Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа

Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года был утвержден Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемыми в этих делах процедурами банкротства (далее – Обзор). Первый раздел Обзора посвящен возбуждению дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа. Вопрос является актуальным, так как на практике часто возникает ситуация, когда задолженность по обязательным платежам, послужившая основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), на момент обращения в суд частично погашена.

Анализируя практику, Верховный Суд пришел к выводу, что если заявление уполномоченного органа на момент обращения в суд отвечало требованиям, предъявляемым к таким заявлениям абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и п. 2 Положений о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (далее – Положение о порядке предъявления требований) в случае частичной оплаты должником задолженности, указанной в заявлении, к моменту судебного заседания, суд выносит определение о признании такого заявления обоснованным, если было принято решение уполномоченным органом о взыскании оставшейся части задолженности. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве просрочка исполнения обязательства к моменту проведения судебного заседания не может быть менее трех месяцев, при этом истечения 30 дней с даты принятия решения уполномоченного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств, иного имущества должника или с даты вступления в законную силу решения суда ждать не требуется.

ВС РФ в Обзоре уделил внимание вопросу финансовых требований, связанных с исполнением обязательств по федеральным государственным контрактам, в случаях, когда федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения по субъектам Российской Федерации) являются заказчиками.

Верховный Суд указывает, что в процессе заключения государственных контрактов на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных нужд заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Таким образом, все требования, вытекающие из этих правоотношений, относятся к требованиям государства, следовательно, согласно п. 2 Положений о порядке предъявления требований органом, уполномоченным на представление интересов РФ, в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в случае требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС).

Согласно п. 8 Положений о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти должны уведомить ФНС об имеющейся задолженности по финансовым обязательствам, а также представить все документы и информацию, необходимые для обращения в судебные органы с заявлением о признании должника банкротом.

ВС РФ отмечает, что если заявление по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суду необходимо известить ФНС о времени и месте судебного заседания. Если поданное заявление не было одобрено ФНС, то в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 148 АПК РФ соответствующее заявление подлежит оставлению судом без рассмотрения.

Верховным Судом рассмотрен вопрос несоблюдения срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом, установленного в 90 дней (п. 2 Положения о порядке предъявления требований). По мнению ВС РФ, нарушение указанного срока не оказывает влияния на возможность признания заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. Однако заявление о признании должника банкротом не может быть признано обоснованным в случае утраты возможности принудительного исполнения требований, указанных в заявлении, на дату обращения в суд.

Суд указывает на то, что в законодательстве отсутствуют последствия пропуска этого срока, нет сведений о том, что он является пресекательным.

Таким образом, ФНС может подать заявление в суд о признании банкротом должника – юридического лица и по истечении 90 дней, при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей (п. 3 ст. 6, п. 6 ст. 41 Закона о банкротстве).

Верховный Суд отметил, что в данной ситуации судам необходимо давать оценку доводам должника относительно того, какие установленные законом меры по взысканию налоговой задолженности и в какие сроки принимались налоговым органом по его требованиям.

Также в Обзоре ВС РФ указал на то, что уполномоченный орган правомочен обратиться в суд с инициативой возбуждения процедуры банкротства в отношении лица, которое не перечислило удержанный при выплате пособий и (или) заработной платы налог на доходы физических лиц в бюджет. Вопрос возник после вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст.7, п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве, правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяется сам должник, его кредиторы, уполномоченный орган, а также работники (бывшие работники) должника, у которых имеются требования по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда.

www.eg-online.ru

Основание возбуждения дела о банкротстве

Дело о банкротстве возбуждается на основании заявления о признании должника банкротом.

В соответствии со ст. 32 Закона о банкротстве основанием возбуждения производства по делу о банкротстве является заявление о признании должника банкротом, поданое лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением. К указанным лицам относятся: должник, кредитор, прокурор (ст. 6 Закона о банкротстве), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, налоговый или иной уполномоченный орган.

Заявление о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей может быть подано в арбитражный суд налоговым и иным уполномоченным органом, в том числе Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации. Обращает на себя внимание специальный режим инициирования дел о банкротстве, установленный для названных органов Постановлением Правительства № 476 — через Коллегии уполномоченных государственных представителей при ФСДН России.

