Что не так в ГУПах и МУПах

«Трансперенси» обнаружила почти 600 нарушений в российских
ГУПах и МУПах

Игорь Сергеев, Роман Романовский, Александр Вавилов, Александр Автонагов
8 февраля 2018 года

Подпишитесь на
нас в соцсетях

Итого по регионам

Результаты наших обращений.
Данные актуальны на 1 января 2018 года.

В России десятки тысяч унитарных и казенных предприятий. Их создают федеральные, региональные или муниципальные органы власти для выполнения некоторых своих функций, например, вывоза мусора или управления аэропортами. Эти предприятия регулярно получают бюджетные субсидии.

Из-за огромных размеров и запутанности системы функционирования государственных (ГУП) и муниципальных (МУП) унитарных предприятий контролировать их деятельность особенно сложно не только общественности, но и государственным органам.

В ноябре 2017 года мы уже рассказывали, как бывший руководитель ГУПа «Московский молодежный центр «Планета КВН» Александр Масляков смог перевести здание кинотеатра в Москве в собственность компании, принадлежащей ему и его семье.

Калининградский центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» проверил руководителей почти 9 тысяч госпредприятий и обнаружил 568 случаев, когда их руководители, согласно данным реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, одновременно занимались частным бизнесом, нарушая таким образом закон. Мы продолжим мониторинг соблюдения запретов и ограничений руководителями ГУПов и МУПов по всей России и будем публиковать его результаты по мере накопления данных.

За 2017 год мы проанализировали почти 9000 предприятий: федеральные ГУПы, ГУПы и МУПы в городах-миллионниках и в соответствующих регионах — в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Воронежской областях, Татарстане, Самарской, Нижегородской и Ростовской областях, Краснодарском крае, Свердловской области, Омской и Челябинской областях, Башкирии, Пермском крае и Волгоградской области.

Что запрещено руководителям унитарных предприятий

Руководители ГУПов и МУПов не считаются государственными или муниципальными служащими. Общие антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности, прописанные в законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяются только на руководителей предприятий федерального уровня (ФГУПов). Теоретически региональные и местные органы власти, создающие ГУПы и МУПы, могут распространять на них дополнительные антикоррупционные нормы, но на практике этого почти никогда не происходит.

Работу этих предприятий регулирует закон 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях». Этот закон запрещает руководителю предприятия заниматься какой-либо дополнительной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавания, науки и творчества. В том числе, им запрещено быть учредителем или участвовать в оплачиваемой деятельности коммерческих и некоммерческих структур.

Кроме того, 161-ФЗ устанавливает, что сделка, в которой лично заинтересован руководитель предприятия, не может совершаться без согласия органа власти, который это предприятие создал. Такая заинтересованность возникает, если сам руководитель, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки или занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Нормы, касающиеся конфликта интересов, прописанные в законе «Об унитарных предприятиях», в целом мягче, чем в законе «О противодействии коррупции». В частности, чиновникам и руководителям ФГУПов, подпадающим под действие закона «О противодействии коррупции», за неурегулирование конфликта интересов грозит увольнение в связи с утратой доверия, а руководителям ГУПов и МУПов — лишь признание недействительной сделки с заинтересованностью.

Что мы обнаружили

568 директоров госпредприятий нарушали запрет совмещать руководство ГУПом/МУПом с частным бизнесом

568 руководителей не соблюдали запрет быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации. Также в нарушение запретов 59 из директоров ГУП/МУП являлись индивидуальными предпринимателями. По результатам наших обращений:

  • В 310 случаях нарушения были подтверждены Генеральной прокуратурой или региональными прокуратурами, принимались меры прокурорского реагирования.
  • В 59 случаях в органы власти направлена информация о необходимости актуализировать сведения в ЕГРЮЛ (в том числе при ликвидации предприятий)
  • 12 руководителей уволены со своих должностей до принятия мер прокурорского реагирования
  • 3 руководителя вышли из состава учредителей коммерческих предприятий до принятия мер прокурорского реагирования
  • Подан 1 иск в суд
  • По 183 случаям ответы не поступали (по состоянию на 01.12.2017)

1 Эффект ВРИО

Некоторые руководители предприятий пытаются уходить от ответственности за несоблюдение запретов, обозначая себя в ЕГРЮЛ как временно исполняющих обязанности руководителей.

