Наказание в Спарте

Древняя Спарта (Σπάρτη) находилась в Греции, на полуострове Пелопоннес, в области Лакония, время возникновения — XI век до н.э.

От других греческих полисов, Спарта отличалась как политическим строем, так и общественной жизнью: государственный строй в Спарте носил олигархический характер, в Спарте были два царя (диархия), огромная роль отводилась военному управлению, тогда как торговле и ремеслу уделялось совсем небольшое место.

С момента рождения, спартанцы не принадлежали себе и до самой смерти жили, чтобы служить Спарте и увеличивать её силу и славу.

Образ жизни и организация города-государства древней Спарты, привела к созданию очень сильного полиса с лучший организованной армией. Гордость и доблесть спартанцев была известна всему древнему миру.

Основные законы спартанского государства были заложены Ликургом, царём Спарты. Ликург добивался равенства в Спарте. Во главе спартанской жизни была воинская обязанность граждан, только достигнув больших успехов в военном деле, спартанский гражданин мог занять высокое положение в обществе.

Спартанское воспитание

Военный стиль жизни в Спарте не мог не влиять на воспитание спартанских детей.

Процесс воспитания являлся делом государственной важности: из мальчиков должны были получиться отважные воины, из девочек — отличные матери, поэтому девочки занимались спортом и получали государственное образование в отличие от других греческих городов, где большинство женщин были совершенно неграмотные.

Воспитание детей с возраста семи лет брало на себя государство. Дети жили в группах, изучали воинское искусство, чтение и письмо, их обучали выживать в сложных условиях. Девочки упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска, для того, чтобы иметь крепкий организм и рожать детей, которые станут достойными воинами.

Мальчики в Спарте никогда не жили без присмотра старшего, за лень или непослушание от старшего было наказание. Они ходили босиком, носили одну и ту же одежду зимой и летом, и были постоянно полуголодные. Известный под названием бульон меланас (μέλανας), который ежедневно ели подростки, варили из свинины, соли, уксуса и крови, на вкус он был отвратителен. Правда, в Спарте не возбранялось воровство и иногда мальчики-спартанцы наедались именно таким способом.

Образовательная система была продумана так, что создало модель идеального спартанского общества, направленная на формирование характера, патриотизма, повиновения.

thisgreece.ru

Наказание в Спарте

[По материалам научно-популярных изданий и Интернета.]

Общество в Спарте делилось на 3 класса: спартиаты (высший), их было фиксированное количество — 9000, но непонятно, как это достигалось; периэки (лично свободные, подлежащие воинской повинности, но не имеющие политических прав); и илоты (рабы). Все нижеследующее относится, по-видимому, к спартиатам и периэкам, но может быть, что только к спартиатам.

До 7 лет мальчики воспитывались матерью (отец, естественно, занимался военным делом); в 7 лет мальчики отдавались на государственное воспитание, которое продолжалось до достижения ими 20 лет. У каждого мальчика был воспитатель — взрослый мужчина, который осуществлял все воспитательные функции (и не только — это не возбранялось).

Форма одежды:

  • обувь отсутствует как класс (куски кожи, привязанные к ступням ног, использовались только воинами и только при боевых действиях);
  • одежда для повседневного ношения — накидка без рукавов из грубой ткани, длиной чуть повыше колен;
  • занятия спортом — в обнаженном виде;
  • стрижка — наголо.

Сон:
на голой земле, подстелив лишь самодельную подстилку из собственноручно собранного тростника. (Под открытым небом или нет, неясно; наверное, все-таки нет.)

Виды спорта:
бег (босиком! не только по дорогам, но и по пересеченной местности, очевидно), борьба (неясно, с элементами кулачного боя или без), метание диска и копья, плавание.

Наказания:
везде далее в тексте «наказание» значит «телесное наказание» — побои и/или порка. Один из источников указывает, что наказания были чуть ли не основным элементом воспитания, и применялись по любому возможному поводу, в частности, за болтливость и излишне развернутые ответы на вопросы старших (отсюда «лаконичный» — от названия местности Лаконика, в которой находилось государство Спарта).

