам, трапам, противопожарным и водоотливным системам, а также к спасательному и противопожарному инвентарю должен быть свободным на всех судах независимо от района их плавания.

boat.matrixplus.ru

Правила движения на воде маломерных судов 2014

Обучение судоводителей на права ГИМС скидка на НОВОМ САЙТЕ

Обучение от 5000 руб. Судоводителям Санкт- Петербурга и Ленинградской области

И нформация об обучении, запись на обучение и тестирование при самостоятельной подготовке в Санкт-Петербурге:

тел. Санкт — Петербург 922 60 86 , или тел. 8 (812) 922 60 86 , или тел. +7 911 922 60 86

Обучаем реально и быстро — Экзамен сдают ВСЕ скидка на НОВОМ САЙТЕ

Маломерным моторным судном является и

подлежит регистрации в ГИМС МЧС РФ :

— катер (судно со стационарным двигателем);

— моторная лодка (судно с подвесными моторами мощностью более 10 л.с);

— водный мотоцикл ( гидроцикл );

— лодка массой 2 00 кг и выше.

ПОМНИТЕ ! ЗНАЙТЕ ! ПРОВЕРЬТЕ !

— не забыли ли вы взять с собой удостоверение на право управления маломерным судном и судовой билет;
— позаботились ли вы о спасательных средствах для каждого человека в лодке (катере), об исправности мотора и корпуса лодки;
— помните ли вы, что в полную грузоподъемность вашего судна входит не только чистый груз, но и запас топлива с мотором, вес пассажиров с судоводителем и прочее снаряжение;
— не передавайте управление маломерным судном другому лицу без соответствующих на то документов, особенно детям;
— не выходите в плавание в условия ограниченной видимости, если ваше маломерное судно не оборудовано предписанными сигнальными огнями;
— выходить в плавание и перевозить людей в нетрезвом состоянии запрещается.

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ В ПЛАВАНИЕ

Убедитесь в исправности мотора, проверьте, нет ли водотечности в корпусе судна, устранены ли все те замечания, которые были указаны госинспектором по маломерным судам при прохождении технического освидетельствования, и, наконец, в порядке ли документы, которые должны быть постоянно с вами в плавании.

Если Вы всегда будете помнить и выполнять обязанности судоводителя маломерного судна, то моторная лодка, катер, гидроцикл, яхта принесет Вам и вашей семье только хорошее настроение.

Так пусть оно сопутствует Вам во всех коротких и продолжительных путешествиях по голубым дорогам.

NEW! ГИМС МЧС РФ: с 01.01.2007 года талон предупреждений упразднен.

NEW! ГИМС МЧС РФ: Установлены сроки действия удостоверений на право управления маломерными судами.

Приказом ГИМС МЧС России от 19 марта 2007 года №150 установлено, что срок действия удостоверений на право управления маломерными судами, выданных до 1 января 1999 года, истекает 31 декабря 2008 года, а выданных после 1 января 1999 года — через 10 лет с момента их выдачи.

NEW! ГИМС МЧС РФ: с 01.01.2007 года введено в действие Удостоверение на право управления маломерным судном новейшего образца, действительное 10 лет.

NEW! ГИМС МЧС РФ: с 01.07.2009 года Удостоверение на право управления маломерным судном обязательно для маломерных судов с подвесным двигателем более 3,68 квт (5 л.с)

NEW! ГИМС МЧС РФ: с 01.05.2012 года Не подлежат регистрации маломерные суда с подвесными двигателями менее 8 квт (10 л.с)

NEW! ГИМС МЧС РФ: В Удостоверении на право управления маломерным судном более НЕ СТАВИТСЯ штамп на право управления «Морским прогулочным судном» — такая категория маломерного судна УПРАЗДНЕНА .

ГИМС МЧС РФ: введены в действие с 1 января 2017 года распоряжением начальника Управления ГИМС МЧС России НОВЫЕ вопрос ы для аттестации граждан на право управления маломерными судами в зависимости от категории судна и районов плавания.