Должник — юридическое лицо обращается в арбитражный суд с заявлением должника о признании должника банкротом на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника-унитарного предприятия.

Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Заявление должника может быть подано должником в арбитражный суд при наличии имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов (если иное не предусмотрено Федеральным законом).

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что заявление должника может быть подписано лишь его руководителем или замещающим его лицом в отсутствии руководителя (передача права подписи представителю не допускается).

Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

В заявлении должника (см., в частности, п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве) должны быть указаны:

• полное наименование должника и его юридический адрес;

• наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

• сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

• сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;

• размер задолженности по обязательным платежам;

• обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

• сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;

• сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

• номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;

• сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

• перечень прилагаемых документов.

В заявлении должника указываются и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться имеющиеся у должника ходатайства (о представлении кредиторами необходимых документов, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы).

Отсутствие в заявлении приведенных сведений является основанием для возвращения заявления должнику арбитражным судом в соответствии со статьей 43 Закона о банкротстве.

К заявлению должника прилагаются:

Во-первых, документы, предусмотренные статьей 104 АПК:

• документ, свидетельствующий об уплате госпошлины;

• документ, подтверждающий направление копий заявления должника;

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается должник.

Во-вторых, документы, указанные в Законе о банкротстве:

• документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

• список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя;

• бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;

• решение собственника имущества должника-унитарного предприятия или учредителей (участников) должника-юридического лица об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом указанное обращение является обязательным;

• протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;

• документы, подтверждающие наличие задолженности и неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

• документы, подтверждающие иные обстоятельства, на которых основывается заявление;

• список кредиторов и должников с почтовыми адресами и с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей;

• решение органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о ликвидации — об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, а также выписка из учредительного документа, подтверждающая полномочия указанного органа на принятие названного решения.

Требования к заявлению кредитора содержатся в пункте 2 статьи 35 Закона о банкротстве.

В заявлении кредитора должны быть указаны:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;

• наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его почтовый адрес;

• наименование (фамилия, имя, отчество) кредитора и его почтовый адрес;

• размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);

• обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;

• доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;

• доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора;

• перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

В заявлении кредитора указываются и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться имеющиеся у кредитора ходатайства.

При подготовке заявления кредиторы руководствуются только этой статьей, не применяя соответствующих статей АПК.

Заявление должника может быть подписано лишь его руководителем или замещающим его лицом в отсутствие руководителя (передача права подписи представителю не допускается). В отличие от заявления должника, заявление кредитора юридического лица подписывается его руководителем или представителем, а заявление кредитора-гражданина — этим гражданином или его представителем.

Доверенность представителя должна быть оформлена в соответствии со статьей 50 АПК (полномочия на ведение дела в арбитражном суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования судебного акта арбитражного суда, подписания заявления о принесении протеста, требования принудительного исполнения судебного акта, получения присужденных имущества или денег. Полномочия представителя на совершение каждого из указанных в рассматриваемой статье действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым). Исходя из статьи 36 Закона о банкротстве кредиторы вправе объединить свои требования и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Это особенно важно, когда один кредитор не может подать заявление, так как сумма не дотягивает до необходимой минимальной (500 МРОТ в отношении юридических лиц), а совместные требования составляют эту сумму. К заявлению кредитора, помимо предусмотренных статьей 104 АПК документов, прилагаются:

• обязательства должника перед кредитором (наличие и размер задолженности по этим обязательствам);

• иные обязательства, на которых основывается заявление кредитора;

• доверенность (если заявление подписано представителем);

• документы, подтверждающие обоснованность требований кредитора по праву и размеру (решение судов, исполнительные документы либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора.

При наличии указанных документов требования кредитора считаются обоснованными и оспариванию не подлежат). Обязательства должника перед кредитором могут быть подтверждены, например, заключенным между ними договором. В этом случае к заявлению прилагаются договор, данные о невыполнении его должником, расчет требований кредитора по каждому из невыполненных должником обязательств.

