Как устроиться на работу учителем в российскую школу беженцам из Украины?

В связи с последними событиями на Украине, в Россию прибыло множество граждан, а среди них — и работники образовательной сферы: учителя, педагоги, воспитатели, преподаватели. В адрес нашего сайта пришло несколько вопросов от читателей: как устроиться на работу в школу гражданам Украины? Что делать педагогам, если они хотят и в России работать по своей специальности?

Разрешение на работу в России

Граждане Украины, как и любой другой страны, могут быть трудоустроены в России на общих основаниях, то есть получив разрешение на работу в России. Для этого сам гражданин уплачивает государственную пошлину в размере 2000,00 рублей и работодатель — 6000,00 рублей за каждого иностранца. Такой вариант используется, когда организация настолько заинтересована в иностранном специалисте, что готова заплатить за него немалую сумму. Если же речь идет о рядовом сотруднике, то вряд ли школы и детские сады будут связываться с этим — им проще найти россиянина для закрытия вакансии.

Временное убежище и статус беженца

По иному обстоят дела с иностранцами, получившими статус беженца или временное убежище в России. Такие граждане и принимающие их организации не должны получать разрешение на работу, а значит, и оплачивать совокупно 8000,00 рублей.

Здесь трудность состоит в получении такого статуса. Так, для получения статуса беженца переселенцу нужно доказать факт невозможности пребывания в своей стране. По российским законам, беженец — это «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений». Заявление о получении статуса беженца рассматривается в течение трех месяцев, но, кроме разрешения на работу, дает только единовременное пособие для беженцев.

Гораздо проще получить временное убежище, здесь документы заявителя рассматриваются в течение трех дней. Убежище предоставляется на один год с возможностью продления.

Также у учителей из Украины есть возможность пройти по программе добровольного переселения соотечественников в РФ. В этом случае будет проще получить вид на жительство и в дальнейшем — гражданство.

Признание дипломов и других документов об образовании

Работа в учителем требует наличия высшего и, желательно, педагогического образования, поэтому иностранцам придется предоставить свои документы об образовании. Между Россией и Украиной существуют договоренности о сотрудничестве в области образования и о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях. В этих международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами. Признаются эквивалентными документы об образовании бакалавра, магистра и специалиста*. Правда, при устройстве на работу может потребоваться нотариально заверенный перевод документа на русский язык. Если образования или квалификации нет в списке, то нужно пройти процедуру признания документов об образовании на общих основаниях.

Все документы об образовании, выданные в Крыму, признаются в России по закону об интеграции Крыма и Севастополя в образовательное пространство России. Закон устанавливает, что образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные жителями Крыма на Украине, также будут признаваться в России.

Работа есть!

Во многих населенных пунктах России есть дефицит педагогических работников, поэтому есть все шансы найти работу гражданам Украины. В сельской местности можно найти работу с предоставлением жилья разной степени комфорта.

Пожалуйста, если у вас есть дополнения к статье, оставляйте их в комментариях.

* Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.01.2003 N 37″О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г». Возможно, есть более поздний документ.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

pedsovet.su

Как принять на работу учителя из Украины?

Как принять (оформить) на работу УЧИТЕЛЯ из УКРАИНЫ, не имеющего никакого статуса? Имеет ли право на это учебное заведение (школа)?

Здравствуйте, Татьяна Алексеевна.

Для трудоустройства гражданина Украины школе не требуется получать разрешение на привлечение к труду иностранных граждан, но у иностранного гражданина должно быть получено разрешение на работу. Для получения данного разрешения в соответствии с пунктами 2 и 3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2014) гражданин Украины должен подать заявление о выдаче ему разрешения на работу и представить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Миграционную карту с указанием, что целью визита в Российскую Федерацию является работа, и отметкой органа пограничного контроля о въезде в Россию;
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу;
  • Трудовой договор со школой (может и не быть);
  • Справки, подтверждающие, что гражданин Украины не болен наркоманией и инфекционными заболеваниями, опасными для окружающих;
  • Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

При оформлении на работу гражданин Украины должен предъявить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Трудовую книжку. В Российской Федерации на данный момент действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Таким образом, если у иностранного гражданина есть трудовая книжка образца 1974 года, то заводить новую не нужно. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести новую трудовую книжку;
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (для иностранных граждан постоянно или временно проживающих на территории России);
  • Документ об образовании;
  • Разрешение на работу.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Таким образом, при трудоустройстве иностранного гражданина нужно оформить те же документы, что и при приеме на работу гражданина Российской Федерации, а именно:

  • Приказ о приеме на работу;
  • Трудовой договор в двух экземплярах;
  • Трудовую книжку;
  • Полис обязательного медицинского страхования для иностранных граждан, имеющих вид на жительство.

Кроме того в соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2014) о заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель обязан уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения. Также нужно в течение десяти дней уведомить о приеме на работу иностранного гражданина налоговый орган.

www.yristukconsult.ru

Нужно ли школе получить разрешение на право привлекать и использовать иностранного работника, которому не требуется наличие разрешения на работу?

Вопрос-ответ по теме

Работник, гражданин республики Молдова, 3-й год работает в общеобразовательной школе учителем англ-яз. Устроился на работу сразу же после окончания высшего педагогического образования в Москве. Поставлен на учет по месту пребывания, т.е. есть регистрация в Москве. Данным работникам не требуется разрешение на работу, если следовать ФЗ-115 ст.13 п.8. Нужно ли школе получить разрешение на право привлекать и использовать иностранного работника, которым не требуется наличие разрешения на работу? Какой документ подтверждает необходимость наличия или отсутствия данного разрешения?

Перечень стран с указанием режима въезда на территорию России, установленного для граждан каждого иностранного государства, приведен в Письме МИД России от 27.09.2006 № 32253/19. Граждане Молдовы могут въезжать на территорию России без виз по всем видам паспортов.

В соответствии с Информационным письмом Минобрнауки РФ от 10.08.2010 № 05-2417 «Об осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами, приглашенными в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях», российские образовательные организации вправе привлекать вне существующих квотных ограничений иностранных преподавателей без необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а самих иностранных преподавателей освобождает от необходимости получения разрешений на работу (за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Таким образом, ответим на Ваши вопросы:

Нужно ли школе получить разрешение на право привлекать и использовать иностранного работника, которым не требуется наличие разрешения на работу? — нет, в данном случае школе не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Какой документ подтверждает необходимость наличия или отсутствия данного разрешения. — п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ; в настоящий момент официальные соответствующие разъяснения органов ФМС отсутствуют. При этом, до опубликования официальных разъяснений можно использовать Информационное письмо Минобрнауки РФ от 10.08.2010 № 05-2417 «Об осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами, приглашенными в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях».

В ФЗ-115 ст.13 п.8 обозначено, что «приглашенных» в РФ преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях. Документального подтверждения приглашения нет, был просто въезд в РФ в период отпуска, как и в предыдущие годы. Действительно ли иностранный работник попадает под ФЗ-115 ст.13 п.8. (слово «приглашенных» ведет к размышлениям). — да, Ваш работник попадает под п.8 ст. 13 Федерального закона 115. Данный вывод подтверждает и судебная практика «Решение Верховного суда Республики Коми от 29.06.2011 по делу № 21-218/2011 Постановление о привлечении к административной ответственности за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без гражданства при отсутствии разрешения на работу отменено правомерно, поскольку при изложенных обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях состава административного правонарушения является правильным, основанном на правильном применении норм материального закона, регулирующих данные правоотношения».

Что касается приглашения на въезд.

Как правило, приглашение на въезд оформляется для иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации в визовом порядке. В свою очередь, Ваш работник относится к категории иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ без визы , и относится к категориям , перечисленных в пункте 8 части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу. В связи с тем, что форма приглашения и порядок его оформления для такой категории иностранных граждан законом не определены, то в данном случае по нашему мнению необходимо руководствоваться общим порядком приглашения.

Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), утверждены приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390 .

Также, отметим, что в связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу, рекомендуем еще проконсультироваться с территориальным органом ФМС.

Подробности в материалах Системы:

Ответ: Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы?

Лица, прибывающие в Россию без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР ( Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977 ). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19 .

Б ез визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Проверить, является ли иностранец гражданином страны, прибытие из которой в Россию не требует оформления визы, можно на сайте МИД России .

Общий порядок оформления иностранца

Для приема на работу иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих , получать разрешение на их привлечение и использование не нужно ( п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Вместе с тем требуется:

Оформление разрешения на работу иностранным гражданам

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться и организация ( п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ).

Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего или его представителю, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

цветную фотографию сотрудника-иностранца размером 30 × 40 мм;

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, или его копию (при этом срок действия документа должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления);

миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

трудовой или гражданско-правовой договор;

доверенность на представление интересов иностранца, если документы подает уполномоченное им лицо;

квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу ( подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ ).

При этом иностранному гражданину, прибывшему в безвизовом порядке, который будет осуществлять трудовую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, для получения разрешения на работу необходимо подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового. Такие требования установлены пунктами 8.1–8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В случае если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русском языке ( п. 48 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ).

Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты ( п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минтруда России от 3 декабря 2012 г. № 568н .

О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде ( п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 .

При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, за исключением высококвалифицированных специалистов , подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации ( п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Порядок проведения указанных процедур утвержден приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357 .

На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение ( п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей , дающих право на работу вне региона ( п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца .

Оформление приглашения на въезд в Россию

В отдельных случаях для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется. Информация о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд, содержится в международном договоре России со страной гражданства сотрудника-иностранца.

Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывающих в безвизовом порядке, утверждены приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390 . При этом оформление приглашений на въезд для безвизовых иностранцев проходит в том же порядке, что и для визовых .

Прибытие, постановка на миграционный учет, снятие с миграционного учета и выбытие иностранного гражданина

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту ;

не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

У организации – не позже семи рабочих дней со дня въезда иностранного сотрудника направить уведомление о его прибытии в миграционную службу.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1 , 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляются в соответствии с Правилами , утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 .

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России ( п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Оформление приема на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца .

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 .

Помимо этого, указанные службы необходимо уведомлять:

    о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года ( форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 );

о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками ( форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 ).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 . Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 .

Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 августа 2010 г. N 05-2417

В связи с поступающими в Минобрнауки России обращениями относительно осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности иностранными гражданами, приглашенными в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, Министерством подготовлено и направлено письмо в ФМС России от 16 июня 2010 г. N ЮС-353/05, в котором сообщалось, что Министерство исходит из того, что с 1 июля 2010 г. в этом вопросе следует руководствоваться пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ), которая предоставляет российским образовательным организациям право привлекать вне существующих квотных ограничений иностранных преподавателей без необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а самих иностранных преподавателей освобождает от необходимости получения разрешений на работу (за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях)).

В ответе ФМС России от 14 июля 2010 г. N АК-1/9-10699 возражений по позиции Министерства не содержится, при этом сообщается, что территориальным органам ФМС России даны соответствующие разъяснения.

Направляется в порядке информации.

Заместитель директора
Департамента международного
сотрудничества
А.Ю.СУМБАТЯН

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

от 29 июня 2011 г. по делу N 21-218/2011

Судья Верховного суда Республики Коми Архарова Л.В.,

при секретаре В.Н.,

рассмотрев 29 июня 2011 года жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Усинске на решение Усинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2011 года, которым отменено постановление начальника Отделения УФМС России по РК в г. Усинске от 05.05.2011 о назначении Ч.С. наказания в виде штрафа в размере 25000 рублей за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Ч.С. состава административного правонарушения,

Постановлением начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Усинске от 05.05.2011 Ч.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Ч.С. К.Н. обратилась с жалобой в Усинский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Ч.С. состава административного правонарушения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В жалобе, адресованной в Верховный суд Республики Коми, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Коми в г. Усинске выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, настаивая на наличии в действиях Ч.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что 05.05.2011 инспектором отделения УФМС России в г. Усинске в отношении Ч.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, согласно которому 05.05.2011 сотрудниками отделения УФМС России в г. Усинске выявлен факт привлечения директором ГОУ СПО «Усинский политехнический техникум» к трудовой деятельности в период с ноября 2009 года по май 2010 года в качестве преподавателя по специальным дисциплинам гражданина А.С., не имеющего ни разрешения, ни приглашения на работу в Российской Федерации.

Отменяя постановление начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Усинске от 05.05.2011, суд исходил из того, что А.А. относится к категории иностранных граждан, перечисленных в пункте 8 части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу. В связи с тем, что форма приглашения и порядок его оформления для такой категории иностранных граждан законом не определены, и административным органом не опровергнут тот факт, что А.А. осуществлял свою трудовую деятельность по приглашению, то в действиях Ч.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Данный вывод суда является правильным.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия работодателя, свидетельствующие о нарушении правил приема на работу иностранного гражданина в отсутствие соответствующего разрешения.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», действовавшей в период спорных правоотношений, работодатель и заказчик работ (услуг) имели право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имел право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. При этом указанный порядок не распространялся на иностранных граждан, приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) (пункт 8 указанной нормы закона).

Судом установлено, что в период с ноября 2009 года по май 2010 года А.С., осуществлял трудовую деятельность в качестве преподавателя по специальным дисциплинам в ГОУ СПО «Усинский политехнический техникум». Данные обстоятельства подтверждаются как материалами дела, так и объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и самого А.С.

Таким образом, совокупность исследованных и установленных судом доказательств свидетельствует о том, что указанный гражданин относился к категории иностранных граждан, перечисленных в пункте 8 части 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», для которой не требуется наличия разрешения на работу, и соответственно в действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Доводы жалобы не имеют правового значения для разрешения данных правоотношений, поэтому не опровергают выводов суда.

Собранные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях Ч.С. вменяемого ему состава административного правонарушения является правильным, основанном на правильном применении норм материального закона, регулирующих данные правоотношения, и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 — 30.9 КоАП Российской Федерации,

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2011 оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Усинске — без удовлетворения.

www.kdelo.ru

Уточнения о запретах на работу в России


Уважаемые читатели, если вы собираетесь отправиться на заработки в Россию, то вам необходимо заранее определиться со сферой деятельности. Уточнить свою профессию, отточить навыки и по прибытию в РФ, параллельно с оформлением документов, искать работу по специальности.

Однако учтите, часть профессий в различных регионах России стоят под запретом для иностранных граждан. Мы уже писали в своих статьях о вакансиях, закрытых для иностранных рабочих в Ленинградской области, подчеркивали, что с 2018-го года в Новосибирске расширен список рабочих позиций, на которые нельзя приглашать кадры из-за рубежа. Другие регионы России тоже вводят подобные запреты. В основном, временным иностранным работникам (в том числе, узбекистанцам и таджикистанцам) запрещается работать:

  • В розничной торговле алкоголем, включая пиво,
  • В розничной торговле лекарствами в аптеках;
  • В розничной торговле вне магазинов, палаток, рынков;
  • Водителями автобусов, троллейбусов, трамваем и такси;
  • В киосках и палатках по приготовлению пищи;
  • Учителем в школе;
  • В сфере страхования;
  • Бухгалтером на госпредприятиях;
  • Егерем, охотником или рыболовом;
  • В оптовой торговле стройматериалами;
  • На производстве детского питания;
  • На производстве и в оптовой торговле табачных изделий;

Важно! Учтите, эти запреты на трудоустройство распространяются не на всех иностранных граждан, приезжающих в РФ на заработки.

На кого распространяются запреты на трудоустройство по определенным профессиям

Итак, уважаемые читатели, список перечисленных выше запретов относится в абсолютном большинстве только к тем работникам, которые получили разрешение на работу в РФ по патентам.

То есть, запрет на вождение муниципальным транспортом, запрет на трудоустройство в школе учителем, егерем в заповедниках и другие распространяются только на обладателей патента. Поэтому, если Вы получили Разрешение на временное проживание (РВП) или Вид на жительство (ВНЖ), то на Вас эти запреты распространятся уже не будут!

Также эти запреты не распространяются на граждан стран ЕАЭС, так как кыргызстанцам и гражданам других республик Евразийского экономического союза не нужно получать патент для работы в России.

www.molbulak.ru

Патенты вместо разрешений на работу: чего ждать от новых правил привлечения «безвизовых» иностранцев

C 1 января 2015 года юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут нанимать иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, без разрешения на работу. Для этого потенциальным работникам необходимо приобрести специальный патент, стоимость которого будет устанавливаться субъектами РФ. Такие правила предусматривает недавно принятый Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ (далее – Закон).

Стоит отметить, что сама по себе идея патентов для иностранных работников не является новой. На данный момент они используются для привлечения мигрантов физическими лицами, но только когда дело касается выполнения работ и оказания услуг для личных и домашних нужд (на основании трудового или гражданско-правового договора). Теперь подобным образом иностранных работников можно будет привлекать и в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

Основная цель изменений – с одной стороны, упростить порядок привлечения иностранных работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, с другой – дать возможность регионам регулировать количество мигрантов путем установления более высокой или более низкой стоимости патента, а также ограничений или даже полного запрета на их выдачу. Как это будет работать на практике и есть ли шансы достичь поставленной цели – разберемся вместе с нашими экспертами.

Выдача патента

НАША СПРАВКА

Прибывать в Россию в порядке, не требующем визы, могут граждане стран постсоветского пространства: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Молдовы, Украины, а также ряда государств дальнего зарубежья, с которыми у России заключены соответствующие международные соглашения (Турция, Сербия, Израиль и другие).

С 1 января 2015 года действующая сегодня система квотирования и разрешений на работу для «безвизовых» иностранцев отменяется. Для того, чтобы устроиться на работу в организацию или к индивидуальному предпринимателю, мигрант должен будет просто указать в миграционной карте «работа» в качестве цели визита в Россию. После этого ему необходимо в течение 30 календарных дней обратиться в ФМС России за получением патента, представив помимо заявления:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту;
  • действующий на срок работы полис добровольного медицинского страхования или договор о предоставлении платных медицинских услуг. Договоры должны быть заключены с медицинской организацией в том регионе, где иностранец будет работать. Также они должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
  • документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
  • документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории и основ законодательства России;
  • документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
  • документ, подтверждающий уплату штрафа, если был нарушен срок обращения за оформлением патента.

Субъекты РФ получат право определять уполномоченные медицинские учреждения, которые смогут выдавать потенциальным иностранным работникам справки о состоянии здоровья и заключать договоры на медицинское обслуживание. Также регионы вправе утвердить перечень образовательных организаций, которые будут подтверждать владение иностранца русским языком, знание им истории и основ законодательства России.

Как отмечает разработчик Закона, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, это позволит исключить возможность приобретения соответствующих документов «в переходах и на перекрестках».

Одновременно, чтобы убрать из процедуры трудоустройства иностранцев посредников, регионы смогут определить уполномоченные организации, которые будут оказывать услуги по оформлению и выдаче патентов. По сути – те же посредники, но только официальные, созданные в форме государственных бюджетных учреждений или унитарных предприятий.

«Мы дополнительно обратились ко всем губернаторам, с тем, чтобы полномочия, которые они приобретают с будущего года, были реализованы не по частям, а полноформатно. Тогда это позволит достичь и социального благополучия, и экономического эффекта», – поясняет Ирина Яровая.

При этом заявление на выдачу патента ФМС России может и не принять в случае, если:

  • иностранец не представил необходимые документы (кроме миграционной карты и документа о постановке на учет по месту пребывания – содержащиеся в них данные служба может получить сама);
  • ФМС России или Правительством РФ было принято решение о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории конкретного субъекта РФ;
  • в течение года до подачи заявления иностранец уже получал отказ в выдаче или переоформлении патента либо патент был аннулирован.

