Оглавление:

Изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» в Правительстве не поддержали

В Комитет Думы по здравоохранению внесен законопроект, предусматривающий изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ. Правительство предлагаемые поправки не поддерживает. Поправки предложены фракцией КПРФ, на данный момент они рассматриваются в Комитете Государственной Думы по охране здоровья.

Материал будет интересным специалистам, проходящим курсы повышения квалификации и переподготовки по направлению:

Депутат от фракции КПРФ Валерий Рашкин внес в Комитет по здравоохранению Госдумы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Автор поправок считает, что многолетние «реформы» здравоохранения лишь ухудшили ситуацию в этой сфере и ограничивают права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Кадровая катастрофа в системе здравоохранения?

По мнению депутата, «оптимизация» по сути сокращение количества государственных медицинских организаций и численности занятых в них медицинских работников, постепенная коммерциализация все большего числа медицинских услуг привела к тому, что сократилась численность медперсонала, увеличилась нагрузка на работающих врачей без предоставления им адекватных социальных гарантий.

В пояснительной записке к законопроекту приводятся конкретные цифры оптимизации, согласно данным Росстата:

  • в 1990-2016 гг. число больничных организаций в России сократилось с 12,8 тыс. до 5,4 тыс., то есть более чем в 2 раза.
  • Наиболее активное сокращение числа больниц происходило в 2000-2014 годах. По состоянию на 2000 год по данным Росстата больничных организаций в России было 10,7 тыс.
  • Также сократилось и число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций – с 21,5 тыс. в 1990 году до 19,1 тыс. в 2016 году. При этом основное сокращение опять же произошло, начиная с 2000 года (на этот год поликлиник было 21,3 тыс.).
  • По числу коек в больничных организациях на 10 тыс. населения Россия находится сейчас ниже уровня РСФСР 1960-х гг. (на 1960 год их было 89,1, на 1970 – 112,5; в 2016 г. этот показатель равнялся 81,6). Наивысший показатель – 137,4 (1990), сокращение к 2016 г. – более чем на треть.
  • Сокращение медицинских организаций продолжается и в последние годы. Так, сокращение числа больничных организаций в 2014-2016 гг. составило 3,6%, числа больничных коек на 10 тыс. населения – 5,8%.

Сколько врачей нужно российскому здравоохранению?

Аудиторы Счётной палаты РФ указывают, что при сокращении числа врачей и среднего медицинского персонала не достигается одна из главных целей сокращения медработников – рост зарплат работников отрасли. Согласно отчету Счётной палаты, в 2016 году эта сумма расходов на зарплаты медперсонала из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования сократилась на 19%.

Таким образом, оптимизация не решает поставленных задач, а только создает новые проблемы, и прежде всего нехватки медицинских специалистов:

  • В 2007 году насчитывалось 707,3 тыс. врачей, а в 2016 году – уже 680,9 тыс.
  • Обеспеченность населения врачами снизилась, где в 2007 году на 10 тыс. населения приходилось 49,6 врачей, в 2016 году – 46,4.
  • Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей.
  • Особенную тревогу вызывает сокращение числа врачей – педиатров: на 6,9 тыс. за 2016 год.
  • Численность среднего медицинского персонала также сокращается. По данным Росстата в 2007 году она составляла 1542,5 тыс. человек (или 108,1 на 10 тыс. населения), в 2016 году – 1537,9 тыс. человек (или 104,8 на 10 тыс. населения).

Почти тысяча населённых пунктов без врача

В обосновании законопроекта указывается, что по информации Счетной палаты РФ, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медицинской организации, где есть врач.

35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАП или офису врачей общей практики.

При этом данный дефицит не компенсируется выездными методами. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных врачебных бригад.

Рост заболеваемости в России с 2008 года

Росстат зафиксировал, что в 2016 году число умерших впервые за период 2013-2016 гг. превысило число родившихся, и была зафиксирована естественная убыль населения (-0,01).

Болезни, которые в России вызывают наибольшее число смертей – это болезни системы кровообращения, включая сердечно-сосудистые заболевания, а также онкология. В связи с недостаточностью медицинской помощи, которую в России могут оказать больным со злокачественными новообразованиями, в последние годы растет число самоубийств онкобольных.

Общий рост заболеваемости в России в 2008 — 2016 гг. составил 5,1%. При этом в этот период отмечается рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ (+25,1%), новообразований (+16,1%), болезней системы кровообращения (+23%), болезней органов дыхания (+19,3%), болезней органов пищеварения (+6,5%).

Финансирование здравоохранения в России и за рубежом

Главная цель проводимой «оптимизации», несмотря на заявляемые лозунги – поддержание на низком уровне государственного финансирования здравоохранения, сдерживание развития публичного сектора в данной сфере.

В последние годы Россия тратит на охрану здоровья 3-4% ВВП. В 2007 году это показатель был равен 4,2% ВВП. Для сравнения, в странах Европы он в настоящее время выше в 2-3 раза и составляет, например, во Франции – более 11%. В США же он достигает почти 17%.

Какие изменения предлагает законопроект в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ»?

В целях обеспечения граждан качественной и доступной бесплатной медицинской помощью, создания условий для снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, законопроектом предусматриваются следующие изменения:

Введение планирования и неснижаемых обязательств государственного финансирования

  • государственного плана охраны здоровья граждан, профилактики, снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения РФ (далее – государственный план охраны здоровья граждан) и аналогичных государственных планов в субъектах РФ;
  • единых государственных стандартов (показателей) медицинской помощи и обеспечения населения медицинскими услугами, применяемых при разработке и реализации государственного плана охраны здоровья граждан (далее – единые государственные стандарты);
  • неснижаемых (защищенных) показателей (нормативов) финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (далее – защищенные показатели финансового обеспечения медицинской помощи).

Единые государственные стандарты устанавливают на шестилетний период:

  • национальную номенклатуру бесплатных медицинских услуг населению, включающей количественные и качественные характеристики по каждой медицинской услуге. Эти характеристики будут учитываться при определении госзаданий для бюджетных учреждений здравоохранения. Их установление будет препятствовать сокращению лечебных и иных процедур в рамках одной услуги, их скрытой коммерциализации;
  • перечень медицинских организаций, входящих в государственную (муниципальную) систему здравоохранения, условия их создания, реорганизации и ликвидации. Этот стандарт необходим для прекращения произвольных «оптимизаций», снижающих обеспеченность населения медицинскими услугами;
  • требования к размещению медицинских организаций, включая нормативы территориальной обеспеченности населения их услугами и их территориальной доступности (учитывая транспортную составляющую) по каждому профилю медицинской помощи. Установление данных стандартов на федеральном уровне не позволит федеральным и региональным органам исполнительной власти проводить произвольное сокращение медицинских организаций и врачей в сельской местности, отдаленных и труднодоступных местах;
  • нормативы территориальной доступности для населения скорой (в том числе специализированной) медицинской помощи;
  • количественные и качественные характеристики и нормативы по коечному фонду по профилям медицинской помощи;
  • нормативы диспансеризации и иммунизации населения;
  • количественные характеристики (нормативы) состава медицинских работников, включая нормативы их распределения по медицинским организациям в целях поддержания установленной территориальной обеспеченности населения медицинскими услугами и обеспечения территориальной доступности медицинской помощи;
  • нормативы обеспечения населения бесплатными, льготными и иными лекарствами, изделиями медицинского назначения, лечебным питанием.
  • Единые государственные стандарты подлежат общественному обсуждению на федеральном и региональном уровнях через специальную систему органов государственно-общественного партнерства (см.п.2 настоящей Пояснительной записки), что необходимо для исключения принятия всех решений только чиновниками органов власти, без общественного контроля.

Государственный план охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В отличие от единых стандартов, фиксирующих потребности населения в медицинской помощи и нормативные требования к ней, государственный план определяет показатели, которых необходимо достичь, и мероприятия по их достижению, в том числе:

  • планируемые нормативы снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения; нормативы снижения смертности населения, в том числе специально – от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний; мероприятия по достижению этих нормативов по сферам и видам деятельности;
  • мероприятия по достижению планируемой обеспеченности населения (в том числе в разрезе субъектов РФ, городских округов и муниципальных районов, а также в разрезе отдельных категорий населения) бесплатной медицинской помощью;
  • мероприятия по сокращению числа медицинских услуг, которые не могут быть бесплатно оказаны на территории России, или имеют качество ниже, чем в зарубежных странах;
  • нормативы обеспечения граждан высокотехнологичной медицинской помощью и мероприятия по их достижению;
  • количественные и качественные характеристики медицинских организаций, входящих в государственную (муниципальную) систему здравоохранения, включая характеристики коечного фонда и состава медицинских работников по профилям медицинской помощи;
  • мероприятия по достижению планируемых характеристик территориальной обеспеченности населения бесплатными медицинскими услугами, включая территориальную обеспеченность скорой медицинской помощью – это, в том числе, мероприятия по восстановлению утраченной сети медицинских организаций в сельской местности, труднодоступных и отдаленных местах;
  • мероприятия по обеспечению населения бесплатными, льготными и иными лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, лечебным питанием, развитию национальной фармацевтической промышленности и оказанию ей мер государственной поддержки;
  • мероприятия по развитию национальной медицинской науки, технологий, медицинской промышленности и обеспечению медицинских организаций медицинским оборудованием российского производства, в том числе на основе мероприятий по импортозамещению;
  • мероприятия по диспансеризации и иммунизации населения;
  • централизованное государственное задание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников.
  • Государственный план защищается от произвольных корректировок, законопроектом установлена возможность внесения в него изменений не чаще одного раза в два года.

Неснижаемые (защищенные) показатели (нормативы) финансового обеспечения медицинской помощи

  • Корректировка защищенных показателей финансового обеспечения медицинской помощи осуществляется не чаще одного раза в три года и не более одного раза в течение шестилетнего планового периода.
  • При этом переходными положениями федерального закона предусмотрено наращивание объемов финансирования отрасли с целью достижения к концу периода (2023 год) показателя, равного не менее 6% ВВП (что соответствует самой минимальной планке развитых стран).
  • Также законопроектом в числе плановых показателей до 2023 года предусмотрено требование об увеличении ожидаемой средней продолжительной жизни населения в России, минимум, до 75 лет.

Система согласования интересов государства и гражданского общества (а также федерации и территорий) в сфере здравоохранения

Эта мера продиктована необходимостью защитить граждан России от неадекватной политики органов власти, идущей вразрез с жизненными потребностями населения в области медицины, и соответствует мировому опыту контроля гражданского общества за действиями органов власти.

Создание системы координирующих органов государственно-общественного партнерства, которым вменяется экспертиза и согласование отдельных решений по вопросам здравоохранения, осуществление мониторинга ситуации в данной сфере.

  • Национальный совет по охране здоровья граждан в РФ. Положение о нем утверждается Президентом РФ. Совет состоит из представителей Государственной Думы (причем от всех фракций), Совета Федерации, Уполномоченного по правам человека в РФ, представителей Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, представителя от Общественной палаты РФ.
  • Общественный сектор в совете представлен также общественными объединениями в сфере здравоохранения, в том числе организациями медицинских работников – на основе ежегодной ротации по квоте, определяемой самим советом. Также по квоте в его состав входят представили отраслевых объединений медицинской и фармацевтической промышленности, организаций медицинской науки.
  • В совете закрепляется представительство субъектов РФ и органов местного самоуправления – также по квоте и на основе ежегодной ротации (подробнее – п.4 ст.1 законопроекта, ст.17.2 Федерального закона в предлагаемой новой редакции).

Национальный совет по охране здоровья граждан

  • согласовывает проект единых государственных стандартов до их утверждения Правительством РФ (таким образом, на этапе подготовки основы государственного плана, учитывается мнение общественности, муниципалитетов, субъектов РФ, законодательной власти);
  • дает свое заключение на проекты государственного плана охраны здоровья граждан и защищенных показателей финансового обеспечения медицинской помощи; на проект федерального бюджета в части, касающейся охраны здоровья граждан;
  • согласовывает утверждаемые Минздравом России требования к размещению медицинских организаций, номенклатур в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников и др.), общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций. Проведение данного согласования страхует от кулуарного принятия органами власти решений о сокращении сети медицинской организаций и иной «оптимизации» здравоохранения;
  • осуществляет мониторинг состояния здоровья населения, организации здравоохранения и публикует доклады.
  • На уровне регионов создаются соответствующие региональные советы, взаимосвязанные с Национальным советом. Они формируются схожим образом (см. п.4 ст.1 законопроекта, ст.17.3 Федерального закона в предлагаемой новой редакции) и имеют следующие полномочия:
  • дают свое заключение на проект единых государственных стандартов (федерального уровня) до их утверждения Правительством РФ. Этим обеспечивается участие регионов, в том числе региональной общественности, в определении политики в сфере здравоохранения;
  • дают свое заключение на проект государственного плана охраны здоровья граждан в субъекте РФ. При этом вправе обнародовать свое мнение, если оно не было учтено при доработке и принятии плана;
  • вправе обратиться к губернатору, в контрольно-счетный орган субъекта РФ, прокуратуру, а после обращения к ним – также в Счетную палату РФ, Генеральную прокуратуру РФ, в случае нарушения в субъекте РФ требований единых государственных стандартов, государственного плана охраны здоровья граждан в РФ, защищенных показателей финансового обеспечения медицинской помощи;
  • согласовывает проекты нормативных актов, предусматривающих создание, реорганизацию или ликвидацию медицинских организаций, входящих в государственную систему здравоохранения, изменение количественных или качественных показателей коечного фонда, состава оказываемых бесплатных медицинских услуг, утверждения и изменения структуры и штатного расписания медицинских организаций. Таким образом, вводится дополнительный заслон для принятия в субъектах РФ решений об «оптимизации» медицинских организаций и численности их работников с ущербом для права граждан на охрану здоровья;
  • вправе проводить на территории субъекта РФ публичные слушания, конференции, собрания граждан, опросы населения, общественные голосования, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публиковать их результаты.

В муниципальных образованиях создаются аналогичные советы, причем их создание в городских округах и муниципальных районах – обязательно.

Заключение Правительства о проекте изменений в ФЗ-323

Правительство рассмотрело предъявленный текст поправок в Федеральный закон №323-ФЗ и не согласилось с предлагаемыми поправками. Позиция основывается на 3 пунктах:

  • Отраслевые документы стратегического планирования разрабатываются не в Думе, а федеральными органами исполнительной власти (19 ст. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации),
  • В России уже есть подобный документ стратегического планирования — Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», которая утверждена постановлением Правительства РФ 26 декабря 2017 года №1640. Таким образом разработка нового госоргана в виде Госплана по охраны здоровья граждан является излишним.
  • Бюджетное законодательство РФ четко прописывает правила финансирования: Правительство утверждает на 3 года программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На основе этого документа государственные органы власти субъектов РФ утверждают свои территориальные программы. А в самом Федеральном законе 323-ФЗ прописаны требования к финансированию этих территориальным программам. Следовательно, предлагаемая мера об установлении неснижаемых обязательств бюджетного финансирования сроком на 6 лет противоречит бюджетному законодательству.

СКАЧАТЬ Постановление Правительства РФ 26 декабря 2017 года №1640 «Об утверждении государственнойпрограммыРФ «Развитие здравоохранения»
Читайте также:

  • Минздрав обновил перечень показаний для санаторно-курортного лечения
  • Приказ Минздрава 192н: Изменения в Положении об аккредитации медицинских специалистов
  • Пояснения Минздрава по вопросу о телемедицине
  • Какие медорганизации могут не проводить независимую оценку качества оказания услуг
  • Профстандарт «Специалист КЛД»
  • Каких медработников будут отправлять на внеочередную аттестацию?
  • Как получить сертификат врача?
  • Может ли акушерка ФАП заменить фельдшера и медсестру?

www.snta.ru

323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ

Охрана здоровья граждан — определение способов повышения качества жизни, которые формируются в следующих областях:

  • Правовая;
  • Политическая;
  • Медицинская;
  • Экономическая;
  • Научная;
  • Санитарно-гигиеническая.

Они созданы для сохранения, восстановления и повышения (психологического и физического) уровня здоровья каждого гражданина. Создаются способы для поддержания активности и приемлемого уровня здоровья человека. При необходимости, предоставляется оперативная медицинская помощь.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения, которые возникают в области защиты уровня жизни жителей Российской Федерации.

Он регулирует:

  • Основы организационного, экономического и правового характера относительно охраны здоровья жителей;
  • Права и обязанности каждого человека, гражданина, отдельных слоев населения в области охраны здоровья, а также для предоставления гарантий подобных прав;
  • Ответственность и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья;
  • Обязанности и права медицинских и других организаций, индивидуальных предпринимателей и тому подобное;
  • Обязанности и права фармацевтических и медицинских работников в соответствии с Федеральным законом.

Когда был принят?

Федеральный закон был принят Государственной думой 1 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 8 дней.

Действующее законодательство было создано на основании положений Конституции Российской Федерации. Оно состоит из настоящего Федерального закона в соответствии с другими нормативно правовыми актами.

Следует отметить, что согласованные нормы об охране здоровья не должны противоречить нормам действующего Федерального закона.

А что вы знаете о ФЗ 61 об обращении лекарственных средств? данный закон так же направлен на охрану здоровья граждан.

Последние изменения в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ

Поправки, внесенные 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», коснулись части 3.2. статьи 59, части 3 статьи 61, пункта 3 статьи 78 и пункта 3.1 статьи 78.

Статья 59 Федерального закона

Часть 3.2 статьи 59 ФЗ-323 была дополнена в заключительном документе. В нем идет речь о проведении экспертизы при временной нетрудоспособности.

Любые недовольства, связанные с качеством предоставляемых услуг, будут рассмотрены согласно 59 ФЗ об обращении. Подробности тут:

Подобное исследование назначается в случае:

  • Тяжелого заболевания;
  • Отравления, по причине которого была потеряна трудоспособность;
  • Долечивания в санаторно-курортных организациях;
  • Ухода за больным членом семьи;
  • Карантина и т.д.

Статья 61 Федерального закона

В ч 3 ст 61 ФЗ-323 были добавлены слова «и федеральными органами государственной власти».

Статья 78 Федерального закона

В п 3 — 3.1. ФЗ -323 были внесены изменения. Из пункта 3 были исключены слова «и листки нетрудоспособности».

Пункт 3.1 Федерального закона был дополнен. В нем говорится о том, что листки нетрудоспособности выдаются только в том порядке, который определен в соответствии с законодательством РФ и социальным страхованием в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности.

В 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» определены главные принципы, перечисленные ниже:

  • Все права граждан и государственные гарантии должны быть соблюдены;
  • Пациент имеет приоритет при оказании медицинских услуг;
  • Приоритет детей, если было обнаружено серьезное заболевание;
  • Защищенность граждан с социальной стороны;
  • Ответственность органов местного самоуправления и государственной власти;
  • Доступность и хороший уровень качества медицинской помощи;
  • Приоритет профилактики в области охраны здоровья;
  • Сохранение врачебной тайны.

210fz.ru

Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

10 и 11 июня Общество православных врачей Санкт-Петербурга отметило День своего Небесного покровителя — святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в храме Державной иконы Божией Матери

все События и новости

Поправки к проекту закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Библиотека / Официальные документы / Поправки к проекту закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Новый проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и православный комментарий к спорным положениям законопроекта с предлагаемыми поправками

08.02.2011 г. на заседании ОПВ Санкт-Петербурга обсуждался проект Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», после которого был принят «Итоговый документ заседания ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)». Представляем Вашему вниманию дополнения к Итоговому документу заседания с православным комментарием к спорным положениям законопректа и предлагаемыми поправками.

Проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разработан Комитетом по охране здоровья при Правительстве Российской Федерации. Его задача, по мнению авторов, «восстановить целостность национальной системы здравоохранения и обеспечить выполнение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан в сфере охраны здоровья» .

Проект ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был опубликован на сайте Минздравсоцразвития 30 июля 2010 года, пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» опубликована 30 августа 2010 года на сайте «Российской Газеты». Во втором чтении законопроект был принят в конце декабря 2010 года и содержит 100 статей.

С 1 января 2012 года планируется вступление в действие основной части закона, как базового нормативного акта для всей сферы здравоохранения Российской Федерации.

В основу закона заложен «принцип приоритета здорового образа жизни и профилактики заболеваний». В отличие от действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля1993 г., только обозначающей основные принципы охраны здоровья граждан, новым Законом предусматривается расширение этих принципов и раскрытие их содержания.

В частности, в новом законопроекте обеспечивается право граждан на выбор врача и медицинской организации, впервые на уровне основополагающего отраслевого закона закрепляются основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и или тканей человека, устанавливается запрет на эвтаназию и клонирование человека и т.д.

28 февраля2011 г. исправленный проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» был представлен для ознакомления общественности. По сравнению с предыдущим вариантом проекта (30 июля 2010 года) видна определенная работа, проделанная в соответствии с замечаниями, высказанными общественностью. Опубликован вариант проекта данного закона от апреля2011 г.

Однако необходимо отметить, что некоторые статьи нового законопроекта прямо противоречат Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе2000 г. В связи с чем, общественная организация Общество Православных врачей г. Санкт-Петербурга считает необходимым внести следующие поправки в законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

I

В Проекте Федерального закона (далее – ФЗ) от 08.02.2011 содержалась Статья 4 Основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Текст проекта:

Статья 4.

Основными принципами охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) доступность медицинской помощи;

3) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека;

4) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства;

5) соблюдение врачебной тайны;

6) приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан;

7) запрет эвтаназии;

8) запрет на клонирование человека.

В Проекте ФЗ о т Апреля 2011 статья 4 претерпела изменения

Текст проекта:

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Основными принципами охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) доступность медицинской помощи;

3) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

4) соблюдение врачебной тайны;

5) приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.

Предлагается дополнить этот перечень пунктом 6:

6) Обеспечение права на жизнь и уважение его человеческого достоинства, начиная со стадии эмбриона.

I I

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 12. Запрет на клонирование человека

Текст проекта:

Статья 12. Запрет на клонирование человека

1. Клонирование человека — создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека — запрещается.

2. Ввоз на территорию Российской Федерации клонированных эмбрионов человека запрещается.

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья отсутствует.

Комментарий:

Представляется чрезвычайно важным наличие подобной статьи, регулирующей клонирование человека на уровне основополагающего отраслевого Федерального закона в связи с тем, что данная проблема имеет непосредственное отношение к сфере здравоохранения и затрагивает такие фундаментальные права, гарантированные Конституцией РФ, как право человека на жизнь и право на уважение человеческого достоинства.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000, (извлечения):

XII.6. Осуществленное учеными клонирование (получение генетических копий) животных ставит вопрос о допустимости и возможных последствиях клонирования человека. Реализация этой идеи, встречающей протест со стороны множества людей во всем мире, способна стать разрушительной для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий.

Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Крайне опасными являются и психологические последствия клонирования. Человек, появившийся на свет в результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь «копией» кого-то из живущих или ранее живших людей. Необходимо также учитывать, что «побочными результатами» экспериментов с клонированием человека неизбежно стали бы многочисленные несостоявшиеся жизни и, вероятнее всего, рождение большого количества нежизнеспособного потомства. Вместе с тем, клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике.

Предлагается:

Обязательным с точки зрения ОПВ СПБ является включение в статью Закона в редакции февраля 2011 г. положения, касающегося запрета клонирования эмбриона.

Кроме того, дополнить эту статью частью 3:

3. Запрещается использовать эмбрионы человека в качестве материала для изготовления лекарственных препаратов.

I I I

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 18. Право на медицинскую помощь

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 15.

Текст статьи 15 (извлечения)

Статья 15. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в рамках программ добровольного медицинского страхования.

3. Гарантированный объем медицинской помощи, предоставляемой гражданам без взимания с них платы, устанавливается программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Комментарий: формулировка права человека « на медицинскую помощь без взимания платы» не подкрепляется достаточным финансированием медицинских учреждений. Повышение финансирования здравоохранения до 5% от ВВП недостаточно для оказания качественной медицинской помощи населению.

IV

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 44. Донорство органов и (или) тканей человека и их трансплантация

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 43

Текст статьи 43 (извлечения):

Статья 43. Донорство органов и (или) тканей человека и их трансплантация (пересадка)

9. Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо лица, указанные в частях 6 и 7 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

Предлагается следующая редакция данной части:

9.Изъятие органов (или тканей) у трупа допускается лишь в том случае, если имеются сведения о согласии лица на изъятие его органов или тканей после смерти для трансплантации рецепиенту, выраженному в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. В случае отсутствия каких-либо сведений (как согласия, так и несогласия), эксплантация органов не допускается.

Обоснование:

Такой вариант части 9 вводит презумпцию «несогласия» в отношении изъятия органов и обязывает медицинскую организацию поставить родственников в известность о возможности изъятия органов для трансплантации. Принятие этой поправки устранит возможность ошибочного совершения вмешательства по изъятию органов для трансплантации и предотвратит возможность последующих претензий к медицинской организации и врачам со стороны родственников умершего. Остальные части менять не обязательно. Принятие этой поправки существенно изменит смысл всей статьи и позволит на деле (а не на бумаге) гарантировать право человека на волеизъявление декларируемое ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» (от 12 января1996 г. N 8-ФЗ, с изменениями и дополнениями).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000, (извлечения):

XII.7. Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья….

На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.

V

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 47 Народная медицина.

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 46

Текст статьи (извлечения):

Статья 46. Народная медицина

2. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший диплом, выданный органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.

Предлагается следующая редакция данной части:

2. Правом на использование методов народной медицины обладают граждане, получившие Диплом о высшем медицинском образовании, Сертификат специалиста по одной из лечебных специальностей и документ установленного образца (диплом), подтверждающий квалификацию специалиста в области методов народной медицины, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обоснование: Вызывает опасение возможность допуска к врачебной деятельности лиц, не имеющих диплома врача, кроме того положение настоящей статьи проекта входит в противоречие с положениями ст. 98 Проекта ФЗ от 08.02.2011 и ст. 95 Проекта ФЗ от Апреля 2011:

Текст ст. 95 (извлечения):

2. До вступления в силу положений статьи 64 настоящего Федерального закона, предусматривающих прохождение медицинскими и фармацевтическими работниками процедуры аккредитации:

1) право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и имеющие сертификат специалиста, а также лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах и допущенные к медицинской деятельности в порядке, установленном пунктом 5 настоящей части;

Также предлагается дополнить часть 2 ст. 46:

п.2 — диплом и лицензия на целительство должны выдаваться компетентными органами после проведения обязательной медицинской и общественно-религиозной экспертизы деятельности каждого конкретного целителя.

Если оставлять этот пункт в этой редакции (речь идет о церковной или общественно-религиозной экспертизе) необходимо дать определение, что она предполагает, какие органы или лица ее осуществляют, какое законодательство регламентирует ее проведение.

VI

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 51 Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья граждан

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 50

Текст проекта (извлечения):

Статья 50. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья граждан

Часть 2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Предлагается : Повысить возрастной ценз до 18-ти лет или до 21-го, т.к. наркомания – угроза будущему.

Текст проекта (извлечения):

Часть 3. Дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Комментарий:

Статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» причисляет к категории детей «в трудной жизненной ситуации» не только сирот, но и инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев; жертв насилия; детей из малоимущих семей; детей с отклонениями в поведении и некоторые другие категории.

Слишком широкое толкование понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в настоящее время, когда существует и развивается практика неправомерного вмешательства государственных органов в жизнь семей, может привести к разрушению института семьи.

Так, например, относительно детей из малоимущих семей: по различным оценкам, 20-50% населения нашей страны проживает за границей прожиточного минимума, а 1-5% наших сограждан живет в условиях прямого недопотребления и выживания. Особенно распространено это явление в сельской местности. Медико-социальными исследованиями установлено, что наиболее массовой группой среди российских бедных являются семьи с несовершеннолетними детьми.

Предлагается: Исключить из сферы действия данного положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и применять данное положение только в отношении детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав.

VII

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 52 Применение вспомогательных репродуктивных технологий

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 51

Текст проекта:

Статья 51. Применение вспомогательных репродуктивных технологий

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования методов вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток и эмбрионов. Криоконсервация и хранение половых клеток и эмбрионов осуществляются медицинскими организациями за счет средств граждан и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Порядок и условия проведения криоконсервации и хранения, включая сроки хранения и порядок утилизации, половых клеток и эмбрионов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Криоконсервация и хранение половых клеток и эмбрионов осуществляется медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок формирования перечня медицинских организаций, осуществляющих криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов, включая требования к указанным медицинским организациям, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. При использовании донорских половых клеток граждане имеют право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора, его расы и национальности.

7. Мужчина и женщина, состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также не состоящие в браке, имеют право на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия. Одинокая женщина имеет право на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия.

8. Перенос эмбриона(ов) третьему лицу — суррогатной матери, которая будет вынашивать и рожать ребенка с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, возможен при наличии информированного добровольного согласия этого лица.

Комментарий:

Данная статья официально узаконивает рождение детей без брака, т.к. не предполагает обязательное наличие мужа при решении вопросов деторождения. Это коренным образом подрывает основы семьи, разрушает институт брака, лишает ребенка права (из-за желания женщины) иметь отца и полноценную семью, а мужчину лишает радости отцовства.

Такие манипуляции как криоконсервирование и хранение половых клеток и эмбрионов признается международным сообществом этически и юридически спорным. В связи с этим представляется нецелесообразным государственное финансирование данных технологий.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000, (извлечения):

XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время, расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Предлагается новая редакция частей 1, 3 и 7 данной статьи:

Статья 52. Применение вспомогательных репродуктивных технологий

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов)

3. Криоконсервация и хранение половых клеток и эмбрионов осуществляется медицинскими организациями за счет средств граждан.

7. Мужчина и женщина, состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством Российской Федерации порядке, имеют право на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия.

Часть 8 должна быть изъята из данной статьи.

VIII

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 53Применение вспомогательных репродуктивных технологий

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 52

Текст проекта:

Статья 52. Искусственное прерывание беременности

1. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до двадцати двух недель, при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия женщины — независимо от срока беременности.

2. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной недееспособной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя с учетом мнения этой недееспособной.

3. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности определяется Правительством Российской Федерации.

4. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000, (извлечения):

XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. …

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.

Искусственное прерывание беременности лишь по желанию женщины противоречит Статье 66. Клятва врача, а именно положению, в соответствие с которым врач обязан «…посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека».

Наличие столь широкого перечня оснований для искусственного прерывания беременности вызывает этические и религиозные возражения, т.к. данные манипуляции посягают на священный дар человеческой жизни. Многие из медицинских и социальных показаний, указанных в законе, являются важными и серьезными, но не равнозначными ценности человеческой жизни.

В связи с тем, что ст. 93 предусматривает юридическую ответственность медицинских организаций за непредставление или за неполное предоставление гражданам медицинских услуг, важным также является специальное закрепление возможности отказа врача от производства аборта по этическим, религиозным и прочим убеждениям. Он не должен быть расценен как нарушение его врачебных обязанностей и не должен нести за собой применение каких-либо административных, финансовых или иных санкций.

Предлагается :

Новая редакция части 1 ст. 52:

1. Искусственное прерывание беременности – потенциально опасная для организма женщины медицинская манипуляция, проведение которой не способствует укреплению здоровья. Поэтому, проведение искусственного прерывания беременности при отсутствии медицинских показаний не входит в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Исключить части 2 и 3.

Считать часть 4 частью 2.

Дополнить новой частью 3:

3. Врач имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности по морально-этическим или религиозным соображениям, в порядке, установленном частью 3 ст. 66 настоящего Федерального закона.

IX

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 54 Медицинская стерилизация

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 53

Текст проекта:

Статья 53. Медицинская стерилизация

1. Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина — независимо от возраста и наличия детей.

2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с учетом мнения этого недееспособного лица.

3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий:

Медицинская стерилизация также противоречит Статье 66. Клятва врача.

Предлагается новая редакция части 1 ст. 53

1. Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только при наличии медицинских показаний и согласии гражданина — независимо от возраста и наличия детей.

X

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 62 Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 61

Текст проекта:

Статья 61. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий

1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких.

3. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, где находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. В состав консилиума врачей не могут включаться специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.

4. Биологическая смерть устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений.

5. Констатация биологической смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).

6. Реанимационные мероприятия прекращаются при признании их абсолютно бесперспективными, а именно:

1) при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга, в том числе на фоне неэффективного применения полного комплекса мероприятий, направленных на поддержание жизни;

2) при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение тридцати минут;

3) при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении десяти минут от начала проведения реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, массаж сердца, введение лекарственных препаратов для медицинского применения).

7. Реанимационные мероприятия не проводятся:

1) при состоянии клинической смерти (остановке жизненно-важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) — потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, не совместимых с жизнью;

2) при наличии признаков биологической смерти.

8. Порядок определения момента смерти человека, включая критерии и процедуру установления смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, а также форму протокола установления смерти человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000, (извлечения):

«…. должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого».

Предлагается:

Новая редакция ч.1:

  1. 1.Моментом смерти человека является его биологическая смерть (необратимая гибель человека).

Исключить ч.6 п.1).

XI

В Проекте ФЗ от 08.02.2011 содержалась Статья 67 Клятва врача

В Проекте ФЗ от Апреля 2011 эта статья идет под номером 66

Комментарий: В целом ОПВ СПБ приветствуется содержание Клятвы врача. Однако текст данной статьи вступает в противоречие со ст. 52 и ст. 53, которые направлены на разрушение здоровья человека, ведут к неуважению жизни человека и его человеческого достоинства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Указанный закон, при всех его положительных сторонах, легализует грех и технологии, разрушающие здоровье граждан РФ, несовместим с высоким званием врача и порождает двойной стандарт отношения к жизни человека.

Рекомендации в духовной сфере

Позиция Русской Православной Церкви в отношении основных спорных вопросов в системе здравоохранения в Российской Федерации отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.

Необходима активизация просветительской деятельности Общества Православных врачей России и региональных Обществ Православных врачей, а также священнослужителей на местах с целью информирования административных работников и сотрудников научных и лечебных медицинских учреждений о существовании данного документа и его основных положениях.

Рекомендации в медицинской сфере

  • Рекомендуется в учебной программе медицинских ВУЗов и на этапе последипломной подготовки более широкое освещение медицинского права и биомедицинской этики.
  • В качестве факультативного курса – ознакомление слушателей с позициями медико-социальной доктрины Русской Православной Церкви и основами Православной медицины.

www.opvspb.ru

Еще по теме:

  • Приказ 1346 от 21122012 гВ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил силу) Приказ […]
  • Ежемесячное пособие детям военнослужащих Пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в 2018 году Ежемесячное пособие на содержание детей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, […]
  • Харьков как оформить субсидию Харьков как оформить субсидию В Харькове оформить субсидию можно обратившись в районное управление труда и социальной защиты. Об этом рассказали на пресс-конференции заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и […]
  • Приказ минздрава от 20122012 г 1175н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1175н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПИСЫВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, А ТАКЖЕ ФОРМ […]
  • Постановление о назначении почерковедческой экспертизы вопросы Постановление о назначении почерковедческой экспертизы вопросы Старший следователь СУ при УВД по г. Энску майор юстиции Казаков В.И. рассмотрев материалы уголовного дела № 1340, 21 сентября 2007 года при проведении в помещении по адресу: г. Энск, […]
  • Топливная система для судов Топливная система судна Изобретение относится к судостроению , в частности к конструкциям топливных систем судов. Цель изобретения - упрощение конструкции системы и расширение ее функциональных возможностей. Топливоперекачивающий насос 1 на входе […]