Следует иметь в виду, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования исходя из ст. 124 ГК РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. От их имени выступают органы государственной власти либо органы местного самоуправления (в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов), которые также вправе подавать в суд заявление о признании должника банкротом. С учетом положений статей 2 и 4 Закона о банкротстве РФ субъекты РФ и муниципальные образования вправе обратиться в суд в качестве кредитора с заявлением о признании должника банкротом только по требованиям, вытекающим из денежных обязательств должника.

Заявление о признании должника банкротом может быть предъявлено также налоговым или иным уполномоченным органом. Подобного рода заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора. Помимо этого, к заявлению должны быть приложены документы, доказывающие принятие мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном порядке (например, платежное требование на списание недоимки с юридического лица). С заявлением о признании должника банкротом может обратиться прокурор:

• когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;

• когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;

• в интересах кредитора по денежным обязательствам — РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника.

К этому заявлению будут предъявляться требования, аналогичные требованиям к заявлению кредитора, если иное не вытекает из существа правоотношений или не предусмотрено законом. Так, если имеются признаки преднамеренного банкротства, в заявлении приводятся сведения об указаниях или действиях должника (либо иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания), которые повлекли его банкротство.

Ниже приводится общая форма заявления о признании организации банкротом.

Арбитражный суд ___________________________
(наименование судебного органа)
Копия:
наименование организации
___________________________________________
почтовый адрес _____________________________

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 4
Закона РФ «О государственной пошлине»
сумма пошлины равна 10-кратному
размеру минимальной оплаты труда

Заявление
о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве)

обязалась уплачивать за предоставленные кредитные, ресурсы проценты в размере _________________ годовых, при нарушении сроков возврата _________________ процентов.

В соответствии с договором кредит и проценты по нему должны были быть возвращены ____________________.

Организация не исполнила свои договорные обязательства полностью и не погасила оставшуюся задолженность по кредитному договору от _______________________.

Общая сумма задолженности на _____________________________

(указать момент подачи искового заявления)

составляет _______________ руб.

В связи с неисполнением требований федеральных законов, неудовлетворительным финансовым положением, неисполнением обязательств перед кредиторами, несоблюдением нормативов, нарушением правил ведения бухгалтерского учета, порядка и сроков представления отчетности, несоблюдением норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России ______________________________________

извещение от __________ в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с требованием в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства по кредитному договору от __________________________ ____________________________________________.

До настоящего времени _______________________________________

не исполнила требования, указанные в извещении от _________ ______________.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 1, 3, 4, 6, 11 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

просит арбитражный суд _________________________________________ возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) организации __________________________

1. Копия кредитного договора от ____________________.

2. Копия извещения от _______________________.

4. Уведомление о вручении почтового отправления.

5. Копия почтовых квитанций о направлении организации _________________ копии заявления в арбитражный суд.

7. Иные документы в соответствии со ст. 104 АПК РФ.

Подпись должностного лица _________________

Необходимо отметить, что прежде чем направлять заявление в суд предприятие должно осуществить определённые досудебные процедуры, которые находят закрепление в прилагаемых документах.

1fin.ru

3. Возбуждение дела о несостоятельности

Если для возбуждения дела по спору достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК РФ, исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материально — и процессуально-правовых условий.

— наличие субъекта банкротства, т.е. лица, которое в соответствии с законодательством может быть объявлено банкротом (иными словами — обладающего конкурсоспособностью). К таким лицам относятся юридические лица, за исключением казенных предприятий, религиозных и политических организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (до вступления в силу соответствующего федерального закона граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в силу п. 2 ст. 231 Закона, конкурсоспособностью не обладают). Не может быть возбуждено дело о банкротстве таких участников гражданских отношений, как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, поскольку закон не наделил их конкурсоспособностью. В то же время банкротом может быть объявлен такой особый участник правоотношений, как крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее, в соответствии с ГК, правами юридического лица;

— наличие у должника признаков банкротства. К числу признаков закон относит наличие у должника долга по неисполненным в течение 3 месяцев денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей, минимальный размер которого должен в совокупности составлять: для юридических лиц — не менее 100000 рублей, для граждан — не менее 10000 рублей (ст. 3, 6, п. 2 ст. 33 Закона).

При отсутствии хотя бы одного из названных материально-правовых условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 43 Закона).

Процессуально-правовые условия. Процессуально-правовые условия включают:

— направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом. Круг лиц, которые могут обратиться с заявлением, Законом ограничен. В соответствии со ст. 7 Закона правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают только: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 4 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства. Не являются конкурсными кредиторами граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ).

Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых, кредиторов право на участие в деле о банкротстве и, соответственно, на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, которые, также условно, могут быть названы административно-правовыми кредиторами. Таких лиц Закон называет уполномоченными органами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» ими являются органы Федеральной налоговой службы. При банкротстве кредитных организаций уполномоченным органом выступает Центральный банк РФ. В любом случае правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает сам должник, т.е. лицо, обладающее конкурсоспособностью и имеющее признаки банкротства;

— соблюдение определенного порядка получения долга, что можно уподобить досудебному урегулированию спора, существующему в исковом производстве в некоторых случаях.

Так, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган по денежным обязательствам прежде чем обращаться с заявлением о признании должника банкротом, должен попытаться взыскать долг в порядке искового и исполнительного производства (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7, ст. 39, 40 Закона). Отсутствие доказательств обращения с иском и возбуждения исполнительного производства является основанием для возвращения арбитражным судом заявления. До обращения уполномоченного органа с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей органы исполнительной власти, наделенные правом взыскания обязательных платежей и сборов (налоговые и таможенные органы), обязаны принять решение о взыскании недоимки за счет имущества должника. Отсутствие такого решения также является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.

Обращение с заявлением. Лицо, имеющее право на подачу заявления о признании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии с требованиями, установленными АПК РФ и Законом. При этом требования к содержанию заявления предъявляются Законом более жесткие, чем требования АПК РФ к исковому заявлению. Заявление должника должно содержать все те данные, которые перечислены в ст. 37 Закона. К нему, помимо документов, предусмотренных АПК РФ (доказательств направления с уведомлением о вручении копии заявления конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника — унитарного предприятия, совету директоров и иным лицам и доказательств уплаты государственной пошлины), должны быть в обязательном порядке приложены документы, перечисленные в ст. 38 Закона.

Принятие заявления. Процесс принятия заявления о признании должника банкротом в основном аналогичен порядку, установленному АПК РФ. Здесь можно выделить 2 особенности:

— если заявление подано с нарушением установленных требований, арбитражный суд выносит определение о его оставлении без движения (п. 1 ст. 44 Закона). В случае если арбитражный суд вынес определение об оставлении заявления без движения, а должник не устранил нарушения в указанный срок, суд выносит определение о возвращении заявления. В ст. 43 Закона перечислены 2 основания, при которых арбитражный судья отказывает в принятии заявления: 1) нарушение условия подведомственности и подсудности дел о банкротстве (ст. 33 Закона); 2) подача заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.

Введение нормы о возможности отказа в признании заявления внешне находится в противоречии с АПК РФ (нормами АПК РФ отказ в принятии даже заведомо неподведомственного арбитражному суду спора не предусмотрен, вопрос о подведомственности спора решается в судебном заседании, например предварительном, предоставляющем возможность сторонам высказать свою точку зрения), тем не менее это обстоятельство объяснимо. Возбуждение судом дела о банкротстве всегда создает для должника некоторые проблемы как имущественные, так и личностные: подрывает его деловую репутацию, может повлечь разрыв хозяйственных связей, увольнение работников, лишить инвестиций и т.п. Возможность отказа в принятии неподведомственного суду дела о банкротстве направлена на предотвращение злоупотреблений, которые могут допускаться недобросовестными участниками экономических отношений*(187);

— принятием заявления, поданного конкурсным кредитором или уполномоченным органом, производство по делу о банкротстве автоматически не возбуждается, как это предусмотрено ч. 3 ст. 127 АПК РФ в отношении исков. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.