Если все проходит успешно, то территориальный орган ФМС России должен выдать иностранцу патент в течение 10 рабочих дней после подачи заявления (форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 638). Для получения патента «на руки» заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий оплату стоимости патента – авансового платежа по НДФЛ на период действия патента. Патент выдается на срок от месяца до года.

Таким образом, с работодателей снимаются обязанности по определению потребностей в рабочей силе, а также проблемы, связанные с нехваткой квот. С 1 января 2015 года они смогут сами регулировать количество привлекаемых иностранных работников. Не нужно будет организациям и индивидуальным предпринимателям заниматься оформлением разрешений на работу. Теперь получение права работать в России – это полностью забота работника. На первый взгляд.

Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

«Впервые процедура получения права на осуществление трудовой деятельности привязана к самому субъекту – иностранному гражданину. Почему существовала система продажи квот и нелегальной миграции? Потому что сам по себе подход к формированию запроса на привлечение рабочей силы и получению статуса трудового мигранта был настолько размыт, что никто ни за что не отвечал. Никто не отвечал ни за квоты, ни за реализацию этих квот, ни за легализацию незаконных мигрантов. Сегодня только сам иностранный гражданин лично может и должен обратиться за получением патента».

Тем не менее, как раз перенос всех обязанностей по оформлению своего статуса на самого иностранца может стать главным камнем преткновения. Дело в том, что процесс трудоустройства для иностранца с учетом документов, которые необходимо предоставить, существенно усложняется. Данное обстоятельство очевидно никак не мотивирует его к легальному оформлению своей трудовой деятельности. Конечно, некоторые мигранты пройдут предусмотренные законом процедуры, но остальные по-прежнему будут работать неофициально.

Лариса Науменко, ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания»:

«Задача законодателя в принципе понятна – облегчить бизнесу привлечение трудовых мигрантов, но я думаю, что с помощью рассматриваемого федерального закона, который принят и вступит в силу с 1 января 2015 года, этого сделать не удастся. Процедура трудоустройства бюрократизирована очень сильно, поскольку законодатель переложил необходимость подготовки и сбора пакета документов с работодателя на мигрантов. Даже российские граждане не всегда могут собрать такой пакет документов и все правильно оформить без правовой помощи, а уж иностранный гражданин, который приезжает устраиваться, например, дворником – тем более».

Таким образом, в связи со сложностью процедуры получения патента добросовестным работодателям, заинтересованным в иностранной рабочей силе, по-прежнему придется оказывать иностранцам содействие, в том числе и финансовое, в оформлении необходимых документов. В противном случае при новой системе будет крайне сложно найти иностранного работника с патентом.

Кроме того, работодатель в любой момент сможет потерять такого работника, если не будет контролировать сроки действия патента. По истечению срока, на который он выдан, документ станет недействительным, а на иностранца будет наложен штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с административным выдворением или без (ч. 1-2 ст. 18.10 КоАП РФ).

Сам работодатель тоже подвергнется штрафу за привлечение к работе иностранца с недействительным патентом (для граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Напомним, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ, по общему правилу индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Если раньше разрешение на работу можно было получить в течение 90 суток , то патент – только в течение 30 календарных дней с момента прибытия в Россию. Данное обстоятельство может породить некоторое количество «бесхозных» мигрантов, которые прибыв в Россию, просто не найдут работодателя за месяц и автоматически окажутся в статусе нелегалов.

Обратившись за патентом с нарушением этого срока, иностранец рискует получить штраф от 10 тыс. до 15 тыс. руб. (ст. 18.20 КоАП РФ), который автоматически увеличивает риск закрытия въезда в страну, так как для этого достаточно иметь всего два административных штрафа в течение трех лет (подп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Причем за любое, даже незначительное правонарушение – скажем, за переход дороги в неположенном месте или курение на остановке общественного транспорта.

Такой жесткий подход в комплексе с усложнившейся процедурой неудобен как для иностранца, так и для работодателя. В итоге о каком-либо упрощении процедур или легализации рынка иностранной рабочей силы говорить не приходится, так как стимулов для этого Закон не дает.

Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения «Опоры России»:

«Если смотреть с позиции работодателей, то у них появляются дополнительные обязанности. Например, контролировать направление иностранным работником необходимых документов в ФМС России. В противном случае, если информация в миграционной ведомство не поступит, – патент аннулируется. Полагаться на самого работника здесь, к сожалению, не получится. Точно также придется контролировать сроки оплаты фиксированного авансового платежа за патент, поскольку если работник внесет его несвоевременно, то патент также аннулируется. Работодатель, который не будет это контролировать, окажется в ситуации, когда у него работает человек с заведомо недействительным документом. Плюс им придется контролировать ситуацию с продлением сроков временного пребывания иностранца в России, так как в большинстве случаев именно работодатели осуществляют миграционный учет своих работников. Если сейчас работодатель максимум два раза обращается в органы ФМС России (ставит иностранца на первичный миграционный и продлевает миграционный учет сроком до года с даты въезда), то сейчас, исходя из системного анализа не только рассматриваемого закона, но и других НПА, работодателю придется обращаться в органы ФМС России за продлением регистрации столько раз, сколько человек продлевал патент».

Продление и переоформление патента

Патент может выдаваться иностранцу на срок от одного до 12 месяцев. Срок его действия может неоднократно продлеваться минимум на месяц. Однако общий срок действия патента с учетом всех продлений все равно не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента.

Для продления патента иностранцу необходимо просто уплатить НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа за период, на который он хочет продлить патент. Иначе действие патента прекращается по истечении оплаченного период. Соответствующий платежный документ будет являться подтверждением продления патента. Обращаться в ФМС России при этом не нужно.

При желании продолжать работу более года иностранцу не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев с момента выдачи патента, нужно обратиться за его переоформлением.

Процедура переоформления аналогична процедуре первичной выдачи патента, однако придется предоставить ряд дополнительных документов:

  • ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о переоформлении иностранному гражданину патента;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные между иностранным гражданином и работодателем, заказчиком работ (услуг).

При переоформлении не нужно предоставлять документ о постановке на учет по месту пребывания. Отказать в приеме заявления о переоформлении патента ФМС России может только в случае непредставления какого-либо из документов (кроме миграционной карты и документов подтверждающих владение русским языком, знание истории и основ законодательства России, так как данные о них у ФМС России уже есть после первого оформления патента) или нарушения срока обращения за переоформлением патента. Порядок получения патента такой же, как и при первичной выдаче.

Важно, что патент может быть переоформлен только один раз. Таким образом, непрерывно иностранец сможет работать по патенту не более двух лет. После этого ему придется выехать из страны и въехать снова, повторив процедуру получения патента.

Отказ в выдаче, переоформлении патента и его аннулирование

Согласно Закону, иностранный гражданин может получить отказ в выдаче или переоформлении патента, а действующий патент может быть аннулирован в случаях:

  • осуществления иностранцем трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц;
  • представления поддельных документов;
  • нарушения миграционного законодательства два и более раза за год и т. д. (полный перечень оснований перечислен в подп. 1-10, подп. 15 п. 9, п. 9.1, п. 9.2 и подп. 1 п. 9.7, п. 9.8 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ»О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»)
  • если сам иностранный гражданин направит заявление об аннулировании выданного ему патента;
  • непредставления в территориальный орган ФМС России копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • отсутствия сведений о работодателе или заказчике работ (услуг) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Если иностранцу было отказано в выдаче или переоформлении патента либо выданный ему патент был аннулирован, он вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента либо аннулирования выданного патента.

Если патент был аннулирован, то ФМС России обязана в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направить работодателю или заказчику работ (услуг), а также самому иностранному гражданину уведомление об этом.

Продление действующих разрешений на работу, патентов и легализация

Закон затронет также не только вновь прибывших иностранных граждан, но и тех, кто уже легально работает. Дело в том, что ранее выданные разрешения на работу и патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц будут действительны до истечения срока, на который они выданы и продлить их нельзя. Соответственно, этим работникам придется выехать за пределы России, въехать снова и оформиться по новым правилам.

Естественно, многие мигранты этого не сделают по разным причинам: одни по незнанию, другие из опасений, что обратно в Россию они уже въехать не смогут (если у них имеются административные правонарушения) или ввиду сложности новой процедуры трудоустройства. Таким образом, данный подход может привести к переходу части легальных иностранных работников в категорию нелегалов.

Кроме того, закон не предусматривает никаких механизмов легализации для тех иностранцев, которые сегодня работают неофициально, но захотят узаконить свой статус и получить с 1 января 2015 года патент. В результате проблема незаконной трудовой миграции может сохраниться и даже в значительной мере усугубиться.

По данным ФМС России, в стране по состоянию на сентябрь текущего года находится более 4,3 млн нелегальных мигрантов (при общем количестве иностранцев в около 12 млн). Как правило это те самые «безвизовые» мигранты, которые въехали в Россию законно, но нарушили срок временного пребывания.

«Нелегальные мигранты не имеют возможности получить патент: как только они прибудут в ФМС России, их выдворят за пределы России за нарушения правил пребывания. Поэтому проблема, скорее всего, не решится в корне, так как Закон не предусматривает процедуру легализации или амнистии», – комментирует ситуацию Лариса Науменко.

«С точки зрения снижения уровня нелегальной миграции, я не вижу каких-либо позитивных вещей в связи с принятием Закона. Ничего не изменится – оформляться смогут только те, кто легально здесь находится. Количество таких иностранцев с каждым годом все меньше, по данным ФМС России, въезд закрыт уже более чем миллиону человек [закрытие въезда не означает, что эти лица выдворены за пределы страны, речь идет лишь о соответствующей пометке в базе миграционного ведомства. – Ред.]», – отмечает Евгений Володин.

Ответственность и ограничения для работников и работодателей

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец обязан представить в территориальный орган ФМС России, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В противном случае патент аннулируется.

Работодатель или заказчик работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с иностранцем трудового или гражданско-правового договора. Срок уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующих договоров в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (пока действует прежняя форма уведомления, утвержденная приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

За невыполнение этих требований на виновных налагается штраф: для граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Иностранец вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдан патент. За нарушение этого правила ему грозит штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с административным выдворением за пределы России или без него (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Работодатель или заказчик работ (услуг) также не имеет права нанимать иностранца по патенту за пределами соответствующего региона. В противном случае он тоже может быть подвергнут административной ответственности. Штраф для граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Тем не менее, при желании работать сразу в нескольких регионах иностранец имеет право получить патент на территории другого субъекта РФ. Для этого придется обратиться в местный территориальный орган ФМС России. Срок действия нового патента не может превышать срока действия первоначально выданного патента. При этом иностранцу придется снова пройти всю процедуру получения патента.

Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения «Опоры России»:

«Дополнительные очень жесткие ограничения на возможность работы в другом субъекте РФ коснутся, прежде всего, предприятий, которые работают в нескольких регионах сразу, например, грузоперевозчиков. Сейчас тоже действует общий принцип – иностранец не вправе работать за пределами субъекта РФ, который указан в его разрешении на работу. Однако из этого правила есть исключение, оно установлено приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н, согласно которому работника можно использовать в другом регионе если его профессия перечислена в утвержденном этим документом перечне. Однако так как положения этого приказа касаются исключительно разрешений на работу, то с нового года они сохраняются только для высококвалифицированных специалистов, иностранных студентов – то есть для иностранцев из дальнего зарубежья. Система патентов оказывается вычеркнутой из данной схемы. Если компания захочет направить иностранного работника, например, из Москвы в Смоленск, чтобы отвезти груз, то нужно будет получать для него патент и в Москве, и в Московской области, и в Смоленской области – то есть на территории всех субъектов, по которым будет пролегать маршрут, и за каждый патент нужно платить».

Кроме того, руководитель субъекта РФ может принять решение об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного работника. По мнению Евгения Володина, ситуация на рынке труда во многом будет зависеть от того, как субъекты РФ будут реализовывать эти полномочия. Указание в патенте профессии или должности ограничит работодателей при подборе работников, а также в перераспределении их внутри организации и сделает патент похожим по своей природе на разрешение на работу.

«В случае, если в патенте не будет указываться должность работника – это положительный момент для работодателя. Он сможет оперировать иностранным персоналом так же свободно, как и работниками, которые являются гражданами России», – отмечает эксперт.

Наконец, стоит отметить, что регионы имеют право по своему усмотрению отказаться от привлечения иностранных работников в принципе, то есть вообще не выдавать патенты. Также субъекты РФ могут приостановить выдачу патентов или ввести ограничения на их количество. Данное обстоятельство также будет оказывать существенное влияние на ситуацию с привлечением иностранных работников в каждом конкретном регионе.

Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

«Впервые в России появляется прозрачная, единая, унифицированная система получения права на осуществление трудовой деятельности, которая напрямую привязана к каждому региону, имеет формат публичности и соотносимости с интересами конкретного рынка труда и жителей конкретного региона. Впервые устанавливается процедура, при которой в каждом субъекте РФ ежегодно принимается закон о социально-экономическом развитии, прогноз социально-экономического развития территории. Я полагаю, что в рамках этого прогноза должны сразу оцениваться запросы и потребности по привлечению иностранной рабочей силы. Законодатель дает право субъекту РФ полностью отказаться от привлечения иностранной рабочей силы и выдачи патентов. Это очень важное право, но его использование должно быть аргументировано, мотивировано и обосновано».

Финансовый аспект

Помимо сложностей процедурного характера, в новом порядке привлечения иностранных работников заложена и чисто финансовая проблема, а именно: стоимость патента и услуг, сопутствующих его оформлению.

Помимо того, что патент в контексте миграционного законодательства удостоверяет право на работу, он одновременно является документом, подтверждающим уплату НДФЛ. Плата за патент представляет собой фиксированный авансовый платеж по данному налогу. Они уплачиваются за период действия патента в размере 1,2 тыс. руб. в месяц с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (в 2015 году – 1,307) и региональный коэффициент, который должен устанавливаться каждым субъектом РФ, исходя из специфики рынка труда на его территории (в Москве, например, он равен 2,5504; Закон г. Москвы от 26 ноября 2014 г. № 55). В случае если такой коэффициент не установлен, то он считается равным 1 (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 368-ФЗ).

«Очень важный экономический момент – авансовый платеж за патент. Даже если иностранный гражданин по каким-то причинам передумает, не захочет, не сможет работать, эти деньги возвращаться не будут. Это обоснованные риски, которые в любом государстве несет сам иностранный гражданин», – поясняет Ирина Яровая.

Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается иностранным работником по месту осуществления им деятельности на основании патента до начала срока, на который выдается (продлевается) или переоформляется патент.

Как мы писали выше, квитанцию об оплате необходимо представить в момент выдачи патента. Таким образом, мигрант может не оплачивать авансовый платеж до того момента, когда будет уверен, что по его заявлению о выдаче патента принято положительное решение.

Общая сумма НДФЛ с доходов налогоплательщиков исчисляется работодателями и подлежит уменьшению на сумму уплаченных за период действия патента фиксированных авансовых платежей в соответствующем налоговом периоде.

Очевидно, что стоимость патента также может сыграть не последнюю роль в том, насколько новый порядок привлечения иностранных работников сделает рынок труда более или менее удобным и доступным для работодателей и иностранных работников. В случае, если она будет слишком высока, – неизбежен его дальнейший уход «в тень».

Следует иметь в виду, что к стоимости патента прибавятся расходы на прохождение экзаменов на знание русского языка, основ истории и законодательства России (например, стоимость такого комплексного экзамена в Высшей школе перевода МГУ имени М.В, Ломоносова составляет 4,9 тыс. руб.), оплату медицинского полиса и выполнение других требований, о которых мы говорили выше.

Лариса Науменко, ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания»:

«Мы подсчитали затраты, которые иностранный гражданин должен понести для приобретения патента на год: самая минимальная сумма – это 50 тыс. руб. [на примере Москвы – Ред.], но, скорее всего, она будет в два раза больше. Естественно, ни мигрантам, ни бизнесу невыгодно нести такие затраты. Поэтому вывести рынок труда «из тени» именно такими поправками, наверное, не получится на сегодняшний момент. Кроме того, необходимо получить медицинский полис, сдать экзамены на знание русского языка, основ законодательства РФ, истории России. Все это усложняет ситуацию, хотя должно происходить обратное. Для высококвалифицированных специалистов такие правила оправданы. Однако если иностранный гражданин приезжает работать на стройке или дворником – это для него неподъемный пакет документов и неподъемная сумма».

Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения «Опоры России»:

«Мы с коллегами прикидывали примерную стоимость патента для иностранцев с учетом самых разных факторов: начиная от оформления сопутствующих документов и стоимости ежемесячного авансового платежа, заканчивая средствами, которые иностранец должен потратить на жилье и питание на период оформления патента. Если говорить о Москве, то в год получается порядка 100 тыс. руб. То есть очень сильно увеличивается расходная часть для иностранцев. Сейчас стоимость разрешения на работу составляет величину госпошлины – 2 тыс. руб. Все остальное – это услуги посредников, которые помогают оформить документы. В Москве в 2015 году стоимость патента составит порядка 4 тыс. руб. в месяц. Умножаем эту сумму на 12 месяцев, и получаем: почти 50 тыс. руб. в год человек должен будет платить за право работать в России. Плюс расходы на оформление полиса, медицинских справок, сертификата на знание русского языка и т. д.».

Таким образом, работодателю придется решать, ляжет стоимость получения патента на него самого или на работника, и в каком размере. Конечно, заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели могут взять часть расходов на себя. Однако далеко не все из них на это пойдут.

Не стоит забывать и про то, что для работы на территории нескольких субъектов РФ придется получать несколько патентов, а это значит, что в таком случае иностранный работник становится с экономической точки зрения совершенно невыгодным для работодателя.

«Изначальная идея, которая звучала, – обеспечить возможность иностранцам из ближнего зарубежья работать на основании одного документа как у физических, так и у юридических лиц. Это замечательная идея, но порядок ее претворения в жизнь накладывает очень много обязанностей и на работника, и на работодателя. При этом любой шаг влево, шаг вправо – это административные санкции, которые сейчас крайне значительны. Если у работодателя работает 100 человек, то с нового года он должен отслеживать ситуацию с каждым из них, чтобы не попасть под штраф», – резюмирует Евгений Володин.

В итоге, с учетом описанных выше особенностей Закона, ожидать упрощения порядка привлечения иностранных работников работодателям не стоит. Нагрузка на них снимается лишь формально, а по факту – значительно увеличивается. Для иностранцев, которые захотят оформляться самостоятельно, изменения также усложняют процедуру трудоустройства в России, особенно с финансовой точки зрения. Как в многих других законах последнего времени, в рассмотренном документе регулирование соответствующих правоотношений практически полностью передается на уровень субъектов РФ. В связи с этим многое зависит от того, не перестараются ли регионы со стоимостью патентов и ограничениями на их количество. Также нельзя исключать и того, что Закон с учетом правоприменительной практики будет вскоре скорректирован в лучшую сторону.

www.garant.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Патенты в рекламы Патенты в рекламы Ученые изобрели устройство, которое может угадать песни, о которых думает человекПоявилась возможность преобразовать мысли людей в синтезируемую компьютером речь. 13 самых известных сериалов о технологиях будущего Популярный жанр […]