Питание:
основным питанием взрослых воинов был «черный суп из мяса и крови дикого кабана». Хлеб и овощи, видимо, не упоминались, как очевидные. О питании мальчиков говорилось лишь, что оно было настолько скудным, что им приходилось прибегать к воровству овощей с полей, что входило в программу воспитания для развития ловкости и скрытности, необходимой для попавшего в тыл врага. Попавшихся на воровстве наказывали, как многократно подчеркивалось, не за воровство как таковое, т.к. оно было предусмотрено, а за то, что попались — не выполнили упражнение.
По-видимому, владельцам полей разрешалось наказывать попавшихся так, как они считали нужным. В одном источнике указывается, что наказание иногда было смертельным. (При некотором размышлении можно понять, что основными жертвами, по-видимому, были мальчики 12-15 лет, когда потребность в пище сильно возрастает, но сила еще невелика. С 16-17-летними и старше, я думаю, связываться было уже опасно.)

Закаливание:
один источник указывает, что плавание в реке было ежедневным независимо от времени года. (Насколько я понимаю, зимняя температура воздуха в южной Греции примерно градусов 10-15, а воды в реке, наверное, 8-10.) Другой источник заявляет, что мылись мальчики раз в году, наверное, имелось в виду ритуальное омовение.

Ритуалы:
раз в году мальчики подвергались в храме ритуальной порке до крови (с семилетнего возраста!). При порке запрещалось не только стонать, но даже стискивать зубы от боли. (Что было в случае нарушения этого запрещения, остается только догадываться — по-видимому, порка до потери сознания.)

Широко известна легенда о мальчике, спрятавшем пойманного/украденного лисенка под накидку, и не выдававшем этого, несмотря на то, что лисенок грыз его внутренности (в одном источнике говорится, что он в это время спокойно отвечал «нет» на вопросы, не знает ли он, где лисенок), до тех пор, пока не потерял сознание (легенда утверждает, что он умер от потери крови).

Цель всей этой затеи с лисенком — тайна веков.

Существует также и скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» (победитель в соревновании по бегу, несмотря на пораненную ногу), но я подозреваю, что там была не просто заноза, а что-то посерьезнее: за много лет хождения босиком кожа становится достаточно прочной и нечувствительной к занозам.

. любопытным фактом является добровольное сечение, вошедшее в обычай у спартанского юношества. Очевидцем подобных экзекуций был сам Плутарх, повествующий о них в своих бессмертных сочинениях. Hа ежегодных ристалищах-конкурсах флагеллянтов особенно счастливыми считали себя те мальчики, которые могли в течение целого дня выдержать жестокую порку пред алтарем Дианы, причем победителем являлся, разумеется, тот из добровольцев, которому удавалось снести наибольшее количество ударов. Тут же присутствовали и родители секомых, которые, ничтоже сумняшеся, подбадривали своих «артистов» и требовали от них, чтобы боль переносилась ими безропотно и «красиво». Особые жрецы должны были разводить на месте представления священный огонь и, исследуя раны, предсказывать молодым героям их будущее.

В 20 лет юноши переходили к военному образу жизни (в бараках), где в течение 10 лет занимались изучением искусства ведения боя. Питание там было получше, так что заниматься воровством уже не было необходимости. Прикрепленных воспитателей уже не было. С наказаниями было примерно так же, и при провинностях наказывали не только виновника, но и любовника, если был. Иметь любовника приветствовалось, т.к. способствовало лучшей дисциплине.

В 30 лет спартанцы становились полноправными членами общества и воинами.

А теперь закройте глаза и представьте себе 16-20-летнего спартанца:

  • классические черты лица;
  • стройное, загорелое мускулистое рельефное тело, едва прикрытое (если прикрытое) одеждой;
  • босые ноги, не знающие, что такое обувь;
  • сильный, ловкий, закаленный, выносливый, стойкий к любой боли.

  • и так (подсознательно) хотящий ласки, которой он был лишен с 7 лет.
  • mailcom.com

    Каким было спартанское воспитание

    — Зачем ты идешь в бой? — спрашивали спартанца.
    — Чтобы сражаться, — говорили воины.
    — Драться, а не бегать, — отвечали хромые.
    — Чтобы меч врага иступить своим телом, — отвечали слепцы.
    — Чтобы мое тело стало защитой молодым, — говорили старые.

    Два царя, которые правят одновременно, запрет заниматься чем-то, кроме военного дела, запрет на участие в Олимпийских играх, как и на занятия спортом вообще — именно столь необычной может показаться Спарта, если постараться охарактеризовать ее, при этом не вникая в суть. И хотя сами спартанцы относились бы ко всем остальным, помимо себя, с нескрываемым презрением, все остальные либо боялись этих представителей Греции, либо восхищались ими, как это происходит сегодня.

