Налог на пользование недрами и порядок его уплаты

Статья 451. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на пользование недрами (далее в настоящей главе — налога) признаются пользователи недр — организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:

1) поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны, если иное не установлено настоящей главой;

2) строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых, кроме случаев, предусмотренных пунктом 4 части второй настоящей статьи.

Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.

2. Не признаются налогоплательщиками пользователи, отнесенные на основании выданных органами управления государственным фондом недр или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:

1) собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащем им либо находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого — геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно — геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно — оздоровительное или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

4) пользователи недр, получившие участки недр для хранения запасов государственного резерва Российской Федерации.

Указанные в пунктах 2 — 4 настоящей части пользователи недр не признаются налогоплательщиками только в отношении указанных в этой части видов пользования недрами.

Статья 452. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:

1) Получение исключительного права пользования недрами, включая право добычи полезных ископаемых (разовый платеж — бонус подписи);

2) Наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии, в том числе начало добычи (разовые платежи — бонусы добычи);

3) Право на осуществление поисковых, оценочных и (или) разведочных работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж — ренталс);

4) Осуществление добычи полезных ископаемых (регулярный платеж — роялти);

5) Осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (регулярный платеж).

Статья 453. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами и вида добываемого минерального сырья.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.

3. При добыче минерального сырья налоговая база определяется как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя.

Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены, как она определяется в статье 53 настоящего Кодекса (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя)..

При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.

При реализации пользователем недр минерального сырья на экспорт размер налога определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги

Если при добыче полезных ископаемых происходят их потери, превышающие нормативы, установленные ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора отдельно по каждому виду добываемого налогоплательщиком минерального сырья, то налоговая база увеличивается на стоимость таких потерь при добыче, исчисленную исходя из средних цен реализации минерального сырья за отчетный год (без налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по его доставке до покупателя). При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений газа и конденсата ( прорывы трубопроводов, открытые фонтанирования, неисправность и негерметичность промыслового резервуарного оборудования).

При добыче налоговая база определяется отдельно по каждому виду минерального сырья , включая попутно добытые компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.

4. При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых налоговая база определяется как фактическая стоимость строительства таких сооружений.

5. При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определяется как расходы налогоплательщика на их содержание и эксплуатацию.

Статья 454. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки регулярных платежей при пользовании недрами (ренталс, роялти) устанавливаются в лицензии на право пользования недрами. Размер ставки ренталс и роялти в пределах, определенных частями второй и третьей настоящей статьи, устанавливается по результатам конкурса или аукциона. При этом, не допускается установление ставки ниже размера, указанного в конкурсном предложении победителя и (или) в условиях конкурса (аукциона).

Размеры ставок ренталс и роялти, установленные в лицензиях, выданных ранее даты вступления в силу настоящего Кодекса, не подлежат пересмотру, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи и статьей 455 настоящего Кодекса.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в зависимости от вида добываемого минерального сырья и географического положения лицензионного участка (в рублях на кв. км ):

При продлении срока поисковых, оценочных и разведочных работ свыше, первоначально предусмотренного в лицензии, ставка ренталс на период продления срока увеличивается в 1,5 раза относительно установленной в лицензии.

В случае, если право ведения поисковых, оценочных и разведочных работ в пределах лицензионной территории, предоставлено более, чем на один вид минерального сырья, применяется большая из ставок ренталс.

3. При добыче минерального сырья в зависимости от вида добываемого минерального сырья устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры (в процентах) налоговых ставок роялти:

В отношении сверхнормативных потерь полезных ископаемых налоговые ставки удваиваются.

4. Налогообложение при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей минерального сырья производится в зависимости от размеров соответствующих участков недр, предоставленных в пользование, полезных свойств недр, степени экологической опасности при их использовании и природно — климатических условий по налоговым ставкам, размеры которых устанавливаются органами, выдающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право строительства и эксплуатации таких сооружений.

При этом минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются как соответственно:

1) 0,5 процента и 1 процент — в отношении строительства подземных сооружений;

2) 1 процент и 3 процента — в отношении эксплуатации подземных сооружений.

5. При установлении случаев пользования недрами без получения в установленном порядке соответствующей лицензии, предприятиями, организациями и физическими лицами вносятся платежи за фактически добытый объем минерального сырья по максимальной ставке, установленной частью третьей настоящей статьи для данного вида сырья.

