Движение во дворах и жилых зонах

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки: «В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в разделе 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.

В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.

Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не может наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону. Ни объехать, ни проехать. Подобные беспричинные действия и являются необоснованными помехами.

Проезд пересечений во дворах

Порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Если знаки приоритета отсутствуют, то пересекаемые дороги считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.

Реальность такова, что многие водители по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.

Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Встречный разъезд во дворе

Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.

Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.

Остановка и стоянка во дворе

Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).

Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест. Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Выезд из двора (жилой зоны)

Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

avtonauka.ru

Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Знак жилая зона

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Приоритет пешеходов

В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.

Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.

При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч. (Пункт 10.2 ПДД)

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.

pddgarazh.ru

Движение в жилых зонах

п. 17.1 — понятие «жилая зона»;
п. 17.2 — действия, запрещённые водителям ТС в жилой зоне;
п. 17.3 — порядок выезда из жилой зоны;
п. 17.4 — порядок движения на дворовых территориях.

Жилая зона – это территория, въезды и выезды на которую обозначены дорожными знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» и на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. К жилым зонам также приравниваются дворы.

В Правилах термину «Жилая зона» придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских «спальных» районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

Среди водителей бытует мнение, что правила передвижения в жилых зонах действуют только тогда, когда на въезде в такую зону стоит соответствующий знак – схематичное изображение дома и людей на синем фоне (пункты 5.21 и 5.22 ПДД). На самом деле правила соблюдать необходимо во всех внутриквартальных проездах и дворах. Проще всего отличить жилую зону от маленькой улицы или переулка по топонимике – у внутренних проездов не бывает официальных названий.

В жилой зоне скорость движения ограничена 20 км/ч (п.10.2), а приоритет остается за пешеходами, которым разрешено двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Впрочем, правила запрещают пешеходам намеренно создавать помехи для движения транспорта. Таким образом, если вдоль дороги идет тротуар, двигаться пешеходу следует именно по нему.

Кроме того, во дворах запрещено сквозное движение (хотя автомобилисты любят объезжать по дворам пробки), учебная езда и стоянка с работающим двигателем (более 5 минут). Впрочем, в холодное время водителям негласно разрешено отступать от требования по поводу стоянки, если необходимо прогреть двигатель и очистить авто от снега. Ну а водители большегрузных автомобилей со снаряженной массой более 3,5 тонны и вовсе не имеют права ставить свои транспортные средства во дворах и жилых зонах.

В новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф за нарушение правил движения в жилых зонах увеличен в пять раз — со 100 до 500 рублей (ст. 12.28). И это неудивительно: ведь особенностью жилой зоны является не только то, что пешеходы имеют в ней преимущество, а также, например, то, что в любой момент из-за угла на проезжую часть могут выскочить дети. Поэтому при движении в жилых зонах следует соблюдать предельную осторожность.

www.argo-avto.ru

ДТП — какие правила действуют при движении во дворе?

Во дворе попал в ДТП. В протоколе с места происшествия я признан потерпевшим (у второго водителя помеха справа). Но в комиссии по разбору мне заявили, что они предполагают движение моего автомобиля по встречной полосе. Во дворе, где ширина проезжей части (исключая припаркованные авто) около 4,5 м., знаков нет, разметки тоже!

На чем основывать свою защиту? на какие статьи можно ссылаться?

Ответ юриста:

Чтобы Вам правильно выстроить позицию для защиты своих прав, необходимо разобраться в понятиях ПДД (п. 1.1). Как Вами указано ДТП произошло во дворе. Двор, согласно Правилам, — прилегающая территория к дороге. Соответственно нельзя понятие «прилегающая дорога» отнести к понятию «дорога», первое является отдельной сущностью прилегающей к последнему. Однако движение во дворах однозначно осуществляется по дороге, но по какой. Учитывая Ваши пояснения, что во дворе нет никаких знаков и разметки, то такую дорогу никак нельзя совместить с основным понятием «дорога». Следует признать, что движение осуществляется по дороге прилегающей территории.

