Законодательство Кыргызской Республики

База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

www.kg.spinform.ru

Единая Налоговая Декларация

Колл-центр 194

Налог на прибыль: срок и порядок оплаты

Налогоплательщик налога на прибыль производит окончательный расчет и уплачивает налог на прибыль до даты представления единой налоговой декларации. Окончательная сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и предварительно начисленной суммой налога на прибыль за отчетный налоговый период.

Налогоплательщик, за исключением налогоплательщика, прибыль которого облагается налого м по нулевой ставке, и налогоплательщика, освобожденного от уплаты налога на прибыль, обязан начиная со второго квартала ежеквартально представлять налоговую отчетность и вносить в бюджет предварительную сумму налога на прибыль не позднее дня, следующего за 20 числом второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом по предварительной сумме налога на прибыль является первый квартал, первое полугодие, первые 9 месяцев текущего налогового периода.

Предварительная сумма налога на прибыль за отчетный период определяется в размере 10 процентов от прибыли, исчисленной за отчетный период по правилам, установленным законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.

При исчислении предварительной суммы налога на прибыль не учитываются доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии с Налоговым Кодексом КР.

Предварительная сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период, определяется как положительная разница между предварительной суммой налога на прибыль, исчисленной за отчетный период, и предварительной суммой налога на прибыль, исчисленной за предыдущий отчетный период.

В случае переноса налогоплательщиком убытков, связанных с экономической деятельностью, в бюджет уплачивается положительная разница между предварительной суммой налога на прибыль и суммой, исчисленной в размере 10 процентов от убытков, подлежащих переносу в качестве вычета из налогооблагаемого дохода отчетного налогового периода в соответствии со статьями 206 и 223-8 Налогового Кодекса КР.

declaracia.kg

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, индивидуальные предприниматели, физические или юридические лица, выплачи- вающие иностранной организации доход из источника в Кыргызской Республике, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Объектом налогообложения является осуществление экономической деятельности, в резуль- тате которой получен доход: • отечественной организацией или индивидуальным предпринимателем – из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики;

• иностранной организацией или физическим лицом-нерезидентом, осуществляющим свою деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, – из источника в Кыргызской Республике.

Налоговой базой является прибыль, исчисляемая как положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и расходами, подлежащими вычету согласно налоговому законодательству, рассчитанными за налоговый период. При этом субъект малого и среднего предпринимательства имеет право определять налоговую базу по налогу на прибыль в упрощенном порядке .

Налоговой базой для иностранных организаций, получающих доходы от источника в Кыргызской Республике, не связанных с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, является доход без осуществления вычетов. К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, определяемые в соответствии с правилами, установленными законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете. В состав совокупного годового дохода не включаются необлагаемые доходы, к которым относятся:

• стоимость имущества, полученного в качестве паевого вклада и/или вклада в уставный капитал и/или других видов вклада субъекта в организацию, в которой субъект является участником;

• стоимость безвозмездно полученных организацией основных средств и денежные сред- ства на капитальные вложения по развитию ее собственной производственной базы по решению Правительства Кыргызской Республики или органов местного самоуправления, а также стоимость объектов (социально-культурного, жилищно-коммунально-бытового назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, котельных и тепловых сетей, газовых сетей, объектов гидроэлектростанций, тепловых электростанций, гидротехнических соо- ружений, водозаборных сооружений, горношахтного оборудования, объектов гражданской обороны, а также право пользования земельными участками), полученных безвозмездно в собственность хозяйственных обществ с государственной долей участия более 50 % и/или специализированных организаций, являющихся собственностью Кыргызской Республики, или органов местного самоуправления, осуществляющих использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению;

• полученные некоммерческими организациями: (а) членские и вступительные взносы; (б) гуманитарная помощь и гранты, при условии их использования в уставных целях; (в) стоимость безвозмездно полученных активов при условии их использования в уставных целях; (г) оплата за услуги по техническому содержанию многоквартирных домов и обслуживающих их зданий и сооружений; (д) оплата за услуги по поставке поливной воды в рамках уставной деятельности, оказываемые ассоциациями водопользователей для своих членов; (е) доходы от оказания религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, услуг по организации и проведе- нию паломничества, а также добровольные пожертвования; • дивиденды, полученные налогоплательщиками от участия в отечественных организациях;

• стоимость имущества, полученного простым товариществом в качестве вклада товарищей;

• стоимость имущества, принятого доверительным управляющим в доверительное управление;

• доход в виде превышения стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью; • доход от прироста стоимости при реализации собственных акций;

• процентный доход и доход от прироста стоимости ценных бумаг, находящихся на день реализации в листинге фондовых бирж по наивысшей и следующей за наивысшей категориям листинга;

• до 1 января 2017 года доход, полученный по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств.