Статья 455. Налоговые льготы

1. Решениями органов, выдающих в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право пользования недрами, при наличии соответствующих обстоятельств налоговые ставки, предусмотренные статьей 454 настоящего Кодекса, могут уменьшаться (вплоть до полного освобождения) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Основаниями для принятия решений о снижении налоговых ставок являются:

1) разработка трудноизвлекаемых запасов и (или) их истощение;

2) поздняя стадия разработки запасов;

3) разработка некондиционных запасов;

4) применение методов и технологий, снижающих уровень потерь (разубоживания) целевых и попутных компонентов полезных ископаемых;

5) применение новых и новейших, а также экологически безопасных методов и технологий.

3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет субъектов Российской Федерации.

Статья 456. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. В части регулярных платежей налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Размеры бонусов устанавливаются по результатам конкурса или аукциона. Минимальные (стартовые) размеры бонусов определяются условиями соответствующего конкурса (аукциона), при этом, наличие бонусов добычи не является обязательным условием конкурса или аукциона.

Не допускается установление в лицензии размера суммы бонусов ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из бонусов ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

3. Размеры ренталс определяются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

4. При разведке полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного налогоплательщику для добычи этого полезного ископаемого по совмещенной лицензии, с началом добычи полезного ископаемого ренталс не уплачивается.

5. Размеры роялти определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы. .

При этом, размеры платежа в части налоговой базы, формируемой за счет сверхнормативных потерь, определяются только по результатам налогового периода.

6. Размеры регулярных платежей при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.

7. Уплата регулярных платежей, предусмотренных частями третьей, пятой и шестой настоящей статьи (кроме второго абзаца части пятой настоящей статьи), производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается как:

1) каждый квартал — для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и индивидуальных предпринимателей;

2) каждый календарный месяц — для остальных налогоплательщиков.

8. Уплата разовых платежей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, производится в следующем порядке:

1) 50 процентов бонуса подписи уплачивается при получении лицензии на право пользования недрами, а оставшаяся сумма — не позднее чем через три месяца со дня получения этой лицензии;

2) бонусы добычи уплачиваются не позднее чем через десять рабочих дней со дня достижения оговоренных в лицензии уровней добычи.

При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

9. Уплата роялти в части, начисляемой за счет сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых (абзац второй части четвертой настоящей статьи) производится один раз в год по результатам подсчета контрольным маркшейдерским замером погашенных в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь.

Статья 457. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по налогу на пользование недрами и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

old.nasledie.ru

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– современное законодательство РФ в части вопросов налогообложения добычи полезных ископаемых и пути его совершенствования;

– механизм исчисления и уплаты НДПИ;

уметь

– определять налоговую базу;

– применять льготы и производить расчеты сумм НДПИ;

владеть

– практическими навыками расчета сумм налога.

Общая характеристика налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики

НДПИ – федеральный налог, который действует на территории РФ с 1 января 2002 г. Порядок его исчисления и уплаты установлен гл. 26 НК.

С введением данного налога были отменены платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акциз на нефть. Впоследствии, с 1 января 2004 г., был отменен и акциз на газ. Поступления НДПИ в консолидированный бюджет имеют положительную динамику и составили в 2011 г. 2043 млрд руб., в 2012 г. – 2087 млрд руб.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Если лицензии у организации нет, то она не будет являться плательщиком НДПИ. Но это не означает, что у организации возникает право безвозмездно пользоваться недрами. Вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование, подлежит возмещению. Кроме того, лица, виновные в безлицензионном пользовании недрами, несут уголовную и административную ответственность.

Налогоплательщики НДПИ обязаны встать на учет по месту нахождения предоставленного в пользование участка недр. Это необходимо сделать в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения НДПИ являются полезные ископаемые:

– добытые из недр (в том числе из залежи углеводородного сырья) на территории РФ или за ее пределами, на территориях, находящихся под юрисдикцией России, на участке недр предоставленном налогоплательщику в пользование;

– извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства [1] .

В соответствии с налоговым законодательством ряд полезных ископаемых не признается объектом налогообложения. К ним, например, относятся:

– общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;

– добытые минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

– полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, если при добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке и др.

Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья (кроме сырья, добываемого на новом морском месторождении) и угля. При добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении на определенных территориях и в установленные законом сроки налоговая база определяется также как стоимость добытых полезных ископаемых, но в особом порядке. При добыче углеводородного сырья и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговую базу необходимо определять отдельно по каждому добытому полезному ископаемому применительно к каждой налоговой ставке. Налогоплательщик самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого в единицах массы или объема в зависимости от его вида. Количество добытого полезного ископаемого определяется двумя методами:

– прямым – посредством применения измерительных средств и устройств;

– косвенным – расчетно, по данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.

При применении прямого метода учитываются фактические потери полезного ископаемого.

Если определить количество добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, то применяется косвенный метод. Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого необходимо утвердить в учетной политике.

Налогоплательщик производит оценку стоимости добытых полезных ископаемых за налоговый период одним из трех способов (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Способы оценки стоимости полезных ископаемых

Если налогоплательщик применяет первый способ, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из показателя выручки. Выручка определяется с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде у налогоплательщика цеy реализации добытого полезного ископаемого. При этом субсидии из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью полезного ископаемого не учитываются. Кроме того, выручка от реализации уменьшается на величину НДС, акцизов и сумму расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого.

Расходы по доставке включают затраты:

– на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;

– по доставке полезного ископаемого от склада готовой продукции до получателя. К ним относят расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, погрузке, разгрузке и перегрузке, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг;

– по обязательному страхованию грузов в соответствии с законодательством РФ.

Если субсидии к ценам реализации добываемых полезных ископаемых законодательством РФ не предусмотрены, то налогоплательщик применяет второй способ оценки. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых. Она определяется на основании рыночных цен реализации без НДС, акциза и уменьшается на сумму расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого покупателю в зависимости от условий поставки.

Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого, то применяется третий способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого. Для этого налогоплательщик на основании данных налогового учета определяет расчетную стоимость добытого полезного ископаемого. В этом случае используется тот порядок признания доходов и расходов, который применяется для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При определении расчетной стоимости полезного ископаемого учитываются прямые и косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком. Прямые расходы включают расходы, связанные только с добычей полезных ископаемых. Это материальные расходы, амортизация оборудования, расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых, расходы на освоение природных ресурсов и др. Косвенные расходы учитываются налогоплательщиком пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов, т.е.:

Стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости его единицы.

Если стоимость единицы добытого полезного ископаемого за налоговый период меньше ее минимальной предельной стоимости, для целей налогообложения используется минимальная предельная стоимость единицы добытого полезного ископаемого.

Минимальная предельная стоимость единицы каждого вида углеводородного сырья (за исключением газа природного и попутного), добытого на новом морском месторождении, определяется:

– как произведение средней за истекший налоговый период цены соответствующего вида углеводородного сырья на мировых рынках, выраженной в долларах США, за единицу сырья и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ;

– как средневзвешенная по объемам поставок на внутренний рынок и экспорт цепа газа природного за налоговый период (по газу природному и попутному).

Налогоплательщик вправе рассчитывать стоимость добытого полезного ископаемого как произведение его количества и минимальной предельной стоимости единицы. При этом порядок определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, отражается в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее пяти лет.

  • [1] Если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

studme.org

Налог на пользование недрами и порядок его уплаты

Статья 245. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога за пользование недрами являются:

1) недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований;

2) недропользователи, осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов.

Статья 246. Объект обложения

1. Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта.

2. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

3. Объект обложения определяется отдельно по каждому виду готового продукта.

4. Объектом обложения для углеводородов являются:

1) добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;

2) полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.

5. Не является объектом обложения объем природного газа, закачиваемого обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и извлечения газового конденсата в рамках замкнутого технологического цикла.

6. Объектом обложения для драгоценных металлов и драгоценных камней являются извлеченные драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

7. Объектом обложения по твердым полезным ископаемым, кроме указанных в части шестой настоящей статьи, являются:

1) добытые или (и) извлеченные твердые полезные ископаемые, в том числе из техногенных минеральных образований;

2) полезные ископаемые, извлеченные в процессе переработки перерабатывающими предприятиями.

8. Не являются объектом обложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд.

9. К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности);

глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, отбеливающей, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина);

суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности);

песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности);

кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности);

мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности);

известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема);

сланец (кроме горючего и кровельного);

аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности);

магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 247. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами является стоимость объема добытого (извлеченного) готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период.