В ГИМСе зкзамен компьютерный — 9 различных вариантов:

www.gimsinfo.ru

Правила движения на воде маломерных судов 2014

ПРАВИЛО 1
Применение
1.1. Настоящие Правила, издаваемые на основании Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, распространяются на все суда, составы, плоты и другие плавучие средства, независимо от их принадлежности, при плавании на внутренних водных путях РСФСР.
1.2. Местные правила плавания, отражающие особенности отдельных бассейнов и их участков, а также документы, издаваемые министерствами, ведомствами и организациями, в части обеспечения безопасности плавания не должны противоречить настоящим Правилам.

ПРАВИЛО 2
Ответственность
Владельцы судов, судоводители и другие члены экипажа, должностные лица предприятий, организаций, учреждений и отдельные граждане, эксплуатирующие и использующие суда, плоты и другие плавучие средства, несут ответственность за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной практикой судовождения или особыми обстоятельствами данного случая.

ПРАВИЛО 3
Определения
3.1. В настоящих Правилах, когда по тексту не требуется иное толкование, употребляются термины, определение которых дано в пунктах 3.2-3.25.
3.2 «Судно» — плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.
3.3. «Самоходное судно» («судно с механическим двигателем») — любое судно, приводимое в движение механической установкой.
3.4. «Несамоходное судно» — судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения.
3.5. «Скоростное судно»-любое самоходное судно, кроме водоизмещающих, способное развивать скорость 35 км/ч и более.
3.6. «Маломерное судно»-судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно — независимо от размера.
3.7. «Парусное судно» — любое судно под парусом, в том числе имеющее механический двигатель, при условии, что последний не используется.
3.8. «Плот» — плавучее средство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, предназначенное для их транспортировки по воде.
3.9. «Буксируемый состав» — одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавучих средств, буксируемых. на тросе, включая судно (суда), занятое буксировкой.
3.10. «Толкаемый состав»-одно или несколько судов, соединенных между собой, включая судно (суда), занятое толканием.
3.11. «Длина судна», «ширина судна», «осадка судна» и «высота судна» — его наибольшие соответственно длина, ширина, осадка и высота.
3.12. «Судно на ходу»-любое судно, если оно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели.
3.13. «Безопасная скорость»-выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами.
3.14. «Минимальная скорость» — наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных — условиях и обстоятельствах.
3.15. «Расхождение»-маневр прохождения судна относительно другого при встречном движении.
3.16. «Пропуск»-частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной.
3.17. «Оборот» — поворот судна на обратный курс.
3.18. «Судовой ход» -водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте.
3.19. «Кромка судового хода» — условная линия, ограничивающая судовой ход но ширине.
3.20. «Ось судового хода» — условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.
3.21. «Полоса движения» -часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.
3.22. «Основной судовой ход» — судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.
3.23. «Дополнительный судовой ход» — судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т. д. Основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному ходу реки, в которую этот приток впадает; судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, также является дополнительным.
3.24. «Судно, идущее вверх»-судно, осуществляющее движение:
(01) на реках от устья к истоку;
(02) на водохранилищах на основном судовом ходу и на дополнительном, соединяющемся с основным, — от плотины к зоне выклинивания подпора, на других дополнительных — от основного судового хода к берегу;
(03) на каналах и озерах — против условного течения, принятого по местным правилам.
3.25. «Судно, идущее вниз»-судно, осуществляющее движение в направлении, противоположном движению судна, идущего вверх.

ПРАВИЛО 4
Наблюдение
Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение так же, как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию, в которой оно находится (опасность столкновения, удара, навала, посадки на мель и т. д.).

ПРАВИЛО 5
Использование УКВ радиосвязи
5.1. Все суда, оборудованные УКВ радиостанциями, должны использовать их в случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий; для этого УКВ радиостанции должны быть постоянно включены на соответствующем канале при движении, маневрировании и стоянке на якоре.
5.2. Согласование судами взаимных действий по УКВ радиосвязи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи этих сигналов; при этом вызов на УКВ радиосвязь должно, как ПРАВИЛО, произвести судно, которое обязано первым подать сигнал.
5.3. Судно, не получившее ответ на произведенный им вызов по УКВ радиосвязи, должно считать, что на другом судне нет УКВ радиостанции, и действовать с учетом этого обстоятельства.
5.4. Когда суда согласовали свои действия по УКВ радиосвязи, звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами для этих случаев, могут не подаваться.
5.5. Судно при подходе к непросматриваемым или затруднительным нерегулируемым участкам и движении по ним, при ухудшении видимости и плавании в условиях ограниченной видимости должно периодически по УКВ радиосвязи информировать другие суда о своем местонахождении и своих действиях; при этом оно должно также подавать предусмотренные для данных случаев звуковые и световые сигналы.
5.6. Судно с опасным грузом при согласовании по УКВ радиосвязи взаимных действий с другими судами может информировать их о наличии такого груза.
РАЗДЕЛ 2 ДВИЖЕНИЕ, МАНЕВРИРОВАНИЕ И СТОЯНКА СУДОВ

