Библиотека в условиях реформы местного самоуправления: Методические рекомендации (ГУНБ Краснояркого края)

[ Библиотека в условиях реформы местного самоуправления: метод. рекомендации / Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края; сост. Т. Ф. Ладуренко. – Красноярск: ГУНБ Красноярского края, 2005. – 26 с ]

Содержание:

  1. Предисловие
  2. Функции органов управления культурой
  3. Финансирование
  4. Библиотеки и новый закон о местном самоуправлении
  5. Примерные модели библиотечного обслуживания населения поселений
  6. Порядок передачи библиотечных учреждений в собственность муниципальных образований
  7. Приложение

Глубокие социально-культурные, экономические и политические перемены в стране, произошедшие в 90-х годах двадцатого века, потребовали коренного переосмысления и преобразования государственной культурной политики.
Роль государства в сохранении и развитии культуры в последние годы была подвергнута кардинальной переоценке как в области регулирования культурной жизни общества, так и в процессе формирования и реализации культурной политики. Существенное влияние на регулирование вопросов культуры, деятельности учреждений в этой области оказало и разграничение полномочий в области культуры между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением и, наконец, появились различные формы собственности на объекты культуры.
Все это, в конечном итоге, выразилось в намеченных и уже начавшихся радикальных реформах, которые, несомненно, окажут серьезное влияние на положение учреждений культуры. Содержание реформы определяется следующими нормативными правовыми актами: Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре феде-ральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.04 № 649) (далее – Указ № 314); Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 95); Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 12.08.04 № 99-ФЗ (далее – Закон № 131).

Следует отметить, что на момент написания настоящих рекомендаций, вышеперечисленные законы еще не были подкреплены методиками реформирования бюджетных учреждений. Нет пока и механизма их реализации.
Настоящие методические рекомендации – это попытка оказания методической помощи руководителям ЦБС по реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области библиотечного дела в крае.
В рекомендациях даны изменения в области административного управления отраслью, кратко обозначены нововведения в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений, предложены новые модели организации библиотечного обслуживания населения, а также механизм разграничения полномочий между районной (межпоселенческой) и сельскими (поселенческими) библиотеками.

Функции органов управления культурой

Для понимания современной ситуации, сложившейся в библиотечном деле, важно понять те изменения, которые происходят в организации управления культурой в целом.
В соответствии с современным законодательством в последние время произошло уточнение функций и структуры органов управления:
Федеральный уровень. В соответствии с Указом № 314 упразднены Министерство культуры Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральная архивная служба России и образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации – Минкультуры России (далее – Министерство).
Во введении Министерства находятся: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, к которому относятся и библиотеки; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное архивное агентство; Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Разделение сфер деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств и федеральной службы призвано разграничить функции по выработке государственной культурной политики и нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, контролю и надзору в данной сфере.
На региональном уровне преобразования сходны с теми, что происходят на федеральном.
Напомним, что определение структуры органов управления в субъекте РФ относится к компетенции региональных органов власти.
На муниципальном уровне больше всего проблем возникает в связи с установлением двух типов муниципальных образований – сельских и городских поселений и формируемых на их основе муниципальных районов и городских округов. К вопросам местного значения муниципального района в области культуры Законом отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Сущностью проводимых реформ является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности его участников.
Правительство Российской Федерации наметило ряд первоочередных мер в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений, включенных в восьмую главу Закона № 131. Можно выделить четыре основных направления:

  1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств (ст. 51 Закона);
  2. Уточнение правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений (ст. 50 Зако-на);
  3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг (ст. 53, 55-65 Закона);
  4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат (ст. 54, 63 Закона).

Представляется целесообразным кратко охарактеризовать вышеперечисленные направления.
Под оптимизацией действующей сети получателей бюджетных средств подразумевается проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных средств по главным распорядителям с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств по главным распорядителям с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья деятелность дублируется; устранение ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.
Второе направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно–правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств.
Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений; широкое использование механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий.
Методы формирования бюджета, ориентированного на результат – это, прежде всего, повышение ответственности органов управления за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг, проектный метод получения финансирования, ориентированного на результат.
Таким образом, реформирование связано с переходом от разделения бюджетов к разграничению доходных и расходных полномочий между органами власти разных уровней. При этом одним из наиболее существенных изменений в распределении расходных полномочий между уровнями власти является включение услуг культуры, включая и библиотечные, в сферу расходных полномочий муниципальных образований.
Иными словами, муниципальное образование должно самостоятельно обеспечивать средствами и финансировать муниципальные учреждения на основе утвержденной сметы. Основная часть расходов на содержание и деятельность учреждений культуры производится из средств соответствующих бюджетов. Следует отметить, что прямое финансирование содержания муниципальных учреждений из средств вышестоящего бюджета является незаконным. Дополнительное финансирование органов местного самоуправления может осуществляться лишь за счет программ, а также субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в данном случае Красноярского края) (ст. 54, 60, 61, 63 Закона № 131).
Полномочия поселений, муниципальных рай-онов и городских округов в области культуры отражены в ст. 14-16 Закона № 131. Так, п. 11 ст. 14 Закона прямо указывает на то, что к полномочиям относится «Организация библиотечного обслуживания населения».
В сельской местности практически все расходные полномочия по решению вопросов местного значения в области культуры отнесены на уровень сельских поселений (ст. 52, 53 Закона № 131).
Законодательство, определяющее содержание административной реформы, предусматривает, что разграничение расходных полномочий сопровождается и разграничением объектов собственности. Таким образом, с районного уровня в собственность сельских поселений должно быть передано имущество, необходимое для решения вопросов местного значения в области библиотечного дела, отнесенных к их компетенции (см. п. 11 ст. 14 Закона № 131).
Материально-техническое обеспечение организаций культуры, развитие их базы осуществляется самими организациями в пределах бюджетных и собственных средств.
С районного уровня в собственность сельских поселений должно быть передано имущество библиотек (если оно изначально не ставилось на учет в сельской администрации), необходимое для решения вопросов местного значения в области культуры, отнесенных к их компетенции.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежны-ми средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
При этом важно учесть то, что органы местного самоуправления муниципального района имеют право заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий (например, организационно-методическое руководство обслуживания населения библиотечной книгой) за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений (ст. 63 Закона № 131). И наоборот, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района (п. 4 ст. 15 Закона № 131). Образец проекта подобного соглашения представлен в Приложении.
Реализация последнего положения на практике возможна, если субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений в бюджет муниципального района, будут носить символический характер и дополняться материальными ресурсами и финансовыми средствами из бюджета муниципального района.

Библиотеки и новый закон о местном самоуправлении

Правовая основа деятельности библиотек.
Библиотеки Красноярского края существуют в форме муниципальных учреждений культуры.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Основными признаками бюджетных учреждений являются:

  • Принадлежность к некоммерческим организациям;
  • Наличие собственника/учредителя;
  • Выполнение определенных собственником управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера;
  • Закрепление имущества на правах оперативного управления;
  • Полное или частичное финансирование собственником;
  • Субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения.

Муниципальное учреждение действует на основании устава, утвержденного уполномоченным органом местного самоуправления – учредителем.
Как отмечает Игнатьева Е. Л.: «Основным критерием сохранения организационно-правовой формы учреждения (государственного и муниципального) является невозможность функционирования на рыночной основе». В этом смысле в наиболее выигрышном положении оказались библиотеки и музеи, связанные с сохранением материального культурного наследия. Обязательность формы учреждения для библиотек подчеркивается Федеральным и региональным законами «О библиотечном деле» (соответственно: ст. 3, 5, 14, 15, 16, 17 и ст. 6, 8, 9, 10). Можно также выделить библиотеки как единственное учреждение культуры в населенных пунктах.
Если же все-таки будет рассматриваться вопрос о преобразовании библиотечного учреждения в другие организационно-правовые формы, то следует обратить внимание на то, что речь может идти только о преобразовании библиотек в другие формы некоммерческих организаций (НКО).
Ликвидация библиотек должна быть обусловлена только объективными причинами, например:

  • Изменением границ или преобразованием муниципалитетов;
  • Развитием альтернативных, более эффективных форм культурного обслуживания населения.

Более предпочтительным, нежели ликвидация, представляется путь присоединения небольших учреждений к другим учреждениям культуры (модель библиотека-клуб). Или это может быть:

  • сохранение ЦБС;
  • создание социально-культурных, культурно-образовательных, культурно-спортивных и иных объединений.

Во избежание сложностей в выстраивании отношений с учредителем и в предоставлении статистической отчетности приоритет желательно отдавать не межотраслевым, а отраслевым объединениям.
В заключение следует подчеркнуть, что в Законе не сказано о сокращении библиотек. Под оптимизацией действующей сети библиотечных учреждений следует понимать не ее механическое сокращение, а упорядочение, приведение в соответствие с современными требованиями.
Сокращение сети должно быть обусловлено исключительно объективными причинами, а при необходимости возможно и ее увеличение, создание новых учреждений культуры.

Вопросы местного значения.
Организация библиотечного обслуживания населения.
В соответствии с п. 11 ст. 14 Закона № 131 к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация библиотечного обслуживания населения, а к полномочиям местного значения муниципальных районов – организация библиотечного обслуживания (п. 19 ст. 15 Закона № 131), и, в соответствии с п. 16 ст. 16, к вопросам местного значения городского округа – организация библиотечного обслуживания населения.
Таким образом, муниципальные библиотеки, в соответствии с новым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохраняются лишь на двух уровнях: поселений и городских округов. Исходя из этого, предусматривается три вида муниципальных образований:

  • Городские и сельские поселения решают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения своей территории.
  • Муниципальные районы выполняют государственные полномочия и осуществляют поддержание межпоселенческой инфраструктуры.
  • Городские округа совмещают в себе функции муниципального района и поселения.

Как видим, организация библиотечного обслуживания будет зависеть от того, какой вид муниципальных образований будет существовать в той или иной территории. Особую сложность вызывает сохранение районных библиотек, так как они законом не предусмотрены. Но это не означает, что на районном уровне не может быть организовано библиотечное дело, а те ЦБС, которые сегодня существуют, необходимо распустить.
В целом же, следует сказать, что закрепление в Законе № 131 «двухуровневой» модели местного самоуправления и жесткое разграничение полномочий между ними (а под полномочия – собственности и финансов) создает сложные условия для осуществления организации обслуживания населения библиотечной книгой.
В то же время, если толковать закон не буквально и учитывать, что функция организации библиотечного коллектора на районном уровне прописана в скобках, то можно будет предположить, что в полномочия районных местных властей также входит организация межбиблиотечного взаимодействия на своей территории.
В этой связи, снова обращаясь к видам муниципальных образований, прописанных в Законе № 131, необходимо обратить внимание на то, что муниципальные районы выполняют государственные полномочия и осуществляют поддержание межпоселенческой инфраструктуры (ст. 15 Закона). А это означает, что сюда входит и межпоселенческая поддержка библиотечного обслуживания муниципального образования.
Вместе с тем, законодатель не указывает на то, что функции центральной библиотеки должна выполнять центральная библиотека. Эти функции в каждой конкретной ЦБС могут выполнять одна или несколько библиотек. К ним относятся:

  • Координация совместного использования ресурсов поселенческих библиотек: обслуживание межбиблиотечного абонемента; создание и ведение сводного каталога; создание автоматизированных баз данных; другие формы взаимодействия.
  • Формирование и предоставление пользователям наиболее полного, универсального собрания документов.
  • Оказание методической помощи.
  • Исполнение функции обычной библиотеки: обслуживание населения.

С вступлением Закона № 131 в действие, все районные библиотеки должны будут быть переданы на поселенческий уровень, как и все остальные сельские библиотеки. Однако функции межпоселенческого библиотечного обслуживания и средства на эти цели останутся (Ст. 63 Закона № 131).
Исходя из вышесказанного, представляется, что в каждом муниципальном образовании должна быть межпоселенческая библиотека или структура, выполняющая функции, направленные на выполнение государственных полномочий. Функции включают оказание поддержки по вопросам: правового регулирования, социальной защиты, информационной поддержки, методической помощи, кадрового обеспечения и т. п. деятельности поселенческих библиотек.

Примерные модели библиотечного обслуживания населения поселений

Учитывая то, что законодатель дает только общее положение об организации библиотечного обслуживания, можно предположить, что форму обслуживания населения библиотечной книгой муниципальные образования могут выбрать сами. Для сохранения библиотечного обслуживания населения на том уровне, что сегодня существует и, учитывая положения Закона № 131, предлагаем следующие модели организации библиотечного обслуживания:

Вариант № 1:
Межпоселенческая библиотека по своей сути – это центральная библиотека в том виде, в каком она существует сегодня и с вытекающими из этого ее функциями – единым руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы, организацией и использованием единого книжного фонда.
Поэтому межпоселенческая библиотека является головной библиотекой для всех поселенческих библиотек муниципального района и осуществляет поддержку по ведущим направлениям обслуживания всего населения района, это:

  • обновление библиотечных фондов (приобретение литературы, списание устаревшей, мероприятия по сохранности книжных фондов), в том числе и выполнение функции библиотечного коллектора;
  • информационное обслуживание всех категорий пользователей независимо от места их проживания (формирование базы данных на различных носителях информации);
  • техническое сопровождение и поддержание компьютерной техники (создание электронных баз данных информации, имеющейся в библиотеках муниципального образования);
  • обеспечение повышения профессиональной востребованности персонала (непрерывное образование: обучение в профильных вузах и ссузах; повышение квалификации на различных уровнях и в различных формах).

Для решения указанных задач в межпоселенческой библиотеке необходимо предусмотреть следующие должности:

  1. каталогизатор, комплектатор – выполняет функции библиотечного коллектора, приобретает и обрабатывает литературу, осуществляет организацию библиотечных фондов поселений муниципального района;
  2. библиограф – организует и проводит информационную работу с населением муниципального района (массовое, групповое, индивидуальное информирование; формирование баз данных на традиционных и нетрадиционных носителях информации; составление указателей и т. д.);
  3. программист – обеспечивает техническое сопровождение и поддержание компьютерной техники поселений;

библиотекарь «фондовик» – его деятельность расширяет возможности использования читателями всего библиотечного фонда муниципального района, независимо от места его проживания; методист – для организации работы библиотек муниципального района на современном уровне (экспертная оценка деятельности библиотек, рекомендации по улучшению обслуживания населения, система непрерывного образования персона-ла).

Поэтому в межпоселенческой библиотеке необходимо сохранить структурные подразделения центральной библиотеки или выделить: абонементы, читальные залы и другие структуры, например, отдел библиотечных технологий или отдел единого библиотечного обслуживания муниципального образования или что-то иное (но, независимо от названия, включающий: каталогизаторов, комплектаторов, библиографа, программиста, библиотекаря –фондовика, методиста):

Поселенческая библиотека (на правах филиала)
Межпоселенческая библиотека: Абонементы, читальные залы, отдел Абонементы, читальные залы, отдел на правах центральной библиотеки)
И т. д.
Механизм финансирования деятельности межпоселенческой и поселенческих библиотек может осуществляться по одному из предложенных двух направлений:

  1. межпоселенческая библиотека (абонементы, читальные залы, отдел библиотечных технологий) содержится за счет бюджета муниципального района. При этом, в соответствии с главой 3 ст. 15 ч. 19 Закона, осуществляется финансирование всех структурных подразделений библиотеки. В данной модели финансирование деятельности межпоселенческой библиотеки можно сразу закладывать в бюджет муниципального района на следующий финансовый год.
  2. межпоселенческая и поселенческие библиотеки содержатся за счет финансирования поселений. За органом местного самоуправления каждого поселения остается: содержание помещения, обеспечение сохранности фондов, создание условий для обслуживания читателей поселений, техническое оснащение, приобретение оборудования, оплата услуг связи, оплата труда библиотекарей абонементов, читальных залов, секторов, салонов, гостиных и т. п., а также технических работников: дворников, электриков, уборщиков помещений, слесарей, гардеробщиков, водителей, художников, переплетчиков и др. (в соответствии с гл. 3 ст. 14 ч. 4 Закона). Для выполнения социально значимых государственных полномочий организации библиотечного обслуживания муниципального района (см. с. 14) заключаются соглашения между учредителями межпоселенческой и поселенческими биб-лиотеками.

Вариант № 2:
Все библиотеки, включая и центральные (взрослая и детская), являются поселенческими.
Муниципальное образование создает самостоятельное учреждение, состоящее из службы библиотечных технологий (библиотечный коллектор) или учреждение, в состав которого войдет структура, выполняющая функции, отраженные на с. 15. Но в отличии от первого варианта, эти функции будут распространяться на все поселенческие библиотеки, к которым будет относиться и бывшая центральная библиотека.
В таком случае финансирование деятельности методиста, библиографа, программиста и т. д. может осуществляться по двум вариантам:

  • за счет бюджета муниципального района (ст. 63 Закона);
  • согласно соглашению, заключенному между органами местного самоуправления отдельных поселений и учредителем самостоятельного учреждения, о финансировании государственных полномочий, осуществляемых самостоятельной структурой.

Порядок передачи библиотечных учреждений в собственность муниципальных образований
Общие положения.
Напомним, что полномочия поселений, муни-ципальных районов и городских округов в области культуры отражены в ст. 14-16 Закона № 131.
Закон предусматривает разграничение расходных полномочий, которое сопровождается и разграничением объектов собственности. То есть, с районного уровня в собственность сельских поселений должно быть передано имущество, необходимое для решения вопросов местного значения в области культуры, отнесенных к их компетенции. Это относится и к имуществу библиотек: в том случае, если оно находится на балансе районной библиотеки, то по акту передается в сельскую библиотеку. Механизм разграничения объектов собственности видится следующим.

Порядок передачи.
Разграничение полномочий по организации библиотечного обслуживания между учредителями и органами местного самоуправления происходит на основе соответствующих распорядительных документов.
На основе постановления главы муниципального образования учредитель издает приказ о реорганизации централизованной библиотечной системы. В свою очередь администрация ЦБС издает соответствующий приказ, где указан механизм разграничения собственности (имущество, оборудование, книжные фонды, трудовые книжки (если уже не переданы) и исполнители).
Передача имущества с баланса ЦБС на баланс органа местного самоуправления осуществляется на основе приказа учредителя и акта передачи.
Отдельный приказ составляется на разграничение собственности между учредителем и поселениями на книжные фонды, который включает: состав комиссии по инвентаризации фонда (члены комиссии по сохранности фондов, бухгалтер органа самоуправления поселения и библиотекарь библиотеки поселения и другие), сроки проведения и подготовки актов.
Передача книжных фондов на основе полной их инвентаризации (п. 9.2 Инструкции об учете и сохранности документного фонда ЦБС Красноярского края), где сказано, что «В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» обязательная проверка фонда также производится при реорганизации и ликвидации библиотеки».

Согласно Положения о централизации государственных массовых библиотек централизация предусматривала, в частности, «объединение ранее самостоятельных библиотек в централизованную библиотечную систему с общим книжным фондом» (п. 1.2 Положения). Сегодня задача централизованных библиотечных систем в случае разграничения полномочий – произвести инвентаризацию. Механизм инвентаризации включает сверку фактического наличия изданий с документами суммарного и индивидуального учета фонда. Для этого можно выбрать один из предложенных ниже путей проверки книжных фондов:
Первый вариант: написание сельским библиотекарем контрольных талонов на те книги, которые есть в наличии в библиотеке (предварительно нужно устранить читательскую задолженность) с последующей их сверкой с учетным каталогом в центральной библиотеке и одновременной пометкой о выбытии издания на обороте каталожной карточки. При этом контрольные талоны, имеющиеся в отделе комплектования и обработки центральной библиотеки, передаются в бухгалтерию органа местного самоуправления для постановки на учет.
Второй вариант: на основании контрольных талонов, имеющихся в центральной библиотеке, производится списание изданий сельской библиотеки с книг суммарного учета и индивидуального учета движения библиотечного фонда (учетный каталог). Контрольные талоны также передаются в бухгалтерию для дальнейшей постановки на индивидуальный учет изданий.
Третий вариант применим для тех ЦБС, где контрольные талоны на фонд библиотеки отделом комплектования центральной библиотеки не составлялись: на каждую книгу, имеющуюся в фонде библиотеки, пишется контрольный талон, где указывается в определенной последовательности: инвентарный номер, инициалы автора, первые слова заглавия, год, цена. Затем эти талоны сверяются с учетным каталогом ЦБС, после чего с актом возвращаются в библиотеку. В акте указывает количество книг, снятых с учета согласно проверке контрольных талонов, а также список изданий, не отраженных в талонах по причине их отсутствия в фонде, но состоящих на учете в учетном каталоге.
Отдел комплектования центральной библиотеки вносит соответствующие изменения в книгу суммарного учета ЦБС. С этого момента поселенческая библиотека ведет самостоятельный суммарный и индиви-дуальный учет на основе региональной «Инструкции об учете и сохранности документного фонда ЦБС Красноярского края», утвержденной приказом управления культуры администрации Красноярского края от 26.12.2002 г. № 316. Кроме этого, согласно Инструкции № 107н библиотечные фонды учитываются также в качестве объектов основных фондов независимо от стоимости отдельных экземпляров книг на субсчете 018 «Библиотечный фонд» на балансе библиотеки. Дальнейшие взаимоотношения между межпоселенческой и поселенческой библиотеками будут складываться на основе партнерских отношений, отраженных в Соглашении.

СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОРГАНОМ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ _________________________
ПОСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ
МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ
__________________
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА О ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ЧАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ

П. __________________ «___»_________200_г.

Администрация органа местного самоуправления поселения _____________________ и учреждение культуры межпоселенческая библиотека муниципального района в лице _________________ района, далее именуемые «Стороны», руководствуясь п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 12.08.2004) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон), признавая необходимость сохранения на территории района единого культурного пространства, в целях реализации конституционных прав граждан на доступ к библиотечным ресурсам, для долговременного сотрудничества на договорной основе заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Стороны согласились, что настоящее соглашение закрепляет передачу учреждению культуры межпоселенческой библиотеке в __________________ лице муниципального района для осуществления части полномочий органа местного самоуправления (поселения) по вопросу создания условий для организации доступа и обеспечения жителей поселения услугами библиотеки (ст. Статья 69. Закона).
2. Стороны обязуются обеспечить: формирование доступа к информационным ресурсам района, края, России; отработку организационных и технических вопросов по созданию условий доступа; получение, надлежащую обработку и обеспечение сохранности информационных ресурсов; актуализацию и пополнение информационных ресурсов библиотек поселений; предоставление пользователям иных услуг в области обеспечения доступа к информации, оказываемых библиотеками.
3. Стороны выразили обоюдное согласие в том, что: орган местного самоуправления ______________ (поселения) передает межпоселенческой библиотеке осуществление части полномочий по вопросу создания условий для организации доступа к библиотечным фондам и обеспечения жителей поселения. учреждение культуры межпоселенческая библиотека муниципального района обязуется выполнять полномочия органов местного самоуправления в части:
3.1.Приобретение и обработка литературы для библиотек поселений муниципального района;
3.2.Осуществление подписки на периодические издания для библиотек поселений муниципального района;
3.3.Организация и осуществление выполнения информационных запросов населения поселения;
3.4.Обеспечение технического сопровождения и поддержку компьютерной техники библиотек поселений;
3.5. Организация обмена литературой между библиотеками поселений и других библиотек;
3.6. Организационно-методическая поддержка деятельности библиотеки (экспертная оценка деятельности библиотек, рекомендации по улучшению обслуживания населения, система непрерывного образования персонала, участие в конкурсах, выездная деятельность межпоселенческих библиотек в библиотеки поселений).
4. Стороны выражают согласие в том, что передача осуществления части полномочий по предмету настоящего договора осуществляется за счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета_________________поселения в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
5. Стороны ежегодно определяют объем субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, в следующем порядке: 5.1._____________________________________________ 5.2._____________________________________________
6. Стороны согласились в том, что администрациями поселения и администрацией муниципального района при участии третьей стороны (межпоселенческой библиотеки) определяется размер субвенций для осуществления вышеперечисленных полномочий на основании ч. 4 ст. 60, 62, 63 Закона.
7. Стороны согласились в том, что администрация поселения осуществляет в рамках предоставленных полномочий управление деятельностью библиотеки поселения.
8. На период действия настоящего соглашения вопросы, связанные с назначением руководителей библиотеки поселения на должность, их увольнением, переводом на другую работу, оплатой труда и пр., находятся в компетенции администрации межпоселенческой библиотеки района или по согласованию с директором.
9. Стороны определяют следующие финансовые санкции за неисполнение настоящего соглашения (ст. 70, 73, 74 Закона): 9.1. Выплата денежного штрафа в размере шестимесячного финансирования содержания штатных единиц (или единицы) межпоселенческой библиотеки, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления со стороны не исполняющей данное соглашение в течение месяца с момента расторжения настоящего Соглашения; 9.2. Создание органом местного самоуправления условий для выполнения вышеперечисленных полномочий для дальнейшего их осуществления иным путем, не предусмотренным настоящим Соглашением.
10. Настоящее соглашение может быть досрочно прекращено только по истечении финансового года по соглашению сторон, либо в случае виновного неисполнения взятых на себя обязательств одной из сторон. Порядок досрочного прекращения действий настоящего соглашения включает: 10.1. Рассмотрение Сторонами вопроса о досрочном прекращении действий по выполнению полномочий органа самоуправления поселения осуществляются в присутствии третьей стороны – органа местного самоуправления администрации муниципального района. 10.2. Стороны пришли к соглашению о том, в случае прекращения полномочий временное осуществление органами государственной власти вышеперечисленных полномочий органов местного самоуправления будет осуществляться в соответствии со ст. 75 Закона.
11. Внесение изменений и дополнений в настоящее соглашение осуществляется путем подписания сторонами дополнительных соглашений.
12. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его утверждения Сторонами и заключается на неопределенный срок. Дополнения и уточнения настоящего Соглашения, принимаемые по предложению Сторон, производятся в письменном виде и становятся его неотъемлемыми частями со дня их подписания.
13. Настоящее соглашение составлено в двух экземпляров, по одному для каждой стороны.

РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН:___________________________

www.library.ru

Еще по теме:

  • Правила соревнования дзюдо Правила соревнований по дзюдо для лиц с нарушением слуха Методические рекомендации по правилам дзюдо для дзюдоистов с нарушением слуха ОБЩИЕ ПРАВИЛА 1. Соревнования для спортсменов с нарушением слуха проводятся в соответствии с правилами […]
  • Как узаконить сделанную перепланировку квартиры Как узаконить уже сделанную перепланировку В деле перепланировки квартиры необходимо идти только официальным и законным путем. Иначе можно получить целый комплекс проблем, на решение которых уйдет не один месяц. Так уж получилось, что все […]
  • Порядок уплаты налога в бюджет Статья 174 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет СТ 174 НК РФ. 1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской […]
  • Правила длительного бега Правила длительного бега Техника бега на длинные дистанции. Бег на стайерские (длинные) дистанции является одним из наиболее интересных и популярных видов соревнований по лёгкой атлетике и с каждым годом получает всё большее распространение. К […]
  • Деньги под расписку от частного лица в улан-удэ Улан-Удэ взять по расписке деньги в долг от частного лица. Вы заняты поиском альтернативного банкам источника получения займов. Одним из привлекающих внимание в таком случае вариантом, конечно, есть получения денег в долг от частных лиц в Улан-Удэ […]
  • Федеральный закон кто издаёт Кто издает законы в РФ? Что касается непосредственно самого порядка принятия законодательных актов, он прописан в положениях конституции Российской федерации, которые регулируют весь процесс издания нового закона. Помимо этого существуют […]