Дело в том, что, согласно ч. 2 ст. 21 161-ФЗ, запреты распространены только на руководителя унитарного предприятия, и может возникнуть впечатление, что «временность» освобождает руководителей от всех возможных проблем с законом.

Но на самом деле это не так. (Почему?)

Согласно ч. 1 ст. 40 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества». При этом «единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (ч. 3 ст. 40 14-ФЗ).

Таким образом, в соответствующем разделе ЕГРЮЛ указывается только руководитель (единоличный исполнительный орган) юридического лица на данный момент. Срочность и название в данном случае — не более чем условность. Называться он может как угодно — тут законодатель дал учредителям полную свободу: традиционные «генеральный директор», «директор», «президент», более редкие «начальник», «заведующий», «главный редактор», «художественный руководитель». Все зависит от специфики и фантазии — хоть «прокуратор». Иногда юридическим руководителем организации может оказаться и главный бухгалтер.

Всех лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в этот раздел, независимо от названия должности, объединяет одно: это непосредственные руководители юрлица на период действия трудовых отношений. Именно поэтому приставки о временности замещения должности не могут исключать их из правового поля.

В 77 случаях из 568 выявленных (13%) в выписке ЕГРЮЛ в разделе «сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица» в графе «должность» значится ВРИО руководителя, ИО директора и т.п. (в одном случае — замдиректора).

Больше всего эта практика распространена на уровне федеральных государственных предприятий — 36 из 95 руководителей, выявленных нами как возможные нарушители запрета на руководство и владение бизнесом, имели приставку «врио/и.о».

Возможно, это связано с тем, что разные прокуратуры по-разному трактуют закон. В частности, прокуратура Москвы при рассмотрении заявления в отношении 13 подведомственных и.о. (врио) руководителей ФГУП сообщает, «что запрет, установленный ч.2 ст.21 № 161-ФЗ, на лиц, временно исполняющих обязанности руководителей унитарных предприятий, не распространяется».

Многие из этих директоров «временно» руководят предприятиями на протяжении долгих лет: например

В Омской, Воронежской, Нижегородской, Челябинской, Ростовской областях, в Пермском крае и в Татарстане, в отличие от Москвы, прокуратуры принимали меры в отношении нарушителей с приставками «врио».

По состоянию на декабрь 2017 года после наших заявлений, касающихся 77 нарушений:

  • 33 врио/и.о. руководителей унитарных предприятий больше не занимают свои должности (в том числе и те, в отношении которых не применялись меры прокурорского реагирования);
  • 18 врио/и.о. руководителей унитарных предприятий вышли из управления и владения бизнесом, ликвидировали ИП и юрлица (в том числе и те, в отношении которых не применялись меры прокурорского реагирования);
  • 26 врио/и.о. продолжают занимать должности, не устранив нарушения.

2 Смежный бизнес

348 руководителей занимаются бизнесом в той же сфере, что и их ГУПы/МУПы

348 из 568 руководителей ГУПов и МУПов, которые привлекли наше внимание как вероятные нарушители запретов и ограничений, руководят и (или) владеют долями в юридических лицах, осуществляющих коммерческую деятельность в той же самой предпринимательской сфере (а также в смежных отраслях) в том же самом регионе, что и возглавляемые ими унитарные предприятия. Например:

  • Директор МУП «Школьник» Челябинская обл., р-н Ашинский, г. Аша Шакирова Лариса Николаевна (уже бывший — предприятие с августа 2017 находится в стадии ликвидации, руководителем ликвидационной комиссии назначено другое лицо) являлась учредителем и директором ООО «Комбинат общественного питания Переменка» Челябинская обл., р-н Ашинский, г. Аша.
  • Директор ФГУП «Центральная Аптека» г. Москва Иванова Елена Владимировна являлась участником ООО «ТЕД» г. Москва, чей основной вид деятельности — оптовая торговля фармацевтической продукцией. В июле 2017 года Иванова вышла из состава участников ООО «ТЕД».