ПРАВИЛО 6
Применение
6.1. Правила настоящего раздела распространяются на все суда, кроме маломерных и парусных, а правила 7, 9, 10 — также и на маломерные и парусные суда.
6.2. В настоящем разделе под термином «судно» понимаются одиночные суда и суда, толкающие или буксирующие составы или плоты (если не оговорено иное).

ПРАВИЛО 7
Безопасная скорость
7.1. Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах.
7.2. При выборе безопасной скорости среди других факторов всем судам необходимо учитывать:
(01) соотношение габаритов пути и судна;
(02) наличие и интенсивность движения судов в данном районе;
(03) маневренные возможности судна, особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость в данных условиях;
(04) направление и силу течения, ветра и волнения;
(05) состояние видимости и наличие фона освещения как от береговых, так и от собственных огней, наличие навигационных знаков.
7.3. Судам, использующим радиолокатор, при выборе безопасной скорости необходимо дополнительно учитывать:
(01) характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;
(02) любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;
(03) влияние на радиолокационное обнаружение состояний водной поверхности, метеорологических факторов, а также других источников помех;
(04) возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавучие объекты, знаки навигационного оборудования, низкие берега и др.;
(05) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;
(06) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.

ПРАВИЛО 8
Общий порядок движения и маневрирования судов
8.1. Суда при движении на водных путях с латеральной системой навигационного оборудования должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов (составов) и водного пути (прил. 1). За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, где судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут плавать суда только по согласованию с органами, регулирующими судоходство, или суда специального назначения.
8.2. Судно на участках с двухсторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено. (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям),-придерживаясь оси судового хода и обеспечивая при этом готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами.
8.3. Судно, буксирующее плот, с учетом существующих условий и обстоятельств может отступить от требований пункта 8.2.
8.4. Суда, составы и плотовые составы при движении в одном направлении, когда они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную для данных условий и обстоятельств дистанцию с учетом своего тормозного пути при данной скорости.
8.5. Судно должно выполнять оборот, как ПРАВИЛО, только за кормой проходящих судов. Такой маневр перед приближающимися судами может быть выполнен только после согласования взаимных действий.
8.6. Судно, идущее от берега, причала и т. д., должно беспрепятственно пропускать суда, следующие по судовому ходу, а судно, идущее с дополнительного судового хода, должно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу; при сближении судов на равнозначных пересекающихся судовых ходах судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу.
8.7. Суда при маневрировании у причалов и на рейдах, как исключение, по согласованию могут осуществлять пропуск друг друга правым бортом; при этом скоростные суда должны находиться в водоизмещающем положении.
8.8. Суда, которым в соответствии с пунктом 8.1 на озерах и водохранилищах разрешено плавание за пределами судового хода, должны при этом руководствоваться соответствующими правилами для участков с кардинальной системой навигационного оборудования (раздел 7).
8.9. Одиночное судно длиной менее 20 м не должно, по возможности, затруднять движение и маневрирование судов и составов, стесненных своими размерами.
8.10. Движение скоростных судов в нево-доизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1, 0 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются плавучие навигационные знаки без огней.
8.11. Скоростные суда при движении не должны следовать в кильватер другим судам.
8.12. Суда и составы при самостоятельном плавании в ледовых условиях должны руководствоваться настоящими Правилами; при ледовой проводке в составе каравана плавание дополнительно регламентируется специальными положениями.
8.13. Запрещается:
(01) движение на внутренних судоходных путях судов, плотов и других плавучих средств самосплавом;
(02) движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев и случаев проведения комплексного обслуживания, но не более чем двум; при этом управлять движением и маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт;
(03) расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных заградительных ворот каналов, канатных переправ (при ширине судового хода менее 200 м), в пролете мостов, а также в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение вверх и вниз осуществляется через один и тот же пролет. Запрещение расхождения и обгона в пределах 500 м выше и ниже моста не относится к мостам, расстояние между которыми 1 км и менее, и не распространяется на скоростные суда и водоизмещающие суда длиной менее 20 м;
(04) обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м;
(05) пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1, 0 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий; при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому.

