Оглавление:

Родительский дом — про опекунский совет

Большинство сделок с жилой недвижимостью таят в себе некоторые риски для покупателей. С начала 2006 года Законом «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей» было установлено, что для осуществления любых сделок относительно недвижимого имущества, право собственности или право пользования которым имеют дети, необходимо предварительное согласие органов опеки и попечительства.

Органы опеки должны дать согласие на сделку с недвижимостью, если интересы ребенка соблюдены

Риск со сделками связан именно с правом пользования недвижимостью, ведь согласно Закону «Об охране детства» дети — члены семьи собственника помещения — имеют право пользоваться занимаемым помещением наравне с собственником.

То есть если в семье есть ребенок, то вся недвижимость, принадлежащая мужу или жене, не может быть продана (подарена, обменена, передана в ипотеку и т. д.) без согласия органов опеки и попечительства.

А наличие ребенка продавец может легко скрыть, поскольку отметки в паспорте о наличии детей ставятся по желанию граждан. Впоследствии сделка, заключенная без согласия органов опеки и попечительства, с имуществом, право пользования которым имеет ребенок, может быть признана недействительной в судебном порядке.

Минюст немного «сгладил» ситуацию, разъяснив нотариусам, что если отчуждается жилое помещение, принадлежащее отцу или матери ребенка, но ребенок проживает (и зарегистрирован) по другому адресу, то нотариусы имеют право не требовать согласия органов опеки и попечительства.

Однако разъяснение Министерства в данном случае не является тем документом, следование которому гарантирует отсутствие проблем. В самом письме Минюст обозначил, что единственным полноценным решением в сложившейся ситуации является изменение законодательства. Проект закона, предлагающий ограничить обязательность согласования с органами опеки и попечительства, был принят Верховной Радой в первом чтении 11 января.

Желая защитить интересы детей, законодатель существенно усложнил процесс заключения сделок с недвижимостью

Для того чтобы такое согласие не давали всем подряд, законом было установлено, что должностные лица органов опеки и попечительства несут персональную ответственность за защиту прав и интересов ребенка при предоставлении согласия на заключение сделок с недвижимостью.

Согласно Правилам опеки и попечительства, органами, которые принимают решения относительно опеки и попечительства, являются районные государственные администрации и исполнительные комитеты местных советов. Вспомогательные функции при органах опеки и попечительства выполняют созданные при них опекунские советы. Именно они, как правило непосредственно рассматривают обращения граждан и готовят предложения, которые впоследствии утверждаются в качестве решений органов опеки и попечительства.

Законодательство не определяет, при соблюдении каких именно условий орган опеки и попечительства обязан дать свое согласие на заключение сделки с жильем, право пользования которым имеет ребенок. Из содержания норм законов можно сделать вывод лишь о том, что чиновники при согласовании сделок осуществляют контроль за соблюдением имущественных и жилищных прав, а также охраняемых законом интересов детей.

Законодательство не определяет, при соблюдении каких именно условий орган опеки и попечительства обязан дать свое согласие на заключение сделки с жильем, право пользования которым принадлежит ребенку

Исходя из этого, собственнику жилья необходимо аргументировано доказать, что в результате сделки права и интересы ребенка, связанные с жильем, не будут ущемлены. Если речь идет о праве собственности ребенка на квартиру (либо ее часть), то он должен приобрести в собственность иное жилье (либо его часть) не меньшей площади.

Если речь идет о праве пользования квартирой, то необходимо предоставить доказательства того, что ребенок сможет полноценно использовать для проживания иное жилое помещение, находящееся в собственности родителей.

С такой целью ребенка можно зарегистрировать по адресу этого нового жилья. Желательно также обосновать мотивы отчуждения жилья. Ведь если квартира отчуждается с целью приобретения, то вряд ли у чиновников будут основания для возражений.

В случае безосновательного отказа органов опеки и попечительства стоит помнить что в любом случае защищать и обеспечивать имущественные права и интересы ребенка должны родители. Органы опеки и попечительства призваны ограничивать злоупотребления в этой сфере, но не имеют права мешать родителям добросовестно распоряжаться имуществом, которым пользуется ребенок.

Поэтому аргументированная жалоба (желательно успеть обжаловать действия опекунского совета до принятия решения органом опеки и попечительства) должна в большинстве случаев решить проблему. Если результат обжалования неудовлетворителен, то можно обращаться в суд, решение которого, вероятнее всего, будет в интересах родителей.

kievgrad.info

Опекунский закон

г.Киев, Голосеевский район.

пр-т 40-летия Октября 58a, оф.26

2-й этаж БЦ «Park Avenue»

телефон: 044 258-26-66

+38 044 258 26 66

+38 050 247 20 91

СТАТЬИ и ПУБЛИКАЦИИ

Многих клиентов интересует вопросы: «Где и как получить разрешение органов опеки и попечительства?», «Опекунский совет при продаже квартиры (порядок действий)». Данная статья должна внести ясность в порядок действий при продаже квартиры и прочих действиях, требующих разрешения органов опеки и попечительства (в простонародье — опекунского совета).

С целью защиты прав малолетнего либо несовершеннолетнего лица при продаже квартиры либо при выписке, стороной в котором является несовершеннолетнее лицо требуется получить разрешение органов опеки и попечительства ребенка. Разрешение органов опеки и попечительства требуется также во избежание признания договора недействительным.