56 коммерческих организаций имеют фактически такое же наименование, что и унитарные предприятия (иногда даже тот же самый юридический адрес). Например:

  • Директор Муниципальное унитарное предприятие «Управление архитектурного планирования и градостроительства» Нурлатского муниципального района респ. Татарстан, Гареев Марсель Мансурович являлся генеральным директором ООО «Управление архитектурного планирования и градостроительства» Нурлатского муниципального района. В июне 2017 года уволился с должности директора ООО «УАП И Г» НМР, а в ноябре 2017 года вышел из состава участников.
  • Директор ФГУП «Проектно-Конструкторское Бюро» г. Киров Сычугов Юрий Вячеславович являлся участником ООО «Проектно-конструкторское бюро» г. Киров. В июне 2017 года вышел из ООО «ПКБ», отказавшись от доли 50% в пользу общества.
  • Директор МУП «Парижское ЖКХ» Челябинская обл., р-н Нагайбакский, с. Париж Кадыкеев Юрий Васильевич является участником и директором ООО «ПАРИЖСКОЕ ЖКХ» Челябинская обл., р-н Нагайбакский, с. Париж.

3 Отсутствие контроля

Из 584 руководителей предприятий, которые совмещали работу в ГУПах или МУПах с частным бизнесом, подавляющее большинство уже были предпринимателями до назначения, т.е. работодатель после должной проверки вообще не должен был их назначать.

Большинство руководителей-нарушителей вообще не должны были получить назначений в ГУПы/МУПы

Кроме того, у руководителей, согласно ч.2 ст. 22 161-ФЗ, существует обязанность доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

  • о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
  • о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления.

Очевидно, что руководители унитарных предприятий не выполняют эту обязанность в достаточном объеме.

transparency.org.ru

Для чего нужны мупы. Ликвидация унитарных предприятий

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы) должны будут осуществлять закупки не как госкомпании, а как государственные органы. Проще говоря, им придется руководствоваться в закупках не законом № 223-ФЗ, а гораздо более строгим законом № 44-ФЗ. Почему было принято такое решение и какие действия надо предпринять руководству ГУПов и МУПов за оставшиеся два с половиной месяца?

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в апреле 2016 года поручил правительству подвести закупки бюджетных учреждений, а также фондов под действие Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одновременно он потребовал ускорить перевод закупок в электронный формат и ограничить перечень дозволенных процедур.

Заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский в ходе апрельской Всероссийской практической конференции «Корпоративные закупки-2016» пояснил , что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» доказал свою неработоспособность и фактически превратился во вспомогательный инструмент для обхода норм закона № 44-ФЗ.

«Не раскрою военной тайны, если скажу, что самый простой способ обойти закон № 44-ФЗ — это предоставление субсидий МУПам, ГУПам. Напомню, эти хозяйствующие субъекты работают в законодательном поле закона № 223-ФЗ», – констатировал Цариковский.

Закон № 223-ФЗ предоставляет возможность осуществлять закупки в неконкурентном режиме, и на практике таким образом осуществляется около 90% закупок. По данным ФАС, 48% закупок по данному закону осуществляются у единственного поставщика, а еще 41% приходится на иные процедуры, которые тоже по сути приводят к закупке у единственного поставщика. В оставшихся 11% случаев требования конкуренции часто соблюдаются лишь формально.

Суровость законопроектов смягчается необязательностью их принятия

На самом деле указанная проблема обсуждается довольно давно. По данным газеты «Коммерсант», еще в 2015 году был подготовлен наиболее радикальный вариант поправок, ограничивающих сферу действия закона № 223-ФЗ. Однако, как утверждают источники газеты, эти поправки не были внесены в Госдуму из-за противодействия лоббистов.