ПРАВИЛО 9
Предупреждение аварийной ситуации
9.1. Судно в случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т. п.) должно уменьшить ход или прекратить движение до согласования взаимных действий или выяснения ситуации.
9.2. Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, доков, нефтестанций, переправ, водолазных судов и т. д. должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного для них волнения.
9.3. Любые действия, предпринимаемые для предупреждения столкновения, удара, навала, посадки на мель и в других подобных случаях, должны быть уверенными, своевременными и соответствовать хорошей практике судовождения.
9.4. В случаях, когда необходимо показать или согласовать свои действия, суда при нахождении на виду друг у друга должны подавать звуковые сигналы, указанные в пункте 39.1.

ПРАВИЛО 10
Особые обстоятельства
Судно в случае внезапного возникновения аварийной ситуации для избежания непосредственной опасности или уменьшения возможных последствий должно предпринять все меры, диктуемые условиями и обстоятельствами данного случая, даже если эти меры не предусмотрены настоящими Правилами.

ПРАВИЛО 11
Особые случаи буксировки и толкания
11.1. В особых случаях буксировки управлять движением, маневрированием и подачей сигналов должны:
(01) при буксировке или совместной буксировке и толкании несколькими судами — буксировщик (толкач) с наиболее мощными главными двигателями, если заданием на буксировку не определено иное;
(02) при оказании помощи судну (составу), использующему свои машины, в маневрировании или прохождении затруднительных участков (при развороте, подходе, отходе от причала, при заходе в шлюз, при проходе под мостами, через перекаты и в других подобных случаях),- судно, которому оказывается помощь.
11.2 В случаях буксировки и при оказании помощи (пункт 11.1) подавать сигналы должно:
(01) переднее судно-если буксировщики соединены в кильватер;
(02) буксировщик — при совместной буксировке и толкании;
(03) судно, с которого подан буксирный трос, если буксировка осуществляется судами, ошвартованными бортами; при этом у судна, с которого подан буксирный трос, должен быть свободен левый борт;
(04) буксировщик — при оказании помощи самоходному судну.
11.3. При буксировке под бортом (кроме рейдовой) буксируемое судно должно находиться с правой стороны буксирующего.

ПРАВИЛО 12
Расхождение судов
12.1. Настоящее ПРАВИЛО распространяется на водоизмещающие суда и составы, исключая плотовые составы.
12.2. Суда при встречном движении должны расходиться левыми бортами с безопасной для данных условий скоростью. При этом каждое судно должно своевременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.
12.3 В случае, когда по условиям пути или каким-либо другим причинам расхождение затруднено, судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать свое движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте; при этом оно должно заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и осуществить пропуск встречного судна по левому борту.
12.4. В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту, судно, идущее вверх, как исключение, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, и осуществить пропуск встречного судна по правому борту.
12.5. Судно, идущее вниз, при приближении к пропускающему судну должно заблаговременно уменьшить скорость (вплоть до минимальной), уклониться в соответствующую сторону, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до тех пор, пока пропускающее судно не останется позади.
12.6. Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора — при визуальном обнаружении встречного судна, должно подать:
(01) при расхождении (пропуске) по левому борту — отмашку с левого борта;
(02) при пропуске по правому борту — отмашку с правого борта.
12.7. Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки с соответствующего борта.
12.8. Судно на заднем ходу должно пропускать суда, следующие по судовому ходу, со стороны борта, обращенного к его оси, для чего оно первым должно подать три коротких звука и отмашку с соответствующего борта.
12.9. Суда, включая скоростные, при встречном движении поперек судового хода могут расходиться любыми бортами; сторону расхождения определяет судно, идущее от правого берега, и показывает ее заблаговременной подачей отмашки.