    Сила Спарты крылась в ее организации, а вся организация упиралась на воспитание спартанского духа с раннего детства. Воспитание это было полностью подчиненным духу воинов, а отцом идеологии называют легендарного Ликурга, о котором сами спартанцы говорили лаконично: «Он больше является богом, чем человеком».

    Все начиналось с рождения, когда только что появившегося на свет малыша отец должен был показать совету старейшин. Если были заметны признаки слабости – ребенка сбрасывали в расщелину недалеко от Спарты: места для таких здесь не было.

    С 7 лет мальчики отправлялись на жизнь в казармах, в которых им следовало провести долгие годы. Еды давали минимум, чтобы чувство голода было постоянным, одежда была универсальной, вне зависимости от того, был ли на улице зной лета или холод зимы – один плащ, а спать можно было только на достаточно жестком тростнике. И то, при условии: такой тростник, жесткий и острый, приходилось рвать для себя голыми руками.

    Практики претерпевания боли, присущие воинским народам, были и у спартанцев: если индейский юноша обязан был пройти «ритуал Посвящения» однажды, то спартанским мальчикам доводилось ежегодно ложится под порку. Всем без исключения, раз в году. Задача – не издать ни звука, не показать признаков боли. А то, что порки были жесткими, подтверждает простой факт: выносливые и сильные мальчишки иногда просто погибали под ударами розг.

    Запрет работать накладывает ряд ограничений, так что выживать в войну спартанцу следовало воровством. Мальчики обязаны были продемонстрировать свое умение что-либо украсть, поэтому, если юный спартанец с задачей не справлялся, то попадал под наказание и дополнительные порки. Если его ловили – был идентичный итог. На этот счет у спартанцев была красивая притча, что однажды мальчик украл лисенка, спрятав его под плащ. Взрослые, заподозрив неладное, остановили его и расспрашивали. В это время лисенок стал вгрызаться в живот мальчика, но последний никак не выдавал боли и избежал подозрений. А вот лисенок добрался до внутренностей ребенка, отчего последний вскоре умер. При воспитании спартанцев этого мальчика приводили в пример, как героя.

    Принцип получать оценку каждого своего действия отдельно, а не их совокупности, тоже закладывался с малых лет. Существует упоминание о мальчике Исаде, который самовольно бежал на войну. Юный Исад показал себя доблестным воином в бою, за что, вернувшись, был удостоен венка, символизирующего мужество. И наказания розгами, которые были ответом на нарушение дисциплины.

    И действительно: дисциплина была основой основ. Именно спартанцы первыми в Греции освоили слаженные действия, ведя бой не поодиночке, а строем. Покинуть место в строю или ослушаться приказа – тяжелейшее преступление, оправдания которому нет. Побежал от врага – смерть. Оставил место в строю и ринулся на врага – та же участь, то же самое преступление.

    С детства спартанцев приучали к тому, что вино – опасная вещь. Для этого илота (одного из представителей завоеванной народности) во время застолий в Спарте спаивали вином и водили между лавок с молодыми бойцами. Илоты, которых и без того презирали до крайности, в пьяном виде выглядели прототипом сегодняшних бомжей, врезаясь в память юным спартанцам отвращением еще и к алкоголю.

    А вот для того, чтобы и в мирное время боевой дух не падал, молодежь водили в ночные набеги на селения илотов: те были беззащитны перед грозными спартанцами (хотя и превосходили последних числом в 10 раз), а сами спартанцы с детства привыкали к крови в бою.

    Такая привычка внесла коррективы в антураж во время боя: не было барабанов, не было рогов, поднимающих боевой запал войска. Одержимых войной и живущих ею воинов Спарты надо было усмирять, а не подбадривать, так что шли они на врага под томные звуки свирели.

    Красные одежды должны были скрыть раны и кровь от врага, не выдавая слабость. Прическа была важным аспектом: красивых правильная прическа делала грозными, в то время как страшными становились те, кто был некрасив.

    Еда была сытной, но главное блюдо спартанцев не мог стерпеть никто, кроме них: свежая свиная кровь (по другим источникам – кровяная похлебка), в которую добавляли чечевицу, уксус и соль. Вместо денег – железные прутья, выдержанные в уксусе: и мелкая покупка требовала целой телеги таких прутьев, в то время как из-за уксуса становились они хрупкими и непригодными для перековки.