В мае, после поручения Медведева, Минэкономразвития РФ представило в правительство еще один вариант поправок, согласованных с ФАС РФ. Однако и этот проект не дошел до парламента.

Принят в итоге был гораздо более мягкий законопроект, внесенный правительством в Госдуму 4 апреля. Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» вступит в силу 1 января 2017 года. Он касается лишь ГУПов и МУПов, но не фондов и автономных учреждений.

Однако борьба за дальнейшее ужесточение системы закупок продолжается. В июле Минэкономразвития РФ вынесло на обсуждение новый законопроект, позволяющий перевести под действие закона № 44-ФЗ госкомпании, не выполняющие лимит закупок у малого бизнеса.

У руководства госкомпаний имеется немало доводов против реформы. Несовершенство поправок обсуждалось в июле на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок.

Так, начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов заявил, что нормы закона № 44-ФЗ заточены под жесткое бюджетное планирование, когда практически все затраты можно предвидеть и запланировать за год. «В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года», — пожаловался он.

Начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова предупредила: «Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены». Титова добавила, что при организации закупок необходимо учитывать особенности различных отраслей экономики, чего в законе № 44-ФЗ не предусмотрено. В частности, высокотехнологичные отрасли, в том числе оборонная, с большим пиететом относятся к собственным проверенным поставщикам.

В ответ вице-президент Торгово-промышленной палаты, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова заявила, что сфера закупок госкомпаний совершенно непрозрачна и должна быть переведена на единые правила. «Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних трех лет это были постоянные и серьезные жалобы», — подчеркнула она.

Стоит отметить, что в регионах озвучиваются и гораздо более неутешительные прогнозы. Так, директор ГУП комбината «Тепличный» Виктор Шляхов на августовском совещании у губернатора Владимирской области Светланы Орловой предположил , что новые правила приведут к массовому банкротству ГУПов и МУПов.

Другие участники рынка указывают на системные недостатки самого закона № 44-ФЗ. В частности, если в конкурсе участвует большое количество фирм — многие из них оказываются проигравшими и пишут разнообразные жалобы в ФАС. Если же в конкурсе участвует только две компании — жалобу может написать только одна. Таким образом, чем более заказчик заботится о конкуренции — тем больше претензий к нему возникает.

Однако сколько ни высказывается мнений, закон скоро вступит в силу. Что советуют эксперты руководителям ГУПов и МУПов? До 1 января им необходимо успеть:

1) Назначить из действующих сотрудников контрактного управляющего или, если годовой объем закупок превышает 100 млн руб., создать контрактную службу. Эта служба может являться самостоятельным подразделением, а может включать в себя сотрудников из других отделов (в таком случае службу должен возглавить заместитель руководителя организации). В филиалах отдельная контрактная служба не создается.

2) Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе. Образец этого документа утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 29 октября 2013 г. № 631.

3) Провести обучение сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий. Сотрудники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В состав закупочных комиссий должны входить, во-первых, люди, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок, а во-вторых — люди, обладающие специальными знаниями об объекте закупок. Переподготовку в данной сфере осуществляет большое количество фирм.

4) Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы в новых условиях. Помимо положения о контрактной службе, должны быть подготовлены типовые документы для основных способов выбора поставщика и шаблон контракта. Положение о закупках по закону № 223-ФЗ также стоит не ликвидировать, а переписать, так как в отдельных случаях (например, при закупках на средства грантов) ГУПы и МУПы все же могут действовать по старому закону.

5) Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС). При этом необходимо получить новую электронную подпись — подпись, которая использовалась для работы по закону № 223-ФЗ, для новых целей не подходит.

6) Подготовить, утвердить и разместить в ЕИС план закупок на 2017-2019 годы и план-график на 2017 год.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

12 Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица. Казенные предприятия.

Их имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В РФ предприятиями называются 2 разных правовых явления:

Определенный вид юридических лиц (коммерческих организаций).

Особый вид имущества, объект (ст. 132 ГК РФ).

ГУПы и МУПы создаются в сфере управления государственным или муниципальным имуществом в интересах государства или муниципального образования. Не может быть частным. ГУПы и МУПы – лица со специальной правоспособностью:

Для ведения убыточных производств.

Для решения социальных задач.

Для производства товаров, изъятых из оборота.

По характеру деятельности ГУПы и МУПы не могут получать прибыль, создаются для удовлетворения публичных потребностей.

ГУПы и МУПы – это коммерческие организации, учреждаемые по решению государственного органа или органа местного самоуправления для осуществления определенных задач в определенной сфере, определенной законом и уставом.

Учредители: органы, уполномоченные публично-правовыми образованиями. Соучередительство исключается.

Участников нет. Нет членских отношений, только отношения найма.

В УП 1 орган (руководитель УПа), объединяющий функции организации деятельности и ведения дел. Назначается органом, уполномоченным публично-правовым образованием.

Учредительный документ – устав, учрежденный уполномоченным органом (в нем должны быть определены предмет цели деятельности конкретного юр. Лица)

ГУПы и МУПы – не собственники, обладают правом либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Собственник имущества – публично-правовое образование, которое его создает. Больше ни у кого прав на это имущество нет.

Минимальные требования к уставному фонду: 1000 МРОТ, 5000 МРОТ.Ответственность:

Собственник не отвечает по долгам МУПа или ГУПа, за исключением казенного предприятия, если имущества не достаточно. ГУП, МУП не отвечает по долгам собственника.

По формам собственности:

По видам права УП на закрепленное за ним имущество:

УП с правом хозяйственного ведения

УП с правом оперативного управления (казённые предприятия).

13.Производственные кооперативы (артели) как юридические лица: понятие, отличительные признаки, виды.

Как правило действуют в сельскохозяйственной сфере или в «старательстве» (деятельности по добыче полезных ископаемых). Создаются только в сфере производства. Нормативно-правовую базу составляет закон о производственных кооперативах.

Производственный кооператив – это коммерческая организация, создаваемая гражданами, основанная на личном трудовом и ином (имущественном) участии.

Способ получения прибыли – совместный (артельный) труд членов кооператива (пайщиков), организованный производственным кооперативом.

Производственные кооперативы напоминают хозяйственные товарищества наличием деятельности участников. Различается характер деятельности. Кооперативы, как и хозяйственные общества, предполагают имущественное участие (отличие заключается в том, что в артели необходимо личное трудовое участие).

А) Состав учредителей/участников:

Граждане в возрасте от 16 лет.

Не менее 5ти человек.

В последствии может появиться финансовый участник (физическое или юридическое лицо), но закон предусматривает квоту – процентное соотношение финансовых участников и пайщиков – не более 25%. Квота также на соотношение работающих членов и наёмных рабочих, не являющихся членами (проверить).

В) Учредительный документ – только устав.

2. Имущественные особенности:

А) Имущественное положение самого кооператива:

Кооператив – собственник. Пайщики собственниками не являются.

Нет минимальных требований к паевому фонду.

Б) Имущественное положение членов кооператива:

Не собственники, но имеют обязательственные права:

Право на пай – долю участия пайщика в имуществе кооператива. Размер пая зависит от трудового участия, определяемого от коэффициента, установленного самим кооперативом.

Право на пай складывается из:

Права на прибыль.

Права на ликвидационную квоту.

Права на передачу.

Если передача «своему» — по своему усмотрению (пайщик выбывает из кооператива), если «чужому», то требуется согласие кооператива.

Права на выход из кооператива с выплата пая.

Пайщик отвечает по долгам кооператива (п. 2 ст. 107 ГК РФ).

Объем не определяется в ст. 107 ГК, он определяется в уставе. Ст. 37 Закона о сельскохозяйственной кооперации: объем – не менее 5% пая в уставе.