В соответствии со ст. 42, 48 Закона после принятия заявления, поступившего от конкурсного кредитора или уполномоченного органа, судья назначает заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, извещая о времени и месте заседания заявителя, должника, заявленную саморегулируемую организацию. Судебное заседание проводится не менее чем через 15 и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления.

Поскольку конкурсный кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом только после предъявления иска о взыскании долга и возбуждения исполнительного производства, обоснованность его требований проверяется путем установления, вступило ли решение в законную силу и исполнено оно или нет. Заявление уполномоченного органа по обязательным платежам подлежит проверке по существу, если должник отрицает наличие недоимки.

По результатам заседания суд выносит следующие определения:

1) о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения (т.е. о возбуждении дела),

2) об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (об оставлении заявления без рассмотрения),

3) об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения.

Обеспечительные меры. По терминологии законодательства о банкротстве эти меры называются мерами по обеспечению заявленных требований кредиторов, поскольку последние являются основными участниками дела о банкротстве, чьи права и интересы должны быть защищены в ходе рассмотрения дела.

Основной функцией таких мер является обеспечение сохранности имущества должника, поскольку именно за счет реализации имущества производятся расчеты с кредиторами. Принятие мер по обеспечению заявленных требований кредиторов производится арбитражным судом в порядке, установленном АПК РФ. В качестве обеспечительных мер обычно применяются арест имущества, запрет на отчуждение имущества и совершение других сделок.

Обеспечительные меры действуют до даты вынесения судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу (п. 3 ст. 46 Закона). В то же время в ходе наблюдения, введение которого значительно ограничивает дееспособность должника, в том числе в части распоряжения имуществом, арбитражным судом могут быть приняты и дополнительные обеспечительные меры, такие как запрет должнику совершать без согласия временного управляющего любых сделок (п. 2 ст. 46 Закона).

Хотя в Законе прямо не указано на возможность принятия предварительных обеспечительных мер, их принятие возможно в порядке и на условиях, установленных ст. 99 АПК РФ.

lawbook.online

Результаты процедуры наблюдения ИП Славинского .

Результаты процедуры наблюдения ИП Славинского .

Конкурсное производство ИП Славинского П.А. .

Конкурсное производство ИП Славинского П.А. Арбитражный .

Собрание кредиторов ООО «СИЛУЭТ»

Собрание кредиторов ООО «СИЛУЭТ» Арбитражный .

Собрание кредиторов ИП Иванченко В.М.

Собрание кредиторов ИП Иванченко В.М. Арбитражный .

Банкротство предприятия

Банкротство предприятия Процедуры банкротства: Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное .

Банкротство физических лиц

Банкротство физических лиц — процедура, позволяющая законно освободиться от долгов более 500 000 рублей в суде.

Законодательство о банкротстве

Законодательство о банкротстве Законы о банкротстве (несостоятельности): Федеральный закон «О несостоятельности .

Банкротство

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство — это единственная законная процедура по ликвидации юридических лиц и ИП с долгами, а также по списанию безнадежной задолженности физического лица.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом. Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, банкротом не могут быть признаны: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Банкротство юридических лиц:

Признаки банкротства юридических лиц: Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к юридическому лицу превышают 300 000 рублей.

Для отдельных категорий должников — юридических лиц законом установлены иные признаки, например, при признании банкротом отсутствующего должника или при банкротстве стратегической организации или естественной монополии.

Основания для возбуждения дела о банкротстве: Основанием для возбуждения дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом, поданное в арбитражный суд с соблюдением всех норм, предусмотренных Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, при наличии соответствующих оснований. Такое заявление может быть подано:

  1. Конкурсным кредитором — при условии наличия вступившего в силу решения суда. При этом для подачи заявления о банкротстве должника кредитной организацией (банком) не требуется судебный акт;
  2. Уполномоченным органом — ФНС РФ;
  3. Должником — с заявлением в суд обращается руководитель должника. Участники должника, в т.ч. и бывшие, с таким заявлением в арбитражный суд обращаться не могут. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Для принятия арбитражным судом заявления ФНС РФ о банкротстве отсутствующего должника необходимо наличие одного из следующих оснований:
— если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным;
— если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника;
— при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
При этом суды, как правило, отказывают в возбуждении дела о банкротстве, в случае если налоговый орган не может подтвердить наличие у отсутствующего должника имущества для покрытия судебных расходов.

