Ребенок-собственник: если опека не разрешает…

По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них действуют родители, за исключением специально перечисленных в законе случаев (ст. 26, ст. 28 ГК РФ). При этом родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки (или давать согласие на их совершение), если в результате этого отчуждается или иным образом уменьшается имущество ребенка или ребенок отказывается от принадлежащих ему прав (п. 2 ст. 37 ГК РФ, ч. 2 ст. 20 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, если он не является собственником в отчуждаемом жилом помещении, или не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры. Разрешение на совершение сделки должно быть выражено ясно и недвусмысленно, в нем должно содержаться указание на то, какую именно сделку (купли-продажи, мены, залога и т.п.) и на каких условиях разрешается заключить. Но главный критерий в данном случае – подобные условия не должны каким бы то ни было образом умалять имущественные права и ущемлять законные интересы несовершеннолетнего.

При этом Конституционный Суд в своем определении от 6 марта 2003 г. № 119-О пришел к выводу, что из содержания абз. 2 п. 1 ст. 28 и п.п. 2-3 ст. 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями ст. 2, ст. 17 и ст. 38 Конституции РФ, решения органов опеки и попечительства – в случае их обжалования в судебном порядке – подлежат оценке исходя из конкретных обстоятельств дела.

Например, судебная практика исходит из того, что на снятие денежных средств со счета, открытого на имя ребенка, разрешение может быть выдано опекуну не только на разовый акт, но и, например, на распоряжение неограниченными по количеству выдач и размеру сумм денежными средствами до достижения ребенком определенного возраста (как правило, до 16 лет, когда он сможет это делать сам) (см., например, решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 марта 2011 г.). Лицу, не являющемуся законным представителем, опекуном или попечителем ребенка разрешение опеки на распоряжение деньгами несовершеннолетнего не может быть выдано: так, в одном из дел дедушка открыл на имя внука вклад, однако через некоторое время передумал и решил забрать деньги, но ни орган опеки, ни суд его желание удовлетворить не смогли (решение Химкинского городского суда Московской области от 18 июля 2012 г.).

В другой ситуации мать решила продать доли в уставном капитале ООО, принадлежащие ее дочери по наследству после смерти отца, по цене в четыре раза меньшей, чем было указано в свидетельстве о праве на наследство, при этом понижение стоимости имущества никак не было обосновано. В результате орган опеки в выдаче разрешения на продажу отказал, и суд с ним согласился (решение Нефтеюганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области от 1 февраля 2012 г. по делу № 2-296/2012).

Возражения второго родителя по поводу совершения сделки не являются безусловным основанием для отказа органа опеки – проверяется, насколько сделка соответствует интересам ребенка, а не родителей (одного из них). Так, согласно утвержденному актом муниципалитета порядку для получения разрешения в орган опеки должны были обращаться оба родителя, в том числе и в случае расторжения между ними брака; заявление от одного родителя могло быть принято только от одинокой матери или в случае признания второго родителя без вести пропавшим. Однако суд признал это положение не соответствующим закону, поскольку оно ограничивает права родителей – ведь федеральное законодательство не предусматривает обязательного достижения родителями согласия относительно имущественных прав их ребенка (смотрите, например, решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2011 г. по делу № 2-1249/11).

При этом если несогласие второго родителя мотивировано объективными причинами – то есть тем, что сделка противоречит интересам ребенка, и это подтверждается в результате проведенной органом опеки проверки, – то суд признает отказ органа опеки в даче согласия на сделку правомерным. Так, в одном из судебных процессов рассматривалось дело, где у матери, отца и ребенка было по 1/3 доли в квартире. Мать продала свою долю постороннему лицу, а затем запросила у опеки разрешение на продажу доли и ребенка, однако отец возражал. Мать после продажи своей доли не приобрела взамен никакого жилья, продолжила вместе с ребенком проживать на чужой жилплощади в квартире нового мужа, а на средства от продажи доли ребенка планировала приобрести квартиру в другом городе для сдачи в аренду, а не для улучшения жилищных условий ребенка. Орган опеки, естественно, отказал в выдаче разрешения на продажу, и Зеленоградский районный суд г. Москвы его поддержал. В другом деле мать просила согласия органа опеки на продажу квартиры, принадлежащей дочери, поскольку они проживали в другом месте в частном доме и у нее не было средств на содержание этой квартиры, деньги от продажи она планировала потратить на свои нужды и нужды детей, а не на приобретение жилья дочери. Естественно, суд признал отказ опеки правомерным (см. решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 22 октября 2010 г. по делу № 2-855/10).

