Оглавление:

Развивающие книжки и пособия для детей 2-3 лет

Здравствуйте, дорогие родители!

В возрасте от двух лет ребенок уже многое понимает и требует поглощения и освоения все более новой информации. В этом нам конечно же помогают художественные книги, но развивающие книжки и пособия занимают особое место. С их помощью получаем новые знания и повторяем старые.

Привожу небольшой список развивающих пособий, которые приобретала я.

  1. Земцова Ольга Николаевна
  2. Земцова Ольга Николаевна, опять этот же автор, но на этот раз развиваем интеллект, речь, память, внимание.
  3. Всевозможные знания можно получить из серии «Зачем? Почему Отчего?». Здесь малыш познакомится с миром животных, растений, насекомых. Первые цифры и счет, время и часы и много много всего. Хотя на книге указан возраст 3-5 лет. Мы в два года легко понимали книгу о животных на ферме и про автомобили, а вот про цифры показалась для нас тяжеловатой. Благодаря открывающимся клапанам, дверкам, которые встречаются практически на каждой страничке, книга еще интересней и малыш увлеченно ее достает снова и снова. Так что смотрите, выбирайте.
  4. Умная семейка мышат, которые научат вашего ребенка цветам, времени, цифрам. Довольно необычное оформление на мой взгляд. Иллюстрации представлены в виде реальных фотографий игрушечных мышат. Ребенку нравится.
  5. Серия «Плакат-игра» познакомит малыша и закрепит знания на такие темы, как транспорт (наша сама любимая), мой дом, животные. Где большой плакат, на который малыш клеит наклейки. Наклейки многоразовые и могут использоваться неоднократно.
  6. Серия «Найди и покажи». Изучение цветов и форм, чисел.
  7. Ричард Скарри «С утра до вечера в городе добрых дел». Самая популярная книга автора, в которой рассказывается о городе в котором все заняты своими делами, Что происходит в супермаркете, в аэропорту,и прочее. Так же неплохая книженция для освоения хороших манер. «Спасибо и пожалуйста». Вместе с героями книги малыш узнает, как нужно поступать и как делать не стоит.
  8. Светлана Батяева «Мои первые предложения «
  9. Бьянка Минте-Кениг. Серия книг по временам года: осень, зима, лето, весна. В каждой из них даны задания на развития памяти, наблюдательности, внимания, усидчивости.

polonskaya-blog.ru

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Дети от 3 до 4 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком. Пособия для занятий:
1. Развивающие карточки для игр с детьми
2. Разноцветные Домики для игр
3. Карточки Учим ребенка счету
4. Соедини цифры и раскрась рисунок
5. Игра изучаем геометрические формы
6. Видео-Учимся считать
7. Карточки Цифры для мальчиков
8. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
9. Карточки с цифрами от 0 до 10
10. Как в игровой форме научить ребенка счету
11. Игра для изучения Геометрических фигур
12. Карточки Цифры для девочек
13. Пазлы-двойные геометрические фигуры
14. Пазлы-двойные Цифры и Счет
15. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
16. Изучаем Геометрические фигуры
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Пазл Счет от 1 до 10
20. Дидактические игры по математике
21. Пазл Счет от 1 до 10
22. Математика с Игральными Костями для Детей

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами. Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди пару
2. Найди тень у картинки
3. Развиваем Логическое мышление
4. Карточки для занятий
5. Пазлы
6. Подбери заплатку
7. Добавь недостающий предмет
8. Занимательные занятия с ребенком
9. Игра в противоположности
10. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
11. Игра — «Что есть Что?»
12. Игра Поймай рыбку
13. Игра Ассоциации: Найди пару
14. Игра на Развитие Памяти и Внимания
15. Угадай Чья Тень

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо. Пособия для занятий:
1. Буквы Алфавита-Пазлы
2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3. Изучаем гласные буквы
4. Первый Алфавит для детей
5. Азбука в виде карточек
6. Цветные Буквы Алфавита
7. Лото изучаем Буквы
8. Карточки с Буквами и Картинкой
9. Чистоговорки
10. Музыкальная игра для развития речи
11. Карточки — На какую Букву Начинается Слово

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер. Пособия для занятий:
1. Карточки Части тела человека
2. Карточки с изображением Транспорта
3. Карточки с Фруктами
4. Карточки с Овощами
5. Карточки изучаем Цвета
6. Карточки Мебель
7. Карточки «животные и что они едят»
8. Карточки «Одежда и Обувь»
9. Карточки Животные и Птицы
10.Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
11. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
12. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
13. Овощи (карточки — раскраски)
14. Уникальные книги — Времена года
15. Карточки Насекомые
16. Посуда и Столовые приборы
17. Карточки Игра «Что для Чего»
18. Карточки Насекомые 2.
19. Развивающие Игры с Прищепками