Данное требование регламентируется статьей 17 Закона Украины «О защите детства», которая устанавливает обязанность родителей получать разрешение органов опеки и попечительства при продаже квартиры , а также при заключении прочих договоров, которые подлежат нотариальному заверению. Такими действиями могут быть: отказ от имущественных прав ребенка, раздел, обмен, отчуждение жилья ребенка. Если право на пользование недвижимостью имеют несовершеннолетние либо малолетние, нотариус должен требовать от продавца разрешение органа опеки и попечительства при продаже в форме Извлечения из решения соответствующей районной госадминистрации, соответствующего исполнительного органа местных, сельских, селищных советов.

Порядок действий для получения разрешения опекунского совета:

1. Для начала следует правильно установить территориальный орган, к компетенции которого относится выдача такого разрешения.
2. Далее составляете заявления от родителей ребенка (строго установленного образца). Хотелось бы отметить, что органы опеки очень придирчивы, по этому заявление должно соответствовать их шаблону (примеры которого Вы сможете найти на информационных стендах данных органов опеки) вплоть до запятой (заявления заполняются от руки). Прилагается Свидетельство о браке и справки о трудоустройстве и доходах родителей.
3. Помимо заявления необходимо предоставить правоустанавливающий документ на недвижимость (которая, является предметом договора либо та, в которой ребенок прописан). Также, обязательно требуется Извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество.
4. Несомненно, понадобится свидетельство о рождении ребенка и выписка из больницы, к которой прикреплен ребенок, либо же если ребенок постарше справка из садика, школы.
5. Если вопрос состоит в прописке ребенка подается Справка с ЖЕК-а ( форма№3).

Полезные советы при получении разрешения органов опеки и попечительства (опекунского совета):

1. Если стороной договора отчуждения недвижимости (частично владельцем которой является несовершеннолетнее лицо прописанное там) являются прочие лица – заявление помимо родителей подается и ими.
2. Все вышеперечисленные документы предоставляются в оригиналах и копиях.
3. Заседают органы опеки и попечительства по данным вопросам не чаще 2-х раз в месяц.
4. Следует разграничивать понятия «органа опеки и попечительства» от «опекунского совета» , поскольку данные понятия не идентичны. Согласно требованиям Порядка осуществления нотариальных действий нотариусами Украины и Правил опеки и попечительства и ст. 177 Семейного кодекса Украины, для отчуждения недвижимого имущества требуется согласие именно ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, а не опекунских советов, которые создаются при таких органах опеки и попечительства и по своей сути являются консультационным органом , цель которого – организовать помощь в работе органов опеки и попечительства.

Ниже приведен список органов опеки и попечительства в городе Киеве с адресами и телефонами:

Опекунский совет Голосеевкого района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: ул.Красноармейская, 58 Телефон: (044)289 -38- 55

Опекунский совет Дарницкого района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: пр-т Бажана, 7-є Телефон: (044) 564-42-90

Опекунский совет Деснянского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: пр-т Маяковского 21-г Телефон: (044)515-75-76

Опекунский совет Днепровского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: ул. Жмаченка, 10 Телефон: (044) 543-08-13

Опекунский совет Оболонского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: ул. Мате Залки, 5- б Телефон: (044)426-84-23

Опекунский совет Печерского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: ул.Суворова,15 Телефон: (044)290-20-72

Опекунский совет Подольского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: ул. Константиновская, 9 Телефон: (044)425-22-81

Опекунский совет Святошинского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: пр-т Победы,97 к.101 Телефон: (044)452-80-63, 407-25-70

Опекунский совет Соломенского района в г. Киеве при госадминистрации:
Адрес: пр-т Воздухофлотский,41 Телефон: (044)248-97-56

Опекунский совет Шевченковского района в г. Киеве госадминистрации:
Адрес: бульв. Т.Шевченка, 26/4 Телефон: (044)234-89-49

zavereno.com.ua

О вреде современных органов опеки и попечительства в Украине

Современные органы опеки и попечительства (Служба по правам детей), на мой взгляд, трудно назвать эффективным и надежным государственным институтом.

Дети — самые счастливые люди, поскольку живут без проблем и забот, благодаря любящим родителям. Их дни проходят в веселье и играх. Они не знают, как может быть тяжела жизнь, когда ответственность за нее лежит только на самом человеке. Не представляют, что в мире есть предательство и боль. Они ощущают огромное счастье, когда мать и отец улыбаются им, целуют и обнимают их.

Однако, так бывает далеко не всегда. Не все дети одинаково счастливы. Случается так, что некоторые из них познают тяготы и горести слишком рано. Поэтому детей и детство — этот благословенный период жизни, следует максимально защищать от всех невзгод. Это одна из первейших обязанностей государства.

Читайте также

Для этой цели законодателем и были созданы так называемые «учреждения»: «Органы опеки и попечительства», «Служба по делам детей», принято ряд нормативно-правовых актов на основе общеизвестной Конвенции ООН о правах ребёнка от 20.11.1989г. (ратифицирована Постановлением ВР № 789-XII от 27.02.1991г.). Напомню, что последняя осуществляет работу по вопросам социальной защиты и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в соответствии с требованиями ст. 4 Закона Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждений для детей». Поэтому в стенах именно этих «учреждений» решаются судьбы, защищаются права и свободы маленьких граждан Украины. И оттого, насколько грамотно, профессионально это будет сделано, зависит то, какое будущее будет у страны, каким вырастет её новое поколение.

Современные органы опеки и попечительства (Служба по правам детей), на мой взгляд, трудно назвать эффективным и надежным государственным институтом. Их защита нередко осуществляется только на словах или за отдельную плату (так сказать «благотворительный взнос»), а на деле, сотрудники таких учреждений совершенно бездеятельны и безынициативны с предпосылкой на достаточно скромные заработные платы и сложные условия труда.

В современном обществе этот институт защиты детей и детства в целом представляет собой нечто косное и неповоротливое из советского прошлого, что, на мой взгляд, требует немедленной и глубочайшей модернизации. К несчастью, все нелестные эпитеты и нападки, применяемые к органам опеки и попечительства, справедливы.

Институт, призванный защищать молодых украинцев, причём детей, оказавшихся в сложнейших жизненных обстоятельствах, и сам допускает в лице отдельных своих сотрудников, чудовищные преступления против них. Наиболее «легкими» деяниями против детей со стороны работников этой государственной службы является их бездействие в случаях, когда необходимо немедленное вмешательство. Некоторые такие истории послужили поводом для судебных процессов. В Едином госреестре судебных решений можно найти эти дела и поинтересоваться, насколько глубоко простиралось безразличие сотрудников органов опеки в серьезных ситуациях, главными действующими героями которых — и главными же жертвами которых — выступали маленькие дети.

Многие специалисты, работающие в сфере защиты прав личности, детей в том числе, не считают, что государство в достаточной степени соблюдает свои обязательства в отношении детей и детства. Главным образом, отсутствуют какие-либо эффективные профилактические действия и адекватная реакция на жалобы граждан относительно принимаемых органами опеки, службы по делам детей судебных решений. Также не принимает оно действенного участия в отношении судебных решений относительно самих работников органов опеки, руководства в первую очередь, тогда как люстрация, применимая к этой категории, была бы очень уместна.

Есть масса случаев, которыми, как примерами, можно подтвердить любую из вышесказанных мыслей. Например, простой случай с практики. Мать и отец, не достигшие между собой согласия относительно того, где будет жить их ребенок, и в какой степени каждый из них будет заниматься его воспитанием, пришли в Комиссию. Там они высказали каждый свои соображения по этому поводу членам Комиссии. Их целью было получить решение уполномоченного государством органа по важному для них вопросу, которое должно было бы совершиться посредством простого голосования.

Напомню, что по действующему законодательству членов Комиссии избирает глава района или города. Но главная загвоздка, на мой взгляд, состоит в их половой принадлежности и, конечно же, профессионализме по решению того или иного вопроса. Обыкновенно состав Комиссии представляют исключительно женщины. Несомненно, это практически всегда предопределяет решение вопроса в субъективном плане — на пользу матери.

Конечно, для видимости члены Комиссии выслушивают каждого из родителей, их аргументацию, однако, вне зависимости от её обоснованности, преимуществ интересов для ребенка, встают на сторону матери.

Бесспорно, поддерживают её как «женщины-женщину», солидаризируясь с ней по признаку общности половой принадлежности. Что это значит?

Комиссия в своих решениях руководствуется отнюдь не международным и украинским законодательством: Конвенцией по защите ребенка, Конституцией Украины, Семейным кодексом Украины, нормативно-правовым сводом актов и т.д., в которых провозглашается равенство родителей и их прав, приоритетность интересов именно ребенка. Никакое равенство отца с матерью, Комиссией даже не рассматривается.

К тому же, сегодня в умах большинства представителей людей, которые старше 50-ти лет, закоренели постсоветские истины, что противоречат нормам действующего украинского законодательства, основным засадам европейского общества. Идущее ещё из советских времен мнение, что ребенок намного ближе матери, что только она способна по-настоящему любить его и что сам ребенок любит мать неизмеримо больше отца, оказывает влияние на решение членов Комиссии — женщин, которые и сами являются матерями.

И что получается в итоге? Искалеченные судьбы и психика детей и их родителей — самими же представителями защиты прав и интересов ребенка (комиссией, социальным работником, психологом. ).

Органы опеки и попечительства, как и Служба по правам детей, находяться в каждом городе или районе. Это «пункты» госадминистрации и госсоветов. В их функции включено право принимать решения и издавать распоряжения, которые по своей силе равнозначны, в принципе, тем же судебным решениям (с некоторыми оговорками) и являются обязательными к выполнению. Напомню, что в эти решения и распоряжения входят такие важные вопросы, как определение того, где будет жить ребенок, кто и в какой степени будет заниматься его воспитанием, будут ли родители лишены родительских прав и т.д. Всем этим занимаются члены Комиссии — консультативно-совещательного органа при органе опеки и попечительства. Приняв свое решение по какому-либо вопросу, они доводят его до сведения главы района или города, чтобы он его утвердил. Не всегда получается так, что эти решения соответствуют законодательству и принципам морали, справедливости, но и головы районов или города не совсем понимают свои полномочия в этом, дают должную правовую оценку.

Конституция Украины в статье 19-ой прямо свидетельствует о том, что лица, уполномоченные решать вопросы государственного или местного масштаба, должны совершать свои обязательства, не выходя за пределы своих полномочий и тех способов, которые для этого определены Конституцией и украинскими законами. Чиновники должны включаться в решение ситуации только в тех случаях, когда для этого есть основания.

В свете этого, у меня, как специалиста, не равнодушного к судьбам детей в Украине, есть свои предложения по решению вопросов в области соблюдения прав и свобод на государственном уровне:

  1. Первым делом должен быть, такой популярный сегодня для судебного процесса принцип — «публичности и открытости» всех решений указанные «учреждений», чтобы любой желающий мог найти их в сети, оставить свой комментарий и обжаловать, если в этом будет необходимость. К тому же, для украинских граждан крайне важно, чтобы все назначения на должности в «учреждения» не оставались скрытыми. Особенность любого должностного лица заключается в том, что в силу своей профессиональной деятельности он чаще остальных оказывается в ситуации конфликта интересов сторон. В итоге может пострадать беспристрастность при вынесении вердикта. Это связано с тем, что у чиновника любого ранга может появиться желание воспользоваться ситуацией себе во благо. Если он поддается соблазну — получения материальных средств за своё бездействие или же наоборот — выполнение своих функций, то исполняются не государственные интересы, а его собственные. В результате возникает та самая коррупция, с которой украинское государство в последнее время очень уж желает бороться. На самых беззащитных членах общества начинают паразитировать власть имущие. Ради личной наживы попираются права детей, их здоровье, имущество и интересы оказываются в серьезной опасности.
  2. Вторым пунктом должна идти личная ответственность каждого конкретного сотрудника «учреждения». Он должен в полной мере отвечать перед законом и обществом за любое принятое решение или деяние. К тому же, оно не должно быть списано на кого-то другого или на коллектив. Каждый член Комиссии должен иметь возможность выражать свое мнение в письменном виде и, к тому же, в обязательном порядке. Нормы украинского законодательства должны быть усовершенствованы, чтобы каждое должностное лицо несло максимальную персональную ответственность в области материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Именно это позволит в итоге эффективно защищать права граждан, вынужденных обращаться в органы опеки и попечительства, службу по правам ребенка. Это также существенно сократит неправомерные решения Комиссии и уменьшит нагрузку на адвокатов по обжалованию их действий, бездействий в судах.
  3. Третий момент: в Законе должно закрепиться положение, согласно которому будет формироваться адекватный состав Комиссии. Должен быть утвержден принцип, что члены Комиссии будут назначаться, исходя из гендерного равенства. То есть мужчин в составе Комиссии должна быть ровно половина от общего количества участников. Все члены Комиссии должны будут иметь, как минимум, полное высшее образование. К тому же, необходимо в состав комиссии включать юристов, психологов, педагогов со стажем работы от 2-х лет и не старше 50-ти летнего возраста.
  4. Четвертое положение предполагает введение отдельного кодекса этики для сотрудников органов опеки и попечительства с учётом психологической особенности работы с родителями и их детьми. Перед тем, как быть принятым на работу в этот государственный институт, соискатель должен быть проверен на свои интеллектуальные и психические качества. Соответствует ли его адекватность и вменяемость предстоящей деятельности. Это связано с тем, что ему предстоит постоянно контактировать не только с родителями, попавшими в проблемные ситуации, но и с детьми, чтобы не нанести им душевных травм. Почему-то на этом аспекте акцентировать внимание не принято.

Последним пунктом должно идти запрещение различных требований и рекомендаций со стороны сотрудников органов опеки (службы по делам детей) обращаться к третьим лицам за помощью. К числу этих третьих лиц относятся конкретные юристы, адвокаты, психологи. Эти «рекомендации» являются одной из ветвей коррупции. Сотрудники опеки и попечительства связаны с этими третьими лицами, поставляя им клиентов и получая от них в ответ проценты за услуги.

Не сомневаюсь, что украинское государство осознает свою ответственность перед детьми, поэтому для их защиты создано множество законов, и по статистике, что предоставляется общественности, даже проводилась работа советов профилактики по месту жительства совместно с комитетами самоорганизации населения.

Всё это здорово, особенно, когда читаешь информацию о том, как исполняется Национальная стратегии профилактики социального сиротства до 2020 года. Хотя на практике, кто, так или иначе, сталкивался с Органами опеки и попечительства и Службой по правам детей в Украине, могут подтвердить совершенно обратное.

Конечно, никто не спорит о том, что организовываются и проводятся какие-либо профилактические мероприятия, обследуются условия проживания и воспитания детей в семьях, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, оказывается социально-правовая помощь и т.д. Но качество этих мероприятий, оказанная помощь и профессионализм сотрудников данных учреждений, несомненно, желает лучшего.

Ведь именно оттого, насколько хорошо будут защищены интересы детей, зависит будущее Украины. Поэтому каждый на своем месте должен по мере сил и возможностей стремиться к защите детей, соблюдению их конституционных прав не только в теории, по статистике и не только по отдельно-выбранным детям.

blog.liga.net

Недвижимость Киева и Киевской области

Опекунские советы и службы по делам несовершеннолетних

Для осуществления любых сделок касательно недвижимого имущества,право собственности,на которое или право пользования,которым имеют дети,необходимо предварительное согласие органов опеки и попечительства.

Должностные лица органов опеки и попечительства несут персональную ответственность за защиту прав и защищенных законом интересов детей при предоставлении согласия на совершение сделок по принадлежащему детям недвижимого имущества (статья 12 Закона Украины «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей»).

Такие положения по защите имущественных прав детей содержатся также в положениях Семейного кодекса Украины и Закона Украины «Об охране детства».

Так,согласно статье 177 Семейного кодекса Украины родители управляют имуществом,которое принадлежит малолетнему ребенку,без специального на то полномочия.

Родители обязаны заботиться о сохранении и использовании имущества ребенка в его интересах.
Если малолетний ребенок может самостоятельно определить свои потребности и интересы,родители осуществляют управление его имуществом,учитывая такие потребности и интересы.

Родители малолетнего ребенка не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства совершать такие сделки относительно его имущественных прав:
— Заключать договоры,подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации,в том числе договоры относительно деления или обмена жилого дома,квартиры;
— Выдавать письменные обязательства от имени ребенка;
— Отказываться от имущественных прав ребенка.

При совершении одним из родителей сделок относительно имущества малолетнего ребенка считается,что он действует с согласия другого родителя. Другой родитель имеет право обратиться в суд с требованием о признании сделки недействительной как заключенного без его согласия,если эта сделка выходит за пределы мелкого бытового.

Родители решают вопрос об управлении имуществом ребенка совместно. Споры,возникающие между родителями относительно управления имуществом ребенка,могут решаться органом опеки и попечительства или судом.

После прекращения управления родители обязаны вернуть ребенку имущество,которым они управляли,а также доходы от него.

Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей по управлению имуществом ребенка является основанием для возложения на них обязанности возместить причиненный ей материальный ущерб и вернуть доходы,полученные от управления его имуществом.

Согласно пунктом 40 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины,утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 3 марта 2004 N 20 / 5 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 3 марта 2004 за N 283/8882,в случае заключения сделок,подлежащих нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации,в том числе договоров по разделу,обмена жилого дома,квартиры с участием лиц,над которыми установлена опека или попечительство,нотариус проверяет наличие разрешения органа опеки и попечительства на заключение таких договоров.

Следует также обратить внимание на то,что разрешение органа опеки и попечительства требуется не только в том случае,если ребенок является совладельцем недвижимости,но и в том случае,если имеет место только регистрация ребенка в жилом помещении.

Поскольку,одним из правомочий,которые не могут совершать родители без разрешения органов опеки и попечительства,согласно статье 177 Семейного кодекса Украины является отказ от имущественных прав ребенка,к которым относится,в частности,и право пользоваться жилым помещением. Ведь в соответствии с частями второй и третьей статьи 18 Закона Украины «Об охране детства» дети члена семьи нанимателя или собственника жилого помещения имеют право пользоваться занимаемым помещением наравне с собственником или нанимателем. Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за соблюдением родителями или лицами,их заменяющими,имущественных и жилищных прав детей при отчуждении жилых помещений и покупке нового жилья.

Таким образом,родители управляют имуществом,имущественными правами,которые принадлежат ребенку,с обязательным учетом потребностей и интересов ребенка,в частности,с соблюдением соответствующих правил об опеке и попечительстве (с разрешения опеки и попечительства),а потому необходимость получения родителями разрешения органов опеки и попечительства на заключение в отношении имущества,имущественных прав,которое не принадлежит их ребенку,договоров,подлежащих нотариальному удостоверению или специальной регистрации,позволит усилить защиту имущественных прав детей.

www.realty-ukraine.net

Опека и попечительство согласно Федеральному закону: основные положения

24 апреля 2008 г. принят Федеральный закон №48 об опеке и попечительстве. Согласно ему регулируются правовое взаимодействие опекаемых и их покровителей. В ФЗ, учитывая редакцию на 28 ноября 2015 г., четко указано, какие граждане могут претендовать на опекунский уход, каким образом он организуется.

А также прописаны функции государственных попечительских организаций. Вся информация разделена на 32 статьи и удобно структурирована.

Общие положения ФЗ

Первая глава ФЗ РФ№ 48 об опеке и попечительстве не только дает основные понятия, но и регулирует сферу применения закона, поясняет особенности поддержки опекунского ухода государством.

Обращаться к ФЗ РФ №48 необходимо при оформлении, протекании, окончании опекунского или попечительского уходаза людьми, требующих опеки.

Все требования закона, применяемые к опекающим, относятся также к учреждениям, в которых содержатся, проживают люди, нуждающиеся в опекунском уходе.

  1. Опека назначается для детей до 14 лет, а также для недееспособных людей (по решению судьи). Опекуны выступают законными представителями опекаемых и защищают юридические права подопечных.
  2. Попечительство назначается детям от 14 лет до 18 или человеку, признанному судом ограниченно дееспособным. Попечитель поддерживает подопечного, контролирует выполнение им действий(например, заключение сделок).

Человека, нуждающегося в опекунском, попечительском уходе, называют подопечным. Недееспособный или ограниченно дееспособный – это гражданин, утративший способность контролировать свои поступки и действия. Меру дееспособности определяет суд.

При оформлении опеки возникают отношения между патрономи опекаемым. Регулировать их необходимо, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, а также ФЗ №48. Процесс протекания опеки/попечительства контролирует Семейный кодекс РФ. При прекращении ухода следует руководствоваться статьями данного Федерального Закона.

По необходимости учитываются особенности международного договора, если опекунские правоотношения устанавливаются над иностранным гражданином.

В ответственность государственных органов входит:

  1. Обеспечение опекой тех людей,которым это необходимо.
  2. Правозащитные действия дляопекаемых.
  3. Гарантия достойногоуровняпроживания патронируемых.
  4. Контроль выполнения обязанностей опекающих.
  5. Осуществление поддержки граждан и организаций, отвечающих за опеку.

При осуществлении ухода учитываются принципы:

  1. Не зависящий от чужого волеизъявления выбор опекуна. Имеется возможность отказаться от предложенных опекунских обязанностей.
  2. Государство контролирует охрану прав обеих сторон: патронируемого и опекающего.
  3. Обеспечивается охрана прав на имущество.

к оглавлению ↑

Функции попечительских органов

Согласно Законодательству РФ, надзор за подопечными контролируют государственные попечительские организации.Регламент организации обязательно имеет статус – органов опеки и попечительства, руководствуется правовыми нормативами при работе.

Попечительские органы помогают подопечным получить образование, помощь медиков, другие услуги, взаимодействуя с органами местной исполнительной власти.

Чтобы подобрать граждан для ухода и подготовить опекунов, представители опекунских организаций вправе потребовать помощь у местных органов самоуправления. Возможно взаимодействие с медицинскими организациями, общественными учреждениями.

Школы, детские сады, соцприюты, медучреждения могут использовать полномочия попечительских органов для обнаружения детей, взрослых, нуждающихся в опекунском уходе. Эти же организации имеют правонайти опекунов, провести их обучение, подготовку.

Работа попечительских органов, составление методических пособий контролируется федеральными органами РФ (исполнительной властью).

Согласно ФЗ №48 органы опеки и попечительства выполняют:

  1. Правозащитные действия для опекаемых или тех людей, которым необходим попечительский уход.
  2. Наблюдение за выполнениемуходагражданами и учреждениями, имеющими опекунские функции. В том числе за соцприютами, интернатами для проживания опекаемых.
  3. Контроль целостности принадлежащего патронируемым имущества. Надзор над правильным использованием собственности подопечных патронами.

Полномочные права представителей попечительских органов:

  1. Обнаружение людей, требующих опекунского или попечительского ухода.
  2. Обращение к судебным органам для признания человека недееспособным, частично дееспособным, совершеннодееспособным.
  3. Оформление опекунского, попечительского ухода.
  4. Контроль над выполнением обязательств опекунами, попечителями, опекающими учреждениями.
  5. Освобождение патронов от выполнения обязанностей.
  6. Предоставление разрешений на заключение сделок между опекающим и подопечным.
  7. Оформление договоров на доверительное руководство имуществом, согласно ГК РФ.
  8. Если опекуны ненадлежащим образом выполняют уход, органы опеки защищают права опекаемых в суде.
  9. Предоставление согласия отдельное проживание подопечного, не достигшего совершеннолетия, от своего попечителя.
  10. Подготовка опекунов и попечителей к выполнению опекунских функций, регистрация их,подсчет.
  11. Контроль над обереганием попечителями и опекунамиправ подопечных, получением опекаемыми достойного образа жизни.
  12. Поддержка и помощь человеку, исполняющему обязанности опекуна или попечителя.

Если возникают споры в осуществлении опеки, граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением для разрешения противоречий.

Как только государственный попечительский орган установил опеку, на него возлагаются попечительские обязанности. Когда опекаемый меняет место проживания, его дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту проживания.

Срок для отправки – три дня с того момента, как патрон сообщил о смене места жительства подопечного. Сразу после получения документов, опекающие органы получают полномочия по опеке.

Опекуны и попечители: их права, особенности назначения

ФЗ №48 регулирует деятельность опекунов и попечителей.Основные требования к опекающим прописаны вГражданском, Семейном кодексах РФ. В компетенции представителей государственных попечительских органов – осуществление запросов в полицию, медицинские учреждения и другие организации для установления особенностей личности потенциального попечителя.

От потенциального патрона можно требовать подготовки лишь тех справок, которые он может взять в соответствии с Законом РФ. Вся документация для оформления опеки должна представляться бесплатно.

В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.

За подопечным может ухаживать только один человек. Один гражданин осуществляет уход только за одним человеком, исключением являются ситуации, когда под опеку отдаются братья или сестры.

Больше опекающих может быть оформлено при исключительных случаях государственными попечительскими органами. При этом все они должны будут защищать правапатронируемого в равной мере. Ответственностьзаоказание медицинской помощи, предоставление образования, воспитания должна распределяться между опекающими равномерно.

При назначении опекунов нужно руководствоваться Семейным и Гражданским кодексом РФ. Чтобы найти опекуна, у органов опеки есть месяц. Оформиться может человек, подавший заявление письменно или согласившийся с назначением на должность.

Если человека для ухода не находят за месяц, функции опекающего выполняет попечительский орган, территориально расположенный в месте проживания гражданин, нуждающегося в опекунском уходе.

При определении опекаемого в специальные учреждения на обучение, лечение, получение социальной помощи, опекун не прекращает выполнение своих обязанностей. Опекаемого человека иногда помещают на проживание в специализированное учреждение, при этом функции опекуна, попечителя возлагаются на представителей этой организации.

Отношения между опекающим и патронируемым оформляется в виде акта государственных опекунских органов. В нем указывается период времени, за которое будут исполняться обязанности опекуна.

Данный документ может быть оспорен в судебном порядке родственниками гражданина, нуждающегося в опекунском уходе. В соответствии с Федеральным Законом, если попечительские органы не назначили вовремя опекуна или попечителя и этим нанесли вред гражданину, возмещается.

Практикуется назначение временного опекающего, если это вынуждают сделать обстоятельства. Как постоянно, так и временно для опеки оформляется совершеннолетний опекун, дееспособный. Потенциальный патрон должен представить удостоверение личности и позволить обследовать личное жилье, чтобы установить, может ли в нем проживать опекаемый. Собирать остальные справки не нужно.

Опекуны и попечители, исполняющие обязанности временно, имеют те же права и обязанности, что и постоянные. Исключение составляют сделки с имуществом подопечного. Временно оформить под опеку можно на два месяца.

Как назначается опекун или попечитель?

Назначить опекуна могут по просьбе матери и отца, если для этого есть весомые причины. В заявлении родители указывают потенциального опекающего и отрезок времени, необходимый для опеки. Мать или отец может назначить опекуна на случай собственной смерти, если нет второго родителя. Заявление заверяется подписью и удостоверяется третьим лицом: представителем попечительских органов, начальником, главным врачом и т.п. Возможно неоднократное изменение заявления.

Выбрать попечителя может несовершеннолетний гражданин, нуждающийся в нем, написав заявление и точно указав человека.Если назначение опекуна противоречит законодательству РФ или данному ФЗ, от его назначения можно отказаться.

Согласно ФЗ №48, возможно оформление опекунского ухода при помощи договорас потенциальным опекающим.Опекунские органы не могут уклоняться от оформления договора без уважительных причин. Как только бумаги подписаны, опекун может приступать к выполнению своих обязанностей.

Федеральный Закон об опеке и попечительстве защищает права опекающих. Семейный кодекс РФ регулирует вопросы воспитания, образования несовершеннолетних. Опекун – законный представитель патронируемого, защищает все его интересы. Попечитель – содействует защите прав малолетнего опекаемого, контролирует совершаемые сделки.

При оформлении опеки в документах можно прописать особые требования по осуществлению обязанностей опекающего, которые запретят определенные действия. Если опекун или попечитель вынуждены изменить место проживания опекаемого, они обязаны известить государственные попечительские органы.

Осуществлять опеку и попечительство по Закону РФ нужно бесплатно. Оплачивать работу опекуна или попечителя могут в исключительных случаях. Опекающий может рассчитывать на возмещение затрат из доходов опекаемого. Вознаградить опекуна могут из средств подопечного, бюджетных средств РФ.

Если патрон заинтересован в безвозмездном пользовании имуществом опекаемого, он вправе попросить об этом вместо награждения заисполнение обязанностей. Особенности использования имущества прописываются в договоре.

Защита имущественныхправ опекаемых

Претендовать на имущество опекуновграждане, получающие опекунский уход, не могут. Как и опекающие – рассчитывать на то, что алиментные выплаты, пенсии, пособия подопечных перейдут к ним в собственность.

Обе стороны могут владеть общим имуществом. С согласия опекающих подопечные пользуются имуществом опекунов. В своих целях использовать имущество подопечных патроны не могут, если на это нет разрешения.

Человек, выполняющий опеку, принимает на хранение имущество подопечных (исключение – частично недееспособные), от других граждан, составляя опись.

Два экземпляра списка составляют попечительские государственные органы на глазах заинтересованных лиц и представителей власти. Документ должен быть подписан всеми присутствующими, один акт описи остается опекуну, второй – хранится в документах опекаемого.

Если по отношению к собственности патронируемого заключен договор доверительного регулирования пользованием, передавать его опекуну или попечителю не нужно. Опекающийможет требовать возврата имущества опекаемого, если им пользуются третьи лица незаконно.В обязанности опекуна входит забота об имуществе подопечного.

Как нужно распоряжаться имуществом опекаемых?

Опекающие могут распоряжаться имуществом подопечных по разрешению органов опеки. Оформить кредит на средства подопечного опекун может только в организации, наполовину принадлежащей РФ. Оформлять кредит от имени подопечного опекун не имеет права, если при этом не покупается жилье опекаемому.

Передать в заем имущество патронируемого можно только под залог ипотеки. Передать имущество опекающий может на срок не превышающий пять лет.

При появлении особых ситуаций, требующих совершения подобной сделки, опекун должен получить на нее разрешение местных государственных опекунских органов. Недвижимость подопечных не отчуждается. Исключительные случаи:

  1. Принудительное взыскание согласно ФЗ.
  2. Договор ренты принесет доход подопечному.
  3. Договор мены принесет доход опекаемому.
  4. Подопечный меняет место проживания.
  5. Необходимо оплатить лечение, проживание.

Для выполнения подобных сделок опекун и попечитель должны получить разрешение попечительских органов.

Разрешение опекающих органов на управление собственностью подопечных

Для всех действия, уменьшающих стоимость относящейся к подопечному собственности, опекающий должен получить письменное позволение органов опеки и попечительства.

  1. Оформление собственности в бесплатное использование, дарение, в аренду.
  2. Отказ от авторских прав, доли квартиры, процентов по акциям.
  3. Отзыв исковых требований.
  4. Заключение соглашения о мире от имени опекаемого.

Обязательно нужно брать допуск к сделкам у попечительских органов на получение доверенности от патронируемого.Позволение выдается в форме документа, не позже чем через две недели после обращения. Если представители опекунских органов отказывают в удовлетворении просьбы, они обязаны пояснить опекуну, чем это вызвано.

Если опекун совершил сделку, повлекшую убытки в стоимости собственности подопечного, без резолютивного допуска попечительских органов, он обязан возместить ущерб опекаемому.

Частично дееспособный вправе сам защищать свои интересы в суде. Если подопечный совершил сделки без разрешения попечителя, в суде опекающий имеет право потребовать признать сделки недействительными.

При доверительном управлении собственностью опекаемых граждане, осуществляющие опекунский, попечительский уход, обязаны соблюдать интересы подопечных.

Ответственность опекунов и прекращение опеки

Основные надзирающие действия выполняет орган опеки и попечительства. Представители попечительской организации проверяют условия проживания опекаемых, степень сохранности их собственности.

Контролируется также то, как люди, назначенные для опекунского, попечительского ухода, исполняют свои обязанности.

Пожаловаться на опекунов в органы опеки могут сами подопечные, а также другие граждане: представители образовательного, медицинского, социального учреждения.

Человек, осуществляющий опекунский уход, подготавливает отчет о расходованных средствах опекаемого до 01.02. каждого года. В документе описываются все сделки с имуществом подопечного, а также использование доходов патронируемого в его пользу. Бумаги утверждаются начальником местных государственных попечительских органов. Все отчеты должны храниться в личном деле гражданина, находящегося под опекой.

Патрон отвечает за сделки, совершенные опекаемым. Если нанесен вред собственности подопечного или других людей по вине гражданина, выполняющего уход, опекающий несет за это ответственность.

Регулируют вопросы ответственности Уголовный, Административный, Гражданский кодексы. Отвечать нужно за неисполнение своих функций или ненадлежащее выполнение обязанностей гражданам, осуществляющим опекунский, попечительский уход.

Работа попечительских организаций контролируется назначенными Законом органами и должностными лицами.

Если опекаемому причинен ущерб, вред по вине попечительских органов, представители органов опеки и попечительства несут за это наказание в соответствие с законодательством РФ. Заканчивается опека, попечительство в следующих случаях:

  1. Умер опекающий или человек, нуждающийся в уходе.
  2. Истек срок опекунского договора.
  3. Опекающий отстранен от выполнения опекунских функций ввиду недобросовестной их реализации, нарушения прав опекаемого, использования опеки в целях обогащения.
  4. По желанию гражданина, совершающего опекунский уход, если есть важные основания.
  5. При возникновении конфликта интересов патрона и гражданина, получающего опекунский, попечительский уход.
  6. Завершается опека над малолетним гражданином, достигшим 14-летнего возраста, и переходит в попечительство.
  7. Попечительство завершается по достижению ребенком возраста 18 лет или в случае признания его дееспособным.

Бывший опекун представляет отчет в попечительские органы не позже трех дней после окончания выполнения обязанностей. В течение двух недель после этого органы опеки и попечительства имеют право привлечь к ответственности гражданина, осуществлявшего попечительский уход, если обнаружены нарушения.

Из бюджета выплачиваются субсидии, пенсиидля содержаниялюдей, нуждающихся в опекунском уходе. Распоряжаются ими патроны в пользу подопечных. Некоторые граждане, находящиеся под опекой, получают дополнительные выплаты для лечения, обеспечения жильем.

Федеральный закон об опеке и попечительстве вступил в силу с 01.09.2008 г. Он применяется ко всем формам опеки и попечительства, договорам, заключенным после вступления Закона в силу.

obrakah.ru

Еще по теме:

  • Коллектор hyundai Hyundai Tucson ГБО, чип от Паулюса › Бортжурнал › Изношенный Впускной коллектор (ч.2)- для двигателя G6EA (хёндай) Добрый день уважаемым читателям, автолюбителям и тем, кто сюда зашёл, в поиске решения проблемы ремонта впускного коллектора.Сегодня […]
  • Собственность имущество капитал Эксперты советуют отказаться от практики дарения долей в праве на имущество, приобретенное за счет средств материнского капитала Согласно действующему законодательству жилое помещение, приобретенное, построенное или реконструированное с […]
  • По закону сдавать квартиру Закон о сдаче квартиры Вопрос сдачи и найма жилья становится со временем всё актуальнее. В первую очередь это связанно с межрегиональной миграцией граждан РФ и репатриацией соотечественников из стран бывшего СНГ. В связи с этим, требуется […]
  • Официальный сайт развода мостов График разводки мостов в навигацию В ночь с 9 на 10 апреля в Санкт-Петербурге официально стартовала навигация на Большой и Малой Неве. 20 апреля – к навигации присоединились рукава Невы. По сравнению с прошлым годом в графике разводки мостов на […]
  • Закон о не разглашении личных данных Ответственность за нарушение ФЗ-152 «О персональных данных» Правовая защита информации и персональных данных регулируется Федеральным законом 152 ФЗ. Предписывается обработка такой информации, а также ее хранение и ликвидация. Учитываются аспекты […]
  • Федеральный закон 153 о персональных данных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных Изменения и поправки Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера действия настоящего […]