ПРАВИЛО 13
Расхождение судов с плотовыми составами.
13.1. Судно, буксирующее плот, первым заблаговременно, а при ограниченном по путевым условиям обзоре — при визуальном обнаружении встречного судна, должно показать отмашкой сторону расхождения или пропуска.
13.2. Встречное судно должно незамедлительно подать отмашку с соответствующего борта и осуществить расхождение или пропуск бортом, указанным плотоводом.

ПРАВИЛО 14
Обгон судов, составов и плотовых составов
14.1. Обгон, как ПРАВИЛО, должен осуществляться по левому борту обгоняемого судна (состава); обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологических или других условий.
14.2. Судно, которое намерено обогнать другое судно (состав), не ближе чем за 0, 5 км до обгоняемого должно подать запрос сигналом из двух продолжительных и двух коротких звуков.
14.3. Обгоняемое судно, получив запрос, при возможности обгона должно незамедлительно подать отмашку с того борта, по которому оно разрешает обгон, уменьшить ход, уклониться в противоположную сторону, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до окончания обгона.
14.4. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, должно подать отмашку с соответствующего борта и производить обгон, держась на безопасном расстоянии от обгоняемого судна до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.
14.5. При невозможности обгона обгоняемое судно должно подать сигнал «Предупреждение». В этом случае производить обгон запрещается впредь до получения разрешения, которое должно быть дано без повторного запроса.

ПРАВИЛО 15
Расхождение и обгон скоростных судов
15 1. Скоростные суда при встречном движении должны расходиться между собой только левыми бортами, при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.
15.2. Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать в водоизмещающем положении до окончания обгона.
15.3. Сторону обгона и расхождения с другими судами, кроме плотоводов, определяет и показывает скоростное судно. При этом, как ПРАВИЛО, расхождение должно осуществляться левыми бортами, а обгон должен производиться по левому борту обгоняемого судна. Встречные и обгоняемые суда должны подтвердить отмашкой указанную сторону и не допускать отклонения от своего пути до окончания расхождения или обгона.
15.4. При расхождении и обгоне скоростные суда между собой и с другими судами должны производить обмен такими же сигналами и на тех же расстояниях, что и водоизмещающие суда (правила 12, 13 и 14), соблюдая безопасный для данных условий интервал между бортами.

ПРАВИЛО 16
Прохождение непросматриваемых и затруднительных участков
16.1. Судно при подходе к непросматриваемому или затруднительному нерегулируемому участку, если встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно уменьшить ход и подать один продолжительный звук. Ночью этот сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленным вверх.
16.2. Судно при движении по такому участку большой протяженности должно через каждые 2-3 мин подавать два продолжительных звука.
16.3. Другие суда, убедившись в занятости участка, должны принять меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска), а если участок с односторонним движением — остановиться и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна месте.
16.4. При одновременном подходе к участку с односторонним движением судно, идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно, идущее вниз.

ПРАВИЛО 17
Прохождение мимо дноуглубительных и дноочистительных снарядов и судов, занятых подводными работами
17.1. Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду на расстоянии не менее 1, 0 км должно подать один продолжительный звук.
17.2. Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода ночью миганием двух круговых (тентовых) огней (если земснаряд отошел к левой кромке — зелеными, к правой — красными), днем — светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.
17.3. Дноочистительный снаряд ночью должен показать сторону прохода миганием одного кругового огня (белого — при работе у левой кромки судового хода, красного — у правой), днем — флагом-отмашкой.
17.4. Судно при получении разрешительного сигнала должно подать отмашку с соответствующего борта и проходить, принимая необходимые меры предосторожности.
17.5. Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными или водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т. д.), осуществляется таким же порядком, как и с дноочистительным снарядом (пункты 17.1, 17.3, 17.4, 17.6, 17.7, 17.8).
17.6. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу судно, идущее вниз, а скоростное судно, независимо от направления движения, проходит в первую очередь.
17.7. При невозможности пропуска дноуглубительный и дноочистительный снаряды должны заблаговременно, но не менее чем за 1, 0 км до приближающегося судна, подать сигнал «Предупреждение».
17.8. Судно, получив сигнал .»Предупреждение», должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.

