Полагается ли сокращенному пенсионеру пособие на период трудоустройства?

05.08.2013 66-летняя Ольга И. была уволена из ООО «Азимут» в связи с сокращением штата. Организация выплатила ей выходное пособие в размере среднего заработка. В течение двух недель после увольнения женщина встала на учет в Центр занятости населения как ищущая работу, но за два месяца так и не смогла найти подходящую вакансию. В связи с чем ООО «Азимут» выплатило ей средний заработок за второй месяц со дня увольнения. Еще через месяц Ольга И. снова обратилась в компанию с требованием выплатить ей средний заработок за третий месяц. Она представила соответствующее решение Центра занятости населения (образец на стр. …). Но работодатель отказался выплачивать деньги, поскольку бывшая сотрудница не признана безработной и получает пенсию по старости.

Статьи в тему:
«Как убедить суд, что при сокращении учли преимущественное право сотрудника на работу» (№ 5, 2013)
«Как оформить уход на пенсию» (№ 10, 2010)
«Сокращение работников: штатное расписание и выплаты при увольнении» (№ 5, 2009)

Можно ли сократить пенсионера?
На работающих пенсионеров распространяется общий порядок увольнения сотрудников. Это значит, что когда работодатель решает уволить пожилого работника в связи с сокращением численности (штата), он обязан:
– убедиться, что тот не относится к категории, которую запрещено увольнять (например, на попечении работника находятся несовершеннолетние дети, которых он воспитывает без родителей (с. 261 ТК РФ));
– выяснить, имеет ли пенсионер преимущественное право на то, чтобы остаться на работе (ст. 179 ТК РФ, абз. 5 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, ст. 35 Закона СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 и др.);
– издать приказ о сокращении численности или штата;
– за два месяца до предполагаемой даты увольнения письменно уведомить сотрудника, орган занятости населения, профсоюз (при его наличии) о предстоящем высвобождении работника (ст. 82, ч. вторая ст. 180 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (далее – Закон о занятости));
– до дня увольнения предлагать сокращаемому сотруднику-пенсионеру все вакансии, которые он может занять (ч. третья ст. 81 ТК РФ);
– издать приказ об увольнении работника и оформить кадровые документы (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
– выплатить сотруднику выходное пособие и компенсации (ст. 178, ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Выходное пособие, средний заработок и компенсация
В день увольнения сокращаемый сотрудник получает окончательный расчет и выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка (ст. 178, 318 ТК РФ).
Если пенсионер и работодатель приходят к согласию о прекращении трудовых отношений до даты, указанной в уведомлении о сокращении, то дополнительно работнику полагается компенсация в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
Кроме того, компания обязана сохранить за работником среднемесячный заработок на время трудоустройства. По общему правилу не больше чем за два месяца со дня увольнения, в районах Крайнего Севера – не больше чем за три месяца (с зачетом выходного пособия, выплаченного при увольнении).
Средний заработок на период трудоустройства выплачивается на основании трудовой книжки и заявления сотрудника.

Совет. Начислите пенсионеру средний заработок на период трудоустройства, даже если он придет за деньгами через год после увольнения. Законодатель не устанавливает предельный срок, в течение которого сокращенный сотрудник должен обратиться в компанию за такой выплатой

Внимание! Если сотрудник так и не обратился в организацию за средним заработком на период трудоустройства, то его не нужно начислять

Совет. Вы можете выплатить пожилым сотрудникам, попавшим под сокращение, больше, чем два средних заработка. Но только если повышенные размеры компенсаций закреплены в трудовом или коллективном договоре (ч. четвертая ст. 178 ТК РФ)

Может ли пенсионер встать на учет в центре занятости?
Государство гарантирует каждому гражданину бесплатную помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве (ст. 9, ст. 12 Закона о занятости). Это значит, что обратиться в Центры занятости населения и зарегистрироваться в качестве ищущих работу могут не только безработные, но и люди, состоящие в трудовых отношениях и желающие сменить работу, учащиеся, студенты, пенсионеры (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Таким образом, пенсионер может встать на учет в центре занятости как ищущий работу, но не может быть признан безработным и получать одноименное пособие (п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

