Пенсия по возрасту в Беларуси

Пенсии по возрасту — это регулярные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения, назначаемые гражданам, достигшим определенного законодательством пенсионного возраста, при условии наличия трудового стажа, минимальный размер которого также определяется законодательством. Величина трудовой пенсии по возрасту зависит от размеров прошлого заработка.

Следует выделить следующие отличительные черты пенсии по возрасту в Республике Беларусь:

  • она назначается по достижении определенного законом возраста:
  • назначается лицам, имеющим достаточно длительный стаж общественно-полезной деятельности;
  • пенсия по возрасту назначается пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности.

Таким образом, пенсия по возрасту, это не только компенсация предполагаемого снижения способности трудиться, но – заслуженный отдых.

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

Лицам пенсионного возраста, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия на определенных законодательством условиях. Такая норма содержится в статьях 5 и 72 Закона «О пенсионном обеспечении».

Источником выплаты трудовых пенсий по возрасту является Фонд социальной защиты населения. Социальные пенсии выплачиваются непосредственно из республиканского бюджета.

С 1 января 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Напомним, что ранее согласно статье 11 настоящего Закона право получения пенсий по возрасту на общих основаниях имели:

  • мужчины, достигшие 60 лет имеющие трудовой стаж работы не менее 25 лет;
  • женщины, соответственно — 55 лет, при стаже не менее 20 лет.

Назначению трудовой пенсии по возрасту предшествует процесс расчета ее размера исходя из общей продолжительности трудового стажа и особых моментов его исчисления; расчета размера заработка, для определения величины пенсии.

Вопросы начисления пенсий в процентах от предыдущего заработка регулируются статьей 56 Закона. Процедура сбора и проверки сведений о заработке и иных выплатах, включаемых в расчет — соответственно статьями 57 и 58. Порядок учета сведений о трудовом стаже и нюансы его исчисления определены в статьях 51 – 54 Закона.

По отзывам граждан, уже прошедших процедуру расчета и назначения пенсии, процесс этот достаточно хорошо налажен, применение законодательных норм разъяснено и отработано. Наиболее частой проблемой оказываются ошибки при подаче сведений в ФСЗН работодателями, особенно в советские и первые постсоветские годы и получение информации о трудовом стаже и заработке из других государств бывшего СССР.

Для конкретизации существующего положения в описанной области можно рассмотреть статистические данные Мингорисполкома за 2016-2018 годы, в бел.руб.:

m.myfin.by

В Беларуси с 1 августа повысят трудовые пенсии

В Беларуси с 1 августа вырастут трудовые пенсии. В результате перерасчета выплаты увеличатся в среднем на 10%. Это предусмотрено указом № 278 «О повышении пенсий», который сегодня подписал Александр Лукашенко, сообщают в пресс-службе президента.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Документ предусматривает перерасчет трудовых пенсий с 1 августа из-за роста средней зарплаты работников в республике.

Одновременно с перерасчетом трудовых пенсий в связи с увеличением средней зарплаты будут перерассчитаны размеры минимальных трудовых и социальных пенсий, надбавок к пенсиям, повышений отдельным категориям пенсионеров, доплат получателям в возрасте 75 лет и старше, которые обслуживаются в органах по труду, занятости и социальной защите. На суммы этих выплат влияет увеличение размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ).

В результате перерасчета в связи с увеличением БПМ минимальный размер пенсии по возрасту (назначается лицам, имеющим стаж 25 и 20 лет у мужчин и женщин) с учетом установленной доплаты (в размере 20% средней заработной платы для исчисления трудовых пенсий) с 1 августа составит Br207,43.

При этом в министерстве подчеркнули, что размер (процент) увеличения пенсии в результате перерасчетов (перерасчета) у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров стажа и величины заработка до обращения за пенсией, а также начисленных к пенсии надбавок, повышений и доплат.

Средний размер пенсий в Беларуси с августа составит 364,2 рубля, прогнозируют в Минтруда.

Напомним, в последний раз трудовые пенсии в Беларуси повышали с 1 мая — в среднем на 5,4%, а также поднимали минимальные трудовые и социальные пенсии, которые зависят от размера бюджета прожиточного минимума.

В планах правительства на этот год — довести показатель до 40% от средней зарплаты по стране.

finance.tut.by

Минимальная пенсия в Беларуси

Пенсии, выплачиваемые гражданам Республики Беларусь, разделены на несколько категорий. Их размер определяется разными факторами – общей продолжительностью рабочего стажа, трудоспособностью пенсионера и т.д. Также законодательством предусмотрена и так называемая минимальная пенсия – выплата, которую гарантированно сможет получить человек, отработавший определенное количество лет.

Как рассчитывается размер минимальной пенсии в РБ?

За основу берется БПМ (бюджет прожиточного минимума) – переменная экономическая величина, которая для разных слоев населения высчитывается в индивидуальном порядке. Минимальная пенсия по возрасту начисляется в размере 25% от предельного размера БПМ за 2 последних квартала.

А вот для пенсии по инвалидности в нашей республике применяется иной механизм расчета.

  • Инвалиды 1-ой и 2-ой группы получают выплаты в размере 100% от минимальной пенсии по возрасту.
  • Граждане-инвалиды третьей группы гарантированно получают пенсию, размер которой составляет уже 50% от средней по возрасту.
  • Отдельно оговаривается пенсия для матерей-героинь, имеющих любую степень инвалидности. Данной категории граждан выплачивает 100% от размера минимальной пенсии, назначенной по возрасту.

Важный нюанс: чтобы получать минимальную пенсию по возрасту, необходимо иметь минимальный стаж работы. В настоящий момент он составляет 15 лет. При этом на протяжении всех этих лет работник должен уплачивать полагающиеся страховые взносы в бюджет республики. Если же минимальный стаж для пенсии недостаточен (т.е. менее 15 лет), то работник будет получать социальную пенсию. Она также рассчитывается на основании БПМ для разных категорий пенсионеров.

Минимальная пенсия в Беларуси в 2016-2017 годах

В 2016-2017 годах пенсии в стране неоднократно индексировались. Повышались все виды пенсий, в том числе – минимальные. В частности, размер минимальной пенсии по возрасту в январе 2016 года составлял 392 тыс. неденоминированных рублей. После нескольких повышений, в январе уже 2017 года, данный вид пенсий увеличился до 43, 8 деноминированных рублей. Сумма, прямо скажем, небольшая, однако она определена в полном соответствии с действующим законодательством Беларуси.

С информацией о том, как менялись пенсии в РБ на протяжении последних лет, можно ознакомиться в размещенной ниже таблице.

benefit.by

В Беларуси в 2018 году пенсии планируют повышать один раз

18 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси в 2018 году пенсии планируют повышать один раз, сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Нижевич, передает корреспондент БЕЛТА.

«У нас изменилось законодательство по пенсионному обеспечению, и в соответствии с ним в течение года будут один раз пересмотрены пенсии. Когда — более предметно это будет уточнено в течение года», — пояснила депутат, отвечая на вопрос, сколько раз будут повышаться пенсии в 2018 году.

Людмила Нижевич рассказала, что государственный внебюджетный фонд социальной защиты на следующий год запланирован с учетом тенденций развития экономики в текущем году и прогноза социально-экономического развития на 2018 год. «Соответственно все параметры выстраивались исходя из того, как планируется рост заработной платы в следующем году: накопления фонда будут формировать фонд для выплаты пенсий, государственных пособий, решать отдельные вопросы социальной поддержки», — отметила она и уточнила, что рост фонда увязывается с ростом заработной платы, так как он на 88% формируется за счет отчислений в фонд социального развития.

Общая сумма доходов фонда на 2018 год запланирована в Br13,58 млрд. Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме Br13,393 млрд.

Депутат также сообщила, что в следующем году также планируется передача субвенций из республиканского бюджета в бюджет фонда в объеме Br1,4 млрд. «Если в течение года фонд будет наполняться более быстрыми темпами, эти ассигнования будут уменьшаться и выплаты будут производиться непосредственно за счет денег фонда», — подчеркнула она.-0-

m.belta.by

Пенсии в Беларуси

Пенсия — денежное обеспечение выплачиваемое человеку по достижении определенного (пенсионного) возраста, а также за выслугу лет, в случае потери трудоспособности, наступления инвалидности, потери кормильца (для нетрудоспособных граждан) и по другим основаниям. Выплата пенсии может производиться из государственных фондов, средств организаций, а в определенных случая и за счет физических лиц.

Система индивидуальных счетов, используя которую работающий человек сам финансирует свою будущую пенсию из собственных отчислений, в Беларуси не распространена. Фактически средства на выплату пенсий берутся из взносов трудящихся в настоящий момент.

В Республике Беларусь права на государственное пенсионное обеспечение в определенных законодательством случаях имеют:

  • граждане Республики Беларусь и иные лица, проживающие на ее территории;
  • граждане Беларуси, проживающие за ее пределами, в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и страной проживания пенсионера.

В законодательстве Беларуси принято выделять трудовые и социальные пенсии.

В состав трудовых входят:

Социальные пенсии назначаются без предъявления дополнительных условий лицам не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

На трудовую пенсию по возрасту имеют право лица, которые в период трудовой деятельности подлежали государственному социальному страхованию в Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН), в течении не менее чем 5 лет.

Некоторым группам населения назначаются пенсии на особых, льготных условиях, например:

  • инвалидам войны;
  • матерям военнослужащих, погибших во время прохождения воинской службы;
  • многодетным матерям;
  • карликам и лилипутам;
  • инвалидам с детства.

Пенсии по возрасту назначаются пожизненно вне зависимости от трудоспособности.

Пенсии по инвалидности могут устанавливаться по решению врачебной комиссии, как пожизненно, так и на определенный срок до нового переосвидетельствования на предмет состояния здоровья и восстановления работоспособности.

Как правило, назначению пенсии предшествует обращение в соответствующие территориальные органы по труду, занятости и социальной защите населения. При рассмотрении обращения проверяется наличие оснований для назначения пенсии, рассчитывается ее размер.

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите.

Источниками средств для выплаты пенсий служат Фонд социальной защиты населения и непосредственно государственный бюджет.

Из ФСЗН выплачиваются трудовые пенсии. При назначении дополнительной пенсии за работу в особых условиях или по выслуге лет, средства для их выплаты выделяются из профессиональных страховых фондов. При назначении пенсии по инвалидности – источником выплат служат средства от обязательного страхования от несчастных случаев. Социальные пенсии, выплачиваются из республиканского бюджета.

Размер пенсии по возрасту должен составлять не менее 55% от среднемесячного заработка пенсионера, но не меньше размера утвержденного законодательством минимального размера пенсии.

Расчет других видов пенсий и доплат к ним производится в соответствии Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Размер и правила начисления пенсий и доплат к ним в Беларуси централизованно регулируется законодательством. В 2016 году в связи с изменениями бюджета прожиточного минимума, с целью улучшения материального положения пенсионеров 1 февраля, 1 марта, 1 мая, 1 августа и 1 декабря проводился перерасчет минимальных и социальных пенсий, а также некоторых аспектов начисления трудовых пенсий по возрасту. При последнем перерасчете, который проводился с декабря 2016 года, размер трудовых пенсий в среднем вырос на 4,8%.

В текущем 2017 году размер начисленных пенсий будет зависеть от роста заработной платы работников и финансовых возможностей ФСЗН. Также рост пенсий ожидается в связи с изменениями БПМ.

Перерачет трудовых пенсий был проведен 1 августа 2017 года, исходя из средней зарплаты 626,11 рублей. Повышение составило 5,5%. С 1 ноября 2017 года пенсии проиндексированны на 5% по сравнению с августом, исходя из средней заработной платы работников – 660,55 рублей.

В результате перерасчетов с 1 мая 2018 года трудовые пенсии увеличатся в среднем на 5,4 процента.

m.myfin.by

Еще по теме:

  • Л а введенская л г павлова риторика для юристов Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. 12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с. В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, […]
  • Приказ минсельхоза россии 28 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 января 2018 г. № 31 “О внесении изменений в правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 октября […]
  • Закон краснодарского края 3039-кз Закон краснодарского края 3039-кз 5 ноября 2014 года N 3039-КЗ О ЗАКРЕПЛЕНИИ ЗА СЕЛЬСКИМИ ПОСЕЛЕНИЯМИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ Принят Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 октября 2014 года Список […]
  • Способы обеспечения исполнение обязанности по уплате налогов и сборов Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 1. Исполнение обязанности по […]
  • Заявление на передачу в сизо 1 красноярск СИЗО-1 г. Красноярск СИЗО-1 находится практически в центре города Красноярск предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осуждённых) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено […]
  • Содержание по подозрению в совершении преступления Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения 2. Задержание по подозрению в совершении преступления Задержание подозреваемого в совершении преступления — одновременно и мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в […]