Об истечении времени закон

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов (Д.А. Кузякин, «Законодательство», Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.)

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия
нормативных правовых актов

Законодательство постоянно меняется: принимаются новые нормативные акты, существующие — утрачивают силу или в них вносятся изменения. Для правильного практического применения вновь принятого или измененного нормативного акта необходимо точно знать, с какого момента он вступает в силу. Однако в определении этого момента иногда возникают значительные трудности. Во многих вновь вышедших нормативных документах не установлена точная дата введения их в действие. В таком случае дата вступления в силу документа должна быть рассчитана по общим правилам, установленным законодательством.

Рассмотрим существующую нормативную базу, определяющую порядок вступления в силу различных нормативных актов.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 названного закона официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий. Эти акты подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с названным Указом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение десяти дней после дня их регистрации. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Правила подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 устанавливают, что акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию. Порядок опубликования определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. Однако лишь некоторые органы определили источники официального опубликования издаваемых ими актов, признанных не нуждающимися в государственной регистрации. И только единицы установили не только источник официального опубликования, но и порядок вступления подобных актов в силу.

К сожалению, после изучения нормативной базы, регулирующей вопросы вступления в силу нормативных правовых актов, возникает, возможно, даже больше вопросов, чем до исследования данной проблемы.

Так, существует неопределенность в вопросе, связанном с официальным опубликованием полного текста нормативного акта. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» четко определено, что официальной публикацией законов считается первая публикация их полных текстов. Что же касается актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимость опубликования их полного текста не установлена. Таким образом, остается неясно, как вступают в силу документы, опубликованные в официальном источнике не полностью, например, без приложений.

Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» было признано письмом Минюста РФ от 27 февраля 2003 г. N 07/1891-ЮД не нуждающимся в государственной регистрации. Текст постановления (без приложений) опубликован в «Финансовой газете», март 2003 г., N 11. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 20 августа 2001 г. N 59 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений Государственного комитета Российской Федерации по статистике по вопросам государственной статистики и первичной учетной документации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» постановления Госкомстата России об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации и указаний по их заполнению, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в Международном еженедельнике «Финансовая газета» и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней с даты их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок их вступления в силу. Совершенно ясно, что руководствоваться постановлением, не имея форм им утвержденных, невозможно. Является ли в данном случае дата опубликования текста документа без приложений датой его официального опубликования, от которой зависит момент вступления данного акта в силу?

Следующая проблема связана с определением источника первого официального опубликования федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ» будет официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения на данную проблему. Многие юристы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в «Собрании законодательства Российской Федерации». В качестве основного аргумента приводится постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П. В соответствии с документом день, которым датирован выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», содержащий текст рассматриваемого Федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ*(1) по этому поводу придерживаются следующего мнения: «Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальной. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» — прим. автора) был избран неверно».

В Определении Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» приводит уже дату, указанную в «Собрании законодательства РФ». «Статьей 78 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования). » Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в «Собрании законодательства Российской Федерации» — от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1464. В настоящее время дата «Собрания законодательства Российской Федерации», которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, и всегда проходит какое-то время прежде, чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания РФ по поводу названного Определения Конституционного Суда: «Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если «Собрание законодательства Российской Федерации» поступило в продажу либо 31 марта, либо 1, или 2 апреля 1998 г., т. е. раньше, чем закончил публиковаться в «Российской газете» Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год», все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона».

С.В. Разгулин в книге «О развитии российского налогового законодательства в современных условиях»*(2) приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: «В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках «Российской газеты», не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования». Таким образом, если закон опубликован и в «Собрании законодательства» и в «Российской газете», остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ и Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень проблематично.

Вернемся к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 1998 год», который был опубликован в нескольких номерах «Российской газеты». Здесь возникает вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями. Согласно названной статье Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ официальная публикация — первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359*(3): «Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части».

Часто в периодическом печатном издании (например, в журнале или газете) не указывается точная дата его выхода в свет, иногда указывается только месяц, иногда — диапазон дат. Как в этом случае определить дату опубликования нормативного правового акта? Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ предлагает следующее решение данного вопроса, признавая, однако, его небесспорным: «Если в периодическом печатном издании указывается только месяц его издания, то датой официального опубликования помещенного в него акта следует считать последний день месяца, если в качестве даты выхода в свет издания указан диапазон дат, то датой официального опубликования акта в этом издании следует считать последнюю дату диапазона». Московская городская Дума издала письмо от 22 августа 2000 г. N 8-21-6254/0, которым установила порядок определения даты выхода в свет еженедельной в то время газеты «Тверская,13». «Датой выхода газеты следует считать дату, открывающую интервал, поскольку именно в этот день газета поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам». Получается, что в случае, когда для периодического не ежедневного издания не установлен порядок исчисления даты его выхода в свет, необходимо ориентироваться либо на дату поступления издания к адресатам, либо на последнюю дату интервала (месяца).