    Два царя не позволяли расслабиться друг другу, обеспечивая одновременно возможность войны на несколько фронтов. «Спарте нужны не спортсмены, а воины» — именно этим девизом объясним запрет спартанцам участвовать в Олимпийских играх. И даже тренеров по борьбе и бою не было: не хитрыми приемами, а силой и мужеством должны были учиться побеждать врага воины Спарты.

    В Спарте не было наказания за измены, потому что не было самих измен. Стариков и женщин почитали тоже только здесь, причем на слова о том, что мужчина-воин только в Спарте станет слушать женщину, был лаконичный ответ: только спартанские женщины способны рожать мужчин.

    Лаконичность, корнем которой служили земли Лаконии, была отражением прагматичной сущности спартанцев: лишние слова не приветствовались, как и вообще пафос. Законы же не записывались: они были лаконичны и заучивались наизусть.

    Спарта просуществовала около десяти веков, и до сих пор ее традиции и законы интересуют современников, и в наши дни термин «спартанское воспитание» не утратило актуальности, означая воспитание мальчиков без сантиментов и сюсюканья. Все также, основными критериями для будущего мужчины являются сила воли, закалка и выносливость. Главное для приверженцев Ликурга — не перестараться, все же воспитание машин для войны перестало быть настолько уж актуальным, наверное, достаточно просто вырастить из мальчика настоящего мужчину.

    sevia.ru

    Спартанское воспитание

    Афинянин спросил спартанца: «Какое в Спарте наказание за супружескую измену?» — «Никакого», — ответил тот. Афинянин не отставал. Спартанец сказал: «Нужно принести в жертву такого быка, который, стоя на горе Тайгете, пьет воду из долины Еврота».

    Женщины в воинском государстве были под стать мужьям: мужественные, сильные, закаленные. Они не жили затворниками, как в остальной Греции: с ними считались. «Только в Спарте мужья слушаются жен», — сказали спартанке. «Потому что только в Спарте жены рожают настоящих мужей», — ответила спартанка.

    Спартанка послала в бой пятерых сыновей и ждала вестей у ворот. Появился гонец. «Как дела?» — «Все пятеро убиты», — ответил гонец. «Я не о том спрашиваю: кто победил?» — «Мы». — «Тогда я счастлива, что они погибли», — сказала мать.

    Новорожденного ребенка спартанец приносил в совет старейшин. Его осматривали. Если ребенок был хилым или больным, ребенка убивали: бросали в черную расщелину невдалеке от Спарты. В Спарте должны были расти только сильные и здоровые дети.

    Греческие латники. Бронзовый панцирь скреплялся из двух половин, защищавших грудь и спину; снизу пристегивался кожаный или войлочный передник, часто с нашитыми металлическими полосами. На голове шлем с гребнем: у одного воина с забралом, у другого — с открытым лицом; на ногах у одного — поножи, подбитые кожей. Живот был прикрыт только щитом.

    В семь лет ребенок покидал дом и поселялся со сверстниками в казармах. Здесь учились жить по‑спартански. Ели впроголодь, ходили круглый год в одном плаще, спали на жестком тростнике, нарванном голыми руками. Раз в году всех наперечет секли розгами на алтаре Артемиды, где когда‑то приносили человеческие жертвы. Надо было вынести порку без единого стона. Некоторые умирали под розгами.

    Чтобы уметь добывать пропитание на войне, подростки учились воровать. Кто приходил ни с чем, того били, кто был пойман с поличным, того тоже били.

    Учились прежде всего бою и борьбе. Борцов‑учителей не было: спартанец должен побеждать не хитрыми приемами, а силой и храбростью. В олимпийских и других спортивных состязаниях спартанцам участвовать запрещалось: «Спарте нужны не атлеты, а воины».

    Учились презирать и ненавидеть илотов. Чтобы молодежь не приучалась к вину, поили допьяна илота и водили мимо обеденных столов — один вид его вызывал отвращение. Чтобы молодежь приучалась к войне и в мирное время, устраивали тайные ночные походы на беззащитные селения илотов. Походы были настоящие, с кровопролитием: убивали тех, кого слишком ненавидели или боялись.

    Учились почитать стариков. На Олимпийских играх один старик искал себе места среди зрителей. Он пробирался между скамьями, но места не было. Он дошел до скамей, где сидели спартанские юноши, — все как один вскочили перед ним, уступая место. Стадион разразился рукоплесканиями. Старик воскликнул: «Все греки знают, что такое хорошо, но только спартанцы умеют поступать хорошо». А кто‑то сказал: «Только в Спарте стоит жить до старости».

    Учились простоте и прямоте, учились не заниматься пустяками. Гость сказал спартанцу: «А я простою на одной ноге дольше тебя». Спартанец ответил: «А мой гусь — дольше тебя». Спартанцу предложили послушать певца, который поет, как соловей. «Я слышал самого соловья», — ответил спартанец.

    Много лет спустя, когда Спарта уже слабела, македонский царь разбил спартанцев и потребовал от них заложников: пятьдесят мальчиков. Спартанцы ответили: «Возьми лучше взрослых: мы не хотим, чтобы мальчики вернулись к нам не по‑спартански обученными».

    sci-book.com

    Право Афин и Спарты

    Право древней Спарты

    Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах.[21]

    Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу. Равенство спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.

    Сохранение сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Спартанцы надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу».[22]

    В Спарте в VI – V вв. до н. э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.

    Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.

    Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.[23]

    Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

    Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших».[24]

    Семья в Спарте была моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены – пережитки группового брака. Семья в Спарте как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала еще более раннюю ступень – брак групповой. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним.
    »Муж молодой жены, — говорит Плутарх, — если был у него на примете порядочный и красивый юноша. мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от его семени ребенка признать своим».[25] Чувство ревности Ликург «изгнал» как недостойное. Вместе с тем не стало (юридически) и прелюбодеяний. Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически узаконен.

    Рождение женщиной ребенка от доблестного воина – друга ее мужа приветствовалось и государством, и обществом, т. к. «. дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»
    Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и матерей».[26]

    Таким образом, право древней Спарты основывалось прежде всего на интересах государства.

    Право древних Афин

    Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н. э. при архонте Драконте. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Необходимостью являлось ограничение власти архонтов, произвольно толковавших обычай.

    Законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э., считаются древнейшей систематизацией афинского права. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Известны они своей непомерной жестокостью; укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, – смертную казнь. «Когда Драконта спросили, — пишет Плутарх, — почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего».[27]

    Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов. Еще одним немаловажным шагом вперед было то, что принцип ответственности по правилам талиона был отменен.

    Шагом вперед было и то, что по законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Впервые вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы – смертная казнь.

    В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую – норму, руководствуясь убеждением.

    В V – IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

    Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: «И я буду слушаться власти. и повиноваться установленным законам. и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми».[28]

    После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским (отцом Александра), Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Тем не менее каждый город имел собственное право, во многом отличавшееся от права других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры, они должны были решаться на основе местного права.

    Когда в результате объединения Греции под властью Македонской монархии аттический (афинский) язык стал господствующим, оттеснив другие диалекты, законы и указы стали писаться на этом языке и притом по одной и той же «общей форме».
    Публиковались декреты на специальных стелах – вертикально поставленных каменных досках — или на табличках. Хранились они в здании городского управления. Можно было заметить, пишет историк эллинизма В. Тарн, что, чем декреты были незначительнее по своему содержанию, тем они были многословнее.

    С этого же времени появляются в Греции настоящие, то есть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основных ее городов, а это было делом нелегким.

    Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накоплять большие состояния.
    В IV веке до н. э. самым богатым человеком в Греции считали некоего Дифила. У него было 160 талантов. Средним состоянием было приблизительно 1/5-1/4 таланта.

    Частная собственность, возведенная в ранг священной и неприкосновенной, охраняется самыми суровыми мерами. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Термин «священный и неприкосновенный» возник в Древней Греции. Он был применен первоначально к тем городам и храмам, которые добились признания их земли и собственности неприкосновенными во время войны, свободными от ареста и пр.

    Особую разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.[29]

    В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.[30]

    Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался «говорящим орудием», не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

    О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».[31]

    Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

    Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

    В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

    Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

    Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

    Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

    Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

    Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести.[32]

    Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.
    Оскорбление и даже убийство посла считались преступлениями против религии: личность посла находилась под защитой богов.
    Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью.
    Строго различались убийства умышленное, которое влекло за собой смертную казнь, и неосторожное, или случайное, наказанием за которые было изгнание из государства.

    Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление – способ, которым был казнен философ Сократ.
    Древнегреческий драматург Эсхил перечисляет в трагедии «Эвмениды» наказания: «Тут храм – не место лобное, где плетью бьют, Выкалывают очи, рубят головы, Камнями поражают, четвертуют, рвут, Скопят, увечат, с долгим воем корчатся Посаженные на кол. ».[33]

    Тюремное заключение было только предварительным. Тюрьмами, как об этом пишет Плутарх, служили подземелья, куда не проникал ни свет, ни воздух, без окон и дверей.

    Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства.

    В некоторых полисах, например Гортине (О. Крит), прелюбодея увенчивали венком из шерсти в знак его распущенности (намек на козлоногих сатиров). Он лишался, кроме того, имущества и гражданских прав.

    В числе наказаний встречались: смертная казнь; продажа в рабство; телесное наказание; лишение свободы; штрафы; конфискация; атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

    В наказании видели главным образом страдание, мучение. Страх перед мучением – главное, что должны внушать человеку закон и суд. В этом – путь к справедливости. Эсхил в трагедии «Агамемнон» пишет: «Страданьем учит нас правды суд по божьи жить».

    Определение наказания зависело от тяжести преступления, а также таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, приготовление, подстрекательство, соучастие. Афинскому уголовному праву хорошо известно понятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительно высокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли в Афинах философия, искусство, науки. В известном деле Ореста, убившего из мести мать, хор, непременный участник древнегреческой трагедии, упрекает Аполлона в том, что это он подстрекал сына убить мать: «Единый ты преступник».[34]

    Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд.

    Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительном следствии, или оглашения соответствующего закона. «Прочти показания такого-то», «Прочти закон», — говорили они секретарю суда.

    Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного лица. Однако она была неизбежной.
    Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена ненужных украшений, насыщена фактами, а главное – логическими заключениями. Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения регламента, предоставив оставшееся время противнику.

    Свои показания стороны давали под присягой. Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение. Так, в случае с Орестом они избирают оправдание, хотя самый факт преступления никем не отрицался. Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно было основываться на «испытании улик», на доказательствах. При этом они могли входить в оценку качества самих показаний. Не исключено, что при неясности дела сомнение толковалось в пользу обвиняемого.

    Об этом свидетельствует так называемая Гортинская правда (составлена на о. Крит в V в. до н.э.), сохранившая сведения о правовых институтах, присущих всему греческому миру той эпохи. Так, в случае спора о рабе предписывается судьям: «Если же один будет спорить, что это свободный, а другой, что это раб, тогда пусть будет преимущество за тем, кто будет утверждать, что это свободный».[35]
    Вначале решался вопрос о виновности лица («виновен» – «невиновен»).

    Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Голосование было тайным. При равном счете голос председательствующего давал перевес. Особой торжественностью отличался процесс в ареопаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц (недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягали на освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался камнем непрощения, камень обвиняемого – камнем обиды. Приговор постановлялся на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себя от наказания, добровольно покинув Афины.

    biofile.ru

    Еще по теме:

    • Тип наследования при гемофилии а Л. А. Исаева, Л. К. Баженова, Детские болезни, 1987 ГЕМОФИЛИЯ (HAEMOPHILIA) Гемофилия — классическое наследственное заболевание, характеризующееся периодически повторяющимися, трудно останавливаемыми кровотечениями, обусловленными недостатком […]
    • Приказ о допуске к экзаменам Приказ о допуске к экзаменам МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 1 – ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА От 24 .05. 2008 № 33 О допуске к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 класса, освоивших образовательные […]
    • Тема закона и благодати Сочинение "В чём основная идея "Слова о Законе и Благодати" Киевского Митрополита Иллариона?" Сочинение ученицы на тему: "В чём основная идея "Слова о Законе и Благодати" Киевского Митрополита Илариона Предварительный просмотр: Всё в этом мире […]
    • Законы распределения случайных величин задачи Дискретные случайные величины Случайной величиной называют переменную величину, которая в результате каждого испытания принимает одно заранее неизвестное значение, зависящее от случайных причин. Случайные величины обозначают заглавными латинскими […]
    • Учебник по праву собственности Гражданское право Раздел I. Основные положения гражданского права Раздел II. Право собственности и другие вещные права Раздел III. Интеллектуальные права Раздел IV. Наследственное право Раздел V. Международное частное право Раздел VI. Общие […]
    • Мошенничество в ук фрг Структура УК ФРГ Структура УК ФРГ. Особенная часть включает: раздел I "Подрыв мира, государственная измена, создание угрозы демократическому правовому государству"; раздел II "Измена Родине и угроза внешней безопасности"; раздел III "Преступные […]