§ 3. Учение Платона о государстве и законах

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Платон (427—347 гг. до н.э.) — родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

После казни Сократа в 399 г . до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую школу под названием «Академия». Диалоги и письма, написанные Платоном после создания Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя.

Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между «подлинным бытием» и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей. Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: «Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых».

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы».

В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость».

Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души земледельцев и ремесленников — железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать. до тех пор государствам не избавиться от зол». В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов «аристократии крови» и заменяет ее «аристократией духа». Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге «Государство» особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Образ жизни низшего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Отметив значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения — важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних «заключены два враждующих между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей».

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения — организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от «тиме» — честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства — олигархия — появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии — власти народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность — чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй — это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению мудрых.

Нарисованная философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков, проводил идею циклического развития истории.

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограниченны, Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью. «Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания».

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей используются при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако такие высказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).

В диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием». Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства.

Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах мыслителя социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.

www.bibliotekar.ru

Учение Платона о государстве и праве

Платон (Аристокл, 427-347 гг. до н.э.) был уроженцем очень знатного афинского рода, в молодости (407— 399 гг. до н.э.) был учеником Сократа, после смерти которого покинул Афины. Вернувшись в Афины в 387 г. до н.э., приобрел рощу Академа и основал Академию, просуществовавшую до 529 г. н.э.

Сократический период творчества (диалоги «Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.) характеризуется доминированием взглядов и подходов Сократа (рационализм, поиск общих понятий, изучение морали и т.д.).

Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство», «Политик», «Законы» и др.). Платон — объективный идеалист. Истинное бытие — это «некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а познаваемые посредством ощущений эмпирические тела — не истинны. Истинное познание — познание мира идей — доступно лишь немногим (философам).

Государство — совместное поселение, которое возникает тогда, когда «каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих».

Платон конструирует две модели идеального государства. Первый тип идеального государства как максимальное воплощение мира идей в полисе описывается в диалоге «Государство». В основе идеального государства лежит принцип справедливости, согласно которому, подобно трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему), выделяется и три сословия в государстве: правителей (совещательное начало), воинов (защитное начало) и производителей (ремесленников и земледельцев — деловое начало). Каждое начало должно заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Управление осуществляется философами, а воины и ремесленники обязаны им подчиняться. В основе данной иерархии лежал «благородный вымысел» о том, что все люди — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди. Платон убежден, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Философы и стражи — люди, поставившие целью своей жизни ревностное служение государству, а поэтому весь их быт организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Им запрещено иметь частную собственность, если в том нет крайней необходимости. Живут и питаются стражи сообща, им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру. Принцип общности распространяется на жен и детей. Семьи для первых двух сословий не существует. Особое внимание придается воспитанию детей, которое берет на себя государство. Мужчины и женщины в идеальном государстве уравнены в правах. Регламентация жизни третьего сословия отдается на усмотрение властей. Основное достоинство идеального государства состоит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, а потому «люди станут жить друг с другом во всех отношениях мирно». Таким образом, идеальным является государство, где правление философов сочетается с действием справедливых законов, установленных ради общего блага. Идеальное государство как правление лучших и благородных может выступать в форме царской власти (выделился один благородный правитель) или аристократии (группа философов). Платон верит в возможность практического осуществления своего проекта, отмечая, что идеальное государство не сможет просуществовать долго в силу испорченности человеческой натуры.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре извращенные формы: тимократия (власть честолюбивых, господство воинов); олигархия (правление богатых); демократия (правление многих равных); тирания (правление одного без законов). Демократия расценивается Платоном как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Наихудшая форма правления — тирания. Основной причиной вырождения государств является порча человеческой натуры.

Политика определяется Платоном в диалоге «Политик» как царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. В данном диалоге Платон классифицирует формы правления в зависимости от числа правящих и роли законов в управлении: образцовое государство (правитель руководствуется истинным знанием), законная монархия (царская власть), противозаконная монархия (тирания); законная власть немногих (аристократия), незаконная власть немногих (олигархия); демократия с законами; демократия без законов.

В «Законах», последнем диалоге Платона, отмеченном некоторым мистицизмом пифагорейской школы чисел, описан «второй по достоинству» государственный строй. Во втором государстве 5040 граждан, по жребию получающих земельный участок на правах владения, но не частной собственности. Земля переходит по наследству к одному из детей. Все население в зависимости от величины имущества делится на четыре класса. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Запрещено владеть золотом и серебром, запрещены ростовщичество и роскошь.

Во втором идеальном государстве совмещаются демократический принцип арифметического равенства (демократия) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и по достоинству). Во главе государства стоят 37 правителей («стражей законов») в возрасте от 50 до 70 лет, избираемых путем многоступенчатых выборов и находящихся у власти не более 20 лет; выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого’ класса), тайное ночное собрание — 10 самых мудрых стражей (верховная власть). Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц (стратеги, таксиархи, гиппархи и др.), которые должны пройти докимасию. Политическими правами не обладают ремесленники и торговцы. Высшие должности могут занимать лишь представители первых двух классов и только мужчины.

В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: один — где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы. Приоритет в соотношении силы и закона в государстве отдается закону: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Таким образом, Платон сформулировал один из основных принципов правового государства — верховенство закона над всеми, в том числе и над правителями.

Законы должны регламентировать все стороны жизни полиса и подчиняться божественным законам. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренность, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т.п. На страже законов стоит активное правосудие. Существенное значение придается идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т.д.

Платон — один из родоначальников политической науки.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

www.zavtrasessiya.com

Платон учение о законах

Идеи трактата «Государство» во многом непохожи на те, которое Платон излагает в другом своем труде, «Законы». В трактате «Государство» общественная жизнь безусловно подчинена идее; книгу «Законы» можно считать попыткою описать государство, настолько близкое к неосуществимому идеалу, насколько человеческие слабости и фактические условия быта допускают приближение к недостижимому совершенству. По-видимому, Платон хотел показать в этом трактате, какие улучшения государственного устройства возможны и при сохранении существующих обычаев, без предоставления владычества философам.

Великий греческий философ Платон

В «Законах» Платон отбрасывает все те черты идеала, изображенного им в трактате «Государство», чьё осуществление невозможно по неодолимости препятствий, противопоставляемых действительностью. Те привилегии, какие давались высшим сословиям в «Государстве», уменьшены в «Законах». В «Законах» Платон советует давать всем гражданам одинаковое воспитание; но ремеслами должны потом заниматься исключительно метеки и отпущенники, земледелием – рабы. Полноправным гражданам не следует унижаться до этих работ. Вместо проповедуемой Платоном в «Государстве» общности жен и имуществ, трактат «Законы» требует только того, чтобы устроены были общественные трапезы, чтобы в них участвовали все люди, пользующиеся гражданскими правами, и мужчины, и женщины; чтобы брак был поставлен под контроль правительства; чтобы был определен максимальный размер движимого имущества, которое может принадлежать одному лицу; чтобы по возможности поддерживалось уравнительное распределение земли между гражданами.

Главной из добродетелей трактат «Законы», в отличие от прежних рассуждений Платона о человеческой душе, считает воздержность. Первое место после неё занимает «мудрость», практическая рассудительность; «мужество» поставлено лишь на втором плане. Об «идеях» почти совсем не упоминается. В содержании «Законов» Платон выводит теорию государственного устройства из религиозных, математических, политических соображений, а философско-идеологические принципы здесь отложены в сторону. Они заменяются рассуждениями о нужде в хороших законах, которые охватили бы все стороны жизни; о полезности таких законов Платон говорит очень сильно. Вовсе нет речи об особом сословии философов, подготовляемых научным воспитанием к управлению государством. Правители не они. Согласно «Законам» управление государством должно принадлежать совету, составленному из граждан, наиболее достойных того по своим знаниям и хорошим качествам. Этот правительственный совет заведует воспитанием; все дети граждан, не только сыновья, но и дочери, должны учиться музыке и гимнастике. В противоположность тем советам, которые даются Платоном в «Государстве», «Законы» не считают нужным изгонять драматическую поэзию из общества – она, напротив, должна служить одним из средств распространения образованности. Комедия должна показать, что порок гнусен и что должно удаляться от него; сценическими героями в ней должны быть только метеки и рабы. Трагедия должна изображать прекрасное, которому следует подражать. Но и в «Законах» Платон настаивает на том, чтобы театр стоял под надзором правительства.

Таким образом, содержание «Законов» очень резко отличается от идей трактата «Государство». По этому и по некоторым другим соображениям многие исследователи полагали, что «Законы» не принадлежат Платону. Но это противоречит свидетельству Аристотеля. Гораздо вероятнее другое объяснение разноречий «Законов» с «Государством». В первом из этих двух трактатов мы видим глубокое знакомство с афинскими законами; автор очевидно человек пожилой. Потому можно считать справедливым мнение, что Платон писал «Законы» в старости, когда вера в осуществимость идеалов «Государства» в нем поколебалась, уменьшилась надежда на мудрость и добродетель людей, и образ мыслей философа стал менее восторженным. А может быть, правы те ученые, которые думают, что Платон умер, не окончив работы над «Законами», и что она была докончена кем-нибудь из его учеников, – по мнению некоторых, Филиппом Опунтским.

Приводим заключение, которым Целлер кончает свое исследование вопроса, принадлежит ли Платону трактат «Законы»: «Все затруднения устраняются, если принять мнение, что трактат «Законы» остался после Платона в виде черновой работы, что некоторые отделы этого труда были уже закончены, а по другим отделам были написаны Платоном лишь отрывки, конспекты, заметки, что эти части и отрывки были связаны, дополнены кем-нибудь из учеников Платона, который придал и литературную отделку небрежно написанным отрывочным заметкам. Если так, то современники имели полное право называть произведением Платона трактат, появившийся в этой обработке. А мы имеем право предполагать, что те места «Законов», которые не совпадают с воззрениями Платона, написаны философом, обработавшим оставшиеся после него материалы».

rushist.com

2.2. Учение Платона о государстве и законах

Многие греческие филосо фы (Исократ, Платон, Аристотель) стали конструировать модели идеального полиса, т.е. устойчивого полиса, пыта ясь найти теоретическое решение этого кризиса.
Биография. Настоящее имя — Аристокл; житель Афин; принадлежал знатному роду, который вел свое происхожде ние от последнего афинского царя Кодра. По преданию, Аристокл получил свое прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба («platys» — греч. «широкий», «platos» — «ширина»). Получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. Рано познакомился с философией Ге раклита, пифагорейцев. Платон много времени уделял поэ зии. Ему приписываются эпические и лирические произве дения, трагедии и комедии. Под его именем до нас дошло около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако зна комство с Сократом в 407 г. до н.э. и полное посвящение себя философии привели к тому, что Платон сжег свои по-этические произведения. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа
в 399 г. до н.э. Платон был его учеником. После смерти Со крата покинул Афины, посетил Египет и Южную Италию. В 389—387 гг. до н.э. на Сицилии Платон попал в рабство. Когда друзья, собрав деньги, решили выкупить его, хозяин от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу — Академию. Эта школа просу ществовала около 1000 лет. Платон изобрел будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. На все пос ледующие века Платон смутил человеческую цивилизацию своим рассказом об Атлантиде — таинственном материке, 12 тысяч лет назад располагавшемся за Гибралтаром и по гибшем, погрузившись в море «в один день и бедственную ночь».
Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным.
Сущность человека — это душа, которая имеет три на чала: разумное, яростное, вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют добродетели: муд рость, мужество, умеренность.
Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвер тую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.
Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы».
Содержание политико-правового учения. Первый про ект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государ ство»: «Мы лепим в нашем воображении государство счас тливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыс лительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
—> разумному началу соответствует совещательное;
—> яростному — защитное;
—> вожделеющему — деловое.

Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сослови ях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).
Справедливость заключается в том, чтобы каждое из со словий занималось своим делом:
—>править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и будут ис пользованы для укрепления государства;
—> защищать полис должны воины, которые подчиняют ся философам;
—> философы и воины вместе управляют производите лями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.
Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускает проникновение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды пра вителей, поскольку считает, что это приведет к гибели го сударства.
Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основ ного тезиса о том, что править должны философы.
Править должны те, кто не стремится к занятию госу дарственных должностей. Для Платона это истинные фи лософы, которые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, иначе с ними будут сражаться соперники в этой любви»; «если же бедные и неимущие добиваются до ступа к общественным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру . ».
Согласно мифу боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов вложено зо лото, в души воинов — серебро, в души ремесленников и земледельцев — медь и железо. И Платон делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.
Только философы способны постигать истинное доб ро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве за конов не требуется: «Таким, записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».

Меры по обеспечению устойчивости государства-поли са. Философы и воины должны посвятить свою жизнь ис ключительно служению общему благу государства-полиса. Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной се мьи. «Прежде всего никто не должен обладать никакой ча стной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».
Средства для существования философов и воинов по ставляет третье сословие. Жены и дети у философов и вои нов общие: «. Пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Пла тону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.
Итак, в институтах семьи и частной собственности Пла тон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.
Воины нуждаются в особом воспитании: —> из поэзии Гомера, Эсхила Платон предлагал исклю чить «сетования и жалобные вопли героев»;
—> будущие воины не должны лгать собственным прави телям. Только «правителям государства надлежит приме нять ложь как против неприятеля, так и ради своих граж дан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».
Форма правления государства, необходимая для перехо да к идеальному государству.

Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тирани ческим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, спосо бен к учению, мужествен и от природы великодушен. ».
«Если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого време ни. Хочет ли он приучить своих граждан к добродетель ным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».
Платон неоднократно посещал Сицилию по приглаше нию тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Одна ко реализовать свой проект на Сицилии Платону не уда лось.

Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:
тимократия — правление военных, бесконечные войны;
олигархия — правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;
демократия — правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;
тирания — власть одного, худшего, окруженного тол пой негодяев.
Источник смены форм государства Платон видел в пор че человеческих нравов.
Второй проект идеального государства Платон разра-батывает в своей работе «Законы».
Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит одновременно из двух противоположнос тей: монархии и демократии. В качестве примеров Платон приводил персидскую монархию и афинскую демократию.
В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ог раничена определенными рамками. Только тогда, считал Платон, мы получим умеренную форму государства.
В описании Платона идеальное государство — это госу дарство:
—> которое состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли;
—> в котором собственность на землю государственная, но владение землей — частное;
— > в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;
—> в котором существуют запреты ростовщичества, за кладывания вещей, получения приданного.
Управление идеальным государством. Монархический компонент в идеальном государстве Платона — это колле гия 37 стражей закона, которые выполняют следующие функ ции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, которое превышает норму, установленную для каждого из четырех классов населения; осуществляют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении имуще ства, превышающем установленную норму.
Демократический компонент включает:
совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом со зыва очередных и внеочередных народных собраний;
народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.
Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночное со брание», деятельность которого не зависит ни от каких ор ганов. Он имеет верховную власть в государстве.
Правовые взгляды софистов

Таблица2.2 Первый проект Второй проект 1) Деление граждан на гри сословия:
философы;
воины;
третье сословие Деление граждан на четыре класса гю имущественному критерию Переход из одного сословия в другое йШможеЙ лишь в виде исключения Переход из одного сословия в другое возможен с ростом богатства, хотя рост богатства ограничен Философское правление, отказ от мелочной опеки «Никто никогда не должен оставаться без начальника» Писаных законов нет: «Таким, записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их» Признается значение писаных законов Идея правления философов Идея смешанной формы государства Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):
«неправильны те законы, что установлены не ради об щего блага всего государства в целом»;
правители — служители законов: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и нахо-
дится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасе ние государства и все блага, какие могут даровать государ ствам боги»;
«есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы»;
«законы, руководясь советом богов, сделают наше го сударство вполне счастливым и блаженным».
Законодательное искусство. «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом».
Законодательные приоритеты: первооснова государст ва — это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке.
В трактате «Политик» под истинной политикой Платон понимает:
знание божественных принципов и форм правления людьми, их возможно полное осуществление в земной жизни;
царское искусство при наличии царского знания и умения судить и повелевать. Если у правителей есть такие данные, то «будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты. ».
Идеальное правление не требует слишком детальных за коноположений. Это царское правление, при котором царь владеет политическим искусством, т.е. умением плести по-литическую ткань.
Платон критиковал управление людьми посредством за кона, поскольку он считал, что закон не может охватить нюансы всех жизненных ситуаций.
Классификация форм государственного правления. Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделял сле дующие формы государственного правления:
царская власть — правление одного с опорой на зако ны;
тирания — правление одного без опоры на законы;
аристократия — правление некоторых с опорой на за коны;

олигархия — правление некоторых без опоры на законы;
демократия — правление большинства с опорой на за коны;
демократия без опоры на законы.
Платон вошел в историю политической мысли как соз датель двух проектов идеального государства. Его можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеаль ного государства он оспорил значимость института част ной собственности для двух высших сословий.
Платон сформулировал проблему перехода к идеально му государственному правлению.

textbook.news

Еще по теме:

  • Л а введенская л г павлова риторика для юристов Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. 12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с. В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, […]
  • Резюме образец бланк юрист Образец резюме юриста Иванова Анна Алексеевна Дата рождения: 01 ноября 1989 года Семейное положение: не замужем, детей нет Адрес: г. Санкт-Петербург, шоссе Революции 97, кв. 253 тел: сот. +7(365)432-19-063 Цель: получение должности юрисконсульта в […]
  • Правило что делать или что сделать Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?" Цели: Развитие умения ставить вопрос к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Развитие познавательных […]
  • Правило написания тончайший Правило написания тончайший Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор. Гласные после шипящих и ц § 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить. Буквы ю и […]
  • Правила написания что-нибудь §64. Дефисное написание частиц Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко, например: кто-то, что-либо, чей-нибудь, кое-какой (в составе неопределенных местоимений; о правописании этих частиц с наречиями […]
  • Уголовное право материальный и формальный состав преступления Виды составов преступления Группы соста­вов преступлений 1. В уголовном праве различают несколько видов (групп) соста­вов преступлений. В основу классификации могут быть положены различные критерии. Прежде всего это степень общественной […]