14. Общая характеристика некоммерческих организаций:

Некоммерческая организация – это организация, которая не ставит основной целью систематическое получение прибыли.

1) Основная цель деятельности (речь идет о декларированной цели, зафиксированной в учредительных документах.

Цели деятельности некоммерческих организаций могут различаться для разных организаций. Примерные цели:

Удовлетворение материальных потребностей членов организации (торговое и бытовое обслуживание по месту жительства).

Удовлетворение духовных потребностей (участие в формировании государственных органов, отправление веры, распространение вероучений, защита и представительство лиц с ограниченными возможностями).

Формирование средств и использование этих средств для удовлетворения общественных потребностей.

Возможны и иные цели, кроме запрещенных законом.

Нет исчерпывающего перечня возможных вариантов целей, однако есть исчерпывающий перечень запрещенных целей.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью:

Ограниченная возможность осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли. Получение прибыли ограничено в пределах (ст. 50 + ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Пределы: — «Служить и соответствовать» (служить основной цели и соответствовать ей).

Нет возможности распределения прибыли между учредителями либо участниками, все идет на обеспечение цели деятельности.

2) Организационное устройство.

Как правило, некоммерческие организации построены на началах членства.

Некоммерческая организация – это объединение участников, членов организации. Всегда определенный коллектив участников:

Минимальное число участников зависит от вида организации (всегда более одного).

Как правило, законодатель не предъявляет требований к учредителю.

Исключения – это организации, построенные не на началах членства: фонды, государственные корпорации. Могут быть возрастные ограничения, требования к виду деятельности.

Устав, однако, наряду с ним может быть учредительный договор.

В виде исключения – без устава и учредительного документа.

Действует на основании «Положения об этой организации».

3) Имущественные особенности:

а) Права организаций: Как правило, некоммерческие организации – собственника имущества. Законодатель не предъявляет минимальных требований к имуществу.

б) Права участников и учредителей: как правило, не имеют имущественных прав.

Исключение 1: не является собственником имущества учреждения (имеют право оперативного управления).

Исключение 2: Учредители учреждений остаются собственником имущества, которое закрепляют за организацией

Учредители и участники потребительских кооперативов (право на пай, ликвидационную квоту, на выплату при выходе).

а) Как правило, некоммерческие организации несут полную ответственность по обязательствам.

б) Как правило, участники, учредители не отвечают по обязательствам.

Исключение 1: Наличие для ряда организаций имущественного иммунитета. За долги определенная часть имущества подлежит взысканию.

Учреждения – только в пределах денежных средств на счёте.

Для религиозных организаций «Закон о свободе совести». Иммунитетом обладает богослужебная собственность.

Исключение 2: Учредители учреждений отвечают по их долгам при недостаточности денежных средств.

Учредители и члены потребительских кооперативов для привлечения пайщиков к ответственности на общем собрании принимается решение о специальном взносе, который пайщики вносят для погашения долга.

Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ).

Члены не обязаны лично участвовать в делах кооператива, но должны вносить вклады в имущество. Таким образом, граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах.

Учредительным документом потребительского кооператива является устав, принятый на общем собрании учредителей кооператива. В предусмотренных законом случаях кооператив может иметь в качестве второго учредительного документа также учредительный договор.

Потребительский кооператив обязан иметь паевой (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов. Паевой фонд создается за счет взносов членов кооператива и к моменту его государственной регистрации должен быть оплачен полностью либо в размере, предусмотренном законодательством для определенного вида кооперативов.

Высшим органом потребительского кооператива является общее собрание его членов. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском кооперативе обычно создается правление, кроме того, в кооперативе имеется единоличный исполнительный орган – председатель.

Права и обязанности учредителей/участников:

Каждый член потребительского вправе принимать участие в управлении делами кооператива (голосование, право избирать и быть избранными в состав исполнительных органов и т.д.), имеет право получать в пользование часть кооперативного имущества, пропорциональную размеру своего пая и предназначенную для удовлетворения определенных потребностей – жилищных и т.п.

Каждый член вправе продать, передать по наследству либо иным образом произвести отчуждение своего пая.

Член потребительского кооператива несет обязанности по уплате вступительного, паевого и иных взносов.

В случае образования у кооператива убытков, его члены обязаны их покрыть путем дополнительных взносов. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по долгам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Виды потребительских кооперативов:

Жилищные и жилищно-строительные.

Садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы.

Кредитные потребительские кооперативы граждан.

Общества взаимного страхования.

Общины малочисленных народов.

Учреждением признается – организация, созданная собственником, для осуществления управленческих, социально – культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Особенность:! Эта единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления.

Учреждение обладают закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения и частные, создаваемые физическими или юридическими лицами. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создавать коллегиальные исполнительные органы.

Минстрой РФ выступил с инициативой упразднить ГУПы и МУПы с 2018 года в сфере ЖКХ. Представители ведомства считают, что эти формы хозяйствования морально устарели и не являются эффективными для жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому целесообразно передать такие унитарные предприятия по соглашениям концессии.

МУПов и ГУПов скоро не будет

В настоящее время в концессию передаются только самые неэффективные унитарные предприятия. Но в скором будущем от МУП ов и ГУП ов Минстрой РФ предлагает отказаться вообще. Таким способом ведомство хочет привлечь как можно больше частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По словам представителей министерства, на сегодняшний день общее количество заключённых концессионных соглашений в сфере ЖКХ достигает почти 700 единиц. Из них только на 2015 год пришлось более 270 соглашений концессии. В денежном эквиваленте объём частных инвестиций в 2015 году превысил 100 миллиардов рублей. Это говорит о том, что механизм государственно-частного партнёрства показал свою жизнеспособность.

Такая эффективность натолкнула чиновников на инициативу о передаче всех государственных и муниципальных унитарных предприятий по с оглашениям концессии для оптимизации привлечения частных инвестиций в этот сектор экономики. Пока срок передачи назначен на 1 января 2018 года.

Получается, что управляющих организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия есть ещё время, чтобы перейти в новую форму хозяйствования или подыскать несколько перспективных инвесторов для заключения выгодного соглашения концессии.

По мнению Минстроя, данная мера позволит ускорить процедуру по передаче “проблемных” управляющих организаций в форме МУПов и ГУПов в концессию. Идея заключается в том, что сами объекты инфраструктуры ЖКХ будут оставаться в публичной собственности, а к управлению и содержанию — привлекаться инвестиции частного бизнеса.

Таким образом, к 2018 году, по задумке Минстроя, по концессионным соглашениям должно быть передано порядка 80% МУПов и ГУПов с тем, чтобы создать в сфере ЖКХ несколько крупных компаний национального уровня. Это позволит быстрее привлечь в коммунальное хозяйство частных инвесторов.

Скорее всего, эта инициатива найдёт большую поддержку, поскольку сам глава Минтроя Михаил Мень является активным сторонником таких концессионных соглашений. По его словам, взаимодействие между государством и бизнесом уже начало работать и даёт свои результаты. О полном и плотном сотрудничестве государства и частных инвесторов можно будет говорить, когда количество концессионных соглашений увеличится пятикратно.

Концессионное соглашение в сфере ЖКХ

Выше мы много говорили о концессионных соглашениях между МУПами и ГУПами и частными инвесторами. Теперь поговорим о том, что такое соглашение концессии. Эта сфера деятельности коммунального хозяйства регулируется ФЗ №115 от 21.07.2005 года “О концессионных соглашениях” .

Под концессией подразумевается форма государственно-частного партнёрства , по которому государственное имущество передаётся на определённый срок и на установленных условиях частному инвестору, обязующемуся осуществить строительство (реконструкцию) и модернизацию переданного имущества (п.1 ст.3 115-ФЗ). Также по соглашению концессии частный инвестор имеет право получать доход от использования переданного ему государственного имущества.

Концессионное соглашение на сегодняшний день представляет собой наиболее отработанный механизм государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По этому соглашению имущество находится в собственности у государства. А частный инвестор лишь берёт на себя долгосрочное обязательство по реконструкции или модернизации объекта недвижимости. По закону объект концессионного соглашения должен находиться в собственности муниципалитета или государственного сектора на момент заключения этого договора (п.4 ст.3 115-ФЗ).

МУП или ГУП передаёт частному инвестору своё имущество по концессионному соглашению на основании акта приёма-передачи (п.4.1 ст.3 115-ФЗ). Инвестор не вправе изменить по своему усмотрению целевое назначение переданного по соглашению объекта недвижимости. Также он не может отдать его в залог, поскольку не обладает правом собственности на объект концессионного соглашения (п.6 ст.3 115-ФЗ). Он получает лишь право владения и пользования на определённый концессионным соглашением срок.

Инвестор может получать прибыль от осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п.7 ст.3 115-ФЗ). Этот доход будет признан собственностью инвестора, если концессионным соглашением не установлено иное.

Концессионное соглашение заключается по итогам проведённого открытого или закрытого конкурса (п.1 ст.21 115-ФЗ). При проведении открытого конкурса, когда заявки на участие могут подать любые инвесторы, информация и протоколы конкурсной комиссии размещаются на официальном сайте в Интернете для ознакомления с ними неограниченным кругом лиц.

Сообщение о проведении открытого конкурса размещается конкурсной комиссией на официальном сайте в Интернете не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие (п.1 ст.26 115-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подаются в течение 30 рабочих дней со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в Интернете (п.2 ст.27 115-ФЗ).

Победителем конкурса признаётся тот участник, который предложил лучшие условия. Если на звание победителя конкурса претендуют сразу несколько участников с равными лучшими условиями, то победит тот, кто раньше других представил конкурсное предложение (п.2 ст.33 115-ФЗ).

МУП или ГУП в течение 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения открытого конкурса должен отправить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения (п.1 ст.36 115-ФЗ). Проект концессионного соглашения должен включать в себя его условия. Концессионное соглашение подписывается в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в уведомлении о проведении конкурса.

Если победитель отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, то МУП или ГУП может предложить заключить это соглашение другому участнику конкурса, предложившего аналогичные условия, следующие после предложенных победителем конкурса (п.2 ст.36 115-ФЗ). Победитель конкурса, не подписавший в назначенный срок концессионное соглашение, теряет право на возврат внесённого им задатка.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или при его отказе/уклонении с другими участниками, чьи условия признаны лучшими после условий победителя. Соглашение концессии заключается только при представлении выше указанными лицами документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по данному соглашению (п.4 ст.36 115-ФЗ). Концессионное соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

nauet.ru

Еще по теме:

  • Бани с временным проживанием Каталог проектов просторных бань из бревна площадью от 75 кв.м В данном разделе рассматриваются проекты больших рубленых бань с полезной площадью более 75 квадратных метров. Такие объекты, как правило, обязательно имеют просторные террасы, где […]
  • Как подать жалобу на шум Как подать жалобу на шум Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Пенсионный закон 4468-1 Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет Информация об изменениях: Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ в статью 13 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. Статья 13. Условия, […]
  • Программа жилищная субсидия для военнослужащих Жилищные субсидии военнослужащим: социальные выплаты, ЕДВ, ГЖС Жилищная субсидия военнослужащим - это единовременная денежная выплата (ЕДВ), которая выдается на приобретение готового жилья или его строительство. Это сравнительно новая форма […]
  • Юрлицо на усн налог на имущество Налог на имущество при УСН Актуально на: 20 февраля 2017 г. Организация, которая является плательщиком УСН, освобождается от уплаты большинства налогов с теми или иными исключениями. Однако налог на имущество при УСН некоторым организациям все-таки […]
  • Снятие судимости пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" (с изменениями и дополнениями) Постановление Пленума Верховного […]