2. Средневзвешенная цена реализации за отчетный период определяется отдельно по каждому готовому продукту путем деления объемов реализации в денежном выражении (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на объем реализации в натуральном выражении.

3. В случае отсутствия реализации готового продукта в отчетном периоде налогооблагаемая база определяется исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта последнего отчетного периода, в котором имела место реализация.

4. При полном отсутствии реализации готового продукта налогооблагаемая база определяется исходя из производственной себестоимости добычи (извлечения) данных полезных ископаемых за отчетный период.

5. При этом налогоплательщик обязан произвести последующую корректировку суммы начисленного налога за пользование недрами в том отчетном периоде, когда имела место реализация, исходя из средневзвешенной цены, сложившейся за отчетный период.

6. При реализации или передаче готового продукта по цене ниже себестоимости для расчета средневзвешенной цены принимается себестоимость, но не выше декларируемых цен.

7. По полезным ископаемым, использованным для собственных производственных нужд, налогооблагаемая база определяется отдельно, исходя из себестоимости данного объема полезных ископаемых, но не выше декларируемых цен.

Статья 248. Ставки налога за пользование недрами

Перечень готовых продуктов и ставки налога за пользование недрами устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 249. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц;

для физических лиц ? календарный год.

Статья 250. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога за пользование недрами

1. Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

2. Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы по месту регистрации в следующие сроки:

микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

физическими лицами ? один раз в год не позднее 1 февраля следующего года.

3. Уплата налога за пользование недрами производится не позднее срока представления расчета.

taxpravo.ru

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 2017

Содержание

Основание и правовые основы

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

(ред. от 22.04.2009) «О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации»

Налогоплательщики

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
  2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ — см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

«Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Объект налогообложения НДПИ

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

  1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды;
  • метан угольных пластов.

«Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно — оздоровительное и иное значение»

Виды полезных ископаемых

  1. Уголь и горючие сланцы
  2. Торф
  3. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
  4. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
  5. Полезные компоненты комплексной руды
  6. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
  7. Горнорудное неметаллическое сырье
  8. Битуминозные породы
  9. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
  10. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
  11. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
  12. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
  13. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
  14. Соль природная и чистый хлористый натрий
  15. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
  16. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Налоговая база

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Налоговый период

Налоговые ставки

Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставки в 2017 году

  • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
  • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
  • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 — с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
  • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
  • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
  • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
  • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
  • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
  • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
  • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
  • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит — 1,102;
  • на уголь коксующийся — 1,668;
  • на уголь бурый — 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля».

В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 — на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — для налогоплательщиков — собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

m.ppt.ru

Еще по теме:

  • Увольнение по повестки в армию Увольнение в связи с призывом Актуально на: 10 октября 2016 г. Иногда случается так, что и работодателя полностью устраивает работник, и сам сотрудник доволен своей работой, но им все же приходится расстаться. В трудовом законодательстве это […]
  • Как посмотреть штрафы гибдд пешеходу Штрафы ГИБДД пешеходу Обычно участники дорожного движения в первую очередь ассоциируются у нас с водителями автомобилей. Хотя на самом деле - это большая группа, в которую входят еще и пешеходы. И, конечно же, для них тоже предусмотрены правила […]
  • Образец госпошлину возложить на ответчика Образец госпошлину возложить на ответчика Как можно обосновать ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины от юр.лица к физ. лицу? Либо значительно сократить сумму на момент подачи иска? При чем: в исковом просим возложить на Ответчика после […]
  • Срок сдачи транспортного налога за 2018 году юридическими лицами Транспортный налог в 2017-2018 годах для юридических лиц Отправить на почту Транспортный налог для юридических лиц 2017–2018 годов по-прежнему уплачивается за каждое зарегистрированное на организацию транспортное средство (далее – ТС). Узнайте из […]
  • Ломачинский курьезы военной медицины и экспертизы Читать онлайн "Курьезы Военной Медицины И Экспертизы" автора Ломачинский Андрей Анатольевич - RuLit - Страница 26 Ефрейтор Куценко был самым тяжелым в реанимации. Боролись за него долго и всеми самыми передовыми методами того времени. Одной […]
  • Как написать жалобу нет отопления Когда, кому и куда жаловаться на отсутствие отопления? Когда наступают холода, и температура опускается ниже нормативного значения, начинается отопительный сезон. Если помещение хорошо прогрето, то жить в нем будет комфортно даже в самую холодную […]