Следующая проблема связана с появлением официальной информации о вступлении в силу нормативного акта, который должен был начать действовать в соответствии с общими правилами, установленными законодательством для подобного рода документов. Так, приказ МНС РФ от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135 вносит изменения в книгу учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2003 г. под N 4430 и опубликован в «Российской газете» от 26 апреля 2003 г. В самом приказе порядок его введения в действие не установлен, поэтому к данному приказу применяются нормы Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Однако появляется письмо МНС РФ от 6 мая 2003 г. N СА-6-22/521, не зарегистрированное в Минюсте РФ, согласно которому налоговым органам и налогоплательщикам следует применять приказ с 1 января 2003 г. Да, письмо было отменено приказом МНС РФ от 16 января 2004 г. N СА-6-22/36, но это не единственный случай. Как реагировать на подобные письма, и вправе ли федеральные органы исполнительной власти таким образом вводить в действие свои нормативные акты, зарегистрированные в установленном порядке?

Признание нормативного акта утратившим силу в отдельных случаях также вызывает большое количество вопросов. Так, например, приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. N 147 утверждаются Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», которые вводятся в действие с 1 января 2005 г. Также данным приказом признается утратившим силу приказ Федеральной авиационной службы России от 24 октября 1997 г. N 225 «О государственном регулировании и контроле за организацией и выполнением полетов гражданских воздушных судов авиации общего назначения в Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1501). Получается, что Правила вступают в силу с 1 января 2005 г., а приказ, регулирующий соответствующие правоотношения ранее, утрачивает силу с момента введения в действие приказа N 147, который зарегистрирован и вступает в силу согласно общим правилам по истечении десяти дней после его официального опубликования. Возможно ли в данном случае дату введения в действие Правил считать датой, с которой признается утратившим силу приказ N 225, а также датой вступления в силу приказа N 147? Иногда ситуация складывается иначе. Существует Временная инструкция Госналогслужбы РФ и ГТК РФ от 11, 13 июля 1994 г. N 27, 01-20/7864 о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 г. N 1230 утверждена новая Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками. Фактически получается, что Временная инструкция перестала действовать с момента вступления в силу новой Инструкции, однако, признана утратившей силу она была только приказом ГТК РФ и МНС РФ от 21 февраля 2001 г. N 186/ВГ-3-31/50.

Помимо общих правил о вступлении в силу нормативных актов законодательство не исключает регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в документе или в отдельном нормативном акте. Возможно, в связи с этим, в существующем массиве правовых документов встречаются самые различные формулировки о вступлении в силу*(4).

В таблице представлены статистические данные только по федеральным документам. В региональных нормативных актах количество вариаций формулировок возрастает в несколько раз. Насколько внимательно (дословно) следует воспринимать формулировки норм о вступлении в силу нормативных актов? Существует ли разница в определении даты вступления в силу нормативных актов, имеющих разные формулировки? Как соотносятся между собой, допустим, фразы «со дня опубликования» и «после опубликования»? Как мы видим, очень распространенной в нормативных актах является формулировка «со дня опубликования». Профессор Д.Н. Бахрах*(5) по этому поводу высказывает такую точку зрения: «Полезно избрать во всех случаях единую формулу: после дня публикования. Выражение «со дня опубликования» неудачно. Официальный текст правового акта многие читатели получат лишь во второй половине суток (дня). А еще требуется время его прочитать. Особенно это касается норм, регулирующих ответственность. Как она может начать действовать с ноля часов дня опубликования, если граждане о ней не знали? Если деяние совершено в первой половине дня, а текст закона был доставлен лишь во второй, то разве можно применить к виновному норму, устанавливающую ответственность?». Однако данное предложение полезно только на этапе разработки нормативного акта, ведь если в существующем документе написано «со дня», то и при исчислении срока его вступления в силу мы должны руководствоваться именно этой формулировкой.

С фразой «после опубликования» разобраться еще более сложно. Можно предположить, что она означает, что данный акт вступает в силу после даты его опубликования — в этот день, либо на следующий. А с другой стороны, данная фраза может означать только указание на то, что данный документ должен быть опубликован, а вступает в силу он в общем порядке, установленном законодательством для соответствующей категории документов. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу, формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования. По этому поводу в связи с разрешением конкретного уголовного дела было принято специальное постановление Президиума Верховного Суда РСФСР, по которому днем введения закона в действие был признан день, следующий за днем опубликования закона (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965. N 1. С. 13-14)»».

Много вопросов связано с определением момента вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах. Статьей 5 Налогового кодекса РФ установлено общее правило, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Однако, например, по налогу на добавленную стоимость для разных категорий налогоплательщиков существуют различные налоговые периоды. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 по этому поводу сказано следующее: «Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов». Приведенная норма ст. 5 Налогового кодекса РФ вызывает также вопросы, связанные с правильным подсчетом момента вступления в силу нормативного акта, даже при отсутствии двойственности в налоговых периодах. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 первое число очередного налогового периода по соответствующему налогу наступает после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. В определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 159-О содержится другая позиция: «Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» впервые официально опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2001 года, т. е. до начала очередного налогового периода по единому социальному налогу, составляющего один календарный год (ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации), а потому его положения, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежали введению в действие, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 1 февраля 2002 года».

base.garant.ru

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Под действием закона понимается «обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права» [117] .

Точное установление границ действия законов является первейшим условием правового регулирования. От того, когда вступает в действие закон, на какую территорию он распространяется, в определенной степени зависит его эффективность, достижение целей правового регулирования. Так, чрезмерно быстрое (после утверждения) введение в действие крупного и сложного закона может вызвать затруднения в работе органов государственной власти, поставить в невыгодное положение отдельных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов.

Действие законов во времени. Законы начинают действовать с момента вступления их в силу.

Словарь русского языка определяет время как «1) продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами; 2) промежуток той или иной длительности, в который совершается, совершилось или совершится что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет; 3) определенный момент, в который произошло, произойдет или происходит что- нибудь; 4) период, эпоха» [118] .

Правовое время — «особая функциональная категория юридической науки и практики, выражающая начало, длительность и окончание какого-либо правового действия, процесса, нормы, события и последовательности смены их состояний» [119] .

Установленные временные параметры взаимодействуют с правовыми отношениями в процессе регулирования поведения людей.

Момент времени — «мгновение, отражающее начало (окончание) взаимодействия правовых субъектов, материальных тел, состояний, событий в правовом пространстве. Это понятие фиксирует с помощью указания наступления юридического факта начало или окончание каких-либо прав в виде определенного календарного срока, даты (например, подготовки или принятия закона, вступления его в силу или отмены)» [120] .

Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу законов:

1. Закон вступает в силу с момента его принятия законодательным органом. В этом случае закон сразу приобретает юридическую силу и, следовательно, порождает юридические последствия еще до его официального опубликования. Такой способ вступления в силу законов не может иметь широкого распространения, поскольку нельзя ожидать от лиц строгого соблюдения законов, если последние в той или иной форме еще не доведены до их сведения.

2. Закон начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В Российской Федерации согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [121] федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В отношении отдельных актов законодательства федеральным законодателем может быть установлен иной порядок вступления их в силу.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

3. Закон вступает в силу со времени, указанного в самом законе или в законе о введении его в действие. Разрыв во времени между официальным опубликованием и вступлением закона в силу необходим не только для ознакомления с вновь принятым законом всех заинтересованных субъектов, но и для прочного усвоения его содержания лицами, осуществляющими применение права.

Установление точного строка вступления в силу закона важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после вступления его в силу. В сфере правового регулирования существует общее правило — «закон обратной силы не имеет».

Обратная сила закона означает распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие нового закона. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Этот принцип является общим для всех отраслей права. Так, например, в Российской Федерации он применен в гражданском (ст. 4, 422 Гражданского кодекса РФ), уголовном (ст. 10 Уголовного кодекса РФ) законодательстве.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в статьях 54 и 57. Одновременно Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение субъектов права.

Обратная сила — это ревизионная сила закона. Такой закон предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшими законами прав и обязанностей. Закон, имеющий обратную силу, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной ответственности, признании права собственности и т. д.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: а) если в самом законе об этом сказано; при издании подобного рода актов должны тщательно «просчитываться» все возможные юридические и иные последствия; б) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Законы утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

1) по истечении срока действия, если закон был принят на определенный срок и этот срок истек;

2) в связи с изданием нового закона, заменяющего ранее действующий закон (косвенная отмена);

3) на основании прямого указания законодательного органа об отмене закона (прямая отмена).

Таким образом, действие законов во времени характеризуется двумя основными моментами: а) вступлением закона в силу; б) утратой им юридической силы.

Однако большая часть нормативных правовых актов принимается без указания срока их действия. В этих случаях считается, что акт действует неопределенно-длительный срок, до тех пор пока правотворческий орган не примет специального решения о признании его утратившим силу полностью или частично. До принятия такого решения акт признается действующим даже в тех случаях, когда он фактически устарел и не реализуется в конкретных отношениях. Ибо применяется принцип: государственное право не может быть изменяемо соглашением частных лиц.

Действие закона в пространстве. Действие закона определяется территорией, на которую распространяются властные полномо- чия органа, его принявшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие законов в пространстве зависит от уровня государственного органа, принявшего данный закон, и от его юридической силы.

Законы распространяют свое действие:

— на территорию страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы);

— территорию субъекта Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации);

— территорию, указанную в самом законе.

Действие законов по кругу лиц. На территории Российской Федерации законы действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные законы, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц.

Таким образом, закон начинает действовать, порождать определенные права и обязанности только тогда, когда он вступает в силу. Именно с этого момента закон становится обязательным для адресатов правовых норм.

pravo.studio

Пресса о ВАС РФ

Сложные вопросы вступления в силу нормативных правовых актов

Нередко и у налогоплательщиков, и у контролирующих органов возникают проблемы c определением точной даты, c которой начинает действовать тот или иной нормативный правовой акт. Проанализируем наиболее сложные ситуации из практики

В статье 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения. Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Это указано в статье 4 Федерального закона от 14.06.94 «№» 5-ФЗ (далее — Закон «№» 5-ФЗ) и пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 «№» 763 (далее — Указ «№» 763).

В самом нормативном правовом акте может быть указана дата, c которой он вступает в силу, например c 1 января 2011 года или со дня его официального опубликования. Если такого указания в документе нет, следует руководствоваться специальными правилами, установленными для различных видов нормативных актов в Законе «№» 5-ФЗ и Указе «№» 763. Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении определенного количества дней после дня их официального опубликования (таблица ниже)1. Именно c подсчетом этих дней и определением даты первой официальной публикации нормативного акта возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов

Вид нормативного правового акта

Порядок вступления в силу*

Официальный источник опубликования

Федеральные конституционные законы

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

«Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации» либо «Парламентская газета»

Акты палат Федерального Собрания

Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов)

Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов)

Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов

Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

«Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации»

Иные указы и распоряжения Президента Российской Федерации (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера)

Вступают в силу со дня их подписания

Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера)

Вступают в силу со дня их подписания

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

«Российская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи c этим официальному опубликованию

Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения номера

* Порядок, приведенный в таблице, применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата вступления его в силу либо не указан иной порядок вступления этого акта в силу.

Ситуация первая. Документ опубликован в нескольких официальных изданиях в разные дни

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Парламентской газете» либо «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 Закона «№» 5-ФЗ). Как определить дату первой публикации, если закон опубликован сразу в нескольких изданиях, но даты выхода этих изданий не совпадают?

«Российская газета» выходит ежедневно, а «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем датой выпуска «Собрания законодательства Российской Федерации» считается дата подписания этого издания в печать. На еженедельнике «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20-26 августа 2010 года. Помимо еженедельного издания, «Парламентская газета» выходит еще два раза в неделю — по вторникам и пятницам.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать еще не обеспечивается получение читателями информации о содержании нормативных актов, опубликованных в нем. Ведь в отличие от ежедневных изданий, дата выхода (подписания в печать) которых совпадает c датой получения их адресатами, еженедельники, как правило, доставляются адресатам позднее.

Итак, если нормативный акт опубликован в «Российской газете» раньше, чем в «Собрании законодательства Российской Федерации» или еженедельнике «Парламентская газета», датой первой публикации считается дата выхода «Российской газеты». Проблемы возникают в тех случаях, когда нормативный акт сначала был размещен в одном из указанных еженедельников и лишь потом — в «Российской газете». Проанализировав нормы законодательства и решения судов различных уровней, можно назвать два варианта.

Д.Г. Черник, президент ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

«Если нормативный правовой акт размещен сразу в нескольких официальных изданиях, но даты выхода этих изданий не совпадают, первой публикацией считается то официальное издание, которое первым опубликовало этот акт. Все последующие публикации данного нормативного акта в других официальных изданиях уже нельзя считать первой публикацией. Приведу пример.

Предположим, текст федерального закона был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 16 августа 2010 года, в «Российской газете» — 18 августа 2010 года, а в еженедельнике «Парламентская газета» — в выпуске за 20-26 августа 2010 года. Днем первого официального опубликования закона следует считать 16 августа 2010 года — дату размещения закона в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Подчеркну, что при определении даты опубликования нормативных актов нужно ориентироваться на публикации этих документов только в официальных изданиях. Возвращаясь к приведенному примеру, допустим, что 16 августа 2010 года текст данного федерального закона был опубликован не в «Собрании законодательства Российской Федерации», а в газете «Московский комсомолец». Тогда датой первой официальной публикации следовало бы считать дату размещения закона в «Российской газете», то есть 18 августа 2010 года.

Размещение нормативного акта в информационно-правовых системах либо в Интернете (в том числе на сайтах официальных изданий) до опубликования акта в газетном или журнальном варианте какого-либо из официальных изданий также не может считаться его официальным опубликованием»

Вариант первый — формальный. Исходя из положений Закона «№» 5-ФЗ и Указа «№» 763, датой первой публикации нормативного правового акта считается издание, имеющее более раннюю дату выхода. Иначе говоря, если выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации» или еженедельника «Парламентская газета», опубликовавшего тот или иной закон, имеет более раннюю дату, чем «Российская газета», дата официального опубликования закона определяется по дате «Собрания законодательства Российской Федерации» либо «Парламентской газеты» (в зависимости от того, какой из еженедельников вышел раньше).

Указанная позиция нашла поддержку в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2005 «№» А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 и ФАС Северо-Кавказского округа от 25.05.2005 «№» Ф08-2159/05-882А по делу «№» А53-16528/2004-С6-22. Аналогичные выводы, касающиеся даты вступления в силу конкретного федерального конституционного закона, приведены в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.02.2010 «№» 3/2.

Текст федерального закона был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 9 августа 2010 года, в «Российской газете» — 11 августа 2010 года, а в еженедельнике «Парламентская газета» — в выпуске за 13-19 августа 2010 года. В федеральном законе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Более раннюю дату публикации федерального закона (09.08.2010) имеет «Собрание законодательства Российской Федерации». Поэтому, следуя формальному подходу, дату первой официальной публикации федерального закона определяют по дате выхода именно этого издания. Таким образом, считается, что федеральный закон вступил в силу 9 августа 2010 года.

Вариант второй — практический. Цель официальной публикации нормативного правового акта состоит в его обнародовании для всеобщего сведения. Значит, дату первой публикации акта следует определять c учетом того, в какой момент акт, опубликованный в том или ином издании, реально доходит до адресатов (читателей, подписчиков). Такие рекомендации содержатся в пункте 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 «№» 17-П.

Уже отмечалось, что согласно выходным данным на «Собрании законодательства Российской Федерации» дата выпуска данного издания совпадает c датой подписания его в печать. В этот день еженедельник еще не поступает в розничную продажу и не доставляется по подписке. До своих адресатов (читателей, подписчиков) он доходит значительно позднее — обычно через одну-две недели после указанной на нем даты. Следовательно, если нормативный правовой акт был сначала опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», а на следующий день (либо в течение нескольких дней) размещен также и в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату публикации в «Российской газете».

Аналогичные выводы содержатся, в частности, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.03.2008 по делу «№» А65-29468/2007-СА3-43 и от 03.06.2008 по делу «№» А65-28895/07-СА3-43 и ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2009 по делу «№» А32-1067/2008-12/24. Руководствуясь такими же принципами, КС РФ в Определении от 01.12.99 «№» 218-О определял дату первой публикации конкретного федерального закона.

Воспользуемся условием примера 1. Дата публикации федерального закона в «Собрании законодательства Российской Федерации» (09.08.2010) — это дата подписания данного издания в печать. Само издание будет доставлено адресатам позднее. В соответствии c выводами, содержащимися в постановлении КС РФ от 24.10.96 «№» 17-П, дату первой публикации федерального закона следует определять по дате размещения его в «Российской газете». Ведь еженедельник «Парламентская газета» c текстом этого федерального закона вышел еще позднее2.

Поскольку в «Российской газете» федеральный закон был опубликован 11 августа 2010 года, только c этой даты он считается вступившим в силу.

Обратите внимание: в случае выбора данного варианта для определения даты первой публикации нормативного акта следует учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и «Собрания законодательства Российской Федерации». Так, если разница в датах составляет более 10 дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в «Собрании законодательства Российской Федерации», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах еще неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов (читателей, подписчиков) раньше.

Однако если разница в датах выхода изданий составляет, например, всего четыре дня, датой первой официальной публикации нормативного правового акта можно считать дату его опубликования в «Российской газете». Подобная ситуация рассмотрена в письме Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 «№» 1556 12. Федеральный закон был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 3 июля 2006 года, а в «Российской газете» — 7 июля 2006 года. В самом федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. Минздравсоцразвития России пришло к выводу, что датой первой публикации федерального закона следует считать дату его опубликования в «Российской газете», то есть 7 июля 2006 года. Следовательно, датой вступления данного федерального закона в силу является 6 октября 2006 года.

Ситуация вторая. Документ опубликован в официальном издании, не имеющем точной даты выхода

На некоторых периодических печатных изданиях, являющихся источниками официального опубликования, не указывается точная дата их выхода. Например, на еженедельнике «Парламентская газета» ставится интервал дат (13-19 августа 2010 года). На других изданиях, в которых должны публиковаться нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации3, вообще могут содержаться только месяц (порядковый номер выпуска) и год. Как в таких случаях определить точную дату первой официальной публикации?

Ни в Законе «№» 5-ФЗ, ни в Указе «№» 763, ни в иных нормативных актах не содержится ответа на этот вопрос. По аналогии c датой, указываемой на «Собрании законодательства Российской Федерации», можно сделать следующий вывод. При определении даты первой официальной публикации нормативного акта в изданиях, не имеющих точной даты выхода, необходимо ориентироваться на дату подписания такого издания в печать.

Однако по данному вопросу есть и другие точки зрения. Так, в отношении периодических печатных изданий, на которых указывается диапазон дат (как, в частности, на еженедельнике «Парламентская газета»), датой выхода можно считать первую или, наоборот, последнюю дату диапазона. При выборе конкретной даты необходимо учитывать, когда именно издание поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам. Если это происходит ближе к концу указанного диапазона или даже по его окончании, то датой выхода издания (фактического доведения опубликованных в издании нормативных актов до адресатов) следует считать последнюю дату диапазона.

Аналогичный подход применялся, например, при определении даты официальной публикации законов г. Москвы. Указанные законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования (если иное не предусмотрено в самом законе). Одним из источников официального опубликования законов г. Москвы является газета «Тверская, 13». В тот период, когда эта газета выходила еженедельно, в ее выходных данных указывался интервал дат. Заместитель председателя Московской городской думы в письме от 22.08.2000 «№» 8-21-6254/0 разъяснил, что датой официального опубликования законодательных актов г. Москвы, публикуемых в газете «Тверская, 13», следовало считать дату, открывающую интервал. Ведь именно в этот день газета поступала в розничную продажу и доставлялась подписчикам.

Текст федерального закона был опубликован в еженедельнике «Парламентская газета» в выпуске за 6-12 августа 2010 года. И лишь 9 августа 2010 года он был размещен в «Собрании законодательства Российской Федерации», а в «Российской газете» опубликован только 13 августа 2010 года. В федеральном законе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поскольку более раннюю дату публикации федерального закона имеет еженедельник «Парламентская газета», дату первого официального опубликования закона определяют по дате выхода именно этого издания. Еженедельник «Парламентская газета» выходит по пятницам (в первую дату указанного диапазона). Поэтому датой опубликования нормативных правовых актов, размещенных в этом еженедельнике, считают дату, открывающую диапазон. Значит, федеральный закон вступил в силу 6 августа 2010 года.

Другая ситуация — на источнике публикации указаны только месяц (порядковый номер выпуска) и год либо только год его выхода. При подобных обстоятельствах датой официального опубликования нормативного акта, размещенного в таком издании, может считаться первый или последний день соответствующего месяца (года — если издание выходит один раз в год). Однако, учитывая значительную продолжительность периода (месяц, год) и отсутствие в законодательстве четких правил, логичнее дату публикации нормативного акта определять по дате подписания издания в печать. Иными словами, датой официального опубликования нормативного правового акта, размещенного в ежемесячном или ежегодном журнале (бюллетене и др.), считается дата, когда это издание было подписано в печать.

Ситуация третья. Документ вступает в силу со дня/после дня его официального опубликования

По общему правилу, установленному в статье 6 Закона «№» 5-ФЗ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Указы, распоряжения и другие акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления, распоряжения и иные акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Это установлено в пунктах 5 и 6 Указа «№» 763.

Указанные нормы применяются, если самими законами или актами не предусмотрен другой порядок вступления их в силу. Так, непосредственно в нормативном правовом акте может быть использована одна из следующих формулировок: вступает в силу со дня официального опубликования; вступает в силу по истечении определенного количества дней (например, 90 или 180 дней) или определенного периода (месяца, трех месяцев и др.) со дня официального опубликования; вступает в силу по истечении определенного периода после дня официального опубликования; вступает в силу через определенный период со дня официального опубликования; вступает в силу через определенный период после дня официального опубликования.

Д.Г. Черник, президент ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

«В случае использования в нормативном правовом акте такой формулировки, как «со дня официального опубликования» или «после дня официального опубликования», при решении вопроса о дате вступления данного акта в силу нужно исходить из логики русского языка. Предположим, закон опубликован 25 августа 2010 года. В самом законе указано, что он вступает в силу со дня официального опубликования. Это означает, что закон начинает действовать именно в день опубликования, то есть 25 августа 2010 года. Если бы в законе использовалась формулировка «после дня официального опубликования», то закон следовало бы применять начиная со следующего дня — c 26 августа 2010 года»

На первый взгляд разницы между приведенными фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного правого акта будет определяться по-разному.

Прежде всего следует различать формулировки «со дня официального опубликования» и «после дня официального опубликования». Если указано «со дня официального опубликования», то первым днем срока, по истечении которого нормативный правовой акт вступит в силу, является день его официального опубликования.

Допустим, в нормативном правовом акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Значит, нормативный акт начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

В Федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в один день — 5 июля 2010 года.

Началом 90-дневного срока, по истечении которого федеральный закон вступит в силу, считается день его первой официальной публикации, то есть 5 июля 2010 года. Указанный срок продолжительностью 90 дней истечет 2 октября 2010 года. Таким образом, федеральный закон начнет действовать c 3 октября 2010 года.

Если используется формулировка «после дня официального опубликования», то срок, по истечении которого нормативный правовой акт вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Воспользуемся условием примера 4. Допустим, в федеральном законе содержится фраза о том, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон опубликован 5 июля 2010 года. Поэтому первым днем 90-дневного срока, по окончании которого закон начнет действовать, считается день, следующий за днем его официального опубликования. То есть указанный срок начинается c 6 июля 2010 года. Поскольку 90-дневный срок истечет 3 октября 2010 года, федеральный закон вступит в силу c 4 октября 2010 года.

Вместе c тем некоторые специалисты считают, что независимо от использованной формулировки («со дня» или «после дня официального опубликования») первым днем соответствующего срока считается следующий день после официальной публикации нормативного акта. В подтверждение данной позиции обычно приводятся нормы Гражданского и Налогового кодексов, касающиеся исчисления сроков. В статье 191 ГК РФ указано, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 6.1 НК РФ.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.04.2003 «№» 4 применил именно такой подход при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 «№» 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В этом федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования (за исключением отдельных норм, вступающих в силу в иные сроки). Закон был опубликован в «Российской газете» 2 ноября 2002 года. Казалось бы, 30-дневный срок, по окончании которого федеральный закон вступит в силу, следовало исчислять со дня его публикации, то есть c 2 ноября 2002 года. Таким образом, указанный срок истек бы 1 декабря 2002 года, и, значит, федеральный закон считался бы вступившим в силу 2 декабря 2002 года. Однако Пленум ВАС РФ указал в названном постановлении, что Федеральный закон от 26.10.2002 «№» 127-ФЗ вступил в силу 3 декабря 2002 года.

Естественно, для того чтобы не возникало разногласий c определением даты вступления в силу нормативных правовых актов, необходимо четкое урегулирование данного вопроса в законодательстве. На федеральном уровне этого пока не сделано. Однако, например, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы соответствующие нормы уже есть. В случае если правовой акт г. Москвы вступает в силу через определенный срок c момента его официального опубликования, в этот срок не включается день официального опубликования данного правового акта. Такая норма закреплена в пункте 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 «№» 25 «О правовых актах города Москвы».

Кроме того, согласно статье 190 ГК РФ срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Например, в нормативном акте может быть предусмотрено, что он вводится в действие со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании определенного акта утратившим силу.

Ситуация четвертая. Документ вступает в силу через/по истечении определенного срока после его официального опубликования

В нормативном правовом акте может быть указано, что он вступает в силу по истечении или через один (два, три, шесть и т. п.) месяц или год (несколько лет) со дня (после дня) его официального опубликования. Для определения последнего дня данного срока не важно, какая из формулировок использована — «по истечении определенного срока» или «через определенный период».

Д.Г. Черник, президент ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

«Нередко в нормативных актах указывается, что они вступают в силу по истечении одного, двух, трех или более месяцев c момента официального опубликования. В этом случае под месяцем следует понимать 30 календарных дней. Таким образом, если в нормативном акте говорится, что он вступает в силу по истечении трех месяцев, то он начнет действовать через 90 дней.

Причем данное правило применяется и тогда, когда в месяце (либо даже нескольких месяцах), следующем за датой официального опубликования нормативного акта, фактически не 30, а 28, 29 или 31 день. Несмотря на реальную продолжительность месяца, при определении даты вступления в силу нормативного акта, начинающего действовать по истечении одного месяца со дня официального опубликования, все равно нужно отсчитывать 30 календарных дней. Такой отсчет начинают со дня опубликования нормативного акта (если в этом акте указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования) либо со дня, следующего за днем опубликования (если в нормативном акте указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня опубликования). Соответственно данный нормативный акт вступит в силу на 31-й день со дня либо после дня его официального опубликования»

Чтобы правильно рассчитать день окончания указанного срока и, значит, определить дату вступления нормативного акта в силу, обратимся к положениям статьи 192 ГК РФ. В пункте 3 названной статьи указано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа (например, февраль), то срок истекает в последний день этого месяца.

Допустим, нормативный акт вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Этот акт был официально опубликован 19 апреля 2010 года. Значит, он вступил в силу в такое же число следующего месяца, то есть 19 мая 2010 года. Если бы в данном нормативном акте было указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, он бы начал действовать c 20 мая 2010 года.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ). Иными словами, федеральный закон, официально опубликованный 26 февраля 2010 года и вступающий в силу через один год со дня его опубликования, начнет действовать в такое же число такого же месяца следующего года, то есть 26 февраля 2011 года. Если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, закон начал бы действовать c 27 февраля 2011 года.

Но, к сожалению, при решении вопроса о дате вступления в силу того или иного нормативного правового акта нет единства во мнениях не только у разных ведомств, но даже и среди арбитражных судов. Приведем пример.

В Федеральном законе от 19.07.2009 «№» 205-ФЗ указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (за исключением отдельных норм закона, вступающих в силу в особом порядке). Статья 7 этого закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Федеральный закон был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 года. Значит, статья 7 данного закона начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть она вступила в силу 22 августа 2009 года. Однако, по мнению Минфина России, названная статья вступила в силу c 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.2009 «№» 03-05-05-03/22).

Теперь определим дату, c которой применяется сам Федеральный закон от 19.07.2009 «№» 205-ФЗ. Итак, 90-дневный срок, исчисляемый после дня официального опубликования закона, истек 20 октября 2009 года. Значит, федеральный закон вступил в силу на следующий день по окончании этого срока, то есть 21 октября 2009 года. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды многих федеральных округов (постановления ФАС Уральского округа от 10.03.2010 «№» Ф09-733/10-С4 по делу «№» А60-33557/2006-С4, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 по делу «№» А18-1163/2009 и ФАС Московского округа от 03.06.2010 «№» КГ-А40/5551-10 по делу «№» А40-10921/09-131-120). Но в отличие от них ФАС Центрального округа в постановлении от 21.04.2010 по делу «№» А14-15452/2009/410/4 указал, что данный федеральный закон вступил в действие c 23 октября 2009 года. Можно предположить, что при определении этой даты арбитражный суд ошибочно посчитал, что федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев (а не 90 дней) после дня его официального опубликования.

Ситуация пятая. Документ публиковался в одном источнике по частям

В статье 4 Закона «№» 5-ФЗ указано, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В отношении иных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти и др.) требования о необходимости публиковать их полный текст не установлено.

Получается, что, если речь идет о федеральном законе, который имеет значительный объем и поэтому публиковался в одном и том же источнике частями в нескольких выпусках, дату официального опубликования такого закона следует определять по дате выпуска, завершающего его публикацию. Аналогичный подход должен применяться при решении вопроса о дате официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.

Из-за значительного объема федеральный закон публиковался в двух выпусках «Российской газеты»: в выпуске за 11 августа 2010 года было размещено начало закона (статьи c 1-й по 15-ю), а в выпуске за 12 августа 2010 года — его окончание (статьи c 16-й по 40-ю). В федеральном законе не оговорен порядок вступления его в силу.

По общему правилу, установленному в статье 6 Закона «№» 5-ФЗ, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Поскольку публикация полного текста федерального закона была завершена 12 августа 2010 года, от этой даты отсчитывается 10-дневный срок, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 22 августа 2010 года. Таким образом, федеральный закон начнет действовать c 23 августа 2010 года.

В таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти и иных нормативных правовых актов. Ведь специальных указаний по этому вопросу в федеральном законодательстве нет. Вместе c тем, если текст нормативного правового акта г. Москвы публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. Это установлено в пункте 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 «№» 25.

Ситуация шестая. Документ опубликован не полностью

Нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых приводятся утвержденные этими актами правила, положения, регламенты, формы документов, графические изображения, перечни, таблицы и иные материалы. Как правило, такие приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.

Нередко в официальном источнике публикуется только текст самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему в печати не размещаются. Можно ли такую публикацию считать официальной?

Если речь идет о федеральном конституционном законе, федеральном законе или акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь согласно статье 4 Закона «№» 5-ФЗ официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста. Если такой нормативный правовой акт публикуется в «Собрании законодательства Российской Федерации», то приложения к нему помещаются в тех же статьях, что и сам акт (ст. 9 Закона «№» 5-ФЗ).

Допустим, в одном источнике (например, в «Российской газете») федеральный закон опубликован без приложений, а в другом (в «Собрании законодательства Российской Федерации») — полностью, включая все приложения к нему. В этом случае дату первой официальной публикации следует определять по дате выхода того издания, в котором текст федерального закона размещен в полном объеме, то есть по дате «Собрания законодательства Российской Федерации».

Если и в остальных официальных источниках этот нормативный акт был опубликован в том же объеме (без приложений) либо вообще не публиковался в них, такую неполную публикацию придется считать официальной. Но лишь в той части, которая была официально опубликована. Такие разъяснения содержатся в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 «№» 48. В нем, в частности, говорится, что порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если нормативный акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована.

В аналогичном порядке определяется дата официальной публикации иных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и др.), опубликованных не в полном объеме. Вместе c тем Верховный суд РФ неоднократно указывал, что если нормативный акт был опубликован без приложений, являющихся его составной частью, то нельзя считать, что этот документ прошел официальное опубликование (Определения от 25.04.2007 «№» 49-Г07-13 и 49-Г07-144).

Однако в последнее время, когда нормативные акты регионального и местного законодательства все чаще стали размещать в Интернете на сайтах соответствующих органов государственной власти, Верховный суд РФ пересмотрел свою позицию. Так, в Определениях от 17.03.2010 «№» 81-Г10-2 и от 16.06.2010 «№» 81-Г10-10 он указал следующее. Опубликование постановления коллегии администрации Кемеровской области в местном официальном печатном издании без приложений не свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования данного документа. Ведь это постановление вместе со всеми приложениями к нему было размещено на информационном интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. То есть заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомиться c приложениями к постановлению.

Ситуация седьмая. Документ опубликован в спецвыпуске или приложении к основному изданию

Некоторые официальные источники, например «Российская газета», имеют специальные выпуски и приложения, в которых также публикуются те или иные нормативные акты. Считается ли размещение нормативного акта в таком спецвыпуске или приложении к основному изданию официальной публикацией?

В Законе «№» 5-ФЗ и Указе «№» 763 ответа на этот вопрос не содержится. Нет единого мнения по данной проблеме и у арбитражных судов. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 26.07.2002 «№» КА-А40/4721-02 пришел к выводу, что Закон г. Москвы, напечатанный в спецвыпуске газеты «Тверская, 13», не может считаться официально опубликованным. Дело в том, что спецвыпуск не является одним из номеров газеты «Тверская, 13», имеет ограниченный тираж и не отвечает требованиям периодического печатного издания5, установленным Законом РФ от 27.12.91 «№» 2124-1 «О средствах массовой информации». Значит, публикация в нем нормативного акта не обеспечивает доведения этого акта до всеобщего сведения.

Другой пример, но c противоположными выводами — постановление ФАС Центрального округа от 25.08.2006 по делу «№» А08-15936/04-3. Арбитражный суд отметил, что действующее законодательство не предусматривает в качестве обязательного требования опубликование нормативных правовых актов только в обычных номерах «Российской газеты». Следовательно, приказ МПС России, размещенный в специальном выпуске «Российской газеты», тоже считается официально опубликованным.

Вайтман Е. В., Эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Российский налоговый курьер, Москва, 01.09.2010 06:00

www.arbitr.ru

Еще по теме:

  • Приказ о создании метрологической Приказ о создании метрологической МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 апреля 1994 года N 74 О создании метрологической службы Минтопэнерго России В целях практического внедрения положений Закона Российской Федераций "Об […]
  • Вступление закона в силу через Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 […]
  • Приказ мчс россии от 27012011 г n 18 МЧС России Разъяснения по применению приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315 В целях недопущения практики недобросовестного применения положений НТО 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите […]
  • Оформить кредит в волга банке Экспресс-Волга Банк кредит Банковское учреждение «Экспресс-Волга» работает уже достаточно долго, а именно с 1994 года. Длительный временный промежуток учреждение плодотворно сотрудничало с банком МПС и специализировалось на работе и обслуживании […]
  • Действия закона распространяются на отношения Действия закона распространяются на отношения Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС Статья 4 . Действие гражданского законодательства во времени 1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной […]
  • Законы о собственности в рсфср Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. С изменениями и дополнениями от: 24 июня 1992 г., 14 мая, 24 декабря 1993 г., 1 […]