Как правило, условием выдачи разрешения орган опеки ставит приобретение несовершеннолетним прав на жилое помещение «не хуже и не меньше прежнего», причем в одних случаях бывает достаточно указания в постановлении органа опеки на обязательное приобретение жилой площади на имя несовершеннолетнего и представления в опеку договора продажи с включением в него соответствующего условия (см. также письмо Минобразования России от 9 июня1999 г. № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»), а в других опека требует, чтобы ребенок был оделен соответствующими правами заранее, до выдачи разрешения, и обязательство родителя наделить ребенка долей в будущем считает недостаточным (смотрите, например, решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 г.). Например, в одном деле орган опеки предложил матери заранее наделить ребенка долей в ином жилом помещении, что и было сделано путем дарения доли в квартире, принадлежащей бабушке ребенка. Однако когда этот договор предъявили опеке – та отказала в выдаче разрешения на продажу, и суд ее поддержал, поскольку счел, что должны быть представлены доказательства того, что деньги от продажи существующей квартиры пойдут на покупку жилья для несовершеннолетнего, а то, что кто-то до того решил подарить ему долю в своей квартире, не имеет правового значения (решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2011 г. по делу № 2-4218/2010). При этом по другому судебному делу родитель заключил даже не основной, а лишь предварительный договор дарения, и не представлял доказательств того, что собирается приобрести еще какое-то жилье – и суд признал отказ опеки неправомерным (решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 28 сентября 2011 г. по делу № 2-1760/2011). Таким образом, здесь можно констатировать большой разброс мнений, как органов опеки, так и судов относительно того, что именно может являться надлежащим подтверждением намерений родителей наделить несовершеннолетнего правами на иное жилье вместо отчуждаемого.

Если продаваемое жилье было благоустроенной квартирой или комнатой, расположенной в центре города и близко от посещаемых ребенком учреждений (сада, школы), а приобретаемое жилье хоть и больше по площади и не является коммуналкой, но расположено на окраине, неблагоустроено, имеет большой процент износа – органы опеки обычно отказывают в согласовании сделки и суды с ними соглашаются. Так, в одном из судебных дел десятикласснику принадлежала 20-метровая комната в полностью благоустроенной коммунальной квартире в многоквартирном кирпичном доме с высокими потолками рядом с его школой, а почти 70-летний деревянный жилой дом, 2/3 доли в котором родитель планировал купить на имя несовершеннолетнего, находился в оползневой зоне на краю города, его жилая площадь составляла всего 40 метров, и в нем не было ни отопления, ни воды, ни канализации. Отказ органа опеки в даче согласия на продажу имущества несовершеннолетнего в такой ситуации был признан решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2010 г. законным и обоснованным.

Определенные трудности могут возникнуть, если приобретаемое взамен жилое помещение еще не существует – например, если квартира приобретается по договору долевого строительства жилья. В одном из дел орган опеки отказал родительнице в даче разрешения на продажу квартиры, в которой ее дочь имела долю, поскольку посчитал, что приобретение объекта долевого строительства в строящемся жилом доме для несовершеннолетней не гарантирует возникновение у нее права собственности на данный объект, а построенная в результате квартира может оказаться меньшей площади, чем указано в договоре, и жилищные права ребенка могут быть ущемлены. Суд, тщательно исследовав договор, счел, что его условия, за неисполнение которых законом установлена соответствующая ответственность, свидетельствуют об обратном; довод опеки о возможном уменьшении площади квартиры при сдаче дома в эксплуатацию носит предположительный характер; а тот факт, что право собственности во вновь приобретенной квартире ребенок приобретает не одновременно с прекращением существующего у нее права собственности на жилую квартиру, не свидетельствует о нарушении ее имущественных прав и законных интересов (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 августа 2012 г. по делу № 33-2699). В другом деле родители намеревались продать квартиру с долями, принадлежащими детям, с целью строительства индивидуального жилого дома. В суде они представили доказательства, что являются добросовестными родителями: имеют работу, стабильный заработок, транспортное средство, по месту работы и жительства характеризуются положительно, их дети посещают образовательные учреждения, им создаются условия для полноценного развития, поэтому суд счел, что они не имеют намерения ухудшить жилищные условия детей, и отказ органа опеки в выдаче разрешения на продажу незаконен (решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2011 г. по делу № 2-319/2011).