Субъект малого предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель, у которых объем выручки за год не превышает размер регистрационного порога НДС.

Субъект среднего предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель, у которых объем выручки за год равен или превышает размер регистрационного порога по НДС, но составляет сумму не более 30 миллионов сомов. 46 вых сетей, объектов гидроэлектростанций, тепловых электростанций, гидротехнических соо- ружений, водозаборных сооружений, горношахтного оборудования, объектов гражданской обороны, а также право пользования земельными участками), полученных безвозмездно в собственность хозяйственных обществ с государственной долей участия более 50 % и/или специализированных организаций, являющихся собственностью Кыргызской Республики, или органов местного самоуправления, осуществляющих использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению;

• полученные некоммерческими организациями: (а) членские и вступительные взносы; (б) гуманитарная помощь и гранты, при условии их использования в уставных целях; (в) стоимость безвозмездно полученных активов при условии их использования в уставных целях; (г) оплата за услуги по техническому содержанию многоквартирных домов и обслуживающих их зданий и сооружений; (д) оплата за услуги по поставке поливной воды в рамках уставной деятельности, оказываемые ассоциациями водопользователей для своих членов; (е) доходы от оказания религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, услуг по организации и проведе- нию паломничества, а также добровольные пожертвования; • дивиденды, полученные налогоплательщиками от участия в отечественных организациях;

• стоимость имущества, полученного простым товариществом в качестве вклада товарищей;

• стоимость имущества, принятого доверительным управляющим в доверительное управление;

• доход в виде превышения стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью;

• доход от прироста стоимости при реализации собственных акций;

• процентный доход и доход от прироста стоимости ценных бумаг, находящихся на день реализа- ции в листинге фондовых бирж по наивысшей и следующей за наивысшей категориям листинга;

• до 1 января 2017 года доход, полученный по договору финансовой аренды (лизинга) от реа- лизации основных средств. К расходам, подлежащим вычету из совокупного годового дохода полностью или частично, относятся:

• расходы по уплате процентов по кредитам и займам;

• расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

• скидка на истощение недр; • суммы амортизационных начислений по основным средствам (согласно нормативам);

• расходы на ремонт основных средств (в определенном размере);

• отчисления по государственному социальному страхованию;

• убытки, возникающие при реализации ценных бумаг;

• отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, а также взносы банков в Фонд защиты депозитов;

• расходы на благотворительность (в определенном размере);

• расходы на подготовку и переподготовку кадров;

• расходы при служебных командировках;

• иные документально подтвержденные расходы, направленные на получение дохода. При этом налоговое законодательство содержит перечень расходов, не подлежащих вычету из совокупного годового дохода, к которым относятся:

• налоговые санкции, пени и проценты, выплачиваемые в бюджет и Социальный фонд Кыргызской Республики;

• расходы, связанные с производством, приобретением и установкой основных средств, и другие капитальные расходы;

• налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, не подлежащего зачету), налог с продаж (за исключением налога с продаж, уплачиваемого поставщикам при приобретении товаров, работ и услуг), акцизный налог (за исключением акцизного налога, не подлежащего вычету);

• расходы на приобретение, управление или содержание любого вида собственности, доход от которой не подлежит налогообложению согласно положениям Налогового кодекса Кыр- гызской Республики;

• любые расходы, понесенные за иное лицо, кроме случаев, когда существует подтверждение факта того, что данные расходы были произведены с целью оплаты оказанных услуг и вызваны производственной необходимостью;

• сумма естественных потерь и убылей сверх норм, установленных действующими на тер- ритории Кыргызской Республики нормативными правовыми актами;

• расходы, характер и размер которых не могут быть определены подтверждающими доку- ментами, за исключением случаев, установленных Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

• суммы расходов, не связанных с получением дохода;

• расходы, связанные с получением доходов, не облагаемых налогом на прибыль;

• некоторые другие виды расходов. Ставка налога на прибыль налогоплательщика, осуществляющего деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, устанавливается в размере 0 %

.Прибыль отечественной организации от осуществления в определенных сферах деятельности по производству и реализации това- ров собственного производства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории Кыргызской Республики, с использованием исключительно нового оборудования, может на протяжении 5 лет подряд облагаться налогом на прибыль также по ставке 0 % в случае, если налогоплательщик соответствует критериям, уста- новленным Налоговым кодексом.

С 1 января 2017 года до 1 января 2022 года ставка налога на прибыль для лизинговых компаний будет составлять 5 %. Некоторые субъекты пользуются освобождением от налога на прибыль (например: лизинговые компании до 1 января 2017 года, кредитные союзы, благотворительные организации, сельскохозяйственные производители и др.). Ставка налога на прибыль для всех других налогоплательщиков составляет 10 %.

К расходам, подлежащим вычету из совокупного годового дохода полностью или частично, относятся:

• расходы по уплате процентов по кредитам и займам;

• расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

• скидка на истощение недр;

• суммы амортизационных начислений по основным средствам (согласно нормативам);

• расходы на ремонт основных средств (в определенном размере);

• отчисления по государственному социальному страхованию;

• убытки, возникающие при реализации ценных бумаг;

• отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, а также взносы банков в Фонд защиты депозитов;

• расходы на благотворительность (в определенном размере);

• расходы на подготовку и переподготовку кадров;

• расходы при служебных командировках;

• иные документально подтвержденные расходы, направленные на получение дохода. При этом налоговое законодательство содержит перечень расходов, не подлежащих вычету из совокупного годового дохода, к которым относятся: • налоговые санкции, пени и проценты, выплачиваемые в бюджет и Социальный фонд Кыр- гызской Республики;

• расходы, связанные с производством, приобретением и установкой основных средств, и другие капитальные расходы;

• налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавлен- ную стоимость, не подлежащего зачету), налог с продаж (за исключением налога с про- даж, уплачиваемого поставщикам при приобретении товаров, работ и услуг), акцизный налог (за исключением акцизного налога, не подлежащего вычету);

• расходы на приобретение, управление или содержание любого вида собственности, доход от которой не подлежит налогообложению согласно положениям Налогового кодекса Кыр- гызской Республики;

• любые расходы, понесенные за иное лицо, кроме случаев, когда существует подтвержде- ние факта того, что данные расходы были произведены с целью оплаты оказанных услуг и вызваны производственной необходимостью;

• сумма естественных потерь и убылей сверх норм, установленных действующими на тер- ритории Кыргызской Республики нормативными правовыми актами;

• расходы, характер и размер которых не могут быть определены подтверждающими доку- ментами, за исключением случаев, установленных Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

• суммы расходов, не связанных с получением дохода;

• расходы, связанные с получением доходов, не облагаемых налогом на прибыль;

• некоторые другие виды расходов.

Ставка налога на прибыль налогоплательщика, осуществляющего деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффи- нированного золота, устанавливается в размере 0 %61. Прибыль отечественной организации от осуществления в определенных сферах деятельности по производству и реализации това- ров собственного производства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории Кыргызской Республики, с использованием исключительно нового оборудования62, может на протяжении 5 лет подряд облагаться налогом на прибыль также по ставке 0 % в случае, если налогоплательщик соответствует критериям, уста- новленным Налоговым кодексом. С 1 января 2017 года до 1 января 2022 года ставка налога на прибыль для лизинговых компаний будет составлять 5 %. Некоторые субъекты пользуются осво- бождением от налога на прибыль (например: лизинговые компании до 1 января 2017 года, кре- дитные союзы, благотворительные организации, сельскохозяйственные производители и др.). Ставка налога на прибыль для всех других налогоплательщиков составляет 10 %.

www.invest.gov.kg

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 213. Ставка налога на прибыль

1. Если иное не установлено настоящей статьей, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 10 процентов.

2. Ставка налога на прибыль налогоплательщика, осуществляющего деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, устанавливается в размере 0 процентов.

3. Ставка налога на прибыль для лизинговых компаний устанавливается в размере 5 процентов.
Часть 3 статьи 213 Налогового кодекса Кыргызской Республики вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2021 года в соответствии с Законом КР от 06.10.12 г. № 169

Статья 214. Исчисление налога на прибыль

Исчисление налога на прибыль производится в соответствии с порядком, установленным частью 1 статьи 37 настоящего Кодекса.

Статья 215. Срок предоставления отчета по налогу, удержанному у источника выплаты

Налоговый агент обязан представить отчет по сумме налога, удержанного у источника выплаты дохода в Кыргызской Республике, не позднее дня, следующего за 20 числом месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлена выплата доходов.

Статья 216. Порядок определения, срок и место уплаты налога на прибыль

1. Налогоплательщик налога на прибыль производит окончательный расчет и уплачивает налог на прибыль до даты представления единой налоговой декларации. Окончательная сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и предварительно начисленной суммой налога на прибыль за отчетный налоговый период.

2. Налог на прибыль уплачивается по месту налоговой регистрации налогоплательщика.

Статья 217. Уплата предварительной суммы налога на прибыль

1. Налогоплательщик, за исключением налогоплательщика, прибыль которого облагается налогом по нулевой ставке, и налогоплательщика, освобожденного от уплаты налога на прибыль, обязан начиная со второго квартала ежеквартально представлять налоговую отчетность и вносить в бюджет предварительную сумму налога на прибыль не позднее дня, следующего за 20 числом второго месяца, следующего за отчетным периодом.

2. Отчетным периодом по предварительной сумме налога на прибыль является первый квартал, первое полугодие, первые 9 месяцев текущего налогового периода.

3. Предварительная сумма налога на прибыль за отчетный период определяется в размере 10 процентов от прибыли, исчисленной за отчетный период по правилам, установленным законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
При исчислении предварительной суммы налога на прибыль не учитываются доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Предварительная сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период, определяется как положительная разница между предварительной суммой налога на прибыль, исчисленной за отчетный период, и предварительной суммой налога на прибыль, исчисленной за предыдущий отчетный период.

5. В случае переноса налогоплательщиком убытков, связанных с экономической деятельностью, в бюджет уплачивается положительная разница между предварительной суммой налога на прибыль, рассчитанной в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и суммой, исчисленной в размере 10 процентов от убытков, подлежащих переносу в качестве вычета из налогооблагаемого дохода отчетного налогового периода в соответствии со статьями 206 и 223-8 настоящего Кодекса.

6. В случае неуплаты или несвоевременной уплаты предварительной суммы налога на прибыль к налогоплательщику применяется пеня, установленная настоящим Кодексом за неуплату или несвоевременную уплату налога.

rss.kg

Новый Налоговый кодекс: какие льготы получит бизнес?

В новой редакции Налогового кодекса, против которой сегодня яро выступают защитники предпринимателей, для бизнеса предусмотрена не одна дополнительная норма, предоставляющая прямые льготы налогоплательщикам.

Какие именно льготы вошли в новую редакцию кодекса и кого они коснутся напрямую, KNews рассказала председатель правления Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.

По словам Татьяны Ким, бизнес эгоистичен и хочет льгот только для себя. Если бы он не был таким, он не был бы бизнесом. Задача же межведомственной комиссии состояла в том, чтобы взвешено предоставить льготы.

Председатель Правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким

«Нужно понимать, что любая льгота, предоставленная отдельному налогоплательщику, группе или отрасли является дискриминацией по отношению к другой отрасли и к другому налогоплательщику. Поэтому в целом члены межведомственной комиссии, которая разрабатывала новую редакцию Налогового кодекса, в том числе и я, против предоставления льгот как таковых», – сказала председатель Правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким.

В Кыргызстане сегодня сумма льгот, которая предоставляется государством бизнесу, по оценке экспертов составляет около 20 млрд сомов ежегодно. При этом поступления НДС всего оценивается в 40–50 млн сомов в год.

Тем не менее, межведомственная комиссия, приняла решение о дополнительном предоставлении в новом Налоговом кодексе более двух десятков прямых льгот для бизнеса.

Льготы для организаций фермеров и производителей сельхозпродукции:

– снижена в два раза налоговая нагрузка по налогу на здания, помещения и автотранспорт, находящиеся в собственности или временном пользовании сельскохозяйственного кооператива;

– введена в состав субъектов, освобожденных от налога на прибыль машинотракторная станция;

– установлен механизм возмещения государством сумм налога на импорт по использованным для собственных производственных целей кормов для птицеводства, ранее импортированных в Кыргызстан;

— подоходный налог для работников сельхозкооперативов будет рассчитываться теперь от минимального расчетного дохода, что, как минимум, в 2,5 раза снизит налоговую нагрузку по подоходному налогу;

— предоставлено освобождение от налога на импорт по товарам, ввозимым сельхозкооперативами, вне зависимости от их регистрации по НДС и стоимости ввозимого товара;

— введены новые нормы, которые предоставляют возможность уплачивать налог на землю по земельным участкам, находящимся под сельскохозяйственными постройками, не по ставкам для земель населенных пунктов, а с применением понижающего коэффициента 0,2.

«Мы предоставили льготы организациям сельхозпроизводителей, потому что Кыргызстан сегодня столкнулся с проблемой мелкотоварного производства. Страна не может поставлять сельхозпродукцию, которая составляет сегодня чуть ли не 50% нашего валового производства в страны ЕАЭС, потому что не умеем еще расфасовывать, упаковывать, сертифицировать и транспортировать нашу продукцию в соответствии с требованиями техрегламентов ЕАЭС», – рассказала Татьяна Ким.

С одной стороны, у Кыргызстана действительно есть некоторые нарушения и по упаковке и содержанию нитратов, но эта качественная сторона, а есть и другая − организационная.

«Фермеру, который выращивает 20 мешков картошки, совершенно непосильно выполнить весь цикл работ по отправке своей продукции на экспорт и сертифицировать, как положено, свою продукцию. И мы, как государство, этот недостаток должны сейчас срочно решить, чтобы выжить на просторах ЕАЭС, Кыргызстан должен создать крупнотоварное производство или хотя бы среднетоварное. Это возможно путем прямого объединения либо консолидации фермеров в сообщества на основе разных видов кооперации. Вторая форма наиболее удобна, так как в этом случае сохраняется права собственников и в тоже время она позволяет им решать общие организационные задачи. И поэтому по просьбе сельхозкооперативов им предоставлен целый ряд вышеупомянутых льгот», – пояснила Татьяна Ким.

Освобождены от налогов:

– упрощены условия освобождения от уплаты НДС некоммерческих организаций. Эти условия стали реально выполнимы, чего нельзя сказать о действующей редакции Налогового кодекса;

– предоставлено освобождение от НДС на импорт товаров, которые будут экспортированы в течение периода до 180 дней;

– снято ограничение по освобождению от НДС для пассажирских перевозок легковым транспортом (то есть от уплаты НДС освобождены таксисты);

– грантовая проектная деятельность освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль;

– дошкольные образовательные организации освобождены от налога на прибыль вне зависимости от формы собственности;

– освобождены от налога на прибыль и налога на имущество на 2 года вновь созданные предприятия (налоговые каникулы), которые обеспечивают ежегодный объем производства не менее 10 млн сомов или предоставляют рабочие места не менее чем 20-ти работникам;

– прибыль индивидуального предпринимателя освобождена от уплаты подоходного налога;

– не подлежат налогообложению у источника дохода доходы иностранной организации, возникающие по сделкам между участниками платежных систем:

  1. систем банковских корреспондентских отношений;
  2. систем платежей по расчетам банковскими платежными картами;
  3. систем денежных переводов;
  4. систем расчетов электронными деньгами;

– в состав необлагаемых НсП операций добавлена реализация товаров, работ и услуг на территориях СТЗ, СС, СВХ, магазина беспошлинной торговли. Установлена нулевая ставка налога при поставках, осуществляемых налогоплательщиками с территории Кыргызстана в адрес субъектов СЭЗ.

Стимулирование развития финансовой системы:

– расширены льготы для банков: сумма резервов формируется банком в соответствии с требованиями НБКР, подлежит вычету;

– решены проблемы приравнивания льгот, предоставленным классическим банковским операциям, операциям по методам исламского финансирования;

– решена проблема формирования уставного капитала за счет нераспределенной прибыли без налогообложения;

«Вы знаете, что когда накапливается прибыль, она, по большому счету, может использоваться двумя путями: может быть роздана акционерам в качестве дивидендов либо пущена на увеличение уставного капитала. И вот это увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли ввиду недостатков некоторых норм нашего Гражданского кодекса и пробелов в Налоговом кодексе, некоторые отдельные проверяющие лица трактовали как выплаченные дивиденды и начисляли на эту сумму еще и налог на дивиденды. А это миллионы сомов», – отметила председатель Правления ОО «ПНК».

По этому поводу были налоговые споры, в том числе и в суде, часть из них продолжаются до сих пор.

«Чтобы уйти от этого, в проекте прописано прямое освобождение от уплаты налога на сумму увеличения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. Устойчивость и надежность банков, других финансовых организаций, например, страховых компаний, очень важна для граждан и для экономики в целом, и поэтому данному сектору мы легко предоставили льготы», – пояснила Татьяна Ким.

Вычеты:

– расширена сфера действия дополнительного вычета на образование в случае проведения обучения на территории Кыргызстана;

– представлено право пользования налоговым вычетом (необлагаемая площадь имущества 80 м 2 для квартир и 150 м 2 для жилого дома) долевому собственнику;

– прямо указано на право вычета командировочных расходов членов Совета директоров и Наблюдательного совета;

– расширена сфера применения дополнительного вычета на покупку и строительство жилья;

«В новой редакции Налогового кодекса нами было расширено применение дополнительного вычета по жилью, это касается всех граждан страны. Сегодня этот вычет составляет 230 тыс. сомов. Вычесть его из налоговой базы по единой налоговой декларации можно только при кредите, который получен на покупку жилья. Мы расширили норму, и в новой редакции она звучит так: на покупку и строительство жилья. Это означает, что мы выводим из под налогообложения все случаи заимствования, которые идут на создание жилья», – объяснила причины предоставления льготы председатель правления Палаты налоговых консультантов.

Льготы на недропользование:

– расширено предоставление льгот по уплате налога на недропользование в отношении отбора подземных вод:

специализированные организации водоснабжения освобождены от уплаты бонуса (а не только роялти);

коммерческие субъекты освобождены от бонуса и роялти в части водоснабжения населенных пунктов.

«Льготы по недропользованию предоставляются специализированным организациям, например Водоканалу. Такие компании сегодня освобождены только от уплаты бонуса. Мы их освободили еще и от роялти, потому что эти организации выполняют услуги в адрес населения, потом все эти налоги ложатся в стоимость их продукции. Теперь у них есть основания не увеличивать стоимость услуг, так как за счет этой льготы у компании образуется приличный люфт в прибыли порядка 2% от всего объема выручки, это большие деньги», – сказала Ким.

Кроме того, в части водоснабжения от уплаты бонуса и роялти освобождены коммерческие субъекты, которые снабжают населенные пункты.

«Крупные градообразующие предприятия такие, например, как «Майли-Сайский электроламповый завод», ОАО «Кыргызалтын» создали вокруг себя города и поселки, которые они полностью обеспечивали теплом и водой. Сегодня, когда эти предприятия стали коммерческими, они попали в неравные условия с другими субъектами, предоставляющими коммунальные услуги населению. Получается, что они снабжают население водой, теплом и при этом по полной тарелке платят бонус и роялти, как за коммерческие цели. Поэтому мы их освободили от бонуса и роялти», – добавила председатель.

И, наконец, еще одна прямая льгота недропользователям:

–действующая норма о перечислении в бюджет суммы неиспользованного резерва горнорудного предприятия, заменена в проекте на классический механизм: неиспользованный резерв зачисляется в доход.

Все это пока есть в проекте, какие же решения примет межведомственная комиссия по доработке проекта Налогового кодекса, мы узнаем в недалеком будущем.

По словам Татьяны Ким, хорошо, когда при разработке нормативного документа используется постоянно несколько главных концептуальных подходов ко всем правоотношениям, тогда итог получается взвешенным, достоверным и объективным.

«А если говорить о неком идеальном подходе, лишенном субъективизма, то, возможно, эффективнее для экономики страны было бы, если государство вместо того, чтобы предоставлять льготы отдельным группам и секторам экономики, поделило бы сумму этих льгот поровну и снизило налоговую нагрузку для всех налогоплательщиков. Тогда, например, мы могли бы за счет всех этих льгот установить, к примеру, ставку НДС в размере 6% для всех налогоплательщиков. Это бы привело к равной налоговой нагрузке для всех отраслей и к соблюдению принципа справедливости», – заключила эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

knews.kg

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]