ПРАВИЛО 18
Прохождение мостов, шлюзов и канатных переправ
18.1. Проход судов под мостами разрешается только через предназначенные для этой цели судоходные пролеты, оборудованные соответствующими навигационными знаками и огнями (прил. 2).
18.2. При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом первым его проходит судно, идущее вниз, или скоростное, независимо от направления движения.
18.3. Во всех пунктах, кроме областных и краевых центров, разводка наплавных мостов и пропуск через них судов и составов должны осуществляться в любое время суток при приближении к ним последних и подаче ими одного продолжительного звука на расстоянии не менее 1, 0 км. В областных и краевых центрах разводка и пропуск осуществляются по специальному расписанию.
18.4. Судно при подходе к шлюзу или канатной переправе на траверзе знака «Внимание», а при его отсутствии не менее чем за 1, 0 км до них должно подать один продолжительный звук.
18.5. Паром канатной переправы должен своевременно освободить судовой ход идущим судам и не начинать движение от берега при их приближении.
18.6. Пропуск судов через шлюзы и наплавные мосты осуществляется владельцами последних с помощью светофорной (семафорной) сигнализации.
18.7. При движении в подходных каналах шлюзов, в процессе шлюзования, при входе в камеру шлюза и выходе из нее, кроме требований настоящих Правил, судно должно выполнять действующие правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы.

ПРАВИЛО 19
Якорная стоянка
19.1. Суда, составы и плоты должны становиться на якорь на специально отведенных рейдах с соблюдением порядка расстановки и стоянки.
19.2. Места для рейдов, порядок расстановки и стоянки на них судов, составов и плотов определяются в установленном порядке и указываются в местных правилах и на навигационных картах.
19.3. Суда, составы и плоты при необходимости стать на якорь в пути следования, а также в пунктах, не имеющих специальных рейдов, должны выбирать место якорной стоянки вблизи кромки судового хода, а где это возможно и безопасно — за кромкой, чтобы не препятствовать движению и маневрированию других судов.
19.4. Якоря, отданные с судов, плотов, дебаркадеров, земснарядов, наплавных мостов и других плавучих средств, не должны создавать опасность для проходящих судов.
19.5. Судам и плотам запрещается:
(01) отдавать якоря, лоты, цепи-волокуши или останавливаться в зонах прокладки подводных кабелей и переходов, водозаборов и т. п., обозначенных на местности (информационными знаками) или на карте, за исключением случаев возникновения для судна угрозы аварии;
(02) стоять на якоре на перекатах, в коленах, узкостях и у берега с прижимным течением, у мостов, гидросооружений, в районе дебаркадеров, на подходе к пассажирским и грузовым причалам, переправам, вблизи навигационных знаков и на других участках пути, где вследствие этого могут быть затруднены движение, маневрирование или ориентировка по плавучим и береговым навигационным знакам других судов.
РАЗДЕЛ 3 ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

ПРАВИЛО 20
Применение
20.1. Правила настоящего раздела распространяются на все суда и составы, за исключением маломерных и парусных, на водных путях с латеральной системой навигационного оборудования при визуальной видимости менее 1,0 км.
20.2. Движение при ограниченной менее 1, 0 км видимости разрешается только судам, оборудованным исправно действующими радиолокатором, компасом и УКВ радиостанцией, за исключением судов с нефте-грузами, имеющими температуру вспышки ниже 60 °С, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами.
20.3. Скоростным судам, оборудованным в соответствии с пунктом 20.2, разрешается движение в водоизмещающем положении только до ближайшего места безопасной стоянки
20.4. При принятии решения о движении, обгоне или расхождении в условиях ограниченной видимости необходимо всесторонне оценить степень опасности и целесообразность таких действий, исходя из предстоящих условий и обстоятельств плавания. Особое внимание следует обращать на фактическую дальность видимости, интенсивность движения, соотношение габаритов судов (составов) и пути, эффективность применения радиолокатора в данном районе.
20.5. На судне в соответствии с Правилом 4, наряду с визуальным и слуховым, должно вестись непрерывное квалифицированное радиолокационное наблюдение; при этом на посту управления судном, кроме рулевого, должны находиться не менее двух лиц командного состава судоводительской специальности (один из которых капитан).
20.6. При ведении переговоров по УКВ радиосвязи необходимо точно установить, что разговор ведется именно с тем судном, с которым необходимо согласовать взаимные действия (путем указания местоположения относительно приметных ориентиров, одновременного измерения взаимных дистанций, пеленгов и т. д.).

ПРАВИЛО 21
Порядок движения
21.1. В условиях ограниченной менее 1, 0 км видимости разрешается:
(01) при ширине судового хода менее 100 м — движение одиночным судам только вверх;
(02) при ширине судового хода 100 м и более, но менее 200 м, одиночным судам — двухстороннее движение, а толкаемым составам — движение только вверх;
(03) при ширине судового хода 200 м и более судам и составам — двухстороннее движение (плотовым составам в этих условиях движение разрешается только по озерам и водохранилищам).
21.2. На каналах, независимо от ширины судового хода, двухстороннее движение одиночных судов и толкаемых составов разрешается только при визуальной видимости обоих берегов по траверзу и не менее двух длин судна (состава) по курсу.
21.3. Проход судов и толкаемых составов под мостами разрешается только при условии, что судоходные пролеты имеют средства навигационного оборудования, позволяющие надежно опознать эти пролеты не менее чем за 0, 5 км и уверенно ориентироваться при подходе к ним (визуально или с помощью технических средств). При этом ширина судоходных пролетов должна быть:
(01) для одиночных судов и однониточных толкаемых составов — не менее 5-кратной ширины судна (состава);
(02) для других толкаемых составов — не менее 3-кратной ширины состава.
21.4. Судно, буксирующее плот по реке, при видимости менее 1, 0 км может продолжить движение только до ближайшего места остановки.
21.5. Суда и составы при движении в одном направлении, в условиях ограниченной менее 1, 0 км видимости, если они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную дистанцию, которая в любом случае должна быть не менее 5-кратного тормозного пути для данной скорости
21.6. Суда, которые прекратили движение или которым плавание не. разрешено, должны отстаиваться по возможности в таких местах, где они не будут создавать затруднений для ориентировки и прохода других судов, продолжающих движение.
21.7. Суда на ходу и стоянке должны подавать звуковые сигналы в соответствии с Правилом 38. В процессе расхождения, пропуска и обгона суда по взаимному согласованию могут периодически включать светоимпульсные (световые) отмашки с соответствующего борта, а при сближении на визуальную видимость могут подавать звуковые сигналы, указанные в пункте 39.1.
21.8. При ограниченной видимости запрещается:
(01) расхождение и обгон на судовом ходу шириной менее 200 м судну (толкаемому составу), если визуальная видимость составляет менее трех длин судна (состава);
(02) швартовка к причалам, подходным палам шлюзов, судам и т. п., если визуальная видимость составляет менее двух длин судна.
21.9. Исходя из конкретных условий местными правилами могут быть установлены участки, на которых движение судов при ограниченной видимости запрещается.

ПРАВИЛО 22
Расхождение (пропуск) судов
22.1. Суда при ограниченной менее 1, 0 км видимости должны заблаговременно по УКВ радиосвязи договориться о наиболее удобном месте расхождения (пропуска) и осуществлять его только левыми бортами следующим образом:
(01) судно, идущее вверх, при подходе к согласованному месту, должно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, остановиться или уменьшить скорость до минимальной и осуществить пропуск встречного судна (состава) по левому борту;
(02) судно, идущее вниз, при подходе к согласованному месту должно заблаговременно уменьшить ход до минимального, уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади;
(03) судно, идущее вверх, должно осуществлять расхождение с плотовым составом по борту, указанному плотоводом.

ПРАВИЛО 23
Обгон судов
23.1. При ограниченной менее 1,0 км видимости разрешается:
(01) одиночному судну обгон других судов и составов при ширине судового хода 100 м и более, с учетом пункта 21.8 (01);
(02) толкаемому (буксируемому) составу обгон плотовых и других составов при ширине судового хода 200 м и более;
(03) обгон судов и составов только со стороны левого борта обгоняемых; обгон плотовых составов — по указанию плотовода.
23.2. Судно, догоняющее другое судно, при видимости менее 1, 0 км должно по УКВ радиосвязи получить разрешение на обгон, согласовать место обгона и взаимные меры предосторожности.
23.3. Обгоняемое судно при видимости менее 1, 0 км, разрешив обгон, должно уменьшить скорость до минимальной, уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до окончания обгона.
23.4. Обгоняющее судно при видимости менее 1, 0 км, получив разрешение на обгон, должно с осторожностью обходить обгоняемое судно, держась на безопасном расстоянии от него до тех пор, пока оно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.
РАЗДЕЛ 4 ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ И ПЛОТОВ

ПРАВИЛО 24
Применение
24.1. Правила, относящиеся к огням (прил. 3), должны соблюдаться от захода до восхода Солнца (ночью), а также в условиях ограниченной видимости; при этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами или ухудшить их видимость, или служить помехой для наблюдения.
24.2. Правила, относящиеся к знакам (см. прил. 3), должны соблюдаться от восхода до захода Солнца (днем).
24.3. Суда, стоящие на ремонте или холодном отстое на акваториях ремонтных предприятий или отстойных пунктов, находящихся за пределами судового хода, если они не создают препятствий для других движущихся судов, предписанные огни и знаки могут не нести.
24.4. Маломерные и парусные суда несут огни и знаки (см. прил. 3) в соответствии с Правилом 44.

ПРАВИЛО 25
Определения
25.1. «Топовый огонь»-белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22, 5° позади траверза каждого борта.
25.2. «Бортовые огни» — зеленый огонь на правом борту и красный на левом; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112, 5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22, 5° позади траверза соответствующего борта.
25.3. «Кормовой огонь» — белый огонь, расположенный в кормовой части судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67, 5° в сторону каждого борта.
25.4. «Буксировочный огонь» — желтый огонь с дугой освещения в 135° от направления прямо по корме до 67, 5° в сторону каждого борта, расположенный в диаметральной плоскости судна.
25.5. «Круговой огонь» — огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.
25.6. «Проблесковый огонь» — огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени.
25.7. «Светоимпульсная (световая) отмашка» — белый проблесковый огонь с дугой освещения в 112, 5° от траверза судна к носу (с перекрытием диаметральной плоскости на 22, 5°) и 112, 5° от траверза судна к корме (с перекрытием диаметральной плоскости на 22, 5°). Могут применяться светоимпульсные (световые) отмашки, одинаковые по цвету с соответствующими бортовыми сигналами. Светоимпульсная отмашка применяется как ночью, так и днем. При ее отсутствии отмашка должна подаваться днем флагом-отмашкой, ночью — световой отмашкой.

ПРАВИЛО 26
Дальность видимости огней
Огни, предписанные настоящими Правилами, должны быть видимыми на расстояниях, не менее указанных в таблице

www.fishing.kiev.ua

Еще по теме:

  • Профессии пенсия раньше льготно Досрочная пенсия - список профессий Многие люди, особенно работающие в тяжелых условиях труда, задумываются о более раннем прекращении трудовой деятельности. Такой шаг позволит сохранить здоровье, которое находится под угрозой. Особенно люди […]
  • Никого некого правило VII. Правописание не и ни § 88. Не пишется слитно: 1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостаёт (в значении […]
  • Журнал учета правил дорожного движения Журнал учета нарушений правил дорожного движения водителями Правительство Российской Федерации на законодательном уровне обязало всех юридических лиц - владельцев транспортных средств производить учет нарушений правил дорожного движения водителями […]
  • Официальный сайт поворинского районного суда Поворинский районный суд Воронежской области 14 мая 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании на территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний Центрально-Черноземной области с центром в г. […]
  • Возврат залога в автосалоне Возврат предоплаты за автомобиль Предоплата – частая практика в автосалонах. Если сделка невозможна в конкретный день, автосалоны предлагают вариант внесения залога или предоплаты. Делается это для того, чтобы покупатель не передумал в дальнейшем […]
  • Если ребенок инвалид транспортный налог Платят ли инвалиды транспортный налог? Какие льготы? Льготы для граждан, имеющих инвалидность, предусмотрены в самых разных сферах жизни человека. Многие автолюбители, у которых есть в собственности личный автомобиль, задаются вопросом, […]