Особняком стоит ситуация, когда сособственники жилья, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, намерены продать свои доли посторонним лицам. Пункт 2 ст. 37 и ст. 250 ГК РФ предусматривают в таком случае обязанность предложить выкупить эти доли ребенку (если он младше 14 лет – его законным представителям), а в случае отказа несовершеннолетнего или его родителя от реализации этого преимущественного права – нужно получить согласие органа опеки на такой отказ (как на сделку, влекущую отказ от принадлежащих подопечному прав). Необходимость представить на регистрацию сделки соответствующие документы указана также в Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной приказом Минюста РФ от 20 июня 2004 г. № 126.

В одном из судебных дел мать собиралась продать постороннему лицу комнату в коммунальной квартире, принадлежащую ей и ее ребенку, при этом собственниками других комнат в квартире также являлись несовершеннолетние. В регистрации сделки было отказано по тому мотиву, что среди прочих документов не были представлены отказы родителей этих детей от покупки продаваемой комнаты, а также разрешение органа опеки на такой отказ; и Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в своем решении от 22 октября 2012 г. по делу № 2-2158/2012 отказ органа по регистрации прав на недвижимое имущества признал правомерным. При этом, как показывает практика, если сделка была фактически исполнена, то такой отказ может и не помешать признанию права собственности покупателя на приобретенную долю в судебном порядке (смотрите, например, решение Чайковского городского суда Пермского края по иску Рамазанова Салавата Минурасимовича).

Если отказы законных представителей получены (либо им направлены соответствующие предложения о покупке, но они в установленный законом срок не выразили согласие приобрести продаваемую долю), а разрешение органа опеки на такой отказ отсутствует – как правило, суды также признают отказы в регистрации правомерными. Так, Биробиджанский городской суд Еврейской автономной области от 10 сентября 2010 г. по делу № 2- 2071/2010 счел, что приостановление государственной регистрации (и последующий отказ в ней) в таком случае правомерны, так как отказ от покупки, во-первых, может повлечь за собой ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего (за счет включения в число проживающих посторонних лиц), и во-вторых, является отказом от принадлежащих несовершеннолетнему прав (смотрите также кассационное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 29 февраля 2012 г. по делу № 33-748/2012, кассационное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 сентября 2011 г. по делу № 33-5336, решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 14 февраля 2011 г. по делу № 2-294/2011, решение Рудничного районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 11 марта 2011 г. по делу № 2-808/2011, кассационное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 29 марта 2011 г. по делу № 33-971, решение Родниковского районного суда Ивановской области от 7 июля 2011 г.). Законность требования получать согласие органа опеки и попечительства на отказ от преимущественного права покупки доли была проверена в 2007 году решением Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. № ГКПИ07-737, и совсем недавно – определением Конституционного Суда РФ 24 сентября 2013 г. № 1280-О, и в обоих случаях данные положения проверяемых нормативно-правовых актов были признаны соответствующими закону.

В то же время существует и противоположный подход к решению данного вопроса. Так, Новокуйбышевский городской суд Самарской области в своем решении от 28 апреля 2011 г., наоборот, указал, что при наличии возражения органа опеки и попечительства нарушается право собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, а разрешение или согласие органа опеки в такой ситуации не требуется (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 5 апреля 2013 г. по делу № 33-3198/2013, определение Московского городского суда от 13 июля 2012 г. № 4г/7-5931/12, определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 января 2012 г. по делу № 33-636/2012). Представляется, что данная точка зрения, несмотря на ее непопулярность среди судейского сообщества, более соответствует смыслу закона.

Действительно, при продаже доли постороннему лицу может возникнуть такая ситуация, что ребенок, ранее проживавший только с лицами, с которым он состоит в родственной связи, окажется в ситуации, когда он вынужден проживать в одном жилом помещении с чужим человеком. В то же время, тот факт, что формальный родственник ребенка не желает проживать с ним и иными родными совместно и готов распорядиться своей долей, свидетельствует о том, что родственные связи между ним и остальными членами семьи почти утрачены (по крайней мере – в части возможности жизни под одной крышей) и не являются достаточно прочными, поэтому никакой существенной разницы между проживанием с несовершеннолетним такого «родственника» и постороннего человека не будет. Кроме того, если квартира еще до вселения туда ребенка уже фактически была коммунальной (то есть в ней проживали также и граждане, не являющиеся членами семьи несовершеннолетнего, либо такие лица входили в число сособственников и не проживали в квартире), то смена одного из сособственников никак не изменит сложившееся положение вещей и не ухудшит жилищные условия ребенка.

Также следует отметить, что разрешение опеки в такой ситуации дается на такое юридическое действие (сделку) как отказ от покупки, а не на саму сделку покупки или продажи. Если опека возражает против отказа, а сами родители как представители ребенка не хотят (или не могут в силу финансовых обстоятельств) приобрести предлагаемую им долю в праве, опека не может заставить их это сделать. Получается, что фактически наличие или отсутствие разрешения опеки на отказ в таком случае не имеет никакого правового значения. Теоретически, при наличии таких возражений продавец вправе счесть, что им не получен ни отказ, ни согласие данного сособственника-несовершеннолетнего (его представителей), подождать установленный в законе срок и продать свою долю третьему лицу. Правда, в реальности сторон проведенной таким образом сделки могут ждать определенные трудности при регистрации перехода права в виде описанных выше приостановления и отказа в регистрации, которые, возможно, не смогут быть устранены даже в судебном порядке. Безусловно, такая ситуация не является нормальной и требует более подробного правового урегулирования.

Однако в обратной ситуации – когда родители согласны приобрести долю, а опека возражает, – такой отказ органа опеки (который уже фактически является разрешением или согласием не на отказ от преимущественного права, а на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетнему), безусловно, имеет правовое значение и может быть оспорен в суде. Если родители в такой ситуации действуют не в интересах ребенка (например, если покупка предлагается по явно завышенной цене, или его имущественные права будут ущемлены по иным причинам) – отказ опеки следует признать правомерным.

www.garant.ru

Согласие органа опеки и попечительства

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. К функциям органов опеки и попечительства относятся подбор лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), надзор за деятельностью опекунов и попечителей, включая обследование жилищных и бытовых условий, контроль за исполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей, в том числе по управлению имуществом подопечного, оказание им помощь и содействия, рассмотрение жалоб на их действия, принятие соответствующих мер и т.д. Таким образом, органы опеки и попечительства выполняют функции представительства подопечного и социально правовой защиты его интересов.

Выполнение отдельных функций в области опеки и попечительства может быть возложено на соответствующие отделы (управления)и другие структурные подразделениями органов местного самоуправления. Например, в отношении несовершеннолетних — на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, — на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (органы) социальной защиты населения.

Выдача разрешений и согласия органа опеки и попечительства

Зачастую граждане сталкиваются с трудностями при обмене жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние (или недееспособные) лица, так как в этом случае для регистрации сделки требуется согласие органов опеки и попечительства, которое порой не так уж просто получить.

Согласно ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. При этом понятие такого надзора не раскрывается и критерии оценки для принятия решений в законе не отражены. Само по себе требование о получении такого согласия противоречит действующему законодательству, но широко, как считает адвокат, применяется в практике.

Согласно п. 29 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для регистрации сделки с жилым помещением требуется разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом как лиц, не достигших 14 лет, и так и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями.

Однако ч. 4 ст.292 ГК РФ предусматривает отчуждение жилого помещения с согласия органа опеки и попечительства, только в том случае, если в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника. А вот в прежней редакции, которая действовала до 2005 года, для совершения сделок с жилым помещением, в котором проживали несовершеннолетние, согласие органа опеки и попечительства требовалось во всех случаях.

Первоначально нововведение распространялось на квартиры, в которых были прописаны дети, родители которых были лишены прав. Однако практика пошла по пути расширительного толкования новой редакции, хотя она фактически и восстанавливает смысл прежде действовавшей нормы. Представляется, что данная практика может быть оспорена в судебных инстанциях.

Необходимо также отметить, что в указанной норме речь идет о помещениях, находящихся в собственности родителей, то есть о тех помещениях, где их дети не имеют доли и не являются собственниками. Следовательно, даже в новой расплывчатой редакции разрешение органа опеки не требуется для распоряжения собственностью несовершеннолетних их родителями.

Получается парадоксальная ситуация, когда согласие (разрешение) органа опеки и попечительства требуется для распоряжения собственностью родителей и не требуется для распоряжения ими собственности самих детей. Спрашивается чьи же тогда интересы защищают органы опеки? Допустимо ли в правовом государстве устанавливать ограничения оборота собственности и ставить в зависимость возможность продажи своей квартиры от усмотрения чиновника.

Если же речь идет об обмене муниципального жилья, то есть предоставленного по договору социального найма, (а эти правоотношения регулируются не гражданским, а жилищным законодательством), то и здесь получение какого-либо согласия не предусмотрено. Оно существует лишь в инструкциях Минюста.

Таким образом, фактически речь идет не о разрешительной процедуре, а об установлении разрешительной системы оборота недвижимости, сходной с оборотом таких вещей как оружии или наркотические средства.

В остальном, сложившуюся практику следует признать рациональной в той степени в какой она не позволяет остаться без жилья несовершеннолетним россиянам в силу юридических просчетов родителей при совершении сделок с жильем. Обычно органы опеки и попечительства возражают против обмена «через куплю-продажу», ибо такая сделка является не обменом в юридическом смысле, а цепочкой договоров купли-продажи. Это означает, что у контрагента нет обязанности предоставить другое жилое помещение, а есть обязательство выплатить деньги за квартиру. Гарантии заключения последующего договора купли-продажи, по которому первоначальный продавец вновь приобретает жилье, нет, так как другая сторона вправе всегда отказаться от продажи своего жилого помещения. В итоге участники такого «обмена», в том числе и несовершеннолетний ребенок, могут остаться без жилья. Во избежание таких случаев, обязательным условием дачи согласия со стороны органов опеки и попечительства при совершении сделки-купли продажи является предоставление другого жилого и благоустроенного помещения ребенку на время совершения сделки либо зачисление «гарантийного» платежа на сберкнижку на имя несовершеннолетнего. Размер этого взноса определяется в процентах от существенных условий конкретной сделки.

Аналогично органы опеки и попечительства походят к случаям обмена приватизированного помещения на неприватизированное, поскольку законодательство не предусматривает возможности заключить такую сделку напрямую. В самом деле, ведь существует масса законных способов для простых сделок, и прежде чем заключить такую сложную сделку, для чьего удобства замышляется столь сложная конструкция?

Поэтому органы опеки и попечительства охотно идут навстречу при совершении прозрачных сделок, например мены жилыми помещениями. Договор мены отличается от купли-продажи тем, что стороны одновременно получают жилые помещения, принадлежавшие ранее на праве собственности друг другу.

advocatkuzmin.ru

Как получить согласие органов опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью несовершеннолетнего?

Главная страница → Статьи → Согласие органов опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью несовершеннолетнего

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является защита прав и законных интересов отдельных социальных групп, в том числе несовершеннолетних.

Наглядным примером участия государственных и муниципальных органов в защите имущественных интересов несовершеннолетних является участие органов опеки и попечительства в сделках с имуществом недееспособных и не полностью дееспособных лиц.

Гражданским кодексом Российской Федерации предписывается необходимость получения предварительного согласия органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного.

Под подопечным, с точки зрения законодательства, понимается гражданин, в отношении которого в определенном порядке установлены опека или попечительство.
Вместе с тем несовершеннолетние лица, находящиеся в семье, не являются лицами, над которыми установлены опека или попечительство. Эти лица относятся к категории лиц, находящихся на иждивении родителей.
Следовательно, от имени таких детей действуют их родители — законные представители.

Статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость соблюдения законными представителями несовершеннолетнего требований ст. 37 ГК РФ, согласно которой, требуется получить предварительное согласие органа опеки и попечительства родителями ребенка на совершение сделок с имуществом, принадлежащим такому несовершеннолетнему.
Этот инструмент позволяет в некоторой степени защитить несовершеннолетнего от нарушения его имущественных интересов. Защита реализуется посредством участия в таких отношениях публичного образования в виде органа опеки и попечительства.