После принятия заявления о банкротстве арбитражным судом назначается судебное заседание по рассмотрению его обоснованности. В случае признания заявления обоснованным вводится процедура наблюдения. В случае банкротства ликвидируемого должника сразу вводится процедура конкурсного производства. Также в ходе дела о банкротстве могут применяться следующие процедуры банкротства: внешнее управление и мировое соглашение . Наиболее часто банкротство проходит по схеме: наблюдение — конкурсное производство. Внешнее управление, как правило, вводится для восстановления платежеспособности в отношении предприятий, обладающих имущественным комплексом. Процедура финансового оздоровления практически не используется.

Для проведения процедуры банкротства судом утверждается арбитражный управляющий: временный управляющий в наблюдении, конкурсный управляющий — в конкурсном производстве, внешний управляющий — в случае введения внешнего управления. В общих случаях кандидатура временного управляющего указывается заявителем при подаче заявления о банкротстве; кандидатуры конкурсного и внешнего управляющих выбирает собрание кредиторов большинством голосов.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Вводится на срок до 7 месяцев. Временный управляющий при проведении процедуры наблюдения:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Контролирует деятельность должника;
  • Проводит финансовый анализ и составляет отчеты;
  • Делает вывод о возможности восстановления платежеспособности должника;
  • Проводит первое собрание кредиторов;
  • Отчитывается перед судом.

Конкурсные кредиторы для участия в первом собрании кредиторов должны предъявить свои требования в арбитражный суд в течение 30 дней после публикации сообщения в «Коммерсанте». В случае пропуска срока их требования будут рассмотрены в следующей процедуре. Должник в ходе процедуры имеет право осуществлять деятельность с учетом наложенных законом о банкротстве ограничений.

В конце процедуры наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое большинством голосов принимает решения о дальнейшей процедуре и кандидатуре арбитражного управляющего. На основании решения собрания кредиторов суд вводит следующую процедуру.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий при проведении конкурсного производства:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант»;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Исполняет обязанности руководителя должника;
  • Проводит собрания кредиторов;
  • Отчитывается перед судом;
  • Проводит инвентаризацию имущества;
  • Формирует конкурсную массу;
  • Взыскивает дебиторскую задолженность;
  • Оспаривает сделки должника;
  • Организует реализацию имущества;
  • Привлекает руководителей организации к субсидиарной ответственности и возмещению убытков;
  • Удовлетворяет денежные требования кредиторов.

По завершению конкурсного производства должник исключается из ЕГРЮЛ, а его обязательства считаются исполненными.

Банкротство граждан:

Включает в себя 3 категории должников — банкротство физических лиц, банкротство индивидуальных предпринимателей, банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства. На 2 категорию распространяются требования закона о банкротстве, аналогичные банкротству физических лиц, с учетом определенных особенностей. Особняком стоит 3 категория должников — банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Признаки банкротства : Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает 500 000 рублей.

dolgnikov.net

Еще по теме:

  • Закон о приватизации имущества города москвы Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Законом г. Москвы от 12 апреля 2017 г. N 12 в настоящий Закон внесены изменения Закон г. […]
  • Ходатайство на ветерана труда Отказали в присвоении звания ветерана труда, можно ли повторно подать заявление на присвоение по достижении 60 лет? вприсвоение звания ветеран труда вологодской области мне отказали хотя имею грамоту главы районна. аргументируя 40 лет трудовой стаж […]
  • Приказ мо рф 30 Приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30 "Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 16 […]
  • Штрафы отчет пфр за 2014 год Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Актуально на: 20 июля 2016 г. По итогам каждого отчетного и расчетного периода страхователь обязан представлять в ПФР расчет по форме РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, п. […]
  • Закон пермского края от 11032014 304-пк Закон 304-пк от 11032014 Закон Пермского края от 11 марта 2014 г Закон Пермского края от 14 ноября 2016 г. N 1-ПК Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Действие абзаца третьего пункта 2 части 3 статьи 1 […]
  • Приказ 36 на тахографы Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы […]