НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

Действие во времени законодательства о налогах и сборах

tic.tsu.ru

Налоги и сборы должны

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные обязанности гражданина Россиийской Федерации ›
  • Платить налоги и сборы

Платить налоги и сборы

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы, которые устанавливаются федеральным и региональным законодательством.

Под налогом понимается обязательный, безвозмездный для плательщика денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор, в отличии от налога представляет собой взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (т.е предоставления государственных услуг), включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Взнос – возмездный платеж.

Налоги и взносы уплачиваются в установленные сроки в установленных размерах. За неуплату налогов предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Вопросам ответственности за налоговые правонарушения посвящен раздел VI Налогового кодекса. Налоги и взносы назначаются с учетом способности плательщика к уплате налога, т.е. для нуждающихся и экономически слабых налогоплательщиков устанавливаются налоговые льготы.

Налоги и взносы устанавливаются на принципах запрета дискриминации (нельзя назначить налог только для женщин, только для русских или осетин, рано как и нельзя дифференцировать налоги в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или происхождения капитала), экономической обоснованности (они должны приносить доход казне, не сковывать плательщиков, не нарушать их экономических свобод), не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав и свобод (например, нельзя устанавливать настолько высокие ставки налогов и взносов, что граждане не смогут реализовывать право заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать недвижимость и т.д.), единства экономического пространства России (нельзя «закрывать» взносами и налогами какой-то регион страны от проникновения товаров из других регионов, устанавливать барьеры для движения капитала).

При установлении налога или сбора должны быть определены все его элементы: объект налогообложения (недвижимое имущество), налоговая база (кадастровая стоимость квадратного метра), налоговый период (календарный год), налоговая ставка (в процентах или в абсолютном выражении на единицу налоговой базы, например 100р/кв.м.), порядок исчисления налога (его формула, все льготы при его расчете), порядок и сроки уплаты налога (одним или несколькими платежами до определенной даты). Если любой из этих элементов не установлен налог не может применяться. Также нельзя принуждать к уплате неустановленных законом налогов и сборов.

Налоговая система Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 13-15 Налогового кодекса РФ). К первым относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина;

Ко вторым относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Вышеперечисленные налоги устанавливаются частью 2 Налогового кодекса РФ.

В отношении отдельных налогоплательщиков могут применяться специальные налоговые режимы, заменяющие собой ряд налогов всех уровней. Это:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН);

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения (ПСН).

Обеспечивать сбор налогов и взносов Федеральная налоговая служба России и её территориальные подразделения – инспекции.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

2.3. Основные принципы налогообложения. Роль налогообложения в экономической системе общества

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Рис. 2.2. Основополагающие (базовые) принципы налогообложения

Принцип экономического основания налогов. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип презумпции правоты собственника. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принцип ясности и доступности. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, т.е. прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип законности установления налогов и сборов. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Научное обоснование принципов налогообложения впервые было дано шотландским экономистом А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов», 1776 год. А. Смитом сформулированы такие принципы налогообложения, как: всеобщность, справедливость, удобность уплаты, определенность и экономичность.

Применительно к современной теории и практике налогообложения можно выделить следующие принципы:

Рассмотрим каждую группу принципов в отдельности (рис. 2.3, 2.4, 2.5).

Рис. 2.3.Экономические принципы налогообложения

Принцип хозяйственной независимости. Предполагается, что объект налогообложения находится в собственности налогоплательщика.

Принцип справедливости. Сумма взимаемых налогов с конкретного налогоплательщика определяется в зависимости от величины его доходов.

Принцип учета интересов налогоплательщиков основан на определенности и удобстве исчисления налогового платежа. Налогоплательщик знает метод налогообложения, особенности определения налоговой базы, размер ставки налога, порядок и сроки уплаты налога.

Принцип соразмерности. Основан на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых поступлений в бюджет. Группа американских ученых во главе с профессором А. Лаффе- ром выявила зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных поступлений от норм обложения (налогового бремени). Такая зависимость характеризуется кривой Лаффера (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Кривая Лаффера

Б — налоговая база, заинтересованность и легальном заработке; Т — ставка налога, %

Анализируя кривую Лаффера можно сделать следующий вывод. Если ставка налогов менее 50%, обнаруживается зависимость роста поступлений в бюджет от роста налогов.

А. Лаффер считал, что сокращение числа налогов, понижение отдельных налоговых ставок может положительно воздействовать на экономику, налоговую базу.

Так, расширение объемов производства приведет к росту налого-вой базы; предприниматели начнут выходить из «теневой» экономи-ки; активизируется рациональное использование производственных возможностей.

Рис. 2.5. Юридические принципы налогообложения

Принцип нейтральности (равное налоговое бремя) предполагает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед законом. Другими словами, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; при установлении налогов не учитываются политические, социальные, национальные, расовые, религиозные и иные различия между налогоплательщиками.

Принцип законодательного установления налогов предполагает введение налога путем принятия соответствующего законодательного акта.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов (повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности) обратной силы не имеют.

Вместе с тем в ст. 5 НК РФ установлены нормы, ограничивающие обратную силу закона. Так, согласно п. 3,4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на-логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Принцип сочетания интересов государства и налогоплательщи-ков проявляется в неравноправном положении государства и налого-плательщика. Например, при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных сумм налогов. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ «Права налоговых органов» налоговый орган вправе взыскивать недоимки, пени и штрафы. Однако, согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков» налогоплательщик имеет лишь право на своевременный зачет или возврат сумм излишне упла-ченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Принцип единства налоговой политики. В соответствии со ст.З НК РФ недопустимо устанавливать налоги и сборы, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров (работ, услуг) или денежных средств в пределах территории страны. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип стабильности налоговой системы заключается в том, что налоговая система предполагает функционировать в течение продолжительного периода времени — до налоговой реформы. В этом заинтересованы все налогоплательщики.

Рис. 2.6. Организационные принципы налогообложения

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Непременным условием стабильности налоговой системы является установление исчер-пывающего перечня налогов — федеральных, региональных, местных.

Принцип множественности налогов. Эффективность налоговой системы проявляется в возможности перераспределять налоговое бремя по налогоплательщикам. Это достигается введением множественности налогов. Вместе с тем, множественность налогов позволяет дополнить один налог другим, что делает налоговую систему достаточно эластичной.

Принцип гармонизации налогообложения с другими странами предполагает построение налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения.

knigi.news

Обязанность платить налоги

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

www.altairegion22.ru

Основные начала законодательства о налогах и сборах

Принципы налогообложения по НК РФ

В ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко. К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

В и. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений. Важно отметить, что словосочетание «каждое лицо» объединяет физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), а также юридических лиц.

Далее сформулированы принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков, а также необходимость учета возможностей налогоплательщиков по уплате налогов. Принцип всеобщности налогообложения устанавливает обязанность каждого члена общества участвовать в уплате налогов и исключает предоставление индивидуальных льгот и привилегий при уплате налогов. Как нарушение принципа всеобщности налогообложения можно рассматривать практиковавшееся во второй половине 1990-х гг. освобождение от отдельных видов налогообложения (подоходный налог, взносы в Пенсионный фонд РФ) отдельных категорий государственных служащих (судей, прокуроров, следователей, служащих силовых министерств и ведомств), а также предоставление льгот отдельным лицам.

Декларируя «равенство налогообложения», законодатель под этим подразумевает равенство прав налогоплательщиков, а не обязанность государства устанавливать одинаковое налоговое бремя для всех категорий налогоплательщиков. Обязывая каждое лицо уплачивать законно установленные налоги и сборы. ПК РФ определяет обязанность государства при установлении налогов учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. Следует отметить, что при этом законодатель не упоминает о необходимости учитывать фактическую способность плательщиков нести обязанности по уплате сборов.

В п. 2 ст. 3 НК РФ декларируется принцип недискриминации обложения налогами и сборами. Следует обратить внимание на то, что законодатель вводит запрет па установление любых особых условий налогообложения в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Под «иными подобными критериями», вероятно, следует понимать различия по полу, возрасту, идеологии и т.д. В отношении же формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала вводится запрет только на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот. Другими словами, данная норма НК РФ не запрещает устанавливать различные условия налогообложения, относящиеся к способу определения налоговой базы, налогового периода, допускает различия в порядке и способах исчисления налога или сбора в порядке, способах и сроках уплаты.

Запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности означает, что нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы для частных коммерческих организаций (паевых, акционерных обществ и товариществ и др.), государственных и муниципальных предприятий и организаций.

Статья 3 Н К РФ вводит запрет на установление различных ставок налогов и сборов и налоговых льгот по принципу гражданства, т.е. ставки налогов и сборов не могут отличаться для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В зависимости от критерия гражданства недопустимы как предоставление налоговых льгот, так и ограничения в их использовании.

В зависимости от места происхождения капитала не должны устанавливаться различные ставки обложения налогами и сборами, а также предоставляться налоговые льготы или ограничиваться их использование. Доля иностранного капитала в уставном капитале предприятия не может быть основанием для более льготного налогообложения предприятия.

Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав приводятся в п. 3 ст. 3 НК РФ. Законодатель не разъясняет, что понимается под «экономическим основанием» налогов и сборов. Частично этот вопрос раскрывается в ст. 38 НК PФ, определяющей объект обложения налогом или сбором. Обложение налогами и сборами представляет собой ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В п. 4 ст. 3 НК РФ сформулирован принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Следует подчеркнуть, что запрет распространяется не только на прямое ограничение свободного перемещения в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) и денежных средств, но и на косвенные ограничения. Данная норма НК РФ фактически вводит запрет: на взимание региональных и местных налогов и сборов за проезд по региональным и местным дорогам, провоз грузов, установление налогов и сборов за право торговли для иногородних граждан и предприятий, зарегистрированных в других регионах, сборов за перечисление денежных средств за пределы какой-либо территории, а также установление таких льгот для местных предприятий, которыми не могли бы воспользоваться предприятия, зарегистрированные в других территориях.

Пункт 5 ст. 3 НК РФ содержит запрет на возложение обязанностей по уплате налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, обладающих установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, либо установленных в ином порядке, чем это определено в НК РФ, выражает принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В этой норме закрепляется гарантия обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика.

В п. 6 ст. 3 НК РФ формулируется принцип определенности правил налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 17 Н К РФ при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога. В случае если в соответствующем законодательном акте не определен хотя бы один из обязательных элементов налогообложения, такой налог не может считаться установленным и не должен взиматься. Другими словами, акты законодательства о налогах и сборах должны быть точно сформулированными. Акты законодательства о налогах и сборах не должны содержать внутренних противоречий, а также текстуальных и смысловых неясностей. Отдельные акты законодательства о налогах и сборах не должны противоречить друг другу.

В п. 7 ст. 3 НК РФ устанавливается принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. Фиксация соответствующей нормы представляет собой конкретизацию принципа определенности правил налогообложения. Данная норма направлена на обеспечение защиты прав плательщиков налогов и сборов, главным образом права собственности.

studme.org

Еще по теме:

  • Пнаэ правила Правила и нормы в атомной энергетике (ПНАЭ) Информационно-справочная система «Техэксперт: Промышленная безопасность» содержит все использующиеся в настоящее время ПНАЭ. Полное и своевременное обновление информации в системах гарантировано. […]
  • Новости спб преступления Электричка насмерть задавила девушку под Петербургом Во время прогулки с друзьями по путям. Ленинградским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России проводится доследственная проверка […]
  • Как оформить ссылки на автореферат Оформление ссылок на используемые источники и списка литературы в курсовых и выпускных квалификационных работах Все литературные источники, указанные в списке литературы, должны встречаться в тексте работы, и наоборот, фамилии авторов, […]
  • Адвокат шалаев Решением общего собрания учредителей президентом некоммерческого партнерства "Спортивный клуб Авангард" назначен Владимир Шалаев. скопировать ссылку Решением общего собрания учредителей президентом некоммерческого партнерства "Спортивный клуб […]
  • На суде аккорды наговицын Наговицын Сергей Серге́й Бори́сович Нагови́цын (22 июля 1968, Пермь (Закамск), СССР — 20 декабря 1999, Курган) — российский автор-исполнитель песен в жанре русский шансон и городской романс. Песни [ править ] Дискография [ править ] Парень в […]
  • Кто может воспользоваться программой переселения Что такое программа переселения соотечественников? Программа переселения соотечественников внедрена на территории Российской Федерации с целью привлечения лиц, проживающих в других странах, к переезду в нашу страну. Как работает данная программа, […]