Согласно положениям ГК РФ, сделки по распоряжению имуществом подопечного, такие как сделки по отчуждению, сдаче имущества подопечного внаем или аренду, в безвозмездное пользование, залог, сделки, направленные на отказ от принадлежащих подопечному прав, а также любые другие действия, влекущие уменьшение имущества подопечного, требуют предварительного согласования с органом опеки и попечительства. Порядок управления имуществом определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В Санкт-Петербурге принят закон, согласно которому полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований — местным администрациям.
Таким образом, для получения предварительного согласия обращаться следует непосредственно в администрацию муниципального образования, на территории которого зарегистрирован по месту жительства несовершеннолетний.

Несколько слов о форме предварительного согласия органа опеки и попечительства

Согласие, или, как его еще принято называть, разрешение органа опеки, оформляется местной администрацией муниципального образования в форме постановления, выносимого администрацией муниципального образования и подписываемого главой такой администрации. Порядок и срок рассмотрения заявлений определяется административным регламентом, утверждаемом в каждом муниципальном образовании.

В качестве примера рассмотрим получение предварительного согласия органа опеки и попечительства на продажу квартиры (доли в праве собственности на квартиру), принадлежащей несовершеннолетнему лицу.
Для этого законным представителям несовершеннолетнего (родителям) до совершения сделки необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства администрации МО с соответствующим заявлением и предоставить необходимые документы.

Отдельно стоит заметить, что какого-либо единого списка или перечня необходимых документов для всех муниципалитетов города нет. При этом в процессе практической реализации требований закона в ряде случаев сложилось некоторое единообразие.
В данном случае в орган опеки необходимо предоставить следующие документы:

  • заявления и паспорта законных представителей,
  • свидетельство о рождении и/или паспорт несовершеннолетнего собственника,
  • документы на отчуждаемое помещение.

Под документами на отчуждаемое жилое помещение имеются в виду:

  • правоустанавливающие документы,
  • документы, содержащие техническое описание объекта,
  • справки о регистрации по форме 9 и другие.

В случае наличия определенности по поводу приобретаемого объекта необходимо также предоставить документы в отношении такого объекта.
В той ситуации, когда приобретаемый объект еще не выбран, орган опеки в своем постановлении вправе самостоятельно определить параметры объекта, обязанность по приобретению которого на имя несовершеннолетнего ложится на законных представителей. Для получения детальной информации нужно обращаться непосредственно в отдел опеки и попечительства по месту жительства.

В завершение несколько слов о времени рассмотрения документов

Срок рассмотрения заявления о выдаче предварительного согласия органа опеки и попечительства составляет не более 15 дней с момента направления соответствующего заявления. Результатом рассмотрения является в одном случае постановление, содержащее требуемое согласие, в другом — отказ в выдаче согласия.
Обязательным условием отказа является необходимость его мотивировки. Отказ в выдаче согласия может быть обжалован заинтересованным лицом в суде.

Иван Соколов
специалист Нотариальной палаты Санкт-Петербурга

advokatvspb.ru

Процесс получения согласия органов опеки на продажу квартиры

Получить согласие органов опеки на продажу квартиры необходимо во всех случаях, когда в сделке участвуют несовершеннолетние граждане. Процедура получения такого разрешения может представлять проблему, так как защита интересов ребенка всегда является приоритетной задачей при распоряжении недвижимостью.

Что нужно сделать для получения согласия органов опеки

Если объект недвижимого имущества или доля в нем принадлежат несовершеннолетнему ребенку, распоряжение жильем будут осуществлять его законные представители (родители). Вне зависимости от условий сделки для продажи квартиры будет необходимо получить предварительное разрешение органов опеки.

Указанные органы призваны обеспечивать защиту интересов ребенка при распоряжении его имуществом. С этой целью органы опеки имеют право:

  1. проверять условия совершения сделок по отчуждению квартиры, принадлежащей детям;
  2. контролировать сделки, в результате которых происходит уменьшение имущественных активов ребенка;
  3. выдавать заключение по результатам проверки документов о нецелесообразности продажи имущества либо об условиях, которые должны выполнить родители;
  4. выдавать согласие на продажу жилья.

Основным требованием, которое позволит родителям получить согласие органа опеки на продажу квартиру, является одновременное приобретение в собственность ребенка жилого помещения, схожего по характеристикам, уровню благоустроенности и стоимости.

Именно указанные обстоятельства будут предметом проверки по заявлению родителей-продавцов. Отсутствие разрешительного документа будет являться основанием для признания сделки недействительной по иску органов опеки.

Порядок получения согласия органов опеки

Оформление разрешительного документа и соблюдение условий о защите прав несовершеннолетних граждан происходит в несколько этапов. Первоначальной стадией будет являться уведомление органов опеки о предстоящей продаже квартиры, права на которую имеет ребенок.

Указанное заявление подается в орган опеки по месту постоянного проживания семьи. Помимо указания условий продажи в тексте заявления, необходимо в обязательном порядке представить следующие документы:

  • общегражданские паспорта обоих родителей;
  • документы, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство или паспорт);
  • согласие на продажу жилья от самого ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
  • документы, подтверждающие семейный статус родителей (свидетельство о браке или о разводе);
  • документы по сделке (в отношении продаваемой и приобретаемой квартир).

На стадии подачи заявления родители выступают представителями ребенка, не достигшего возраста 14 лет. Если он достиг такого возраста, он имеет право участвовать в совершении сделки наравне с родителями, однако будет действовать только с их согласия.

При обращении с заявлением органы опеки и попечительства обязаны выполнить следующие обязательные мероприятия:

  1. провести проверку представленных документов на предмет соблюдения интересов ребенка;
  2. при необходимости установить фактическое состояние приобретаемого жилья провести выездную проверку и составить акт;
  3. провести личную беседу не только с родителями, но и ребенком в возрасте старше 14 лет, чтобы установить отсутствие фактов нарушения прав.

На стадии проверки представленных документов органами опеки изучаются правоустанавливающая и техническая документация на жилые помещения по сделкам продажи и покупки. В состав документов входят:

  • выписки из ЕГРН или свидетельства о праве;
  • кадастровые паспорта на жилые помещения и иная техническая документация;
  • инвентаризационные справки из органов БТИ, в том числе о стоимости объектов;
  • техническая документация на жилой дом;
  • справки об отсутствии долгов по услугам ЖКХ;
  • поквартирные карточки или выписки из домой книги.

При проверке указанных документов будет проверяться не только соответствие характеристик обоих квартир, но и благоустройство приобретаемого жилого помещения. Это необходимо, чтобы не допустить замену одной неблагоустроенной квартиры на аналогичный по характеристикам объект.

Оформление согласия на продажу квартиры

Если органами опеки будет установлена равноценность продаваемой и приобретаемой квартир, будет оформляться разрешительная документация. Предварительное согласие органа опеки будет направлено главе муниципального образования, который должен вынести постановление о разрешении сделки с имуществом ребенка. В данном постановлении указывается:

  • согласие на продажу квартиры на условиях, изложенных в договорах;
  • перечень требований, которые должны выполнить родители в установленный срок (например, не позднее месяца после выдачи согласия на продажу оформить право собственности ребенка);
  • открытие банковского счета на имя ребенка для перечисления денежных средств от продажи квартиры (допускается в исключительных случаях);
  • обязанность родителей уведомить органы опеки о проведенной сделке и оформлении права собственности на детей.

Данное постановление будет являться законным основанием для продажи квартиры, родители обязаны его предъявить в органах Росреестра при проведении регистрационных действий.

После продажи квартиры и приобретения на имя ребенка нового жилого помещения необходимо уведомить о данном факте орган опеки, выдавший согласие. Для этого должны быть представлены правоустанавливающие документы на объект недвижимости, в которых ребенок будет указан в качестве собственника помещения.

Неисполнение указанной обязанности может повлечь ответственность в виде обращения органа опеки в суд с иском о признании сделки недействительной, либо о понуждении родителей к регистрации права собственности на ребенка. На стадии судебного рассмотрения дела в суде у родителей есть право устранить допущенное нарушение и выполнить условия согласия на продажу квартиры, т.е. зарегистрировать право собственности несовершеннолетнего ребенка.

law03.ru

Еще по теме:

  • Приказ 1584 Приказ Минздрава России от 28.12.2012 N 1584н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при наличии трансплантированной печени" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2013 N 27704) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ […]
  • Приказ отделения хирургического профиля Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (не вступил в силу) В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 […]
  • Закон 102 фз об обеспечении единства измерений с изменениями Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября […]
  • Приказ 36 на тахографы Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы […]
  • Приказ 1346 от 21122012 гВ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил силу) Приказ […]
  • П3 приказа 1001 от 24112008 Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001"О порядке регистрации транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 27 августа […]