Оглавление:

В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможно ли изменение условий договора путем составления протокола разногласий в случае заключения прямого договора до 100 тыс. руб. (п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и несогласия с типовым договором, выставленным исполнителем, или при заключении это не допускается и протокол разногласий будет нарушением ст. 34 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика или ответы пользователей по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае составление протокола разногласий к проекту договора закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Действительно, как указано в ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Статья 34 Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлена возможность в определенных случаях изменять существенные условия контракта при его исполнении.
Исходя из этого любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положений, допускающих или запрещающих возможность оформления протокола разногласий к проекту контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также — контрагент), Закон N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ч.ч. 1 и 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта не могут быть изменены те положения, которые определены в качестве условий контракта в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, приглашением принять участие в закрытых способах определения контрагента (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ), заявками участников конкурса, аукциона, запроса котировок, окончательными предложениями участников запроса предложений, признанных победителями определения контрагента. При заключении договора с единственным контрагентом подготовка и размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашения принять участие в определении контрагента, направление участником закупки заявок и окончательных предложений законом не предусмотрены.
Процедуру заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Закон N 44-ФЗ не регулирует. Поскольку отношения сторон по контракту являются гражданско-правовыми (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), в части, не урегулированной Законом N 44-ФЗ, при заключении контракта необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ, разумеется, с учетом требований Закона N 44-ФЗ к содержанию контракта (ч. 2 ст. 34 этого Закона). В частности, сторона, получившая оферту (предложение заключить договор), вправе дать ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то есть направить со своей стороны новую оферту (ст.ст. 435, 443 ГК РФ). Акцепт оферты на иных условиях (новая оферта) может быть направлен в том числе в виде протокола разногласий к проекту договора (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Отметим также, что в случае, если для стороны, направившей проект договора, заключение такого договора является обязательным, закон прямо предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора. В этом случае неурегулированные разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда (п. 2 ст. 445 ГК РФ). Составление протокола разногласий предусмотрено законом и при заключении государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 528 ГК РФ).
Возможность урегулирования разногласий при заключении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд с единственным контрагентом путем составления заказчиком протокола разногласий к проекту контракта, предложенному таким контрагентом, подтверждает и судебная практика (смотрите, например, постановления АС Дальневосточного округа от 30.05.2016 N Ф03-2069/16, АС Северо-Кавказского округа от 28.12.2015 N Ф08-9590/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП
-18465/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 08АП-7141/14).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае при несогласии с условиями типового договора заказчик не лишен возможности направить своему контрагенту протокол разногласий к проекту договора. Урегулирование разногласий по поводу проекта договора, предложенного единственным исполнителем, не нарушает требование Закона N 44-ФЗ о недопустимости изменения условий контракта при его заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

7 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом

В контракте указываются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Отсутствие условия об ответственности является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС России от 07.07.2014 N К-1129/14).

Если одна из сторон нарушает обязательства по контракту другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

За просрочку исполнения обязательства в контракте должна быть установлена пеня, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных в контракте, — штраф (ч. 5 — 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Ответственность в виде пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после даты окончания предусмотренного контрактом срока исполнения (ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для разных сторон контракта размер пени определяется по-разному.

Для заказчика, размер пени за нарушение контракта должен составлять 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Для поставщика (подрядчика, исполнителя), размер пени в силу ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. п. 6 — 8 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).

Ответственность в виде штрафа.

Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) сторонами обязательств устанавливается в фиксированной сумме в соответствии с порядком, изложенным в п. п. 4, 5 Правил. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта, которая на момент размещения проекта неизвестна. Закон N 44-ФЗ не допускает изменение положений проекта контракта после его опубликования, а также внесение изменений в части условия о неустойке на стадии подписания контракта с победителем закупки. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 18 ст. 34, ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Вариант определения штрафных санкций — установить в проекте все возможные значения размера штрафа, предусмотренные в п. п. 4, 5 Правил, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта. Такие разъяснения содержатся в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

В Правилах указаны следующие значения размера штрафа:

а) для заказчика:
— 2,5% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 2% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1,5% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.;

б) для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— 10% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Муниципальный контракт: Видео


legalquest.ru

Ответственность заказчика за нарушения 44-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Контракт заключается на основании пункта 16 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В контракт включено условие о повышенной ответственности Заказчика за нарушение контракта не в соответствии с положениями 44-ФЗ. Какая ответственность за это грозит Заказчику?

Поскольку проект контракта составляется заказчиком, то и ответственность за несоответствие проекта контракта требованиям Закона №44-ФЗ, заключенного контракта будет нести должностное лицо заказчика. В данном случае, возможны варианты привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32. КоАП РФ.

Ответственность заказчика за неприменение к контрактам требований, предусмотренных ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

Согласно ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) при заключении контракта в случаях, предусмотренных пп. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, требования ч. 4 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

В иных случаях, при заключении контракта требования ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ должны применяться к контрактам.

Исходя из ч. 1 ст. 101 Закона №44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ.

Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (Письмо ФАС России от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14).

В данном случае, напоминаем, что ответственность за нарушение порядка заключения контракта предусмотрена ст. 7.32 КоАП РФ.

Например, согласно ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ, заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб., на юридических лиц в размере 1 процента НМЦК, но не менее 50 тыс. руб. и не более 300 тыс. руб.

В соответствии с ч. 7. ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 2-х лет; на юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 тыс. руб.

Поскольку проект контракта составляется заказчиком, то и ответственность за несоответствие проекта контракта требованиям Закона №44-ФЗ, заключенного контракта будет нести должностное лицо заказчика. В данном случае, возможны варианты привлечения к административной ответственности по ч.ч. 1, 7 ст. 7.32. КоАП РФ.

www.pro-goszakaz.ru

Штрафы в договорах до 100 рублей

Вопрос-ответ по теме

Есть ли необходимость расписывать штрафы в договорах до 100 рублей, заключаемых в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 93 44-фз?

При осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, может не применяться (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Обязательно ли включать в контракт условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, если контракт будет заключен с единственным поставщиком на сумму менее 400 тыс. руб.?

Контракт, заключенный на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, может не содержать условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб..

В силу ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В свою очередь, согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требования ч. 4 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Таким образом, закупка на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ включена в исключение, поэтому требование о включении в контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом заказчиком могут не применяться к указанному контракту. Также следует отметить, что к указанному контракту требования ч. 5 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчиком также могут не применяться.

Письмо Минэкономразвития России от 17.09.2015 № Д28и-2789

«…В соответствии с частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 и 45 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 данной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, может не применяться. …»

www.pro-goszakaz.ru

Расчет пени в случае отсутствия в контракте отсылки к ПП РФ № 1063

Вопрос-ответ по теме

Чем должен руководствоваться заказчик при применении пени к подрядчику, если в государственном контракте отсутствует отсылка на Постановление Правительства от 25.11.2013 г. № 1063 » Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени,начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.», а только указан раздел из ФЗ-44 ст. 34.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (порядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Даже если в нарушение норм закона № 44-ФЗ, в контракте нет отсылки на порядок начисления пени (на Постановление Правительства от 25.11.2013 г. № 1063), данное постановление применимо при начислении пени.

Обращаем Ваше внимание, что Законом № 44-ФЗ и Правилами установлен порядок определения пени, который заказчик должен включать в проект контракта при осуществлении закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В противном случае, действия заказчика могут содержать признаки административного правонарушения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 02.07.2015 №№ 09АП-14901/2015, А40-210108/2014

«…Анализируя содержание контракта, суд обоснованно отметил, что проект контракта не содержит размера штрафа в виде фиксированной суммы; фиксированную сумму неустойки за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом; размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, и порядок его определения, что противоречит требованиям ч.ч.5, 7, 8 ст.34 Закона о контрактной системе.

Оценивая доводы заявителя о том, что в проекте контракта имеется ссылка на Правила, суд обоснованно обратил внимание на то, что в п.п. 4, 5, 6 Правил установлена обязанность включения в контракт условия об ответственности сторон.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному и основанному на законе выводу о том, что комиссия ФАС России правомерно и обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях ФСИН России нарушения ч.ч. 5, 7, 8 ст.34 Закона о контрактной системе и передала материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется….»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 07.05.2015 №№ 09АП-12568/2015, А40-185480/2014

«…В силу ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 8 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

В соответствии с п/п «б» п.5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (п/п «б» п.4 Правил).

Согласно п.6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Исходя из этого, суд правильно посчитал, что системное толкование положений ст.34 Закона о контрактной системе и п.п.4, 5, 6 Правил позволяет сделать вывод о том, что положения контракта должны содержать закрепление размера пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размера пени в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту, а также порядок их определения.

Как следует из требований ст.ст. 34, 64 Закона о контрактной системе, обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафа в фиксированной сумме и порядка его определения, являются императивными.….»

Даже если в нарушение норм закона № 44-ФЗ, в контракте нет отсылки на порядок начисления пени (на Постановление Правительства от 25.11.2013 г. № 1063), данное постановление применимо при начислении пени. Т.к. Законом установлено, что, в частности, пени начисляются в порядке, установленном Постановлением Правительства № 1063.

Обращаем Ваше внимание, что порядок определения пени заказчик должен включать в проект контракта при осуществлении закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, когда это необязательно. В противном случае, в действиях заказчика будут содержаться признаки административного правонарушения. Поэтому, в будущем, со своей стороны рекомендуем Вам включать такое условие в контракт.

www.pro-goszakaz.ru

Еще по теме:

  • Заполнения бланка уведомления о двойном гражданстве Значение уведомления ФМС России о втором гражданстве Довольно часто иностранные подданные стремятся переехать в РФ на постоянное место жительства и получить национальный паспорт России, что невозможно,если вовремя не подать уведомление о двойном […]
  • Купля продажа кривой рог Продажа жилья в Кривом Роге Объявления продажи вторичного жилья в Кривом Роге р‑н. Дзержинский ул. Ильичевская , 3 ком. г. Кривой Рог 3 комнаты 57/46/8 2/2, к соток . Продам сталинку с евроремонтом. дом расположен возле налоговой […]
  • Правила валки леса Строй-справка.ру Отопление, водоснабжение, канализация Навигация: Главная → Все категории → Лесосечные работы Многолетней практикой эксплуатации моторных пил выработаны наиболее рациональные приемы валки деревьев. Эти приемы позволяют выполнять […]
  • Правила движения на воде маломерных судов 2014 Прокуратура Московской области Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007) утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам […]
  • Загранпаспорт челябинск госпошлина Реквизиты по оплате госпошлины за оформление загранпаспорта НОВОГО ОБРАЗЦА Челябинск и Челябинская область Квитанции готовы к печати, можно скачать и распечатать, затем дозаполнить (Ф.И.О. и Адрес плательщика) Оплаченная квитанция входит в […]
  • Правило безопасности при сварочных работах Техника безопасности при выполнении сварочных работ Места проведения сварочных работ могут быть постоянными и временными. Постоянное рабочее место — это место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 %, или […]