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены. Пособия для занятий:
1. Трафареты для рисования
2. Фрукты из бумаги
3. Игрушки из бумаги
4. Аппликация ёлочка
5. Поделки из коробок от сока
6. Аппликация Цветы
7. Чудо ладошки, делаем аппликации
8. Космическая машина своими руками
9. Машинки с глазами
10. Книга Мой дом
11. Автобус для маленьких Пони
12. Рамка Ладошки — для малышей
13. Пластилин и бусинки
14. Аппликации из Пуговиц
15. Ёлочка из Шишки своими руками
16. Весёлый Чупа-Чупс

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

www.razvitierebenka.com

Развивающие пособия для детей от года

Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

Я тут уши раскину чуть)))) а вообще на развитие речи говорить и читать… читать желательно с картинками, показывая ху из ху))))) и рассказывая, что он там делает)))

Это конечно да. Но что делать, когда ребёнок не слушает книги и не сморит картинки которые я ему в них показываю? Он просто забирает у меня книгу и начинает сам листать, ему не интересно что я там ему говорю. А потом и вовсе выбрасывает Ее и начинает скакать и беситься. Просто пассивные и усидчивые игры это не про моего

У моего та же история! Но я продолжаю с ним говорить… мы по сестры дочке поняли, что даже если нам кажется, что они нас не слушают, то они отлично все слышат!)))))) я, как идиотка иногда выгляжу??? но мой на тарабарском своём что-то очень пытается объяснить, руками показывает! Вот думаю — может поможет ему заговорить

Мой муж до 3 не говорил, его 2 года водили к логопеду.Так врач первое что сказала, заклейте стены ватманом и пусть ребенок с утра до вечера рисует везде! И плюс побольше говорите, прям как радио, и начинайте с малого (животные, цвета, цифры и по сто раз одно и тоже).Я своего вооружила карандашами и рисовал постоянно (сейчас фломастерами на доске или мелками на улице), до 1.11 говорил крайне мало, от силы слов 20.А в 1.11 резко начал цвета называть (на своем кривом, но все равно понятно), потом словарный запас стал увеличиваться.Вот сейчас оказывается сам цыфры выучил.Но полноценно еще не говорит, хотя 100 слов думаю знает и составляет краткие предложения и вопросы.Но прогресс на лицо.Главное не пособия, а общение и заинтересованность самого ребенка.Я вот до сих пор не могу усадить его перед книгой.Может детскую азбуку недолго и хаотично полистать, дальше бросает.Но если успеваю, то в любых книжках показываю ему картинки и называю их.

Вот у нас таже самая история. Книги листает, но усадить его перед книгой невозможно и что то показать или прочитать, он не слушает и не смотрит, сразу забирает у меня книгу и уходит с ней

Пусть рисует тогда.Развивайте моторику для речи.Может ему лепить понравится (мы не заценили).Конструктором увлекайте, с ним можно цвета, формы, счет выучить.Водные фломастеры купите и доску для них, мелки.Например еще мозаику под присмотром давайте (где в белое «блюдо» с дырочками разноцветные шестиугольнички вставлять надо).Еще липучий конструктор есть (как репейник цветной).А из книг у нас на ура пошли «Мой первый словарик» (Мозаика Синтез).Свекровь купила (каждая книга 230р), карманный формат, по одной картинке с полписью на развороте, очень плотные страницы (по-моему материал типа ЭВА).У нас животные и овощи.Вот он с ними носится, сам животных озвучивает, а овощи типа пробует.

Да почти все есть из того что вы написали. Цвета основные знает, ну более менее различает уже, с формами тоже самое, основные формы может различить. Любит пальчики свои считать, берет и загибает их. Но речь это не сильно развивает у него по моему. Наоборот в последнее время пропали слова которые он раньше говорил. Например он раньше гоаорил слово свет и слово Киса, а сейчас перестал. Никак не могу от него их добиться… только мама и папа

У нас первое осознанное слово было Киса в 1.3.А сейчас она Сика как не спорь:)))Но у меня сыну физически развиваться было интереснее, чем умственно.Он в год полностью перестал ползать(пошел в 10 месяцев, но постепенно), в 1.1 он сам на второй этаж по лестнице поднимался держась именно за стену.Все детские площадки сверху до низу изучил.И только потом его на интеллект проперло.После 1.5 лет где-то.Там его сортер заинтересовал, пирамидку стал правильно собирать.Звуки животных запоминать отказывался.И вообще не хотел чему-то не физическому учиться.И вот только в 1.10 заинтересовался цветами.И в 1.11 уже начал все озвучивать.Потом резко животных всех изображать начал.И пошло поехало.Сейчас конечно полноценно не говорит еще, но слов 100 коряво точно сказать может.И корявые простые предложения составляет.Если что пальцем ткнет и я пойму:)))А вот у знакомых и в 3 года не особо болтают.А у одной сын в 1.5 предложениями заговорил.Вот на площадке мальчик старше моего сына на 1 день, а говорит уже давно полноценно (но его родители писатели, думаю это гены).Не гонитесь за речью.Продолжайте развивать моторику, рисовать, лепить, строить.Трещите как радио.Все-все озвучивайте.И в любом случае это отложится и заговорит.Вот если бы он вообще звуки не издавал, тогда бы стоило бить тревогу.Один мальчик нас младше на пару месяцев, только мычит пока.Но на комиссии к саду сказали, раз мычит, то уже хорошо.Так что продолжайте завлекать и заговорит.До 3 лет не парьтесь.

У нас есть несколько комплектов от Умницы. Цвета, Мир на ладошке (окр мир), любимый сейчас — Говорим с пеленок, как раз на речь.
Мне очень нравится, что занятия в нем нацелены именно на активную речь — каждая игра подталкивает, чтобы повторил. Занятия идут поэтапно — сейчас мы на слогах (8 мес) (слоговые дорожки), зате звукоподражания, потом первые слова в книжках (типа Бах, Кап), потом простые предложения. и цель каждого занятия — вывести в активную речь. Ну вот например, самое простое: изучаем слог МА. Читаем слоговую дорожку (все с красивыми картинками): МА-МА-МА. Длинный хобот у слона. Затем наоборот — сначала предложение, потом делаем паузу и… так и хочется закончить в рифму. и так каждое занятие. Мне нравится) еще там много игр на артикуляцию и моторику описано, чтобы в комплексе заниматься (о, фото даже нашлось, подружке скидывала)

m.baby.ru

Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома

Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению.

Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома

Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?

Принципы организации домашних занятий

Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?

  1. Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
  2. Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные уроки, задания которых планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
  3. В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера.

Условия проведения «уроков» для дошколят

В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.

Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.

Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.

Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.

Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.

Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.

Задачи и планирование

Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.

К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:

  • формирование мыслительных навыков;
  • развитие моторики, воображения и творческих способностей;
  • совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
  • формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
  • воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.

Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.

Как подобрать задания детям 3-4 лет

Все приобретенные дошколёнком знания и навыки можно условно поделить на несколько блоков. Так, зная, что должно быть изучено ребёнком к 4-летнему возрасту, можно понять какие развивающие задания ему предложить.

Логика, внимание, память

В 3 года малыш должен уметь собирать картинку из 4 частей, видеть несоответствия, различия и сходства на рисунках, убирать лишний предмет по заданному признаку, удерживать в кратковременной памяти 3-4 слова или изображения, концентрироваться на задании около 5 минут.

Рекомендованные задания

Предложите крохе рассмотреть картинку, а потом закройте её и задайте несколько вопросов. Также память будет хорошо развиваться при разучивании небольших стихотворений, если ребёнку трудно, пусть вначале говорит только окончания строчек.

Разложите перед дошколёнком 4-5 игрушек или картинок, а потом уберите одну, и попросите вспомнить, какой не стало.

Развитию логики и внимания способствуют игры «найди тень», «подбери заплатку», «найди пару», «продолжить цепочку» из нарисованных предметов, мозаики или конструктора.

Математика

До 4 лет кроха может освоить числовое и количественное значение чисел от 2 до 10; сортировать предметы по размеру, называть самый длинный/короткий, большой/маленький; называть основные цвета и различать несколько оттенков; кроме круга, треугольника и квадрата, знать ромб, прямоугольник и овал.

Рекомендованные задания

Цифры, геометрические фигуры можно, как и буквы составлять из сподручных материалов. Также существует много раскрасок по цифрам, паззлов и картинок с обозначением количества предметов и числового знака.

Развитие речи

3-4-летний дошкольник уже понимает обращенную речь, поддерживает беседу, использует местоимения «я» и «мы», описывает увиденное предложениями (до 6 слов), называет антонимы и группы предметов (одежда, посуда и т.д.), отвечает на вопросы по картинке, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.

Рекомендованные задания

Над звуковой стороной речи можно работать при помощи артикуляционной гимнастики или чистоговорок. Для умения формулировать свои мысли подойдут задания типа «Что может быть. (называете свойства, а ребёнок подходящие предметы), «Что было сначала и потом?» (на примере сказки, явления природы, бытовых ситуаций), «Для чего нужен. » и т.д.

Основы грамоты можно начать с изучения букв и звуков. Изучая графическое изображение буквы важно называть не её название («эм»), а звук («м»).