Движение ТС на прилегающей территории осуществляется по правилам ПДД (п. 1.1). То, какими правилами должны были руководствоваться Вы, зависит от части дороги прилегающей территории, где произошло ДТП.

  1. Так, если дорога прилегающей территории имеет пересечение с дорогой такой же территории, и не имеет знаков, обозначающих их, то действует правило равнозначных дорог и подлежит применению п. 8.9 ПДД (помеха справа).
  2. При выезде со двора необходимо уступить дорогу всем участникам движения, а при въезде — пешеходам и велосипедистам (п. 8.3, 17.3,17.4 ПДД).
  3. Если же ДТП произошло на участке дороги, где одна из полос движения занята стоящими авто, и для проезда ТС в обоих направлениях, остается лишь одна полоса, то следует руководствоваться п. 11.7 Правил. Уступит дорогу тот, кто имеет на своей стороне препятствие, второй же водитель будет иметь преимущество в движении.

Если же движение уже начато, и такая помеха возникла у водителей в обоих направлениях. Конечно же, в таком случае нельзя говорить однозначно о такой обязанности. Водители могут договориться, и маневр по освобождению дороги может совершить тот водитель, которому это будет сделать безопаснее. Ситуация не регулируется нормами закона.

Возможно, из перечисленных мной вариантов, Вы найдете тот, который поможет разобраться в вашей ситуации. В любом случае за Вами право на обжалование решения, принятого комиссией, в орган его вынесший, или через суд.

Некоторые другие отвеченные вопросы из раздела «Дорожно-транспортные происшествия»:

Произошло ДТП с большегрузными машинами вследствие колеи на дороге. Нашу машину выкинуло на полосу встречного движения, вследствие чего произошло столкновение лоб в лоб.

Сбили маму. Виновник отвёз её в больницу, данных по поводу аварии узнать не можем, так как инспектор будет только через день.

Перед перекрестком, подъезжая к светофору, остановился на красный сигнал. Загорелся зелёный, я поехал. Услышав звук тормозов, я остановился.

Я ехал по трассе. Сработала подушка безопасности, вследствие чего я съехал с дороги . сказали что подушка сработала после того как я съехал с трассы, а не до того.

Три года назад попал в аварию на своем автомобиле, при этом пострадал пассажир (тяжкие телесные повреждения), но он готов написать «мировую».

Во дворе попал в ДТП. В протоколе с места происшествия я признан потерпевшим. Но в комиссии по разбору мне заявили, что они предполагают движение моего автомобиля по встречной полосе.

Произошёл непреднамеренный наезд на пешехода в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Человека не было видно из-за остановившегося троллейбуса.

Я признан виновником ДТП. Пришло извещение о проведении независимой экспертизы. Обязательно ли мне присутствовать на независимом осмотре автомобиля?

Я ехал по жилой зоне. Второй участник аварии отъезжал от подъезда справа, двигался задним ходом и совершил столкновение с моим автомобилем.

Я совершил наезд на пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Установлена вина пешехода.

Я зацепил легковой автомобиль, но не заметил этого. Уехал. На нем остались повреждения. Кто будет выплачивать ущерб — я или страховая?

Я попал в аварию по чужой вине. Горе-водитель с места столкновения сбежал, но я запомнил марку и номер его автомобиля. Оповестил звонком сотрудников ДПС.

Стоял на светофоре (горел красный свет). В зад моего автомобиля въехала машина, за рулем которой был пьяный военнослужащий на личном транспорте.

Я выехал со двора, а через 3 часа мне звонит инспектор ГИБДД и говорит о том, что я повредил бампер припаркованному в этом же дворе автомобилю и скрылся с места ДТП.

При въезде во двор повредила чужую машину. С места аварии отъехала, припарковала свою машину и вызвала ГИБДД.

Я ехал по своей стороне и мне навстречу, по моей же полосе, ехал автомобиль, который при приближении прижался вправо. Поравнявшись с ним, мне навстречу «вылетел» другой автомобиль.

Я притормозил, включил левый указатель поворота и начал выполнять поворот налево. При выполнении маневра меня обгоняет другой автомобиль и задевает переднее левое крыло.

В меня врезался пьяный водитель. В отношении этого самого водителя возбудили уголовное дело, я — свидетель. Как мне подать иск о возмещении материального вреда?

Стоящую во дворе машину повредил грузовик, скрывшийся с места происшествия. Свидетели есть, номер записан. ГИБДД бездействует.

Я виновен в ДТП. Потерпевший предложил решить вопрос на месте, не дожидаясь ГИБДД. Я не отказался, но у меня и моей подруги не оказалось с собой таких денег.

На дорогу упал пьяный мужчина, я его не заметил и сбил (летальный исход). Все оформили и дело у следователя, но они ничего не говорят.

Произошло ДТП с участием 6 автомобилей. Я в этом «паровозике» шестой, то есть последний.

Муж перебрал, захотел сесть за руль. Я возражала, ведь прав у него нет, лишен. Он все равно сел. Нас занесло, мы ударили дорогую иномарку.

Попал в аварию. Впереди идущий автомобиль внезапно применил экстренное торможение, без видимых на то причин. Я в него врезался.

www.juristkons.ru

17. Движение в жилых зонах

ПДД 2018 с комментариями онлайн

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

Скорость движения ТС пределах жилой зоны ограничено 20км/ч, а водители ТС в любых случаях обязаны уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части в том числе и вне пешеходных переходов.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т обозначаются знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» с дополнительной табличкой 8.4.1 и (или) дорожной разметкой.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Жилая зона относится к прилегающей территории. Поэтому, выезжая из жилой зоны, водитель обязан пропустить и пешеходов, и другие ТС независимо от направления их движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Дворовая территория (определение) – это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. В отличии от жилой зоны, дворовые территории не обозначаются дорожным знаком 5.21 и не имеют сети улиц местного значения и проездов. Но все ограничения на движение ТС действуют и на этих территориях.

Официального определения термину «Дворовая территория» в ПДД нет. Но дворы (жилая зона, не обозначенная знаком 5.21) относятся к прилегающей территории, на которой действуют настоящие Правила.

Более подробный комментарий к разделу 17 дан в одноименной статье Движение во дворах и жилых зонах.

avtonauka.ru

Еще по теме:

  • Пособие при рождении ребенка отменили Губернаторская выплата при рождении ребенка 2018 Всем будущим родителям, ожидающим рождение ребенка, конечно же, известно о материнском капитале, а также о единовременном пособии при рождении ребенка. Но не все из них знают о том, что существуют […]
  • Жалобы вкладчиков Прокуратура проверяет жалобы вкладчиков Тимер банка на перевод денег в «дочку» Татфондбанка Прокуратура Татарстана проводит проверку по жалобам вкладчиков Тимер банка, касающимся возможного перевода средств в доверительное управление «дочки» […]
  • Продажа квартиры собственность менее 3-х лет Разъяснения Расчет налога при продаже квартиры полученной до 1 января 2016 года. Налог с продажи квартиры: подробный порядок расчета налога при продаже квартиры, применение вычетов или уменьшение дохода на расходы, примеры расчета налога в разных […]
  • Правила проживания в коттеджном поселке Правила проживания в коттеджном поселке Информация Внутренние правила проживания в коттеджном поселке «Мечта» Настоящие Внутренние правила (далее по тексту "Правила") являются официальным внутренним документом коттеджного поселка «Мечта» […]
  • Разрешение на малые архитектурные формы Малые архитектурные формы Компания «Олимпия» осуществляет не только малоэтажное строительство, реконструкцию зданий и ремонт офисов, но и проектирование и возведение малых архитектурных форм любых типов. В процессе реализации проектов мы применяем […]
  • Рендж ровер какой налог Отзыв Land Rover Range Rover Sport Supercharged 5.0 4WD (2012 г.) Мифы, легенды и рендж ровер спорт. Машина была куплена в начале 2012 года, почти в максимальной комплектации с 5 литровым движком (510 хомячков под капотом). Муки выбора Выбор был […]