§ 5. Этапы решения педагогической задачи

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
4) анализ результатов решения педагогической задачи.

В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи — это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.

Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. В противном случае решение педагогической задачи оказывается незаконченным. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий «анализ решения задачи». Для педагогической практики особый интерес представляют педагогические задачи, а следовательно и педагогические действия, когда уже сама реализация ориентировки приводит к выбору пути, ведущему к операции «окончание», минуя фазу «исполнение». Это те случаи, когда «предметное содержание действия уже не выполняется, а только «имеется в виду» за пределами того, что фактически делается» (П.Я.Гальперин). Действительно, во многих случаях действия педагогов лишь затрудняют достижение педагогических целей, будучи неуместными вследствие недостаточно качественно проведенной фазы ориентировки. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «в некоторых случаях воздержание от участия в каком-либо действии само может быть поступком со значительным резонансом, если оно выявляет позицию, отношение человека к окружающему» [1].

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 537.

Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.

С понятием «способ решения» тесно связано понятие «процесс решения» задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения.

Процесс решения педагогической задачи — это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап — этап ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не уходит со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.

Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

www.p-lib.ru

Определить очередность этапов решения педагогической задачи

Главная > Документ

Определить очередность этапов решения педагогической задачи .

процесс решения педагогической задачи;

анализ ситуации, условий и постановки педагогической задачи;

конструирование способа педагогических воздействий;

анализ результатов решения педагогической задачи.
2,3,1,4

Какие из методов воспитания служат для стимулирования деятельности и поведения воспитанников

Определите последовательность уровней овладения педагогической деятельности .

К категориям педагогической этики относятся .

8) все категории.

Из перечисленных утверждений выберите те функции педагога, которые он выполня­ет на этапе осуществления воспитательного дела:

следит за реализацией замысла;

выполняет диспетчерские функции;

устанавливает уровень сформированности требуемых качеств;

намечает стратегию дальнейшей работы после анализа полученных ре­
зультатов;

6) следит за чётким решением организационных вопросов;
1.2,4.6.

Тест на выбор одного правильного ответа – Вариант1

Тест на выбор одного правильного ответа- вариант 2

Тест на выбор нескольких правильных ответов

В1. Какие необходимо соблюдать условия формирования грамматических
навыков?

Охрана голосового аппарата ребёнка.

Систематическое исправление ошибок в речи детей.

Благоприятная окружающая среда.

Создание практической деятельности, проблемных ситуаций.

Охрана слуха ребёнка.

Комплексное решение задач умственного и речевого развития.

В2. Какие требования предъявляются к знаниям по формированию грам­
матических навыков?

Выбор задач программного содержания зависит от уровня сформиро­ванное™ грамматических навыков детей.

Необходимо использовать произведения художественного слова. В одном задании должны быть и трудные и лёгкие формы слов. Занятие имеет три основных части: начало, ход, конец. Материал на занятии должен быть знаком детям. Широко используются игровые и наглядные приёмы. Основное место на занятии отводится словесным приёмам.

Количество отвеченных вопросов….30

Тест:- «нервно-гуморальная регуляция физиологические функции» 23;4

gigabaza.ru

Этапы решения педагогических задач: описание, особенности и примеры

Что представляют собой этапы решения педагогических задач? Схема предполагает подбор оптимальных способов, благодаря которым можно разработать план действий, принять конкретное решение.

Педагогическую задачу можно рассматривать как систему специфического рода, которая является основной единицей педагогического процесса. Она обладает компонентами, сходными с педагогическим процессом: содержанием, средствами, участниками (педагогами и учениками).

Сущность и специфика педагогической задачи

Среди ее обязательных компонентов можно представить:

  • исходное состояние анализируемой задачи;
  • ее требования (модель).

Основными этапами решения педагогической задачи являются:

  • осмысление;
  • подбор средств и методов;
  • составление плана действий;
  • подведение итогов.

В рамках педагогического процесса предметом могут быть материальные (внешность, физические данные) и идеальные (отношения, деловые и личностные навыки) субстанции, для которых выделяют количественные и качественные изменения.

Под педагогической задачей подразумевают понимание осмысленной педагогической ситуации с выделенной целью, которая способствует познанию и преобразованию существующей реальности. Она является результатом осознания субъектом предназначения образования, условий достижения цели, важности выполнения профессиональных действий, принятия их к реализации.

Отметим, что любая педагогическая ситуация имеет проблемный вид. Цель, которая поставлена педагогом перед школьником, впоследствии формируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Появление задачи связано с переводом ребенка из одного состояния в иное.

Специфика педагогической задачи состоит в том, что при ее анализе невозможно в полной мере абстрагироваться от характеристики субъектов, которые занимаются ее решением.

Последовательность этапов решения педагогической задачи зависит от ее особенностей, а также от индивидуальных характеристик субъектов, участвующих в образовательном процессе.

Типы педагогических задач

В зависимости от временных рамок выделяют три крупные группы педагогических задач: тактические, стратегические, оперативные. Стратегические можно считать «сверхзадачами». Они исходят из главной цели образования, формируются в качестве представлений об основной культуре человека, выступающей предметом педагогических задач. Они задаются извне, отражают объективные потребности развития общества. Именно по ним определяют первоначальные цели и конечные результаты педагогической работы.

В реальном образовательном процессе стратегические задачи преобразуются в тактические. Имея направленность на конечный результат образования, они определяют этапы решения педагогических задач. Оперативные задачи являются ближайшими, текущими проблемами. Они появляются перед педагогом в конкретный момент его работы.

Прогностический этап решения педагогических задач предполагает подведение школьников к их осознанию, значимости. Дидактические задачи непосредственно связаны с учебной и познавательной деятельностью.

Воспитательные

Учитывая специфику воспитательной деятельности, насыщенность внеурочной работы, воспитательные задачи были выделены в отдельную категорию. Воспитательный процесс должен способствовать подготовке школьников к решению тех многочисленных проблем, которые они будут решать в своей повседневной жизни.

Основные этапы решения педагогических задач связаны в этом случае с развитием личности через общение и активную деятельность. Воспитание классифицируют как поощрение самостоятельного поиска решения задач школьниками, что является стимулом их самостоятельного развития.

Категории действий

Этапы решения педагогических задач предполагают несколько категорий действий. Первую группу составляют учебные действия, направленные на решение определенных проблем. Вторая группа представляет собой те действия, которые школьник должен научиться выполнять, чтобы решать критериальные задачи.

Первый этап решения любой педагогической задачи предполагает ее анализ. При успешном овладении учащимися методами решения можно достигнуть цели обучения. В рамках отдельных учебных дисциплин описание подобных задач выражается в виде требований к основным умениям и навыкам обучающихся.

Задачи на ценностную ориентировку

Основные этапы решения педагогических задач направлены на формирование в подрастающем поколении познавательного интереса к изучаемым учебным дисциплинам. Задачи на ценностную ориентировку содержат в себе проблемные ситуации, которые связаны с нравственным выбором.

Этапы решения педагогических ситуаций

Процессуальный этап решения педагогических задач является сложным с психологической точки зрения. От правильности выбора способа поведения зависит формирование у школьников способности противостоять различным негативным факторам, появляющимся при жизни в обществе.

Независимо от класса, уровня сложности и типа все педагогические задачи обладают одним общим свойством, связанным с тем, что они представляют собой задачи социального управления. Первым этапом решения педагогической задачи является постановка ее на базе анализа этой ситуации, а также изучения конкретных условий.

Затем идет конструирование способа педагогического воздействия (взаимодействия). Этапы решения педагогических задач: прогностический, аналитический переходит в реализацию плана в реальность, подведение итогов.

В теории различают способы и процесс решения вопросов. Под способами понимают некоторую систему последовательно проводимых процедур, которые приводят к решению конкретной задачи. Он может обладать алгоритмическим и квазиалгоритмическим видом с учетом степени жесткости детерминации следующих операций. Большая часть педагогических задач решается творческим путем. На каждом этапе присутствует диалектика взаимных переходов практического и теоретического мышления.

Диагностика состоит в анализе индивидуального либо группового поступка, коллектива и личности, на базе чего прогнозируются результаты воспитания и обучения, рассматриваются возможные ошибки и трудности школьников, их реакции на действия педагогов.

После теоретического разрешения педагогической задачи возникает следующий этап – ее реализацию на практике. В этот момент теоретическое мышление играет второстепенную роль, осуществляя функции корригирования и регулирования, при помощи которых осуществляется перестройка педагогического процесса на базе непрерывно поступающей информации.

Завершается решение педагогической задачи возвращением теоретического мышления на основные позиции. Тут определяется итоговая оценка и осуществляется учет полученных результатов на базе сопоставления с существующей моделью предполагаемого результата. Их сопоставляют с базой для теоретического обоснования проблемы и решения следующей задачи.

Успешность деятельности педагога

Она зависит от того, насколько учитель способен связывать решение оперативных задач со стратегическими и тактическими аспектами. В ином случае все задачи решатся по отдельности. Профессионализм решения педагогических задач разной степени сложности базируется на знании возрастной психологии детей, принципов коллективной жизни, учете индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

Основной предпосылкой продуктивного профессионального решения педагогической задачи независимо от применяемой технологии считается активное взаимодействие воспитанников и педагога (наставника).

Тенденции современного образовательного пространства

Современная педагогика систематически прогрессирует и развивается. Модернизируются взгляды на методы, средства воспитания и обучения, они приобретают более эффективный и гуманный характер.

В школьное воспитание введена дифференциация и индивидуализация обучения. Среди проявлений экспериментальной педагогики можно выделить появление открытых школ. Программа в подобных учебных заведениях направлена на взаимосвязь школьников в ходе обучения с окружающим миром, развитие самостоятельности, воспитание толерантности.

Появились и такие школы, которые ориентированы на гуманизацию отношений всех участников учебного и воспитательного процесса. В феноменологической концепции в центре внимания процесса обучения появляется личность, индивидуальность.

Виды дидактики

В настоящее время в дидактике есть три направления: рационалистическое, традиционное, феноменологическое.

При нестандартном взгляде на обучение идет речь о феноменологической концепции, предполагающей постановку в центре внимания личности воспитанника с его индивидуальными психологическими особенностями, способностями, склонностями, интересами.

Заключение

В теории воспитания и обучения выделяют два различных направления: психологическое и социальное. Во втором варианте в качестве основы воспитания выступает социальная среда человека, а в первом случае учитываются биологические и психологические процессы и особенности, которые сопровождают развитие и совершенствование личности человека.

В современной педагогике в качестве первоочередных задач выступает формирование толерантной личности, которая уважительно относится к религии, традициям других национальностей.

Отдельное внимание уделяется нравственному воспитанию, ориентации воспитательного процесса на мирное сотрудничество, спокойное разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Реализуются проекты, которые направлены на интернациональное эффективное воспитание, политическое воспитание, которое призвано сформировать некоторые патриотические чувства и ответственность за судьбу собственного государства.

fb.ru

Ответ последовательность этапов разрешения педагогической ситуации

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи — это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.

pedlib.ru

Педагогическая задача

результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике, в ходе которого осуществляется познание и преобразование педагогической реальности. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в результате решения педагогической задачи должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности. Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, решение которой отражает уровень профессионализма или мастерства учителя.

В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие «педагогическая задача» выступает родовым по отношению к понятиям «дидактическая задача» и «воспитательная задача». Дидактические задачи – это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т. е. учением. В них, по мнению В. И. Загвязинского, в педагогической задаче всегда заключено противоречие между ее исходной и перспективной сторонами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому оперированию учебными задачами, поскольку обучение в конечном счете направлено на собственное отрицание, на снятие обучения в учении. Воспитательные задачи связаны с формированием личности, привитием культурных и нравственных ценностей, с разрешением противоречий индивидуального и общественного порядка.

Психологический анализ деятельности учителя, проведенный Ю. П. Поваренковым, позволил ему выделить две группы профессиональных педагогических задач – задачи профессиональной деятельности (задачи по обучению, воспитанию и развитию) и задачи профессионального становления личности педагога (Ю. П. Поваренков, 1999, с. 88). Как указывает сам автор исследования, данная классификация не является абсолютно новой. В той или иной форме она обнаруживается во многих исследованиях, в которых определяются так называемые задачи на «формирование» и «функционирование», задачи учебные и практические и т. д. Однако ее ценность при всей простоте состоит в максимальном охвате всего спектра педагогических задач: от задач, связанных с подготовкой и организацией урока, адекватной оценки знаний, стимулирования познавательной активности до задач профессионального становления субъекта педагогической деятельности, формирования его профессиональной идентичности.

Н. В. Бордовская выделяет следующие виды педагогических задач:

? задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.);

? задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;

? задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

? задачи по организации деятельности учащихся;

? задачи по формированию общественного мнения коллектива;

? задачи по переориентации ученика;

? задачи по изменению отношения к учению;

? задачи по закреплению привычки, интереса;

? задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

? задачи по росту самостоятельности;

? задачи на развитие и проявления творчества;

? задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

? задачи по педагогическому стимулированию;

? задачи по самовоспитанию.

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Способ решения задачи – это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Для большинства педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения. Решение любой педагогической задачи, пишет Н. Н. Кашапов, начинается с анализа сложной, объективно существующей ситуации, требующей выделения объективных обстоятельств и существенных элементов проблемы (Н. П. Кашапов, 2000, с. 57). Анализ ситуации завершается синтезом, результат которого проявляется в формировании у учителя когнитивной схемы о наиболее предпочтительной последовательности профессиональных действий, а также оптимальных средств, необходимых для решения педагогической задачи. Адекватно организованный анализ ситуации направлен не на само педагогическое явление, а на причины, породившие его, или условия и требования, которые необходимо учесть в ходе решения. В этом случае от педагога требуется способность предвидения и нахождения новых решений. Присутствие в ходе решения педагогической задачи антиципации (догадки) и прогностических действий (предвидения) – один из наиболее существенных показателей мыслительной деятельности педагога, поскольку в нем отражается «опережение текущих событий» (Мазилов, 1981).

Данная характеристика когнитивных действий учителя максимально сближает, если не отождествляет, процесс познания в педагогической деятельности с собственно диагностической как на функциональном уровне (содержательном), так и категориальном.

Исследования, проведенные А. А. Смирновым и М. А. Щениковым (1999) по изучению индивидуально-психологических детерминант педагогической деятельности, показали, что опыт решения педагогических задач фиксируется у педагога в форме субъективной классификации. При встрече с новой задачей педагог осуществляет ее категоризацию, что способствует актуализации необходимых для ее решения компонентов профессионального опыта: когнитивных, операциональных, эмоционально-мотивационных и т. д. Таким образом, индивидуальное своеобразие решения педагогических задач обусловливается знаниями педагога, неповторимостью опыта и комплексом его индивидуально-психологических характеристик.

Следует помнить, что любая педагогическая диагностическая задача является психодиагностической, если она направлена на распознавание состояния психической системы и ее отдельных элементов, обусловливающих те или иные особенности поведения и деятельности школьника.

Очень часто под педагогической задачей понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью» (В. А. Cластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, 2002), т. е. педагогическая ситуация. Однако педагогическая ситуация определяет лишь комплекс условий, при которых начинает решаться педагогическая задача. Эти условия могут быть полными/неполными, необходимыми, достаточными, способствуя или препятствуя успешному решению задачи. Педагогическая ситуация, как и любая проблемная ситуация, лишь формулирует противоречие, предполагая некую исходную данность. Она только зарождается на уровне педагогической ситуации, которая детерминирует последующие формы активности педагога, такие как планы, программы, модели деятельности, организующие процесс принятия решения и трансформирующие проблемную ситуацию в педагогическую задачу за счет формулирования условий и вопроса, на который необходимо найти ответ. В ходе ее решения педагог обнаруживает, какой информации ему недостает, достраивает условия, преобразует реальность и данность, тем самым пытаясь решить возникшее противоречие.

info.wikireading.ru

Еще по теме:

  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Приказ мо рф 2000 285 "Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил)" Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению […]
  • Чистота в школе правила Чистота в школе правила Правила для школьников Правила поведения учащихся МОУ "Хозанкинская ООШ" Приход учащихся в школу 1. Приходи в школу не позднее 8 ч. 15 мин.2. Перед входом в школу вытри обувь.3. В дверях не старайся пройти первым, пропусти […]
  • Л а введенская л г павлова риторика для юристов Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. 12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с. В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, […]
  • После смерти родителей права на наследство Вступить в наследство после смерти родителей Отец умер 25.11.2011, мать 27.05.2013.Квартира приватизирована на отца, мать и сына. Прямых наследников двое: дочь и сын. С чего начать оформление документов на право вступления в наследство? Ответы […]
  • Приказы мвд 589 Приказ МВД России от 02.08.2017 N 589 "Об утверждении формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, формы удостоверения вынужденного переселенца" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2017 N […]