Надо ли выплачивать пособие за третий месяц после увольнения?
По закону за уволенным по сокращению штата может быть сохранен средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения (в районах Крайнего Севера еще и в течение четвертого – шестого месяцев). Такое решение вправе принять служба занятости населения, если соблюдены сразу три условия (ч. вторая ст. 178, 318 ТК РФ):
– работник обратился в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения (в районах Крайнего Севера – в течение одного месяца);
– служба занятости не смогла трудоустроить работника;
– обстоятельства, препятствующие трудоустройству работника, признаны исключительными.
Поскольку законодатель не дает определение термину «исключительные случаи» нетрудоустройства, это приводит к неожиданным и иногда курьезным выводам (схема на стр. …).

Внимание! Выходное пособие при увольнении в связи с сокращением численности или штата не выплачивается только тем сотрудникам, с которыми трудовой договор заключен на срок до двух месяцев (ч. третья ст. 292 ТК РФ)

Если ООО «Азимут» обратится в суд
Напомним, ООО «Азимут» посчитало, что не обязано сохранять средний заработок в течение третьего месяца за бывшей работницей, поскольку она уже получает пенсию и на этом основании не признана безработной. В такой ситуации очень вероятен судебный конфликт. Такие дела рассматриваются судом общей юрисдикции по месту нахождения органа службы занятости (ответчика). Бывшая работница будет участвовать в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика (ст. 42 ГПК РФ). Есть ли у работодателя шансы на победу? Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Позиция 1. Cредний заработок по решению службы занятости сохраняется за уволенным пенсионером за сам факт нетрудоустройства. Как отметил Верховный суд Республики Бурятия, статус пенсионера не является препятствием для того, чтобы получить средний месячный заработок за третий месяц после увольнения. Ведь такого ограничения в статье 178 Трудового кодекса нет (апелляционное определение от 27 августа 2012 г. по делу № 33-2353). Аналогичный вывод содержится и в апелляционном определении Курского областного суда от 15 марта 2012 г. по делу № 33-598-2012. Такую же позицию ранее высказали специалисты из Роструда в письмах от 13 сентября 2005 г. № 1539-6-2 и от 28 декабря 2005 г. № 2191-6-2).


Краснодарский краевой суд пришел к выводу, что юридическое значение имеют лишь два факта (апелляционное определение от 11 октября 2012 г. по делу № 33-20474/12):
– обращение пенсионера в центр занятости населения в двухнедельный срок после увольнения;
– невозможность трудоустройства пенсионера центром занятости населения в течение трех месяцев.
Таким образом, судами фактически игнорируется третий фактор – наличие исключительного случая (ч. вторая ст. 178 ТК РФ).

Позиция 2. Для сохранения за пенсионером среднего заработка нужны исключительные обстоятельства. Советский районный суд г. Волгограда принял довод работодателя о том, что при вынесении решения служба занятости населения должна была установить факты, подтверждающие исключительность ситуации (решение от 5 мая 2011 г. № 2-1418/2011). Работодатель основывал свою позицию на значении термина «исключительный случай». В связи с этим суд подчеркнул, что право на средний заработок не может быть основано только на том, что бывшая работница в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена. Указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных. Поэтому применяются положения части первой статьи 178 Трудового кодекса (определение Московского областного суда от 29 июля 2010 г. по делу № 33-14602).
Следуя этой позиции, ООО «Азимут» может потребоваться лингвистическая экспертиза, которую можно заказать на филологическом факультете вуза (ст. 55, 79 ГПК РФ).
Ворошиловский районный суд г. Волгограда посчитал, что решение (справка) службы занятости населения о сохранении среднего заработка за третий месяц, в котором не обосновано, что случай нетрудоустройства исключительный (решение № 2-60/2012 от 21 декабря 2011 г.): не соответствует требованиям части второй статьи 178 Трудового кодекса; нарушает экономические права истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность выплатить уволенному работнику-пенсионеру денежные средства.

Екатерина АРАКЧЕЕВА, директор ГБУ Московского городского правового Центра «Защита» (Москва): При сокращении работника-пенсионера организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если работник согласен расторгнуть договор до той даты, что указана в уведомлении об увольнении, ему положена дополнительная компенсация в размере среднего заработка. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока.

Екатерина САМЦОВА, юрист, ООО «Юнистафф Пейрол Солюшнс» (Москва):
В исключительных случаях средний месячный заработок может быть сохранен за пенсионером в течение третьего месяца со дня увольнения на основании трудовой книжки, заявления и решения службы занятости населения. При условии, что сотрудник обратился в этот орган в двухнедельный срок после увольнения, и не был им трудоустроен.

www.unistaff.ru

Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении

Автор: Оксана Мун

Оксана Мун, ведущий юрисконсульт
[email protected]

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия сотрудникам предусмотрена при увольнении по сокращению штата. Уволенному сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с трудовым законодательством работающие пенсионеры приравнены в правах к остальным сотрудникам. Более того, в соответствии с нормами ст. 3 Трудового кодекса РФ, непредставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту. Таким образом, для пенсионеров не может быть исключений.

В случае сокращения пенсионера организация должна выплатить все, что предусмотрено трудовым законодательством остальным работникам.
Что касается применения исключительной нормы о сохранении среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении пенсионеров, то здесь нет однозначного мнения.

Одни специалисты считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.
Рассмотрим пример: Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2012 года, дело № 2-1352/2012
Из материалов дела: Ж.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ФГУ высшего профессионального образования «Военная академия» (далее – Военная академия связи) задолженность по заработной плате (сохраняемый средней заработок в течение третьего месяца).

В обоснование своих требований указывает, что приказом Министра обороны РФ ликвидирован филиал Военной академии связи. В соответствии с приказом начальника филиала она была уволена с занимаемой должности инженера на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ с целью получения среднего заработка по прежнему месту работы в течение третьего месяца, Центром занятости населения г. Новочеркасска ей была выдана справка о том, что она не была трудоустроена со дня увольнения.

Указанная справка и копия трудовой книжки сданы ей уполномоченному представителю филиала для осуществления выплаты.

Однако до настоящего времени выплата не произведена по причине того, что Ж.И.В. является пенсионером.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Гарантия выплаты среднемесячного заработка в течение третьего месяца предусмотрена для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия признание лица безработным.

В связи с изложенным, суд решил взыскать с Военной академии связи в пользу Ж.И.В. сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца.

Данной позиции придерживаются и органы службы занятости, так, например, в своем письме № 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, так же как нет основания для отказа в выдаче пенсионерам соответствующих справок. Минфин России в письме от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 придерживается той же точки зрения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что если после увольнения пенсионер в течение двух недель обращается в службу занятости, он имеет право на получение среднемесячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.

Другие специалисты полагают, что в ст. 178 ТК РФ сохранение среднего заработка на третий месяц трудоустройства возможно при условии обращения в орган службы занятости населения, и в данной ситуации необходимо учитывать положения ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, по смыслу Закона № 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным. Соответственно служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, и у нее не возникнет обязанности по трудоустройству, а выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают некоторые суды.

В качестве примера рассмотрим: Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-25022/2012

Из материалов дела: Р.Н.С. обратилась с иском к ООО «СП Русь-Инвест» о признании незаконным отказа в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании денежных средств из расчета средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что работала в ООО «СП Русь-Инвест» в должности бухгалтера, уволена в связи с сокращением штата работников. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. В течение двухнедельного срока со дня увольнения она обратилась в службу занятости населения, однако не была трудоустроена.

Истринским центром занятости населения было принято решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

При обращении к ответчику с требованиями выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, был получен отказ, ввиду того, что данная выплата не предусмотрена в отношении пенсионеров.

Решением Истринского городского суда Московской области от 13.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истица обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Выдача решений, предоставляющих гражданам возможность на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, осуществляется службой занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно п. 1 указанного выше Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В силу ст. 28 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Часть 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные истицей обстоятельства для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата работников не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебной коллегией учитывалось и то обстоятельство, что истица является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1, поскольку она имеет определенные средства к существованию, то есть является социально защищенной.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений, на работающих пенсионеров распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, однако безусловных оснований для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительных обстоятельств для таких выплат нет. В подобных случаях необходимо наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными сторонами доказательствами.

При анализе рассмотренных решений судов видно, что в практике отсутствует единство относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, это свидетельствует о том, что данный вопрос является спорным.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с Законом о занятости населения граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения и не должен влиять на права, закрепленные трудовым законодательством. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не должны быть связаны с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости населения. В противном случае налицо дискриминация указанных работников, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, мнение большинства работодателей о том, что если сокращаемый работник по социальному статусу является пенсионером, он социально обеспечен, не отвечает требованиям трудового законодательства РФ, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в ст. 18, 19 Конституции РФ.

www.top-personal.ru

Увольнение пенсионера по сокращению штатов

Чтобы избежать финансовых проблем в период кризиса или выйти из ситуации с минимальными потерями, руководство компании нередко принимает решение о сокращении работников. Первыми претендентами нередко становятся пенсионеры.

Можно ли сократить пенсионера

Если ранее, до вступления в 1992 году в силу нового Трудового кодекса РФ (ТК РФ), закон позволял увольнять пенсионеров по достижении ими определенного возраста, то сегодня приобретение человеком пенсионных прав не может служить причиной для увольнения по сокращению.

То, что пожилые люди получают пенсию и являются относительно защищенной категорией граждан по сравнению с другими работниками, не дает основания для их увольнения.

Любого работника пенсионного возраста можно сократить на общих основаниях. Для этого работодатель должен издать приказ о сокращении и ознакомить с ним пенсионера за 2 месяца до начала этого процесса. После этого ему должна быть предложена работа по его профессии и с учетом состояния его здоровья. Когда таких работ нет или если сотрудник официально письменно отказался от предложенных вакансий, то в этой ситуации он подлежит сокращению на общих основаниях. Если человек работал в компании продолжительное время, то у него наверняка большой опыт и высокая квалификация. Это означает, что в соответствии с ч. 1 ст.179 ТК РФ такой работник имеет преимущества при сокращении, хотя и является пенсионером.

Какие выплаты положены

При увольнении по сокращению штатов пенсионеров закон предусматривает определенные выплаты. В соответствии со ст.178 ТК РФ сокращаемый работник должен получить выходное пособие в размере его среднего заработка.

Кроме этого, он получает компенсацию в течение 2 месяцев после сокращения. Если он ранее работал на Севере и своевременно зарегистрировался на бирже труда, то время компенсации увеличивается с 2 до 3 месяцев.

Зарегистрироваться в качестве безработного для получения 2-месячной компенсации на общих основаниях обязаны и сокращенные пенсионеры. Одновременно они будут получать помощь службы занятости по устройству на работу: в 10-дневный срок им предложат два места работы по специальности, которая может быть и временной.

Если пенсионер не зарегистрируется на бирже труда, он сможет получить только единовременное месячное выходное пособие. Иные возможные на основании трудового или коллективного договора компенсации и вознаграждения выплачиваются по решению работодателя.

Для этого сокращаемый пенсионер должен поинтересоваться, какие дополнительные льготы предусмотрены условиями коллективного договора.

Кроме месячного выходного пособия и 2-месячной компенсации, такой пенсионер имеет право на получение в день увольнения:

  • заработной платы и иных выплат, предусмотренных трудовым и коллективным договорами;
  • компенсационной выплаты за неиспользованный во время работы отпуск в соответствии с п.1–12 ст. 127 ТК РФ;
  • средств по больничному листу, который он должен принести на предприятие. Заболев в первые 30 дней после сокращения, он вправе находиться на больничном не более 4 месяцев, после чего его увольняют в соответствии с п. 6 ст.42 ТК РФ. Затем может оформляться инвалидность. В этот период пенсионер не должен работать у нового нанимателя.

Если пенсионер работал у нанимателя сезонно или временно замещал основного сотрудника, то при сокращении он получает выходное пособие в размере 2-недельного заработка. А вот 2-месячная компенсация после выплаты 2-недельного пособия законом не предусмотрена.

Как рассчитывается компенсация при увольнении пенсионера по сокращению штата

Для того чтобы правильно рассчитать компенсацию, кроме основной зарплаты, должны учитываться:

  • отпускные;
  • премии;
  • доплаты и надбавки;
  • вознаграждения по результатам работы или за выслугу лет.

Для расчета среднего заработка при сокращении не будут приниматься во внимание пенсия и иные социальные выплаты.

Для исчисления среднемесячного дохода определяется среднедневной заработок по следующей формуле.

Зарплата, которая была начислена за фактически отработанное время, делится на количество отработанных дней. В результате получают средний заработок за 1 день. Его умножают на количество дней в месяце, в котором выплачивается выходное месячное пособие или 2-месячная компенсация.

Законы при выплате и расчете компенсации

Статья 81 ( ч. 1, п.1 и 2) ТК РФ регламентирует основные платежи в ходе сокращения штата. Достижение пенсионного возраста не является поводом для увольнения. Нарушения этих норм будет противоречить принципу равенства прав, предусмотренному ч 1 ст. 2 ТК РФ, и являться дискриминацией в сфере труда, что указано в ст. 3 ТК РФ.

Сокращенный сотрудник пенсионного возраста обеспечивается всеми гарантиями и выплатами, которые предусмотрены ст. 178 ТК РФ.

При возникновении проблем в процессе сокращения и во время выплат компенсаций следует обратиться за помощью к юристам нашей компании. Они дадут консультации, произведут правильный расчет и составят жалобу в случае нарушения прав работника пенсионного возраста.

m.pravoved.ru

Выплаты пенсионерам при увольнении по сокращению штатов

Увольнение по сокращению штатов пенсионеров выплаты не отменяет — несмотря на гарантируемую государством материальную поддержку, пенсионер имеет право получить от работодателя выходное пособие и остальные причитающиеся ему деньги. Какие именно материальные гарантии предоставляет закон пенсионерам, увольняющимся по оргштатным мероприятиям и другим основаниям, изложено в настоящей статье.

Выплаты при увольнении на пенсию

Закон не делает различий между расторжением трудового договора в связи с выходом работника на пенсию и увольнением по собственному желанию — и в том, и в другом случае основанием для прекращения трудовых отношений является заявление сотрудника с указанием конкретной даты увольнения.

Соответственно, и выплаты, причитающиеся пенсионеру, абсолютно аналогичны тем, что положены уволенному работнику, не достигшему пенсионного возраста. В силу статьи 127 Трудового кодекса России, помимо заработной платы бывший сотрудник-пенсионер вправе рассчитывать на компенсацию за отпуск, который он не успел использовать в период нахождения в трудовых отношениях.

Важно: Коллективным договором или другими локальными актами организации могут быть предусмотрены дополнительные выплаты, установленные специально для работников, выходящих на заслуженный отдых. Законодательно размеры таких выплат не урегулированы.

Выплаты пенсионерам при увольнении по сокращению штатов

В соответствии со статьей 178 ТК РФ сотруднику, увольняемому по оргштатным мероприятиям, то есть в связи с сокращением штата, положено выходное пособие в размере средней зарплаты за месяц. Право на получение пособия сохраняется за работником до момента последующего трудоустройства, но не более чем в течение 2 месяцев.

Это правило распространяется на всех работников, включая пенсионеров, то есть закон не выделяет их в отдельную категорию и не предусматривает каких-либо дополнительных материальных гарантий.

Спорные ситуации нередко возникают вокруг еще одного положения статьи 178 ТК РФ, устанавливающего возможность продления срока выплаты выходного пособия до 3 месяцев. Это возможно в исключительных случаях — когда бывший работник, вставший в течение 2 недель с момента увольнения на учет в центр занятости, не был трудоустроен из-за отсутствия подходящей работы.

На пенсионеров по возрасту эта норма не распространяется, поскольку в силу статьи 3 закона «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 на учет в органы занятости принимаются граждане, признанные безработными, а таковыми, согласно пункту 3 этой статьи, не могут быть признаны пенсионеры по старости или выслуге лет.

Таким образом, рассчитывать на трехмесячное выходное пособие при увольнении по сокращению штата могут только те граждане, чье право на заслуженный отдых наступило в связи с инвалидностью — при условии, что их состояние здоровья позволяет им продолжать трудовую деятельность.

Важно: Невозможность получения статуса безработного лишает пенсионера права на пособие по безработице и продление срока получения материальной компенсации от бывшего работодателя. Тем не менее за ним сохраняется право на труд и поиск подходящей работы при помощи органа занятости.

nsovetnik.ru

Увольнение пенсионера по сокращению штатов

lori-0022637924-bigwww.jpg

Похожие публикации

В сложное экономическое время многие работодатели вынуждены прибегать к кардинальной мере — сокращению штата работников. Причинами для сокращения сотрудников могут быть: реорганизация; снижение объемов производства, при котором происходит высвобождение излишнего числа работников; смена основного вида деятельности, в результате которой могут быть полностью исключены некоторые должности, повлекшие сокращение штата. В подобных случаях работодатели зачастую стремятся в первую очередь сократить пенсионеров с постоянной работы. Как сократить пенсионера по закону?

Как сократить пенсионера по закону

Ранее в правовой практике действовали нормы, которые позволяли сокращать пенсионеров по причине приобретенных ими пенсионных прав. Но с 1992 года наступление определенного возраста у работника не может служить причиной для увольнения пенсионера по сокращению (за исключением отдельных профессиональных категорий). Некоторые работодатели во время сокращения штата сотрудников руководствуются тем, что пенсионеры являются относительно защищенной категорией граждан по отношению к прочим работникам, так как они имеют другой вид дохода. Но это противоречит нормам закона и может быть истолковано, как несоответствие принципу равенства прав и возможностей работников (ч.1 ст. 2 ТК РФ) и дискриминация определенной категории сотрудников (ст. 3 ТК РФ).

Увольнение пенсионера по сокращению штатов, как и прочих категорий работников, допускается лишь в том случае, если нет возможности его дальнейшего трудоустройства, то есть в организации нет свободных вакансий, которые могут быть предложены пенсионеру в соответствии с занимаемой им должности и заработку, а также состоянию здоровья. Или в том случае, если пенсионер отказался от предложенной им замещающей должности. Перед принятием решения о сокращении пенсионера, ему должны быть предложены все имеющиеся альтернативные вакансии.

Согласно ч.1 ст.179 ТК РФ, у пенсионеров могут быть преимущества при сокращении, так как зачастую они имеют большую квалификацию по отношению к другим категориям работников.

После сокращения пенсионера какие выплаты он может получить?

Увольнение по сокращению штатов пенсионеров. Выплаты

Увольнение пенсионеров по сокращению штатов предполагает компенсации. В 2016 году по ст. 178 ТК РФ сокращенные пенсионеры должны получить от бывшего работодателя следующие компенсационные выплаты:

  • среднемесячный заработок в виде выходного пособия в день увольнения;
  • среднемесячный заработок за период трудоустройства, не превышающий двухмесячную зарплату со дня увольнения;
  • среднемесячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения. Он назначается органом службы занятости, если уволенный работник обратился к ним в течение двух недель после сокращения и при этом не был им трудоустроен в это время (письмо Министерства финансов от 15.03.06 г. № 03-03-04/1/234).

При сокращении пенсионеров выплачивается ли пособие за третий месяц?

Данная мера предусмотрена для всех работников, потерявших работу по инициативе работодателя по сокращению штата, в том числе и для высвобожденных пенсионеров. Но в жизни все не так просто. В судебной практике пенсионерам отказывают в назначении данной выплаты, так как вышедшие на пенсию граждане официально не являются безработными. И поэтому компенсация среднемесячного заработка им за третий месяц зачастую остается доброй волей работодателя.

При сокращении пенсионеров в 2017 году, выплаты должны быть компенсированы работодателем на общих основаниях, так же, как и в текущем.

Сокращение пенсионеров. Пошаговая инструкция

  1. После того, как было принято решение о проведении сокращения штата сотрудников, руководитель издает приказ о создании комитета, который должен будет определить, какие должности будут сокращены, в каком численном количестве и в лице каких работников;
  2. По итогу работы комиссии руководитель издает приказ с перечнем сокращаемых должностей, людей и датой расторжения договоров;
  3. Затем должно быть проведено уведомление о будущем сокращении сотрудников профсоюза, если он имеется, и центра занятости населения. Все сотрудники, в том числе пенсионеры, должны быть уведомлены о своем сокращении за два месяца в письменном виде в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. В случае массового сокращения центр занятости должен быть уведомлен минимум за 3 месяца.
  4. Работнику должны быть предложены имеющиеся вакантные рабочие места, причем это можно сделать и после уведомления о сокращении, если в течение этого времени появилась свободная вакансия.
  5. После увольнения пенсионеру должны быть выплачены все полагающиеся ему компенсации.

Могут ли сократить пенсионера до истечения двух месяцев, после того, как он получил уведомление?

Да. В соответствии с ч.3 ст. 180 ТК РФ, если пенсионер в это время нашел другую работу, о чем письменно уведомил текущего работодателя, то он может быть уволен ранее указанного периода, с сохранением компенсационной выплаты за полные два месяца.

spmag.ru

Еще по теме:

  • Операции по ликвидации боевиков Сирия: операция по ликвидации боевиков в Даръа близится к завершению Москва, 3 августа. Операция по ликвидации боевиков в сирийской провинции Даръа близка к завершению, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. В ходе брифинга […]
  • Налоговый вычет гражданина рф Что такое налоговый вычет? Начнем с того что все граждане Российской Федерации являются налогоплательщиками, и обязаны уплачивать государству процент от полученных доходов. Эта обязанность гражданина также присутствует в Конституции РФ. Если вы […]
  • Медкомиссия по закону Медкомиссия при трудоустройстве (приеме на работу) Законодательством РФ закреплен список вакансий, при устройстве на которые необходимо проходить медосмотр, поэтому подобные требования со стороны работодателя имеют законную силу. Список вакансий, […]
  • 147 статья ук рф Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав 1. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного […]
  • Налог на прибыль декларация за 2013 Налог на прибыль за 2014 год: отчитываемся по новой форме Уже близится последний день, когда организациям нужно подать налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2014 год – 30 марта. В конце прошлого года ФНС России утвердила новую форму […]
  • Дайвинг законы Главная / Статьи / Дайвинг и безопасность / Дайвинг для чайников. Закон Дальтона для чайников! 31.10 Дайвинг для чайников. Закон Дальтона для чайников! Мы все знаем, что стоя на поверхности земли и дыша, находясь при атмосферном давлении, мы […]