Окружающий мир

В три года дети разделяют животных на домашних и диких, многие знают, где они обитают и чем питаются, распознают несколько видов растений, насекомых, рыб и птиц, различают овощи, фрукты, грибы. Они называют время суток, явления природы, некоторые знают несколько признаков времен года.


  • Рекомендованные задания

    Данная область знаний расширяется у ребёнка с опытом. Превращайте в экскурсию гуляние в парке, поход в поликлинику или магазин, акцентируйте внимание малыша на происходящем вокруг, не ленитесь подробно отвечать на все вопросы «почемучки».

    Дома можно использовать детские энциклопедии, компьютерные презентации и печатные игры.

    Творчество

    Данный возраст – время, когда творческая энергия проявляется у детей особенно сильно. Они уже умеют вырезать ножницами (некоторые с мамой), клеят готовые и «рваные» аппликации по образцу или фантазии.

    Творческие занятия могут занимать много времени, поэтому лучше их проводить отдельно.

    Рекомендованные задания

    Кроме рисования, лепки и аппликаций, развить нестандартное мышление и фантазию поможет домашний кукольный театр и ролевые игры.

    Чтобы включать в деятельность мелкую моторику ежедневно используйте мозаику, крупы, песок, бусины, пуговицы или другие мелкие предметы.

    Пример тематического занятия «Птицы весной»

    В начале занятия показываем ребёнку презентацию о перелётных птицах, рассказываем, почему и куда они улетают зимой.

    Превращаемся в птичку (на скорую руку можно сделать бумажную маску с клювом и вырезать крылышки). Под весёлую музыку можно «полетать» на кухню (в тёплые края) и «поклевать зернышек» (собрать с пола макароны).

    Время математики. Учимся считать до 4. Просим ребёнка вернуть яйца в гнёзда. Считаем нужное количество и приклеиваем.

    Учим буквы. Замечаем, что слово «птицы» начинается на букву «П». Рассматриваем её и выкладываем при помощи счетных палочек или макарон. Также можно предложить дорисовать букву за мамой карандашом.

    Нарисуйте заранее несколько птичек, на крылышках которых изображена буква «П». Просим ребёнка её найти.

    Логика – найти на изображениях самую большую птичку, с жёлтым кругом на крылышке, без красного квадрата и др. (готовим карточки заранее).

    Закончить серию тематических развивающих заданий для детей 3-4 лет о птицах можно раскрашиванием, лепкой или аппликацией.

    Организовывая дома развивающие занятия, будьте готовы к тому, что результат обучения никогда не бывает быстрым. Если крохе что-то сложно даётся, не давите на него, отложите задание и вскоре он обязательно со всем справится!

    rearchildren.ru

    Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

    Развивающие игры, стихи, потешки и общение с ребенком: развитие речи без логопеда

    Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

    Как определить уровень развития речи малыша?

    Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

    Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

    Создание развивающей среды

    Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

    Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

    Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

    Занятия по развитию речи

    Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

    В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

    Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

    Развитие понимания речи

    Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

    Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.), одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната» и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка», «апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок», «свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

    Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

    Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

    Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

    При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

    Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

    Развитие активной речи

    Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

    Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

    Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

    Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!».

    Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

    Птичка. (птичка),
    Вот тебе. (водичка)!
    Вот тебе. (крошки)
    На моей. (ладошке)!

    Петушок, петушок.
    (Золотой гребешок)
    Выгляни в окошко.
    (Дам тебе горошка!)

    Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

    Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

    Как определить динамику развития речи малыша?

    Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

    Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

    Елена Янушко специалист по раннему развитию

    www.7ya.ru

    Еще по теме:

    • Время возврата билетов Возврат авиабилетов Люди часто попадают в ситуации, когда авиабилет приходится возвращать. Причиной этому могут быть самые разные проблемы и нюансы, но вернуть деньги за него может быть не так и просто, потому что возможность возврата авиационного […]
    • Закон об установке пандуса в подъезде Как установить пандус в подъезде, если жильцы против? Здравствуйте, подскажите как установить пандус в подъезде, если жильцы против. Мой отец инвалид и мне тяжело каждый раз поднимать его по ступенькам, а жильцы категорически против установки […]
    • Приказ мо рф 567 Приказ мо рф 567 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 сентября 2010 г. N 1166 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮЛЯ 2010 Г. N 821 В целях реализации отдельных положений Указа Президента […]
    • Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы Разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Доходы бюджета –это денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с […]
    • Какие госы у юристов Будущие юристы сдают два государственных экзамена Наиболее популярной у студентов юридического направления является гражданско-правовая специализация. Немаловажную роль в востребованности юридического образования играет возможность трудоустройства […]
    • Решения иностранных арбитражных судов Признание решений иностранных судов Признание и исполнение решения иностранных судов в России регулируются, прежде всего, следующими законодательными документами: - Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений […]