Писцом в суд

Пинежский район расположен на северо-востоке Архангельской области в бассейне рек Пинега, правого притока Двины и Кулоя в окружении Мезенского, Холмогорского, Виноградовского, Верхнетоемского, Лешуконского и Приморского районов, а также граничит с Республикой Коми.

Протяженность района с северо-запада на юго-восток – 339 километров, с запада на восток – 204. Общая площадь территории составляет 32,1 тысяч квадратных километров, на которой проживает около 36 тысяч человек.

В настоящее время административным центром является село Карпогоры, расположенное в более чем 200 километрах от Архангельска.

Пинежье – самобытный край, сохранивший свое историко-культурное наследие в памятниках архитектуры, религиозных святынях, традиционной народной культуре – это край легенд и тонкой русской души.

Здешние края явили миру талантливых сказителей, писателей и художников – таких как Марья Дмитриевна Кривополенова, Степан Писахов, Федор Абрамов, Николай Рубцов. Село Сура является родиной одного из самых почитаемых русских святых — отца Иоанна Кронштадтского.

Пинежье в разные эпохи было местом ссылок. Здесь провел свои последние годы князь В.В. Голицын, после – отбывали ссылку К.Е. Ворошилов, А.И. Рыков, будущий писатель Серафимович, Александр Грин и многие другие.

История правосудия на Пинежской земле уходит своими корнями на много веков назад. В собрании рукописей Государственного исторического музея в Москве сохранилась одна из неизвестных долгое время уставных земских грамот — крестьянам волостей Малой Пинежки, Выйской и Суры Поганой Двинского уезда от 25 февраля 1552 г. В ней были определены «лутчие люди» из волостных крестьян, которым велено « в душегубстве, и в розбое и во всяких делах земских управу чинити…» Так до нас дошли имена первых судей Пинежья: Елизарья Яковлева, Степана Михаилова, Семена Артемьева, Ивана Архипова, Тимофея Анцыфорова, Иева Логинова, Карпа Михайлова.

В период царской России в уезде вершили правосудие мировые судьи, направленный в глухой северный край по распределению. Это Василий Александрович Платонов, выпускник Ярославского Демидовского юридического лицея, титулярный советник, работавший некоторое время судебным следователем в Мезени. Ксенофонт Федорович Лышковский, происходящий из дворянского рода, также титулярный советник, и другие.

Рассматриваемые мировыми судьями дела прошлого века представляют собой различные споры, например, о наследстве, о бракоразводных процессах, хищении, оскорблении, неосмотрительной езде в селении, нарушении питейного устава и т.д. Большое количество этих уголовных и гражданских дел в настоящее время хранится в Государственном архиве Архангельской области. Они повествуют нам о жизни Пинежья, ее укладе и нраве людей. А равно демонстрируют высочайшее уважение к судьям в то время, уровень их профессионализма и образования. Протоколы и решения написаны каллиграфическим почерком, высоким слогом и с детальной мотивировкой.

Февральская революция 1917 года повлекла за собой реорганизацию судебной системы, отвечавшую новому строю государственной жизни.

Местные народные суды учреждались по декрету Совета народных комиссаров «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 года. В апреле 1918 года в Пинежском уезде вершили правосудие народные судьи Семен Вонифатьевич Гапанович и И.В. Арамов.

Работа народных судов в Архангельской губернии прерывалась интервенцией. Но в 1919 году вновь открыто два участка народного суда. Судьями работали Иван Константинович Булыгин и Кирилл Васильевич Мерзлый.

В конце февраля 1920 года в Пинежском уезде была полностью восстановлена советская власть. Народный суд 1-го участка начал свою работу 16 апреля 1920 года. Его штат состоял из народного судьи Федора Клементьевича Клопова, секретаря, делопроизводителя, писца и курьера. Народный суд 2-го участка Пинежского уезда начал функционировать 13 апреля 1920 года. В его штат с этого же дня входили делопроизводитель, курьер, осуществление правосудия продолжил Кирилл Васильевич Мерзлый.

На протяжении последующих десятилетий, в годы становления советской власти, в период Великой Отечественной войны, годы репрессий деятельность суда не прекращалась.

В 1959 году произошло объединение территорий Карпогорского и Пинежского районов, в результате которого образован единый Пинежский район с центром в селе Карпогоры. Год спустя решением Архангельского облисполкома учреждены районные (городские) народные суды области, сменившие судебные участки, в их числе и Пинежский районный народный суд.

История судебной власти сохранилась во множестве архивных документов различных фондов, в том числе и семейных. Удалось восстановить хронологию работы и узнать практически обо всех судьях, работавших на территории современного Пинежского района с момента Февральской революции 1917 года.

Интересным представляется доклад судьи Ивана Константиновича Булыгина в отдел Юстиции Архангельского облисполкома. В самый разгар эвакуации в 1920 году, ему « распоряжения или предупреждения со стороны властей о прекращении функций Суда и о выезде заблаговременно со всеми делами из пределов уезда дано не было». Поэтому он организовал выезд своего семейства, «состоящего из жены и мальчика 2-х лет», и практически от Верхней Тоймы вернулся обратно, чтобы обеспечить сохранность судебного имущества и документов.

В докладе подробно говорится о том, как он добирался домой сквозь лес, прячась от белогвардейцев, голодал, тщетно пытался за собственные средства нанять «подвод»… Все, что ему частично удалось спасти, было многослойно обернуто шкурами, найденной одеждой и спрятано в навозе. Его беспокойство было также связано с деньгами суда, в целях сохранности он ходатайствовал перед отделом Юстиции об их передаче в уездный исполком…

Знает и помнит суд о фронтовиках и тружениках тыла.

В 1946 году народным судьей Пинежского района назначена Анна Ивановна Песьякова, которая с 1939 по 1944 год работала в аппарате народного суда 2 участка Ломоносовского района города Архангельска.

В 1949-м к обязанностям судьи приступает Николай Васильевич Сивков. С 1933 года он призывается в ряды Красной Армии и, пройдя всю войну в составе Ленинградского и 2-го Белорусского фронтов, заканчивает службу в должности старшего адъютанта стрелкового батальона. За свои подвиги Николай Васильевич награжден Орденом Александра Невского, медалями « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг .» и « За боевые заслуги » , а также десятью благодарностями от т. Сталина за боевые действия.

Фронтовику-судье Василию Васильевичу Сверлову посвящены страницы четвертого номера журнала «Судебный вестник» в 2015 году.

Гордится суд и своими ветеранами – работниками аппарата. Многолетней работе в суде свою жизнь посвятили Пелагея Федоровна Ковалева, в 1963 году она поступила на судебную службу на должность делопроизводителя, а после увольнения в 80-х годах еще долгое время работала народным заседателем.

Более 35 лет посвятила работе в суде Любовь Ивановна Коровина. Ее добросовестность и неравнодушное отношение к обязанностям отмечены многочисленными почетными грамотами и благодарностями.

Людмила Ивановна Сквознякова, частный и долгожданный гость в суде, после 37 лет работы она и сейчас готова помочь действующим сотрудникам по любому вопросу.

Более 20 лет крепким и надежным звеном коллектива были Елена Александровна Фефилова, Светлана Григорьевна Шумихина и Валентина Николаевна Никулина.

В небольшом и очень дружном Пинежском районном суде чтят и помнят всех членов «своей семьи», с радостью встречая судей-отставников и работников аппарата.

Сведений о председателе суда с 1960 года не удалось разыскать, поэтому можно предположить, что первым, в 1965 году, стал Виктор Петрович Верещагин, в 1967 году его сменил Петр Иванович Кузьмин. На протяжении одиннадцати лет, с 1976 года, суд возглавлял Владимир Васильевич Разбойников, затем Борис Александрович Олендарев. С 1992 по 1996 годы председателем была Зоя Алексеевна Жердева. В 1996 году суд возглавила Татьяна Петровна Окунева, а с 2010 по 2016 годы — Наталья Борисовна Самаевская.

С 1994 года Пинежский районный суд Архангельской области является четырехсоставным. Судейский корпус представляют Сергей Анатольевич Галкин, Ольга Юрьевна Жук. Временное исполнение обязанностей председателя суда возложены на Елену Александровну Першину.

В настоящее время в штате суда трудятся 11 государственных гражданских служащих, из них: начальник отдела обеспечения судопроизводства – Валентина Петровна Воробьева; 3 помощника судей – Татьяна Михайловна Пулина, Евгений Александрович Вышатин, Нина Ивановна Вороницына; 4 секретаря судебного заседания – Татьяна Николаевна Тараканова, Оксана Сергеевна Худякова, Елена Николаевна Усынина , Анастасия Алексеевна Пуканова; 2 секретаря суда – Лариса Владимировна Аншукова, Анна Михайловна Синицкая ; специалист 1 разряда – Людмила Ивановна Сквознякова. Администратор суда – Татьяна Александровна Мансурова.

pinegasud.arh.sudrf.ru

ПИСЕ́Ц ( סוֹפֵר , софер), в Библии — название должностного лица, связанного с искусством письма и чтения. Возможно, что первоначальное значение слова — «ведущий счет, учет» (от лиспор — `считать`). Слово софер впервые встречается в Песни Деборы (Суд. 5:14). Предполагается, что слово шотер (в русском переводе Библии — `надзиратель`) также первоначально обозначало род писца (ср. штар — `документ`).

На древнем Востоке писец занимал высокое положение. В Египте, Месопотамии, Ханаане и других местах от писца требовалось не только умение читать и писать, но и широкие познания в государственной и военной областях. Как искусство писца, так и сама должность, нередко включавшая, среди прочего, участие в работе посольств, отправляемых в другие государства, в большинстве случаев передавались по наследству. Кроме административной работы писцы занимались копированием литературных, религиозных, исторических, юридических и других произведений, были хранителями литературной традиции и играли главную роль в распространении культуры. На Ближнем Востоке было много школ писцов, обычно — при центральных храмах (в Месопотамии — уже с 3 тысячелетия до н. э.). В большинстве случаев писцы знали несколько языков. Так, писцы Месопотамии наряду с родным языком (аккадским) знали шумерский, а в период Ассирийской империи — также арамейский язык.

В Древнем Израиле ремесло писца первоначально передавалось от отца к сыну. Среди кенитов были семьи писцов, «что населяли Я‘бец» (I Хр. 2:55). Родство кенитов с Моисеем, возможно, свидетельствует о том, что искусство письма было зачастую связано со священническими функциями. В период Объединенного Израильского царства, а впоследствии в Иудейском царстве значительную часть писцов составляли левиты (см. Леви). Связь между жреческими функциями и функциями писцов объясняется как письменным характером религиозного закона — Торы, так и необходимостью административной и фискальной организации для обеспечения упорядоченной службы в Храме. Невозможно с определенностью сказать, насколько широко была распространена грамотность в народе в то время. Среди пророков (см. Пророки и пророчество) были, несомненно, люди грамотные, но известно, что пророк Иеремия прибегал к услугам писца по имени Барух (Иер. 36:4); можно предположить, что и другие пророки поступали таким же образом, хотя из этого не следует, что сами они были неграмотны.

Особо важную роль выполняли писцы, служившие в царской администрации. Трудно с определенностью установить их ранги и функции. Среди писцов были советники, лица, ответственные за воинскую мобилизацию, и т. п. Самым высшим рангом был «писец царя» (софер х а-мелех); он считался одним из придворных вельмож (сарим), и его кабинет находился в царском дворце (Иер. 36:12).

В отличие от других стран древнего Ближнего Востока, в Иудее писцы приобрели значительную независимость от властей. Так, Барух прочитал перед народом записанные им пророчества Иеремии, вызвавшие ужас царедворцев, а когда царь лично разорвал и сжег свиток, сделал новую его копию (Иер. 36). Такая самостоятельность, видимо, способствовала тому, что писцы заняли видное место среди руководства еврейского народа.

Роль писцов стала еще более значительной в персидскую эпоху, что объяснялось необходимостью их участия в управлении огромной империей, народы которой говорили на различных языках. Поэтому не удивительно, что, когда Артаксеркс вознамерился объявить царским декретом, что Тора станет законом еврейской общины в Эрец-Исраэль, он послал туда Эзру, который был «книжник (софер, то есть писец; ср. сефер, `книга`), сведущий в законе Моисеевом» (Эз. 7:6). Как сочетание титулов Эзры — «писец» и «священник» (ко х ен), так и его родословная свидетельствуют о том, что и после пленения вавилонского искусство писцов было связано с культовыми функциями. Наряду с писцами, занятыми на государственной и храмовой службе, были также частные писцы, которые обслуживали широкую публику, нуждавшуюся в помощи при составлении юридических документов. Такие писцы известны в Египте. В Библии эта функция писцов упомянута лишь однажды (Иер. 32:12–14): хотя в тексте не говорится прямо, что купчая была составлена Барухом (см. выше), передача ему купчей на хранение при свидетелях позволяет предположить, что в этой сделке писец выступал как своего рода нотариус, составивший документ и удостоверивший законность сделки.

В талмудическую эпоху термин софер (буквально `писец`) относился также и к особому роду знатоков Торы (см. Софрим). Изменилось и основное значение слова «писец»: писцом стали называть специалиста в изготовлении свитков Торы (см. Сефер-Тора), тфиллин, мезуз, а также в написании разводных писем (гет; см. Развод). Такой писец получил название софер стам (стам — аббревиатура слов Сефер-Тора, тфиллин, мезуза). Существуют строгие требования к переписыванию этих текстов: они должны писаться на особо приготовленном пергаменте, особым пером, несмываемыми чернилами; строки должны быть ровными, колонки должны начинаться с буквы вав, буквы выписываются определенным образом и т. п.; запрещено писать текст по памяти. Писец должен быть в высшей степени сосредоточен и аккуратен (исправление ошибок не допускается) и ритуально чист, так как он пишет имя Бога (поэтому перед работой писец омывается в микве). Писец работает в соответствии с образцами, так называемыми «Тиккун софрим» (название, лишь формально связанное с талмудическим термином, см. Софрим).

Законоучители (Сан х . 21б) интерпретировали Втор. 31:19 в том смысле, что каждый еврей должен переписать для себя свиток Торы. Однако, поскольку такая работа требует особого профессионального мастерства, эту заповедь можно выполнить, только заказав свиток Торы у писца. Поэтому профессия писца необходима общине; согласно Талмуду (Сан х . 17б), ученый не должен жить в городе, в котором нет писцов.

В средние века писец играл определенную роль в рамках общинного управления. Писец кагала (софер ка х ал) записывал решения руководства и выполнял функции, подобные функциям нотариуса; он же по поручению руководства вел деловую переписку. Он был писарем и секретарем раввинского суда (см. Бет-дин): составлял различные контракты, брачные договоры (см. Ктубба) и разводные письма. От писца требовалась тщательность в исполнении документа. В соответствии с Галахой, оплачивать работу писца должна та сторона, которая предположительно получает большую выгоду.

В настоящее время большинство юридических документов выполняется типографским способом, однако разводное письмо должно быть написано профессиональным писцом.

В современном иврите слово софер (в отличие от софер стам) приобрело значение «писатель».

eleven.co.il

Писцом в суд

1. Ист. Лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг в древней Руси.

2. Ист. Лицо, ведавшее переписью объектов налогового обложения в древней Руси.

3. Устар. Лицо, занимавшееся перепиской чего-л. — Как только будут готовы книги, о которых он пишет, то я тотчас пришлю. Я отдал их уже переписывать писцу. Гоголь, Вий. Илья Самойлович Бурмин служит старшим писцом в сиротском суде. Куприн, Детский сад.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Это статья о роде занятий или профессии. О полярной лисице см. Песец.

Писе́ц, пи́сарь — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки. Профессия писца, которая раньше была распространена в том или ином виде во всех имеющих письменность культурах, утратила свою значимость с развитием книгопечатания. Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты включая священные писания. Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция.

ПИСЕ’Ц, сца́, м. 1. В древней Руси — переписчик. П. Остромирова евангелия (истор. лит.). 2. В древней Руси — чиновник, занимавшийся переписью объектов налогового обложения (истор.). 3. Писарь.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: сводня — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

kartaslov.ru

Фотопрогулки

Сперанский Алексей Иванов. Чебоксарский Земский Суд. Писец

Работая с архивными документами, встречаю порой знакомые уже фамилии. Но не всегда удается проследить родственную связь их носителей с известными уже персонами. Вполне возможно, что они являются всего лишь однофамильцами тех, кто интересовал прежде.
Сведения о некоторых выписываю. Сперанские появились в статьях блога недавно. Связать Алексея Иванова с известными уже Сперанскими не получилось.

ФОРМУЛЯРНЫЙ СПИСОК
о
службе не имеющего классного чина
писца Сперанского
Чебоксарского Земского Суда

Составлен 11 Августа 1854 года

Алексей Иванов Сперанский писец, 30 лет православного вероисповедания.
Получает по окладу жалованья в год 57 руб. 14 ¼ коп.
На паек и обмундировку 28 руб. 57 коп. серебром

Из духовного звания, сын диакона.
Имения нет.
Воспитание и обучение в Чебоксарском духовном училище. По неокончании в оном в 1841 г. курса наук, в службу вступил в Чебоксарский Уездный Суд того же года декабря 8 числа писцом.
По резолюции Уездного Суда исправлял должности протоколиста с 14 декабря 1844 г. по 11 января 1846 г., столоначальника по гражданскому столу с 11 января 1846 г. по 9 июля 1847 г., архивариуса с 11 июля 1847 г. по 18 мая 1849 г. и письмоводителя Дворянской Опеки с 20 марта 1851 г. по 9 июля того же года, а с сего времени снова писцом Уездного Суда.
По прошению определен в Чебоксарский Земский Суд писцом 1852 января 25 числа.
По прошению из онаго за болезнию уволен в отставку 1852 г. июля 13 числа.
По прошению снова определен в Чебоксарский Уездный Суд Писцом 1854 г. апреля 26 числа.

В походах не был
В отставке был с 13 августа 1851 г. по 25 января 1852 г. и с 13 июля 1852 г. по 26 апреля 1854 г.
Женат на Матрене Михайловой, детей не имеет, жена православного вероисповедания.
————————————————
На фото, предпосланном статье, вид г. Чебоксары. Конец XIX века. Источник

Статья печатается с сокращением. Г.В. Магницкая Далматово… Очень интересно рассказал об истории тех мест Павел Распопов. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана …

Грековы — русские дворянские роды. Один из них происходит от Ивана Викулича Г., жившего в половине XVI в. Внук его, Василий Степанович, за московское осадное …

foto-progulki.ru

Писцом в суд

Египетский писец с папирусным свитком. Музей в Луксоре

ревнеегипетский писец — это человек специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.

Собственно, большая часть информации про Древний Египет доступна нам только благодаря работе писцов: под их надзором происходило возведение различных монументов; ими тщательно записывались различные указы и экономические документы; многие истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы иноземцев и странников дошли до нас только потому, что были записаны, часто случайно.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. В папирусах нередко встречаются наставления такого рода:

«Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник» или «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги. и не будешь ты носить корзину. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».

Писцы принадлежали двору фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии.

Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвововали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:

«Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

Сидящий писец. V династия. Лувр, Париж

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Вначале школьника учили читать и правильно и красиво писать , затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для освоения грамоты ученику необходимо было запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге он должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.

У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Профессия писца была самой привилегированной и почитаемой в древнеегипетском обществе. Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Будучи одновременно и библиотекарями, они сохраняли литературные памятники своего народа. В Древнем Египте должность писца и хранителя библиотеки была государственной и передавалась по наследству, так как её мог занять только тот, кто обладал «высшими знаниями».

Хранитель библиотеки фараона также являлся воспитателем наследника египетского престола.

Существовала даже отдельная богиня — Сешат, соответствующая профессии писцов.

2. Школа чиновников

В Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практиковались в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет:

Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле. ».

В следующем тексте описываются злоключения офицера:

У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Статуя писца Хоремхеба

Высмеивание различных профессий в угоду канцелярской службе являлось действенным приемом воспитания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жалобы, приказы, производили различные вычисления, например, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обычаи и традиции, существовало особое чиновное остроумие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Статуя провинциального чиновника

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги как родную мать и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотеп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал:

Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

3. Добрые и злые чиновники

Народ, ремесленники и земледельцы, страшился представителей закона даже самого низкого ранга. Их появление, как правило, возвещало о битье палками и о конфискации скромного имущества. Разумеется, моралисты советовали представителям власти проявлять умеренность и милосердие:

Не ленись при сборе налогов, но и не будь слишком суров. Если найдешь в списке большую задолженность бедняка, раздели ее на три части. Уступи две, чтобы осталась только одна часть».

Некоторые чиновники напоминают в надписях на стелах или статуях в храмах или в своих гробницах, что руководствовались не менее гуманными принципами. Везир Птахмес говорит:

Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел».

Другой везир, Рехмира, заботливо управлял царскими владениями. Он наполнил храмы статуями и построил себе великолепную гробницу, но он также защищал слабого от сильного, покровительствовал вдове, у которой не было родни, а только дети.

Подчиненным Бакенхонсу, верховного жреца Амона, тоже не приходилось жаловаться на своего господина, если верить его словам:

Я был отцом для моих подчиненных, обучал их юношей, подавал руку несчастным, обеспечивал жизнь тех, кто впадал в нужду. Я не угрожал слугам, а был для них отцом. Я обеспечивал похороны тому, кто не имел наследника, давал гроб тому, кто не имел ничего. Я защищал сироту, который взывал ко мне, я отстаивал интересы вдовы. Я не прогонял сына с должности отца. Я не отнимал малых детей у матери. Я открывал свои уши перед всеми, кто говорил правду. Я удалил всех, отягощенных пороками».

А вот история бывшего царского писца и хранителя амбаров Хаемхата. Он «сошел» в некрополь после того, как был оправдан на земле. Против него не было выдвинуто обвинения. Когда он явился в большой зал суда, находящиеся там боги нашли, что все его поступки не отклоняют стрелки весов. И сам Тот оправдал его на суде всех богов и богинь.

Все эти рассказы весьма утешительны. Однако один властитель, хорошо знавший людей, предостерегает своего сына от судей:

Знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности»

(«Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»)

Автопортрет художника Хеви (рельеф из Дейр-эль-Медина). Рисунок из книги П. Монтэ ‘Египет Рамсесов’

Старый вояка Хоремхеб, который вклинился между потомками Эхнатона и Рамсесом I, не строил никаких иллюзий. Он знал, что в тревожные годы, последовавшие за религиозной революцией, писцы, сборщики налогов и все представители власти, до самых ничтожных, беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая одновременно народ и фараона. Судьи без стеснения брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невинного, слишком бедного, чтобы им заплатить. Хоремхеб нашел наконец способ покончить с несправедливостью и покарать тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал суровый указ — любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали в своего рода каторжный лагерь в Силе, на Суэцком полуострове.

Менмаатра (Сети I) в своем декрете довольно сурово обращается к везирам, знати, царскому сыну Куша, командирам лучников и хранителям золота, к вождям южных и северных племен, к колесничим и начальникам конюшен, к носителям зонта, ко всем стражникам царского дома и ко всем посланникам. Речь идет о защите от алчных чиновников «Дома миллионов лет», который он основал в Абидосе и щедро одарил его имуществом, людьми и стадами. У фараона есть все основания думать, что эти чиновники насильно уводят его пастухов, рыбаков, земледельцев и ремесленников, что они ловят рыбу в его прудах и охотятся в его охотничьих угодьях, что они конфискуют суда, особенно те, что возвращаются из Нубии с грузом товаров из южных стран. Каждый чиновник, который завладеет имуществом храма, будет наказан по крайней мере сотней палочных ударов, вернет все захваченное и заплатит штраф в стократном размере в возмещение причиненных убытков. В отдельных случаях наказание будет равняться двумстам палочным ударам и пяти «ранам». Особо провинившихся отдавали на земледельческие работы служителям храма, предварительно отрезав им нос и уши.

Остается лишь удивляться той ярости, с какой фараон ополчился на представителей своей же администрации, защищая привилегии жреческого государства в государстве. Впрочем, чиновники действительно далеко не всегда безоговорочно признавали привилегии жрецов. Остается только выяснить, так ли сурово наказывались притеснители земледельцев и ремесленников. Вряд ли. Правда, история поселянина из Соляного оазиса при всей ее фрагментарности все же свидетельствует, что фараон по крайней мере старался править по справедливости.

4. Административный аппарат

Статуя царского чиновника Каапера (‘Сельский староста’). Древесина. Высота 110 см. V династия. Саккара

В Египте с самых древних времен была очень грамотная администрация. Уже в эпоху I династии писцы оттискивали на глиняных пробках кувшинов свои имена и титулы с помощью цилиндрических печатей. Все, кого мы знаем благодаря статуе, стеле или гробнице, имели по крайней мере один титул. А кое-кто мог принести целый список из дюжины титулов. В период Древнего царства титулов и должностей развелось так много, что перечень их заполнил бы целый том. До нас дошел справочник египетской иерархии времен Рамессидов. Во главе стоят боги, богини и второстепенные божества, царствующий фараон, его супруга, божественная мать фараона и царские дети. Далее следуют судьи и советники, среди которых везир и назначенный фараоном первый советник, и все сановники, имеющие счастье жить возле солнца, крупные военачальники, писцы царской библиотеки, управляющие, глашатаи, носильщик зонта, носильщик опахала, царские писцы, начальники «белого дома», главный писец верховного суда, писцы — сборщики налогов.

Во втором списке перечислены представители фараона за границей, в «колониях» и городах, царские посланцы, хранитель печати «дома моря», ответственный за устья каналов. Одних специальных должностей — легион! Каждый из этих высших чиновников располагал собственным многочисленным штатом. Правители номов старались жить в своих резиденциях, как фараон в своей столице, и содержали массу служителей по примеру царского двора. Такой бог, как Амон, обладал несметными богатствами, которые находились в ведении жреческой администрации со строгой иерархией. У первого пророка были управляющий дома, «камергер», хранитель покоев, писцы, начальник моряков и начальник слуг. Второй пророк тоже имел штат чиновников, приставленных к его персоне. Даже четвертый пророк чувствовал бы себя несчастнейшим из смертных, если бы на всех выходах его не сопровождала маленькая свита. Далее следует перечислить целый ряд управляющих, высших чиновников и писцов, которые распределяли между собой обязанности по выполнению решений высшего совета жрецов. Главные среди этих чиновников — хранители и писцы казначейства, хранитель печати храмовой казны, хранитель большой печати дома Амона. Не столь всемогущий и прославленный, как Амон, но все же владыка Ипу (Ахмим) и Коптоса, бог Мин имел помимо многочисленных жрецов значительный административный аппарат — писцов, начальников работ, отвечавших за стада, за ткацкие мастерские, за транспорт, а кроме того, кладовщиков и счетоводов. Как и во всех странах, чиновничье племя стремилось размножиться, а не сократиться. Рамсес III за тридцать один год своего правления обогатил всех богов Египта, и каждому расширению их владений соответствовало появление новых должностей. Требовалось все больше писцов, чтобы собирать налоги, следить за их перевозкой, надзирать за рабами, содержать в порядке каналы и дороги, набережные и склады.

egyptopedia.info

Еще по теме:

  • Штрафы на лодку Какие штрафы ГИМС для маломерных судов в 2018 году До начала навигации осталось не так уж и много времени и потому любители яхтинга, готовясь к выходу на воду, интересуются, какие нововведения ждут их в текущем году. В немалой степени их также […]
  • Пробизнесбанк страховка Отзывы о Пробизнесбанке Просто нет слов. Хамы и обманщики. Первый раз увидела такое обслуживание в банке. Кроме отрицательного результата по кредиту, облили такой грязью. подробнее » Добрый день! Полистав отзывы, нашел идентичный с моим случай у […]
  • Приказ о формах бухгалтерской отчетности организации 2014 Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 17 августа 2012 г. N 113н г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н" Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 октября 2012 […]
  • Портал судов общей юрисдикции Мосгорсуд запустил единый информационный портал столичных судов общей юрисдикции На базе сайта Московского городского суда заработал единый портал судов общей юрисдикции Москвы. Это информационное пространство, которое объединяет и синхронизирует […]
  • Нотариус в новосибирске на красном проспекте Нотариусы, Новосибирск, Центральный район Нотариус Ваина Л. С. +7-383-211-91-88 Новосибирск, Державина, 28 - 301, 3 этаж Нотариус Барсукова И. Н. +7-383-222-24-19 Новосибирск, Каменская, 32 - 608, 6 этаж Нотариус Полосухина Ж. А. +7-383-224-37-70 […]
  • Судебная практика ст 198 ук рф Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях […]